На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование цены и ценовой эластичности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
Глава 1. Теоретические  аспекты цены и  ценовой эластичности 6
1.1. Анализ системы  ценообразования  на предприятии 6
1.2. Ценовая эластичность 10
2. Практический анализ  особенностей цены  и эластичности  спроса  на предприятии 17
2.1. Общая характеристика  предприятия 17
2.2. Анализ динамики  и структуры затрат  на производство  продукции 18
2.3. Факторный анализ  себестоимости продукции 20
2.4. Анализ эффективности  использования затрат 24
2.5. Влияние ценовой  эластичности 27
3. Разработка практических  рекомендаций 33
Заключение 38
Список  использованной литературы 40 

 

Введение 

     Особенно  актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и  всестороннее участие в регулировании  воспроизводственного процесса всех стоимостных  экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики  коммерческий успех любого предприятия  во многом зависит от правильно выбранной  стратегии и тактики ценообразования  на товары и услуги. Сложность ценообразования  состоит в том, что цена - категория  конъюнктурная. На ее уровень оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
     Вместе  с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается  недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие  ошибки: ценообразование чрезмерно  ориентировано на издержки; цены слабо  приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются  по различным вариантам товара и  сегментам рынка и другие. В  ряде случаев эти ошибки ведут  к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда  цены определялись директивно или только на основе издержек. Целью исследования является анализ процесса ценообразования  на предприятии.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов управления ценообразованием на предприятии;
- выявление зависимости ценообразования и финансов;
- характеристика основных методов ценообразования на продукцию предприятия;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Ювелир»;
- оценка издержек производства на основе применения операционного анализа;
- формирование конкурентоспособной рыночной цены изделия;
     Предметом исследования является процесс формирования цены на один из видов продукции ООО «Ювелир». Объектом – методы рыночного ценообразования на продукцию.
     Методическим  проблемам исчисления себестоимости  для решения управленческих задач  уделяется большое внимание в  отечественной и зарубежной литературе. Различные аспекты управления затратами, расходами, издержками, себестоимостью продукции рассмотрены в работах  отечественных авторов: В. И. Данилина, Н. П. Кондракова, В. Д. Новодворского, В. Л. Перламутрова, С. Н. Сайфиевой, А. Д. Шеремета и других, а также зарубежных ученых: К. Друри, Дж. Б. Кларка, А. Маршалла, К. Маркса, Дж. Фостера и других. Их работы повлияли на развитие теории и практики обоснованной системы учета и управления затратами, способствовали развитию и совершенствованию методологических и организационных вопросов для исчисления себестоимости предприятий в условиях рынка.
   Методы  исследования. Для решения поставленных нами задач применялись общенаучные методы теоретического уровня.
   Активно использовались теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы и синтез имеющихся знаний по изучаемой  проблеме; категоризация содержания обобщенных и осмысленных материалов; классификация полученных данных.      
   Практическая  реализация поставленных задач и  сбор эмпирических данных осуществлялся  посредством таких метода мыслительного  эксперимента. В исследовании использовался  вторичный анализ материалов и метод  статистического анализа.
   Среди методов анализа данных в работе были использованы: причинный анализ, факторный анализ,  табличный метод.
 

