На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ поведения потребителей на рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Внутренние факторы, влияющие на поведение   потребителей………6
1.1.  Восприятие и обработка информации – основа принятия  решения о покупке…………………………………………………………………………………………………………….6 
1.2. Методы обучения потребителей…………………………………………………………….17
1.3. Мотивация, личность и эмоции………………………………………………………………23
1.4. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы    потребителей..31
ГЛАВА 2.   Анализ поведения потребителей на рынке………………………………….37
2.1. Практическая часть………………………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………………………...43
Список  литературы…………………………………………………………………………….48
Приложение………………………………………………………………………………………..49 

Введение
        Объектом моей курсовой работы служат   внутренние  факторы  поведения  потребителей. Они  затрагивают поведение покупателя  как индивидуума,  в то  время как внешние факторы – как члена социальной группы. Внешние факторы затрагивают преимущественно социальные  аспекты поведения покупателя,  а внутренние факторы относятся в основном к психологическим аспектам  поведения, что в большей степени влияет на поведение потребителей.   Управление  поведением  потребителя как индивидуума предполагает  знание  и использование психологических механизмов  формирования  потребительских  решений.  Здесь  я рассмотрим такие факторы потребительского  поведения,  как процессы  восприятия  и обработки информации для принятия решения о покупке,  мотивация,  личность и эмоции, а также жизненный стиль потребителя.   Не существует такой вещи, как объективная реальность. Каждый  из  нас воспринимает  окружающий  мир по-своему,  и каждый  из  нас  складывает  окружающиймир  из  кусочков  общей  мозаики. 
         Задачей моей курсовой работы является изучение всех внутренних факторов, влияющих на поведение потребителя при покупке товара.
         Этим вопросом занимался Денисова  Е.С. , на основе его работ я и буду изучать эти факторы.
         В соответствии с поставленной целью, в работе рассмотрены:
      - восприятие  и обработка информации ;
      - методы  обучения потребителей;
      - мотивация,  личность и эмоции;
      - персональные  ценности, жизненный стиль и ресурсы  потребителей.
         В главе 1  рассмотрены внутренние факторы, влияющие на поведение   потребителей.
         В ней я описываю восприятие и обработку информации .
        Восприятие - процесс,  посредством которого  индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию  для создания значимой картины окружающего мира.
        Обработка информации – это процесс получения стимулов, их  интерпретация ( трансформация в информации),  хранения  и использования.   
         Также рассказываю о методах обучения потребителей.   
         Обучение это любое изменение в содержании или организации долгосрочной памяти.   
         Методы  обучения  делятся  на  когнитивный,  оперантное  обусловливание  и  бихевиористический (поведенческий).
        Пишу о мотивации, личности и эмоции.
Мотив   - это то,  ради  чего  совершается действие,  или опредмеченная потребность.  
      Теория мотивации Фрейда
      Теория  мотивации  Маслоу
      Теория ERG Альдерфера 
      Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 
      Теория  двух  факторов  Герцберга
 
        Тип  личности  -  совокупность  отличительных психологических характеристик человека,  обеспечивающих  относительные последовательность  и  постоянство  его  ответных  реакций  на  окружающую среду.   
       Эмоции  – сильные,  относительно  неконтролируемые  чувства,  воздействующие на поведение. 
И наконец  рассказываю  о персональных ценностях, жизненныом стиле и ресурсах    потребителей.
          Ценность- это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является  для общества или человека более предпочтительной.   
         Жизненный  стиль   потребителя – это его образ жизни и использования ресурсов – времени, денег, информации.   
         В главе 2 рассмотрен анализ поведения потребителей на рынке и практическая часть, где я выясняю: какие внутренние факторы влияют на поведение потребителя при покупке фотоаппарата «Canon». 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.Внутренние факторы, влияющие на поведение   потребителей.
1.1. Восприятие и обработка информации – основа принятия  решения о покупке.   
         Восприятие - процесс,  посредством  которого  индивид  отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию  для создания значимой картины окружающего мира. 

        Обработка информации – это процесс получения стимулов, их  интерпретация ( трансформация  в  информации),  хранения  и  использования.   
   Этапы процесса обработки информации.  Процесс обработки информации 
включает  пять  этапов:  контакт,  внимание, понимание, принятие, запоминание
         1.Контакт  - экспозиция (в результате столкновения со стимулами,  предоставленными фирмами и прочими, на основе которых возникают ощущения).  Человек не  в состоянии воспринимать стимулы, уровень интенсивности которых находится ниже определенного значения. Такой порог называется -  абсолютным порогом ощущений (граница между появлением  и отсутствием явления),  который зависит от  психологического и физического состояния человека (например, пьян он  или трезв, подавлен или возбужден). Большое количество исследований  проводится  с целью определения абсолютных  порогов потребителя в отношении формы, размера, цвета продукта и т.д.  
