На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Московский  Государственный  Социальный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет: Социальная психология
Специальность: Психология
Дисциплина: Социальная педагогика 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 

«РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ НОРМЫ 
РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО  СОЦИАЛИЗАЦИИ» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                      Студентка 3 курса
                                                                                           заочного отделения
                                                                                           Ххххххххх  Х.Х.  

Проверил:                                                                        Попова И.В. 

  

Мурманск, 2002 г.
Содержание:  
 
 

    Введение………………………………………………………………………………..
    Механизмы, агенты, концепции социализации……………………………………..
    Девиантное поведение. ………………………………………………………………
    Этапы становления личности девианта………………………………………………
    Теории девиантного поведения……………………………………………………….
    Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей. Реабилитация детей,            имеющих отклонения………………………………………………………………….
      Наследственные факторы…………………………………………………………
      Перинатальные факторы………………………………………………………….
      Постнатальные факторы………………………………………………………….
      Социальные факторы……………………………………………………………..
    Некоторые виды девиантного поведения……………………………………………
    Социально-педагогическая реабилитация……….…………………………………..
9.   Заключение……………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
 
 
 
 
     В течение жизни каждый человек, начиная  с самого раннего детства,  подвергается процессу социализации.
      Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому  он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.
         Процесс социализации продолжается в течение  всей жизни человека.
         Общество  заинтересовано в том, чтобы человек  успешно интегрировался в него: чтобы  овладел ролью мужчины или  женщины, создал прочную семью, компетентно участвовал в жизни общества: в профессиональном и в гражданском плане.
   Однако  существует такое понятие как  девиантное поведение – отклонение человека от нормы в процессе социализации. Особенно важна роль девиантного  отклонения детей и подростков. На сегодняшний день множество детей имеют такого рода отклонения.
   Перед обществом стоит проблема: помочь этим детям справиться с трудностями вхождения, интегрирования в общество, оказать им психологическую, медицинскую и социальную помощь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Механизмы, агенты, концепции социализации
 
 
   Механизмами социализации являются:
   Позитивные:
    Имитация – копирование детьми поведения родителей, учителей, друзей и др.;
    Идентификация – принятие установок, ценностей  и поведения  родителей и др.людей из окружения как собственных. 
    Негативные:
    Стыд – результат внешнего влияния – эмоциональное состояние, запрещающее что-либо в ходе социализации.
    Вина – результат внутреннего переживания, совесть – также запрещающее.
 
               Агентами (факторами) социализации в этом возрасте являются:
Семья, система  образования, круг сверстников, друзей, СМИ, произведения искусства, литературы,
отдельная выдающаяся личность (лидер), религия. 

               Концепции социализации личности:
1. ТЕОРИЯ «ЗЕРКАЛЬНОГО  «Я»  Чарльза Кули:
Поведение человека формируется под  влиянием “зеркального отражения”, представлений о том, как их оценивают другие люди. Это  “зеркальное Я” включает три элемента: как меня воспринимают другие; как  они реагируют на то, что видят; как я отвечаю  на реакцию других людей 

2. ТЕОРИЯ З.Фрейда:
     Личность  человека определяется БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ импульсами СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. Противоречие между “Оно”(Ид) и КУЛЬТУРОЙ (супер-эго) -  формирует “Я” (эго), управляющего временем, местом  и формой удовлетворения потребностей “Оно” в соответствии  с нормами культуры. Стадии развития определяются стадиями сексуального развития”:  оральная, анальная, фаллическая, генитальная. 
 
 
 
 

    ДЕВИАНТНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ
 
 
Девиантное поведение – отклонение, дезинтеграция, в процессе социализации.
      В нормально развивающемся обществе:
    10-12% - отрицательная девиация – правонарушения. Это:  преступность, пьянство, наркомания, проституация, самоубийство. Отклоняющееся поведение - свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.
   Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка  уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
10-12% от общего числа всех людей, проживающих на Земле составляет отрицательная девиация. (Существует также и положительная девиация, которая также составляет 10-12%  – стремление личности к новому, передовому, преодолению консерватизма, мешающего двигаться вперед). 
 
 

                    4. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТА 

1 этап: Первичная девиация – когда поведение в целом соответствует культурным нормам, проступки незначительные, отклонения вполне терпимы. (Это: употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали, …).  

2 этап: Вторичная девиация - когда поведение человека открыто признается (группой или официальными организациями) нарушением норм морали и права. Ему приклеивается ярлык девианта, что становится поворотным пунктом в его судьбе: многие социальные связи сразу прерываются; престиж и статус падают; возможна даже изоляция от социальной группы.
      Индивид становится уязвимым, другие девианты начинают способствовать его дальнейшему  отдалению его от общества, прививают ему ценности своей субкультуры. 
 
