Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жесты и культура народов мира

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский  Политехнический  Университет» 

Факультет – Институт дистанционного образования
Специальность – 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Кафедра – Культурологии и социальной коммуникации 
 
 
 
 
 

Жесты и  культура народов мира 

Реферат  
 

Основы  физиогномики и кинесики 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Студентка гр. З-11273                                           А.В.Бучинская 

      Руководитель                                                           М.Ю.Филиппов
      (доцент)                                                         
 
 
 
 
 
 

Томск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    Тема  реферата – «Жесты и культура народов мира».
    Цель  реферата – показать роль жестов в  невербальном общении разных народов.
    Для выполнения намеченной цели необходимо выполнить несколько задач:
      Дать общее представление о жестах
      Выявить специфику жестов представителей разных народов и национальностей
    С научной точки зрения «жест — любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию». «Жестов язык — система знаков, осуществляемых условными жестами и используемых для языкового общения наряду со звуковой речью или взамен ее. Употребляется народами первобытной культуры, а также развитой культуры в условиях многоязычья, в связи с древними бытовыми обрядами, а также при немоте». «Жест — действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему».
    Невербальный язык может иногда выразить (или скрыть) даже большую информацию и в более эмоциональном варианте, чем речь. Делается это как непроизвольно – жесты ликования, отчаяния, безнадежности, неожиданного удивления и многие другие, - так и вполне осмысленно, для того, чтобы подчеркнуть ту или иную озвученную мысль или же, напротив, чтобы не выдать своих истинных чувств.
    Изучение различных средств невербального общения (позы, жестов, мимики, временно-пространственной организации  общения) поможет нам понять не только окружающих людей, но и себя.
    Важно подчеркнуть, что люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20—40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
  Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
  Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
  Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
  Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить нас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
    Таким образом, разговорный язык и жесты общепризнанно считаются структурными элементами человеческих взаимоотношений (как неформального общения, так и формальной беседы), но в отличие от языка, жесты до последнего времени интересовали ученых мало.
    Что именно называется жестом? Жесты это движения тела (или некоторой его части), используемые для передачи мысли, намерения или чувства. Такие действия часто совершаются руками, однако в жестикуляции также задействованы лицо и голова. Некоторые действия обычно не считаются жестами — в том числе прикосновения к себе, отряхивание, оглаживание одежды и нервная манерность. Одни движения, ориентированные на собственное тело, отражают или регулируют состояние возбуждения, а другие могут быть направлены на выполнение задачи. Действия, используемые при выполнении таких задач, как курение, еда или поднимание книги, обычно не считаются жестами. Однако если подобные инструментальные действия осуществляются явно аффектированным образом («стильно»), они будут расцениваться как преднамеренные жесты. Известен по крайней мере один случай, когда люди пытались воспроизвести легко узнаваемый оскорбительный жест - сгибание руки — так, что он не походил на оригинал, но все равно передавал его значение. Поскольку выполнение характерного сгибания руки на Мальте было запрещено законом, некоторые жители острова производили его, словно бы почесывая верхнюю часть выпрямленной и вытянутой вперед руки. Почесываемая рука при этом зажата в кулак.
    Действия, которые мы воспринимаем как незапланированный результат переживаемого чувства, не входят в планируемое послание и, соответственно, исключаются из категории жестикуляций. Иначе говоря, действия, не являющиеся частью «актуального» повеления человека, обычно не считаются жестами.
    У жестов много функций. Они могут замещать речь (во время диалога или когда речь не используется вообще), регулировать поток и ритм взаимоотношений, удерживать внимание, подчеркивать высказывание и вносить в речь ясность, характеризовать содержание речи и делать его запоминающимся, предвосхищать последующие фразы и помогать собеседникам воспринимать и формулировать речевые высказывания.
    Какие типы жестов обычно употребляются в повседневном общении? Существует несколько классификаций жестов, но важнейший метод классификации рассматривает связь жеста и речи. Соответственно, мы рассматриваем независимые от речи и связанные с речью  жесты.
