На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования Республики Беларусь
      Министерство  образования и науки Российской Федерации 

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     «БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

      Кафедра «Маркетинг и менеджмент» 
 
 
 

      Курсовая  работа
      по  дисциплине: «Маркетинг предприятий отрасли»
      на  тему: «Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» 
 
 
 
 

      Выполнила:                                                                   студентка гр. ЭиУП-061
      Кравцова  А.А. 
 
 

      Руководитель:                                                                           Кривенкова И.В. 
 
 
 
 

      Могилев 2010 г.
         Содержание 

     Введение………………………………………………………………………...3
    1 Понятие рынков сбыта продукции предприятия, порядок и
         методы анализа ..………………………………………………...…………..5
      Понятие рынка сбыта, его сущность, классификация и роль в
        системе маркетинга…..…………………………………………….…...5
    1.2 Методы оценки емкости и доли рынков сбыта ….………………........8
    1.3 Понятие и расчет потенциала и динамики рынка сбыта..…………...11
    2 Анализ  рынков сбыта продукции предприятия  ОАО «Могилевский
      завод «Электродвигатель»…………………………………………………13
      2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия
           ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»…………………….13
      2.2 Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский
         завод «Электродвигатель»……………………………………………15
      3 Пути повышения эффективности работы предприятия
        ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» на рынках сбыта
      его  продукции……………………………………………………………...24
    Заключение…………………………………………………………………….31
    Список  использованных источников………………………………………...32
    Приложение  А - Организационная структура предприятия ……………....33
    Приложение  Б – Статистические данные предприятия………….………....34
    Приложение  В – Текст программы…………………….………….………....37 
     

 

      Введение 

     Анализ  рынков сбыта продукции предприятия является одной из основных его проблем, которая имеет существенное влияние на успешное функционирование всего производственного процесса и реализацию основной цели предприятия: получение прибыли.
     В любой стране имеются свой внутренний рынок  и внешний рынок, где осуществляются экспортно-импортные связи. Любой из рынков обладает определенной структурой, под которой понимаются условия, определяющие его возможности и подлежащие выявлению в процессе исследования.
     Целью данной курсовой работы является выработка рекомендаций по повышению эффективности работы предприятия на рынках сбыта его продукции.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      - раскрыть понятие и содержание рынков сбыта продукции предприятия, порядок и методы их анализа;
     - провести анализ рынков сбыта продукции ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель», определить их главные параметры и оценить успешность реализации продукции данного предприятия на рассматриваемых рынках;
     - дать конкретные рекомендации  по повышению эффективности работы предприятия на рынках сбыта его продукции.
     ОАО "Могилевский завод "Электродвигатель" является изготовителем асинхронных  электродвигателей промышленного  назначения для станкостроительной и других отраслей промышленности. Мощность выпускаемых электродвигателей составляет от 0,12 кВт до 22 кВт с высотой оси вращения вала от 56 мм до 180 мм. Завод также выпускает широкую гамму потребительских товаров, включая сложную бытовую технику.
     В соответствии с планом научно-технического развития предприятия в настоящее время ведутся и в ближайшие годы будут продолжены работы по разработке и постановке на производство технически сложной продукции - новых модификаций двигателей, изделий на базе двигателей и изделий ТНП. Целью этих работ является обеспечение Республики Беларусь широкой гаммой продукции собственного производства, востребованной на внутреннем рынке, увеличение её экспортного потенциала.
 

     
     1 Понятие рынков сбыта продукции предприятия, порядок и методы
      Анализа 

     
      Понятие рынка сбыта, его  сущность, классификация и роль в
          системе маркетинга
     Сбыт  представляет собой систему отношений  в сфере товарно-денежного обмена между экономически и юридически свободными субъектами рынка сбыта, реализующие свои коммерческие потребности. Субъектами рынка сбыта выступают продавцы и покупатели, а объектом сбыта является непосредственно товар в маркетинговом понимании этого слова.
     Задача  деятелей рынка сбыта состоит  в том, чтобы осуществить взаимовыгодный товарно-денежный обмен между продавцом и покупателем. Маркетинговая деятельность всех участников на рынке сбыта активно способствует этому обмену, выявляя потребности, и направляя потоки в системе "товар-деньги" навстречу друг другу. На рисунке 1 представлено взаимодействие субъектов маркетинговой системы на рынке сбыта.  