         Дифференциальный  порог - минимальное различие  между предметами, которое способен  уловить человек,  зависит от характера стимулов и опыта. Маркетологи оперируют понятием – едва заметное  различие
        Маркетологи манипулируют дифференциальным  порогом: 
•  новый  товар,  заявленный  как  отличающийся  более  продолжительным  сроком  службы,  чем  у  конкурентов ( стиральный  порошок,  батарейка  и  прочее),  в  идеале  должен  прослужить  ровно  столько, чтобы потребители  смогли ощутить соответствующее  различие,   если  они  будут  служить  еще  больше,  то  это  приведет  к  снижению  прибыли. 
•  Знание о том, какую скидку лучше предлагать –  тоже вариант  применения  едва  заметного  различия.  Наиболее  часто  предлагается  скидка 15-20%, поскольку это величина, которая  позволяет добиваться  эффективного действия.     Итак, в случае выхода товара на рынок или распродажи  важно,  чтобы его заметили –  абсолютный порог. В случае модификации  товара  или изменения цены –  важно, чтобы покупатель не заметил  различие1
2.Внимание  возникает,  когда стимулы активируют  один  или более рецепторов сенсорных нервов и возникшее ощущение передается  в мозг для обработки.  
         Восприятие  зависит  не  только  от  характера  физических  раздражителей, но и от отношения  этих раздражителей к окружающей  среде и индивиду. Люди могут  отличаться разными реакциями  на один и  тот  же  раздражитель  в  силу:  избирательного  восприятия,   избирательного искажения, избирательного  запоминания.
Избирательное  восприятие.  Ежедневно люди  сталкиваются  с огромным количеством раздражителей.  Так, средний человек может в течение дня,  так или иначе,  вступить  в контакт более чем с 1500  рекламными объявлениями. Индивид просто не в состоянии реагировать на все эти раздражители. Большинство из них он отсеивает. Основная  трудность  заключается  в  том,  чтобы  объяснить,  какие  именно  раздражители окажутся замеченными. 
        В результате избирательности  восприятия факторы, влияющие  на  распределение  внимания  потребителей,  делятся  на  личностные  и  относящиеся  к стимулам. 
        Факторы, влияющие на избирательность восприятия:
       а) Внешние  (относящиеся к стимулам) факторы: 
    Контраст ( например,  между  звуком  и  тишиной – работа  кондиционера, ПК); 
    Движение – люди  автоматически реагируют на  визуальное  движение;
      «Эффект простого предъявления» или постоянное повторение;  повторение  не  только  привлекает  внимание,  но  и формирует более позитивный  аттитюд к данному стимулу.  Люди,  оказываясь  перед стеллажами,  заполненными  различными  товарами,  возьмут скорее  первый  из  знакомых  брендов,  поскольку все они,  по  существу  предназначены для одного и того же.
    Размер; 
    Интенсивность стимула.   
        Так:  Графический  элемент:  Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких.  Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза  больше  людей,  чем обычная.  Фотографии  в целом привлекают  больше  внимания,  чем рисунки,  но  карикатуры  более привлекательны,  чем фотографии.  Иллюстрации,  изображающие  людей,  привлекают  внимание  на 23% больше,  чем иллюстрации, которые изображают неодушевленные предметы. Косое  изображение текста - скорее недостаток, чем достоинство. Строка в  газетном или журнальном объявлении не должна быть длиннее 8 см.  Решая  вопрос  изобразительного  решения  рекламных  обращения,  следует  помнить  что:  Треугольник,  поставленный  на  оду  из  своих  вершин,  ассоциируется  с  движением,  эллипс  воспринимается  благожелательнее,  чем  квадрат  или  круг.  Горизонтальные  линии  создают ощущения тяжеловесности, диагональные - полны движения,  вызывают  различные  ассоциации.  Тонкие  линии  символизируют  изящество и  точность,  а  толстые - тяжеловесность, массивность,  надежность.  
         Цвет:  Многокрасочная  реклама заметнее  черно-белой на 65%.  Четырехцветная  реклама привлекает  на 50% больше читателей чем
черно-белая.  Парадоксально,  но  белый  текст  на  черном  фоне  смотрится в газете лучше  чем наоборот. 
