На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Внешняя торговля

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
По  предмету «Мировая экономика  » 
 

  Внешняя торговля 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса
Финансово-экономического факультета
Горчакова (Смурага)
Мария
Сергеевна 
 
 

Г. Омск 2007 г. 

    Оглавление 

    1. Причины возникновения международной  торговли…………………..3
    2. Регулирование внешней торговли………………………………………8
    3. Внешняя торговля России и  проблемы ее развития………………….12
    Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Причины возникновения международной торговли 

    Международная торговля – древнейший вид экономической  деятельности.
    После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить три основные причины  существования международной торговли (рис. 1.1). 

      

      
 

    
      
 
 
 

    Рис. 1.1 Экономические основы международной  торговли 
 

    Неравное распределение природных ресурсов (благ). Самая первая из причин возникновения международной торговли задана самой природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой – хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.
    Но  эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых  они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.
    Согласно  статистике, автомобили составляют 21 % американского импорта и 11 % американского экспорта. Какой же смысл ввозить зарубежные автомобили, чтобы рассчитываться за их покупку продажей отечественных автомобилей иностранцам?
    Принцип абсолютного преимущества. В поисках  ответа на этот вопрос экономическая  наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.
    Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических  условиях выращивание льна на Украине  обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обмениваться плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.
    Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании  льна, поставляя на Украину льняные  ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.
    На  языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.
    Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество в целом достигает наивысшей  эффективности использования ресурсов Земли. Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров той страной, где на это тратиться наименьшее количество ресурсов. Поэтому развитие международной торговли имеет столь важное значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание, как правительствам, так и международными организациями.
    Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении  природных благ и сути принципа абсолютного  преимущества, все же невозможно.
    Это стало  ясно для экономической  науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже ,чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.
    Следующий шаг к пониманию тайн международной  торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Риккардо (1772-1823 гг.). Он сумел увидеть в  развитии внешней торговли влияние  еще одного принципа – принципа относительного преимущества.
    Чтобы понять смысл этого принципа, изменим  условия примера с торговлей  меду Россией и Украиной. Допустим, что украинские предприятия производят цемент и стекло с большими затратами всех производственных ресурсов, чем российские. Значит ли это, что российским торговым фирмами нет смысла заключать сделки с украинскими коллегами?
    Для ответа на этот вопрос нужно подсчитать, насколько велико преимущество российских предприятий перед украинскими  с точки зрения суммарных затрат на производство каждого продукта.
    Предположим, что российские и украинские предприятия  используют одни и те же технологии изготовления цемента и стекла и  потому затраты сырья и энергии  на предприятиях обеих стран одинаковы. Но на российских предприятиях стоят  более новые установки, и потому здесь выше производительность труда. Связанные с этим различия в затратах труда (рабочего времени) на производство единицы продукции показаны в таблице 1.1.
    Таблица 1.1
    Затраты труда на производство 1 т. цемента  и 1 кв. метра стекла в России и на Украине
      Страна Затраты времени на производство (часов)
        1 т. цемента 1 кв. метр стекла
      Россия 1 1
      Украина 2 4
 
