Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ финансового состояния предприятия по бухгалтерскому балансу

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Бухгалтерский  баланс  занимает  центральное  место  в  финансовой отчетности организации,  так  как он наиболее полно характеризует  ее финансовое состояние на дату составления  баланса. Данные бухгалтерского учета используются при этом не только менеджерами предприятия для планирования, анализа о  платёжеспособности, ликвидности  и  прибыльности  предприятия, об  изменении  структуры  источников  средств, об  изменении  или  приросте оборотного  капитала  т. д. и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но также и его инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, банками.
      Актуальность  темы дипломной работы состоит в  том, что бухгалтерский баланс является одним из основных инструментов управления современной организацией, содержащим наиболее синтезированную и обобщенную информацию о результатах ее деятельности. Бухгалтерский баланс позволяет осуществлять комплексную и детальную оценку различных финансово-экономических показателей, характеризующих финансовое положение организации, вести деятельность в соответствии с действующим законодательством, производить краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, принимать правильные управленческие решения.
      Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского баланса и проведение на его основе анализа основных финансовых показателей.
        Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:
    изучить понятие и структуру бухгалтерского баланса;
    рассмотреть классификацию бухгалтерских балансов;
    рассмотреть бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа;
    дать общую экономическую характеристику предприятия;
    рассмотреть организацию бухгалтерского учета на предприятии;
    рассмотреть процесс составления бухгалтерского баланса в организации;
    провести на основе бухгалтерского баланса предприятия анализ финансового состояния;
    выявить основные проблемы предприятия;
    разработать рекомендации по улучшению финансового состояния организации.
      Объектом  исследования является ООО «Конструктор».
      Предмет исследования – бухгалтерский баланс предприятия.
      Теоретическую основу дипломного исследования составили законодательные и нормативные документы, а также работы таких авторов, как Н. П. Кондраков, В. Д. Новодворский, Л. В.Пономарева, Г.В. Савицкая, Л.И. Кравченко, А.Д. Шеремет и др.
      В работах данных авторов рассматривались следующие понятия, используемые в дипломной работе: понятие бухгалтерского баланса и его классификация; методики проведения анализа финансового состояния на основе бухгалтерского баланса; совершенствование управления запасами и дебиторской задолженностью.
      В процессе проведения исследования были использованы следующие приемы и методы: изучение литературы, анализ, синтез, расчет экономических показателей, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ абсолютных и относительных показателей, сравнительный анализ, расчет финансовых коэффициентов, метод чтения бухгалтерской отчетности.
      Структурно  дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  БУХГАЛТРЕСКОГО БАЛАНСА  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и структура бухгалтерского баланса