         В  системе  визуального   восприятия  рекламного  сообщения   на  первом месте стоит: Синий  на белом Черный на желтом  Зеленым на  белом  Черный  на  белом  Зеленый  на  красном  Красный  на  желтом  Красный  на  белом  Цвета   также  делятся  на  теплые  и  холодные.  Теплые: красный,  оранжевый, желтый. Они ассоциируются  с цветом  огня,  солнечного  света,  воспринимаются  как   выпуклые,  рельефные.  Холодные: голубой, зеленый, синий, фиолетовый. Они ассоциируются с  цветом  воды, неба, воспринимаются как глубокие  и зрительно как бы  отступающие.  Восприятие цветов с точки  зрения психологии: Красный  -  вызывает  повышенную  эмоциональную   реакцию.  Желтый -  стимулирует  зрение, помогает сосредоточиться.  Зеленый - освежает.  Голубой и  светло зеленый - являются наиболее  приятными для глаза. 
         Шрифт:  Все шрифты  можно условно разделить на:  выделительные ( заголовки,  подзаголовки,  логотипы,  обращения,  подчеркивания)  и текстовые.  Набранный заглавными  и строчными буквами текст,  читается  легче,  чем набранный либо  одними  заглавными, либо одними строчными. Так жирный шрифт используют,  чтобы подчеркнуть надежность товара, а тонкий его изящество. 
         Формат:  Формат  объявления,  привлекающий  наибольшее  внимание, равен двум развернутым страницам (разворот). Объявление в 1/4 страницы может быть на 30% привлекательнее, если оно выделено  ясно  очерченными границами.  Рекламное обращение в 1/4 полосы,  вытянутое в столбец,  привлекает  несколько больше  внимания,  чем квадратное  или вытянутое по  горизонтали.  Увеличение  площади объявления  в четыре  раза  дает  увеличение  эффекта в два раза.  Увеличение площади объявления в два раза ведет к увеличению эффекта не более чем на 40%.                 Взгляд человека обычно движется слева направо. Поэтому правая  полоса на развороте газеты замечается значительно лучше, чем левая.  Первая и последняя полосы, левый верхний угол на левой полосе, правый  верхний угол  на  правой  полосе.  Размещение  рекламы рядом с кроссвордом,  гороскопом,  программой  телепередач и т.д.  делает его более заметным.  Текст в верхней половине  страницы  привлекает  больше  внимания,  чем в нижний,  и левая половина  страницы  преобладает над правой. С точки зрения иллюстраций, левая нижняя  часть страницы привлекает больше внимания, чем левая верхняя часть,  а левая половина страницы преобладает над правой. 
          

б) Внутренние (личностные) факторы: 
•  Интерес  или  потребность.  Люди  более  склонны  замечать  раздражители,  связанные  с  имеющимися  у  них  в  данный  момент  потребностями. 
 •  Отношения.  Люди  более  склонны  замечать  раздражители,  которых  ожидают.  Несогласованность,  непоследовательность  в  когнитивной  системе   создают  неблагоприятное   психологическое  напряжение.  Соответственно,  люди  восприимчивы  к  информации,  поддерживающей  или  повышающей  согласованность   отношений,  и  избегают информации, бросающей вызов их верованиям  и отношениям. 
•  Уровень адаптации. Адаптация, или привыкание, реципиента к  стимулу ведет к тому, что  стимул перестают замечать.
  •  Величина  внимания.  Длительность  фокуса  внимания  на  стимуле  ограничена.  Через  промежуток  времени   внимание  переключается  на  другой стимул.  Поэтому  короткая  реклама  нередко  выигрышна,  так как укладывается в ограниченный  ресурс концентрации  внимания  реципиента.    Счавачс – это стимулы,  которые инициируются  средой, - такие как ограниченность  времени или переполненный магазин.            Избирательное  искажение.  Даже  замеченные  потребителем  раздражители  не  обязательно воспринимаются  им  так,  как это было  задумано  отправителем.  Каждый  человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением  имеют виду  склонность  людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.       Люди  склонны интерпретировать  информацию  таким образом,  чтобы она поддерживала,  а не  оспаривала  их  сложившиеся идеи  и суждения. 
         В  классических  маркетинговых   исследованиях  рассматривалась   гипотеза об эффектах внушения, которое оказывает название бренда  на  восприятие потребителем продукта. Так в эксперименте испытуемый  в  первой фазе исследования («тест вслепую») получал упаковку  из шести  бутылок  немаркированного  пива,  которое  им  предлагалось  выпить.  В  каждой  упаковке  находилось  три  бренда  пива,  один  из  которых  был   любимым брендом испытуемого.  Через неделю испытуемым, во второй  фазе  эксперимента,  вручалась   другая  упаковка,  содержащая  шесть  бутылок тех же самых  брендов, но на этот раз с  обычными ярлыками.  Испытуемых  просили  оценить  сорта   пива  после  каждой  фазы  эксперимента.  В  ситуации  « тестирования  в  слепую»   испытуемые  не  заметили  разницы.  В  тесте с «маркированным»  пивом  они не  только  оценивали  все предложенные им сорта  гораздо выше, но и поставили   самые  высокие  оценки  своему  любимому  пиву.  Простое  наличие   этикеток  на  бутылках  восстановило  перцептивную  установку  потребителя2
 Иллюзии.  Существуют  ситуации,  когда люди  одинаково реагируют, воспринимают одно и то же и оказываются неправыми.  Вот некоторые примеры иллюзий восприятия (рис. 5.1.3) см. в приложении.