    Если  взглянуть на эту ситуацию на основе принципа абсолютного преимущества, то лучше бы производить и цемент, и стекло только в России.
    Но, может, все же есть основания организовать производство товаров на Украине  таким образом, чтобы выиграла и  украинская, и российская экономика?
    Да, говорит нам Давид Риккардо из XIX в., это сделать можно. Необходимо только, чтобы каждая из этих стран специализировалась на производстве того продукта, в изготовлении которого у нее относительное преимущество выше.
    Для определения такой рациональной модели специализации проведем несложные  расчеты. Допустим, нам нужно увеличить  суммарное производство стекла в обеих странах на 1 кв. м., но все рабочие обеих стран уже заняты в производстве (безработицы нет). В этих условиях разумнее всего (исходя из принципа абсолютного преимущества), чтобы Россия увеличила производство стекла, скажем, на 3 кв. м., а Украина снизила – на 2 кв. м. В итоге общее производство стекла, как мы и хотели, возрастет на 1 кв. м.
    Посмотрим теперь на Украину. Здесь сокращение производства стекла на 2 кв. м. привело  к высвобождению 8 часов рабочего времени. Но если это время использовать на украинских цементных заводах, то выпуск цемента здесь можно будет увеличить на 4 т. (напомним, что в России производство цемента упало на 3 т.).
    Подведем  итог нашего экономического эксперимента. Сориентировав российскую экономику  на увеличение производства стекла, а украинскую – на увеличение производства цемента, мы получили любопытный результат. Он состоит в том, что при одной и той же величине ресурсов (в данном случае трудовых) суммарное производство каждого из продуктов в обеих странах возросло:
    Россия стала производить настолько больше стекла, что это на 1 кв. м. превысило сокращение производства стекла на Украине;
    Украина стала производить настолько  больше цемента, что это на 1 т. превысило  сокращение производства цемента в  России.
    Теперь  осталось только организовать торговлю между этими странами, и обе они выиграют, получив больше и цемента, и стекла.
    Ключом  к столь успешной специализации  стала как раз идея относительного преимущества. Выразим ее количественно.
    Россия  имеет относительное преимущество перед Украиной в производстве стекла. Действительно, увеличение его выпуска на 1 кв. м. требует сокращения производства цемента только на 1 т., тогда как для украинской промышленности увеличение выпуска стекла на 1 кв. м. возможно только ценой сокращения производства цемента на 2 т. (время производства 1 кв. м. стекла = времени производства 2 т. цемента).
    Украина имеет преимущество перед Россией  в производстве цемента. Увеличение его выпуска на 1 т. требует сокращения производства стекла в этой стране лишь на 0,5 кв. м., тогда как в России для аналогичного увеличения выпуска стекла нужно уменьшить выпуск цемента на 1 т.
    Иными словами, каждой стране стоит специализироваться в производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с  меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.
    В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет. Их вполне заменяет анализ соотношения  цен на внутренних и зарубежных рынках, поскольку эти соотношения, при  прочих равных условиях, соответствуют различиям в относительной эффективности производства товаров.
    Представим  себе, что цена товаров в рассмотренном  нами выше примере определяется только затратами на оплату труда, причем один час рабочего времени оплачивается в России в размере 5 тыс. руб., а на Украине – 10 тыс. карбованцев. Тогда цены 1 т. цемента и 1 кв. м. стекла в России составят по 5 тыс. руб. На Украине 1 т. цемента будет стоить 20 тыс. карбованцев, а стекла – 40 тыс. карбованцев. Если теперь российский купец экспортирует на Украину 1 кв. м. стекла, то на выручку (40 тыс. карбованцев) он сможет купить 2 т. цемента, тогда как в России – только одну.
    Если  теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. руб. – в два раза больше, чем  он затратил первоначально на производство того количества стекла, что было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, то есть 5 тыс. руб. (10 -5), составит прибыль нашего экономически грамотного купца.
    Хотя  этот расчет упрощен до предела, но именно на основе такого анализа и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой купец рассуждает очень просто: выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных товаров на отечественном рынке.
    Эту логику прекрасно изучили сейчас бесчисленные российские «челноки» - мелкие торговцы, заполнившие в последние  годы рынки Турции, Китая, арабских стран, Италии и Греции.
    Они везут за рубеж водку, икру, изделия из металла. Продают их там, а на вырученные деньги покупают те товары местного производства (кожаную одежду, обувь, косметику, пищевые товары), которые при продаже по сложившимся в России ценам принесут им в итоге сумму большую, чем было потрачено в России на покупку увезенным за рубеж товаров.
    Точно так же строят свою коммерческую практику и огромные внешнеторговые фирмы. Все  они руководствуются в своей  деятельности принципом относительного преимущества. Эта логика внешней  торговли немедленно сказывается на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей:
    1) наиболее рационально использовать  имеющиеся у нее ресурсы;
    2) добиться наивысшего уровня благосостояния  своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.
    Процесс такой специализации создает  основы не только для развития мирового рынка, но для международного разделения и кооперации труда, то есть организации  совместной деятельности фирм различных  стран при создании определенных видов конечных благ.
    Международная торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не встречает  на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников.
    Эта выгода состоит, прежде всего, в том, что при одном и том же объеме имеющихся у них производственных ресурсов торгующие страны получают возможность производить благ больше, чем в условиях изоляции от мирового рынка. Иными словами, международная торговля приводит к расширению производственных возможностей человечества.
    Нет такой страны, которая не могла  бы найти своего места на мировом  рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее есть относительное  превосходство.
    Каждый  участник мировой торговли, правильно  специализировав свою экономику, получает возможность жить лучше, чем до выхода на мировой рынок.
    Вместе  с тем международная торговля является одной из наиболее богатых  конфликтами сфер экономических  отношений между странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Регулирование внешней торговли 

    Большинство государств активно регулирует свои международные экономические отношения. В частности, в области внешней торговли исторически сложились два противоположных типа государственной политики: протекционизм и свободная торговля.
    Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве экспорту товаров своего национального производства в другие страны. 
 