 
      Как бухгалтерское понятие слово  «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV – началу XV в. Так , по свидетельству Рувера, слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам 1427 г. независимо от того, были эти отчеты на самом деле балансы в современном понимании этого термина или нет (23; с. 15).
      Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки  хозяйственных средств и их источников на определенную дату в денежной оценке.
      Бухгалтерский баланс (от латинского «bis» - два, «lans» - чаши) – это отражение состояния  имущества хозяйственного субъекта, с экономической и юридической  точки зрения, на определенную дату в стоимостном измерении. Основой  построения бухгалтерского баланса является двойственная группировка объектов бухгалтерского учета на хозяйственные средства и источники их образования  (24; с. 37).
      С экономической точки зрения имущество  представляет собой совокупность конкретных годных для обмена частей и отражается в активе бухгалтерского баланса. С юридической точки зрения, имущество представляет собой совокупность обязательств и отражается в пассиве бухгалтерского баланса.
      Сущность  бухгалтерского баланса проявляется  в его назначении.  С  одной  стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой  стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других  слагаемых метода  бухгалтерского   учета   двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.
      В   этой   двойственности    не    только    суть    закона    единства противоположностей, но и основа для оценки финансового  положения  фирмы.  С целью  большей  доступности  понимания  экономической   сущности   объектов, отражаемых в составе  отдельных  статей,  в балансе дана  их  группировка (29; с. 38).
      Потенциальные  инвесторы  и  кредиторы  изучают  и  оценивают  содержание  и  отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива  баланса, их взаимосвязь между собой.
      Бухгалтерский баланс является наиболее  информативной  формой,  которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения.
      Умение  читать баланс – это знание содержания каждой его статьи, способа  ее оценки,  роли  в  деятельности  предприятия,  связи  с   другими   статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
      Умение  чтения бухгалтерского баланса дает возможность:
    получить значительный объем информации о предприятии;
    определить  степень  обеспеченности  предприятия   собственными и оборотными средствами;
    установить, за счет каких статей изменилась  величина  оборотных средств;
    оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей  (38; с. 52).
      Бухгалтерский  баланс   является   реальным   средством   коммуникации, благодаря которому:
    руководители получают представление о месте своего предприятия в системе   аналогичных   предприятий,   правильности    выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик  эффективности использования ресурсов и  принятии  решений  самых  разнообразных вопросов по управлению предприятием;
    аудиторы получают подсказку для  выбора  правильного  решения  в процессе  аудирования,  планирования  своей  проверки,  выявления слабых мест в системе учета  и  зон  возможных  преднамеренных  и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;
    аналитики определяют направления финансового анализа.
      Основным  элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нём информации) считается балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчётного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлечённый капитал или обязательства).
      В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы - в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.
      По  строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел – актив  и пассив, итоги которых всегда равны между собой.
      В структуру и группировку баланса  периодически вносятся изменения, но балансовое равенство сохраняется в любом случае.
      В России это равенство выглядит так: актив = пассив.
      В западной практике активы уравниваются с собственным капиталом и  обязательствами, и равенство выглядит так: актив = обязательства + +собственный капитал
      В Российской  Концепции бухучета дается экономическая характеристика активов, обязательств и капитала.
      Активами  считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
      Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие ее хозяйственной деятельности, и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.
      Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за время деятельности организации.
      В МСФО дается следующее определение  этих элементов отчетности:
      Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем.
      Обязательства - текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду
      Капитал - это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.
      Актив признается в балансе, когда существует вероятность притока будущих  экономических выгод в организацию; он может быть надежно оценен и  имеет стоимость. Важно то, что  активы контролируются организацией, и не обязательно принадлежат ей на правах собственности (например, долгосрочно арендуемые основные средства) (23; с. 28).
      Главным критерием группировки данных в  балансе является участие средств  в обороте организации и выполняемые  ими функции.
      Активы  и обязательства представляются в зависимости от срока обращения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства, кредиторы  и другие) и долгосрочные (инвестиции, основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы).
      Важнейшей характеристикой обязательства  является то, что оно представляет собой задолженность. Погашение  обязательств, как правило, связано  с выплатой денежных средств, передачей  других активов, предоставлением услуг, заменой обязательств или переводом их в капитал. Это означает отказ от ресурсов, обеспечивающих получение будущей экономической выгоды. Обязательства, стоимость которых можно измерить лишь приблизительно, показываются как оценочные резервы.
      В активе бухгалтерского баланса содержатся статьи, в которых показываются определённые группы имущественных средств и прав на них, объединённые в зависимости от стадий кругооборота средств в разделах «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». При формировании структуры актива баланса статьи располагаются в порядке растущей ликвидности, то есть в зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.
      Пассив  отражает величину, лежащих на хозяйствующем  субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им. Такие обязательства возникают, прежде всего, перед собственниками как в силу первоначального их вклада при создании организации и последующих дополнительных взносов (уставный капитал), так и накопления средств за счёт оставления и распоряжении организации части полученной прибыли (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределённая прибыль). Эти обязательства находят отражение в разделе «Капитал и резервы». Другой вид обязательств – это обязательства перед третьими лицами (кредиторами, кредитными организациями и др.), которые находят отражение в зависимости от срока погашения в разделах «Краткосрочные обязательства» и «Долгосрочные обязательства». Статьи пассива располагаются в порядке возрастающей степени срочности возврата обязательств, или другими словами – востребования капитала  (23; с. 30).
      Действующим законодательством установлены  единые основополагающие принципы и  правила составления бухгалтерского баланса для всех хозяйствующих  субъектов. Принятая в настоящее  время структура бухгалтерского баланса (форма № 1) в значительной мере приближена к мировой практике.
      Применительно к МСФО формирование бухгалтерских  показателей осуществляется по принципу баланса-нетто, то есть, исключая из балансового  подсчёта суммы регулирующих величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке. Активы и пассивы показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) - на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). Оценка имущества и обязательств осуществляется организацией для отражения их в учёте и отчётности в денежном выражении в соответствии с правилами оценки отдельных объектов учёта и статей баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ). В балансе не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учёту.
      Для обеспечения сопоставимости данных баланса на начало и конец отчётного  года номенклатура статей вступительного (на начало года) баланса приводится в соответствие с номенклатурой статей, установленного для заключительного (на конец года) баланса  (24; с.43).
      Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей и  является как методом бухгалтерского учёта, так и одной из форм годовой и периодической отчётности. Структура бухгалтерского баланса представляет собой два ряда чисел – актив и пассив, которые содержат в себе статьи, показывающие определённые группы имущественных средств и прав на них (актив) и отражающих величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им (пассив).

1.2. Классификация бухгалтерских  балансов

 
      В бухгалтерском учёте существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления.
      Балансы классифицируются по:
    сроку составления;
    источнику составления;
    объёму информации;
    характеру деятельности;
    объекту отражения;
    способу очистки (23; с. 45).
      Классификация балансов по срокам составления представлена в таблице 1.1.
      Таблица 1.1
      Классификация балансов по срокам составления
Бухгалтерские балансы
Вступительные (организационные) Текущие Санируемые Ликвидационные Разделительные Объединительные
  Начальные (входящие) Промежуточные Заключительные (исходящие)
  Начальные Промежуточные
Заключительные
   
