На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Использование проективного метода «Рисунок семьи» в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Забайкальский государственно педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского
Факультет психологии
Практическая  психология в сфере образования 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа 

студента     3      курса заочного отделения 

Жабровец  Юлия Владимировна
 

             «Использование проективного метода «Рисунок семьи» в  

            работе психолога с детьми  старшего дошкольного возраста»
 
 
 
 
 
 
 
 

      Научный руководитель 

 
 
 

Допустить к  защите:
Заведующий  кафедрой   
 
 

Чита -2011 

       

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

          Введение 

          Глава 1.Теоретические аспекты проблемы эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста.
                                                 
      Характеристика эмоциональных нарушений детей
              старшего дошкольного возраста в научной   
              литературе………………………………………………………….5
      Влияние семьи на эмоциональные нарушения детей………….17
      Применение проективных методов в исследовании эмоциональных нарушений детей………………………………………………………...26
 
              Глава 2. Выявление эмоциональных нарушений детей
                  старшего дошкольного возраста при помощи
               проективного метода «Рисунок семьи». 

      Использование рисуночного теста «Моя семья»……………….33
      Анализ полученных результатов………………………………...39
                  Заключение.
      Литература.
      Приложения. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     ВВЕДЕНИЕ 

     На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
     Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности.
     На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
    Проблемы  эмоциональных нарушений детей  могут проявляться  в агрессивном  поведение, она может быть как физическая, так и вербальная вспыльчивости, пассивности, застенчивости.
    Отечественные исследователи, такие как А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Мухина  и др., которые подчёркивали, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер, упор следует делать на ведущие в данном возрасте деятельность.
      Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные проективные методики, а именно рисуночные тесты.
     Целью данной работы является теоретический анализ эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста и использование проективной методики «Моя семья».
     Объектом  исследования эмоционально волевая сфера. 

     Предметом исследования использование проективного метода «Рисунок семьи» в исследование эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования: Известно, что эмоционально- волевая сфера старшего дошкольного возраста играет важную роль в становление личности ребенка. Мы предполагаем, что применение проективной методики «Рисунок семьи» позволит выявить эмоциональные проблемы старших дошкольников.
     Задачи  работы:
     1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
     2. Раскрыть характеристику эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста.
     3. Определить влияние семьи на эмоциональные проблемы детей.
     4. Выявить возможности применения проективной методики «Рисунок семьи» при диагностике эмоциональных проблем в семьях.
     5.Проведение  проективной методики «Рисунок семьи» и анализ полученных данных.
           Методы и организация исследования:
На первом этапе исследования мы применили теоретический анализ научных источников по проблеме эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста, проводили подбор методов диагностики.
На втором этапе исследования использовали метод наблюдения, методику «Рисунок семьи», анализ рисунков и результатов исследования.
            База исследования МДОУ №68, г. Чита, в исследование участвовали 15 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет. 

             Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста и использован проективный метод «Рисунок семьи» для выявления эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов с родителями и детьми в детских дошкольных учреждениях.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. 
 
 
 

          Глава 1.Теоретические аспекты проблем эмоциональных
          нарушений детей старшего дошкольного  возраста. 

1.1. Характеристика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста в научной литературе. 

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем  современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.
В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как  отрицательное состояние, возникающее  на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов.
К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений  очень сложна и 
требует тщательного  дифференцированного подхода к  этой проблеме.
Анализ эмоциональных  нарушений у детей с точки  зрения нарушения 
системы отношений, предложенный В.Н. Мясщевым и продолженный в
работах его  учеников, позволяет нам выделить три основные группы детей с 
эмоциональными  нарушениями.
В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном
проявляются в  рамках межличностных отношений. Они  отличаются
повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных
вспышках в  процессе общения, особенно со сверстниками. 

