Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Молодежная политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Год: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
      Сегодня Россия находится на важном этапе  своего экономического, политического и социального развития.
      Кризис  переходного периода преодолен, и страна начинает работать в режиме стабилизации позитивных завоеваний.
      Основным  участником этого процесса должна стать  и, по сути, уже становится российская молодежь.
      Именно  она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше  приспособлены к внедрению инновационных  проектов и технологий в различных  сферах, они являются сосредоточением  принципиально новых знаний и  идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни.
      Российская  молодежь - главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.
      Государственная молодежная политика является составной  частью политики в области социально-экономического, культурного и национального развития России, и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути.
      Поэтому исследование данной темы является актуальным. Основная цель работы заключается в  изучении понятия «молодежная политика».
      Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: определяются место и роль молодежи в политической жизни общества; рассматриваюются сущность, цели и задачи молодежной политики; дается характеристика основным молодежным политическим организациям в России.
 

      1. МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 
      Молодежь  – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального  положения обусловленных теми и  другими социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.1
      Молодежь  социально неоднородна и различные  ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические интересы. Существенно различны положение и проблемы молодежи в развитых и в развивающихся странах. Поэтому молодежь не представляет единой политической и идеологической силы.
      Политические  лидеры всегда придавали молодежи большое  позитивное значение, так как именно она в значительной степени решает исход политической борьбы. Разумеется, необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологическую специфику молодежи, обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями. Как известно, молодежь совсем иначе реагирует на изменение политической ситуации в стране, чем старшее поколение.
      Молодежь  всегда стремилась к активной политической жизни.
      Объективные закономерности общественного развития в современной России все явственнее показывают возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Сегодня налицо совершенно новая ситуация по сравнению с 80-ми годами, когда молодые люди в большинстве своем проявляли прохладное отношение к политике или даже чурались ее. Это объяснялось твердым убеждением в том, что политикой должны заниматься люди более зрелого возраста, достигшие определенной иерархической ступени в партии или комсомоле.
      Глубокие  социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения.
      Во-первых, наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы.
      Во-вторых, стремление самим разобраться в  действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление юношей и девушек, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности.
      В-третьих, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действия молодых людей: уменьшается их конформизм, переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий, ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов.2
      В условиях политического плюрализма, установившегося в стране, лидеры различных партий, движений и объединений стали делать серьезную ставку на молодежь, прельщая ее свободой и невиданными ранее возможностями для самореализации личности. Борьбу за голоса молодых людей ныне ведут все российские политики, что особенно ярко проявляется в ходе предвыборных кампаний.
      Команды опытных пропагандистов и агитаторов разрабатывают специальную методику вовлечения молодежи в политический процесс, в которой особое внимание уделяется разнообразию форм и методов  работы с нею.
      Это и регулярные социологические исследования, и анкетирование, и приглашения (нередко именные) на различные партийно-политические мероприятия: манифестации, митинги, собрания, дискуссии и т.п.
      Кроме того, сегодня на молодежь обрушивается целенаправленный газетно-журнальный и радио-телевизионный поток информации. Главная цель заключается в том, чтобы вызвать повышенный интерес к политическим событиям, происходящим прежде всего в стране, и перетянуть на свою сторону тот или иной слой молодежи: КПРФ и аграрии – рабочую и крестьянскую молодежь, “Яблоко” – студенческую и научно-техническую, ЛДПР – военную, Демроссия – служащих торговли и т.д.
      Стремление  различных политических сил привлечь на свою сторону молодежь – не случайная  прихоть их лидеров. Это серьезная  социальная база.
      Ведь  сегодня в нашей стране каждый четвертый ее житель – молодой человек в возрасте до 30 лет. А это почти 40 процентов самого трудоспособного населения.
      Игнорирование многих социальных вопросов (жильем, например, молодежь обеспечена в два раза хуже, чем в среднем по стране), ошибки в выборе средств, методов, целей развития и воспитания молодого поколения, внезапно образовавшийся вакуум ценностей, неясность жизненных перспектив, деформация привычных ранее условий и образа жизни являются основными факторами, которые приводят к отчуждению молодых людей от реальных социально-политических процессов в обществе.
      Имеющиеся среди некоторой части молодежи с невысоким культурно-образовательным  уровнем и неразвитым политическим сознанием равнодушие и безразличие  к политике прямо отражается на умении самостоятельно мыслить и рассуждать, анализировать общественные явления и давать им правильную оценку.
