На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешнеторговые отношения россии на примере газовой отрасли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
     Содержание 
 

     Введение
    Глава 1. Формы и методы реализации газа на внешнем рынке
    Глава 2. Современное состояние мирового рынка газа
    Глава 3. Участие РФ в международной торговле газом
     Заключение
     Список  использованной литературы
     Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Развиваясь, человечество начинает использовать все  новые виды ресурсов (атомную и  геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.
     Система газоснабжения России - основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит  ее нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает значительную часть доходов бюджета, а также более 19% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа (45% в структуре экспорта топлива из России). В России ежегодно потребляется (с учетом расхода газа на технологические нужды системы газоснабжения) 410 млрд. куб. м газа, или более 70% от всего объема газа, добываемого в стране. Масштабы внутреннего рынка, начиная с 1998 года, стабильны и имеют тенденцию к некоторому росту (3,3% в год). Газ составляет 50% в структуре баланса первичных энергоносителей в стране и будет оставаться основным топливным ресурсом, но с постепенным сокращением его доли в потреблении топливно-энергетических ресурсов до 45% к 2010 году.
     Динамичное  развитие газового сектора способно обеспечить поступательное движение и другим отраслям экономики. В условиях наметившегося экономического подъема обеспечение газом платежеспособных российских потребителей представляется одной из основных задач по модернизации экономики и обеспечению ее поступательного развития. 
На основе комплексной оценки потенциала, проблем и тенденций сложившегося рынка газа сформулировать цели, задачи, принципы и приоритетные направления развития полноценного рынка газа, условия и этапы его формирования.

     Формулирование  целей, задач и основных принципов  развития рынка газа в Российской Федерации основано на анализе текущего состояния газового рынка, его основных проблем и диспропорций, с учетом основных аспектов его функционирования, в том числе:
    оценки ресурсной базы и состояния рыночной инфраструктуры;
    анализа состава рынка, функций его участников и сложившейся системы торгово-экономических отношений;
    налоговой, ценовой политики государства и системы регулирования газового рынка;
    прогнозной динамики внутреннего и внешнего спроса на газ, добываемый в Российской Федерации, с учетом разных сценарных условий формирования спроса;
    формирования перечня объективных ограничений развития, требующих принятия экономических и структурных мер со стороны государства в целях обеспечения устойчивости газоснабжения в процессе реформирования сложившегося рынка газа;
    анализа международного опыта реформ в газовой отрасли.
     Целью данной работы является рассмотрение и изучение современного состояния нефтегазовой промышленности.
     В соответствии с поставленной целью  в работе предполагается решить следующие задачи:
     - рассмотреть современное состояние  нефти и газовой промышленности;
     - изучить нефтяную отрасль России;
     - охарактеризовать газовую отрасль  России;
     - проанализировать проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса России.
     Предмет исследования – современное состояние  нефтегазовой промышленности. Объект исследования – нефтяная и газовая  отрасль промышленности.
     Гипотеза  исследования заключается в следующем: топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью и экономикой страны.
     Практическая  значимость курсовой работы характеризуется  достаточно глубоким изучением аспектов, научно обоснованным анализом с учетом изученного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Формы и методы реализации газа на внешнем рынке
     Сформировавшаяся  в газовой отрасли в течение  последних десятилетий производственная структура обеспечивает непрерывность  процесса газоснабжения от бурения  скважин, добычи, транспортировки газа до поставки его непосредственно потребителям.
     Сырьевая  база природного газа в России, как  ее разведанная, так и прогнозная часть, достаточна и надежна для  текущего и перспективного обеспечения  потребностей внутреннего рынка  и нужд экспорта. Разведанные запасы природного газа (промышленных категорий A+B+C1) составляют около 47 трлн. куб. м, в том числе в Западной Сибири - около 35 трлн. куб. м (74%). Ближайшие для освоения ресурсы газа (запасы категории C1 и ресурсы категорий С3+Д1) оцениваются в 100 трлн. куб. м, в том числе по Западной Сибири - около 51 трлн. куб. м (северные районы). Такого объема запасов достаточно для обеспечения ежегодной добычи газа в размере 700 млрд. куб. м в течение 60-80 лет.
