На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Судебная реформа 1864 г. в Беларуси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» 
 

Юридический факультет
                                           

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая  работа

               

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г. В БЕЛАРУСИ 
 
 
 
 

                                                                Выполнила:
                                                                студентка 2 курса
                                                                заочного отделения
                                                                 юридического факультета
                                                             специальности «Правоведение»
                                                             специализации «Организация и
                                                             деятельность государственных органов»
                                                             Лапич Е.В.
                                                              Научный руководитель:           
                                                            Преподаватель Загорнов А. А.            
                                                                           

                                                                      
                                                                                       
 
 

                                                    
 
 
 
 

г. Брест 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
    ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОДГОТОВКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА……………………………………………………………………
     СУЩНОСТЬ  РЕФОРМЫ……………………………………………......
    ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ………………..........

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы курсовой работы. Суд – орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения, с лицом, нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.
     В связи с этим, актуальность темы заключается в том, что судебная реформа являлась одной из важнейших  реформ  второй  половины  XIX  века.  В   указе   от   20.11.1864 говорилось, что она считает своей задачей  выдворить  в  России , а следовательно и в Беларуси, суд  скорый,  правый,  милостивый,  равный  для всех  подданных,  возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и утвердить  в  народе уважение к закону.  В наше  демократическое  время  мы  вспоминаем  хорошо  забытое  старое   и возвращаемся к тем старым принципам, которые были заложены  в  реформе  1864 года. Именно поэтому изучение судебной реформы 1864 года очень важно  сейчас для общества. Опыт прошлого нашей страны  может  во  многом  нам помочь в этом деле.
     Объектом  исследования в курсовой работе является судебная реформа 1864 года, проведённая Александром II в России и входившей в её состав Беларуси.
     Предметом исследования в курсовой работе являются созданная тогда судебная система, её основные институты и их компетенция.
     Целью исследования является изучение особенностей проведения данной реформы на территории Беларуси.
     Задачи  исследования. Основной задачей данной работы является получение достоверных знаний о механизмах судоустройства и судопроизводства того времени, приоритетных направлениях реформы, обеспечивающей экономическое и социальное развитие Беларуси в конце XIX века.
     Методы  исследования. При написании данной работы был использован не отдельно взятый приём, способ исследования, а их  системная совокупность. В их числе метод сравнения, анализа и синтеза, формально-логический метод, описательный метод и другие.
     Краткая характеристика специальной  литературы по теме. Вопросу изучения сущности судебной реформы 1864 года посвящено немало работ. Изучением реформы Александра II занимались Юхо Я. А.,Кузнецов И. Н., Шелкопляс В. А., Смыкалин А. и др.
     Немытина  М. В. наиболее подробно описала пореформенный  суд и деформацию основных институтов уставов 1864 года.
     Юхо Я. А. дал  наиболее полную оценку характерным  чертам проведения судебной реформы 1864 года на территории Беларуси.
     Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение и список использованных источников.
     Написана  курсовая работа на     страницах  компьютерного текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОДГОТОВКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА.
 