Глава 1. Теоретические  аспекты цены и ценовой эластичности

     1.1. Анализ системы  ценообразования на предприятии

 
     В настоящее время на предприятии  необходимо так организовать производство, чтобы фактически обеспечить приемлемый уровень себестоимости, как основного  показателя эффективности деятельности производственного предприятия; создать  экономически обоснованный подход по снижению ее расчетной величины для  обеспечения конкурентоспособности  выпускаемой продукции в условиях роста влияния конкурентной среды, на внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями, предлагающими  продукцию одной ассортиментной группы. 1
     Конкурентоспособность – сложное, многоплановое понятие, означающее соответствие продукции  рыночным ожиданиям, включающим в себя качественные, технические, экономические, эстетические, вкусовые характеристики, а также условия их реализации. Следовательно, конкурентоспособная продукция должна быть востребована рынком, так как такая продукция обладает преимуществом перед продукцией конкурентов по качественным, стоимостным, информационным, инновационным и другим характеристикам.
     В современных условиях в конкурентной борьбе побеждает то предприятие, у  которого будет выше качество или  ниже цена на выпускаемую продукцию  или услугу. Эти факторы являются самыми важными при управлении выпуском продукции перерабатывающими предпринимательскими структурами. Ключевым фактором для  повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции становится себестоимость, как основа для формирования отпускной цены, способной продавать товар на рынке.
     Использование полной себестоимости для целей  ценообразования может привести к тому, что сформированная таким  образом цена окажется неконкурентоспособной  по своей величине в сравнении  с ценами конкурентов, использующими  другие методы ценообразования, более  выгодные источники сырья и материалов для производства продукции, иные схемы  продвижения и сбыта.
     Будучи  активным участником рыночных отношений, предприятие  при ценовой конкуренции  может устанавливать цены на одном  уровне с ценами конкурентов или  ниже их уровня. Для обоснования  выбранного уровня цены, при отсутствии возможности влиять на другие факторы  производства, необходимо выбрать такую  структуру себестоимости продукции, которая позволит получить конкурентные преимущества.
     Эффективность работы предприятия зависит от степени  рыночной востребованности производимой продукции по сравнению с аналогами, предлагаемыми предприятиями - конкурентами.
     Конкурентоспособная себестоимость – это сумма  затрат на производство продукции, определяемая заданным уровнем объема реализации, величиной постоянных и переменных затрат на единицу конкретного вида выпускаемой продукции.
     Конкурентоспособная себестоимость продукции определяется под углом зрения тех преимуществ, которые имеет продукция отечественных  компаний перед зарубежными. 2
     Поэтому, по нашему мнению, понятие конкурентоспособная  себестоимость, в сочетании с  рыночной ценой, должны вести к появлению  преимущества при использовании  прочих равных условий хозяйствования. Так как в условиях конкуренции предприятия вынуждены постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию, улучшать ее качественные характеристики, изменять ассортимент, то на первый план выходит задача управления конкурентоспособной себестоимостью.
     Рассмотрение  себестоимости с точки зрения ее конкурентоспособности позволит:
     1) оценить позицию на рынке в  конкурентной среде и желаемый  уровень реализации выпускаемой  продукции с помощью предварительного  анализа, позволяющего выяснить  цену конкурентов, емкость рынка,  задать целевой ориентир на  цену, устанавливаемую рынком;
     2) диагностировать ожидаемый уровень  цен на новые виды продукции  до момента ее вывода на  рынок, на этапе их внедрения  в производство;
     3) определить целесообразность принятия  управленческих решений по снижению  или увеличению цены или объема  выпуска.
     4) эффективно управлять ассортиментной  политикой предприятия на основе  конкурентоспособной себестоимости  для целей ценообразования.
     Современные рыночные отношения диктуют правило: «Цена первична, поэтому себестоимость  должна быть существенно ниже цены, которая в свою очередь, должна соответствовать  ожиданиям потребителей, быть конкурентоспособной  и обеспечивать необходимый уровень  прибыли предприятиям». В конкурентной борьбе за свою нишу на рынке побеждает  тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу равнозначного  ассортимента.
     Многие  предприятия за годы реформ прекратили свое существование, многие были перепрофилированы, произошло раздробление крупных  предприятий на более мелкие. Отчасти это вызвано неэффективным управлением себестоимостью выпускаемой продукции, ценовой и ассортиментной политикой на предприятиях отрасли.3
     Исторически сложившаяся система управления себестоимостью на основе нормативного метода не работает в условиях нестабильных рыночных отношений, существующих в  настоящее время. Нормативный метод  управления себестоимостью неэффективен, поскольку рассчитанная себестоимость  продукции, учитывающая как постоянные, так и переменные затраты (полная себестоимость), не позволяет предпринимательским  структурам устанавливать рыночную цену.
     Конкурентоспособная себестоимость является ключевым фактором при формировании цены продукции  затратными методами.
     Анализ, проведенный на предприятиях всех отраслей показал, что предприятия, выпускающие  продукцию, не получают прибыли от основного  вида деятельности, т.е. работают с убытком. Основной причиной является превышение расчетной величины себестоимости  над получаемой прибылью.
     Основой (цензом) для принятия решений по целесообразности выпуска продукции, для формирования себестоимости, расчета  рыночной цены, управления ассортиментной политикой, предлагается сделать значение индивидуального ценового коэффициента, который рассчитывается по формуле: 