Негативные эмоциональные  реакции у этих детей могут  возникнуть по
любому незначительному  поводу.
Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными
конфликтами. В  их поведении прослеживается повышенная тормозимость,
слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко  переживают обиду,
большинство из них подвержено необоснованным страхам.
Третья группа детей характеризуется выраженными  внутриличностными и
межличностными  конфликтами. В поведении детей  этой группы преобладали 
агрессивность, импульсивность.
Рассмотрим некоторые  узловые проблемы психологии развития ребёнка, и 
прежде всего  то, какую роль играют в данном процессе биологические
предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия.
Современные научные  данные говорят о том, что органические предпосылки 
не только важны, но и совершенно необходимы для духовного  развития.
Мозг новорождённого существенно отличается от мозга  взрослого человека
как размерами  так и структурой. На протяжении детства происходит
созревание организма  ребёнка вообще и его мозга  в частности. Масса 
последнего возрастает примерно в три с половиной  раза, изменяется его 
строение, совершенствуются функции. Иначе говоря, психическое развитие
происходит в  условиях непрерывного органического  взросления, что создаёт 
различные возможности  для психической деятельности ребёнка  на разных
возрастных этапах.
Помимо природных  свойств и хода их созревания, на протяжении онтогенеза
существуют индивидуальные различия в задатках, т.е. во врождённых
анатомо-физиологических  свойствах организма.
Признав значение природных особенностей человека, мы должны
подчеркнуть, что  они являются условиями, предпосылками  но не движущими
причинами психического развития ребёнка. Ни одно из специфических  для 
человека психических  качеств не может возникнуть путём  созревания
органических  задатков. Для этого требуются  соответствующие социальные
условия жизни  и воспитания.
Однако мало указать на важное значение социально – педагогических
факторов, необходимо более конкретно представить  себе роль этих факторов
в психическом  развитии.
Психическое развитие ребёнка идёт своеобразным путём. Этот путь в общем 
философским плане  был рассмотрен классиками марксизма. К Маркс
говорил о том, что духовное развитие человеческого  индивида происходит в 
процессе присвоения продуктов материальной и духовной культуры,
созданной обществом; Ф. Энгельс называл этот процесс социальным
наследованием.
Психологи и  педагоги показали, что так называемые высшие, специфические 
человеческие  психические функции осуществляются с помощью 
усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования
действительности, а следовательно, сама их структура  имеет социальное
происхождение, формируется прижизненно под  влиянием обучения и 
воспитания.
Громадные потенциальные  возможности, таящиеся в природе  каждого 
ребёнка, не проявляются  сами собой, а требуют для своей  реализации
воспитательного воздействия.
Р. Бамм и Р. Бараш подробно рассматривают эмоциональность детей.
Человек не может  быть безучастным к тому, что происходит вокруг него.
Предметы, поступки, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него
чувства, переживания, радуют, огорчают. В отличие от взрослых ребёнок
выражает свои чувства бурно и непосредственно. По незначительному 
поводу он может  смеяться и плакать, прыгать, хлопать  в ладоши, кричать,
топать ногами и т.д. Это происходит не только потому, что у него слабо 
развит самоконтроль, но главным образом потому, что у него нет жизненного
 опыта. Всё  для него ново, и даже простые  вещи становятся открытием, 
вызывают горячий  отклик.
Ребёнок взрослеет и у него накапливается  опыт, и многое из того, что способно было раньше удивлять и волновать, становиться обыденным, привычным. А наряду с этим появляются новые, более высокие и сложные чувства. Участвуя в жизни коллектива, он всё полнее осознаёт себя гражданином. Он гневно осуждает несправедливость, зло, горячо одобряет положительные поступки товарищей и окружающих.
В семье  дети проходят большую школу воспитания чувств и нравственного поведения. Многое зависит от отношений между  родителями, между ними и детьми. К ребёнку нужно относиться с  уважением, серьёзно обсуждать то, что  его волнует, помогать ему вырабатывать правильное представление о жизни.
Успешно миновав кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «как на войне», ребёнок подходит к  дошкольному периоду – периоду  пробуждения и расцвета его творческих, познавательных и эмоциональных способностей.
Дитя  умнеет «на глазах», становится любознательным, у него развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины  и следствия. Ребёнок спрашивает обо всём, что ему интересно. А  вот ответы родителей: «Спроси у  воспитателя», «Вырастешь – узнаешь», «Ты утомляешь меня» и др. – это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечивание процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний в будущем, формирование недоверчивости и отчуждённости по отношению к родителям. А отсюда и конфликты.
Остановимся на том, что личность дошкольника формируется  в семье.
Родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки – самые  близкие ребёнку люди.
 От их взаимоотношений  между собой, чувства привязанности  и 
взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым
критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка  типа
семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность 
членов семьи  друг к другу. С момента рождения формируются особенности
подходов, методов  и приёмов общения родителей  с детьми. Естественно, что 
в каждой семье  этот опыт уникален, а вот его  результаты не всегда
соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально
устойчивой личности ребёнка.
В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто обращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и их одарённости. Надо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье скорее исключение, чем норма.
Часто встречаются семьи, где нередки  ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок невротизируется, испытывает психо-эмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психологии есть очень чёткое высказывание: «Невроз ребёнка – это невроз семьи».
К сожалению, уровень психологической культуры у многих родителей пока ещё низок  и не позволяет им оценить необходимость обращения к профессионалам, понимающим душу ребёнка и обладающим надёжными диагностическими и коррекционными методами оказания квалифицированной психологической помощи. Именно родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля взаимоотношений с ребёнком.
Не стоит искать универсальные рецепты по воспитанию своих детей, ведь
чужие мысли  могут только заставить человека размышлять, сравнивать,
анализировать. Намного полезнее понаблюдать за собой, выявить некоторые 
негативные особенности своих взаимоотношений с ребёнком, обнаружить
стереотипы мыслей, поступков, установок, которые неблагоприятно
сказываются на ваших взаимоотношениях с ребёнком.
Родителям полезно знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания. Даже этого будет достаточно, чтобы осмыслить и изменить некоторые подходы к созданию благоприятной атмосферы развития эмоционального мира вашего ребёнка.
Гипоопекающий тип воспитания –  взаимоотношения в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребёнка в семье. Ему уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребёнка не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует теплота и доверительность. Нередко это случается, когда ребёнок нежеланный, несвоевременный, в неблагополучных семьях, когда родители не задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за которого они несут полную ответственность. Неприятие может быть обусловлено индивидуально – личностными особенностями ребёнка: не тот темперамент, своеобразие характера, раздражающие привычки. Бессознательно подобный тип воспитания укореняется в семьях, где родился ребёнок не того пола, который планировался. Тогда родители просто не видят в нём его естественные черты, а как бы навязывают привычки и черты того пола, который ожидали. Ребёнок воспринимает подобное отношение как неприятия себя таким, какой есть, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка, ребёнок склонен ощущать чувство одиночества и отверженности. Впоследствии у детей, воспитываемых по типу гипоопеки, искажается адекватное представление об окружающем. Мир может восприниматься враждебно, формируются агрессивные недоброжелательные взаимоотношения с ними. В противоположном случае ребёнок может, как улитка, закрыться в себе, стать запуганным и недоверчивым, безмолвно копить в себе обиды, тревогу, злость на всех, перестать радоваться и превратится в унылого пессимиста.
Росс  Кэмпбелл в книге «Как справиться с гневом ребёнка» выделяет особо  укоренившийся во многих семьях тип  «командная цепочка», который, по сути, является разновидностью гипоопеки и во многом определяет рост агрессии у детей. Семья стремится к организованности и дисциплине. Как в армии или деловой организации есть командующий, так и в семье отец – главное ответственное лицо. Заботясь о материальном благополучии всей семьи, много работая, он использует командные отношения со всеми, находящимися ниже по «цепочке», требует беспрекословного выполнения своих обращений и полного подчинения своим словам. Ему принадлежат право «казнить или миловать», его приказы и поступки никем не должны обсуждаться. Подобные отношения полностью обесцвечивают личности всех членов семьи, исключают атмосферу сотрудничества, поддержки, взаимопонимания и помощи. Отец полностью берёт ответственность на себя, и ребёнок практически лишён возможности реализовать свои возможности, способности, потребности и желания. Как маленький робот он становится исполнителем воли старшего, но при этом копится недовольство и внутреннее сопротивление подавлению своей личности. Часто в этих семьях существует запрет на разрядку своих чувств. Всё это приводит к накоплению негативных эмоций, и как следствие, выплеску их через агрессию и социально неприемлемые формы снятия эмоционального напряжения. Ребёнок растёт озлобленным, недоверчивым, с заниженной самооценкой и стойким отторжением восприятия чувств других людей.
В некоторых, особенно молодых, семьях наблюдается  тенденция к «демократизации» методов  воспитания, предоставлению ребёнку  безграничных свобод в выборе потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений По сути, это отрицание своего участия в воспитании, освобождение то родительских забот и переживаний, нежелание или невозможность уделять ребёнку своё время, душевное тепло, нежность, недоразвитие у родителей чувства привязанности к ребёнку.
