На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государственного регулирования экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные  данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины  
Тема  
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  
 

     Содержание

     Введение

     Институт  государства очень давно находится  под пристальным вниманием ученых, занимающихся социальными науками. Наибольший интерес всегда вызывали вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который бы позволил четко отделить первое от второго.
     В течение последнего столетия функции  государства значительно расширились, что вызвало возникновение беспрецедентных по своему масштабу систем регулирования, включающих в себя парламентские законы, декреты, нормы, различного рода неформальные инструменты. При их помощи правительства регулируют общество, а также свою собственную деятельность. Параллельно с этим процессом возникали и разрастались регулирующие органы, которые были призваны проводить в жизнь нормативные акты и наблюдать за их исполнением.
     Усиление  регулирующей роли государства позволило  создать то, что сегодня принято называть экономиками благосостояния, решить казалось бы неразрешимые противоречия между трудом и капиталом, монополией и конкуренцией, свободной торговлей и развитием внутреннего производства на приемлемом уровне занятости.
     В то же время, регулирование сегодня  во все возрастающем масштабе не справляется  с потребностями современных обществ и экономик. Большинство стран в последние десятилетия сталкивается с проблемой неадекватности регулирующей инфраструктуры, ее отставания от быстро меняющихся социально-экономических процессов и явлений. Более того, достаточно большой круг политиков и экономистов считает современные нам системы регулирования устаревшими и препятствующими нормальному экономическому развитию.
     Центральной проблемой, по всей видимости, является то, что правительства не успевают за быстрыми переменами происходящими в жизни общества, а традиционный административный контроль и расширение власти регулирующих органов не только не помогают решать накапливающиеся проблемы, но зачастую сдерживают позитивные перемены и введение более прогрессивных способов управления.
     Теоретические и методологические разработки, связанные  с государственным регулированием экономики, содержатся в трудах Абалкина Л.И., Аристера Н.И., Гайдара Е.Т., Глазьева С.Н., Куракова Л.П., Мокичева СВ., Городецкого  А., Дудкина B.C., Лившица А.Я., Хайруллина Д.С., Павлова К., Тумашева А.Р., Яковлева Г.Е. и многих других. Среди зарубежных ученых этими проблемами занимались такие известные экономисты, как Гэлбрейт Дж.Р., Хауз Р., Вильямсон О., Норт Д., Познер Р., Долан Э.Дж. и другие.
     Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики. Соответственно цели работы такие задания:
    исследовать роль государства в регулировании экономики;
    изучить подходы авторов к определению сущности государственного регулирования экономики;
    рассмотреть формы и методы регулирования экономики государством;
    предложить программы усовершенствование  государственного регулирования экономики.
     Объектом  исследования курсовой работы является государство, его роль и функции  в экономике.
     Предметом исследования являются проблемы государственного регулирования экономики.
     При написании курсовой работы использованы теоретические разработки ведущих  зарубежных и российских авторов.

     Основная  часть

     Глава 1. Необходимость, суть, функции, цели, принципы и объекты государственного регулирования экономики