       (1) 

     Данный  показатель должен рассчитываться по каждому виду продукции, согласно производственной программе, ежемесячно, исходя из заданных объемов производства.4
     Для принятия решений по ассортиментной и ценовой политики, значение ценового коэффициента сравнивается с уровнем  рассчитанной точки безубыточности и запасом финансовой прочности  на весь выпуск, уровень которой  становится ключевой при принятии решений. 

         (2) 

                           (3)
     Точка безубыточности – это такая минимальная  величина дохода, при которой полностью  окупаются все издержки (прибыль  при этом равна нулю).
     Запас финансовой прочности - это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает, на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.
     Значение  запаса финансовой прочности становится критерием выбора управленческого  решения по повышению эффективности  производственной деятельности предприятий  российской экономики.5

1.2. Ценовая эластичность

 
     Важнейшей характеристикой спроса является его  эластичность. Она показывает интенсивность  влияния цен товаров на объем  их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень  изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении спрос можно характеризовать как:
     а) эластичный;
     б) неэластичный;
     в) единичной эластичности.
     Например, при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%, и на 5%.
     Если  величина спроса изменяется в большей  степени, чем цена (в нашем примере  на 15%), то спрос на данный товар является эластичным. Когда величина спроса и цена изменяются в одинаковой степени (на 10%), то такой спрос называется спросом единичной эластичности. Если величина спроса изменяется в  меньшей степени, чем цена (на 5%), то такой спрос является неэластичным.
     Поскольку спрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает неудобства при сравнении их величин. Поэтому  и принято выражать их изменения  в процентах.
     Эластичность  спроса по цене определяется отношением процентного изменения величин  спроса (объема спроса) к процентному  изменению цены. Она рассчитывается по следующей формуле:  

       

     где - эластичность спроса по цене;
     ?Qd– разность между исходной и конечной величиной спроса;
     ?Р – разность между исходной и конечной ценой.
     Полученное  в результате деления число называется коэффициентом эластичности. Если, например, увеличение цены на 100% приведет к сокращению объема продаж на 50%, то коэффициент эластичности будет  равен 0,5 (50% / 100%). Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на один процент. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен, если равен единице, то спрос единичной эластичности, если меньше единицы, то спрос неэластичен.
     Эластичный, единичный и неэластичный спрос  графически можно изобразить следующим  образом (рис. 1., 1.1, 1.2).  

     

     Рис. 1. Эластичный спрос (?Q>?P);
>1 [4,с 353]

     

     Рис. 1.1. Спрос единичной эластичности (?Q=?P);
=1 [4,с 353]
 


     Рис. 1.2. Неэластичный спрос (?Q>?P);
<1 [4,с 354]
 

     Вместе  с тем было замечено, что увеличение или уменьшение величины спроса и  цены на одну и ту же величину (в физических и денежных единицах соответственно) приводит к разному их изменению  в процентом соотношении. А поскольку эластичность спроса определяется как раз процентным изменением объема спроса и цены, то неизбежно возникают разночтения при определении ее действительной величины. Чтобы избежать неопределенности, экономисты стали использовать средние арифметические значения от исходных и конечных значений объема спроса и величины цены. Поэтому формула для определения эластичности спроса стала выглядеть следующим образом:  

       
 

     Пример. При цене 10 руб. за единицу товара величина спроса составляла 80 единиц. При повышении цены до 15 руб. величина спроса сократилась до 60 единиц. Эластичность спроса по цене в этом случае будет  равна:  

       