     Особенностью  разведанных запасов является их высокая степень концентрации в отдельных регионах страны, в основном, на севере Западной Сибири. 75 процентов этих запасов сосредоточено на 21 крупном месторождении. Большинство месторождений газа эксплуатируется уже 15-25 лет, причем все четыре крупнейшие месторождения газа (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вынгапурское), на долю которых приходится около 80% текущей добычи, уже вступили в падающую фазу. В последние годы добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 году до 595,1 млрд. куб. м в 2002 году [По 2002 году приведены оперативные данные об объемах добычи газа]. Вместе с тем в 2002 году отмечается рост объемов добычи газа по сравнению с 2001 годом на 14,1 млрд. куб. м (на 2,4%). Доминирующим производителем газа является ОАО "Газпром" со своими дочерними и зависимыми обществами, которые в 2002 году добыли 521,7 млрд. куб. м (88% от общего объема газодобычи), что на 9,7 млрд. куб. м больше чем в 2001 году.
     Нефтяные  компании в 2002 году добыли 35,9 млрд. куб. м газа (6% от общего уровня добычи), увеличив добычу на 4,1% против уровня 2001 г. (на 1,4 млрд.куб. м)1.
     Весьма  высок потенциал газодобывающих районов Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение в Иркутской области  с запасами 1,6 трлн. куб. м, месторождения  Республики Саха-Якутия) и Дальнего Востока (Сахалина и Камчатки с начальными суммарными ресурсами около 47,6 трлн. куб. м, 31,5% из которых находятся на шельфе морей).
     Важнейшей задачей для поддержания устойчивости газоснабжения в течение последующих  лет является разработка новых месторождений. Эти месторождения расположены в основном в неосвоенных районах, не имеющих специальной инфраструктуры, на больших глубинах и на шельфе, что, в свою очередь, потребует значительных финансовых ресурсов. 
Для обеспечения поставок газа с действующих месторождений, большинство которых расположено в отдаленных районах, создана и эксплуатируется уникальная газотранспортная система. До 1992 года она не имела избытков мощности, однако, падение платежеспособного спроса и производства газа привели к образованию в указанной системе некоторого резерва мощности на отдельных ее участках. Вместе с тем по мере старения фондов, освоения новых газовых месторождений и увеличения добычи газа потребуется реконструкция действующих и строительство новых газотранспортных сетей.

     Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 154,8 тыс. км (газопроводы  диаметром 1020, 1220 и 1420 мм составляют более 62%). В систему входят газоперекачивающие агрегаты установленной мощностью  около 42,6 млн. кВт и 3645 газораспределительных станций, обеспечивающих выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе оборудования компрессорных станций - более 89%. Технически возможная производительность газотранспортной системы ограничена, и составляет 518,1 млрд. куб. м в год, что ниже ее проектной производительности (577,8 млрд. куб. м в год) на 59,7 млрд. куб. м. 
Имеющиеся инфраструктура и мощности хранения газа в ПХГ составляют порядка 60 млрд. куб. м в год или около 18% от объемов потребления газа в стране, что в целом позволяет поддерживать надежное снабжение газом российских потребителей. Вместе с тем имеются реальные проблемы обеспечения пиковых отборов газа из хранилищ в зимние периоды времени. Отсутствие сезонной дифференциации регулируемых цен на газ экономически не побуждает потребителей равномерно осуществлять закупку газа.

     Потребление природного газа населением страны увеличилось  за последние 10 лет более чем в 3 раза. Однако уровень газификации  особенно в сельской местности остается недостаточным и составляет в настоящее время около 31% против 60% в городах.
     В России при наличии достаточной  ресурсной базы и уникальной технологической  инфраструктуры в процессе развития газового рынка должны быть созданы  финансово-экономические условия  и инвестиционные ресурсы для освоения новых месторождений газа, осуществления модернизации магистральной и газораспределительной инфрастуктуры, развития и повышения устойчивости и маневренности этих систем для обеспечения транспорта газа из новых месторождений, в том числе разрабатываемых независимыми производителями, строительству реверсных газопроводов и ликвидации узких мест, а также наращивания мощностей подземных хранилищ газа для обеспечения балансировки спросовых колебаний на газовом рынке.