Все вышеописанные  выше случаи деструктивного семейного  воспитания являются как бы крайними, но родителям стоит в них разобраться  и подумать, а нет ли в их отношениях с ребёнком чего-то похожего. Во всех описанных случаях у детей  возникает ощущение незащищённости, появляются препятствия в развитии потребности в общении, формируются основы социально – психологического отчуждения, искажают представления о ценностях и нормах, принятых в обществе. Всё это способствует поиску неадекватных «способов выживания» – возникает агрессия, страхи, ребёнок прячется за фантазиями и враньём. Установка «мир враждебен» закрепляется и может стать основой взаимодействия ребёнка с окружающей средой через конфликты и противодействие.
Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально – личностные особенности ребёнка.
Например, подобное воспитание осуществляется в  семьях, где отношение между супругами  дали трещину и ребёнок становится единственным, что скрепляет семью. Забота о нём становится единственной силой, способной сохранить семью и удержать родителей друг с другом. Свои нереализованные чувства они переносят на ребёнка как компенсацию за свою недолюбленность. Во имя ребёнка они идут на самоотречение, он становится центром семьи. Ребёнку многое прощается, все его поступки высоко оцениваются, щедро поощряются, ничто не подвергается критике, беспрекословно удовлетворяются желания и капризы, преувеличиваются способности и достоинства. Оберегая от неизбежных жизненных трудностей, родители тем самым лишают ребёнка воли, самостоятельности поведенческой гибкости, самокритичности. Со временем дети утрачивают способность быть активным, инициативным, привыкают бездельничать, требовать повелевать. Формирование завышенной самооценки – естественный результат подобного типа воспитания. Столкнувшись с внешним миром, общаясь со сверстниками и не получая повышенного внимания и всеобщего одобрения, подобные дети серьёзно переживают, испытывая недостаток в любви. Требуя признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою уникальность, враждебно и обвиняюще относятся к окружающим. Часто они даже не осознают, что неадекватно себя оценивают, и в будущем такого ребёнка может ждать трагедия непризнанной непосредственности.
Часто при гиперсоциализированной опеке  родители искренне хотят воспитать  самого умного, самого талантливого, «самого  – самого» ребёнка. Родители нередко  желают, чтобы их ребёнок был «не  хуже их», либо достиг большего. Главной  установкой, обращённой к ребёнку, становит следующая: «Ты должен делать то, что нам надо, только при этом мы будем любить тебя!». Методами воспитания при этом выбираются требовательность, суперконтроль, бесконечное оценивание и сравнение с другими. Стараясь ухватить кусочки родительской любви, ребёнок хронически боится неуспеха, сомневается в своих способностях, прикладывает неимоверные психические затраты, чтобы оправдать родительские ожидания. Изо всех своих ещё не сформировавшихся психо-эмоциональных сил он старается соответствовать родительскому идеалу. Но это, естественно, получается не всегда. Возникает
чувство разочарования в себе, неосознанная вина, повышенная тревожность, вызванная  ощущением своего несовершенства. Нередко  стремление сделать из своего ребёнка гения приводит к серьёзным нервным срывам и у родителей и у детей.
Другим  видом гиперопеки является воспитание по типу: «Ты ничего никому не должен. Мы очень тебя любим и всё за тебя сделаем». В подобной семье  принцип «Корми младенца, когда просит» может растянуться на десятилетия. В семье воспитывается божество, интересам и потребностям которого посвящаются жизни родителей. У него много нянек, в детском саду ему не место. С ребёнком много занимаются, он рано начинает читать, считать, испытывает нежность, трогательную заботу близких, не делает лишних движений, неодобряемых поступков. Им восхищаются, его превозносят, им позволяют любоваться окружающим людям. Наступает неотвратимый момент поступления ребёнка в школу, и тогда искажённая картина действительности и себя в ней разлетается в сознании и чувствах ребёнка на мелкие части. Элементарные жизненные ситуации, требующие приложения воли и усилий, обычные проблемы в общении со сверстниками и педагогами превращаются для ребёнка в трагедию, становятся стрессогенными. Ребёнок жалуется на детей, воспитателей, ябедничает, добивается собственной справедливости, расстраивается, капризничает и упрямится, а не редко и требует, угрожает, дерётся. Ребёнок нервничает, боится людей, любой ценой стремится избегать неприятные для него ситуации и т.п. Конечно для ребёнка всё это – непосильные эмоциональные переживания.
Травмирующим  эмоциональное развитие и психику  дошкольника является контрастное  воспитание. Для ребёнка родители – самые важные на свете люди, какими бы они ни были. Но иногда между папой и мамой возникают разногласия, и они начинают соревноваться между собой, кто в семье голова, воспитывая ребёнка совершенно разными методами: мама говорит
