На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические функции государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

Введение _________________________________________________________3 

1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования _____ 5
    1.1 Государство как рыночный объект ______________________________ 5
    1.2 Задачи государственного регулирования _________________________ 6
    1.3 Формы и методы государственного регулирования ________________ 8 

2. Экономические функции государства и их реализация в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений ______________________________________________________ 10 

3. Формы и  методы вмешательства государства  в экономику: мировой и отечественный опыт ______________________________________________ 22 

Инд. задание _____________________________________________________29
    Назвать основные объекты государственного регулирования в РБ и дать характеристику целей госрегулирования в каждом случае.
    Обозначить основные отличия госрегулирования в странах с различными типами экономических систем.
Заключение ______________________________________________________38
Список используемой литературы ___________________________________40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В своем движении экономика любой  страны подчинена, прежде всего, объективным  историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен  свыше, проистекает из предначертанной  судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.
      Принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику. Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
      В условиях современной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
      Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.
      Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.
      Опираясь  только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение  доходов. Хотя рыночный обмен и ведется  по принципу эквивалентности, возможности  у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.
      Во-вторых, потребность в урегулировании отношений  между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и  местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.
      Национальная  экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный  организм, в котором различные  отрасли, регионы и предприятия  имеют свои особенности. При опоре  лишь на рынок невозможно направить  их развитие к общей цели.
      Целью курсовой работы является раскрытие  функций государственного регулирования экономики, а также форм и методов вмешательства государства в экономику, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
      Задачами  работы являются:
      -отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
      -исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
      -анализ основных проблем макроэкономического регулирования в РБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Обоснование необходимости  макроэкономического  регулирования 

1.1 Государство как рыночный объект 

      Любая экономика не функционирует без  вмешательства государства, которое  берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за выполнение многих других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности общества.
      Тем более велика роль государства в  переходной экономике. Необходимость  вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена следующими причинами:
      Во-первых, прежний централизованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие развала самой системы;
      Во-вторых, в РБ существует многовековая традиция сильной государственной власти;
      В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора;
      В-четвертых, рынок требует длительного времени  для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов;
      В-пятых, государство само выступает инициатором  макроэкономических реформ, поэтому  они не могут быть осуществлены без его активного вмешательства;
      В-шестых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и  др.
      Таким образом, основная проблема рыночной экономики  – это не вопрос о необходимости  вмешательства государства в экономику, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, уточнения роли государства в экономике.
      Государство в трансформирующегося постсоциалистичесой  экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и стимулирование экспорта, повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.
      Государство в формирующейся рыночной экономике  выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как  арбитр, устанавливающий «правила игры». В роли партнера оно обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества – оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, защита окружающей среды и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ так же занимается государство.
      Государство способствует стабильному экономическому росту на макроуровне, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы.
      Государство содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может обеспечить социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень занятости и др.). Чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др. 

1.2 Задачи государственного регулирования 

     В хозяйственной практике большинства  государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства.
     При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:
     а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика  должна и может развиваться;
     б) определять ключевые экономические  высоты и оптимальные сроки их достижения;
     в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические  программы;
     г) организовать систему среднего и  долгосрочного управления экономическим  развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;
     д) устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические  и политические пели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие;
     е) создать и развивать систему  переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.
     Обязательное  условие успеха в деятельности каждого  отдельного субъекта экономики - это  гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного  планирования с конкретной стадией развития предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.
       Предпринимательская деятельность  и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
     Прерогативой  государства является обеспечение  правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой  для развития предпринимательства  и экономики. Экономика в любой  стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
     На  государство возлагаются следующие  основные задачи:
     а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.
     б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.
     в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
     г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
     д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.
     е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы. 

1.3 Формы и методы  государственного  регулирования 

      Все меры государственного регулирования  экономики направлены на то, чтобы  ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
      По  форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные.
        Административно-распорядительные  методы базируются на силе  государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.
      Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях их роль возрастает.
      Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования  косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
      Прямые  методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.
      Косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование. 
Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования.

      Прямые  и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями  государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности  применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.
      Особая  роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит  амортизации и ускоренной амортизации. 
Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.

      Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.  
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.

      Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным  требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический  сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции  и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
      Для отличия производимых сходных товаров  и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом.
      Разновидностью  мер по регулированию внешнеэкономической  деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.
В системе мер  государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в, то же время тесно увязанные между собой направления: планирование, программирование и прогнозирование; финансово-кредитное регулирование; антимонопольное регулирование; дерегулирование экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономические функции  государства и  их реализация  в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений. 

      Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. К основным функциям государства  можно отнести следующие:
    правовая;
    воспроизводственно-технологическая;
    защита конкуренции;
    стабилизационная;
    прогностическая;
    регулирующая.
      Правовая  функция призвана регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.
      Воспроизводственно-технологическая  функция сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь выделяются две подфункции: перераспределение доходов и ресурсов. Это обуславливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность их государственного регулирования.
      Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» она определяется, как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Противоположностью конкуренции является монополия, – когда число продавцов становится настолько малым, что позволяет им оказывать влияние на объем и цену выпускаемой продукции. Для предотвращения монополизации государство вмешивается в экономику. Однако необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в экономике существуют естественные монополии (для РБ, например, добыча минеральных удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует и государственная монополия, например, на производство вино-водочных и табачных изделий, для получения сверхприбылей и пополнения за счет них бюджета.
      Стабилизационная  функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае инфляционной экономики у правительства возникает противоположная цель – уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
      Прогностическая функция – определяет приоритетные направления экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.
      Регулирующая  функция представляет собой деятельность государства направленная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечения социальной защиты населения. Для достижения этих целей правительство способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.
     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику. Среди  методов государственного регулирования  едва ли встретишь совершенно непригодные  или абсолютно неэффективные. Нужны  все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
      Правовая  основа функционирования экономики
      Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль над их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
    Правительство берет на себя задачу обеспечения  правовой  базы  и некоторых важнейших услуг,  являющихся предпосылкой эффективного функционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как представление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями,  поставщиками  ресурсов  и потребителями.  На основе законодательства, нетрудно заметить, что  правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи  нечестной  практики  экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые  правительством, включают  применение  полицейских сил для поддержания общественного порядка,  введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Принятый в 1906 г.  Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой великолепный  пример  того,  как правительство  подкрепляет  функционирование рыночной системы.  Правительство вводит правила поведения,  которыми должны  руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и  лекарств,  требует обозначения  на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных  лекарств.  Все  эти меры  преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в  совершенство  рыночной  системы. Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, к отношениям между самими фирмами.
      Имеется в виду, что такого рода деятельность улучшает распределение ресурсов.  Обеспечение рынка средством  обращения,  гарантирование качества  продуктов,  определение прав собственности  и ответственность за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских  ресурсов.  А  такая  специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают,  что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым, подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства. 
 

      Антимонопольное регулирование
      Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля над их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.
      Далее попытаемся рассмотреть особенности  регулирования деятельности естественных монополий.
      Естественная  монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет эффекта масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
      Для обеспечения приемлемого поведения  таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.
      Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
      Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путём регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование  только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
      Другим  видом контроля являются антимонопольные законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако формулировка была довольно размыта, что не позволяло чётко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.
      В том же году была создана Федеральная  торговая комиссия. В её компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антимонопольному органу полномочия для проведения расследований.
      Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятие более сильным и выпускать больше продукции.
      Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было различным, корректируемым под особенности развития экономики, государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