 
     Развитие  капитализма в Европе к началу XIX века привело к смене феодально – абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства - конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западноевропейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России и входившей в её состав Беларуси явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это   явилось   необходимой   предпосылкой    осознания неизбежности реформы.
     В Манифесте о вступлении на престол  императора Александра II была выражена воля государя, чтобы «правда и милость царствовала в судах». Это положение отвечало глубоко назревшей потребности государства «изнемогавшего под бременем невероятного расстройства правосудия» – отмечали современники реформы [12, c. 39].
     Различные  рычаги   государственной   машины   самодержавия   стали  явственно обнаруживать свою негодность к середине XIX  веков,  но,  пожалуй, ни один из органов государственного аппарата не находился в  столь  скверном состоянии,  как  судебная  система[7, c. 7].
     Судебная  реформа 1864 года обычно трактуется в  литературе как самая буржуазная из всех реформ того времени. Исследователи  считают  ее  и  самой последовательной. Действительно, в принципах, на которых построена  реформа, буржуазная идеология отразилась наиболее полно. Ни в  одной  другой  реформе этого нет, - там охранительный момент, защита интересов дворянства,  царизма выявляются с всею полнотой. Конечно, надо иметь в виду, что суд,  правосудие – системы, с  которыми  гражданин  сталкивается  не  повседневно,  он  может прожить жизнь, ни разу не побывав  в  суде.  В  этом  смысле  для  подданных Российской империи судебная реформа была менее важна, чем другие.  Вместе  с тем в суде сталкиваются не столько междуклассовые,  сколько  внутриклассовые отношения [6, c. 298].
     Она, как и все реформы 60-70-х годов, была  следствием определенного  кризиса российского общества, в  том числе  и  так  называемого  кризиса  верхов,  под  которым  понимают  обычно  осознание   господствующим классом, правящей верхушкой  необходимости  тех  или  иных  изменений [6, c. 299].  Надо сказать, что судебной реформы желали,  кажется,  больше,  чем крестьянской. Если большинство помещиков вопреки здравому смыслу  не  хотело  освобождения крестьян, то в реформе суда  были  заинтересованы  все,  кроме,  разве  что,  судейских чиновников, имеющих недурной доход от неправосудия  и  не желавших приспосабливаться к  новым  порядкам.
     Таким образом, судебная реформа становилась  очевидной для правительственных кругов. Однако они отрицали в то же время институты, известные странам Запада, гарантировавшие неприкосновенность личности, собственности, режим законности. Судебная реформа 1864 года – либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов. Реформа внесла значительные изменения в судоустройство, но все-таки, отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в целях упрочения своих позиций нуждалась в объявлении формального равенства всех перед судом, в утверждении начал буржуазной законности. Это проявилось во введении суда присяжных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры, в новой организации судебного процесса и судебных учреждений. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных [7, с. 10].
     «Судебная реформа, - считал Кони, -  призвана  была  нанести  удар худшему из видов  произвола,  произволу  судебному,  прикрывающемуся  маской формальной  справедливости.  Она  имела  своим  последствием   оживление   в обществе  умственных  интересов и научных трудов.  Со   старой   судебной практикой науке было нечего делать [6, c. 302].
     В. И. Ленин подчеркнул, что "это изменение  было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861 года, - чтобы убедиться в правильности этого положения".
     Судебная  реформа в развитии страны играет одну из  основных  ролей,  потому что государство только через  суд  обеспечивает права  и  свободы  населения. Суд-это гарантия  соблюдения  права  граждан.  Судебная  реформа  1864  года явилась первой демократической реформой и в Беларуси.
