На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Культурологии"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                              КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ  ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 
 
ТЕМА 1. Культурология как наука
1. Предмет культурологиии 

   Культурология изучает:
   - Объективные закономерности культурного процесса (мирового и национального).
   - Факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и   развитием  культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении, сохранении и трансляции культурных ценностей
   - Памятники и явления материальной  и духовной культуры.
   - Тенденции и процессы развития мировой культуры.
   Культурология-молодая  наука с еще не до конца определившимся предметом и «размытыми» границами. В ней,  как в любом гуманитарном знании, не может быть абсолютной истины. 

   2. Связь культурологии  с другими науками 

   - Антропология, социология, психология, философия и история внесли и вносят свой вклад в развитие культурологических теорий.
   Культурантропология изучает развитие общества под воздействием культуры.Особое внимание она уделяет проблемам взаимодействия культур, аккультурации.
   Если  социология изучает закономерности развития общества  и его функционирования, то социология культуры изучает функционирование культуры в определенном социуме.
   Этнография  изучает национально-этническое своеобразие народов в их материальной и духовной культуре, в быту; происхождение (этногенез) народов, их межкультурные контакты и пр.
   История народа тесно связана с историей развития его культуры.
   Философия культуры как раздел философии заложила в 18-19 вв. основы культурологии как самостоятельной науки. Философия занимается общими проблемами культуры в ее сопоставлении с природой, обществом, человеком. История изучает процесс культурных изменений во времени и пространстве в конкретных областях духовного производства и духовной жизни общества.. Культурология имеет свой предмет изучения .
   3. Разделы культурологии:
   - культурогенез изучает происхождение (генезис) культуры, исторические этапы ее развития. Делится на разделы «История мировой культуры» и «История национальных культур».
   - онтология культуры изучает современные культурологические теории; предмет и сущность культуры; ее понятия; структуру культуры и ее  функции.
   - морфология культуры изучает  типы и формы культур для  осознания ее целостности;
   - прикладная культурология. Со второй половины XX в. стала очевидной прагматическая ценность знаний  об общем и специфическом, статическом и динамическом в культуре. Эти знания стали применяться в различных сферах человечечкой деятельности:  в межкультурной коммуникации, в дипломатии, в военном деле и пр. 

   4. Этапы становления культурологии:
   Наука о культуре появилась в результате  длительного развития культурологической мысли (КМ). Границей между донаучным  и научным развитием культурологии  выступает 18 в. Истоки КМ возникли еще у античных греков (I тысячелетие до н.э.)
     Этапы:
    этнографический (1800-1860 ). Это период начала описания обычаев этносов.
   - эволюционистский (1860-1895). Устанавливается связь между эволюцией мировой культуры и эволюцией общества. Возникают догадки о цикличности культурно-исторического процесса.
   - исторический (1895-1925). Нет еще четкого разграничения между развитием истории и культуры. Стремление понять культуру как целостное явление. Начало изучения отдельно взятого общества  и его культуры, с целью объяснения развития этого общества. На научно-историческом этапе становится ясно различие между историческим и культурным развитием. В 18 в. вопросами культуры занимались философы  Кант, Гегель, Гердер, Шопенгауэр, Ницше и др.
   Конец XIX – начало XX вв. – время рождения собственно культурологии. Первым культурологом считается Э.Тайлор - английский этнограф и историк первобытной культуры, один из основоположников теории эволюционизма.
   - прагматический (со второй половины 20 в. по настоящее время). Изучается ценность общего (универсального) и специфического в культуре. Развитие конкретно- культурологических знаний.
   Термин  «культурология» введен в 1909 г. американским культурологом Лесли Уайтом. 

   ТЕМА 2.  Культурологическая мысль  от античности до XX века 

   1.  Появление понятия  «культура» 

   До  этапа появления культуры был период «некультуры», т.е. отсутствия культуры.
   В первобытной культуре еще не было понятия «культура».
   Первые  представления  о культуре появились  у древнегреческих философов и на Востоке в Ветхом Завете. У философов-софистов впервые были противопоставлены природа и культура, где под культурой имелись в виду нравственные и др. нормы и обычаи.
   Античность: слово cultura имела материальное значение (обработка земли). Слово «пайдейя» относилось к духовному миру и означало образованность +воспитанность+гражданские качества.
   В Древнем Риме Цицерон впервые свел понятие «культура» к духовному. Культура – это проявление творческих сил человека, стремление к возвышенному.
   В средние века в основе понятия «культура» лежал культ Бога, а также культ рыцарства, доблести, чести, достоинства. Душа, дух стали объектами внимания и интереса.
   В эпоху Возрождения  вернулись к античному представлению о культуре.
   В 15-17 вв. важные географические открытия в Америке, Африке, Океании столкнули европейцев с людьми на низкой ступени социально-культурного развития и возникла проблема: почему эти люди в культурном отношении так резко отличались от европейцев.
   В 17 в. немецкий юрист С.Пуффендорф выделил «культуру» в качестве самостоятельного понятия для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была противопоставлена естественному (природному) состоянию человека, как противостояние человека дикой стихии природы. 