«можно», папа говорит – «нельзя», мама жалеет, а папа наказывает и т.д. Понятно, что ребёнок, одинаково любящий папу и маму, попадает постоянно в ситуацию выбора, которая предполагает принятие одного родителя и отвержения другого. Родители, следуя ходу соревновательности, меняют свои позиции: то один добрый, то другой. Ребёнок, не в силах выработать какую либо чёткую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого, лавировать ценой отказа собственных чувств приспосабливаясь, изворачиваясь, постоянно страшась ситуации выбора. Живя в атмосфере хронического эмоционального напряжения, ребёнок копит обиду на обоих родителей, его собственное «Я» как бы «разрывается» на части, он не чувствует собственной целостности и уверенности в себе.
Похожий тип невротизации складывается в  семьях, где есть конфликты между снохой и свекровью, бабушкой или дедушкой и родителями ребёнка.
Психологи рассматривают нарушения в стиле  воспитания ребёнка как наиболее важные факторы в возникновении  отклонений в психо-эмоциональном  развитии детей.
Нельзя  забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей нося возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка. В данном случае мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности  в поведении развитии
детей дошкольного  возраста. Среди них можно выделить нарушения 
поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности.
Подчеркнём ещё  раз, что работа с детьми, имеющими те или иные
неврологические отклонения, не входит в работу практического  психолога,
 ибо требует  специальных профессиональных знаний  в области медицины и 
детской психиатрии. Осложнения психического и личностного развития
ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: Ошибками в 
воспитании и  определённой незрелостью или минимальными поражениями 
нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют  одновременно,
поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности 
нервной системы  ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и 
пытаются исправить  ребёнка различными неадекватными  воспитательными 
воздействиями. Очень важно уметь выявить  истинные причины поведения
ребёнка, тревожащего  родителей и воспитателей, и наметить
соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо
ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений 
психического  развития детей, знание которой позволит психологу не только
правильно построить  работу с ребёнком, но и определить, не переходят ли те
или иные осложнения в болезненные формы, требующие 
квалифицированной медицинской помощи.
Виды  эмоциональных нарушений  у старших дошкольников
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников встречаются очень часто, как  уже говорилось эта проблема сейчас очень актуальна. В этой связи  встаёт вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у  ребёнка расстройства. М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможности отклонения в любом поведении.
    Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребёнка.
Ряд особенностей поведения являются нормальным только для детей 
определённого возраста. Так, мокрые пелёнки младенцев и даже детей
до 4 –5 лет мало тревожат родителей, в то время как  для десятилетнего 
ребёнка подобные случаи рассматриваются как отклонения от нормы.
Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в 
позднем детстве  поведение мальчиков и девочек совпадает и это
нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается  весь
«набор» женских  особенностей поведения, и поэтому  такой случай
является ненормальным.
     2. Длительность сохранения расстройства
У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие
расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки 
и, естественно, должны вызвать тревогу у взрослых.
     3 Жизненные обстоятельства
     Временные колебания в поведении и эмоциональном  состоянии детей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребёнка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или группы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребёнка эмоциональные или поведенческие трудности.
    Социальное окружение
Дифференциация  нормального и аномального поведения  не может 
быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с  точки зрения норм
его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.
     5 Степень нарушения
Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем  целый ряд 
симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют  дети
с множественными эмоциональными и поведенческими
расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных
сторон психической  жизни.
     6 Тип симптома
Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием  ребёнка,
другие –  психическим расстройствам. Так, грызение ногтей – 
привычка, одинаково  часто встречающаяся как у нормальных детей,
так и у психически больных детей, поэтому сам по себе симптом, хотя
и настораживает, но ещё ни о чём не говорит.
    Тяжесть и частота симптомов
Умеренные, изредка  возникающие трудности поведения  для детей 
обычны, нежели серьёзные, часто повторяющиеся расстройства. Очень
важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных 
симптомов.
       8         Изменения поведения
Анализируя детское  поведение, следует сравнивать его  проявления не
только с чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми,