     В современной экономической  литературе понятие механизма государственного регулирования социально-экономических  отношений, на наш взгляд, сформулированное не совсем четко и однозначно.
     Для определения роли государства в экономике используются разные термины: "государственное вмешательство", "государственное управление", "государственная экономическая политика", "государственная регуляторная политика", "государственное регулирование экономики". Все они взаимосвязаны и характеризуют отношения государства с обществом. Так, государственное управление экономикой - это организующий и регулировочный процесс влияния государства на экономическую деятельность субъектов рынка с целью ее приведения в порядок и повышения результативности хозяйствования.
     Государственная экономическая политика - стратегия  целенаправленного влияния на экономические  процессы на макро- и микроуровне, создание и усовершенствование условий экономического развития соответственно определенному  общественному устройству1. Государственное управление рассматривается как инструмент реализации экономической политики.
     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - сфера  деятельности органов государственной  власти относительно целенаправленного  влияния на поведение субъектов хозяйствования путем применения разнообразных методов и средств2. Т.е., ГРЭ можно рассматривать как функцию государственного управления экономикой, как инструмент реализации экономической политики.
     Некоторые отечественные исследователи описывают  механизм государственного регулирования как систему, которая объединяет цель и инструменты экономической политики, но не дают его полного определения.
     Сущность  механизма государственного регулирования  раскрывается в работах Капканщиков С. Г. Ученый определяет его как систему технических для определенного способа производства форм, методов, рычагов, инструментов влияния на экономику, на процесс воспроизведения на основе присущих ему законов и согласно правовым нормам общества3. Такое определение упрощает понятие механизма, так как ограничивает круг элементов, которые составляют его основу.
     По  мнению Фетисовой В. А., более исчерпывающим является определение: механизм государственного регулирования деятельности субъектов рынка - это совокупность форм, методов, средств влияния на экономику, которые охватывают экономические отношения, что сложились между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации цели4.
     Другие  ученые определяют ГРЭ, как систему  мер государства для осуществления  поддерживаемой, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решение сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества. Такое определение является полным, поскольку раскрывает функции, цели и объекты государственного вмешательства в экономику и поведение граждан. Государственное регулирование экономики может осуществляться лишь в пределах функциональных действий государства на основе системы управления для объединения воли всех граждан страны. Эта система должна обеспечить безопасность государства от беспредела отдельных граждан и одновременно учитывать поведение граждан, защищать их права.
     Несколько по-иному подходит к определению  термина И. П. Николаев, рассматривая государственное регулирование экономики с теоретического и практического взгляда. С теоретической точки зрения ГРЭ - это система знаний о сущности, закономерностях действия и правила применения типичных методов и средств влияния государства на ход социально-экономического развития, направленных на достижение целей государственной экономической политики.
     С практической точки зрения ГРЭ - это  сфера деятельности государства  относительно целенаправленного влияния  на поведение субъектов хозяйствования с целью обеспечения приоритетов государственной экономической политики5.
     Такое определение является полным, четким и всесторонним.
     Термин"регулирование" в зарубежной экономической литературе имеет два значения. В широком  понимании он отождествляется с государственным вмешательством в экономику, в более узком - с административно-правовой регламентацией предпринимательской деятельности. Регулирование (от лат. regulare) означает "подчинять определенному порядку". Итак, государственное регулирование - это комплекс мероприятий государства, направленных на управление поведением товаропроизводителя в направлении, необходимом для достижения поставленных органами государственной власти целей.
     Потребность в государственном регулировании  экономики теоретически обоснована Дж. М. Кейнсом.
     История развития стран с рыночной экономикой характеризуется неоднозначностью решений относительно вмешательства  государства в экономику. Однако в никакой стране государство  не прекратило деятельности относительно развития рыночной экономики. Наоборот, постоянно ведется поиск направлений усовершенствования взаимоотношений между государством и товаропроизводителями, и в зависимости от многих факторов наблюдается послабление или усиление государственного вмешательства. В нынешних условиях хозяйствования государство уже не только определяет общие правила и рамки функционирования рыночной экономики, а и само дополняет рыночный механизм.
     Объективными  причинами необходимости государственного регулирования в настоящих условиях является:
    наличие монополизма во многих областях народного хозяйства и отсутствие совершенной конкуренции;
