На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая политика предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие  финансовой политики, eё значение в развитии предприятия 5
1.2 Цели, задачи финансовой политики 7
1.3 Основные  этапы финансовой политики предприятия 11
1.4 Субъекты  и объекты финансовой политики 12
2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2.1 Основные  направления разработки финансовой  политики предприятия 15
2.2 Организация  системы финансового планирования  деятельности предприятия 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приложение 29
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Финансы занимают особое место в экономических  отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают  формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
       В современных условиях политика управления организацией не может успешно реализовываться  лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой.
       Методы  и приемы финансовой политики позволяют  анализировать и оценивать: 
·        соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям; 
·        эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы; 
·        соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.

       Проведение  финансовой политики требует подбора  адекватных форм, способов, приемов, средств и механизмов ее реализации.
       Финансовая  политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремленности, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приемов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными, поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы.
       Финансовая  политика предприятии – это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, например усиления позиций производителя на рынке товаров; достижения приемлемого объема продаж, прибыли и доходности (рентабельности) активов; увеличение собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.
       Целью курсовой работы является изучение финансовой политики предприятия.
       Исходя  из цели работы ставятся следующие  задачи:
      рассмотрение понятия «Финансовая политика предприятия»;
      определения её значения в развитии предприятия;
      рассмотрение основных целей, задач финансовой политики;
      рассмотрение основных этапов финансовой политики;
      определение её субъектов и объектов;
      раскрытие основных направлений разработки финансовой политики предприятия;
      описание организации системы финансового планирования деятельности предприятия;
 

       1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

      Понятие финансовой политики, её значение в развитии предприятия
 
       В последние 3–5 лет проявились заметные тенденции стабилизации российской экономики. Замедление темпов инфляции, отсутствие резких колебаний валютного курса рубля, снижение ставки ссудного процента, повышение покупательной способности населения и другие факторы способствуют улучшению внешней экономической среды для отечественных предприятий. Поэтому, когда внешние условия становятся более предсказуемыми, для успешного роста предприятия необходимо четко определить направления развития как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, а также найти внутренние резервы, способствующие более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.
       Политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
       Финансовую  политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники организации.
       Финансовая  политика организации — составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде. 
       Финансовая  политика есть искусство влиять на объект управления финансами — хозяйственную систему и ее деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики — учредители и руководство (работодатели).
       Существует  множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.
       В настоящее время на многих предприятиях финансовые ресурсы расходуют на согласование противоречивых задач и решений на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу выбору оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.
       Основа  финансовой политики — четкое определение  единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
       Финансовая  политика дает ответы на вопросы:
       1.Как   оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
       2.Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
       3.Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
       4.Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?
       5.Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
       Только  при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами  и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна быть разработана в комплексе единых стратегических направлений.

       1.2 Цели, задачи финансовой политики

 
       Основная  цель создания предприятия — обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.
       Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:
• максимизация прибыли;
• обеспечение финансовой устойчивости. (Иногда в стратегические цели предприятия включены и внеэкономические составляющие, такие, как мотивация власти, престижа, безопасности собственников, руководства.)
       Развитие  первого стратегического направления  позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.
       Разработка  финансовой стратегии подразумевает  определенные этапы:
• критический  анализ предшествующей финансовой стратегии;
• обоснование (корректировка) стратегических целей;
• определение  сроков действия финансовой стратегии;
• конкретизация  стратегических целей и периодов их выполнения;
• распределение  ответственности за достижение стратегических целей.
       Для реализации стратегических целей предприятию  необходимо решать много тактических задач.
       Финансовая  тактика — это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.
       Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием. [4,8]
       Для обеспечения максимизации прибыли  необходимо первое стратегическое направление:
• наращивать объем продаж;
• эффективно управлять процессом формирования рентабельности;
• бесперебойно обеспечивать производство финансовыми  ресурсами;
• контролировать расходы;
• минимизировать период производственного цикла;
• оптимизировать величину запасов и др.
       Второе  стратегическое направление подразумевает:
• минимизацию  финансовых рисков;
• синхронизацию  денежных потоков;
• тщательный анализ контрагентов;
• достаточные  объемы денежных средств;
• финансовый мониторинг и др.
       Эти два стратегических направления  в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
       Необходимо  ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства.
       Приоритетность  стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории — внутренние и внешние.
       Основные  внутренние факторы:
•  масштаб  предприятия;
•  стадия развития самого предприятия;
•  субъективный фактор руководства предприятия, собственников.
       Масштаб предприятия играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
       Стадия  развития предприятия существенно влияет на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.
       В период детства, когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.
       В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.
       В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.
       В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.
       Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.
       Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия.
       Таким образом, финансовая политика — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
       Финансовая  политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.

       1.3 Основные этапы формирования  политики предприятия 

 
       Финансовую  политику предприятия можно еще  охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который предполагает реализацию последовательных этапов и включает различные инструменты и механизмы.
       Содержание  финансовой политики многогранно и  имеет следующие этапы:
       1. Определение стратегических направлений развития.
       2. Планирование:
• стратегическое;
• оперативное;
• бюджетное.
       3. Разработка оптимальной концепции  управления:
• капиталом;
• активами;
• денежными потоками;
• ценами;
• издержками.
       4. Контроль:
• проверка выполнения планов;
• сравнительный анализ;
• ревизии;
• аудит.
       Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.
       Финансовая  политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.
       Разработку  и реализацию финансовой политики нужно  постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

       1.4 Субъекты и объекты финансовой политики

 
       Финансовая  политика — основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.
       Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.
       Субъектами  управления на малых предприятиях могут  выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.
       На  средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.
       В крупных компаниях есть возможность  расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:
• информационными  органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;
• финансовыми  органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;
• контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.
       Ответственным за постановку проблем финансового  характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.
       На  крупных предприятиях структура  разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стратегических направлениях развития.
       Основные  объекты управления имеют следующие  направления:
       1. Управление капиталом:
• определение общей потребности в капитале;
• оптимизация структуры капитала;
• минимизация  цены капитала;
•обеспечение  эффективного использования капитала.
       2. Дивидендная политика:
• определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.
       3. Управление активами:
• определение потребности в активах;
• оптимизация  состава активов с позиций, их эффективного использования;
• обеспечение ликвидности активов;
• ускорение цикла оборота активов;
• выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
       4. Управление текущими издержками: CVP-анализ;
• минимизация издержек;
• нормирование затрат;
• оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
       5.  Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности):
• формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;
• эффективное использование остатка временно свободных денежных средств. 

 

       2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

       2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия

 
       К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:
    анализ финансово - экономического состояния предприятия;
    выработка кредитной политики предприятия;
    управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
    управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
    выбор дивидендной политики.
       Анализ  финансово-экономического состояния  предприятия является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается  на показатели квартальной и годовой  бухгалтерской отчетности.
       Основными компонентами финансово - экономического анализа деятельности предприятия являются:
    анализ бухгалтерской отчетности;
    горизонтальный анализ;
    вертикальный анализ;
    трендовый анализ;
    расчет финансовых коэффициентов.
       Анализ  бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных и относительных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности, а также тенденций их изменения.
       В качестве примера осуществления  выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово - экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.
       В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств.
       На  основании этих данных предприятие  решает вопрос о достаточности собственных  оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.
       В отдельных случаях предприятию  целесообразно брать кредиты  и при достаточности собственных  средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.
       Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
       Финансовой  службе предприятия необходимо:
    рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от их привлечения);
    правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.