 
 

5. ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ 

Э.Дюркгейм: Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля – порождают у личности трудности выбора линии поведения, что приводит к аномии общества (состоянию отсутствия норм), при которой личность не имет уверенности и надежности в выборе линии поведения.  

Э.Фромм:           Аномия общества приводит личность:  к утрате чувства преданности и принадлежности обществу, к чувству одиночества и отчуждения; к обособлению от экономических, политических и нравственных норм.
Т.Парсонс: Аномия общества – приводит большую часть индивидов к дезинтеграции с социальными институтами,  что отрицательно влияет на чувство безопасности и психологическое здоровье. 
Э.Мертон:  Выделяет типы поведения: 
    конформность - поведение, соответствующее культурным целям и средствам достижения;
    инновация - согласие с целями, но отрицание одобряемых обществом средств.
      (Это: рэкет, шантаж, торговля наркотиками, спекуляция);
    ритуализм - отрицание целей, но принятие одобряемых обществом средств. Снижение уровня притязаний. (Это: представители низшего слоя среднего класса, н-р, бюрократ, абсолютизирующий формальные процедуры);
    ретретизм – отрицание цели и средств. (Это: люмпены: бродяги, наркоманы, пьяницы и т.д.);
    бунт – отрицание существующих целей и формирование новых целей и средств их
       достижения.  

      Девиация  начинается с фрустрации (с возникновения социального напряжения), невозможности для индивида реализовать поставленную цель. – Такое напряжение может проявиться как агрессия, которая направлена на других или на себя.
      Если  человек длительное время находится  в этом состоянии, то формируется невроз – болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, несовпадения его желаний и результатов. – Тогда у человека возникает желание достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм, путями. – Это бесконфликтная девиация.
      Когда человек идет к своим целям  напрямую конфронтацию, борьбу – это конфликтная девиация.
    Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей.                   Реабилитация детей, имеющих отклонения
 
        Наследственные факторы
Наследственные  факторы – это дефект в генетическом аппарате.
Вызывают болезни:
    -     Хромосомные болезни – в результате изменения числа или структуры хромосом в одном из периодов развития половых клеток. – Частота этой паталогии 1%. (Известно несклько десятков хромосомных синдромов: синдром Дауна (трисомия по 21-ой паре хромосом), синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера и др.);  

    Генетические болезни, обусловленные дефектами обмена ВЕЩЕСТВ.  Среди них:
    мутации - связанные с:    воздействием радиации на родителей, с тяжелыми инфекциями и интоксикациями, эндокринными нарушениями, применением наркотических препаратов, возраст матери);
    фенилкетонурия – нарушение фенилаланинового обмена веществ. Нарушения появляются и прогрессируют на 2-ом году жизни. При своевременном выявлении и лечении м.предотвратить развитие болезни.
     Известно  более 40 генетических форм слабоумия, обусловленных поражением обмена веществ.  

        Перинатальные факторы
Это хронические заболевания матери; тяжелые токсикозы; злоупотребление матери алкоголем и наркотиками, недостаточное и неправильное питание матери; внутриутробные инфекции (коревая краснуха); грипп; инфекционный гепатит; сифилис; родовая травма; несовместимость матери и плода по резус-фактору; интоксикация в результате загрязения окр.среды (например, свинцом). 
 

        Постнатальные факторы
   Это нейроинфекции, интоксикации, нарушение питания, черепно-мозговые травмы;   заболевания, перенесенные в раннем детстве (до 3 лет, т.е. до полного  становления речи).  

      Олигофрения – может быть результатом как наследственных, так и перинатальных или постнатальных факторов. – Это умственное недоразвитие в результате поражения МОЗГОВЫХ систем. – Врожденное или рано приобретенное слабоумие, к-ое выражается в недоразвитии психики, личности и всего организма больного, что затрудняет или делает невозможным адекватное социальное функционирование индивида.
Степени умственной отсталости:
    Легкая у.о. (IQ 50-70): неплохо развита речь, поведение более адекватно и самостоятельно, что маскирует слабость мышления. Безынициативность, внушаемость, отсутствие личностных позиций. Могут обучаться в обычной школе, но они проявляют медлительность и трудности в логическом мышлении. Нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности: вести себя в обществе, планировать деятельность. В результате овладения социальными навыками такие дети довольно успешно справляются с работой по дому, приобретают несложные профессиональные навыки и, став взрослыми, в большинстве случаев могут нормально жить в социальном окружении.  – В работе с ними нужно делать акцент на развитие мышления, совершенствование эмоционально-волевой сферы.
 