   2. Культурологическая мысль 18 - начала 20 вв.  

   В 18 в., в Эпоху Просвещения,   главную роль стали отводить науке, просвещению. Возникло критическое отношение к возвышенным идеалам предыдущих эпох, критика сущности культуры, которая привела к отходу человека от естественной среды. Центр духовной жизни этой эпохи – Франция. Французские философы Вольтер, Дидро, Руссо. Руссо: «Культура делает человека рабом». 

     В немецкой классической философии – рациональная трактовка основополагающих идей философии культуры. Проблемы культуры рассматривали философы И.Кант, И.-Г.Гердер, Г.-В.-Ф. Гегель, а также А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Г.Риккерт и др.  

   Идея «чистого разума» - душа кантианства. В критической философии И.Канта  различаются два мира: мир явлений, т.е. природы, «феноменов» и мир свободы, непознаваемых «вещей в себе», «ноуменов». Человек относится к обоим мирам и является не простым феноменом, а ноуменом - он носитель должного и в то же время творец, создатель того, чего никогда не было до него.
     В основе определения понятия  «культура» у Канта лежат моральные принципы. Сущность культуры – это преодоление  животного начала разумом и прежде всего – моральными принципами. По Канту, культура – это путь человека из природы в царство свободы. Она соединяет эти два мира. Культура – это гуманистическое предназначение человека.
   Гердер подчеркивал просветительскую миссию культуры (Культура – это и возделывание почвы, и просвещение, и свет). Ему принадлежит сама идея своеобразия национальных типов культур.
   Г.В.Ф.Гегель выделялся среди других философов обостренным вниманием к развитию духовной культуры человечества, рассматривал его как постепенное закономерное развитие творческой силы мирового духа, мирового разума. Каждая культура для него – это этап равития Всемирного Духа, Разума. Человек включается в мир культуры только через развитие разума, через познание законов природы и общественного развития, через философию. Основная его работа – «Феноменология духа».
   К.Маркс  и Ф.Энгельс, следуя во многом за Гегелем, считали культуру формой практической деятельности человека по преобразованию природы. В то же время культура, по их мнению, самостоятельна, поскольку человек создает ее, имея перед собой цели и идеалы.
   Романтики Ф.Шеллинг и Ф.Шлегель  выносили на первый план эстетическую функцию культуры, в которой главное место занимает искусство, возвышающееся над наукой и нравственностью. Именно они разрабатывали проблемы различия и соотношения разных национальных культур. Они же разрабатывали идею существования  общечеловеческой культуры как наднационального и надысторического целого.
   О.Конт, основатель философского направления позитивизма, считал, что эволюция является единственным способом «нормального» развития, отрицал позитивность скачков и революций в  истории. Его мысль о том, что «идеи управляют миром», нашли свое отражение в конце 20-начале 21 вв.  

   В 18-19 вв.возникли частные науки о культуре (востоковедение, археология, этнография), историки писали труды по истории цивилизации.Религия также стала предметом научного изучения. 

   Конец 19-начало 20 вв. – период разрушения классической модели культуры, период переоценки всех ценностей человечества (требование Ф.Ницше), в первую очередь морали и культуры, период  бурного развития разных философских учений (психоанализ Фрейда, аналитическая психология его ученика Юнга, идея «сверхчеловека» Ницше и др.), отрицающих положительное воздействие культуры на человека. Человеческие страсти, инстинкты, желания стали выступать в качестве двигателей истории. Роль творца была вынесена на первый план. Психоаналитик Фрейд утверждал, что культура подавляет человека и заставляет его жить по законам, противоречащим его интересам.
   К.Юнг, разработавший свою «аналитическую психологию», ввел понятие «архетипа», универсалий (напр, образы матери, отца, мудреца, демона,бога, добра и зла и др.), присущие всем, но специфические в каждой культуре. Они формируют «коллективное бессознательное». Архетипы приходят к человеку через его сны, образы, мифы, художественные произведения.Важнейшим архетипом является целостность человека как индивидуальности.
   Символом  индивидуальности он считает квадрат, заключенный в круг. Юнг не признает того, что потеряв собственную символику, Запад бросился перенимать символику Востока и искать новых богов, но путь этот порочен. Нужно вернуться к собственной культуре. В настоящее время «архетипы» рассматриваются как один из языков культуры. 

