На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Бихевиоризм

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» в г. Смоленске 
 
 
 
 
 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ «БИХЕВИОРИЗМ»
ПО КУРСУ  «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 
 
 
 
 
 
 

                 Студент:                                Клинкова Д.В.
                 Группа:                                          ПИЭ-10
                 Преподаватель:                     Волкова И.В. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Смоленск, 2011
 

    Основные идеи бихевиоризма
   Бихевиоризм – поведенческая психология или  психология поведения.
   Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958гг) ввел понятие основной структурной единицы поведения – связи стимула и реакции. Сложное поведение, на уровне человека, представляет собой целые системы таких связей.
   Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
   Эру науки о поведении принято  отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология  с точки зрения бихевиориста», который  в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он, как нынче принято выражаться, их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером. Но это был не отчаянный порыв одинокого бомбиста, а закономерное разрешение назревшей революционной ситуации.
   Представление об адаптивной (по отношению к внешним  стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще  к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги). Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов - как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались.
   Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона  и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и  не делающий различия между поведением человека и других животных. Для  классического бихевиоризма все  психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.
   Анализ  поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т.е мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обуславливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
   Основной  метод классического бихевиоризма - наблюдение и экспериментальное  изучение реакций организма в  ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных  математическому описанию взаимосвязей между этими переменными.
   Выражение «ребенок боится собаки» для бихевиористов  не значит ничего, необходимы объективные  описания: «слезы и дрожь у ребенка  усиливаются, когда к нему приближается собака».
   Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т.е наказания, боли.
   В 1948 г Толмен подверг сомнению схему  S-R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула: S-I-R.
   Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность – все то, чем обладает индивид, его расположенность к  тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализированные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.
   Человека  бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение.
   Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение  объективных методов регистрации  и анализа внешне наблюдаемых  реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
   Основные  его недостатки – недоучет сложности  психической деятельности человека, сближение ее и психики животных, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
   Оперантный  бихевиоризм Б.Скиннера
   Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б.Скиннера.
   Основываясь на экспериментальных исследованиях  и теоретическом анализе поведения  животных, он сформулировал положение  о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б.Скиннера.
   Первые  два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб – воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и называл оперантными. Это реакции типа R.
   Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции – преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму – это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:
    Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т.е чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.
    Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления – ведь следующая зарплата или сессия будет не скоро.
    Режим подкрепления с вариативным соотношением. Например, выигрыш – подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш – такой режим значительно воздействует на поведение человека.
    Режим подкрепления с вариативным интервалом. Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».
   Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность). Вторичные подкрепления объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством получения множества удовольствий.
   Ученый  полагал, что условные подкрепляющие  стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание – это наиболее общий метод контроля над поведением. Он боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоции и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.
   Скиннер также сформулировал закон оперантного  обусловливания: «поведение живых существ  полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости  от того, будут ли эти последствия  приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».
   Еще одни представители бихевиоризма, но уже его социально-конгнитивного  направления – Альберт Бандура  и Джулиан Роттер – сформулировали теорию социального научения. Они  показали, что хотя на поведение  человека влияет окружение, люди также  играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров – люди формируют образ определенной поведенческой реакции, наблюдая поведение модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Таким образом возникает идея косвенного подкрепления, которое имеет два вида:
    Косвенное позитивное подкрепление: наблюдатели затем ведут себя так же, как наблюдаемые ранее модели, потому что те достигли успеха, получили положительное подкрепление
    Косвенное наказание: наблюдатель видел, что модель была наказана после своих действий, в результате и он сам не склонен повторять такие действия.
   Мифы  о бихевиоризме
   Б.Ф.Скиннер  перечислил следующие мифы о бихевиоризме:
   "О  бихевиоризме говорят, что он:
    игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;
    опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека;
    под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина;
    не пытается учесть когнитивные процессы;
    не отводится место для изучения намерений или целевых установок человека;
    не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;
    не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
    он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
    ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека;
    работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;
    результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика;
    наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным;
    выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам;
    его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка;
    если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям. Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания;
    "дегуманизирует" человека, он релятивирует всё и разрушает человека как человека;
    занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида;
    по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;
    рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие исключительно как фикций;
    безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.
   Методы  бихевиоральной терапии
   В США бихевиориальная терапия  встречается достаточно часто, используется в специфических ситуациях: для лечения фобий, дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание), решения некоторых медицинские проблемы (энурез); широко используется в психиатрических заведениях. При бихевиориальной (поведенческой) терапии психолог не ставит задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто воздействует на девиантное (дезадаптационное, нежелательное, ошибочное) поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.
   Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научения и классический метод условных рефлексов, - методы, использующие положительное и отрицательное подкрепление. Пациента не лечат - его обучают правильному поведению с помощью обучающей программы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.