    Умеренная у.о. (IQ 35-49): Их примерно 12% от случаев у.о.   Речь развита плохо, эмоции бедны, однообразны. На перемену обстановки м.дать негативную своеобразную реакцию. Плохо обучаемы, им доступны простые формы самообслуживания, гигиены. Могут сообщить о своих основных потребностях. В жизни остаются несамостоятельные и нуждаются в руководстве, надзоре и помощи.
 
    Тяжелая у.о. (IQ 20-34)  и глубокая у.о. (IQ меньше 20):  примерно 8-20% случаев.                             Почти полное отсутствие речи, овладение языком сводится в лучшем случае к пониманию простых команд. Не в состоянии вести самостоятельный образ жизни. Нуждаются в постоянном надзоре и уходе, не имеют простых жизненных навыков. Некоторых приходиться кормить, одевать. Не имея возможности придать своей агрессивности социальные формы – склоны к самоповреждениями, нападениям на окружающих.  Имеют различные физические дефекты, двигательные расстройства, страдают недержанием и судорожными синдромами.
 
      При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный (резидуальный) характер и не прогрессирует! – что дает основания для оптимистического подхода. (К олигофренам не относятся дети с текущими заболеваниями, которые обусловлены наследственными нарушениями обмена веществ и страдающие слабоумием – эти дети постепенно деградируют, их умственная отсталость с возрастом становится более выраженной). 

      Для самостоятельной жизни ребенок  должен приобрести навыки в 5 сферах деятельности: самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, общение, социальные навыки, совладение со стрессом. 

      Дети  с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами
      К детям с заболеваниями, носящими менее выраженный характер, применимы меры медико-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские дома и т.д.).
Необходимо развитие так называемой лечебной педагогики, где наряду с коррекционно-развивающими дидактическими программами выступают формы лечебной педагогики (игротерапия, сказкотерапия, корекционно-развивающая физкультура, пальчиковая терапия и т.д.).
      Отдельно  выделяется вопрос адаптации умственно-отсталых детей (олигофренов).
Исследования  показывают, что у них отсутствует  фатальная предрасположенность  к преступлениями, поэтому при  адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они  в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Для этого необходимы коррекционно-реабилитационные программы и социально-педагогические условия:
    Своевременная диагностика и выбор коррекционно-развивающих программ;
    Ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, выработка трудовых навыков и их автоматизма, профориентация;
    Социально-бытовая адаптация (путем специальных занятий и методов; также за счет организации индивидуальной и коллективной жизни детей-олигофренов в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности).
    Наиболее  успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах.
    Нашей стране необходимо освоить опыт передовых  стран по созданию домов-интернатов для совместного самостоятельного проживания людей с проблемами нервно-психического характера, включая олигофрению, нервно-психические заболевания и патологии. Это дома открытого типа , где под присмотром социального работника проживают люди с проблемами нервно-психического характера. 

      Социальные  факторы
Это воспитание в неблагополучной семье или родителями, которые сами имеют отклонения в психическом состоянии – может явиться причиной возникновения пограничной интеллектуальной недостаточности.
  Из всех социальных факторов – семья – главный фактор. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается  любом возрасте. Но особое значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов его поведения в различных ситуациях.
    Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости – сказывается на прежде всего на психическом здоровье ребенка. – Объясняется это хрупкостью его психики, незрелостью эмоций, бурным реагированием. (Если ребенок не в состоянии справиться с ситуацией – у него начинают появляться поведенческие нарушения – формируется стереотипная патологическая реакция на стресс (которая во взрослом возрасте обернется невротическим или психопатическим развитием личности, агрессией, психосоматическими заболеваниями).
    Дефицит родительской любви -  нередко ведет к развитию у ребенка депрессий.
    Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание). 
    Ситуация социальной депривации – разлад в семье, утрата близких людей, разлука с ними – приводит к:
    задержке умственного развития;
    эмоциональным нарушениям в виде депрессий, эмоциональной холодности;
    снижению воли;  
    - истощаемости побудительных мотивов;
    повышенной внушаемости;  
    нарушения в сфере общения.
    Такие дети легко вовлекаются в антисоциальные и преступные группировки, склонны к токсикоманиям, сексуальной распущенности.
       В благополучной семье у ребенка формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм общественной культуры как справедливых.   В неблагополучной семье – формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации, беспокойство и тревога.
      Однако  бывают случаи девиантного поведения  и в благополучных семьях –  т.к. семье – не единственный источник и причина социализации ребенка. На ребенка оказывают влияние различные субкультуры нормы и ценности которых противоречат общепринятым и друг другу (это: идеологизация детей СМИ, влияние коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильность политического положения и т.д. – То, что говорят в семье детям – кажется им неправдой – так обостряется конфликт “отцов и детей”).  
 