   Фрейд считал, что коллективное бессознательное давит на человека и подавляет его «Я». Запретные влечения и страхи вытеснены в бессознательное и вследствие этого  вызывают болезни, т.к. стремятся вылезти наружу, но не могут. Эти запреты – результат культурного процесса.  

   Ф.Ницше (1844-1900) излагал свою теорию «сверхчеловека» как смысла жизни. Культура – это маски, которые напяливает на себя человек и от которых надо освободиться. Подлинная культура – это освобождение от ложных ценностей, от фальши в первую очередь науки и религии. «Бога нет, он умер! Нет ни черта, ни преисподней! ...не бойся ничего!»- говорит он в своей работе «Так говорил Заратустра». 

   В последней трети 19 в. пошло деление единой культуры на две: естественно-научную и гуманитарную. Был разработан  ценностный (аксиологический) подход к пониманию культуры.
   Риккерт считает, что из биологии не складываются такие понятия, как  ценность истины, нравственности, красоты, а следовательно, и ценности науки, искусства и самой жизни. 

   В последней трети 19 в. были переосмыслены взгляды Канта и Гегеля и совершен поворот от власти чистого разума к индивидуальному духу. Человек стал рассматриваться  как самостоятельный субъект истории, индивидуальный дух, который реализует себя в культуре. 

           ТЕМА 2.  Культурологическая мысль XIX-XX вв. 

   XX век стал  веком развития культурологии как самостоятельной науки  с ее пониманием культуры. Ученые выдвинули проблемы: как определить понятие «культура», каково происхождение культуры и каков был процесс ее развития.
   Понятия культура и цивилизация относятся к основным понятиям культурологии. В XX в. в связи с развитием техногенной цивилизации наступил период резкого падения культуры.
   Термин  цивилизация появился в XVIII в. До XX в. он употреблялся как синоним слова культура. Затем понятие об их соотношении изменилось. Сегодня термин цивилизация употребляется в 3 значениях:
   - как синоним слова культура (Тайлор, Фрейд);
   - как противопоставление культуре (Шпенглер, Бердяев);
   - как их взаимодействие.
   Цивилизация – это сила вещей, а культура – связь людей (М.Пришвин).
   Культура  и цивилизация безусловно взаимосвязаны. Цивилизация включает в себя все многообразие культуры. Культура – код цивилизации. Цивилизация может погибнуть (как древнегреческая, древнеримская и др.), а культура фрагментарно может сохраниться и существовать долговременно, войдя в последующие культуры. 

   По  классификации ЮНЕСКО сегодня в  мире существует 6 основных цивилизаций: европейская, северо-американская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропическо-африканская и латиноамериканская  

   Лучшим  определением понятия «культура» считается  определение эволюциониста Э.Тайлора: «культура слагается                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Культура – это «непрерывная цепь превращений продуктов человеческой мысли и труда, т.е. материальных и духовных ценностей из несовершенных в более совершенные, но с обязательным сохранением преемственности, когда все предметы и идеи развиваются одни из других».
   Тайлор  считал, что культура развивается  по аналогии с естественно-историческим, биологическим процессом, что все народы, независимо от уровня их развития, вносят свой вклад в мировую культуру. Следует отметить, что культура для Тайлора сводилась только к духовной культуре, не включающей материальную. Тайлор стремился показать универсальное на пути развития мировой культуры, не отрицая наличие индивидуальных особенностей отдельных культур. Целью Тайлора было показать культурное единство и единообразие развитие человечества на пути от «дикости» к «цивилизации».
   Как уже было сказано, определены основные подходы к этим двум понятиям: культура тождественна цивилизации; культура  отличается от цивилизации, они взаимосвязаны.
    
   Немецкий  философ О.Шпенглер считал, что в основе концепции лежит понятие культура. Она развивается как живой организм, состоит из отдельных культур, которые замкнуты и не взаимодействуют. Каждая культура самоценна. Все культуры равнозначны. Развиваются они не циклично, а равномерно, проходя периоды подъема и спада. Подъем – это культура. Спад – это цивилизация, закат культуры. Основной труд Шпенглера – «Закат Европы». Здесь он предсказал гибель старой европейской культуры и ее перерастание в цивилизацию, которая завершится смертью. Такова судьба любой культуры.  

   Философ А.Вебер (1864- 1920) был противником теории Шпенглера о том, что цивилизация – это смерть культуры, и  считал, что культура и цивилизация – это два различных измерения человеческого бытия, т.е. они взаимосвязаны. 

