На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Обжалование в суд действий, нарушающих права и свободы граждан

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ПЛАН 

Введение.
Глава 1 Конституционное  право граждан  на обжалование в  суд действий, нарушающих их права и свободы.
1.1 Человек, его права и свободы – высшая ценность?
1.2 Гарантии судебной защиты нарушенных прав и свобод.
1.3 Право граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы.
Глава 2 Право граждан  на возмещение вреда, причиненного незаконными  действиями органов  государственной  власти или их должностными лицами.
2.1 Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного гражданам.
2.2 Особый порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами.
Заключение.
Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Вступление  России в 1996 году в Совет Европы - знаменательное событие во всей правовой и политической истории страны. Принцип «верховенства Права», обязательный для всех членов Совета Европы (ст. 3 Устава Совета Европы), в краткой и обобщенной форме выражают существо и смысл того, что принято называть стандартами современной цивилизации, в которой гарантируются, признаются  и соблюдаются права и свободы личности.
      Несомненно, более существенно то, что современные  европейские и общемировые стандарты  нашли свое отражение в Основном законе страны - Конституции РФ (1993), которой присуще качественно новое понимание смысла и ценности прав человека.
      Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства». Существенно новым можно отметить положение Конституции (п. 2 ст. 17) о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
   Однако  если отступиться от идеологии и  обратить внимание на реалии жизни, то нарушение прав человека, в том числе неотчуждаемых  и естественных, вполне обычное явление. Особенно опасными являются нарушения прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных структур, призванных соблюдать и защищать закрепленные в Конституции права личности.
   Установление  в Конституции РФ права граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы, на возмещение вреда, причиненного этими действиями и конкретизация их в законодательстве – безусловно положительный момент в данном направлении. Однако институт защиты граждан от властного произвола работает крайне слабо и малоэффективно. Что делать? Этот вопрос в России остается открытым. Наверное, необходимо сделать права и свободы человека и гражданина главной целью всех политических, экономических и социальных реформ. Только такой подход придаст моральный характер политическим программам, действиям российской государственной власти и законодательству. 
 

ГЛАВА 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН  НА ОБЖАЛОВАНИЕ В СУД ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ ИХ ПРАВА И СВОБОДЫ
      Человек, его права и свободы – высшая ценность?
      Права человека - явление идеологии, государства  и права. Импульс признания и  обеспечения прав человека исходит  прежде всего из этих сфер социальной жизни. Идеология как совокупность идей, теорий, взглядов, служащих закреплению или изменению существующих общественных отношений, выполняет свою социальную функцию, воздействуя на сознание людей, формируя их социологическое мировоззрение. Она дает членам общества своеобразный «компас», помогающий ориентироваться в окружающей действительности1
      Формирование  правового государства - одно из великих  достижений человеческой цивилизации, неразрывно связанных с появлением «первого поколения» прав человека - гражданских  и политических. Однако важным свойством развитого государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность реагировать на проблемы, возникающие в обществе. Новые процессы в сфере экономических, политических, нравственных отношений требуют поиска новых параметров взаимоотношений государства и индивида.   
      Статья 1 (ч. 1) Конституции РФ2 провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.  Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и гражданина  - обязанность государства».
      Высоко  оценивая значимость этих конституционных  записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека не стали высшей ценностью.  И это факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства и уважения прав человека  - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.
      Несмотря  на то, что Конституция РФ предусматривает  широкий спектр способов и механизмов защиты прав человека, многие из них  работают крайне слабо. Остановимся подробнее на судебной защите, т.к. она является важнейшей формой защиты прав и свобод человека и гражданина, необходимой и достаточно эффективной гарантией их реальности.
      Гарантии судебной защиты нарушенных прав и свобод
    Согласно  ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому  гарантируется судебная защита его прав и свобод. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего  -       рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
   Круг  дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед административным. Главное из них - самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
   Судебное  разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: гласности, открытости, состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.