которые являются обычными для данного ребёнка. Следует  относиться
внимательно к  изменениям в поведении ребёнка, которые трудно
объяснить законами нормального развития и созревания.
     9 Ситуационная специфичность симптом
Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы
то ни было ситуации, отражает более серьёзное расстройство, чем 
симптом, возникающий  только в определённой обстановке.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения  ребёнка от
нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех
вышеназванных критериев.
     Выявление детей с ослабленной психикой – актуальная задача. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение  которых существенно отклоняется  от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, капризные, упрямые и т.п. Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно – психического заболевания.
     Исходя  из данных обследования, можно наметить некоторые отклонения в поведении  у старших дошкольников.
     В 5 лет отклонения в поведении и  в нервной системе у мальчиков  становятся более заметными. Они  часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, обидчивость и склонность легко расстраиваться, обладая в то же время ещё достаточно выраженной боязливостью и чувством вины. Девочки в этом же возрасте чаще всего возбудимы, расторможены, у них выражены чувство вины и переживание случившегося, чаще проявляются истерические черты поведения в виде неустойчивости настроения, капризности, стремления быть в центре внимания. Они также заметно более подвижны и непоседливы.
     Таким образом, мальчики в 5 лет более склонны  к реакциям тормозимости, а девочки к реакциям возбудимого круга.
     В 6 лет мальчики начинают выявлять такой  же характер отклонений, как девочки  в 5 лет, а именно: повышенную возбудимость и расторможенность, недостаточно осознанное чувство вины и переживание случившегося. Кроме того, они менее искренни и более подвижны, чем раньше. Девочки же, наоборот, становятся более сензитивными, хотя несколько упрямыми и неискренними.
     Следовательно, можно говорить о наличии своеобразного  перекрёста в отклонениях в поведении  у мальчиков и девочек в 5 лет и 6 лет. У мальчиков это сдвиг от тормозимости к возбудимости, у девочек, наоборот, от возбудимости, если не к тормозимости, то к повышенной эмоциональной чувствительности и ранимости.
1.2 Влияния семьи на эмоциональные нарушения детей.
Отдельно были рассмотрены характеристики эмоционального нарушения у детей из полных и неполных семей. Неполная семья, как правило, оказывает более травмирующее влияние на мальчиков, у которых в 1.4 раза больше нервных расстройств. У девочек этот показатель составляет 1.2. Обращает на себя внимание большая возбудимость и конфликтность детей из неполных семей, расторможенность и неустойчивость настроения, стремление выделиться, беспричинное упрямство и негативизм, несамостоятельность и пассивность в поведении. Кроме того, у детей из неполных семей чаще наблюдается грызение ногтей и заикание. У мальчиков к данному перечню расстройств следует добавить капризность и истеричность, чрезмерную подвижность и непоседливость, тики и большую склонность к онанизму.
     Девочки значительно чаще испытывают неприятие и изоляцию со стороны сверстников. Если девочки из неполных семей менее открыты и эмоционально отзывчивы, более недоверчивы, то мальчики, наоборот, более открыты, эмоционально чувствительны и доверчивы.
     Во  всех случаях эти дети требуют особого внимания воспитателя, так как при реальной и мнимой неудачи в общении становятся ещё более нервными и негативными к помощи извне.
     Напомним  ещё раз, что речь пойдёт о тех  нарушениях поведения дошкольников, которые свойственны обычным  детям, чьё развитие происходит в  рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные  нарушения.
Агрессивность
Многим  детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребёнка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности ребёнка к самовыражению.
     Выделяются  две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребёнка и окружающих его взрослых.
     Физическая  агрессия может выражаться в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивированно потребностью во внимании, каким-то драматическими событиями.
     Агрессивность необязательно проявляется в  физических действиях. Некоторые склонны  к так называемой вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Бывает, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: упал, расшибся и др.
     Психолог  приходит к выводу, что агрессия ребёнка не носит болезненного характера и не наводи на мысль о более тяжёлом психическим отклонении, о общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребёнка выражать своё неудовольствие в социально приемлемых формах
     Первым  шагом на этом пути является попытка сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребёнка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту.
     Если  акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребёнку, что такое поведение абсолютно  неприемлемо. Проявивший агрессивную  выходку ребёнок подвергается суровому осуждению, в то время как его  «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребёнку, что сам он только проигрывает от таких поступков.