 
      Вступительные балансы -  составляют в момент организации предприятий. Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учёта данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставной капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесённого имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.
      Во  втором случае (создаваемое предприятие  организовано на базе ранее действовавшего), вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, но с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. Когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретённого на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы.
      Текущие балансы - в отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учётного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на:
    начальные и заключительные балансы – разрабатываются в начале и конце финансового года. Исходящие данные на конец отчётного периода (года) служат начальным (входным) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность, идентичность) преемственных данных обязательна;
    промежуточные балансы – составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчётного периода. В России промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев;
      Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых  отчётных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой – источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учёта, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса – основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов предприятия).
      Заключительные балансы – наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.
      Санируемые  балансы – необходимость в санируемом балансе возникает, когда предприятие находится на пороге банкротства (не в состоянии выплачивать долги) и необходимо определиться:
    принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путём объявления о банкротстве;
    или испытать последний шанс – убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.
      Для составления санируемого баланса  привлекаются независимые аудиторы, которые ещё до срока составления  заключительного баланса (до окончания  финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесённого убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчётных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы часто подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующего реальности.
      Ликвидационные  балансы - составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:
    на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
    в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные балансы;
    их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационный потребностей владельцев и кредиторов);
    на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).
      В соответствии с принципом непрерывности (действующего предприятия) при его  ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе  они отражаются не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.
      Разделительные  балансы – составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).
      Объединительные балансы – разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.
      Рассмотренные характеристики относятся к классификации  бухгалтерских балансов по времени  их составления. В таблице 1.2 приведена классификация балансов по пяти остальным признакам.
      Таблица 1.2
      Классификация бухгалтерских балансов
Признаки  классификации
Источник  составления Объём информации Характер деятельности Объект отражения Способ очистки
Инвентарные Книжные
Генеральные
Единичные Сводные (консолидируемые)
Основная Неосновная
Самостоятельные Отдельные
Баланс-брутто Баланс-нетто
 
      Классификация по источникам составления:
    инвентарные балансы – составляются только на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчётах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный, или организационный, баланс. Инвентарные ведомости разрабатывают в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса государственного (муниципального) предприятия, какими признаются уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное);
    книжный баланс – строится по данным текущего бухгалтерского учёта без предварительной проверки книжных записей путём инвентаризации;
    генеральный баланс – считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учётные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.
      По  объёму информации:
    единичные балансы – характеризуют деятельность только одного предприятия;
    сводные (консолидированные) балансы – различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.
      Во-первых, сводные балансы разрабатывают  министерства и ведомства, рассчитывая  агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путём простого суммирования одноимённых показателей  и исключения остатков по взаимным расчётам между предприятиями внутри отрасли.
      Во-вторых, сводные (консолидированные) балансы  составляет группа, представленная материнской  и её дочерними компаниями. Сводный  баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и  показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноимённых показателей, а осуществлением следующих корректировок:
    исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;
    исключением остатков по взаимным расчётам внутри группы;
    исключением дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.
      Консолидированный баланс группы имеет важные особенности:
    группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;
    собственная прибыль материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не их нераспределённую прибыль;
    баланс группы содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может «скрывать» убытки другой и прочное финансовое положение одной компании может «скрывать» потенциальную неплатёжеспособность другой;
    если группа состоит из компаний, работающих в разноплановых отраслях бизнеса, то сводная отчётность по данной группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.
      По  характеру деятельности – балансы подразделяются на:
    балансы основной деятельности - относится деятельность соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его уставе;
    балансы неосновной деятельности – относятся все прочие виды деятельности.
      В основном сейчас данному признаку классификации не уделяется должного внимания и все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности):
    самостоятельный баланс – имеют только хозяйствующие субъекты, наделённые правами юридического лица;
    отдельные  балансы – составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства).
      По  способу очистки:
    баланс-брутто – первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределённой прибылью;
    баланс-нетто – считался балансом с распределённой прибылью.
      Впоследствии  появился новый признак классификации:
    нереформированные балансы – применялись в нашей стране до девяностых годов прошлого века. На конец отчётного года показатель прибыли не распределялся и находился в заключительном и в начальном балансе следующего отчётного периода (до утверждения вышестоящей организацией);
    реформированные балансы – применяются в современной практике, когда выявленный в конце отчётного года финансовый результат присоединяется к нераспределённой прибыли (непокрытому убытку) заключительными оборотами последнего дня года.
      На  данный момент понятия баланса-брутто и баланса-нетто связывают с  регулирующими или уточняющими статьями баланса  (23; с. 46-48).
      Методология ведения учётных операций предполагает в соответствии с принципом стоимости отражение основных средств и нематериальных активов по неубывающей исторической (а для объектов основных средств, прошедших переоценку, - по восстановительной) стоимости. В тоже время Внеоборотные активы (материальные и нематериальные) переносят свою стоимость на произведённый продукт (расходы отчётного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает потребность в раздельном учёте показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределённой стоимости.
      В западном учёте собственник предприятия  в течение учётного периода может  изымать часть заработанного  капитала, а отдельных случаях  возвращать его своему предприятию.  В подобных ситуациях в западном бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчётного периода остаётся неизменённой, отражение уменьшения показывается в статье, характеризующей временное изъятие капитала.
      Исходя  из вышесказанного, балансовые статьи можно разделить на два типа:
    основные – отражающие неубывающие показатели оценки объектов бухгалтерского наблюдения;
    регулирующие – уточняющие величину оценки основных статей до их остаточного значения (остаточной стоимости).
      Регулирующие  статьи расширяют количество балансовых статей и увеличивают объём информации, содержащейся в балансе.
      Регулирующие  статьи баланса бывают двух типов:
    прямые регулирующие статьи – можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточнённая оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.
    контрарные регулирующие статьи – указывают на уменьшение величины основной статьи. Приведённые примеры регулирования (уточнения оценки) статей относятся к контрарным регулирующим статьям. Контрарные регулирующие статьи (амортизация основных средств или нематериальных активов), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределённую стоимость) основных средств и нематериальных активов, называются контрарными статьями, потому что они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли), относятся к контрпассивным статьям.
      Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей – балансом-нетто  (38; с. 78).
      До 1992 года в российской практике основная форма финансовой отчётности – бухгалтерский  баланс – строилась по принципу баланс-брутто. Контрарные регулирующие статьи располагались на стороне баланса, противоположной основной статье, уточнение которой осуществляли контрарные статьи (контрактивные – в пассиве баланса, контрпассивные – в его активе), и включались в валюту баланса. Баланс-нетто, исключающий регулирующие статьи и не включающий их в валюту баланса, составлялся для целей анализа финансового положения предприятия. Он указывал на реальную величину имущества предприятия, оценённую по остаточной стоимости.
      С 1992 года бухгалтерский баланс переориентирован на баланс-нетто, в котором отражались как основные, так и регулирующие статьи. Они показывались справочно, располагаясь на одной и той же стороне баланса (по местонахождению основной статьи) и на валюту баланса не влияли. В валюту включались очищенные показатели, рассчитанные по остаточной величине.
      С 1996 года в российской практике действует  форма баланса-нетто, исключающая  наличие как основных, так и  контрарных статей. Объекты в современном  российском балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто-оценке) (23; с. 50).
      Таким образом, бухгалтерский баланс может быть классифицирован по следующим признакам: сроку составления; источнику составления; объёму информации; характеру деятельности; объекту отражения; способу очистки.