     Рисунок 1 - Взаимодействие субъектов маркетинговой системы на рынке
                  cбыта  

     Из  данного рисунка видно, что:
     - первый поток направлен к потребителю и несет в себе идеи, товары и услуги, выгодные и нужные потребителю;
     - второй поток направлен от  потребителя и несет полезность  для продавца в виде денег  или их эквивалентов.
     Маркетинг регулирует эти потоки таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения обоих партнеров. При этом инициатива остается за предприятием, предлагающим свой товар. Оно должно предлагать товары, соответствующие ожиданиям потребителей и делать это лучше конкурентов. Одновременно производитель должен либо создать собственную систему сбыта, либо учитывать требования посредников, которые и доставляют товар до потребителя в нужное место, в нужное время и в необходимом количестве.
     Задача  маркетинга состоит в поиске постоянных преимуществ над конкурентами путем удовлетворения желаний потребителя.
     Преимущество  над конкурентом может выражаться как в предоставлении потребителю  больших выгод для удовлетворения его желаний, так и в более  быстрой реакции на изменение спроса и предложения рынка[5, c. 45-47].
     Исследование рынка сбыта является базой для всех других маркетинговых исследований. Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять запросы всех покупателей. Вместе с тем он должен стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей. Последнее возможно только в том случае, когда производителем установлен факт соответствия изготовляемых или запускаемых в производство товаров запросам и вкусам покупателей, определено, насколько товары его фирмы отличаются по свойствам и качеству от товаров фирм конкурентов. При этом необходимо выявить как недостатки, так и достоинства товара, определить отношение к нему отдельных групп покупателей, выявить возможные изменения требований рынка к товару в перспективе, а также установить сферы его использования в будущем. Это осуществляется в процессе исследования рынка и должно помочь фирме создать такой товар, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка.
     Наиболее часто при исследовании рынка определяются:
     - емкость рынка, тенденции его изменения;
     - потенциал рынка;
     - состав покупателей, особенности их поведения и потребления товаров;
     - предложение товаров и их соответствие запросам потребителей;
     - покупательная способность потребителей и возможности изменения в будущем;
     - покупательские мотивы приобретения и потребления товаров;
     - позиции фирмы на рынке и заинтересованность конкурентов в сохранении своих долей на рынке.
     Особенно актуальным для каждой фирмы является исследование рынка, когда она выходит на этот рынок с новым товаром, а также в том случае, когда фирма выходит со своим товаром на новый рынок.
     Выбор рынка базируется на различных аспектах его структурирования. Поэтому в маркетинге классификация рынков осуществляется с использованием широкого круга признаков. Отметим лишь наиболее важные из них.
     В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.
     Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых усилий: в условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. И ему, следовательно, абсолютно нецелесообразно заниматься какими-либо исследованиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.
     Совершенно другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга [6, c. 134-138].
     С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:
     - местный (локальный);
     - региональный (внутри страны);
     - национальный;
     - региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);
     - мировой.
     Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния или особенностей предлагаемого товара. Немаловажное значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.
     Товарные рынки различаются по характеру конечного использования товара. По данному признаку выделяют: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок услуг. Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам, товарным группам, товарным подгруппам  и т.д.
     Специфика исследования рынка потребительских товаров связана с тем, что они рассчитаны на множество индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, запросов, предпочтений и поведения потребителей.
     Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров [1, с. 64-71]. 

     1.2 Методы оценки емкости и доли рынков сбыта 

     Анализ  рыков сбыта продукции предприятия  невозможен без определения такого показателя, как емкость рынка.
     Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товара или услуги на данном рынке при определенном уровне цен.
     Чаще  всего показатель емкости рынка  исчисляется в денежном выражении. Т.е. это максимальная сумма, которую  может получить продавец на данном рынке при неизменных обстоятельствах. Лишь в отдельных случаях емкость рынка может быть определена в натуральном выражении.
     Формула расчета емкости рынка обычно выглядит следующим образом:
E = К х  Ц,                                                                (1)
    где E — емкость рынка;
      К — количество реализуемого товара; 
      Ц — цена товара.

     В ходе оценки емкости рынка чрезвычайно важно учесть влияние так называемых неконтролируемых факторов. Они могут быть связаны с совершенно непредсказуемыми обстоятельствами: например, отказ президента Дж. Кеннеди от ношения шляп (вопреки традициям американской моды) имел в свое время катастрофические последствия для соответствующих отраслей производства и торговли. Существует множество разных рынков и, соответственно, методов определения их емкости.
     Деление рынков сбыта по их размеру представлено на рисунке 2.