     В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить своё недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром.
     Вербальную  агрессию предотвратить трудно, поэтому  почти всегда приходится действовать  после того, как акт агрессии уже  совершился. Если обидные слова ребёнка  адресуются взрослому, то целесообразно  вообще проигнорировать их, но при  этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребёнка стоят за ними.
     Работая с агрессивными детьми, всегда нужно  иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным  выпадом ребёнка могут его  только стимулировать. Конечная цель преодоления  агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.
Вспыльчивость
Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен  по любому, даже самому незначительному  с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребёнку массу неудобств и поэтому требует преодоления.
     Приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удаётся отвлечь ребёнка, в других, наоборот, целесообразней покинуть его, оставив от аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.
     Если  же ребёнок уже вспылил, то урезонить  его не удастся. Успокаивающие слова  не будут действовать. Здесь важен  спокойный эмоциональный тон. Когда  приступ пройдёт, понадобится утешение, особенно если ребёнок сам напуган  силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не должен уступать ребёнку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это ложной принципиальностью и самоутверждением.
Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном  поведении ребёнка, считают, что  просто «тихоня», отличающийся хорошим  поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.
     Тихие дети испытывают разнообразные и  далеко не самые приятные эмоции. Ребёнок  может быть несчастным, подавленным, застенчивым. Подход к таким детям  должен быть постепенным, ибо может  пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.
     Нередко тихое поведение ребёнка –  реакция на невнимание или неурядицы  дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в своём мире. Проявлением  этого является посасывание пальца, царапание кожи, выдёргивания у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.
     Простое приказание прекратить это занятие  вряд ли сработает, так как оно  помогает ребёнку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет  всё то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребёнка такое состояние, так как осведомлённость поможет найти пути установления контакта с ним. Если позволяет возраст, можно простимулировать ребёнка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе. Основные направления работы с таким ребёнком – помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребёнка столь тяжёлые переживания.
     Другой  причиной тихого пассивного поведения ребёнка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумения обратиться ко взрослому. Такой ребёнок может и не нуждается в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.
     Всегда  есть риск, что ребёнок слишком сильно привязан к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Необходимо помочь ребёнку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми – сверстниками и взрослыми.
Застенчивость – черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивное чувство стыда. Противоположная черта – беззастенчивость, нахальство. Застенчивость свойственна преимущественно девочкам, особенно тем, кому с ранних лет внушали мысль о внешней привлекательности. Мальчиками, застенчивость порою преодолевается с помощью нарочито дерзких выходок, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Застенчивость является серьёзной помехой в учении детей. Она обуславливает страх перед вызовом отвечать у доски, любым устным ответом. Застенчивый ребёнок не в состоянии использовать при ответе имеющиеся у него знания. Со временем подобная ситуация определяет полную пассивность ребёнка на занятиях и общественной деятельности.
     В семье застенчивого ребёнка развивается  над влиянием излишне строгого, авторитарного  стиля воспитания, когда подавляются  многие его личностные проявления, никто не интересуется его мнением, часты наказания, включая физические.
     Ранние  проявления застенчивости можно  скорректировать, постоянно одобряя  ребёнка побуждая его высказывать  собственное мнения, включая в  игры, где необходима инициатива, умение принять быстрое решение, проявить смелость. Полезны беседы с разбором удачных действий и поступков ребёнка.
Гиперактивность
В основе гипердинамического синдрома могут  лежать микроорганические поражения  головного мозга, возникшие в  результате осложнений беременности и  родов, истощающие соматические заболевания  раннего возраста, физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространённая в дошкольном возрасте.
     Основные  признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из – за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе.
     Самая большая проблема гипердинамичного ребёнка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем–то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
     Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить ещё в младенчестве. 