     Следует отметить принимаемые меры государственной политики, направленные на увеличение прозрачности рынка, в частности, введение системы тарификации транспортировки газа по распределительным газопроводам, отдельной регулируемой платы за сбытовые услуги, а также возможности реализации на внутреннем рынке газа, закупаемого по импорту, по свободным ценам. На регулярную основу поставлен анализ бюджета и инвестиционной программы ОАО "Газпром"2.
     Целью развития рынка газа является создание условий для устойчивого функционирования и развития экономики страны и социальной сферы, повышение эффективности добычи, транспорта, хранения и потребления газа, обеспечение надежного газоснабжения платежеспособных потребителей и развитие газификации в России, выполнение международных обязательств по поставкам газа, а также поддержание необходимого уровня и устойчивого развития сырьевой базы в ближайшей и долгосрочной перспективе. 
Формирование рынка газа предполагает решение следующих основных задач:

    создания эффективного механизма использования резервов и новых технологий, направленных на снижение издержек в сфере производства, транспорта, хранения, распределения и сбыта газа, улучшения финансового состояния организаций отрасли;
    ликвидации диспропорций развития газового рынка, сдерживающих производственное развитие газовых компаний, снятия административных ограничений и расширения сферы применения рыночных механизмов;
    формирования оптимальной структуры топливно-энергетического баланса страны, рационального использования газа и стимулирования газосбережения во всех сферах экономики;
    создания благоприятных условий для освоения новых месторождений, строительства и эксплуатации новых мощностей по транспорту, хранению и распределению газа, стимулирования новых производителей газа;
    повышения открытости торговли. Создания торговых площадок и определения принципов взаимодействия с субъектами рыночной инфраструктуры. Повышения открытости информации, характеризующей спрос и предложение на рынке. Развития долгосрочных отношений и инструментов срочного рынка;
    поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в газовой отрасли и совершенствования системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
    сохранения и развития инфраструктуры газоснабжения, включающей в себя промыслы, магистральные и распределительные сети, хранилища газа и систему диспетчерского управления;
    улучшения нормативной правовой базы функционирования отрасли в рыночных условиях.
     Формирование  рынка газа в Российской Федерации  осуществляется под контролем и  при непосредственном участии государства и основывается на следующих принципах:
    развития конкуренции в сфере добычи газа и оказания услуг (проектирование, строительство, ремонт и др.) в газовой отрасли;
    торговли газом на основе расширения сферы нерегулируемого сегмента рынка, включая биржевую торговлю;
    развития межтопливной конкуренции (газ, мазут, уголь и другие);
    проведения тарифной политики, обеспечивающей экономическую обоснованность регулируемых цен (тарифов) с учетом самофинансирования газовой отрасли, постепенный переход от государственного регулирования цен на газ к рыночному формированию цен на основе спроса и предложения;
    обеспечения финансовой прозрачности регулируемых государством видов деятельности;
    защиты потребителей газа и иных субъектов газового рынка от недобросовестной конкуренции и монопольных действий;
    обеспечения недискриминационного доступа к свободным мощностям магистральных и распределительных газопроводов всем производителям газа в соответствии с установленными правилами;
    обеспечения прав и гарантий инвесторов, кредиторов и акционеров;
    сохранения Единой системы газоснабжения как основы газообеспечения России;
    деконцентрации внутреннего рынка газа за счет появления на нем новых хозяйствующих субъектов как отечественных, так и зарубежных;
    постепенного дерегулирования сложившихся экономических и хозяйственных отношений;
    обеспечения всем участникам рынка равных условий осуществления хозяйственной деятельности на рынке газа в соответствии с действующим законодательством.
     Энергетическая  стратегия России до 2020 года и другие нормативные документы РФ предписывают необходимость общей либерализации рынка газа и развития его свободного сектора. В настоящее время в рамках реформирования газовой отрасли принята трехсекторная модель рынка газа, которая включает сектор регулируемых цен для населения и организаций коммунального комплекса; сектор долгосрочных договоров для крупнейших потребителей; также свободный сектор, где цены на «голубое топливо» устанавливаются в ходе встречных аукционов3.
     Свободный сектор внутреннего рынка газа получил развитие с открытием в 2002 г. Электронной торговой площадки (ЭТП) ООО «Газпром межрегионгаз». Непосредственно торги на площадке с участием ОАО «Газпром» стартовали в ноябре 2006 г. (форма эксперимента «5+5») в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2006 г. № 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» и Приказом Минпромэнерго России от 31 октября 2006 г. № 294 «О проведении эксперимента по продаже газа на электронной торговой площадке».