     Рисунок 2 -  Виды рынков сбыта по их размеру
     Как видим, всего видов рынка 5, а самым  большим является "весь рынок". Это может быть как весь рынок в целом, так и рынок одного определенного товара (например, хлеба или кирпичей).
     Далее идет "потенциальный рынок". Он всегда меньше “всего рынка”, поскольку далеко не все возможные покупатели станут потенциальными. В данном случае под потенциальными покупателями имеются ввиду те, которые в силу тех или иных обстоятельств могут приобрести товар.
     Доступным является рынок, до которого данный продавец может добраться. Самый простой пример — территориальный. Однако, может быть и другая доступность: сегметационная, т.е. в зависимости от признаков сегментирования.
     Целевым рынком является тот, на который мы ориентируем наш товар или услугу. Целевой рынок всегда меньше, чем доступный, поскольку мы не можем добраться до всех доступных потребителей: одни ушли к нашим конкурентам, другие невыгодны нам и мы сами пытаемся от них избавиться
     Те  же потребители, до которых мы уже  добрались или можем гарантированно добраться и сделать своими покупателями, относятся к основному рынку.
     Для каждого из представленных видов рынков можно рассчитать свою емкость, зная которую предприятие получает возможность оценить перспективы своей деятельности на том или ином рынке. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться. Следует, однако, иметь в виду и то, что большая емкость рынка не всегда означает наилучшие возможности для его освоения. На таком рынке может быть сильная конкуренция, высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов; могут действовать и другие факторы, которые следует учитывать при принятии решений о выборе того или иного рынка для последующей работы на нем [1, c. 84-89].
     Более широкое применение, чем емкость рынка, в практике маркетинговых исследований получил другой показатель — доля рынка. Он достаточно достоверно отражает результаты деятельности предприятия и обычно определяется как отношение объемов продаж фирмы и общего на данном рынке, учитываемых в натуральных или стоимостных единицах.
     Доля рынка — это показатель, который необходимо интерпретировать с большой осторожностью. Дело в том, что ее величина прямо зависит от выбора базы сравнения, т.е. базового рынка. Так, доля обслуживаемого рынка (рассчитывается не применительно ко всему потенциальному рынку, а относительно продаж на рынках, где работает предприятие) всегда выше, чем доля рынка в целом. Относительная же доля рынка определяется путем сопоставления продаж предприятия с продажами конкурентов. Если фирма удерживает 30 % рынка, три ее основных конкурента имеют доли рынка соответственно 20, 15 и 10 %, а остальные — 25 %, то относительная доля рынка будет равна 43 % (30:70). Если относительная доля рынка рассчитывается относительно трех главных конкурентов, то она составит 67 % (30:45).
     При определении доли рынка могут возникнуть трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных.
     Так, расчет доли обслуживаемого рынка подразумевает, что предприятие должно оценить суммарный объем продаж в каждом сегменте, а определение относительной доли рынка требует информации об объемах продаж основных конкурентов.
     С помощью рассмотренного выше показателя можно оценить уровень конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала [2, c. 202-222]. 

     1.3 Понятие и расчет потенциала и динамики рынка сбыта
     Конъюнктурная оценка масштаба рынка проявляется  в характеристике потенциала рынка. Потенциал рынка показывает, какое  количество товаров при определенных условиях может быть предложено рынку, сколько товаров рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский.
     Производственный  потенциал рынка характеризует  предельные возможности товарного  предложения. Производственный потенциал рынка определяется по следующей формуле:  

                                                        (2)
      

     где Ni- единица производства;
         Wi- удельная мощность производственной единицы;
         Fi- прочие факторы;
         n - число i-х единиц производства.
     Потребительский потенциал рассматривается как  способность "поглотить" определенное количества товара.
     Потребительский потенциал рассчитывается обычно за год в денежном или натуральном  выражении, он показывает состояние  совокупного потенциального спроса: 

      ,                                                         (3) 
 

     где  Q - потребительский потенциал рынка;
           n- число покупателей конкретного товара на конкретном рынки при
             заданных условиях;
           q- среднее число покупок в год;
           p- средняя цена покупки [4, c.142-157].
     Для определения динамики рынка рассчитывается показатель темпа роста рынка  по формуле: 

       ,                                             (4) 

     где Tm - темп роста рынка;
         Vm- объем рынка в конце базисного периода;
         Vm1- объем рынка в конце анализируемого периода;
         t- длительность периода.
     Если Tm>1.4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении Tm от 1.4 до 0.7 рынок находится в состоянии стагнации, если Tm<0.7, то ожидается кризис рынка [3, c.104-119].
 