    несовершенство ценового механизма для определенной группы товаров, что делает их производство неэффективным;
    медленная адаптация к современным условиям хозяйствования отдельных рынков - рабочей силы, капиталов, интеллектуального продукта и т.п.;
    обеспечение стабильности и гармоничности общества;
    содействие сохранению и воспроизведению естественной, культурной, национально-исторической среды существование народов;
    решение вопросов международной политики и сотрудничества.
     Однако  параметры регулирования рынка  имеют определенные границы, обусловленные  его природой, поскольку рынок  не является пассивной средой, которая  автоматически изменяется под влиянием внешней среды. Рынок как совокупность субъектов хозяйствования, кроме общих интересов, включает интересы отдельного товаропроизводителя, которые не всегда совпадают с интересами государства. И товаропроизводитель реагирует на них только тогда, когда они лишь корректируют (а не игнорируют) его мотивы. Мировая практика показала недостатки чрезмерного вмешательства государства в экономику.
     Именно  поэтому основными принципами создания системы государственного регулирования  экономики в нашей стране является:
    принцип умной достаточности (государству подчиняются только те функции, которые не могут выполняться другими звеньями хозяйственной системы вследствие их ограниченной компетенции и недостаточных ресурсов);
    принцип постепенности (командно-административные методы регулирования заменяются правовыми и экономическими по мере создания объективных условий - демонополизации, приватизации, стабилизации и т.п.);
    принцип адекватности (система государственных регуляторов экономики должна отображать реальное состояние социально-экономического развития).
     Функции государственного регулирования экономики  зависят от социально-экономического и политического уровня развития государства, компетенции органов  государственного регулирования, уровня развития рыночного хозяйства, модели развития национальной экономики.
     Основными функциями государственного регулирования  экономики является:
    регулирование макроэкономических процессов и пропорций;
    регулирование внешнеэкономического отношения;
    разработка и регулирование научно-технической, инвестиционной и социальной политики;
    защита внутреннего товаропроизводителя и приоритетных производств;
    разработка и регулирование региональной политики;
    социальная защита населения;
    защита личности, интересов товаропроизводителя и государства;
    удержание и обеспечение эффективной работы органов государственной власти.
     В период становления рыночных отношений  к этим функциям приобщаются дополнительные:
    формирование институтов государственного регулирования экономики; создание условий и инфраструктуры существования рынка; развитие местного самоуправления;
    осуществление программ разгосударствления и приватизации собственности;
    поддержка предпринимательства, стимулирование конкуренции; осуществление ценовой политики; - кредитно-денежное регулирование, контроль за денежным обращением.
     Некоторые ученые выделяют такие функции ГРЭ:
     1. Целевую, которая состоит в  определении целей, приоритетов  и основных направлений развития  экономики.
     2. Стимулирующую, которая предусматривает  формирование таких рычагов и  регуляторов, которые способные эффективно влиять на деятельность субъектов хозяйствования.
     3. Регламентирующую, способную с помощью  нормативно-правовой базы определить  определенные правила деятельности  для субъектов хозяйствования, сформировать  соответствующее правовое пространство.
     4. Корректирующую, которая сводится  к внесению определенных изменений  в ход реализации экономической  политики с целью устранения  отрицательных экстремалий.
     5. Социальную, которая предусматривает  регулирование государством социальных  отношений, перераспределение доходов, социальную защиту и социальные гарантии.
     6. Контролирующую, которая означает  государственный надзор и контроль  за выполнением и соблюдением  нормативно-правовых актов, норм  и стандартов.
     7. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики.
     Цели  и приоритеты в социально-экономическом  развитии представляют основу объектов регулирования. Цели экономического развития определяются для страны в целом, отдельных ее регионов, институт национальных единиц, групп населения. Они должны быть конкретными, количественно определенными. Приоритеты - это важнейшие социально-экономические процессы, на стимулирование которых направляется в определенный период преобладающая часть ресурсов с помощью соответствующих регуляторов.
     Объектом регулирования является хозяйство страны, регионов, областей, городов и районов, а также социально-экономические процессы: экономический цикл, структура экономики, инвестиционная деятельность, инновационные процессы, денежное обращение, инфляция, цены, платежный баланс и т.п.
     Субъектом регулирования является государство  в лице государственных органов  управления (президента, парламента, правительства, местных администраций), которое  для решения сложных социально-экономических  проблем, всестороннего учета интересов привлекает научные учреждения, политические партии, общественные и религиозные организации6.
     Экономической основой государственного регулирования  является бюджетный фонд, а также  имущество государства (средства производства, сооружения, транспорт, которые находятся в собственности государства).