    Рассмотрим жесты независимые от речи и жесты зависимые от нее.
    Независимые от речи жесты также называют эмблемами, или автономными жестами. Это невербальные действия, которые имеют прямой вербальный перевод или словарное определение, состоящее обычно из одного-двух слов или из одной фразы.
    Члены одной культуры или субкультуры в большинстве случаев переводят такие сигналы одинаково. Эти жесты практически не зависят от речи по значению и чаще всего выполняются как единичный жест. Жест «о'кей» - пример жеста, независимого от речи и общего для нескольких культур.
    Дети уже к трем годам способны расшифровывать некоторые такие жесты, и эта способность стремительно развивается до пятилетнего возраста. В ходе одного исследования четырехлетние дети (как мальчики, так и девочки) правильно расшифровывали эмблемы, обозначающие «да», «нет», «подойди сюда», «тихо», «до свидания», «два», «я не хочу слушать», «воздушный поцелуй», «я собираюсь спать» и «я не буду этого делать». Никто из четырехлетних малышей не смог правильно расшифровать жест «чокнутый». В целом дети этого возраста понимают и правильно расшифровывают больше независимых от речи жестов, чем они используют в общении между собой. Однако с помощью и подсказками воспитателей дети, еще не научившиеся говорить, могут аффективно использовать для коммуникации от 10 до 60 жестовых знаков.
    В некоторых культурах несколько независимых от речи жестов, проделанных в определенном порядке, могут формировать последовательное сообщение, но в Соединенных Штатах это происходит редко. Хотя такое может случиться, например, если вы разговариваете по телефону, а в это время к вам входит посетитель, и вам требуется показать ему так, чтобы он понял, последовательность «подождите минутку», «входите» и «садитесь». У представителей определенных профессий, например у водолазов, спортивных судей и телеведущих, формируется целая система независимых от речи жестов. Хотя обычно так системы сигналов относятся к выполнению определенной задачи, они могут и выходить за границы задач. Например, уровень зашумленности на лесопилках Британской Колумбии сделал вербальную коммуникацию практически невозможной. Была сформирована система жестов, связанных с задачей, но в итоге в нее вошли и жесты, не имевшие никакого отношения к работе лесопилки. Системы жестов, не ограниченные специфической задачей, известны как знаковые языки. Знаковый язык прежде всего ассоциируется с общением людей с нарушениями слуха, но такие языки возникают и при других обстоятельствах — вспомним религиозные ордена, где принимается обет молчания, или социальные ситуации, в которых некоторым участникам запрещается говорить как, например, армянкам в присутствии их муже.
    Независимые от речи жесты могут применяться тогда, когда вербальные каналы заблокированы или ущербны, но они могут использоваться и во время вербального общения. Человек может рассказывать о том, как кто-то странно себя повел, и завершить его жестом «он сошел с ума». В этом случае вращение пальцем у виска заменяет все предложение. В западной культуре этот жест также может использоваться для завершения высказывания: «Если уж ты меня спрашиваешь, я думаю...» В этом случае вербализации излишни и не являются необходимыми для понимания передаваемого послания. В этом примере независимый от речи жест выступает в роли заключительного слова говорящего, но другие могут появляться и в начале высказывания. Экман, изучая эмблему «пожимание плечами», пришел к выводу, что наиболее часто к нему прибегают в начале высказывания.
    Детальная работа Шерцера, посвященная жесту указывания на губы, который использовали члены протестантской общины Куна в Панаме, и жесту поднятия большого пальца у жителей бразильских городов, доказывает, что жесты могут иметь общее значение, изменяющееся в зависимости от контекста. Например, жест поднятия большого пальца имеет общее значение «хороший» или «положительный». Контекст, однако, расширяет круг значений. Этот жест используется для подтверждения того, что адресант понял сказанное или сделанное собеседником; как признание достоинства; как приветствие; для выражения того, что человек может предсказать следующий ход в общении и указать того, кто собирается его осуществить; как просьбу о разрешении выполнить какое-либо действие, например, когда клиент уведомляет официанта о наличии столика.