     Дореформенный суд основывался на законодательстве Петра I и Екатерины II(в отдельных случаях использовались даже нормы Соборного Уложения 1649 года) [12, c. 39].
     Впервые в России  отделить суд от администрации  попробовал  Петр  I,  именно при нем в 1713 году в губерниях появились должности судьи.  Однако  права судей не были четко определены, поэтому наиболее  сложные дела  решались  в юстиц-коллегии. На тот момент были созданы: Духовный  суд,  военный суд. Главной  инстанцией  был  Сенат.  В  дальнейшем  Екатерина  II  создала систему судебных учреждений (уездные суды, губернские суды и др.) Правление императора Александра II стоило времени больших преобразований. Во второй половине XIX  века создались все условия  для изменения системы судопроизводства. Работа по подготовке судебной реформы началась ещё в 50-е годы [7, c. 8].
     Для  дореформенного  суда   характерна   множественность   судебных органов, сложность и запутанность процессуальных  требований,  невозможность порой определить круг дел, которых должен подлежать  рассмотрению  того  или иного судебного органа. Дела бесконечно  перекочевывали  из  одного  суда  в другой, зачастую возвращаясь  в  первую  инстанцию,  откуда  вновь  начинали долгий путь вверх, на что нередко уходили десятилетия.
     Другой  порок дореформенного суда – взяточничество.  Это,  наряду  с произволом   и   невежеством   чиновников,   типичное   для   всех   звеньев государственного аппарата, явление  здесь  приобрело  настолько  чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были  признать  даже  самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков.  Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою  должность как средство  наживы  и самым бесцеремонным образом требовали взятки со  всех  обращавшихся  в  суд. Попытки  правительства  бороться  со  взяточничеством  не   давали   никаких результатов, т.к. этот порок охватил весь  государственный  аппарат.  Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря  уже  о  грамотности  юридической, обуславливала фактическое  сосредоточение  всего  дела  правосудия  в  руках канцелярских чиновников и секретарей.
     В  дореформенном  суде  господствовала  инквизиционная  (розыскная) форма  судопроизводства.  Процесс  проходил в   глубокой   тайне.   Принцип письменности  предполагал,  что  суд  решает  дело  не  на  основе   живого, непосредственного восприятия доказательств, личного  ознакомления  со  всеми материалами   дела,   непосредственного   устного    допроса    обвиняемого, подсудимого, свидетелей, а опираясь не письменные материалы,  полученные  во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной  системе.  Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал,  что  может, а что не может  быть  доказательством.  Закон  же  устанавливал  и   степень достоверности  допускаемых  доказательств,  деля  их  на   несовершенные   и совершенные,  т.е.  такие,  которые  давали  основание  для   окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым.
     Реформа правосудия имела  две  тенденции.  Первая  –  показать  никчемность отечественной  юстиции  и  образцовое  состояние  правосудия  стран  Запада. Вторая  –  обосновать  необходимые  законодательные  изменения   правосудия. Появились  предложения  об  уничтожении  канцелярской  тайны,   о   введении гласности и публичности  судопроизводства.  Гласность  в  суде  определялась требованиями гласности общественной жизни.
     Крепостное   право   исключало   законность.    Крепостное    право предполагало зависимость юстиции от административной власти.
       Таким образом, реформировать  государственный механизм, юстицию  было невозможно без отмены крепостного права [6, c.301].