     С началом торгов на ЭТП внутренние цены на «голубое топливо» определяются с применением биржевых технологий, на основе баланса спроса и предложения. Более того, на ЭТП ООО «Газпром межрегионгаз», в отличие от западных площадок и спотовых бирж, впервые соединены технологии электронной биржевой торговли и торговли транспортом. Это позволило решать проблему доступа независимых производителей к единой газотранспортной системе (ЕГС) оперативным путем, причем на конкурсной основе.
     Предполагалось, что объем газа, реализованного по свободным ценам на ЭТП «Газпромом» и независимыми производителями составит в 2006 г. равное количество газа – по 5 млрд куб. м. В конце 2007 г. были подведены предварительные итоги – эксперимент был признан удачным и пролонгирован на 2008 г. Постановлением правительства от 10 декабря 2007 г. № 851 «О продолжении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке в 2008 году» с условием соблюдения паритета «7,5+7,5».
     Эксперимент на площадке осуществлялся в суточном, декадном и месячном режимах. Оформление доступа для торгов с поставкой фактических объемов на следующий месяц занимает 15 дней после проведения торгов; для декадных торгов – 5 дней; для суточных торгов срок оформления всех документов занимает не более одних суток.
     Годовой объем продаж газа на ЭТП в 2008 году составил 6,09 млрд куб. м, из которых 3,1 млрд куб. м, что составляет 51%, – это ресурсы «Газпрома» и его аффилированных лиц, а 2,99 млрд куб. м, что составляет 49%, – независимых производителей. 67% объемов газа независимых производителей, проданных через ЭТП, приходится на «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и «НОВАТЭК»4.
     Отставание  объемов продаж газа Группы «Газпром»  на ЭТП от запланированного уровня в 7,5 млрд куб. м связано с дефицитом газа в газотранспортной системе в феврале-марте 2008 года и с перенасыщением рынка газа в период с апреля по декабрь. Ограничение продажи газа «Газпрома» частично было связано с необходимостью соблюдения паритета продаж при невыполнении независимыми производителями обязательств по объему продаж газа на ЭТП, принятых при формировании баланса газа.
     Средневзвешенная  цена газа, реализованного через электронную  торговую площадку в 2008 году, на ГРС превысила средневзвешенную регулируемую цену на 38%, что на 1,1% выше уровня 2007 года. В целом по отчетному периоду удалось обеспечить положительный рост финансовых показателей по отношению к 2007 году.
     В 2008 году на ЭТП произошло качественное перераспределение ресурсов газа по отраслям. Доля предприятий электроэнергетики  выросла на 31%. В 2008 году через ЭТП газ покупали потребители 33 субъектов Российской Федерации, в 2007 году – 31. При этом более половины газа было поставлено потребителям в республиках Татарстан и Башкортостан, в Свердловской и Московской областях.
     Более половины объемов газа, реализованного на ЭТП, было продано в режиме поставки «на следующий месяц». Запуск торгов в суточном режиме позволил перераспределить ресурсы между декадными и суточными поставками, при этом цены на суточных торгах были на 1-2% выше цен торгов соответствующей декады. Новая форма торгов в сочетании с действующими режимами позволяет покупателям оптимизировать заказ газа и, соответственно, сократить затраты оборотных средств.
     Параллельно с развитием электронных технологий необходимо продолжать работу по созданию биржи газа.
     «Газпром» полностью выполнил обязательства  в рамках постановления Правительства  Российской Федерации «О продолжении  эксперимента по реализации газа на электронной  торговой площадке в 2008 году».
     Экономический кризис 2008-2009 гг. создал новые предпосылки для дальнейшего совершенствования рынка газа, развития электронных и биржевых форм торговли. Результаты этой работы будут способствовать ускорению выхода из кризиса.
     Таким образом, в процессе проведения эксперимента по реализации газа на ЭТП решены следующие задачи:
    Создана оперативная система поставки/отбора газа и его оплаты, адекватная по оперативности изменениям в режимах потребления газа.