    Иногда контекст влияет на значение в меньшей степени, чем небольшие изменения в способе исполнения жеста. Когда указательный палец вытягивается (а другие пальцы сжаты в кулак) и неподвижно удерживается на расстоянии около 30 сантиметров от чьей-то груди, жест означает «подожди минутку»; когда палец многократно поднимается и опускается, значение меняется на замечание или подчеркивание; когда палец перпендикулярно прижат к губам, жест значит «тихо».
    Существуют опубликованные перечни эмблемных жестов культур всего мира. Анализ более 800 эмблемных жестов, вошедших в эти перечни, обнаруживает три широкие категории значения, придаваемого 80% независимых от речи жестов, наблюдаемых в Соединенных Штагах, Колумбии, Франции, на юге Италии и в Кении, а также 66% иранских жестов. Эти категории таковы: межличностный контроль, извещение о своем текущем состоянии или о текущих обстоятельствах и оценочная реакция на действия или внешность другого. В результате исследования пяти культур, выполненного Экманом, было отмечено, что в каждой из них существуют эмблемные жесты для приветствия и расставания, ответа, обозначения передвижения (все это — формы межличностного контроля); для оскорбительной оценки действий или внешности другого человека; для обращения к физическому или аффективному состоянию другого, или для извещения о собственном состоянии на данный момент, или об обстоятельствах, в которых человек находится. У некоторых культур больше эмблем одной категории (например, оценки поведения другого), в то время как эмблемы других культур могут акцентировать другие послания (например, межличностный контроль).
    До сих пор не были обнаружены жесты, которые одинаково выполняются и имеют одно и то же значение во всех исследуемых культурах. Однако в будущем, возможно, такие жесты будут найдены. Наиболее вероятными кандидатами на это место являются жесты, используемые для подтверждения, отрицания, остановки, выражения незнания, а также для обозначения процессов сна, принятия пищи и питья (общих для всех людей).
    Намного более распространены примеры похожих жестов, которые имеют в разных культурах разное значение. В 1877-1878 годах Болгария и Россия заключили союз для войны с Турцией. Этот альянс столкнулся с очень серьезной проблемой, заключавшейся в том, что русский способ сказать «нет» — это вращение головой из стороны в сторону, а очень похожий болгарский жест означает «да». Жест-кольцо (большой и указательный палец, образующие круг), во Франции и в Бельгии означает «ты ничего не стоишь», в Японии — «деньги», в некоторых областях юга Италии — «задница», а в Греции и Турции он является оскорбительным или вульгарным сексуальным предложением. Для многих жителей Соединенных Штатов он, разумеется, обозначает всего лишь «о'кей». Конечно, не все будет «о'кей», если жест-кольцо использовать в тех культурах, где ему соответствуют иные значения.
    Жест поднятия большого пальца обычно в Соединенных Штатах расшифровывается как «хороший», «все отлично» или «о'кей», но на Ближнем Востоке он является непристойным жестом. Палец, помещенный между указательным и средним пальцем (фига) является в Германии, Голландии и Дании приглашением к сексу, но он же будет пожеланием удачи или покровительства в Португалии и Бразилии, а в России — выражением издевательского отказа. Жест «V», когда ладонь обращена к производящему его, является в Великобритании сексуальным оскорблением, но означает «победа», если ладонь направлена наружу. Во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль дал широкую известность жесту «V за победу». В Соединенных Штатах жест «V» не наделен значением сексуального оскорбления, как в Великобритании, и нет различий в форме жеста «V-победа» и «V-мир» - значения, ставшего популярным во время протестов против войны во Вьетнаме в 1960-х годах.