 

        
    
      

    - таможенные  пошлины - пошлины без торговых
    - нетарифные  барьеры барьеров
    - поддержка  экспорта 
 

    Протекционистские меры можно объединить в 3 группы:
    1) таможенные пошлины, или тарифные  барьеры – это налоги на  импортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране. Здесь, необходимо иметь в виду, что таможенные пошлины могут выполнять не только защитную (протекционистскую) функцию, но и функцию фискальную, благодаря которой пополняются доходы госбюджета страны;
    2) нетарифные барьеры – это всякого  рода ограничительные и/или запретительные  меры на импорт (квоты, лицензирование, иногда прямые запреты и т.  п.). В частности, импортные квоты количественно ограничивают объем ввоза тех или иных товаров, а лицензирование допускает их импорт только по специальным разрешениям (лицензиям) госорганов. Запреты же попросту закрывают пограничный шлагбаум на пути ввоза в страну определенных товаров, обосновывая это, скажем, тем, что импортируемая продукция не отвечает национальным стандартам качества товаров.
    3) поддержка экспорта – предполагает  содействие государства продвижению  за рубеж продукции национального  производства. Экспортерам предоставляются  субсидии, налоговые льготы, дешевые  кредиты, юридическая, политическая и другая поддержка. В частности, государственная финансовая помощь позволяет им без ущерба для себя завоевывать иностранные рынки путем демпинга, то есть через продажу своих товаров по заниженным ценам;
    4) другие протекционистские меры. Так, в Швеции известна практика поддержки государством высоких цен на некоторые национальные товары хорошего качества (чтобы сдержать их вывоз за рубеж) с одновременной выплатой дотаций отечественным покупателям этой продукции. Оригинально содействует национальному гостиничному бизнесу Канада: она не разрешает американским туристам ловить рыбу в своих озерах, если те не провели хотя бы одну ночь в местном мотеле. Бывает также, что на почве протекционизма между странами разворачиваются целые «торговые войны». Например, конец 1990-х: «говяжья война» между США и ЕС: американцы стремятся расширить сбыт в Европе своей дешевой (благодаря применению гормонов роста) говядины, европейцы препятствовали, ссылаясь на канцерогенную опасность гормонов, но больше имея в виду интересы своих фермеров с их более дорогим мясом; «стальная война» между США и Россией, наводнившей американский рынок своей более дешевой продукцией и другие войны: тресковые, банановые, винные и т. д.
    Всесторонняя  и взвешенная оценка политики протекционизма обязывает аналитиков определить как положительные, так и отрицательные его стороны.
    
          «+» - уравновешивает торговый баланс
          - защищает от демпинга  
          - защищает молодые  отрасли 
          - стимулирует рост  производства  

          «-»  - падает эффективность производства
                 - растут цены, меньше выбора товаров
                 - не используются преимущества  МРТ
                 - подрываются возможности экспорта 
 