     Дореформенный  суд  можно  охарактеризовать  как  сложность  и  запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, отсутствие  адвокатов и присяжных, волокита и  бюрократизм,  взяточничество.  В  дореформенном  суде преобладала розыскная форма судопроизводства.  Суд  выносил  своё  решение, основываясь  только  на  письменных материалах,  полученных  в   результате следствия.  Сила  доказательств   определялась   законом,   который   твердо устанавливал, что может,  а  что  не  может  быть  доказательством.  Степень достоверности  доказательств  делилась  на  совершенные   и   несовершенные. Основной части образованного общества  было  ясно,  что судебную  реформу следует проводить в совокупности  с решением  коренных  вопросов,  в 1-ую очередь крестьянского (крепостного права),  т.к.  крепостная  зависимость исключала  социальную  потребность  в   правосудии.   Таким   образом,   для редколлегии суда и правосудия следовало отменить крепостное право.
     Что представлял собой дореформенный  суд в России? Уездные суды были первой  инстанцией  по  гражданским  и  уголовным  делам.  Но  для   горожан (а не дворян) существовал специальный суд –  городской  магистрат,  а  торговые иски рассматривались в коммерческих судах. Для духовенства был создан  также особы суд.  Кроме  того,  имелись  различные  ведомственные  суды  (военные, морские и др.).  Второй  инстанцией,  куда  могли  быть  обжалованы  решения уездных  и  городских  судов,  являлись  губернские   судебные   палаты   по гражданским  и  уголовным  делам.   Высшей   апелляционной   инстанцией   по большинству дел служил Правительствующий  сенат.  В  тех  случаях,  когда  в Сенате возникали разногласия, дело подлежало рассмотрению в  Государственном совете. Сенат, кроме того, выступал  первой  судебной  инстанцией  по  делам крупных сановников.
     Для «государственных преступников», то есть по политическим  делам, учреждались  временные  специальные   судебные   органы.   Функции   высшего судебного органа по делам духовенства выполнял Синод.  По  большинству  дел, которые   относились   к   категории   незначительных,  судебные    функции осуществлялись полицией,  которая  имела  право  наказывать  розгами  до  30 ударов и арестом до 3  месяцев.  Крепостное  крестьянство  вообще  не  могло обращаться в государственные суды.
       Следовательно,   огромная   масса   населения    была    неподсудна государственному разбирательству. Было 20 ведомственных и  сословных  судов, причем  границы  их  подсудности  оставались  неясными.  Суды  находились  в сильной зависимости от административной  власти.  Нередко  судебные  решения отменялись распоряжениями начальства. В общих  судах  господствовал  аппарат канцелярии. Взяточничество было обычным явлением [6, c. 302].
     Известный николаевский сановник, граф Блудов Д.Н. являлся начальником  II-го отделения императорской канцелярии.  Именно  ему  было  поручено  провести подготовку судебной реформы. К ней были привлечены лучшие  специалисты  того времени.  Проект  гражданского  судопроизводства  в  Государственном  совете обсуждался год, по сентябрь 1858 года. Одним из первых стало  вырисовываться гражданско-процессуальное законодательство.  Среди  первых  начал:  введение состязательного  процесса   вместо  следственного;  введение   гласности   и искоренение и уничтожение канцелярской тайны; отделение  судебной  части  от исполнительной;   установление   двух    судебных    инстанций;    появление кассационного суда; учреждение при судах постоянных присяжных  поверенных  и др.   Разработанный   проект    следовало    представить    в    департамент Государственного совета для обсуждения. Далее разослать  в  печатном  виде членам  Государственного  совета  для  замечаний.  Из  замечаний   следовало сделать  выводы  и  обсудить  на  общем  собрании  Государственного  совета. Создавая акт, следовало увеличить число членов судов, соединить  магистрали,  ратуши,  надворные  суды  с  уездными  судами  и   палатами,   формировать председателей судов не по выбору, а по назначению правительства.
