На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Деление и классификация понятий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Деление и классификация понятий 

                       План
         Вступление
       1) Понятие и особенности деления  понятий
       2) Особенности классификации понятий
       Заключение
       Список  литературы
Введение
     Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно  многообразны по своей структуре, типам  обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, т.е. выделение и систематизация различных их видов, может проводиться  по разным основаниям - их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний, и во-вторых, учитывая специфику  их объемов и элементов объемов.
     В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они  делятся на простые (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, напр., "разумное существо") и сложные (их содержание фиксирует связь между свойствами, напр., "существо, способное летать и плавать"), на безотносительные (объект характеризуется сам по себе, напр., "древний город") и относительные (объект характеризуется через отношение к другим объектам, напр., "город, расположенный южнее Москвы").
     По  количеству элементов объема различают  пустые понятия (не содержащие элементов объема) и непустые понятия (объем которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств (напр., "король, правивший во Франции в XX веке") или в силу законов природы (напр., "вечный двигатель"), такие понятия называют фактически пустыми; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания (напр., "режиссер, поставивший все пьесы Чехова и не поставивший чеховской Чайки"), их называют логически пустыми.
     Непустые  понятия бывают единичными (их объем содержит ровно один элемент) и общими (объем содержит более одного элемента), а общие делятся на регистрирующие и нерегистрирующие (в зависимости от того, поддается ли на практике точному подсчету количество элементов их объемов).
     На  основании отношения объемов  понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные и неуниверсальные понятия (объемы первых совпадают с родом, у вторых они уже рода). Различают фактически и логически универсальные п. Объемы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (напр., "металл, проводящий тепло"), содержания вторых - логически необходимые признаки, логическая форма которых является общезначимой формулой (напр., "человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь").
     По  структуре элементов объема различают  несобирательные понятия, элементами объемов которых являются отдельно взятые объекты (напр., "человек, родившийся в 1900 году" или их кортежи - пары, тройки и т.д. (напр., "люди, родившиеся в одном и том же году", подобные понятия имеют вид ), и собирательные понятия, их элементами объема являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (напр., "политическая партия").
     Цель  работы – рассмотреть деление  и классификацию понятий в  логике.