    2 Анализ рынков  сбыта продукции  предприятия ОАО «Могилевский
         завод «Электродвигатель» 

    2.1 Организационно-экономическая   характеристика предприятия
         ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» 

     Республиканское унитарное предприятие "Могилевский завод "Электродвигатель" создано путем выделения из состава производственного объединения "Запэлектромаш" в результате ликвидации объединения, согласно приказу Министерства электротехнической промышленности и приборостроения СССР от 21.02.85 № 96. Предприятие было передано в собственность Республики Беларусь в соответствии с Постановлением СМ РБ от 14.10.91 г №385 и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
     Завод "Электродвигатель" организован  на основании Постановления ЦК КПБ и СМ № 629 от 30 августа 1958 года на базе металлообрабатывающего комбината, который был создан на основании Постановлении СНК БССР от 28 декабря 1945 года.
     С июня 1946 года завод начал свою производственную деятельность. В первый год существования  было подготовлено производство, и начался выпуск девяти наименований товаров народного потребления, а в 1952 году выпускалось уже более 150 наименований изделий, крайне необходимых народному хозяйству в восстановительный послевоенный период (это скобяные изделия, мебельная фурнитура, посуда литая и штампованная, столовые приборы и т.п.).
     До 1992 года могилевский завод "Электродвигатель" был узкоспециализированным заводом  по производству асинхронных трехфазных электродвигателей высотой оси  вращения 100 мм. Основным рынком сбыта были: Россия, Украина, Прибалтика и дальнее зарубежье. На Белорусском рынке реализовывалось лишь 6-7 процентов двигателей.
     С целью обеспечения белорусского рынка импортозамещающими товарами и увеличения экспортных поставок, заводом с 1992 по 2007 годы освоено производство и реализация двигателей с высотой оси вращения от 56 до 180 мм. Освоено серийное производство широкой гаммы однофазных двигателей, двигателей со встроенным тормозом и двигателей взрывозащищенного исполнения.
     Наряду  с профилирующей продукцией (электродвигатели) завод со времени своего образования выпускает и товары народного потребления (электросоковыжималки, электрозвонок, электромясорубка, насосы ВКБ, ЦКБ и «Дачный», шинковка, двигатели ДАК, мебельная опора, заточное устройство «ЗУБ» и другие).
     Сегодня ОАО "Могилевский завод “Электродвигатель" является коммерческой организацией –  юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и валютный счета в банковских учреждениях. Он является  одним из лидеров среди предприятий СНГ, производящих электродвигатели [8, c. 5-20].
     Выполнение  основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития РУП  «Могилевский завод «Электродвигатель» за 2009 год представлено в таблице 1. 

     Таблица 1 - Выполнение основных целевых показателей
Наименование  показателя Значение  показателя
Задание Факт
   Темп  роста промышленных товаров, %    109,5    112,3
   Темп  роста ТНП, %    107.0    107,1
   Темп  роста экспорта, %    120.0    142,1
   Темп роста импорта, %    109.0    121.8
   Темп  роста валютных поступлений, %    114,5    135,5
   Затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, руб.    940    889
   Снижение  уровня материалоемкости, %    -1.0    -5,3
   Показатель  по энергосбережению    -12    -14,2
   Уровень рентабельности реализованной продукции, %    8    11,3
   Норматив  запасов готовой продукции (коэффициент)    1,3    0.92
   Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб.    1,9    2,5
Удельный  вес новой продукции в объеме производства, % 20 29,4
 
 
     Организационную структуру данного предприятия относится к линейным организационным структурам управления. В данном случае наблюдается принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. На изучаемом предприятии система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.
     Схематически  общая организационная структура  управления ОАО «Могилевский завод  «Электродвигатель» представлена в  приложении А. 

      2.2 Анализ рынков  сбыта продукции  предприятия ОАО  «Могилевский завод «Электродвигатель» 

     В товарной структуре ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» выделяются две группы товаров:
     - общепромышленного назначения,
     - народного потребления
     Основная  продукция предприятия – асинхронные  электродвигатели переменного тока. Их главное достоинство – неприхотливость в использовании и простота устройства. Асинхронные электродвигатели широко используют не только в промышленности (трехфазные), но и в бытовой технике (однофазные).
     ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» производит асинхронные электродвигатели согласно стандартам ГОСТ и CENELEC, которые необходимы почти во всех отраслях промышленности: угольной, энергетической, цементной, а также в судостроении, машиностроении, нефте - и газотранспортировке. Следовательно, развитие данных отраслей промышленности во многом определяет потребность рынка в данной продукции.
     Среди продукции народного потребление  основная роль отводится электросоковыжималкам "Журавинка", которые предназначены  для получения в домашних условиях сока из свежих твердых овощей, фруктов  и ягод.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.