    Вертикальный жест «рога» в Португалии. Испании, Италии и в некоторых областях Центральной и Южной Америки обычно расшифровывается как «тебе наставили рога». Студенты, принадлежащие к культурам, в которых этот жест означает, что «твоя жена была тебе неверна, и ты либо слишком глуп, чтобы понять это, либо сам не можешь удовлетворить ее», были бы изрядно удивлены, если бы попали в Техасский университет. Тут, как и по всему Техасу, жест «рога» используется для демонстрации принадлежности к университету и поддерживает дух студенчества. Он изображает породу коров «лонгхорн» («длиннорогая») и буквально представляет Университет Техасских Лонгхорнов («длиннорогий» часто используется как прозвище техасца). Подставьте себе, что будет, если люди, в сознании которых жест «рога» ассоциируется с фразой «тебе наставили рога», посмотрят футбольный матч с участием команды Техасского университета, на котором 75 тысяч болельщиков показывают этот жест настойчиво, многократно и в унисон. Кроме того, другой знак, похожий на жест «рога», но с большим пальцем, не прижатым к ладони, а отставленным в сторону, многими людьми по всему миру расшифровывается как «я вас люблю». Этот знак позаимствован из азбуки глухонемых.
    Многие автономные жесты свойственны только одной культуре. Во Франции, например, человек может изобразить «подвыпивший», зажав нос в кулак и повертев его. Некоторые послания имеют различные жестовые формы в разных культурах. Обратите внимание, как суицидальные жесты отражают наиболее распространенные в каждой культуре способы самоубийства. Число независимых от речи жестов, используемых в пределах одной культуры, может широко варьировать — от менее ста в Соединенных Штатах до более 250, которые распознают израильские студенты.
    Жесты, преимущественно используемые для игр, наподобие шарад или «Море волнуется», обычно не считаются «естественными». Фальсификации и жесты, требующие речи, тоже исключались. Опять-таки требовалось, чтобы по крайней мере 70% расшифровщиков угадали заложенное кодирующим значение и расценили жест как естественно используемый в повседневных ситуациях коммуникации.
    Указательный палец, показывающий на голову, может означать «умный» или «глупый» в зависимости от контекста, но если 70% людей в данной группе населения говорят, что это означает «глупый» (без сопровождения информацией в контексте), считается, что это подтвержденная эмблема для обозначения понятия «глупый» в пределах данной группы. Однако контекст может изменять это значение.
    Давайте теперь поговорим о жестах, связанных с речью. Связанные с речью жесты, иногда называемые иллюстраторами, прямо соотносятся с речью или сопровождают се. Значение и функции этих жестов раскрываются по мере того, как мы изучаем их связь с сопутствующей разговорной речью. При попытке систематизации различных типов связанных с речью жестов использовалась различная терминология, но так или иначе были выявлены четыре общих типа.
    Жесты, связанные с референтом говорящего — конкретным или абстрактным.
    Жесты, указывающие на отношение говорящего к референту.
    Жесты, используемые как визуальное выделение слов говорящего.
    Жесты, способствующие регуляции и организации разговорного диалога между двумя участниками.
Жесты, связанные с референтом
    Как уже говорилось, мы используем жесты для описания содержания нашей речи. Иногда это движения, изображающие совершенно конкретные референты; иногда же референтами жестового указания оказываются пространные, абстрактные идеи.
    Указывающие движения, например, помогают описать определенного человека, определенное место или определенную вещь, о которых идет речь. Референт может находиться в непосредственном окружении беседующих, а может быть более отдаленным, как в случае, когда вы говорите: «И где ты был до этого?», указывая пальцем в направлении того места, о котором идет речь. Жесты, рисующие форму или движение референта, и жесты, которые отображают пространственные отношения, могут использоваться с целью помочь слушателю визуализировать черты конкретного референта. Когда мы говорим: «Мне пришлось отогнуть эту ветку назад», показывая, как мы это сделали, наш жест тесно взаимосвязи с конкретным семантическим содержанием речи. Если жесты, связанные с референтом, обрисовывают референт путем начертания фигуры в пространстве (например подобие песочных часов, что обозначает «хорошо сложенная женщина»), можно задаться вопросом, в самом ли деле этот жест является связанным с речью. Чтобы прийти к утверждению, может ли такой жест быть независимым от речи, нужно, чтобы 70% членов той группы населения, которая использует данный жест, распознали значение «хорошо сложенная женщина», столкнувшись с жестовым изображением вне речевого контекста.