     Представим  теперь обратную ситуацию. При цене 15 руб. за единицу товара величина спроса составила 60 единиц. При понижении  цены до 10 руб. величина спроса увеличилась  до 80 единиц. Эластичность спроса по цене в этой ситуации составит:  

       

     Таким образом, в обоих случаях изменение  цены и величины спроса в абсолютных цифрах одно и то же (5 руб. и 20 единиц). Однако коэффициент эластичности в  первом случае составил 0,5, а во втором – 1,0, так как процентное изменение  цены и величины спроса неодинаково. Если же использовать средние арифметические величины, то эластичность спроса будет  равна:  

       

     Поскольку изменения величины спроса и цены разнонаправлены, то результат всегда будет иметь знак минус. Однако, как  правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.
     В случае абсолютной неэластичности кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси (ординат), а в случае абсолютно эластичного спроса она  будет параллельна оси абсцисс (рис. 1.3 и 1.4).
     

     Рис. 1.3. Абсолютно неэластичный спрос [5,с 42] 

     

     Рис. 1.4. Абсолютно эластичный спрос [5,с 43] 

     Ценовая эластичность спроса позволяет сделать  ряд практических выводов:
     1. Эластичность спроса оказывает  виляние на объем общей выручки  от продажи данного количества  товара. Не всегда увеличение  цены на товар означает рост  выручки от его продажи. Сокращение  спроса может быть настолько  значительным, что суммарная выручка  понизится, так как при эластичном  спросе цена товара и объем  его продажи изменяются в противоположных  направлениях. В ряде случаев  снижение цены может вызвать  такой рост спроса, что суммарная выручка увеличится.
     2. При неэластичности спроса общая  выручка продавца изменяется  в том же направлении, что  и цена реализуемого товара: при  увеличении цены она растет, а  при уменьшении - падает.
     3. Если спрос отличается единичной  эластичностью, то выручка остается  прежней. 
     4. Товар обладает тем большей  ценовой эластичностью, чем больше  заменителей он имеет (т.е. чем  менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов  на его потребление в бюджете  потребителя. 
     5. При неэластичности спроса продавец  не склонен снижать цены, так  как потери от такого снижения, как правило, не будут компенсированы  ростом величины спроса. Поэтому  неэластичный спрос выступает  фактором потенциального роста  цен. Зная это, производитель  всегда является потенциальным  сторонником неэластичного спроса  и пытается «перевести» эластичный  спрос в неэластичный спрос  путем искусственного ограничения  производства. Это позволяет ему  иметь стабильный спрос при  высокой цене.
     6. Высокоэластичный спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.
     7. Экономический прогресс состоит  наряду с другими факторами  и в том, что растет число  тех товаров, спрос на которые  характеризуется высокой эластичностью.  Чем выше доля высокоэластичных товаров в структуре совокупного продукта общества, тем свободнее и рациональнее выбор покупателя.
     В микроэкономике существует несколько  видов эластичности спроса: прямая эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
     Для более подробного изучения видов  эластичности спроса необходимо сначала  ознакомиться с факторами, влияющими  на эластичность спроса.
 

2. Практический анализ  особенностей цены и эластичности спроса на предприятии

               2.1. Общая характеристика  предприятия  

     Общество  с ограниченной ответственностью «Ювелир» учреждено на основании Решения учредителя 04 марта 2002 года.
     Предметом деятельности общества является:
     - розничная, комиссионная торговля  ювелирными и иными бытовыми  изделиями из драгоценных металлов  и драгоценных камней;
     - организация фирменных магазинов,  в т. ч. комиссионных, по реализации  ювелирной продукции;
     - осуществление самостоятельно или  совместно с другими юридическими  или физическими лицами ремонта  ювелирных изделий.
     Уставный  капитал общества сформирован за счет внесения в качестве взноса учредителем  стола стоимостью 10 тысяч рублей.
     ООО «Ювелир» осуществляет свою деятельность через  три магазина, расположенных в секциях торговых центров города Москвы. Основная деятельность – продажа ювелирных изделий физическим лицам.
     Для обеспечения нормальной деятельности в розничной торговле ювелирными изделиями организация постоянно  контролирует состав и сроки действия разрешительной документации:
     - Свидетельство о постановке на специальный учет с Картой постановки на специальный учет в Государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты;
     - Карточка регистрации ККМ;
     - паспорт версии;
     - Расчет на установление предприятию  лимита остатка кассы;
     - Свидетельство о проверке весов;
     - Договоры на оказание услуг  по аренде, охране, связи, рекламы,  тех.обслуживанию ККМ;
     - ассортимент реализуемой продукции.