 
 
 
 
 
 

    НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ
 
1. Социофобия – уклонение ребенка от социального взаимодействия в присутствии плохо знакомых им людей. Он становится робким, застенчивым, теряют уверенность в себе.  

2. Аутизм – уход от окружающей действительности, неприятие других людей, погруженность в мир собственных переживаний. Предпосылки закладываются в раннем детстве в связи с отсутствием или недостатком контактов со взрослыми. При неблагоприятных условиях могут перейти в устойчивую черту личности.
      Признаки аутизма:
    отсутствие речи или характерные речевые нарушения;
    неспособность формировать отношения со сверстниками;
    недостаточное осознание существования других лиц и их чувств;
    отсутствие интереса показывать что-либо другим людям или делиться с ними своим успехом;
    отсутствие или нарушение имитационного поведения;
    стереотипное отклоняющееся игровое поведение;
    упорные, зачастую нефункциональные занятия с отдельными деталями или предметами (обнюхивание, ощупывание, верчение в руках);
    стереотипные движения тела.
 
3. Агрессия - одно из нарушений социального поведения, от последствий которого в наибольшей степени субъективно страдает окружающий мир. Проявляется как в вербальной, так и в невербальной форме. Может быть направлена против людей, животных, на разрушение материальных объектов. Агрессия может выражаться в обмане, воровстве, грубых правонарушениях.
    Типичные формы выражения агрессии (деликты):
Вандализм, поджоги, бродяжничество, воровство, грабежи, взломы, постоянные «хвосты» в школе, злоупотребление наркотиками и алкоголем, проституция. 

    Девиантное агрессивное поведение – нарушения социального поведения, направленные против личности, животных, на разрушение материальных объектов.  (Это: оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, вандализм, грубые правонарушения, поджоги, изнасилование, убийство).
      Проявляется как в вербальной, так и в невербальной форме.
    Девиантное поведение корыстной направленности – это правонурашения и проступки, связанные со стрмлением незаконным путем получить материальную, денежную или имущественую выгоду. (Это: воровство, грабежи, взломы и т.д.).
    Девиантное социально-пассивное поведение – отказ от активной жизнедеятельности, уклонение от своих обязанностей, нежелание решать социальные проблемы, уклонения от работы, учебы. (Это: бродяжничество, постоянные «хвосты» в школе, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств. Склонность к пессимистическому и пассивному восприятию любых жизненных событий. Испытывают чувство неудовлетворенности собой и недовольства окружающим, не предпринимая попыток к изменению ситуации и решению проблем).
              Крайнее проявление этого поведения:
         Саморазрушающее поведение – поведение с пагубными последствиями для нравственного и  социального развития. 
      3 типа саморазрушающего поведения:
          - Аддиктивное поведение – ранняя алкоголизация, злоупотребление наркотиками. (Причем подростки часто не считают свое поведение выходящим за рамки нормального. Они некритично относятся к развитию зависимости от наркотических средств, разрушающих психику и здоровье).
          - Сексуальная распущенность – наносит ущерб нравственному, моральному, духовному развитию.
          - Аутоагрессия, суицидальное поведение – любое насильственно действие, направленное против собственной личности, в т.ч. самоубийство.
          Признаки агрессивности:
    Нет стабильных дружеских отношений со сверстниками;
    Доминирует эгоизм;
    Нет чувства вины или раскаяния;
    Не характерно позитивное социальное поведение (например, социальная поддержка, кооперация, самоутверждение);
    Искаженное восприятие социального взаимодействия;
    Недостаточный самоконтроль (неспособность задерживать свои агрессивные импульсы и обдумывать их);
    Неумение думать о других людях, недостаточная эмпатия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    8. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  РЕАБИЛИТАЦИЯ 

    2 стадии социальной дезадаптации:
    Стадия школьной дезадаптации:
   Представлена  педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое  отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков).
      Но, несмотря на отставание в учебе, значительная часть таких детей стремится  к получению профессии, экономической  самостоятельности, готова трудиться.
      Реабилитационная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профтехучилищ. Им необходимо более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во внешкольной жизни и внеклассной деятельности, формирование профессиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для молодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по интересам, а также центры экстремальной социально-психологической помощи.
      В системе народного образования  имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудно-воспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов.  

    Более глубокая стадия – социально-запущенные подростки:
   Характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы. Их формирование идет больше под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для них характерна глубокая деформация и искаженные ценности, асоциальное поведение, противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.