      Стабилизация  макроэкономического  положения

      Другое,  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
      Равновесие  в экономической системе, которое  устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может  сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
      Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство, так или иначе, проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.
          Согласно общим  рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
      Размещение  ресурсов
      Наряду  с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
          Перераспределение ресурсов может касаться промышленного  и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
          Так, через систему  налогов и субсидий государство  может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.
          В случае побочных, или  внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.
      Правительственный запрет или ограничения на такие  загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.
      Рыночные  механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.
    Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.
    Система сбыта регулируется через государственные  закупки и через потребительский  кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
      Перераспределение доходов
      Правительство взяло  на себя задачу уменьшить  неравенство доходов в нашем  обществе. Эта задача нашла отражение  в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия  по безработице. Все  эти  программы  осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам,  которые в противном случае  получали  бы незначительный доход или вовсе его не имели. 
      Во-вторых, правительство изменяет также распределение доходов путем  рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами.
      Социальная  политика государства направлена на стабилизацию уровня жизни населения и постепенное обеспечение его устойчивого роста, нормализацию демографической ситуации, обеспечение эффективной занятости населения, развитие отраслей социальной сферы.
      Политика  доходов населения должна исходить из необходимости увеличения реальных доходов как условия формирования платежеспособного спроса населения и роста уровня жизни различных его социальных групп. Принципиально новым является подход, основанный на создании для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
      Основными задачами реформирования оплаты труда  должны стать:
    усиление стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции (услуг) и повышения его эффективности, легализации всех видов трудовых доходов;
    регулирование цены рабочей силы на основе приближения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь до величины минимального потребительского бюджета;
    обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с увеличением средней заработной платы;
    реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятия и организаций различных форм собственности.
      Основные  направления и задачи социальной защиты состоят в усилении государственной  поддержке социально уязвимых слоев  населения и групп населения, укрепления системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.
      Для нетрудоспособной части населения  должны бать гарантии материального  обеспечения и социального обслуживания за счет социального страхования  и бюджетных средств.
      Предусматривается дальнейшее усиление адресной социальной защиты населения посредством ориентации социальных программ, нуждающимся и увязки социальной помощи с материальным положением получателя.
      В области пенсионного обеспечения  предстоит завершить формирование законодательной базы пенсионной реформы и реализовать меры по повышению финансовой устойчивости пенсионной системы. Предусматривается упорядочить отдельные виды пенсий  исключить социальные выплаты, не относящиеся к пенсионным обязательствам, из финансирования за счет средств пенсионного страхования.
      Государство как объект имущественных  отношений
      В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации  производства товаров и распределения  ресурсов. Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. В рыночной системе – это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение.
      Рыночный  механизм не в состоянии разрешить  все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции  значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.
      Государственное регулирование экономики  в РБ
      Рыночная  экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" - цены - для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям.
      Следовательно, главное экономическое воздействие  на процессы воспроизводства оказывают  цены, наиболее результативно выполняющие  свои функции только при наличии  стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.
      Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство значительно перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста.
      Переходный  период в реформируемой экономике  не обходится без "шоковой терапии", если ей в наследство достались деформированная  структура относительных цен  или высокая макроэкономическая несбалансированность. Если превалируют  оба этих условия, тогда "шоковая терапия" является крайне необходимой, хотя и недостаточной для стабилизации экономики. Опыт стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), в своей основной массе выбравших путь "шоковой терапии", показал успех и перспективность такого подхода; тогда как страны, выбравшие путь постепенных реформ, показывают значительно меньшие экономические успехи.
      Отказ от быстрого и решительного реформирования в Республике Беларусь способствует консервации следующих негативных особенностей переходного периода (применительно к основным фазам общественного воспроизводства).
      К этому следует добавить такие  специфические особенности белорусской  экономической жизни, как:
      - "правовой нигилизм", т. е. стремление решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск "вышестоящих" покровителей;
      - неполнота законодательства, регулирующего рыночные отношения, и неразвитость судебной системы подкрепляют данную тенденцию;
      - отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики;
      - низкий уровень управляемости внутри государственных структур.
      Исходя  из вышеперечисленных особенностей можно выделить следующие факторы, влияющие на издержки, цены и инфляцию:
      - высокое ресурсопотребление и, как следствие, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции;
      - высокая себестоимость как результат отсталой технологии и 70% износа основных производственных фондов предприятий;
      - затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов;
      - низкая инвестиционная активность, не способствующая инновационной деятельности предприятий;
      - низкий платежеспособный спрос, который вынуждает предприятия снижать объемы производства, сохраняя производство лишь дешевой и некачественной продукции.
      Государство пытается решать эти проблемы с помощью  административного регулирования экономических процессов, что, в свою очередь, накладывает непосредственный отпечаток на инфляцию, ценообразование и государственную ценовую политику.
      В кризисные периоды контроль над  ценами усиливается. Правительство  нередко использует жесткую меру регулирования — "замораживание" цен и заработной платы. Необходимым условием успешного осуществления указанного мероприятия является консолидация населения, профсоюзов, политических и общественных групп и движений вокруг идеи о "замораживании" цен и заработной платы, т. е. создание условий экономической солидарности. Иначе вводимые меры не будут иметь экономического эффекта.
      В краткосрочном плане "замораживание" цен и заработной платы способствует определенной стабилизации экономики  — замедлению инфляции, увеличению занятости и росту ВВП. Однако в долгосрочном периоде это ведет к усилению негативных тенденций в развитии экономики: росту дотаций из бюджета, снижению доходной части за счет снижения общего уровня прибыльности предприятий, росту кредитных вложений в экономику и др.
      В Республике Беларусь на начальных этапах реформирования экономики была проведена  широкая либерализация цен, которая  привела к резкому и неуправляемому росту цен и падению объемов  промышленного производства.
      Проводился жесткий контроль цен преимущественно административными методами в пользу социальной стабильности и поддержки неэффективных производителей. При этом возникли следующие проблемы: ухудшение финансовых показателей работы многих предприятий, падение инвестиционной активности, усугубление "перекрестного субсидирования", возникновение дефицита потребительских товаров. Данные меры, тем не менее, не останавливают инфляцию.
      Контроль  цен, как утверждает наука и показывает опыт, не является средством преодоления инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть меры по устранению глубинных причин роста цен: "Не надо полагать, что можно контролировать цены просто путем наделения административного органа властью издавать приказы, запрещающие их рост. Чтобы действенно контролировать цены, такие приказы должны быть поддержаны соответствующим действием в других областях. Они должны быть дополнены денежной политикой с целью ограничения денежной экспансии и фискальной политикой для минимизации правительственных дефицитов... Иначе контролеры будут похожи на людей, которые пытаются сбросить температуру, сидя на ртутном столбике термометра, в то время как кредиторы и потребители сбрасывают уголь на пламя", - отмечал американский экономист К. Уилкокс.
      Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а, следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в макроэкономическом регулировании пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие, бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким".
      Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование" и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.
      Под государственным управлением агропромышленного  производства, на мой взгляд, следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления, если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.
      Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Формы и методы вмешательства государства в экономику: мировой и отечественный опыт 

      В современных условиях невмешательство  государства в социально - экономические  процессы немыслимо. Уже давно ведутся  споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.
      Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
      В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.