     Миссия компании

     Продавать ювелирные украшения высочайшего  качества. 
Украшать жизнь людей и приобщать их к миру Прекрасного. 
Развивать Российское ювелирное искусство.

     Философия компании
     Компания  «Ювелир» видит свое призвание в том, чтобы приобщать Клиентов к Миру Прекрасного, удовлетворять их потребности и ожидания, производя качественную ювелирную продукцию.
     Ценности компании:
     Клиенты. Компания «Ювелир» уважает своих клиентов и партнеров и поддерживает долгосрочное сотрудничество, основанное на взаимном доверии.  Компания стремится развиваться сама и помогает развиваться и расти своим партнерам.
     Сотрудники. Компания «Ювелир» уважает своих сотрудников. Успех общего дела зависит от творческого вклада каждого сотрудника и слаженной работы всего коллектива.

2.2. Анализ динамики  и структуры затрат на производство  продукции

 
     Рассмотрим  структуру затрат за 2009-2010 гг. в целом по производству ООО «Ювелир». Затраты можно разбить на пять элементов и все они будут формировать полную себестоимость продукции: 
 
 

     Таблица 2.1
     Структура затрат ООО «Ювелир»
Наименование  статьи Сумма  затрат, в тыс. рублей Структура затрат, в %  
Темп  роста в % к предыдущему году
2009г. 2010г. 2009г. 2010г.
1 2 3 4 5 6
Материальные  затраты 25364 105989 39,59 73,67 в 4,18 раза
Амортизация основных 
средств
1709 1601 2,67 1,11 93,68
Оплата  труда 40371 43526 63,01 30,25 107,82
Отчисления  в соц. фонды 10093 10904 15,75 7,58 108,04
прочие  расходы 2024 5147 3,16 3,58 254,30
Переменные  затраты 29826 100566 46,55 69,9 в 3,37 раза
Постоянные  затраты 49735 66601 77,63 46,29 133,91
Итого  затрат 79561 167167 124,18 116,19 210,11
Полная  себестоимость 64069 143870 100 100 224,55
 
     Анализ  данных этой таблицы позволяет определить, что доля материальных затрат в 2010 году увеличилась в 4,18 раза. Главным образом это зависит от специфики деятельности предприятия. В 2010 году в составе ООО «Ювелир» начали продаваться несколько групп новых товаров, что требует дополнительных закупок. Так же объем произведенной продукции возрос в 2010 году по сравнению с 2009 году в два раза. Структура материальных затрат  в полной себестоимости в 2009 г. составила 39,59%, а в 2010 г. 73,67%. Возрастание материальных затрат в общей структуре говорит об увеличении их доли в себестоимости продукции. Влияние материальных затрат в 2010 г. в общем по производству занимают ключевое место, что означает является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь.
     Так же причиной возрастания материальных затрат является увеличение цен на сырье и материалы, используемых в производстве.
     Элемент «Амортизация основных средств» занимает небольшое место в структуре себестоимости. В 2009 2,67% и в 2010 г. 1,11%. Уменьшение амортизационных отчислений произошло за счет снижения стоимости основных производственных фондов.
     Затраты на оплату труда в 2010 г. по сравнению с 2009 возросли на 3155 тыс. руб. за счет увеличения уровня заработной платы. Удельный вес затрат на заработную плату в общей структуре затрат в 2010 г. снизилась по сравнению с 2009 г., так как возросло влияние материальных затрат.
     Вместе  с ростом заработной платы произошел  рост отчислений в социальные фонды. Этот показатель также являться резервом снижения себестоимости продукции.
     Отчисления  в социальные фонды начисляется  от заработной платы. Следовательно, с ростом заработной платы в 2010 году выросли и отчисления.  Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в 201- г.  в общей структуре себестоимости небольшой 7,58%, а в 2009 г - 15,75%,что значительно выше за счет преобладания в структуре себестоимости затрат на оплату труда.