1.3.  Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа.

 
      Собственники  анализируют финансовые отчеты для  повышения доходности капитала, обеспечения  стабильности положения фирмы. Кредиторы  и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
      Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации и финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия.
      Субъектами  анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей  относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственника и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учете в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
      Вторая  группа пользователей бухгалтерской  отчетности – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и  не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
      В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую  отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.
      Основным  источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия. Не зря поэтому среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте. Для понимания содержащейся в нем информации важно иметь представление не только о структуре бухгалтерского баланса, но и знать основные логические и специфические взаимосвязи между отдельными показателями.
      Не  менее существенное значение в понимании  содержания бухгалтерского баланса  имеет последовательность его чтения, а также непременное знание отдельных ограничений, присущих только бухгалтерскому балансу.
      Современное содержание актива и пассива ориентировано  на предоставление информации ее пользователям, прежде всего внешним пользователям. Отсюда высокая степень аналитичности статей, раскрывающих состояние дебиторской и кредиторской задолженности, формирование собственного капитала и отдельных видов резервов, образованных за счет текущих издержек или прибыли предприятия.
      Внутренние  взаимосвязи, свойственные балансу, имеют  место независимо от степени удовлетворения в информации пользователей и  сводятся к следующему:
      1. Сумма всех разделов актива  баланса должна обязательно быть  равна сумме итогов всех разделов  пассива, что связано с сущностью самого баланса.
      2. Размер собственного капитала (четвертый  раздел пассива) превышает величину  внеоборотных активов (первый  раздел актива). Такой вывод не  требует доказательств, поскольку  принято считать, что основная  деятельность субъекта невозможна без наличия оборотных активов. Поэтому состав собственного капитала всегда предполагает формирование движимого и недвижимого имущества. Весь вопрос лишь в том, что отраслевые особенности оказывают различное влияние на соотношение указанных частей имущества.
      Разница, исчисленная по указанной методике, представляет собой наличие собственных  оборотных средств. Сумма этих средств  и долговременных заемных источников формирования запасов и затрат представляет собой итог капитала и резервов (четвертый раздел пассива баланса), а также долгосрочных кредитов и заемных средств (пятый раздел пассива баланса) за вычетом внеоборотных активов (первый раздел актива баланса).
      Наконец, общая величина основных источников формирования запасов и затрат равна  значению предыдущего показателя, увеличенного на сумму краткосрочных кредитов и заемных средств без просроченных ссуд (шестой раздел пассива баланса).
      Исчисленные таким путем трем показателям  наличия источников формирования запасов  и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов (равенство, излишек “+”, недостаток “-”). С помощью этих показателей становится возможным классифицировать финансовые ситуации организации по степени их устойчивости: абсолютной, нормальной, неустойчивой и кризисной.
      3. Исходя из предположения, что оборотные активы в основном приобретаются за счет собственных источников, их величина (второй и третий разделы актива баланса), при нормальных условиях функционирования организации, должна быть больше суммы заемных средств (шестой раздел пассива баланса).
      4. Строение баланса раскрывает  высокую степень аналитичности.  Это позволяет установить взаимосвязь  между отдельными его статьями  по активу и пассиву, а следовательно,  и источники покрытия отдельных  видов имущества. Например, источниками покрытия долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений являются средства различных фондов специального назначения и оценочных резервов.
      Для оценки реальных аналитических возможностей необходимо знать ограничения информации представленной в балансе:
      баланс  – это свод моментных данных на начало и конец отчетного периода, то есть в нем фиксируются сложившиеся  к моменту его составления  итоги хозяйственных операций;
      отвечает  на вопрос: “Что представляет собой  предприятие на данный момент?”, но не отвечает на вопрос: “В результате чего сложилось такое положение?”;
      заложенный  в нем принцип использования  исторических цен приобретения оборотных  активов существенно искажает реальную оценку имущества в целом.
      Самый общий обзор содержания бухгалтерского баланса, при определенных его ограничениях, предоставляет большую информацию ее пользователям и определяет основные направления анализа для реальной оценки финансового состояния:
      1. Анализ финансового состояния  на краткосрочную перспективу  заключается в расчете показателей оценки удовлетворенности структуры баланса (коэффициент ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты платежеспособности)).
      При характеристике платежеспособности следует  обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы.
      2. Анализ финансового состояния  на долгосрочную перспективу исследует структуру источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов.
      3. Анализ деловой активности организации,  критериями которой являются:
      - широта рынков сбыта продукции,  включая наличие поставок на  экспорт; 
      - репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности  клиентов: пользующихся услугами  организации; 
      - степень выполнения плана, обеспечение  задач и темпов их роста; 
      - уровень эффективности использования  ресурсов организации.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БАЛАНСА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «КОНСТРУКТОР»