         3.  Понимание  -  интерпретация раздражителя  и придание  ему определенного смысла - интеграция  между новой информацией и существующим знанием, и жизненным опытом и ценностями человека.  В результате  сочетания индивидуальных  характеристик реципиента, стимульных и ситуационных характеристик создается целостная форма воздействия, интерпретируемая реципиентом (рис.5.2.).  Интерпретация включает  как  когнитивную ( фактическую)  компоненту,  так  и  аффективную, или эмоциональную реакцию.   

Виды  рисков:
       a.  эксплуатационный  риск – будет ли  действие продукта, таким как предполагалось?
       b.  финансовый – стоит ли он тех денег, которые за него просят? 
        c.  физический – насколько он безопасен? 
        d.  временной – много ли  времени мне потребуется,  для того  чтобы его вернуть? 
         e.  социальный – как покупку воспримут окружающие?  f.  психологический – мое ли это?   
         Приверженность  бренду – это   наиболее  популярная  стратегия   снижения  воспринимаемого  риска.  На  меру  оценки  марки  влияет  уровень  вовлеченности,  зависящий   от  собственного  имиджа,  социального  окружения, гедонистических факторов.
       4.  Принятие – связан с убеждающим эффектом стимула. При этом  эмоциональные реакции делятся на 3 категории:  оптимистические,  негативные и теплые.
       5.  Запоминание.  
        Память  состоит  из 3 систем:  сенсорная,  краткосрочная  и  долгосрочная.  
         Сенсорная  память  проводит  начальный  анализ,  основанный  на  физических свойствах стимула – громкости звука, формы изображения,  обеспечивает  хранение  информации, полученное  органами чувств – 2  секунды. 
         Краткосрочная – «рабочий  стол» - способна  выдержать  только  незначительный  объем  информации – 4-7 единиц  информации.  Например, номер телефона без заучивания храниться 30 секунд.  
         Долгосрочная – неограниченные  возможности  по  хранению  большого объема информации.
         Избирательное  запоминание.  Многое  из  того,  что он  узнает,  человек просто  забывает.  Он склонен запоминать лишь  информацию,  поддерживающую его отношения и убеждения. В силу избирательности запоминания потребитель скорее всего запомнит благоприятные отзывы  о « бренде» и забудет благоприятные отзывы  о конкурирующих фотокамерах.  А запомнит  она эти отзывы  потому,  что чаще  всего «зубрит» их, размышляя о выборе бренда. 
        В процессе деятельности человек  усваивает знания.    
         Усвоение  -  это определенные  перемены,  происходящие  в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.    Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения.  А они в свою  очередь влияют  на  его покупательское  поведение.   
         Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо.    Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто  вере.  Они  могут  сопровождаться  или  не  сопровождаться  эмоциональным зарядом. Так, например, убеждение покупателя в том,  что камера «Никон» тяжелая, может повлиять, а может и не повлиять на  ее мнение о покупке.  Почти ко всему на свете - к религии, политике, одежде, музыке,  еде и т. п. - человек имеет собственное отношение.    
         Отношение - сложившаяся на  основе  имеющихся знаний  устойчивая  благоприятная или неблагоприятная оценка  индивидом какого-либо  объекта или идеи,  испытываемые  к ним чувства и направленность возможных действий.   
         Отношения вызывают у людей  готовность любить или не любить  объект, чувствовать приближение  к нему или отдаление от  него. Так, у  потребителя могут  сформироваться отношения типа  «Покупать только  лучшее», «Японцы  производят лучшие в мире товары». 
         Отношения  позволяют  индивиду  сравнительно  стабильно  вести   себя  по  отношению  к   схожим  друг  с  другом  объектам.  Человеку  не  приходится что-то  заново интерпретировать и каждый  раз реагировать  по-новому. Отношения  позволяют экономить физическую  и умственную  энергию.  Именно  поэтому  они  с  трудом  поддаются  изменению.  Различные  отношения индивида образуют  логически связную структуру,  в  которой  изменение   одного  элемента  может  потребовать   сложной  перестройки ряда  других.