      На  это, кроме названных, влияют и другие факторы: социальное происхождение, материальная обеспеченность, социальный статус, профессия, степень информированности, окружающая микросреда, традиции, привычки, религиозность и т.п. Как правило, именно эта часть молодежи не принимает участия в выборах, в различных политических акциях, пополняет ряды преступников, наркоманов, бомжей. Однако и на этих “изгоев общества” политики стали обращать свой взор, ибо они так же, как и все другие граждане, обладают правом голоса. 3
      Ведя  сегодня систематическую работу среди рабочей и крестьянской молодежи политические партии России уделяют большое внимание студенчеству, численность которого только в 548 высших учебных заведениях составляет 2,5 млн. человек. Кроме того, в системе среднего профессионального образования обучается 4,5 млн.
      Студенчество  является самой отзывчивой частью интеллигенции  и более решительнее, точнее отражает и выражает развитие политических интересов различных социальных групп во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, – “соответствовала” не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе.
      Российское  студенчество стремится сегодня объединить свои усилия и направить их на реализацию интересов молодежи. В Уставе Российской ассоциации студенческих организаций высших учебных заведений отмечается, что она (ассоциация) является самодеятельным, добровольным общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления студенческих организаций, действующих на основе общности интересов и расположенных на территории России. Ассоциация является юридическим лицом.
      Цель  создания Ассоциации – объединение  усилий и координация деятельности молодежных организаций по реализации социальных и профессиональных интересов молодежи, творческого потенциала, социально значимых инициатив студенчества, аспирантов, молодых сотрудников и преподавателей учебных заведений.
      Задачами  Ассоциации являются: оказание содействия в реализации студенческих программ; оказание практической помощи студенческим коллективам, в том числе консультативной, информационно-методической и финансовой; привлечение общественности к проблемам студенческой молодежи; представление интересов организаций, входящих в состав Ассоциации, в государственных органах и общественных организациях; осуществление сотрудничества с действующими организациями, объединениями молодежи, созданными по профессиональным и социальным интересам; содействие развитию и углублению международного сотрудничества, развитию туризма, досуга и спорта.

      2. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 
      Ни  одна страна в мире не может нормально  развиваться без четкой и глубоко  продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной, в том числе и к политической деятельности.
      В этом заинтересовано прежде всего само общество. Социальный опыт, накопленный  человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного и находилась в первых рядах созидателей нового, прогрессивного.
      Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит  его жизнеспособность.
      Общества  делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций.
      Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
      В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них  социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью.
      Особая  функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
      Ошибочно  утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут  также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она готова к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером.
      И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая  может осуществить различные  начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера.
      Данная  характеристика молодежи подразумевает  необходимость политической социализации молодежи.
      Задача  молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.
      Исходя  из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.
      Теперь  мы можем определить значение термина  “молодежная политика”.
      Для начала обозначим что входит в  понятие молодежная политика.
      Во-первых, это очень широкая многофункциональная  политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое  поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка  семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье).
      Во  вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных  учреждений, комитетов, комиссий по делам  молодежи.
      В - третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.
     Таким образом, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это — на будущее состояние общества.4
     Другая  сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного  субъекта политической жизни в отношении  молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.
     Субъектами  молодежной политики выступают различные общественные силы.
     Многопартийность, означающая, среди прочего, равные права  политических партий на занятие лидирующего  положения в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность партии — политического  лидера утвердить свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной.
     Это обстоятельство означает, что в государственной  молодежной политике должен утверждаться принцип партийной независимости.
      Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан.
      Молодежная  политика не может развиваться по моделям, противоречащим общей концепции  государства в области социального  управления, ее приоритетам и механизмам. Когда расширяется перспектива самостоятельного выбора жизненного пути молодым человеком, для молодежной политики становится приоритетной поддержка самореализации молодого поколения.
      Цель  молодежной политики заключается в  создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).
      Цель  определяет взаимосвязанные задачи:
      - создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);
      - создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;
      - практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).
      Говоря  о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.
      Можно утверждать, что государственная  молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.5
      Российское  общество и государство должно рассматривать  молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов.
      В современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна служить возрождению России как великой державы.