     1.Особенности деления понятий

     Деление — это логическая операция, посредством  которой объем делимого понятия (множество) распределяется на ряд подмножеств  с помощью избранного основания  деления. Например, слоги делятся  на ударные и безударные; органы чувств делят на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Если с  помощью определения понятия  раскрывается его содержание, то с  помощью деления понятия раскрывается его объем.
     Признак, по которому производится деление объема понятия, называется основанием деления. Подмножества, на которые разделен объем понятия, называются членами  деления. Делимое понятие — это  родовое, а его члены деления  — это виды данного рода, соподчиненные  между собой, т. е. не пересекающиеся по своему объему (не имеющие общих  членов). Приведем пример деления понятий: «В зависимости от источника энергии  электростанции делят на ГЭС, гелиоэлектростанции, геотермальные и ветровые ТЭС (к  разновидностям ТЭС относят АЭС)»1.
     Объем понятия можно делить по различным  основаниям деления в зависимости  от цели деления, от практических задач. Но при каждом делении на некотором  его уровне должно браться лишь одно основание. Так, например, мышцы в  зависимости от места их расположения делят на мышцы головы, шеи, туловища, мышцы верхних конечностей и  мышцы нижних конечностей. Мышцы  делят по их форме и функции. В  зависимости от формы мышцы делят  на широкие, длинные, короткие, круговые. По функции различают мышцы — сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие мышцы, а также мышцы, вращающие внутрь и наружу.
     Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдать следующие правила.
     1. Соразмерность деления: объем  делимого понятия должен быть  равен сумме объемов членов  деления. Например, высшие растения  делятся на травы, кустарники  и деревья. Электрический ток  делится на постоянный и переменный.
     Нарушение этого правила ведет к ошибкам  двух видов:
     а) неполное деление, когда перечисляются  не все виды данного родового понятия. Ошибочными будут такие деления: «Энергия делится на механическую и  химическую» (здесь нет, например, указания на электрическую энергию, атомную  энергию). «Арифметические действия делятся на сложенне, вычитание, умножение, деление, возведение в степень» (не указано «извлечение корня»);
     б) деление с лишними членами. Пример этого ошибочного деления: «Химические  элементы делятся на металлы, неметаллы  и сплавы». Здесь .лишний член («сплавы»), а сумма объемов понятий «металл» и «неметалл» исчерпывает объем  понятия «химический элемент»2.
     2. Деление должно проводиться только  по одному основанию. Это означает, что нельзя брать два или  большее число признаков, по  которым бы производилось деление.
     Если  будет нарушено это правило, то произойдет перекрещивание объемов понятий, которые  появились в результате деления. Правильные «деления: «Волны делятся на продольные и поперечные». «В промышленности получение стали осуществляется тремя способами: кислородно-конверторным, мартеновским и в электропечах». Неправильным является такое деление: «Транспорт делится на наземный, водный, воздушный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования», — ибо допущена ошибка «подмена основания», т. е. деление произведено не по одному основанию. Сначала в качестве основания деления берется вид среды, в которой осуществляются перевозки, а затем за основание деления берется назначение транспорта.
     3. Члены деления должны исключать  друг друга, т. е. не иметь  общих элементов, быть соподчиненными  понятиями, объемы которых не  пересекаются.
     Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деление осуществляется не по одному основанию, то члены деления  не будут исключать друг друга. Примеры  ошибочных делений: «Дроби бывают десятичными, правильными, неправильными, периодическими, непериодическими»; «Войны бывают справедливыми, несправедливыми, освободительными, захватническими, мировыми»; «Треугольники бывают прямоугольными, тупоугольными, остроугольными, равнобедренными, подобными». В этих примерах члены  деления не исключают друг друга. Это следствие допущенной ошибки смешения различных оснований деления3.
     4. Деление должно быть непрерывным,  т. е. нельзя делать скачки  в делении. Будет допущена ошибка, если мы скажем: «Сказуемые делятся  на простые, на составные глагольные  и составные именные». Правильным  будет сначала разделить сказуемые  на простые и составные, а  затем уже составные сказуемые  разделить на составные глагольные  и составные именные.
     Будет допущена ошибка, если мы разделим удобрения  на органические, азотные, фосфорные  и калийные. Правильным будет сначала  разделить удобрения на органические и минеральные, а затем уже  минеральные удобрения разделить  на азотные, фосфорные и калийные.
     При делении понятия по видообразующему  признаку основанием деления является тот признак, по которому образуются видовые понятия; этот признак является видообразующим. Например, по величине углы делятся на прямые, острые, тупые. Примеры деления по видообразующему  признаку: «Ядерные взрывы бывают воздушными, наземными, подводными, подземными» (в  зависимости от вида среды, где произошел  взрыв). «В зависимости от масштаба карты подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные».
     Можно привести массу примеров из школьных учебников, что свидетельствует  о широком применении этой важной логической операции.
     При дихотомическом (двучленном) делении  объем делимого понятия делится  на два противоречащих понятия: А  и не -А. Примеры: «Организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные (т. е. неодноклеточные)»; «Вещества делятся на органические и неорганические»; «Радиоактивность делится на естественную и искусственную (неестественную)»; «Общества делятся на классовые и бесклассовые».
     Отважная  талантливая американская исследовательница  Дайан Фосси, лет наблюдавшая  за особенностями жизни горилл, буквально  вписавшись в их сообщество, дает объяснение понятия «гнездо гориллы», используя  дихотомическое деление понятия: «Нам удалось увидеть несколько гнезд  горилл — наземных и древесных. Наземное гнездо не что иное, как обычная  для наземных млекопитающих лежка, устланная заломанными ветками  кустарника и травой. Зато древесное гнездо — заметное издалека сооружение на высоте 3—5 метров на крупных ветвях у ствола дерева»4.
     Иногда  понятие не -А снова делится на два противоречащих понятия В и не -В, затем не -В делится на С и не -С и т. д.
     Дихотомическое  деление удобно по следующим причинам: оно всегда соразмерно; члены деления  исключают друг друга, так как  каждый объект делимого множества попадает в класс А или не -А; деление проводится только по одному основанию. Поэтому дихотомическое деление очень распространено. Однако нельзя думать, что оно применимо всегда, во всех случаях.
     Операция  деления понятия применяется  тогда, когда надо установить, из каких  видов состоит родовое понятие. От деления следует отличать мысленное  расчленение целого на части. Например, «Дом делится (расчленяется) на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо». Части целого не являются видами рода, т. е. делимого понятия. Мы не можем сказать: «Комната есть дом», а можем сказать: «Комната есть часть дома».
     В школьной практике, в учебниках прием  расчленения целого на части широко используется. Он применяется тогда, когда надо показать, из каких частей (отделов, членов) состоит предмет. Приведем примеры из учебника по анатомии и  физиологии. Понятие «скелет человека»  позволяет четко проиллюстрировать  прием расчленения целого на части 14. В разделе, называемом «части скелета», написано: «В скелете человека различаются отделы: скелет головы, туловища и конечностей». Далее идут следующие подразделения: «Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки». «Скелет конечности состоит из скелета свободной конечности и скелета пояса».
     Примеры мысленного расчленения целого на части  из области ботаники: «Строение цветка ржи: цветочная чешуя, тычинки, рыльце пестика, завязь»; «Строение клетки кожицы лука: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли».
     В математике также используется мысленное  расчленение целого на части. Например, «Развертка поверхности любой прямой призмы представляет собой плоскую  фигуру, составленную из боковых граней — прямоугольников и двух оснований  — многоугольников»5.

2. Особенности классификации понятий

     Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного  деления и образует развернутую  систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. От обычного деления классификация  отличается относительно устойчивым характером. Если классификация научна, то она  сохраняется весьма длительное время. Например, постоянно уточняется и  дополняется классификация элементарных частиц, содержащая теперь уже более 200 их видов.
     Для классификации обязательно выполнение всех правил, сформулированных относительно операции деления понятий.
     Существует  классификация по видообразующему  признаку и дихотомическая. Приведем примеры классификации по видообразующему  признаку:
     а) зеркала классифицируются на плоские  и сферические; сферические зеркала  классифицируются на вогнутые и выпуклые;
     б) группы крови подразделяются на I, или  И, или Ш, или IV.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.