    1.3 Применение проективных методов в исследовании эмоциональных нарушений детей.
     
Проективные методики – это методики, несомненно требующие от специалиста психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики).
Прежде  всего, следует разобраться с самим названием этого класса методик. Они названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом принято называть «проекция». З. Фрейд называл проекцией приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. В дальнейшем, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин «проекция» получил более расширительное толкование.
Стало традицией вести счет проективным  методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных симптоматических ошибках психики. Связь образов фантазии с основополагающими свойствами и чертами личности одним из первых также убедительно доказал Герман Роршах – автор вышедшей в 1921 году книги «Психодиагностика», в которой нашел обоснование его знаменитый тест «чернильных пятен». Разглядывая поочередно предъявляемые 10 чернильных пятен (5 черно-белых и 5 цветных), испытуемый должен про каждое из них сказать, что оно ему напоминает, на что оно похоже.
     Смысл этой методики для неспециалистов можно  пояснить следующим образом. Любому наблюдательному взрослому, тем  более педагогу, известно, как развита  у детей фантазия. Разглядывая  на небе облака или морозные узоры  на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ – злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит «проекция» – символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий очень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Дошкольникам такая активность вообще необходима просто по психогигиеническим соображениям. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреа-гированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы.
     Широкую известность в психодиагностической практике, кроме «чернильных пятен» Роршаха, получили тематический апперцептивный тест ТАТ (Морган, Мюрей, 1935), а также фрустрационный тест (Розен-цвейга, 1964). В тесте ТАТ испытуемый сочиняет так называемый «рассказ по картинке», глядя на специально созданные «нечеткие» и неоднозначные фотоизображения человеческих фигур и лиц в различных ситуациях. Необходимость сочинить рассказ провоцирует и усиливает особый тип активного восприятия, названный в психологии апперцепцией, которая от обычного восприятия (перцепции) отличается тем, что человек акцентирует свое внимание на тех деталях изображения, которые позволяют ему предложить определенный связный сюжет.
     В тесте Розенцвейга задача испытуемого  состоит в том, чтобы приписать  какую-нибудь реплику персонажу, изображенному  на рисунке, отражающем конфликтную ситуацию. В этом смысле последний тест является гораздо более узким и специализированным, чем ТАТ, и изучает не столько «проекцию» внутреннего конфликта на внешне нейтральную неопределенную ситуацию, сколько тип реакции (агрессивный, самообвинительный или рационализирующий) на уже заданную конфликтную ситуацию, вызывающую фрустрацию – переживание столкновения потребности с преградой.
     В психодиагностической работе с детьми следует обязательно учесть, что  классические варианты известных проективных методик, таких, как, например, упомянутые выше ТАТ и тест Розенцвейга, разрабатывались на взрослых и не могут быть автоматически перенесены на детей. Следует пользоваться специальными, адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать, например, специальную версию ТАТ для подростков (Саймондс, 1949) и отечественный детский вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982). Но и в том случае необходимо учитывать, что возможности любых «вербальных» (основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограничены уровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не обладает развитой речью, то повышенный процент недиагностичных (непроективных, неинформативных) ответов – так называемых «формул-клише» – – еще не говорит об отсутствии внутренних конфликтов и проблем, а говорит лишь о том, что средства речевого выражения мыслей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы служить надежным «каналом» для проекции внутренних переживаний и впечатлений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.