На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия» 

Кафедра организации таможенного контроля 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине  «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»
на  тему «Применение системы управления рисками  при проведении таможенного контроля» 
 

              Выполнила: студентка 3-его курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа Т-082 Антуневич Л. А.
              Подпись_____________________ 

              Научный руководитель: Шишкина О.В.,
              кандидат  экономических наук, доцент
              Подпись_____________________ 
               
               
               

            Москва
                 2011
            ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ  МЕТОД ТАМОЖЕННОГО  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 5
      История внедрения системы управления рисками в деятельность таможенных органов 5
1.2. Элементы системы управления рисками 8
1.3. Цели, задачи и принципы СУР 11
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО  КОНТРОЛЯ 15
2.1. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 15
2.2. Управление рисками 20
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 23
3.1. Основные проблемы системы управления рисками и способы их решения 23
3.2. Пути совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОБЩАЯ СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ  ВВЕДЕНИЯ СУР 34 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Тема  данной работы «Применение системы  управления рисками  при проведении таможенного контроля». Актуальность темы не вызывает сомнений. Так как  одним из приоритетных направлений  деятельности таможенной службы является обеспечение  надлежащего  уровня  содействия для международного торгового  сообщества, но в  то же время и  обеспечение  соблюдения регулятивных требований, то именно система управления рисками является эффективным механизмом для достижения поставленных целей. Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всеми товарами, перемещаемыми через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Стоит отметить, что применение такого метода таможенного администрирование было введено относительно недавно, поэтому остро стоит вопрос о создании эффективных условий функционирования системы и непрерывного ее совершенствования.
       Для рассмотрения и раскрытия темы стоит  обратить внимание на такие вопросы, как история возникновения системы  управления рисками и внедрения  в таможенную сферу деятельности, элементы системы, ее принципы, цели и  задачи. Необходимо рассмотреть непосредственно  применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками, определить основные ее проблемы, пути их решения и совершенствования системы в целом.
       Объектом  направления исследования данной работы являются, исходя из темы, является система  управления рисками. Предметом исследования можно определить внедрение нового метода администрирования в систему  таможенного контроля, законодательная база, регулирующая  применение системы управления рисками,  особенности  функционирования данной системы, ее сильные и слабые стороны, значимость СУР в таможенной деятельности.
       При подготовке данной работы была использована информация  из учебной литературы, также из нормативно-правовых источников, имеющих непосредственное  отношение  к применению системы управления рисками при проведении таможенного  контроля. Также В работе были использованы данные, размещенные на Интернет-ресурсах Федеральной таможенной службы Российской Федерации и Таможенного Союза.
       При написании данной работы мною были поставлены следующие задачи: наиболее подробно раскрыть тему, найти наиболее интересную и значимую информацию о системе управления рисками и ее применении в процессе таможенного контроля. Таким образом, для раскрытия темы была определена логическая и рациональная  структура самой работы. Курсовая содержит три главы. Первая глава определяет основные аспекты системы управления рисками как нового метода таможенного администрирования, рассматривает историю ее возникновения, определяет основные элементы, цели, задачи и принципы. Вторая глава посвящена непосредственно применению системы управления рисками при проведении таможенного контроля, а в третьей главе определены основные проблемы функционирования системы, пути их решения и перспективы совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками. 
 
 
 

       ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ  МЕТОД ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 

      История внедрения системы  управления рисками  в деятельность таможенных органов
       Экономическое развитие Российской Федерации в  настоящее время невозможно без  активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных  инвестиций. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную  торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов  Киотской конвенции. Реализация конвенционных  начал, направленных на ускорение внешнеторгового  оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу  недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.
         В силу этого особая роль  по защите экономического суверенитета  государства, обеспечению его  экономической безопасности, по  формированию доходной части  федерального бюджета отводится  таможенной службе как наиболее  динамично развивающемуся органу  государственного управления внешнеэкономической  деятельностью, своевременно и  качественно обслуживающему ее  участников.
         Постоянная тенденция к увеличению  внешнеторгового оборота и вместе  с тем ограниченные возможности  содержания таможенной службы  требуют от таможенной службы  постоянного совершенствования,  заставляют искать оптимальные  формы и механизмы осуществления  своих функций.
       Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее  время выступает распространенная практически во всем мире система  управления рисками в таможенном контроле.
         В Австрии в 1995 г. впервые  в мире был создан стандарт  по управлению рисками в таможенной  службе. Многие страны прошли  данный этап, и их практический  опыт подтверждает эффективность  использования в деятельности  таможенных органов системы управления  рисками, которая значительно  ускорила движение грузов через  таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность  своих национальных экспортеров  и импортеров.
       Базовыми  международными нормами, определяющим принципы и основные направления  деятельности таможенных органов в  области управления рисками, являются стандартные правила Главы 6 "Таможенный контроль" и других глав Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции 26 июня 1999 года1.
       Рекомендации  к Главе 6 названной Конвенции  раскрывают содержание основных терминов, используемых в стандартных правилах указанного международного документа.2
       В Российской Федерации основные понятия  и принципы управления рисками в  сфере таможенного регулирования  нашли свое нормативное закрепление  во введенной в действие с 1 января 2004 года редакции Таможенного кодекса  Российской Федерации. В статье 358 "Принципы таможенного контроля" названного Кодекса определялись основные аспекты таможенного контроля в его обновленном значении, а также были установлены общие начала управления рисками.
       В соответствии с п. 1 ст. 358 Таможенного  кодекса Российской Федерации при  проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться лишь теми формами таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства России.
       Данный  принцип в полной мере соответствует  стандартному правилу 6.2 названной  Конвенции, согласно которому таможенные органы ограничиваются минимумом, необходимым  для соблюдения таможенного законодательства.
       Применение  системы управления рисками в  таможенной сфере связывался (пункт 2 статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации) с возможностью решения  таких задач, как предотвращение нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, характеризующихся:
    устойчивым характером;
    уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
    наличием угрозы конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
    наличием угрозы для других важных интересов государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
       Правовая  природа системы управления рисками  основывается на выявлении, а также  систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность  совершения правонарушения. Перечень таких признаков может быть чрезвычайно  широким. В него включаются любые  показатели, которые, по мнению таможенных органов, обычно свидетельствуют о  совершаемом правонарушении. Следует  заметить, что до принятия Таможенного  кодекса Российской Федерации 2003 г. одним из основных инструментов должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля была его интуиция и личный профессиональный опыт.
       В развитие правовых норм статьи 358 Таможенного  кодекса Российской Федерации в  ГТК России 26.09.2003 был издан приказ № 1069 "Об утверждении Концепции  системы управления рисками в  таможенной службе Российской Федерации". Названная Концепция содержит основные понятия, применяемые системой управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также, что  немаловажно, цель и предпосылки  ее разработки. Анализ данной Концепции  показывает, что ее положения соответствуют  положениям Конвенции Киото, идентичными  являются и используемые определения.
       На  сегодняшний день основы применения системы управления рисками определяются Таможенным кодексом Таможенного Союза. Глава 18 раздела «Таможенный контроль»  включает в себя основные понятия  и термины, цели применения системы  управления рисками, устанавливает  объекты анализа риска, а также  регламентирует деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. 