     Глава 2. Формы и методы государственного регулирования экономики

     Государственное регулирование экономики реализуется  в разных формах.
     Долгосрочное  регулирование обусловлено необходимостью достижения стратегических целей. В его системе главное место занимает целенаправленное влияние на объем и структуру инвестиций, уровень сбережений в экономике. Главная задача долгосрочного регулирования заключается в проведении структурных сдвигов в экономике, развития научноемких производств, поднятии отсталых в экономическом отношении районов.
     Краткосрочное регулирование - это прежде всего  антициклическое регулирование, основой  которого является влияние на совокупный спрос (величину потребительских и  инвестиционных расходов). В пределах этой формы применяется антиинфляционное регулирование, которое реализуется преимущественно через политику доходов (контроль над заработной платой и ценами, ограничение темпов роста денежной массы).
     За  характером влияния на хозяйственные  субъекты государственное регулирование экономики делится на две формы: прямое и косвенное (опосредствованное). Прямое регулирование - это влияние государства на экономические процессы с помощью непосредственного использования соответствующих регуляторов. Оно реализуется через бюджетное инвестирование государством соответствующих программ финансирования развития государственных предприятий, инфраструктуры, науки, культуры, образования, социальной защиты населения и т.п., а также через регламентацию цен, заработной платы и других инструментов рыночного механизма. Прямое влияние может осуществляться через использование административных рычагов, которые регламентируют конкретные задачи и ограничения хозяйственной деятельности.
     Косвенное регулирование экономики это  влияние государства на хозяйственную деятельность через внесение соответствующих изменений в условия функционирования рыночного механизма. Оно достигается с помощью правовых и экономических инструментов. Применяя эти инструменты, государство непосредственно ничего не изменяет в рыночном механизме, а создает лишь предпосылки для этих изменений7.
     Государственное регулирование базируется на определенной системе средств влияния на рынок. В совокупности их можно разделить  на две большие группы: средства прямого государственного влияния (государственные заказы, контракты, лимиты, финансирование целевых комплексных программ и некоторых областей с государственного бюджета и т.п. ) и средства опосредствованного влияния (налоги, субсидии, цены и др.).
     Среди основных средств государственного регулирования следует выделить законодательные акты; прогнозы развития национальной экономики; целевые комплексные программы; лимиты; государственные заказы и государственные контракты; государственные инвестиции; государственные и местные бюджеты; бюджетные дотации, субсидии, субвенции; налоги и налоговые льготы, государственные кредиты; государственные резервы; операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке; социально-экономические нормативы; разные отраслевые и общегосударственные нормы и стандарты; нормы амортизации, в том числе ускоренной; система фиксированных, предельных и свободных цен; индексирование цен; индексирование денежных доходов населения и сбережений; установление прожиточного минимума и минимума заработной платы; установление единой тарифной системы; установление заработной платы в государственных учреждениях, установление системы пенсий, помощи, лицензий, таможенные сборы, налоги; квоты; установление предельных уровней рентабельности.
     Государственное регулирование экономики опирается на систему государственных инструментов (регуляторов). В зависимости от их природы все государственные инструменты можно поделить на три вида: правовые, административные и экономические.
     К правовым инструментам принадлежат  законодательные и подзаконные документы, которые регламентируют основные направления и правила экономической деятельности хозяйственных субъектов и отдельных граждан. Они определяют как общие условия этой деятельности, так и допустимые исключения из этих условий, устанавливают права и обязанности юридических и физический лиц, а также возможные санкции за их нарушение.
     Административные  инструменты - это указы, постановления  и распоряжение исполнительных органов, которые разрешают, запрещают, ограничивают или нормируют отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, установление квот, эмбарго, издание лицензий, утверждение стандартов качества продукции, экологических норм и т.п.
     Важнейшую роль в государственном регулировании  экономики играют экономические  инструменты. К главным из них  принадлежат: макроэкономическое планирование, государственный бюджет, налоги, деньги, кредит, цены, заработная плата.
     Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью арсенала методов, т.е. способов влияния государства в  лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка и некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечение условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой8.
     За  формами влияния на субъекты рынка  методы государственного регулирования можно разделить на методы прямого влияния (основанные на системе ограничений, штрафов, разрешений, лицензий, квот, государственных контрактов) и методы косвенного влияния, суть которых сводится к установлению определенных условий для субъектов рынка, которые мотивируют их поведение. К этим методам следует отнести налоговое регулирование применения политики ускоренной амортизации, методы стимулирования конкуренции и т.п..
     В зависимости от избранных средств  влияния на рынок различают правовые, административные и экономические методы государственного регулирования.
     Правовое  регулирование — это деятельность государства относительно установления обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права9.
     В мировой практике применяется два типа методов государственного регулированию экономики: административные и экономические.
     Сущность  административных методов заключается  в прямом управлении экономикой, основанном на применении обязательных для субъектов  рынка государственных заказов, государственных санкций, лицензий, разрешений, квот, установлении норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ и услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.. Они проявляется многогранно в зависимости от избранного средства управления субъектами рыночной деятельности.
     Экономические методы государственного регулирования  делятся на методы денежно-кредитной  и бюджетной политики.
     Самостоятельным комплексным методом ГРЭ является индикативное планирование, прогнозирование и государственное экономическое программирование, которое охватывает многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ.
     Основными экономическими способами денежно-кредитной  политики являются:
     а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
     б) установление и изменения размеров минимальных резервов, которые финансированные  институты страны обязаны сохранять  в центральном банке;
     в) проведение операций государственных учреждений на рынке ценных бумаг, таких как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и их погашение.
     Применяя  эти способы, государства стремятся  изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке (рынке заемных  капиталов, инвестиций) в желательном направлении. В меру относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения больших компаний средствами действенность этих способов в наиболее развитых странах несколько ослаблена.
     Прямое  государственное экономическое  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Главным средством  мобилизации финансовых средств  для покрытия государственных инвестиций являются налоги. Они также широко используются для влияния на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование с помощью налогов зависит решающей мерой от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, а также видов и величины налоговых льгот.
     В странах с развитой рыночной экономикой основным экономическим методом регулирования рынка выступает кредитно-денежное регулирование. Это обусловлено тем, что кредитно-денежная система является той экономической средой, в которой происходят все важнейшие хозяйственные процессы в рыночной экономике.
     Анализ  элементов экономической политики, методов и средств государственного регулирования дает возможность  сделать вывод, что их объединение  должно максимально учесть особенности  экономических и социальных процессов  в стране, готовность субъектов рыночных отношений брать на себя те или иные экономические функции.

     Глава 3. Целевые государственные программы

     В условиях жестких бюджетных ограничений  государство способно добиться решения  задач стимулирования экономического роста за счет концентрации ресурсов на задачах:
     развития  институциональной системы, обеспечивающей снижение трансакционных издержек (рисков, издержек контроля за соблюдением договоров), прежде всего в сфере кредитования и финансового рынка;
     стимулирования  экономического развития на базе распространения технологий электронной коммуникации, позволяющих добиться повышения эффективности экономической системы за счет снижения трансакционных издержек;
     относительного  сокращения присутствия государства  в социальной сфере за счет содействия развитию некоммерческих организаций — третьего сектора экономики.
     Распространение и развитие технологий электронной  коммуникации, Интернет, способствует значительному сокращению трансакционных издержек в распространении информации. Снижение таких издержек создает предпосылки для изменения структуры экономических и политических институтов и организаций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.