2.3. Факторный анализ  себестоимости продукции

 
     Для проведения факторного анализа продукции  ООО «Ювелир» необходимо выделить факторы, влияние которых происходит на себестоимость и выделить несколько основных видов продукции. Данные представлены в таблице 2.2. 
 
 
 

Таблица 2.2
     Структура товарной продукции ООО «Ювелир»
 
Показатели
Кольца Серьги Цепи Итого
2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010
Объем выпущенной продукции, ед.  
17657
 
17900
 
-
 
24450
 
36541
 
38100
 
54198
 
80450
 
Удельный  вес, %
 
32,57
 
22,25
 
-
 
30,39
 
67,42
 
47,36
 
100
 
100
Себестоимость единицы продукции, руб.  
640
 
650
 
-
 
930
 
780
 
825
 
-
 
-
 
       Так как предприятие ООО «Ювелир» является организацией по продаже ювелирных изделий в основу себестоимости ее продукции, работ и услуг составляет стоимость производственных затрат.
       Проведем  факторный анализ себестоимости, расчет и результаты представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.  Исходные данные для проведения факторного анализа
Виды  продукции Объём выпуска, ед. Себестоимость единицы продукции, руб. Полная  себестоимость продукции,. руб.
базис 2009 г. факт  2010 г. базис 2009г. факт 2010г. базис 2009г. факт 2010г. откл.
кол-во уд.вес,% кол-во уд. вес, %
1 2 3 4 5 6 7 8 = 2x6 9 = 4x7 10 = 9 - 8
 
1. Кольца
17657 32,57 17900 22,25 640 650 11 300 480 11 635 000 334 520
2.  Серьги - - 24450 30,39 - 930 - 22 738 500 22 738 500
3 Цепи 36541 67,42 38100 47,36 780 825 28 501 980 31 432 500 2 930 520
Итого 54198 100 56000 100 - - 39 802 460 65 806 000 26 003 540
 
   Рассчитаем  изменение себестоимости за счет изменения объемов производства:
Таблица 2.4.  Расчет полной себестоимости  скорректированной: при фактическом  объеме товарной продукции, базисной структуре  товарной продукции  и базисной себестоимости  единицы продукции
Виды  продукции Выпуск товарной продукции фактический при базисной структуре, кг. (из табл. №4 итог гр.4 x гр. 3/100) Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр. 6 табл. №4)
Себестоимость скорректированная, руб.
1 2 3 4 = 2x3
 
1. Кольца
18 239,2 640 11 673 088
2.  Серьги - - -
3 Цепи 37 755,20 780 29 449 056
Итого - - 41 122 144
 
     41 122 144 - 39 802 460 = 1 319 684 руб.
     Изменение объема производства привело к увеличению себестоимости продукции на 1 319 684 руб. Данное изменение закономерно, так как объем производства возрос в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
     Далее рассчитаем изменение себестоимости  за счет изменения структуры продукции:
     Таблица 2.5.  Расчет полной себестоимости  скорректированной: при фактическом  объеме товарной продукции, фактической  структуре товарной продукции и  базисной себестоимости единицы  продукции
Виды  продукции Выпуск товарной продукции фактич. при факт.структуре, ед.( гр. 4 табл.№4) Себестоимость единицы продукции базисная, руб.(гр. 6 табл.№4) Себестоимость скорректированная, руб.
1 2 3 4 = 2x3
 
1. Кольца
17900 640 11 456 000
2.  Серьги 24450 - -
3 Цепи 38100 780 29 718 000
Итого - - 41 174 000
 