      Данные  обстоятельства предполагают постоянное внимание государства к молодежи, что должно реализоваться в определенной совокупности мер государственной молодежной стратегии.
      В настоящее время значимость молодежи, как политического и социального  ресурса возрастает, что связано  с повышением роли человеческого  фактора в решении задач развития Российского государства в XXI веке. Проводимые сегодня реформы предполагают получение результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.6
      В научных и политических кругах не раз возникали дискуссии о  необходимости сместить приоритеты государственной политики в целом, обеспечить молодежи центральную роль политического, экономического и социального актора.
      Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что молодежь знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, - обладает всеми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для ответа на новые вызовы современности в форме адаптации и самостоятельного осуществления необходимых инноваций, обеспечена ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач обеспечения конкурентоспособности страны.
      Без целенаправленного воздействия  со стороны государства и общества это может создавать серьезную угрозу общественной безопасности в настоящем и лишать общество предсказуемого будущего.7
      Поэтому воздействовать на социализацию молодежи необходимо так, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в  будущем и не создавала угрозу обществу в настоящем.
      Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях  в реализации политики по отношению  к молодому поколению занимает доминирующее положение.8

      3. МОЛОДЕЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ, ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 
      1. Авангард красной молодежи (АКМ).
      Создан  в 1998 году как молодежное крыло «Трудовой  России» Виктора Анпилова. В начале 2004 года в результате конфликта с  руководством ТР большая часть активистов АКМ во главе с его лидером Сергеем Удальцовым ушла от Анпилова и продолжила деятельность в качестве самостоятельной организации. С этого времени фактически существуют два «Авангарда»: АКМ «Трудовой России» (лидер Мария Донченко) и более известный АКМ Сергея Удальцова. В 2004 году АКМ Удальцова установил тесные отношения с КПСС — одной из альтернативных компартий, возглавляемой Олегом Шениным.
      Наиболее  заметные лидеры АКМ — Сергей Удальцов, Александр Шалимов, Владимир Герман, Елена Каширина.
      АКМ — молодежная организация, преимущественно ориентированная на «прямое действие» и яркие уличные акции. На программном уровне АКМ декларирует свою приверженность идеалам социализма в духе «революционного учения Ленина — Сталина», уделяя, впрочем, не очень большое внимание вопросам марксистской теории. Как записано в уставе организации, «АКМ работает под политическим руководством Коммунистической партии Советского Союза и готовит своих членов к вступлению в КПСС». АКМ является коллективным участником Молодежного левого фронта, входит в Штаб протестных действий, созданный под эгидой КПРФ, на уровне отдельных акций сотрудничает с НБП (см. ниже). АКМ на сегодняшний день насчитывает (по собственной оценке) несколько сотен активистов. Наиболее заметные отделения в России — в Москве, Новосибирске, Сызрани, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Тюмени. АКМ имеет также филиалы в других постсоветских республиках — Беларуси (где АКМ оказывает поддержку Александру Лукашенко), Казахстане, Молдове и Латвии.
      2. Национал-большевистская партия (НБП).
      Радикально-оппозиционная  организация без постоянной идеологии. В разные периоды деятельности на уровне риторики использовались «национал-большевизм»  в духе «сменовеховцев» 1920-х, русифицированная версия раннего (догитлеровского) национал-социализма, идеи европейских «новых правых» и «новых левых», а с 2001–2002 годов также и воинствующего либерализма.
      Председатель  партии — Эдуард Лимонов, ключевые активисты — Владимир Линдерман, Анатолий Тишин, Дмитрий Бахур, Андрей Дмитриев. В 1994–1995 годах программные документы НБП призывали, в частности, «провести в новых независимых государствах в регионах с преобладанием русского населения референдумы о присоединении к России и произвести это присоединение; избирать в президенты России только русского человека (один родитель может быть украинцем или белорусом); запретить аборты русских женщин (для нарушительниц предусмотреть бойкот по месту жительства, урезание зарплаты вдвое…); изгнать с территории России иностранные фирмы, запретить совместные предприятия, запретить ввоз иностранных товаров» и т. д.
      Начиная с весны 1995 года Лимонов постоянно  призывал к созданию единого блока  радикальной оппозиции, в который  вошли бы помимо НБП «Трудовая  Россия» Виктора Анпилова и РНЕ Александра Баркашова. В мае 1998 года от НБП откололась группа Александра Дугина, приступившая к собственному политическому проекту («Евразийское вторжение», затем «Евразия», «Международное евразийское движение» и «Молодежный евразийский союз»).