      Элементы  системы управления рисками
       Применение  системы управления рисками предполагает собой осуществление должностными лицами ряд последовательных операций, которые оговорены в Приказе  ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении  концепции системы управления рисками  в таможенной службе Российской Федерации».
       Основными элементами системы управления рисками являются:
       1) Сбор и обработка информации  о товарах и транспортных средствах,  перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации. 
       Данный  элемент предусматривает сбор и  обработку всей существующей информации из различных источников о товарах  и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:
    статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;
    о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
    поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;
    о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;
    о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
    о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
    о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
               - о расчетно-платежных отношениях  по совершаемым внешнеэкономическим  сделкам; 
    о транспортных логистических схемах.
       2) Выявление и анализ рисков.
       Основные  действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
    совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
    таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
    объектов анализа;
    критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
    индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
    оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.
       3) Разработка и реализация мер  по управлению рисками. 
       При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
    прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
    анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
       4) Обобщение результатов принятых  мер и подготовка предложений. 
       Функционирование  СУР невозможно без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку3.
      Цели, задачи и принципы СУР
       Как любая организованная система СУР  имеет свои определенные цели, задачи и принципы.
       Таможенные  органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной  перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного  контроля, применяемых к таким  товарам, транспортным средствам международной  перевозки, документам и лицам, а  также степени проведения таможенного  контроля.
       Стратегия и тактика применения системы  управления рисками определяется законодательством  государств - членов таможенного союза.
         Целями применения системы управления  рисками являются:
       1) обеспечение в пределах компетенции  таможенных органов мер по  защите национальной (государственной)  безопасности, жизни и здоровья  человека, охране окружающей среды; 
       2) сосредоточение внимания на областях  повышенного риска и обеспечение  более эффективного использования  имеющихся в распоряжении ресурсов;
       3) выявление, прогнозирование и  предотвращение нарушений таможенного  законодательства таможенного союза  и (или) законодательства государств - членов таможенного союза: 
       имеющих устойчивый характер;
       связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
       подрывающих конкурентоспособность товаров  таможенного союза;
       затрагивающих другие виды контроля, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы;
       4) ускорение проведения таможенных  операций при перемещении товаров  через таможенную границу.  4
       Стоит отметить, что таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о  применяемых мерах по минимизации  рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности  проведения таможенного контроля, в  порядке, установленном международным  договором государств - членов таможенного  союза.
       Для достижения перечисленных целей  перед системой управления рисками  ставится множество задач. На этапе  внедрения СУР в таможенное дело Приказом  ГТК России от 26.09. 2003 г. N 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» определялись такие направления  деятельности:
    создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
    разработка методик (программ) по выявлению рисков;
    определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
    выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
    оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
    определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
    разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
    разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
    контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
    оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
    накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля5.
       Нельзя  не отметить, что система управления рисками (СУР) основывается на следующих  базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
    принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
    принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;
    принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);
    принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
    принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
       Таким образом, основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов; увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства; оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Несомненно, применение данных принципов также позволит ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 

    2.1. Применение должностными  лицами таможенных  органов системы  управления рисками
         Применение должностными лицами  таможенных органов системы управления  рисками в процессе таможенного  контроля регламентирован рядом актов Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является – "Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками", а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.
       Основная  роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов  по минимизации рисков отводится  аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:
    область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
    индикаторы – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
    профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.6
       Механизмы минимизации рисков при осуществлении  таможенного контроля представляют:
    использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;
    применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;
    использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;
    использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).
       Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные  лица, в обязанности которых входит:
    контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения;
    контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;
    валютный контроль;
    контроль таможенной стоимости;
    контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечения уплаты таможенных платежей;
    контроль таможенного транзита;
    контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности;
    формирование таможенной статистики;
    правоохранительная деятельность7.
       Выявление рисков основано на практическом использовании  и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся базы данных электронных копий, межгосударственного и межведомственного информационного обмена, специализированные базы данных. Также используется информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности, учитываются обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети Интернет, а также иные источники8.
       Уполномоченные  должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов  и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска.
       В аналитической работе используются традиционные математико-статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС  России и РТУ по соответствующим  критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление  рисков и применение мер по их минимизации  с минимальным участием интуитивного человеческого фактора.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.