         Так что фирме будет выгоднее  вносить свои товары в рамки  уже  существующих  отношений,  чем  пытаться  их  изменить.  Существуют,  конечно, и исключения. 
         Например, при  выходе  фирмы  «Хонда» на американский рынок   мотоциклов ей предстояло принять  серьезное решение. Она могла  либо  продавать  свои  мотоциклы  небольшому  кругу  уже  существовавших  любителей, либо попытаться увеличить их число. Последний путь был  сопряжен с большими расходами, ибо многие испытывали к мотоциклам  отрицательное  отношение.  В  сознании  этих  людей  мотоциклы  ассоциировались с черными кожаными куртками, пружинными ножами  и преступлениями. И все же фирма «Хонда» пошла по второму пути,  развернув  мощную  кампанию  под  девизом «На  мотоциклах «Хонда»  ездят самые прекрасные люди». Кампания сработала, и многие изменили  свое отношение к мотоциклам. 
        Существуют  3  способа формирования  отношения  – через мнения, чувства и обучение.
         Для  ассоциации  между  объектом  отношений  и  показателями  (факторами) используют различные  экономико-математические модели.      Модель Фишбейна и Айзена  - отношение к марке основывается  на  системе мнений о характеристиках марки (например,  соотношение ценность/ цена и долговечность). Характеристики,  имеющие больший вес,  и будут критериями  выбора  данного человека  и окажут  определяющее влияние на формирование его отношения к марке. Здесь играют  роль  и внешние факторы.  Так,  люди  оценивают степень убеждения других людей, мнением которых они дорожат. Эти мнения  могут вступать  в конфликт  с личными убеждениями человека.  Это теория мотивированных действий – потребители вовлекаются в процесс приобретения до такой степени, что оценивают последствия покупки, а также то, что о ней думают другие люди (рис. 5.3.)4.

Модель Эренбурга  и Гудхарта – в ситуации с низкой степенью  вовлеченности  покупателя  в  процесс  покупки  нет  необходимости,  а  иногда  просто  бессмысленно  привлекать  все  информацию,  которая  использовалась  в  предыдущей  модели.  Типичная  ситуация –  повторяющаяся покупка ходовых  потребительских товаров (рис.5.4.).

      1.2. Методы обучения потребителей   
         Посредством  обучения  можно   изменить  знания,  отношение   и  поведение.   
         Обучение – это любое изменение в содержании или организации  долгосрочной памяти.   
         Методы  обучения  делятся   на  когнитивный,  оперантное  обусловливание  и  бихевиористический (поведенческий).  Когнитивный   предполагает,  что  обучение  – есть  отражение  изменений   знаний.  Поведенческий  представляет  обучение  как  изменение   в  поведении,  обусловленные   развитием  ассоциаций  между   стимулом  и  реакцией.  Метод   оперантного  обусловливания  основан  на  влиянии  последствий   поведения на вероятность его  повторения. 
        1. Бихевиористический  подход к обучению концентрируется на  обозреваемом  поведении.  Основоположник  учения  об  условной  рефлексии – И.П.  Павлов.  Модель  классического обусловливания  представлена на рис. 5.55.

         Модель  классического  обусловливания  легла  в  основу  учения  Дж.Б.  Уотсона – теория  о   бихевиоризме,  поскольку  она   предлагала  четкий  и  объективный   подход  в  объяснении  того,  почему  данный  стимул вызывает  данную реакцию; к тому же  возможно использование  теории  в целях изменения чьего-либо  поведения.    Приложение  классического   обусловливания  в  рекламе  (рис.  5.6.).  

В  лабораторном  исследовании  было  показано,  каким  образом  выбор авторучки  может обуславливаться звучащей в рекламе музыкой.  Испытуемым предъявлялись две мелодии, одна из которых нравилась,  другая  - нет.  В  рекламном  ролике,  сопровождавшемся  музыкой,   обыгрывалось использование ручки одного из двух цветов, оцененных  испытуемыми  как нейтральными. Испытуемые  должны были  выбрать  музыку  для  ролика.  По  окончании  эксперимента  участникам  предлагалось  взять  на  память  ручку  одного  из  двух  цветов.  Гораздо  чаще испытуемые предпочитали ручку цвета из ролика с понравившейся  музыкой.
         Метод классической условной  рефлексии применим для обучения  потребителей  продуктов  низкой  вовлеченности,  где  познавательная  активность  потребителя  минимальна.  Потребитель  пассивен  и   маломотивирован обрабатывать информацию  о продукте.