    Электронные торги по всем режимам поставки газа (месяц, декада, сутки) скоординированы с формами управления газотранспортной системой ОАО «Газпром», бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
    Совместно с ЗАО «Газэнергопромбанк» создана и внедрена система «Экспресс-поставка», сократившая время цикла «торги-расчеты-уведомление на поставку» с 10 суток до 3-х часов.
    Разработана первая версия программно-аппаратного комплекса торговой системы Биржи газа для торговли фьючерсными контрактами.
    Участники рынка газа подготовлены для дальнейшего развития биржевой и электронной торговли.
 
 
 
 
 
    Глава 2. Современное состояние мирового рынка газа
     Вступление  мировой экономики в стадию глобализации ставит перед Россией сложную  задачу определения своего места  в новом мироустройстве. Многие экономисты и политики считают, что существующие тенденции углубления сырьевой направленности российской экономики могут поставить страну в разряд развивающихся, выполняющих роль сырьевого придатка промышленно развитых стран. Их опасения во многом оправданны, при условии, если государство не проявит должной политической воли.
     Однако  богатые природные ресурсы России могут стать движущей силой перехода экономики страны от сырьевой к технологической  модели развития. Основная проблема здесь  состоит в использовании сверхдоходов от эксплуатации природных ресурсов, которые принято обозначать понятием «природная рента». В настоящее время, когда цены на углеводородное сырье находятся на высоком уровне, это проблема приобретает особую актуальность. Природные ресурсы, как известно, не безграничны. Запасов природного газа, по оценкам специалистов, хватит в пределах ста лет. За пределами этих временных горизонтов Россию могут ожидать не лучшие времена. Единственным выходом из этой ситуации представляется использование благоприятной внешней конъюнктуры для развития обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики. Безусловно, решение столь сложной и масштабной задачи потребует значительного объема инвестиций, основным источником которых представляется именно природная рента.
     Даже  при условии наиболее рационального  изъятия государством природной  ренты, соблюдая баланс интересов государства и частного бизнеса (это является отдельной научной проблемой), страна может быть вынуждена решать вопросы, связанные с наиболее эффективным сбытом главных составляющих своих экспортных доходов — углеводородных ресурсов.
     В настоящее время мировые энергетические рынки находятся в стадии структурного реформирования. К основным факторам данного процесса можно отнести  следующие. Во-первых, продолжается дальнейшая либерализация мировых и национальных рынков. Российские интересы затрагивает, в первую очередь, либерализация газового рынка в Европе, которая приводит к усилению международной конкуренции, ослаблению позиций России на данном рынке и увеличению неопределенности, связанной с уменьшением временных горизонтов заключаемых контрактов.
     Во-вторых, научно-технический прогресс, с одной  стороны, ведет к снижению энергоемкости  современного производства и уменьшению спроса на энергоресурсы, с другой - к повышению эффективности процессов  добычи природных ресурсов и снижению издержек в этой области. В третьих, немаловажным фактором передела мирового энергетического рынка может служить усиление позиций США на Ближнем Востоке и связанное с этим возможное ослабление роли ОПЕК в мировом энергообеспечении5.
     Эти и другие факторы ставят перед Россией задачу сохранения существующих позиций на мировых рынках газа, а также ее выхода на новые рынки с целью опережения конкурентов.
     Задача  обеспечения устойчивого положения  России на мировых нефтегазовых рынках в немаловажной степени определяется ключевой ролью нефтегазового комплекса (НТК) в российской экономике. Принимая во внимание тот факт, что около 40% физического объема добываемых нефтегазовых ресурсов экспортируется за рубеж, а в стоимостном выражении экспортная квота еще значительнее, можно сделать вывод о том, что от того, сохранит ли Россия свою роль одного из главных игроков на мировом рынке энергоносителей, зависит экономическая безопасность страны, а также перспективы ее дальнейшего развития.
     Потеря  внешних рынков может привести к стагнации российского НТК и, как следствие, экономическому коллапсу страны. НТК обеспечивает жизнедеятельность производственного и коммунального секторов страны. В топливно-энергетическом комплексе производится около 25% объема российского промышленного производства и порядка 40% налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Средства от НТК, поступая в экономику страны, посредством эффекта мультипликатора способствуют ее росту. Можно утверждать, что нефтегазовый комплекс во многом определяет основные экономические показатели страны.