   Н.Я.Данилевский (1822-1885) признает историческое разнообразие культур и различие их внутреннего содержания. Прогресс не составляет исключительной привилегии Запада, или Европы, а застой- Азии (автор – противник европоцентризма, превозносящего преимущество западной культуры).Он не признает деления мировой истории на периоды древней, средней и новой истории. Такое деление нельзя применять к всемирной истории. В противовес такому делению им разработана концепция «культурно-исторического типа» (КИТ) – т.е. самобытных цивилизаций в хронологическом порядке их появления. Среди них есть типы уединенные (Китай и Индия) и преемственные (как Египет, ассиро-вавилонский тип, греческий и др.- всего 6). Прогресс в уединенных типах не распространялся вне этой страны (напр., достижения индийцев в алгебре дошли до Европы намного позже). Ученый говорит также об «отрицательных деятелях человечества» (гунны, монголы, турки), которые помогли уничтожить умирающие цивилизации. КИТ по Данилевскому  составляет всякое племя или семейство народов с единым языком или группой языков, близких между собою, если оно уже вышло из младенчества и по своим духовным задаткам способно к развитию. Кроме того, оно должно обладать политической самостоятельностью.
     Россию он не относит к Европе, рассматривая ее как самостоятельный  КИТ. Им выделено 12 КИТ: египетская, ассиро-вавилонско-финикийская, индская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (или аравийская), европейская (романо-германская) + мексиканская, перуанская. Только эти народы сыграли положительную роль в истории человечества.
   КИТ как живой организм рождаются, становтся зрелыми, стареют, дряхлеют и должны погибнуть. Таким образом, Данилевский считал, что нет единой мировой цивилизации, есть только отдельные КИТ. Главное его сочинение – «Россия и Европа».  

   Немецкий философ К.Ясперс (1883-1963) выдвинул  философскую концепцию «осевого времени», которая дала основание для  выделения «мировых цивилизаций», отличающихся от цивилизаций.
   По  Ясперсу, существует ось мировой истории (800-200 гг.до н.э.), когда духовный процесс произвел резкий переворот в истории. «В это время параллельно во многих странах (Китай, Индия, Иран, Палестина, Греция) были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий ( в эпоху Хань в Китае заложено конфуцианство, при Ашоке в Индии – буддизм, в эпоху Августа – эллинистическо-римская образованность) и везде шел процесс универсальности».
   Начало  осевого времени  – это исчезновение великих культур  древности. Они вошли рядом элементов в новые культуры и этим сохранились в них.
   В осевое время главным  является общее в историческом развитии, разработка принципов человеческой жизни. 

   Русский историк, географ, востоковед  Л.Н.Гумилев считает, что история этносов (этническая история) состоит из «начал» и «концов». Концепция «мутагенеза» (возникновения нового этноса как следствие мутации этносов) говорит о том, что вследствие такой мутации (пассионарного толчка) внутри популяции возникает некоторое количество людей - это «пассионарии». Они стремятся изменить окружающее. Пассионарии создают новые религии, научные теории, художественные произведения, вырабатывая новый стереотип мышления, поведения, способствуют созданию нового этноса.  

     Для современного понимания культуры важна игровая теория культуры, которую разработал нидерландский историк и философ Й.Хейзинга (1872-1945) Он считает игру основой и источником культуры. Игра старше культуры. Основные черты игры присутствуют и в мире животных. Она же присутствует ао всех формах человеческой деятельности, в том числе и в рациональной – философии, праве, искусстве, этике и др. 

   В работах Э.Кассирера (1874-1945) выявлена способность передать через символы значение окружающих человека вещей и действий. Символы определяют отношение человека к миру. 

   А.Тойнби (1889-1975 ) британский историк, философ истории. Разработал концепцию развития мировой истории. Для него существовало понятие цивилизация, а не культура. Разработал собственную концепцию развития цивилизаций: мировая цивилизация – результат развития мировой истории. Если будет создана мировая религия, то мировая история может привести к мировой цивилизации.
   Его теория «вызовов и ответов» дает объяснение тому, почему цивилизации возникали в трудных географических условиях, как они развивались и почему погибали. По Тойнби, большинство цивилизаций обречено на гибель, лишь западный мир еще, быть может, жив, а остальные цивилизации мертвы или полумертвы. 

   ТЕМА  3. Современные культурологические теории и методы (XX в.)
   На  смену концепциям классической философии пришли новые антропоцентристские концепции человека и культуры.
   Русский философ И.А.Бердяев важную роль отводил национальности, поскольку человек осознает себя через свою национальность. Он не может быть человеком вообще. Национальность объединяет людей больше, чем всякого рода общественные организации. Говоря о русском характере, он обращал внимание на его двойственность: наличие в нем языческой стихии (от необъятности страны) и аскетического православия (церковь учила аскезе, отрицанию богатства и служению идеалам). Отмечал недостатки русского характера и их крайние способы проявления. 