2.1. Общая характеристика  предприятия

 
      Общество  с ограниченной ответственностью «Конструктор» основано в 2003 году.  Общество является коммерческой организацией и действует в целях получения прибыли.
      Основными направлениями деятельности предприятия  согласно Уставу являются:
    Производство стеклопакетов и алюминиевых конструкций;
    Ремонтно-строительные работы;
    Монтажные и отделочные работы;
    Изготовление жестяных изделий;
    Транспортные услуги;
    Торгово-закупочная деятельность;
    Оптовая и розничная торговля;
    Посреднические услуги;
    Внешнеэкономическая деятельность;
    Иные виды деятельности, не запрещенные законом РФ.
      Основным  видом деятельности является деятельность по производству и реализации пластиковых окон.
      Высшим  органом Общества является Общее  собрание участников. Руководство текущей  деятельностью Общества осуществляет Директор, в подчинении которого находятся службы и отделы.
      Проведем  анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Конструктор» за 2007-2009 годы (табл. 2.1).  
 

      Таблица 2.1
      Анализ основных экономических показателей за 2007 – 2009 гг.
Наименование  показателя 2007 2008 2009 2008 к 2007 2009 к 2008
руб. % руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 8332 10038 11138 1706 120 1100 111
2. Численность работающих, чел. 20 23 25 3 115 2 109
3. В т. ч. Численность рабочих,  чел. 12 15 16 3 125 1 107
4. Выработка (выручка) на 1 работающего,  тыс. руб. 417 436 446 19 105 10 102
5. Выработка (выручка) на 1 рабочего,  тыс. руб. 694 669 696 -25 96 27 104
6. Фонд оплаты труда работающих,  тыс. руб. 1560 2263 2670 703 145 407 118
7. В т. ч. Фонд оплаты труда  рабочих,  тыс. руб. 979 1368 1498 389 140 130 109
8. Среднегодовая заработная плата 1 работающего,  тыс. руб. 7 8,2 8,9 2 126 1 109
9. Среднегодовая заработная плата 1 рабочего,  тыс. руб. 6,8 7,6 7,8 1 112 0 103
10. Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг,  тыс. руб. 4753 5727 6477 974 120 750 113
11 . Валовая прибыль, тыс. руб. 3578 4311 4662 733 120 351 108
12. Коммерческие расходы,  тыс. руб. 1212 1259 1451 47 104 192 115
13 . Управленческие расходы,  тыс. руб. 1706 1701 1783 -5 100 82 105
14. Прибыль от продаж,  тыс. руб. 660 1351 1427 691 205 77 106
15. Прочие операционные доходы,  тыс. руб. 312 425 402 113 136 -23 95
 
 
      Продолжение таблицы 2.1
1 2 3 4 5 6 7 8
16. Прочие операционные расходы,  тыс. руб. 224 473 456 249 211 -17 96
17. Прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс. руб. 748 1303 1373 555 174 70 105
18. Чистая прибыль (убыток),  тыс.  руб. 603 990 1043 387 164 53 105
19. Затраты на 1 р. выручки от продаж, коп 92 87 86 5 100 1 102
20. Рентабельность продукции, % 9 16 15 10 7 -1 -
 
      Динамика  основных показателей деятельности предприятия представлена на рис.1.
      
      Рис. 1.  Динамика основных экономических показателей ООО «Конструктор» в 2007-2009 гг. 