    Более абстрактные референты можно охарактеризовать, очертив в воздухе путь или направление мысли или совершая круговые движения кистью или рукой, желая сказать: «Я имею в виду нечто большее, чем конкретные использованные мной слова», а также используя для обозначения широты обсуждаемого предмета жесты расширения или сужения, подобные движениям аккордеониста. Иногда посредством жестовых метафор мы изображаем абстрактное содержание. Например, ладони, сложенные чашечкой представляют вместилище того, что можно было предполагать. Когда они разведены в стороны, то передают идею о том, что «все возможно», и внезапное их исчезновение предполагает, что то, что могло быть, не произошло.
    Жесты, указывающие на отношение говорящего к референту
    Эти жесты не столько характеризуют характер того, о чем идет разговор, сколько отражают ориентацию говорящего на референт. Расположение ладоней может указывать на совершенно разное отношение к собственному посланию. Например, ладони направлены вверх, когда человек чувствует неуверенность («Я думаю» или «Я не уверен»); ладони направлены вниз, когда человек уверен в своих словах («точно» или «безусловно»); ладони направлены наружу, к слушающему, когда человек делает заявление («Позвольте сказать...» или «Тише»); ладони направлены к говорящему, когда тот описывает идею («У меня появилась замечательная мысль...»). Положение ладоней может иметь другие связанные с речью ассоциации, например говорящий поворачивает руки ладонями вверх, когда оправдывается, умоляет или даже предчувствует близость приветствия.
    Колебательные движения рукой предполагают, что говорящий «не уверен» или «может пойти любым путем». У Шарля де Голля, бывшего президента Франции, был знаменитый хватательный жест, который многие понимали как желание контролировать предмет обсуждения.
Пунктуационные жесты
    Пунктуационные жесты подчеркивают, акцентируют и организуют важные сегменты разговора. Таким сегментом может быть отдельное слово или большая единица высказывания (например подведение итогов или ввод новой темы). Когда эти жесты используются для подчеркивания определенного слова или предложения, они часто совпадают с главным голосовым ударением. Пунктуационные жесты могут также разбивать речевой поток на части. Когда мы говорим о ряде вещей, мы может передавать дискретность ритмичными рубящими движениями рук, например: «Мы должны учитывать А (жест), В (жест) и С (жест)». Иногда единичный рубящий жест после С указывает на то, что С следует рассматривать отдельно, или на то, что А, В и С следует рассматривать как группу. Легкий наклон головы может сопровождать жесты рукой. Удар рукой или кулаком в воздухе или по другому объекту тоже является способом постановки ударения и визуального подчеркивания определенного сделанного акцента.
    Пунктуация, безусловно, может сопровождаться и другими движениями. Одним из таких проявлений является «Поднятие взгляда» (но не «Поднятие бровей»). Как выяснилось, мгновенное поднятие век говорящего без участия бровей чаще всего наблюдается при произнесении имен прилагательных и используется для постановки акцента на них.
Интерактивные жесты
    Категории жестов, о которых мы говорили до сих пор, были ориентированы на содержание монолога говорящего. Интерактивные жесты требуют присутствия второго участника диалога и помогают регулировать и организовывать диалог как таковой.
    Поскольку эти жесты направлены на непрерывное вовлечение в общение и разделение ролей участников разговора, они возникают только в присутствии других людей. Соответственно, основной функцией интерактивных жестов является вовлечение в диалог партнера по общению. Подобные жесты, вероятно, составляют от 10 до 20% всех жестов, наблюдаемых в ходе беседы.
    Бэйвлас и ее коллеги (1992, 1995) выделили четыре основные функции, выполняемые этими жестами.
    Передача информации.
    Сепию на предшествовавшее высказывание собеседника.
    Попытка добиться от собеседника определенной реакции.
    Регулировка очередности реплик.
    Другие ученые обнаружили, что мимическое изображение «задумчивого лица» стимулирует аудиторию принять участие в поисках нужного слова и, следовательно, выполняет общую функцию включения. Гудвины указывают, что прикосновение к себе способствует уклонению от беседы, что противоположно включению.