   Этнометодология Г.Гарфинкеля  изучает смысловые контексты повседневного взаимодействия людей на микросоциальном уровне. Обыденные взаимодействия  основаны на неосознанных «фоновых ожиданиях». Их можно наблюдать только при столкновениями с иными по смыслу установками поведения в «антропологически чуждой среде». 

   Философия диалога  М.М.Бахтина и др. исходит из идеи Гуссерля о принципиальной  недоступности чужого сознания нашему сознанию. Только при контакте с Другим, Чужим возможно приближение к нему. Любая культура существует на границе с другой культурой. Любая культура – это диалог культур. 

   К середине XX в. возникло новое направление структурализма. Стуктурализм исходит из идеи, что человеком управляют неосознанные смысловые структуры, зашифрованные в языке.  Сама культура структурирована как язык. Все в ней рассматривается как тексты, содержащие бесконечное число сообщений, в каждом сообщении содержатся  напластования и других текстов. Принципы такого подхода заимствованиы из языкознания (труды швейцарца Фердинанда де Соссюра).
   Возникновение структурализма связано с тем, что  ученые, исследующие культуру Южной  Америки (Л.Леви-Брюль),не нашли в ней никакой логики. 

   ТЕМА  4. Сущность и основные функции культуры 

   1. Основные подходы  к пониманию культуры
   Вопрос  о сущности культуры – центральный вопрос онтологии культуры. Разнообразный подход к пониманию культуры обусловливает наличие разных теоретических концепций сущности культуры, т.е. что она представляет собой и как функционирует. 
 

   3. Функции культуры:
   - Самая главная – гуманистическая, развивающая способности человека.
   - Трансляционная – передает социальный опыт человека. Это социальная память человечества.
   - Гносеологическая (познавательная) – накапливает знания, развивает интеллект.
   - Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны общественной и индивидуальной деятельности человека. Опирается на мораль и право.
   - Аккумулирующая -  помогает собирать и сохранять духовные ценности.
   - Семиотическая – человек должен овладеть знаками культуры, ее системами, чтобы воспринимать ее.
   - Коммуникативная – это форма общения, где язык является средством общения. Культуры общаются друг с другом, люди перенимают опыт других людей, поколений, культур. Элементы духовной и материальной культуры становятся  предметами коммуникации.
   - Аксиологическая (ценностная) – человек должен овладеть культурой как системой ценностей, понимать значимость этих ценностей..
   - Эстетическая функция – культура эстетизирует человеческую жизнь.
   -Духовно-охранительная – сохраняет морально-этические, духовно-нравственные принципы, оберегает духовный мир человека.
   - Функция изменения и преобразования мира. 

   4. Основополагающие  институты культуры 

   Культура  взаимодействует со следующими институтами  культуры, системами ценностей:
   Миф – наиболее древняя система ценностей. Миф – это вымысел, и культура двигалась от вымысла  и условности к знанию и закону. Миф создал средства и способы символического мышления, поскольку он весь создан на символах. Несовместимость смысла и содержания преодолевается благодаря символике мифов.
   Религия – последовала за мифом .Главное в религии – вера в сверхъестественное, в Бога, в чудо, в то, что невозможно понять разумом. Установившись, религия начинает влиять на культуру, изменять ее (например, влияние христианства или ислама).
     Искусство –  возникло и существовало параллельно с мифом и религией. Это художественная интерпретация явлений окружающего мира. Искусство обогащает культуру духовными ценностями, отражающими идеалы своего времени. Искусство может играть и конструктивную роль, и деструктивную. Искусство создает потенциал для развития в человеке культуры.
     Наука – один из важных институтов в структуре культуры. К науке человек пришел через мифы, религию и философию. Наука подтверждает достоверность и истинность знаний и действует как цивилизующая сила, а культура – как одухотворяющая сила.  

   5.  Природа и культура
   Человек направил свою деятельность прежде всего  на преобразование природы. Далее он стал отражать ее в своем творчестве, создавая вторую, искусственную природу. Вне естественной природы невозможно было появление культуры.  

   6.Человек, природа и культура
   Природа покоряет человека своей красотой и  разнообразием. Человек, познавая природу, покоряет ее, и в то же время он покоряется ею.
   Культура  формирует человека, создает новый тип эстетически развитого окультуренного человека. Разумный человек не может существовать вне культуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.