   Настоящая конституционная норма носит  универсальный характер и является непосредственно действующей. Под  каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя.
   Право на обращение в суды Российской Федерации  за защитой своих прав и свобод имеют как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы.
   Часть 1 статьи 46 Конституции РФ полностью соответствует требованиям                     международных правовых актов и даже дополняет их. Так, в ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.)3.
      Право граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы
    В ч. 2 ст. 46 развиваются общие положения  о праве на судебную защиту, содержащиеся в ч. 1. Раскрытию ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит Закон РФ от 27 апреля 1995 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»4.
   Данный закон полнее гарантирует право на судебную защиту, чем два предыдущих по этой же проблеме: Законы 1987 г. и 1989 г. (ВВС СССР, 1987, № 26, ст. 388 и 1989, № 22, ст. 416). Законы 1987 г. и 1989 г. не предусматривали обжалования в суд решений и действий государственных органов, кроме органов государственного управления, а также обжалования решений и действий общественных объединений. Необходимо отметить, что этот закон, в отличие от прежних, допускает возможность жаловаться и на решения и действия должностных лиц и органов управления Вооруженных Сил.
     Также указанный закон нацелен прежде всего на повышение ответственности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, невнимательное отношение к нуждам населения, бюрократизм и волокиту.
   По  ряду вопросов, возникших у судов  при рассмотрении дел по применению положений названного Закона даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабри 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (БВС РФ, 1994, № 3, с. 4-7).
   Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде. Не могут рассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования. Например, исключение касается жалоб на решения и действия, связанные со спорами, возникающими из гражданских, жилищных, трудовых, семейных правоотношений. Они подлежат, в соответствии с требованиями ст. 1 ГПК РФ , рассмотрению по нормам законодательства о гражданском судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у которого возникли эти правоотношения, может в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
   В уголовном судопроизводстве также  есть нормы о порядке разрешения жалоб на решения и действия различных должностных лиц, которые рассматриваются в порядке, отличном от установленного упомянутым Законом от 27 апреля 1993 г. Такие правила содержатся в главе 16 УПК РФ и решают вопросы обжалования в суд ареста или продления срока содержания под стражей.  Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило (ст. 2), по которому каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
   К решениям и действиям, а также  бездействию, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные  и единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложены обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.
Очень важно, что закон не содержит заранее  очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд. Так, в суд может быть обжалован отказ в постановке на учет по улучшению жилищных условий, снятие с такого учета, отказ в государственной регистрации кооператива, и регистрации транспортных средств, в зачислении детей в дошкольное или школьное учреждение, в принятии в высшее учебное заведение, в выдаче документа о реабилитации как жертвы политических репрессий и т.д.
   Как уже отмечалось, предметом обжалования  по настоящему Закону являются решения  и действия указанных в нем органов и лиц. Под решением понимается, как правило, письменный официальный документ (например, постановление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выборного органа общественной организации, приказ, распоряжение, резолюция на заявлении, ответ на письмо и т.д.). Суду нужно проанализировать не только суть просьбы или ходатайства, но и доводы, мотивы, оценить обоснованность ссылок на те или иные нормы, поэтому письменная форма просто необходима.
   Гражданин вправе обжаловать как действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действия (принятия решений).
   Под органами государственной власти понимаются любые органы власти, образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в ее составе, другими законодательными актами.
   К органам местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5, относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и входящие в систему органов государственной власти.
   Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 
   При решении вопроса об обжаловании  неправомерных действий того или  иного работника нередко возникает вопрос, является ли он должностным лицом. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 о 21 декабря 1993 г. разъяснено, что в судебном порядке на основании закона могу быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности в кооперативных, общественных организациях, объединениях, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию. Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан возлагается ст. 5 Федерального закона от 31.07.1995. «Об основах государственной службы РФ»6 и на государственных служащих.