    Хотя вышеприведенное разделение связанных с речью жестов на четыре категории полезно для понимания того, как соотносятся между собой жесты и речь, у некоторых жестов может быть несколько функций. Например, отношение говорящего к референту может быть очень насыщенным. Однако некоторые жестовые проявления, обнаруживающие  эти взаимоотношения, могут также подчеркивать (акцентировать) определенные специфические части послания. Тем не менее следует помнить, что существуют различные типы связанных с речью жестов, функции которых для разных участников беседы могут быть различны. Кросс-культурное сравнение, выполненное Эфроном, показывает, каким полезным может оказаться проведение различий между жестами. Ученый обнаружил, что жители юга Италии во время разговора широко используют жесты, имеющие близкое сходство с референтом (например изобразительные), в то время как евреи Восточной Европы используют подобные жесты в очень незначительном объеме. Разумно предположить, что различные культуры ценят разные виды информации, вследствие чего различаются и их жесты. Даже количество жестов во всех категориях может варьировать от культуры к культуре.
    На частоту жестикуляции могут оказывать воздействие несколько ключевых факторов: 1. Во-первых, связанные с речью жесты чаще наблюдаются при общении лицом к лицу, чем при разговоре при помощи средств связи. Конечно, мы используем некоторые жесты и тогда, когда слушатели нас не видят, например во время телефонного разговора. Однако продолжительное общение без визуального контакта уменьшает количество используемых жестов. Любопытно, почему мы вообще используем жесты, когда слушатели нас не видят. Это может объясняться привычкой, но поскольку жесты, как известно, используются для облегчения передачи мыслей, мы можем продолжать использовать их с целью увеличения до максимума эффективности единственного используемого канала — голоса. В этом отношении жесты выступают как запал, активирующий всю коммуникативную систему и таким образом извлекающий все возможное из речевых сигналов. 2. Связанные с речью жесты, как правило, наблюдаются чаще, когда творящий увлечен и заинтересован темой разговора. 3. Мы можем ожидать, что говорящие, заинтересованные в том, чтобы слушатель понял их послание, будут использовать связанные с речью жесты в большем количестве, особенно в сложных или затруднительных коммуникативных ситуациях, например, когда слушатель либо невнимателен, либо не понимает говорящего или если сам говорящий не может подобрать слов для передачи своей мысли. 4. Говорящие, стремящиеся управлять разговором, тоже обычно используют большее количество связанных с речью жестов. 5. Содержание разговора также играет роль в количестве используемых жестов. Отвечая на вопросы, касающиеся физической деятельности («Объясни, как заменить колесо у автомобиля или у велосипеда» или «Объясни, как упаковать подарок»), мы будем использовать больше жестов, чем при ответе на вопросы о визуальных или абстрактных образах.
    В следующем разделе мы поговорим о том, что речь и жесты тесно связаны между собой, и любому из нас будет сложно совершенно воздержаться от жестов на протяжении длительного разговора. Даже если бы это было возможным, не стоит рекомендовать отказываться от жестов вовсе, поскольку они играют в коммуникации важнейшую роль. В ходе эксперимента, описанного в 1931 году в советской печати, испытуемых просили вести разговор, подавляя все жесты головы, кистей, лица и тела. Было отмечено, что никто не оказался в состоянии полностью выполнить все инструкции, а «речь... потеряла интонацию, силу и выразительность; даже сам выбор слов, необходимых для выражения содержания, стал затрудненным; речь стала отрывистой, снизилось количество используемых слов». Отказавшись от жестов, говорящим также пришлось бы увеличить количество слов и предложений, используемых для описания пространственных отношений, и чаще делать паузы. Но больше всего потеряли бы слушатели. Жесты облегчают понимание и помогают слушателям получить доступ к лингвистическим ключам в своей памяти. Точнее всего можно сформулировать вывод таким образом: жесты синхронизируются с речевым (вербальным) потоком и поддерживают его, что облегчает понимание. Это достигается с помощью описанных функций: иллюстрации мыслей, расстановки акцентов, удержания внимания и сосредоточенности слушающего и отмечания организационной структуры разговора. Жесты, не синхронизированные с речевым потоком, рассеивают внимание и мешают пониманию речи слушателем. Эксперименты, проведенные Крауссом и его коллегами, указывают, что жесты могут способствовать пониманию речи не посредством внесения семантической информации, а иным путем. Экспериментаторы доказывают, что связанные с речью жесты скорее способствуют пониманию, привлекая внимание, активируя образы или двигательные репрезентации в мозге слушающего и облегчая воспоминания.