      Как показывают данные таблицы 2.1 и рис. 1 выручка от реализации продукции и оказания услуг в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 1100 тыс. руб. или на 11%, в целом за три года выручка выросла на 2806 тыс. руб. или на 34%.
      Себестоимость продукции и оказания услуг в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 750 тыс. руб., а за три года на 1724 тыс. руб. Обращает на себя внимание факт, что темп роста выручки от реализации продукции и оказания услуг в анализируемом периоде с 2007 по 2009 гг. ниже темпа роста затрат.  Рост себестоимости в 2009 году обусловлен ростом ФОТ на 18%: в 2009 году было принято 2 работника, среднегодовая заработная плата увеличилась на 9%. Одновременно наблюдаются высокие темпы роста прибыли от продаж. Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. прибыль от продаж выросла на 6%, а за три года более чем в 2 раза.
      Затраты на рубль продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличились на 1 копейку и составили 58 копеек.
      Рост  прибыли, снижение затрат на производство и  реализацию обусловили рост рентабельности продукции. Так в 2009 г. по сравнению с 2008 г. рентабельность продукции снизилась на 2 процентных пункта до уровня 22%. В целом за три года рентабельность продукции выросла на 8 процентных пункта.
      Среднесписочная численность персонала в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 2 человека или на 9%, в целом за три года среднесписочная численность работающих увеличилась на 5 человек. Среднесписочная численность рабочих в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 1 человека, а за период с 2007 по 2009 гг. на 4 человека и составила 16 человек.
      Выработка на 1 работающего или производительность труда в 2009 г. составила 446 тыс. руб., т.е. она выросла на 10 тыс. руб. по абсолютной величине или на 2%. За период с 2007 по 2009 гг. выработка на 1 работающего увеличилась на 29 тыс. руб. Выработка на 1 рабочего в 2009 г. составила 696 тыс. руб., по сравнению с 2008 годом она увеличилась на 27 тыс. руб.
      Фонд  оплаты труда персонала в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 407 тыс. руб., а в целом за три года на 477 тыс. руб. Одновременно выросла и среднегодовая заработная плата работающих. Так в 2009 г. она составила 107 тыс. руб., что на 8 тыс. руб. больше, чем в 2008 г. Темп роста среднемесячной заработной платы в 2009 г. и за три года составил 137%.
        Таким образом, ООО «Конструктор» работает на омском рынке пластиковых окон более пяти лет. Основной вид деятельности – производство, реализации, установка и монтаж окон. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли за счет реализации пластиковых окон. Анализ основных экономических показателей выявил повышение эффективности деятельности предприятия в 2009 году. 

2.2. Организация бухгалтерского  учета в ООО «Конструктор»

 
      Во  исполнении Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 ответственность за организацию бухгалтерского учета  на предприятии ООО «Конструктор» несет директор.
      Имущество предприятия составляют основные фонды  и оборотные средства, а также  другие ценности, стоимость которых  отображается в балансе предприятия. Имущество предприятия, включая  взносы учредителей, произведенную  продукцию, полученный доход являются исключительной собственностью учредителей, которые имеют право распоряжаться им самостоятельно, продавать или передавать третьим лицам.
      Источниками формирования имущества предприятия  являются:
    денежные и имущественные взносы учредителей;
    доходы, полученные от хозяйственной деятельности, реализации продукции и услуг;
    кредиты банков и других кредитных организаций;
    другие источники, не запрещенные действующим законодательством.
      Бухгалтерский учет на предприятии ООО «Конструктор» ведется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. В обязанности бухгалтерской службы предприятия входит:
    ведение    бухгалтерского   учёта    в    соответствии    с    требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативных актов;
    осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объёмам ассигнований;
    контроль за правильным и экономным расходованием средств;
    начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам;
    составление     и     предоставление    в   установленном     порядке в предусмотренные сроки бухгалтерской отчётности;
    хранение документов в соответствии с правилами документооборота;
    ведение учёта доходов и расходов предприятия.
      Бухгалтерия ООО «Конструктор» состоит из  главного бухгалтера и четырех бухгалтеров.
      В ООО «Конструктор» разработано «Положение о бухгалтерской службе», в котором закреплены функции, обязанности, права и ответственность работников бухгалтерии. Структура бухгалтерии представлена на рис. 2.
   
      Рис. 2. Структура бухгалтерии ООО «Конструктор» 