   В Законе от 27 апреля 1993 г. не указывается, в какой суд подается жалоба. Однако в соответствии со ст. 24 ГПК РФ общим  правилом является рассмотрение дела районном (городском) суде, если иное не установлено законом.
   Жалоба  может быть подана гражданином, чьи права нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Полномочия представителя оформляются в соответствии с требованиями ГПК РФ, а полномочия представителя                    общественной организации, трудового коллектива удостоверяются выписками из                    постановления общего собрания либо выборного органа общественной организации или коллектива.
   Суд, принявший жалобу к рассмотрению, вправе приостановить исполнение                       обжалуемого действия (решения) по просьбе гражданина или по своей инициативе (ст. 4 Закона).
   Суд рассматривает жалобу по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных ст. 6 Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.
 Статья 5 Закона определяет сроки обращения  в суд с жалобой: 

 три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
 один  месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
 Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
 Уважительной  причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона (часть дополнительно включена Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ, введенным в действие с 26 декабря 1995 года).
   Жалоба  рассматривается судом в десятидневный срок  с участием заявителя и руководителя органа, общественной организации или должностного лица, действия (решения) которых обжалуются, либо их представителей. С согласия лица, подавшего жалобу, она может быть рассмотрена судьей единолично. Неявка сторон в судебное заседание по неуважительным причинам не препятствует рассмотрению жалобы. Признав необходимым личное участие сторон, суд может признать их явку в судебное заседание обязательной. Если стороны, а также представители не явились без уважительных причин и дело пришлось отложить, суд может подвергнуть их, а также должностное лицо предприятия, учреждения, организации, по чьей вине не была обеспечена явка в судебное заседание, штрафу. В отношении этих лиц могут быть приняты и другие меры, в частности предусмотренная законодательством ответственность за неуважение к суду.
   В судебном разбирательстве могут  участвовать представители общественных                          организаций и трудовых коллективов, а также должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или их представители.
   На  органы и лиц, действия (решения) которых  обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений) (ст. 6 Закона); гражданин освобождается от обязанности доказывания незаконности обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
   По  результатам рассмотрения жалобы суд  выносит решение (ст. 7 Закона). Если обжалуемые действия (решения) признаны незаконными, выносится решение об               обоснованности жалобы и обязанности соответствующего органа или лица устранить допущенные нарушения, удовлетворить требования гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и               свободы. В этом случае указывается, какие конкретные действия (решения) неправомерно лишили гражданина возможности полностью или частично осуществить принадлежащие ему права либо какими конкретными действиями на него была незаконно возложена та или иная обязанность; называются правовые нормы, которые были нарушены при рассмотрении требования гражданина. Так, и случае отказа в выдаче гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, заключения о таком заболевании, необходимого для подтверждения права на дополнительную  жилую площадь, суд признает это действие неправомерным и обязывает соответствующее должностное лицо медицинского учреждения выдать заявителю необходимый документ для представления жилищному органу; при необоснованном отказе гражданину в регистрации выстроенного или приобретенного им жилого дома судом выносится решение, обязывающее соответствующий жилищно-коммунальный орган зарегистрировать этот дом, и т.д.
   Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.
   Если  суд установит, что обжалуемые действия (решения) были совершены в соответствии с законом, не нарушили права и свободы гражданина, он выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
   Не  позднее десяти дней с момента вступления решения в законную силу его копия направляется как руководителю соответствующего органа или лицу, действия (решения) которых признаны незаконными, так и гражданину.
   Об  исполнении решения должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения копии этого решения. Умышленное неисполнение должностным лицом решения суда либо воспрепятствование его исполнению образует состав преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, и наказывается в уголовном порядке. Решение районного суда может быть обжаловано в вышестоящий суд (областной, краевой и соответствующие им суды) заинтересованным лицом, а также соответствующим органом или должностным лицом, государственным служащим.
   Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», как уже указывалось, является актом, подлежащим применению независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства или сфере деятельности совершено нарушение прав и свобод. Обжалование таких нарушений возможно и в тех случаях, когда об этом в отраслевом акте не говорится, что характерно для многих таких актов7.
   Следует отметить и то, что согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2000 года (дело N 235 пв-2000),  не могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», действия суда, судьи, прокурора, следователя, дознавателя, судебного исполнителя, органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в отношении которых уголовным процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях установлен иной порядок судебного обжалования.
   ГЛАВА 2
   ПРАВО ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
   2.1 Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного гражданам.
  Согласно  ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из закрепленного в ст. 53 принципа, определяющего порядок возмещения вреда, причиненного лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, следует по меньшей мере четыре вывода: 1) за действия государственных органов и их должностных лиц ответственность во всяком случае несет государство; 2) вред, причиненный незаконными действиями, должен возмещаться каждому, независимо от его национальности, пола, возраста и других признаков; 3) коль скоро Конституцией не установлено иное, возмещению должен подлежать любой вред в полном объеме; 4) основанием для возмещения вреда является объективная незаконность действий (бездействия) органа или должностного лица, независимо от наличия или отсутствия в его действиях умысла или иной формы вины.
  Детальное регулирование оснований, условий и порядка возмещения вреда осуществляется гражданским законодательством, в котором закреплено 3 правила, в соответствии с которыми должен решаться вопрос об ответственности государства за вред, причиненный его органом или должностным лицом.
  Первое  из них, носящее общий характер, состоит  в том, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК). В соответствии с этим правилом подлежит возмещению и вред, причиненный в результате незаконных действий органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, но не приведший к незаконному осуждению, незаконному привлечению к уголовной ответственности, незаконному применению в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, а также к незаконному наложению административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ч. 2 ст. 1070 ГК). Это же находит подтверждение в ст. 7 Закона от 25.02.1993.
  Второе  правило установлено для случаев  причинения вреда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Такой вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц в порядке, установленном законом.
  В настоящее время в качестве такого «закона» могут рассматриваться  Указ Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», принятый еще 18 мая 1981 г., и утвержденное им Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда8. Эти акты предусматривают, в частности, что ущерб, причиненный в результате вышеперечисленных действий, подлежит возмещению независимо от вины должностных лиц при условии оправдания обвиняемого или прекращения в отношении него уголовного дела по одному из реабилитирующих оснований (отсутствие события преступления, отсутствие и деянии состава преступления или недоказанность участия лица в совершении преступления). Представляется, однако, что вышеназванные ограничительные условия не в полной мере отвечают предписаниям  ГК РФ, и в частности его  ст. 1070: ведь незаконным осуждение будет не только в том случае, если впоследствии лицо реабилитируется, но и в том случае, если в порядке надзорного производства ранее назначенное и отбытое наказание значительно снижается.
   Согласно  ч. 3 ст. 2 Указа от 18 мая 1981 г. лицо лишается права па возмещение ущерба, если в ходе судопроизводства оно путем самооговора препятствовало установлению истины, кроме случаев, если этот самооговор явился следствием применения к гражданину насилия или иных незаконных мер. 
   В соответствии с п. 10 Положения от 18 мая 1981 г. требование о возмещении ущерба направляется гражданином в течение 6 месяцев со дня вынесения оправдательного приговора или постановления (определения) о прекращении дела в орган, принявший решение о реабилитации. По решению этого органа и должно осуществляться возмещения ущерба. С подобными требованиями гражданин может обратиться и в суд.
   Суть  третьего правила состоит в том, что вред, причиненный при осуществлении  правосудия действиями, не связанными с незаконным осуждением, привлечением к уголовной ответственности или ограничением свободы, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (ч. 2 ст. 1070 ГК РФ).
    
   2.2 Особый порядок  возмещения ущерба, причиненного незаконными  действиями органов  государственной  власти и их  должностными лицами
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.