        2. Метод оперантного  обусловливания или инструментального обучения,  известный как метод проб  и ошибок,  отличается  от  классического условно-рефлекторного преимущественно ролью и временным периодом  подкрепления.  Этот  метод основан на  влиянии последствий поведения на  вероятность его повторения.  Механика  метода  поясняется  на  примере – кролик  сидит в клетке  и нажимает  кнопку.  Подкрепление  поведения – появление пищи  после нажатия кнопки – закрепляет  связь между поведением  и результатом.  Аналогично  удовлетворенность потребителя увеличивает вероятность повторных покупок ( рис. 5.7.). И наоборот,  повторные покупки маловероятны,  если  продукт не  удовлетворил  покупателя.  Один  из  способов  побудить  потребителей  обучиться использовать  новый продукт – распространить  большое количество  бесплатных  образцов.  Подкрепление  не  обязательно должно  представлять  только  качественные характеристики  товара. Он может  относится к  качеству  услуг, сопутствующих товару.
Рис.5.76.

        Следствием  модели  обусловливания  является  проявление  эффектов: 
         •  генерализации  стимула – перенос  реакции  с  исходного  условного  стимула  на  более  широкий  спектр  стимулов  с  похожими  звучаниями (продукция «Моя Семья, Главпродукт»).  
        • дискриминация стимула – отличие исходного стимула от  любого другого.   

         В  рекламной  деятельности  важным  является  усиление  запоминаемости стимулов посредством:  
    установление взаимосвязи элементов стимула; 
    использования конкретных слов, которые вызывают в сознании  определенный  образ; 
    саморефлексация – обращение к «собственному я» и личному  опыту.
    на  рынках,  где  конкурирующие  марки  не  имеют  заметных  различий,  бывает  сложно  дифференцировать  торговую  марку,  деля  ставку лишь на отличительные возможности. Однако можно изменить  отношение к ней при помощи стимулов, вызывающих эмоциональные  реакции.   
        3. Когнитивное обучение концентрируется на интеллектуальных  процессах. Относящие себя к этому направлению ученые считают,  что простое формирование привычек, какими бы сложными она не были, не  позволяет полностью объяснить способности людей и животных  успешно справляться с решением  проблем,  с которыми  они никогда прежде не сталкивались. Они утверждают, что в этих случаях начинает  происходить другой  процесс,  основанный  на  знании  и инсайте.   Выделяют следующие методы когнитивного обучения:
•  традиционное заучивание;
 •  замещение  / моделирование – этот метод  обучения объединяет  аспекты   как  когнитивного,  так   и  условно-рефлекторного  обучения.  Примером служит обещание рекламой  вознаграждения за использование   конкретного продукта (реклама может   показать женщину, получающую  позитивное  подкрепление ( восхищенный   взгляд)  потому  что  на  ней  надеты красивые колготки);
 •  рассуждение  - творческое  мышление  потребителя   для  реструктурирования  и   рекомбинации  существующей,  а   также  новой  информации  для  формирования  новых   ассоциаций  и  понятий.  Этот  метод  используется  при   размещении  статей  в  профессиональных  изданиях.    
 
 
 
 

Методы  обучения потребителей с примерами уровней  вовлеченности
Таблица 5.17 см. в приложении.
           Основные характеристики обучения.
      1.  Сила  обучения  - это  прочность   и  длительность  сохранения  сильной реакции обученности.  На силу обучения влияют: значимость,  разработка, подкрепление, повторение  и образность. 
     2.  Гашение,  или  забывание –  исчезновение  реакции  при   недостатке  подкрепления.  Строя   маркетинговые  коммуникации  маркетеры  стремятся  к   тому,  чтобы  потребители   помнили  и  знали  достоинства   марки,  сохраняли  чувства   и  варианты  поведения,  ассоциируемые   с  их  маркой.  Скорость  гашения  обратно  пропорциональна  силе начального обучения. 
     3.  Генерализация,  или  обобщение,  стимулов – это  тенденция   реагировать одинаково  на  сходные  стимулы.  Генерализация   стимулов  потребителем имеет  место, например, когда потребитель  делает вывод о  высоком   качестве  продуктов  одной   марки,  основываясь  на  известно  высоком качестве одного продукта  этой марки. Генерализация стимулов  лежит в основе переноса положительных  характеристик существующей  марки   на  новые  продукты.  Для   этого используется  метод «марочный   рычаг» (brand leverage), также  называемый  «семейная  марка» (family  branding),   или  расширением  марки  (brand extension). Этот  метод  распространяет  существующее марочное название  на новые продукты,  позволяя  капитализировать на марочной  ценности. Кроме этого новый   продукт должен соответствовать  оригинальному  продукту  хотя  бы по  одному из четырех  измерений: 
      дополнение (два продукта используются вместе), 
         замещение (новый продукт может быть  использован вместо  оригинального), 
      перенос ( новый продукт рассматривается потребителем  как требующий таких же навыков производства, как и оригинальный)  
      имидж (новый продукт имеет те же компоненты имиджа, что и  оригинальный).