      Главный бухгалтер несет ответственность  за формирование учетной политики, обеспечивает контроль и отражение  на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций. Главный бухгалтер совместно с генеральным директором подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договора.
      Главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.
      Кроме того, главный бухгалтер выполняет  следующие функции:
    контроль за движением денежных средств;
    расчет финансовых результатов от основной деятельности, сальдо прочих доходов и расходов и отражение их в бухгалтерских документах;
    закрытие счетов 20, 23, 25, 26, 44, 90, 91, 99;
    контроль за списанием расходов будущих периодов;
    регистрация и ведения учета ценных бумаг (векселя), контроль за своевременностью уплаты, в том числе кредитов и процентов по ним;
    формирование главной книги и подготовка бухгалтерской отчетности.
      В обязанности заместителя главного бухгалтера входит:
    учет аналитический и синтетический по счетам 60,71,68/2,19,19/1,07,08,10,91;
    составление отчетов по НДС;
    обеспечение сохранности бухгалтерских документов в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета.
      В обязанности бухгалтера по производству входит:
    учет  поступления сырья и материалов;
    учет  производства готовой продукции (фактическая себестоимость по видам продукции произведенной и реализованной);
    учет  готовой продукции на хранении;
    учет аналитический и синтетический с поставщиками;
    статистическая  отчетность по движению готовой продукции;
    ведение  счетов 43,43-1,10-4,10-1,10-2,60-1,25,20.
      В обязанности бухгалтера по реализации входит:
    выписка счетов-фактур на реализацию продукции;
    синтетический и аналитический учет с покупателями продукции;
    учет расчетов с поставщиками;
    ведение счетов 90-10,62,60-2;
    ведение книги продаж.
      В обязанности бухгалтера по заработной плате входит:
    учет начисления и удержаний по заработной плате с персоналом предприятия
    ведение  налоговых карточек по налогу на доходы физических лиц:
    ведение карточек по социальному налогу;
    отчетность по социальному налогу;
    выписка справок по заработной плате;
    учет по дивидендам;
    ведение счетов 70,70-1,73,76,96,98,69-1,69-2,69-3.
      Ответственность за соблюдение за своевременное и  правильное оформление документов, передачу их для обработки и отражения  на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах, за достоверность содержащихся в документах данных несут, лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями  графика   документооборота   на   предприятии ООО «Конструктор» осуществляет главный бухгалтер.
      По  итогам хозяйственной деятельности за отчётный квартал бухгалтером  представляются в налоговые органы до 20 числа следующего месяца  индивидуальные сведения о страховом стаже и  начисленных страховых взносах  на обязательное страхование; за отчетный год до 30 марта подаются сведения о доходах физических лиц, декларации по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
      Предприятие исчисляет и уплачивает со своего расчетного счета суммы следующих налогов и сборов, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности организации и с сумм, начисленных в пользу работников:
    налог на добавленную стоимость;
    единый социальный налог;
    налог на доходы физических лиц;
    налог на имущество;
    налог на прибыль.
      Порядок организации бухгалтерского учета  ООО «Конструктор» отражен в учетной политике предприятия.
      Согласно  учетной политики на предприятии  ООО «Конструктор» выбрана журнально-ордерная форма учета с применением средств вычислительной техники (программа 1C: «Бухгалтерия»). Бухгалтерская информация хранится на машинных и бумажных носителях.
      В учетной политике в целях бухгалтерского учета установлены следующие  положения методологии учета:
    основные     средства    принимаются    к   бухгалтерскому   учету    по первоначальной стоимости;
    первоначальная   стоимость   основных   средств   может   меняться   при переоценке (дооценке, уценке), периодически проводимой в соответствии с установленным   порядком;   достройке,   дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации;
    амортизация   объектов     основных   средств производится   линейным способом. Начисление амортизации производится в течение всего срока полезного использования;
    амортизация нематериальных активов производится линейным способом исходя из срока полезного использования объекта;
    материально-производственные   запасы   отражаются    по    фактической себестоимости, при их выбытии оцениваются по средней себестоимости единицы;
    готовая продукция списывается по фактической производственной себестоимости с использованием счета 43 «Готовая продукция». Остатки отгруженной, но нереализованной продукции оценивается по фактической себестоимости.
      Внутренний  контроль за ведением бухгалтерского учета и отчетности осуществляется силами бухгалтерии ООО «Конструктор».
      Ответственность за ведение учета несет главный  бухгалтер.
      На  предприятии ООО «Конструктор» организация контроля за совершением хозяйственных операций со стороны бухгалтерии осуществляется в несколько этапов:
    предварительный контроль осуществляется до совершения хозяйственной операции путем предварительной проверки договоров, товарных и денежных документов. Этот контроль осуществляется через право подписи руководителя предприятия, главным бухгалтером.
    текущий оперативный контроль осуществляется в ходе совершения операции работниками, ответственными за их совершение и работниками бухгалтерии.
    последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственной  операции   путем   анализа  хозяйственной   деятельности, документальных ревизий и проверок.
      Органами  внешнего контроля за деятельностью  ООО «Конструктор» является ИФНС по Центральному административному округу г. Омска, органы статистики, Фонд социального страхования, пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования. Отдела внутреннего контроля на предприятии нет.
      В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности ООО «Конструктор» проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств согласно порядку и срокам проведения, устанавливаемых генеральным директором.
      Таким образом, организация бухгалтерского учета в ООО «Конструктор» соответствует  действующему российскому законодательству.