      12  ноября 1859 года граф Блудов  отдал на рассмотрение Александру  II “Проект положения о судоустройстве”.  Блудов  видел  в  нём  существенное  улучшение  юстиции. Например,  появились   предписания   и   распоряжения.   Без   разграничения нормативных актов по юридической силе судебной  реформе  грозила  опасность: ведомственное  распоряжение  могло  сводить  на  нет   предписания   закона. Законопроект предусматривал  объединить  палаты  гражданского  и  уголовного суда, вместо  низших  судов  создать  суд  уездный  “для  разных  сословий”. Несколько уездных  судов  “могут  быть  соединены  в   окружной  суд”.  Уезд разделялся на мировые участки. В каждом вводился мировой суд, состоявший  из одного судьи. При судебных палатах  учреждались  прокуроры,  наблюдавшие  за законностью  следствия  и  предоставляющие  заключения  по   гражданским   и уголовным делам. Прокуроры палат назначались  министром  юстиции.  Прокуроры уездных  судов  –  прокурорами  палат.  Дела  разрешались  только   в   двух инстанциях. В судебных  палатах  назначался  главный  губернский  судья.  Он координировал деятельность судов. В декабре  Д.Н.Блудов  представил  крупный проект судебной реформы, по  изменению  уголовно  –  процессуального  права. Оно давало право подсудимому  знакомиться  с  материалами  дела,  обжаловать приговор. Из 15 особых судопроизводств оставалось три  о  преступлениях   по должности, государственным и  религиозным.  В  процессе  обсуждения  проекта отвергался  сословный  принцип  избирания  судей.   Предлагалось   расширить компетенцию мировой юстиции, высказывалась необходимость  суда  присяжных  и др.    Требовались    коренные     преобразования     системы     уголовного судопроизводства. Государственный  совет  рассмотрел  все  замечания,  после чего внеслись существенные изменения. По просьбе Блудова Д.Н. (на  основании его доклада монарху) последующую работу по судебной реформе  взяла  на  себя Государственная канцелярия. Созданная для этого  комиссия  включала  в  себя лучших  юристов  того   времени. В   работе   они   использовали   достижения юридической науки  и  практики  европейских  стран,  считаясь  с  российской действительностью. В конце 1862 года в судебной  инстанции  был  представлен проект   “Основных  положений  судоустройства”.  Там  были  высказаны  новые принципы.  К  ним  относились:  идеи  отделения   суда   от   администрации, установление состязательности, отделение судебной власти  от  обвинительной, введение присяжных заседателей и  образование  института  мировых  судей.  В августе 1864 года проекты судебных уставов были  вынесены  на  обсуждение  в Государственный совет, одобрены и утверждены монархом.
     Александру  II хватило дальновидности и мужества для проведения революции "сверху". Частичные, казалось бы, социальные и экономические преобразования благодаря объективным условиям и воле правителя страны переросли в реформу феодальной системы, был совершен качественный скачок в развитии общества, позволивший ему приблизиться к уровню передовых стран.
     В то же время неполнота, известная  ограниченность реформ были вызваны тем, что власть учитывала огромную инертность человеческого сознания, да и сама не могла ее преодолеть. Устойчивость имеющихся авторитетов и ценностей и тяга к ним в условиях общего сдвига всех структур естественна, а попытка их устранения, как правило, чревата взрывом недовольств. Один из законов реформы, в полной мере проявившейся в ходе преобразований, состоит в том, что уступка традиции в погоне за общественным прогрессом, как правило, облегчает сохранение стабильности в обществе.
     Среди сторонников преобразований видную роль играли великий князь Константин Николаевич, младший брат царя, министр внутренних дел Г.А.Валуев, военный министр Д.А. Милютин, министр народного просвещения А.В.Головин и другие. Видную же роль в подготовке именно судебной реформы играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И.Зарудный, под руководством которого к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу новых судебных уставов.
     Лагерь  противников реформ возглавили начальник  III отделения Собственной канцелярии граф П.А.Шувалов и министр юстиции граф В.Н.Панин [12, c. 38]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СУЩНОСТЬ РЕФОРМЫ