            4.  Дискриминация стимулов - различение  стимулов  в целях различных реакций на  них.  Дискриминация – обратная  сторона генерализации.
            5.  Среда реакции – значимый  фактор  для получения желаемой  реакции наряду  с силой начального  обучения.  Чем больше  сходства  имеют сигналы ситуации извлечения реакции с ситуацией обучения, тем более вероятно эффективное извлечение информации. Реклама продукта  должна обеспечивать представление его в том виде, в каком потребитель увидит его на прилавке8.   
1.3. Мотивация, личность и эмоции
         Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то,  что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального  функционирования.   
         В любой данный момент времени  человек испытывает множество   разнообразных нужд. Некоторые из  них имеют биогенную природу,  т.е.  являются  следствиями   таких  состояний  внутренней  физиологической  напряженности, как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е.  являются  результатами  таких  состояний  внутренней  психологической  напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости.        Потребители  покупают  не  продукты,  они  покупают  удовлетворение  потребностей.  Можно  выделить  шесть  категорий  потребностей: 
         1.  физиологические; 
         2.  социальные;
        3.  символические – потребитель покупает  продукты  для самовыражения;
         4.  гедонистические – удовлетворение  сенсорных выгод – вкус,  аромат, чувства, которые они вызывают;
        5.  когнитивные – потребность в знании;
        6.  эмпирические – удовлетворение  определенных  чувств – посещение концертов, спортивных и праздничных.  
          Подходы к измерению  потребностей:
        1.Измерение деятельности, интереса, мнений;
         2.Методы исследования мотивации  (метод глубоко интервью); 
         3.Фокус группы;
         4.Этнографическое наблюдение.
         В жизни каждой потребности  надо выделить два этапа –  первый до  встречи  с   предметом,  который  удовлетворяет   потребность,  второй –  после   этой  встречи.  На  первом  этапе   потребность,  как  правило,  не  представлена  субъекту,  не  « расшифрована»  для  него.  Он  может  испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но  не  знать,  чем  это  состояние  вызвано.  Со  стороны  поведения  потребностное  состояние  в  этот  период  выражается  в  беспокойстве,  поиске,  переборе  различных  предметов.  Процесс  узнавания  потребностью  своего  предмета  получил  название  опредмечивание  потребности.   
        Мотив   - это то,  ради  чего  совершается действие,  или опредмеченная потребность.  
         Самим  актом  опредмечивания  потребность  меняется,  преобразуется.  Она  становится  другой,  определенной  потребностью,  потребностью именно  в данном предмете. 
         За одними и теми же действиями  у разных людей  могут стоять  разные мотивы. Если взять одного  конкретного субъекта, то обычно  его  действия  побуждаются   сразу  несколькими  мотивами.  Полимотивированность  человеческих  действий – типичное  явление.  Например, человек покупает новую  обувь, чтобы обуться, одновременно  удовлетворяя  другие  мотивы:  статуса,  социального  признания,  самоудовлетворения.  
         Теории  мотивации  представляют  полезные  модели  управления  потребительским поведением.
         Теория мотивации Фрейда. Фрейд считал, что люди в основном  не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их  поведение,  что человек растет,  подавляя  при этом  в себе  множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не  находятся под полным  контролем.  Они проявляются в сновидениях,  оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и, в конце концов, в психозах, при которых человеческое «эго» оказывается не в состоянии  сбалансировать  мощные  импульсы  собственного « ид»  с  гнетом «супер-эго».
        Таким образом, человек не отдает  себе полного отчета в истоках   собственной  мотивации.  Если  потребитель  захочется  купить  дорогую  фотокамеру,  она   может  описать  свой  мотив   в  виде  желании  удовлетворить   свое  хобби  или  потребности   карьеры.  Если  заглянуть  поглубже,  может  оказаться,  что  покупкой  такой  камеры  она  хочет   произвести  впечатление  на  окружающих  своими  творческими   способностями. А если заглянуть  еще глубже, она, возможно, покупает  камеру, чтобы вновь почувствовать  себя молодой и независимой.    Исследователи  мотивации   сделали  ряд  интересных,  а  подчас  и  странных  заключений относительно того, что  может влиять на сознание   потребителя  при  совершении  им  тех  или  иных  покупок.  Так,  они  считают, что:
        •  Потребители  противятся  покупке  чернослива,  потому  что  он  сморщенный и по  своему виду напоминает стариков. 