2.3. Порядок составления  бухгалтерской отчетности

 
      Бухгалтерская отчетность предприятия за отчетный период составляется бухгалтерской службой. В течение отчетного года организация поквартально, нарастающим итогом, представляет промежуточную отчетность в виде бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.
      Годовая отчетность в составе:
    бухгалтерский баланс (форма № 1);
    отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
    отчет об изменениях капитала (форма № 3);
    отчет о движении денежных средств (форма № 4);
    приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
    пояснительная записка, которая предоставляется в течение 90 дней по окончании года в органы государственной налоговой инспекции и органы государственной статистической отчетности.
      На  предприятии стандартный вариант  формирования отчетности. Рассмотрим порядок формирования бухгалтерского баланса ООО «Конструктор».
      Данные  по соответствующим строкам Баланса  отражаются исходя из оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги на конец отчетного периода.
      Раздел 1 «Внеоборотные активы»
      По  строке 110 «Нематериальные активы» отражается остаточная стоимость, принадлежащих организации нематериальные активы, которые соответствуют ПБУ  14/2000 «Учет нематериальных активов». В ООО «Конструктор» к нематериальным активам относятся: исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (компьютерные программы, товарные знаки) и деловая репутация организации. В связи с этим по строке 110 указывается дебетовое сальдо 04, т.к. в организации амортизация по всем нематериальным активам начисляется путем уменьшения их стоимости.
      По  строке 120 «Основные средства» отражается остаточная стоимость основных средств  действующих, находящихся на реконструкции, модернизации, восстановлении, и т.д., согласно ПБУ 6/01. Показатель этой строки формируется путем вычитания Д01 – К02.
      По  строке 130 «Незавершенное строительство»  показывается сумма капвложений, которая  равна сумме Дебетового сальдо счетов 07 + 08/субсчет «Расчеты по капстроительству» + 60 + -  сумма отклонений от сметной  стоимости строящихся объектов, отраженных на счете 16.
      Строка 140 на предприятии не заполняется, т.к. у предприятия нет долгосрочных финансовых вложений.
      По  строке 140 отражается сумма всех долгосрочных финансовых вложений организации.
      Показатель  строки 140 рассчитывается исходя из данных аналитического учета к счету 58 с учетом информации по счету 59. (58 – 59).
      Итого по разделу 1 – строка 190.
      Раздел 2 «Оборотные активы»
      По  строке 210 «Запасы» показываются данные по стоимости принадлежащих организации  МПЗ, о затратах в незавершенном  производстве и расходах будущих  периодов (Согласно ПБУ 5/01).
      По  строке «Сырье, материалы и др. аналогичные ценности» баланса показывается сумма, равная дебетовому сальдо счета 10, т.к. учет МПЗ в организации ведется по фактической себестоимости.
      По  строке «Затраты в незавершенном  производстве» отражаются остатки  по счетам 20, 21, 23, 29, 44, 46, т.е. отражается стоимость продукции не прошедшей всех стадий обработки и стоимость незавершенных работ.
      По  строке «Готовая продукция и товары для перепродажи» определяется стоимость  путем сложения сальдо счетов  41 «Товары» и 43 «Готовая продукция» и остатков (+ или ) по субсчетам счета 16, по которым отражены отклонения стоимости товаров для перепродажи и готовой продукции.
      По  строке 220 «НДС» отражается сумма  НДС, указанная поставщиками в счетах-фактурах и товаросопроводительных документах по полученным и неоплаченным на 31 декабря 2008 г. ТМЦ (работам, услугам), которые облагаются НДС, т.е. сальдо счета 19.
      Про строке 240 показывается общая сумма  краткосрочной дебиторской задолженности (строка 230 не заполняется, т.к. у предприятия  нет долгосрочной кредиторской задолженности).
      По  строке 250 «Краткосрочные фин.вложения» отражаются инвестиции в ценные бумаги других организаций. Здесь отражаются разница между сальдо счетов 58 - 59 и 55/ «Депозитные счета».
      По  строке 260 «Денежные средства» указываются остатки по счетам 50,51,52,55.
      Строка 290 -  «Итого по разделу 2».
      Раздел  3. «Капитал и резервы».
      По  строке 410 «Уставный капитал» показывается величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами – кредитовое с-до сч.80.
      По  строке 420 – кредитовое сальдо сч.83 «Добавочный капитал»
      По  строке 430 – сальдо сч.82 «Резервный капитал»
      По  строке 470 указывается размер чистой нераспределенной прибыли (непокрытого  убытка) по состоянию на 31.12.2008 г. – т.е. сумма де6етового (кредитового) сальдо счетов 84 и 99.
      По  строке 490 указывается итог раздела 3.
      Раздел 4 «Долгосрочные обязательства»
      По  стр. 510 «Займы и кредиты» отражается кредитовое сальдо субсчетов счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и  займам», на которых отражена задолженность по долгосрочным кредитам и проценты по ним.
      По  строке 590 указывается итог раздела 4.
      Раздел 5 «Краткосрочные обязательства»
      По  строке 610 отражается остаток заемных  средств, которые организация получила на срок менее года – т.е. кредитовое сальдо сч.66, на которых отражена задолженность по краткосрочным кредитам и проценты по ним.
      По  строке 623 «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма задолженности организации по ЕСН, а также обязательному пенсионному страхованию, страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – т.е. кредитовое сальдо счета 69.
      По  стр. 625 «Прочие кредиторы» показывается задолженность организации по расчетам,  данные о которых не вошли в  группу кредиторской задолженности.
      Строки 640 «Доходы будущих периодов»  и  650 «Резервы предстоящих расходов»  в балансе предприятия отсутствуют, т.к. предприятие убыточно.
      По  строке 700 отображен итог Баланса.
      По  строке 910 отражен остаток по забалансовому  счету 011 «Основные средства, сданные  в аренду».     
      Можно сделать вывод, что в целом  бухгалтерский учет и порядок  составления бухгалтерского баланса соответствует требованиям законодательных актов, стандартов бухгалтерского учета и отчетности, инструкция и положениям.  

2.4. Анализ финансового состояния на основе бухгалтерского баланса

 
      На  первом этапе анализа финансового  положения ООО «Конструктор» проведем оценку имущественного положения и структуры капитала при помощи горизонтального и вертикального анализа баланса. Для этого воспользуемся бухгалтерским балансом ООО «Конструктор» за 2008 г. и за 2009 г. (приложение 1)
                                                                                                 
 
 

        Таблица 2.2
      Анализ  актива баланса
Наименование статей баланса Абсолютные  величины в тыс. руб. Удельный  вес в % Изменения
2008 2009 2008. 2009 В удель-ных  весах В абсолютных величинах Темп  при-роста в % В % к валюте баланса (Вк-Вн)
1 2 3 4 5 6 7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.