     41 174 000 - 41 122 144 = 51 856 руб.
     Себестоимость возросла за счет изменения структуры  на 51 856 руб. Изменение произошло за счет введения нового вида продукции.
     Фактическая себестоимость продукции в 2008 году (за счет изменения себестоимости  единицы продукции) равна 65 806 000 руб.
     65 806 000 - 41 174 000 = 24 632 000 руб.
     За  счет изменения себестоимости единицы  продукции общая себестоимость  возросла на 24 632 000 руб. Такое значительное изменение произошло за счет введения нового вида продукции, а соответственно и увеличения затрат на его производство.
       Сумма факторных оценок составила:
     1 319 684 + 51 856 + 24 632 000 = 26 003 540 руб.
     Это значит, что в целом себестоимость  продукции ООО «Ювелир» возросла на двадцать шесть миллионов рублей, что в большей степени связано с введением нового вида продукции.

2.4. Анализ эффективности  использования затрат

 
     Анализ  эффективности использования затрат  является аналитическим инструментом, который часто используется при  исследовании деятельности предприятия, с целью оказания помощи лицам, принимающим  решения, в проведении оценки и сравнении  затрат и эффективности альтернативных путей достижения целей. Анализ эффективности  использования затрат на ООО «Ювелир» объединяет два четко разграниченных процесса:
     а) анализ эффективности использования  материальных затрат;
     б) Анализ эффективности использования  основных производственных фондов.
     Самым важным является эффективность использования  материальных затрат, её и рассмотрим в первую очередь. Причиной повышения  себестоимости может являться неэффективное  использование материалов, их удорожание. О неэффективном использовании  материалов может говорить повышение  материалоемкости, которое вызывает дополнительный расход материалов. Рассчитаем эффективность использования материальных ресурсов, данные для которого представлены в таблице 2.6.
     Таблица 2.6
     Показатели  эффективности использования материальных ресурсов
    Наименование статьи 2009г 2010г Изменение
1. Материальные затраты, тыс. руб. 1 25364 105989 80625
а) в т.ч.сырье и материалы, руб 22360 101750 79390
2. Выпуск продукции, тыс. руб 2 94343 182090 87747
3. Материалоемкость продукции, руб 3=1:2 0,268849 0,582069 0,31322
а) в т.ч.сырье и материалы, руб 4=1а:2 0,237008 0,55879 0,321782
 
     Повышение материалоемкости на 313,22 руб. вызвало  дополнительный расход материалов на 25 253 362,5 тыс.руб. = (313,22*80625). Тем самым при сохранении прежнего уровня материалоемкости себестоимость продукции была бы ниже на эту величину. На изменение себестоимости  также оказывают влияние объем производства и уровень затрат определенного вида.
     Влияние объема производства на себестоимость  продукции:
     Сзм = (ЗМ1 – ЗМ0) *In  ,                                         (10)
     где  Сзм – себестоимость продукции зависящая от объема производства;
     ЗМ1 – материальные затраты за 2010г.;
     ЗМ0 – материальные затраты за 2009г.;
     In – индекс объема производства (ЗМ1/ЗМ0);
     Сзм =(105 989 – 25364) *4,179 = 336 931,875 тыс.руб;
     Влияние материальных затрат на себестоимость  продукции:
     Сn = ЗМ0 * In – ЗМ0 ,                                             (11)
     где, Сn – себестоимость продукции зависящая от уровня материальных затрат;
     ЗМ0 – материальные затраты за 2007г.;
     In – индекс объема производства;
     Сn = 25364*4,179 -  25364 = 80632,156;
     Увеличение  материальных затрат на 80625 тыс. руб, повысило себестоимость продукции на 80632,156 тыс. руб., а увеличение объема производства не повлияло на снижение себестоимости.
     Далее проведем анализ эффективности использования  основных производственных фондов. В  себестоимости находит выражение  состояние основных фондов через  показатель амортизации. На увеличение затрат влияет амортизациоемкость, т.е. амортизационные отчисления в паре с фондоотдачей.
     Проведем  анализ эффективности использования  основных производственных фондов, данные для которого представлены ниже:
     Таблица 2.7
       Анализ эффективности использования  основных производственных фондов
    Показатели
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.