На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Идеалистическое понимание души в античности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Женский Институт «ЭНВИЛА» 

кафедра «психологии» 
 
 
 
 
 

                               Контрольная работа 

                                        по дисциплине 

                                    История психологии 

тема  «Идеалистическое понимание души в античности» 

     или Вариант №4 
 

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Безушко Анастасии Александровны
                                           студентки 2 курса группы Пс 210
                           факультета психологии
                               заочной формы обучения
                  тел. 80293446327
 

Оглавление 

Введение
1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
2. Основные этапы развития психологии до середины XIX века
3. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
4. Идеалистическое понимание души в античной психологии
5. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
Заключение
Список литературы 

 

Введение 

      История, как известно, многолика. Гранитом, бронзой, другими долговечными материалами, глазами музейным портретов, письменами пергаментов, строчками книг и листков календарей смотрит на нас прошлое.
      Древнегреческая муза истории Клио — серьезная, сосредоточенная  дама; на папирусном свитке ведет она учет человеческих деяний.
      Есть  и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и  тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей  жизни линия большой истории  теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.
      Человек не может столько ждать, он говорит: представление, беспорядок, игра, карнавал, трагедия. Это — описание переживания индивидом исторического существования. В масштабе человека происходящее вокруг невозвратимо и уникально, как жизнь.
      За  толкованием  индивидуальных мер  человека принято обращаться к психологии, обязанной именем другой гречанке — Психее.
      Что же является предметом психологии? В самом общем определении  — психики живых существ во всем многообразии ее проявлений.
      В истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представление  о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.
      “Изучение истории психологии имеет большое  образовательно-нравственное значение. История более полезна, она полна  мудрости, — писал итальянский  философ – гуманист XV века Лоренцо  Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины”.
      Источниками истории психологии являются все  материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических  знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.
      Важными источниками развития психологических  знаний является медицина, обучение и  воспитание, юридическая практика.
      Источниками психологических знаний являются также  другие науки — естествознание, этнография и др.
      Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они  возникли в системе первобытных  верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто  сверхъестественное, как “зверек в животном, человек внутри человека”. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняется ее отсутствием.
      Самые первые научные представления о  душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.
      В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. “анима” – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.
      Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности.
      “Принципиально  новый подход выразило сменившее  анимизм учение о всеобщей одушевленности мира — гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания.
“Перечислим главные задачи истории психологии как особой отрасли знания:
    Изучить закономерности развития знаний о психике.
Раскрыть  взаимосвязь психологии с другими  науками, от которых зависят ее достижения.
Выяснить  зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний, т.е. от запросов общества.
Изучить роль личности, ее индивидуального  пути в становлении самой науки”.
 

1.Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения 

      Психология  в Средние века приобретает этико-теологический  мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу  возвышается до царства благодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке. В трудах ученых (Авиценна, Альгазен) проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе.
      Фома  Аквинский (1226–1274) учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела. Душа выступает  источником движения тела. Различаются  способности, свойственные душе как  таковой (разум, воля), а также растительные и животные функции. Растительные и  животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая душа – низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна”.
      Искателем новых путей в науке был  Роджер Бэкон (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый вид вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие.
 

2.Основные этапы развития психологии до середины XIX века
Выделение сознания как критерия психики
      С именем Декарта (1596 – 1650) связан важнейший  этап в развитии психологических  знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий  особое – духовное –бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.
      Учение  Декарта о душе и теле и об их различии породили  философскую  психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание.
      Итак, по Декарту: не только тело освобождается  от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной  от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души –рефлексия (от лат. “обращение назад”). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.
      Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677).
      Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы  “Этика”. В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных  сил человеческого поведения. Надо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать.
      Спиноза выделял три главные силы, которые  правят людьми и из которых можно  вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.
      При этом он связывает эмоции с волей. Свобода состоит не в том, чтобы  следовать своим аффектам, а в  познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активности человека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания.
Оформление  эмпирической психологии в философских  учениях XVII века
      Развитие  производства и науки потребовало  новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления  явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.
      Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия  души  как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, “кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.
      Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. (от лат. “эмпирио” – опыт)”.
      В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704).
      Как и Гоббс, он исповедовал опытное  происхождение всех знаний. Постулат  Локка гласил, что “в сознании нет  ничего, чего бы не было в ощущениях”. Исходя из этого он доказывал, что  психика ребенка формируется  только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. Знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного и взрослого человека.
      “Локк впервые ввел термин “ассоциация  идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея”. Примерами являются все наши симпатии и антипатии. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания в том, чтобы предупредить у детей образование нежелательных связей сознания.
      После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология”.
      Учение  Локка возбудило споры и завоевало  огромную популярность. Большой интерес  представляет полемика с Локком немецкого  философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).
      Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц  верно указал на невозможность объяснить  только из индивидуального опыта  приобретение всех знаний, в том  числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
      Полемика  между Лейбницем и Локком углубляет  решение вопросов, касающихся  природы  человеческого сознания. Она вскрывает  недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта  – его   индивидуальный характер. Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт –это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение. 

Становление ассоциативной психологии
      В XVIII веке английская психология развивалась  от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.