    Ввиду того, что существуют различные классификации жестов, покажем наиболее распространенную их разновидность.
    Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает "да" или утверждение. Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.
     Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, является для человека самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Культурные нормы значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.
    Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать. Если собрать список прикосновений, то мы увидим, что в разных культурных слоях они осуществляются по-разному.
      Например, удар является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спине, даже весьма чувствительное, старых приятелей воспринимается как знак дружеского расположения. В разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год — в начале и в конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика.
    Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).
      Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у иностранцев. Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно.
  С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, — это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.
    Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, — это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.
    Рукопожатие, при котором руки партнера остаются в одинаковом положении, обозначает, что оба партнера испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.
    Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.
    Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой, вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать партнеров по общению на удобном для себя расстоянии.
    Жест, называемый "перчаткой", означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям. Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи избыточных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.
    Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладут руку. Если ее кладут на локоть партнера, то это выражает больше чувства, чем когда она находится на предплечье.
    Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. А.Алонсо, кубинская балерина, пишет о том, как расшифровываются эти знаки в поведении женщины:
        "Сила женщины не в красоте лица. Женская красота раскрывается именно посредством пластики. Женщина, у которой грациозная походка, отмеренные жесты, которая и на улице и дома держится прямо и собранно, всегда производит хорошее впечатление. И наоборот, когда она движется неуклюже, сгорбившись, и ее движения небрежны — ленивы или слишком нервны, — мы при виде этой дисгармонии человеческого тела невольно думаем, что перед нами человек не очень привлекательный, небрежный и при ведении домашнего хозяйства, и на работе или чересчур нервный, способный на необдуманные действия".
    Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.
    Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).
    Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
      В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как "идти с высоко поднятой головой ", "расправить плечи " или, напротив, "стоять на полусогнутых ", представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.
    В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.
      Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.
    В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.
    Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака".
    Жест "раскрытые руки" состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.
      Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.
    Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.
    Жест "расстегивание пиджака" также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.
    Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).
    Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.
    Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.
    Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на повеление других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.
    Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то следует постараться сменить тему разговора.
    Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, то может произойти срыв.
    Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении (скрещенные руки), второй — о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.
    Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом "рука у щеки". Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.
    Жест "пощипывание переносицы", который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз — собеседник как бы рассматривает что-то вдали, как бы пытаясь найти там ответ на свой вопрос.
    Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) — это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.
    Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).
    Прикосновение к носу или его легкое потирание — также знак сомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.
    Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.
    Жест "почесывание уха" свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, — потягивание мочки уха — говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.
    В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.
    Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и одевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь одевает очки, то это означает, что он хочет еще раз "взглянуть на факты".
    Жест "расхаживание" служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь "протянуть время", чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.
    Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест "закладывание рук за спину с захватом запястья". От этого жеста следует отличать жест "руки за спиной в замок". Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение "возьми себя в руки". Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.
    Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест "закладывание рук за голову". Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними. Существуют несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест.
      Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: "Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?" Затем откиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле зрения и ждите ответа.
    Другой способ заключается в том, чтобы заставить такого высокомерного собеседника сменить свою позу, что, в свою очередь, изменит его отношение. 

      Для этого можно взять какой-нибудь предмет и, отставив его на большое от него расстояние, спросить: "Вы не видели это?", заставив его наклониться вперед.
    Хорошим способом взаимодействия является копирование жеста собеседника. Если вы хотите показать, что согласны с собеседником, то вам нужно повторить его позу. Однако в случае если собеседник в позе "руки за голову" делает вам замечание, то копировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.
    Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всеми согласен.
    Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.
    Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников. Так, с помощью потирания ладоней передаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.
    Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.
    Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.
    По мнению А.Пиза, проблема с ложью заключается именно в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас, когда мы пытаемся лгать. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что мы говорим.
    Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявления, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Для этого они, во-первых, отрабатывают те жесты, которые придают правдоподобность сказанному, во-вторых, почти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты.
    Что же касается других людей, им часто труднее дается подделка в языке мимики и жестов. Психологи считают, что лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, которые выражены жестами, и сказанными словами.
    Какие же жесты могут выдать собеседника, если он лжет?
      Например, когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой — один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. В то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова, некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.
    Если подобный жест используется собеседником в момент его речи, то это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, то это означает следующее: он чувствует, что вы лжете.
    Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.
    Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.
      Например, мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону или еще чаще — в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.
    Если вы видите, что собеседник лжет, то вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное, и это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.
    Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с вами в данный момент собеседник — это понаблюдать за положением его ладоней. Когда люди откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: "Я буду с вами полностью откровенен". Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты, этот жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду.
    Выделяют также и другие группы жестов.
    Например, жесты-знаки — преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.
    Жесты-сигналы — они непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя). Именно им посвящены книги большинства популярных авторов.
    Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенциональным жестовым системам относятся: тайный «язык» жестов кочевых народов, «язык» жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др. 
    Существуют различные классификации жестов с точки зрения их эмоциональной тональности. Выделяются следующие тональности общения:
    — возвышенная;
    нейтральная;
    нейтрально-обиходная;
    фамильярная;
    вульгарная.
    Возвышенная тональность характеризуется торжественностью и аффективностью; к ней относят жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству, и ритуальные жесты (например, возложение руки на Библию или на Конституцию во время принесения присяги). Нейтральной тональностью характеризуются конвенционные жесты (например, регулировщиков уличного движения или строителей), которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение. Жесты с нейтрально-обиходной тональностью применяются обычно для установления контакта. Это, например, жест остановки машины или жест готовности отвечать у школьника. Большинство жестов, используемых в непринужденной обстановке, имеет фамильярную тональность, к примеру похлопывание собеседника по плечу или по спине. Несанкционированные обществом жесты относят к вульгарной тональности; они воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе, хотя и приемлемы в непринужденной мужской беседе. В общении культурных людей недопустимы жаргонные жесты, тем более со стороны учителей и родителей — во избежание копирования их детьми.
    Для того чтобы правильно «прочитать» тот или иной жест, нужно соотнеси; его с определенной тональностью общения. При этом следует учитывать, что один и тот же жест может использоваться в ситуациях разной тональности и приобретает при этом разные значения. Так, например, рука, вытянутая вперед ладонью вверх, в ораторской речи обозначает приглашение, а в известной бытовой ситуации — просьбу о милостыне.
    Значение жеста во многом зависит от ситуации и того, как его преподносит исполнитель. Например, указательный жест ладонью считается вежливым и даже приобретает оттенок учтивости, если он сопровождается легким поклоном и улыбкой. Но тот же жест вытянутым указательным пальцем без дополнительных смягчающих жестов имеет грубый и даже оскорбительный характер.
    В повседневном общении жесты редко используются сами по себе; как правило, они сочетаются с подходящими словесными формулами (особенно жесты указания и приглашения). Влияние каждой конкретной ситуации проявляется в амплитуде (размахе движений) и выборе жестов. Чем дальше находится партнер по общению, тем размашистее жест. Например, при прощальном помахивании при близком расстоянии сгибаются лишь пальцы, а при увеличении расстояния движение идет махом руки от локтя сверху вниз, и амплитуда достигает полуметра.
    Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только ситуацией и общением, отношениями между партнерами по общению (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и пр.
    Каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она оценивается по формально-динамическим особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество) и по содержанию (индивидуальный жестовый тезаурус, особенно показательны типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут изменяться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости, жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов — они увеличиваются. При неформальном общении гораздо больше проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.