    Плюсы протекционизма:
    1) сдерживание импорта помогает  уравновесить пассивный (ввоз больше вывоза) торговый баланс;
    2) позволяет защищать национальное  производство от разрушительного  для него демпинга, в том числе  от «несправедливой» конкуренции  со стороны экспортеров товаров  из стран с низкооплачиваемым  трудом;
    3) обеспечивает защиту молодых отраслей национальной экономики, которые еще «не встали на ноги», неконкурентоспособны на мировом рынке и поэтому нуждаются в особой государственной поддержке;
    4) торговые барьеры на пути иностранных  товаров стимулируют собственное  производство в стране. А это значит, что развивается диверсификация национального производства и растет экономика, увеличивается занятость и уменьшается зависимость страны от «сюрпризов» мирового рынка.
    Минусы  протекционизма:
    1) чрезмерный протекционизм ослабляет  конкуренцию в экономике и стимулы к ее совершенствованию. В результате тормозится НТП, ухудшается качество продукции, растут затраты, и как следствие, падает эффективность производства;
    2) касается потребителей, поскольку  торговые барьеры «бьют» по  их карману и возможностям выбора: объединяются прилавки магазинов, растут цены на импортные и сопряженные с ними товары местного производства;
    3) усиление хозяйственной обособленности страны лишает ее соответствующих преимуществ МРТ, выгод от специализации производства и международной торговли;
    4) подрыв политикой протекционизма  возможностей для экспорта товаров  из данной страны. Ведь международная  торговля – «улица с двусторонним  движением». Ограничение импорта  сдерживает и будущий экспорт,  поскольку зарубежный торговый партнер лишается дополнительной валютной выручки для последующих расчетов по экспорту. Кроме того, каждое государство стремиться к сбалансированной торговле с другими странами и на протекционизм последних часто отвечает теми же мерами.
    Второй  тип внешнеторговой политики государства – свободная торговля – фритредерство. Она предполагает свободное движение товаров и услуг между странами без известных торговых барьеров.
    Преимущества  свободной торговли вытекают из того, что устраняются минусы протекционизма:
    - стимулируется конкуренция, ограничивается  монополизм;
    - выше эффективность производства, ниже цены;
    - больше выбор товаров для потребителей;
    - полностью используются преимущества  МРТ;
    - идет сближение и рост сотрудничества  народов и стран.
    Так, фритредерство стимулирует конкуренцию и ограничивает тем самым монополизм национальных фирм. В результате производители вынуждены вводить новшества, повышать качество своей продукции, снижать ее себестоимость, увеличивая эффективность производства и опуская цены. Свобода торговли, далее, расширяет предложение товаров, предоставляя больший выбор для потребителей. К тому же беспрепятственное развитие международного разделения труда обеспечивает эффективное (рыночное) размещение ресурсов в мировой экономике. Благодаря этому становятся выше экономический рост и материальное благосостояние людей. Наконец, свобода торговли способствует большей открытости обществ, а значит, сближению и сотрудничеству народов и стран, миру на планете.
    В свою очередь, недостатки фритредерства могут проистекать из отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного бизнеса (демпинг, наводнение отечественного рынка иноземными товарами, навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов, сбыт низкокачественной или устаревшей продукции и т. д.).
    Большинство современных цивилизованных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы протекционизма и фритредерства. И  все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли – это означает, что страны все более широко и взаимовыгодно торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая естественный для цивилизованного человечества режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.
    При этом для регулирования и развития торговых отношений между странами заключаются специальные двух- и  многосторонние договоры, соглашения, таможенные и другие союзы, создаются  международные организации. Например, в рамках ООН проблемы мировой торговли и экономического развития молодых государств решаются в ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. Однако ближе к хозяйственной практике стоит другая структура – ВТО; бывшее генеральное соглашение о тарифах и торговле – ГАТТ. В 2003 г. ВТО объединяло уже более 145 стран. ВТО управляет торговыми потоками между странами. Ее члены совместно решают назревшие проблемы и спорные вопросы, договариваются о дальнейших шагах в либерализации и развитии своего экономического сотрудничества, участвуя в очередных раундах постоянных переговоров и в конференциях. Однако быть в рядах Организации не так просто. Участник ВТО должен отвечать международным стандартам и соблюдать определенные нормы и правила в международных экономических отношениях. Он должен быть готов шире распахнуть дверь в мировую экономику и не бояться иностранных конкурентов даже в уязвимых для себя сферах бизнеса.
    Люди  современного мира все более тесно  взаимодействуют и обречены на сотрудничество. Но сотрудничать – значит уметь уступать, понимать и учитывать интересы других, действовать не с позиции силы и/или заносчивости «великой державы», а с позиции полного равенства и обеспечения выгоды для всех сотрудничающих сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Внешняя торговля России и проблемы ее развития 

    Внешняя торговля всегда играла и продолжает играть огромную роль в экономической  жизни нашей страны. Наличие больших  запасов полезных ископаемых стало  для России палочкой-выручалочкой, помогая компенсировать провалы  и ошибки в экономической политике. Не будь у страны возможности осуществлять огромный экспорт нефти и газа, трудно сказать, как Россия пережила бы последние годы. По сути дела, весь тот внешний блеск «новой экономики», который мы можем наблюдать за витринами роскошных магазинов, в рекламах развлекательных клубов и игорных домов, оплачен пока только экспортом природных ресурсов.
    Поэтому легко понять, сколь серьезно экономистов  и правительство интересует то, что  происходит в сфере российской внешней  торговли: как меняются объемы экспорта и импорта, что Россия вывозит и ввозит и в какие страны.
    В 90-е годы наша страна вступила с очень  неблагоприятной динамикой внешнеторговых показателей: в 1991 г. по сравнению с 1990 г. импорт сократился на 20 %, а экспорт  - даже на 28 %. При сложившейся к тому моменту огромной зависимости российской экономики от импорта продовольствия, запасных частей, кормового зерна и других дефицитных товаров такая динамика внешней торговли грозила чрезвычайно серьезными последствиями. Лишь с большим трудом в 1992 г. удалось добиться прекращения падения экспорта и роста импорта. А уже в 1993-1994 гг. началось пока еще очень медленное, но увеличение экспорта при почти стабильном объеме импорта (рис. 3.1).
     
    Рис. 3.1 Динамика объемов российского экспорта в 90-х годах (млрд.            долл.)
      

    Куда  менее радует российских экономистов  ситуация со структурой отечественного экспорта и импорта. Легко можно заметить на рис. 3.2, что Россия выходит на мировой рынок преимущественно как экспортер природных ресурсов: энергетических и минеральных. Суммарно на эти две статьи российского экспорта приходится сейчас почти 63 % общей его стоимости. Доля же машиностроительной продукции составляет лишь 6-7 %. 

    Рис. 3.2 Структура российского экспорта в 1994 г.
       

    Собственно, в экспорте сырья и энергоресурсов нет ничего плохого. Важно лишь, чтобы  доходы от вывоза невоспроизводимых  природных ресурсов страна умело  использовала для создания современных  отраслей и высококачественных продуктов обрабатывающей промышленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.