     Следует отметить, что у внешнеторговой политики, связанной с расширением российского  экспорта энергоносителей есть немало оппонентов. Их аргументы сводятся в основном к тому, что таким  образом страна «проедает» свои природные  ресурсы, а экономика ставится в зависимость от изменчивой конъюнктуры мирового рынка. Тем не менее, на наш взгляд, такая позиция представляется односторонней. При проведении экономической политики необходимо принимать во внимание сложившиеся реалии. Экономика страны в технологическом плане значительно отстает от промышленно развитых стран, для перевооружения необходимы крупномасштабные инвестиции, реальных внутренних источников для этого, кроме выручки от продажи энергоносителей, не просматривается. Иностранному капиталу невыгодно вкладывать деньги в развитие современного технологического производства в России по причине того, что со временем она может превратиться в серьезного конкурента.
     Принимая это во внимание, представляется наиболее целесообразным осуществлять перевооружение и модернизацию российской промышленности за счет доходов от продажи природных ресурсов. Безусловно, необходимым условием этого является наличие политической воли.
     Глобализация и либерализация мировой экономики ставят перед Россией новые задачи в условиях усиления международной конкуренции на сырьевых рынках. Поэтому представляется целесообразным комплексно и всесторонне изучить основные аспекты деятельности России на мировых рынках нефтегазового топлива в контексте современных мировых тенденций, для наиболее полного использования открывающихся новых возможностей и снижения влияния возникающих негативных факторов.
     Последние 20 лет мировой рынок природного газа рос примерно на 6% в год и в 2010 г. почти 30% природного газа пересекло государственные границы.
     В 2009 году мировым лидером по объему добываемого газа стали США, потеснив с этого почетного места Россию. Благодаря разработкам сланцевых  месторождений американские компании обеспечивают значительную часть потребностей внутреннего рынка. Кроме того, Катар, увеличивший в прошедшем году мощности по производству СПГ, продает его на спотовых рынках ЕС значительно дешевле, чем обходится европейским потребителям российский газ. Серьезные перемены, происходящие на мировом газовом рынке, по оценкам экспертов, приводят не только к потерям экспортных продаж "Газпрома", но и ставят под сомнение освоение Штокмановского месторождения6.
     В последние годы стало ясно, что  стабильность поставок и цен на газ, основанных на долгосрочных контрактах, не дает энергетике эффективно подстраиваться к флуктуациям мировой экономики, а газовый бизнес слишком зависит от геополитических моментов. Важнейшие и до недавнего времени все же, скорее, обособленные, чем связанные друг с другом, рынки США и ЕС начали заметно менять свою конфигурацию, взаимозависимость между ними начала нарастать. На рынок поступают новые газовые продукты, транспортные пути изменяются.
     После известных конфликтов с транзитными  странами, заявок Газпрома на масштабные инвестиционные проекты, наконец, после общего повышения цен на энергоресурсы — импорт в Европу российского природного газа сократился, а к контрактным ценам возникли претензии (см. подробнее «Мировой рынок газа: фундаментальный сдвиг»; «Газпром и новые стратегии европейского рынка»).
     Тенденции движения цен образно можно было бы представить как некие «качели» между рынками продавца и потребителя. Сейчас доминирует рынок покупателя: политика энергосбережения дала результаты, цены относительно снизились и на этом уровне стабилизировались. Расширяются масштабы и сферы применения СПГ, новых технологий добычи природного газа, возрастает глубина переработки нефтяного сырья. Приобретает самостоятельное значение рынок сжиженного природного газа.
     Обходные  трассы для российских энергоносителей — на Юге или на Севере — в конечном счете, могут снизить  конкурентоспобность отечественного производителя на  европейском рынке
     То  есть прежний рынок — рынок продавца — ушел в прошлое. Впервые за десятилетия упал европейский импорт газа, произошло сокращение  закупок газа из трубопроводов. Поставки газа «Газпромом» в ЕС за первый квартал 2010 г. снизились на 39%. Доля  российского концерна на рынке ЕС упала с традиционных 30% до, по нашим расчетам, примерно 18%. Это в первую очередь результат политики энергосбережения, проводимой ЕС, а также появления на мировом рынке новых источников природного газа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.