      В 2004 году НБП практически сменила  всю предыдущую политическую тактику  и прежние идеологические ориентиры. Руководители партии — Эдуард Лимонов  и Владимир Линдерман выступили  с инициативой блока всех оппозиционных  сил, включая либералов. «Демократическая» общественность и либеральные СМИ, до последнего времени относившиеся к НБП как к экстремистам и фашистам, со своей стороны, начали кампанию рекламы национал-большевиков как наиболее последовательной оппозиции.
      14 декабря 2004 года несколько десятков активистов НБП предприняли «ненасильственный» захват приемной Администрации Президента РФ, требуя демократических свобод и освобождения политзаключенных. Тридцать девять участников акции были арестованы, через некоторое время им было предъявлено обвинение в попытке захвата государственной власти, которое затем было изменено на другое: «в организации массовых беспорядков». Ряд известных правозащитников (Лев Пономарев, Лев Левинсон и др.) выступили в защиту арестованных «декабристов», объявив их политическими заключенными.
      Принятая  на последнем съезде НБП «программа-минимум» (автор — Владимир Линдерман) оказалась  практически полностью избавлена  от националистической и имперской  риторики, характерной для партии в прошлом. Зато в ней появились  требования «Дать свободно развиваться гражданскому обществу в России», «Не препятствовать деятельности независимых СМИ», «Обеспечить контроль общества за работой правоохранительных органов» и ряд других пунктов, характерных для либерального политического спектра.
      После многолетнего ряда судебных дел, связанных с отказом в регистрации/перерегистрации НБП, 29 июня 2005 года Московский областной суд по заявлению Московской областной прокуратуры принял решение о ликвидации Национал-большевистской партии (НБП). В конце июня 2006 года Федеральная регистрационная служба и Росохранкультура сделали заявление о нежелательности упоминания названия партии в СМИ, поскольку НБП как юридическое лицо была ликвидирована.
      В июле 2006 года НБП приняла активное участие в конференции «Другая  Россия», после которой Э. Лимонов сделал заявление о поддержке Михаила Касьянова в качестве кандидата в президенты на выборах 2008 года. На сегодняшний день НБП является, скорее всего, самой многочисленной молодежной организацией в России (если говорить об активистах, а не о формальном членстве).
      3. Союз коммунистической молодежи (СКМ РФ).
      Молодежное  крыло КПРФ. СКМ РФ был создан в 1999 году после разрыва с партией  Российского коммунистического  союза молодежи (РКСМ) Игоря Малярова.
      Летом 2004 года во время раскола в Компартии часть активистов СКМ во главе с Константином Жуковым поддержала группу Владимира Тихонова и Александра Куваева, выступившую против Геннадия Зюганова и позднее преобразованную во Всероссийскую коммунистическую партию будущего (ВКПБ). Жукову и его сторонникам удалось сохранить за собой всероссийскую регистрацию СКМ. Большая же часть комсомола, оставшаяся в КПРФ, до сих пор пытается вести борьбу за название «СКМ», впрочем, не исключая и варианта его смены. Таким образом, на сегодняшний день существует фактически два СКМ — при ВКПБ и при КПРФ.
      Летом 2003 года значительная часть актива СКМ (поддерживающего Г.Зюганова) с  энтузиазмом восприняла лозунг «апгрейда» компартии, и с этого времени  принимала участие в различных  инициативах, направленных на укрепление сотрудничества с более радикально настроенными левыми молодежными группами. Так, в 2003 и 2004 годах члены СКМ участвовали в подготовке и проведении трех форумов «Будущее левых сил», играли ключевую роль в создании Молодежного левого фронта.
      Политическая  линия СКМ продолжает оставаться в жесткой зависимости от руководства  партии, хотя ряд активистов и региональных организаций все чаще выступает  с собственными инициативами и заявлениями, иногда не вполне лояльными к общей  линии КПРФ. Так, в марте 2006 года один из лидеров СКМ Алексей Неживой выступил вместе с Борисом Кагарлицким, соавтором нашумевшего доклада «Штормовое предупреждение» о коррупции в оппозиции, в том числе и в КПРФ, за что был исключен из рядов комсомола. Недавно также исключен из СКМ за критику партийного руководства член ЦК Василий Колташев.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.