        •  Мужчины  курят  сигары  в  качестве  взрослой  альтернативы  сосанию  пальца.  Им  нравятся  сигары  с  сильным  запахом,  подчеркивающим их мужское начало. 
        •  Женщины  предпочитают  растительный  комбижир  животным  жирам,  которые  пробуждают  у  них  чувство  вины  перед  забитыми  животными. 
        •  Женщина очень серьезно  подходит к процессу выпечки  кексов,  потому  что  для   нее  он  подсознательно  ассоциируется   с  процессом  родов.  Ей  не  нравятся  легкие  в  употреблении  смеси  для  кексов,  поскольку  легкая жизнь пробуждает чувство  вины.  
       Теория  мотивации Маслоу.  Авраам  Маслоу  попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности.  Почему  один  человек тратит  массу времени и энергии на  самосохранение,  а другой - на  завоевание  уважения  окружающих?  Ученый  считает,  что человеческие  потребности располагаются в порядке иерархической значимости  от  наиболее  до  наименее  настоятельных.  
        1.  физиологические потребности,  
         2.  потребности самосохранения, 
        3.  социальные потребности,  
        4.  потребности в уважении, 
        5.  потребности в самоутверждении.    
        Человек будет стремиться удовлетворить  в первую очередь самые   важные потребности. Как только  ему удается удовлетворить какую-то  важную потребность, она на  время перестает быть движущим  мотивом.  Одновременно появляется  побуждение к удовлетворению  следующей по  важности потребности.    
        Теория ERG Альдерфера  исходит из  того,  что потребности человека могут объединены в отдельные группы:
       1.  потребности существования;  ]
        2.  потребности связи; 
        3.  потребности роста.  
         Между теориями Маслоу и Альдерфера  есть одно различие – по  Маслоу  движение происходит  от  потребности  к  потребности   только  снизу  вверх. Альдерфер   считает,  что  движение идет  в  обе стороны –  наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не  удовлетворена потребность более высокого уровня.  
         Теория приобретенных  потребностей МакКлелланда  - связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования.  Если  они достаточно  развиты,  то  оказывают заметное  влияние на  поведение человека, заставляя прилагать усилия,  которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. 
        Потребность  достижения  проявляется   в  стремлении  достигать   стоящих перед  ним целей  более эффективно, чем  он  делал   ранее. Те  общества, где высока  потребность достижения, обычно  имеют хорошо  развитую экономику. 
         Потребность  соучастия – проявляется   в  виде  стремления  к   дружеским отношениям с другими. 
         Потребность властвовать – является  приобретенной, развивается  на  основе обучения, жизненного опыта  и состоит в том,  что человек   стремится  контролировать  ресурсы   и  процессы,  протекающие   в  его  окружении.      Теория  двух  факторов  Герцберга – связана с изучением факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее влияние на  поведение человека  и вызывающего его удовлетворенность и неудовлетворенность.  Выяснилось,  что процесс обретения удовлетворения  и процесс нарастания  неудовлетворенности с точки зрения  обусловливающих факторов – два различных процесса,  т.е.  устранение  факторов,  вызывающих  рост  неудовлетворенности,  не  обязательно приводит к увеличению удовлетворенности.
        Взаимосвязь « удовлетворенность  – отсутствие  удовлетворенности»  в  основном  находится  под   влиянием  факторов,  связанных  с характером потребности, т.е. внутренними по отношению к  ней  факторами.  Если  эти  факторы  отсутствуют,  то  это  не  вызывает  сильной неудовлетворенности.     Взаимосвязь « неудовлетворенность – отсутствие  неудовлетворенности»  определяется  влиянием  факторов,  связанных  с  внешним  окружением.  В  то  же  время  они  не  обязательно  вызывают  удовлетворение, т.е. данные  факторы не  играют мотивирующей  роли,  так как они связаны с устранением боли, страдания.
        Каждый  человек  имеет  сугубо  специфический  тип  личности,  оказывающий влияние на его  покупательское поведение.   
        Тип  личности  -  совокупность  отличительных психологических характеристик человека,  обеспечивающих  относительные последовательность  и постоянство его ответных  реакций на  окружающую среду.   
        Тип личности обычно описывают  на основании таких присущих  индивиду черт, как: уверенность  в себе,  влиятельность, независимость,  непостоянство,  почтительность,  властолюбие,  общительность,   настороженность,  привязанность,  агрессивность,  выдержанность,   стремление к успеху,  любовь  к порядку,  приспособляемость. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.