 
 
 
     Судебная  реформа 1864 года – либерально преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов. Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, а следовательно и Беларуси отличавшееся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств.
     Общественными чертами судейских чиновников того времени являлись юридическая некомпетентность и продажность [8, c. 112].
     Судебными уставами 1864 года создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший судебный орган – Сенат: общие суды и мировые суды. Кроме того, существовали суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и другие, создание которых предусматривалось иными законодательными актами.
     Следует также иметь в виду, что проведение судебной реформы продолжалось до конца  XIX века и даже позже. Первые общие суды открылись только в 1866 году, они распространили свою деятельность лишь на десять губерний центральной России. На остальной же территории страны продолжали действовать прежние суды, руководствовавшиеся и несколько иным процессуальным законодательством.
     Административно-территориальное  и судебно-территориальное деление  империи после реформы не совпадали. Уезды и города были разделены  на участки мировых судей. Территория, подведомственная окружным судам, охватывала несколько уездов, округа судебных палат – несколько губерний. Окружные суды были судами первой инстанции общих судов, судебные палаты – судами второй инстанции. В начале ХХ века в империи было 106 окружных судов и 14 судебных палат. «Отцы» судебной реформы объясняли такую судебно-территориальную структуру сочетанием мировой и общей юстиции, а также недостатком квалифицированных юристов для создания общих судов в каждом уезде. Но сегодня мы видим преимущества такой организации правосудия в большей изоляции судебных и административных органов. При такой структуре все уездное начальство не только по табели о рангах, но и по реальному статусу, было лишено возможности оказывать на судей какое-либо влияние. Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись от давления на них со стороны губернской бюрократии [6, c. 307].
     Антипольская  направленность являлась отличительной  особенностью проведения судебных преобразований на территории Беларуси [2 c. 137].
     Центральная власть исходила из представлений о  территориях, ранее входивших в состав Великого Княжества Литовского как исконно русских, поэтому главной задачей здесь считалось восстановление утраченных позиций и укрепление утраченных позиций и укрепление государственного единства Российской империи.
     Основным  условием решения указанной задачи было устранение польского влияния. Этим диктовалась необходимость проведения активной и последовательной политики деполонизации белорусских губерний [1, c. 31].
     После восстания 1863 г. противодействие всему  польскому становится сердцевиной правительственной политики, что, безусловно, сказывается и на готовящемся судебном реформировании [3, c. 32].
     После официального введения в действие Судебных уставов подготовительные работы по преобразованию судебной системы на белорусской территории ускорились. Например, генерал – губернатор  Северо-Западного края в сентябре 1865 г. предложил гродненскому губернатору, чтобы председатели палат уголовного и гражданского судов и прокурор в соответствии с инструкцией министра юстиции представили сведения по введению судебных уставов в Гродненской губернии « с условием, конечно, некоторых временных отступлений, вызываемых настоящим положением края, не вполне ещё соответствующего всецелому применению гласного, основанного на выборном начале, судопроизводства».
     Новые судебные уставы, некоторые из них  были приняты 20 ноября 1864 года, решительно порывали с существовавшим ранее  в России судебным уставом. Новый суд строился на бессословном принципе, объявлялся открытым (публичным), носил устный характер, соревновательность и гласность судебного процесса, независимость от правительства. Предварительное следствие передавалось от полиции судебным следователям. В уездах вводились мировые суды и съезды мировых судей, в губерниях – окружные суды. Криминальные дела в окружных судах рассматривались при участии представителей общественности – присяжных заседателей, которые независимо от мнений судей выносили решения о том, виновен подсудимый или нет. Учитывая их решения, представитель и два члена суда определяли меру наказания или освобождали подсудного.
     Доказательствами  по уголовным делам являлись: собственное  признание, письменные доводы, личные осмотры преступлений и улик, показания сведущих людей и свидетелей, повальный обыск, очные ставки и уговор [11, c. 41].
       Для оказания юридической помощи подсудным был создан институт присяжных поверенных (адвокатов), которые не находились на государственной службе и не  зависели от правительства. Помимо общих условий, закреплённых уставами, присяжные заседатели и поверенные должны были быть «православного вероисповедания и хорошо умеющими читать, писать и говорить по-русски»[1, c. 34].
     Введение  судебными уставами адвокатуры обусловило то, что в неё пришли способные, образованные, либерально настроенные люди, которые по политическим убеждениям не могли найти применение своим силам  в других сферах государственной деятельности [9, c. 104].
     Мировые суды.
     Местными  судебными установлениями организаторы реформы отводили весьма важную роль. Эти суды были ближе всего к населению и его проблемам. Именно они должны были способствовать, как отмечалось в Указе от 10 ноября 1864 года водворению суда скорого, правого, милостивого и равного «для всех подданных». В соответствии с Учреждением судебных установлений, на современном языке – законом о судоустройстве, повсеместно должны были быть образованы мировые суды, которые действовали бы на территории судебных участков, по несколько в уезде. В каждом из таких судов должен был работать как минимум один мировой судья, избиравшийся на три года земским собранием, органом местного самоуправления того времени. Одновременно допускалась избрание добавочных мировых судей, заместителей или помощников мировых судей, и почетных мировых судей, которые выполняли некоторые судебные функции безвозмездно. К ведению этих судов относились незначительные  споры имущественного характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках. Например, не приставление подпор к ветхим заборам, появление в безобразном от опьянения виде, травля собаками, не охранение пьяного хозяином питейного заведения. Самым строгим наказанием, которое мог полагать мировой судья, было лишение свободы в тюрьме сроком до 1 года. Проверку законности и обоснованности приговоров и решений мировых судей должны были осуществлять съезды мировых судей. В состав этих съездов намечалось включать всех мировых судей, участковых, добавочных и почетных, работавших на территории конкретного уезда. Им предписывалось, что время от времени они должны собраться и рассматривать жалобы на решения мировых судей. Законность решений съездов мировых судей при определенных в законе условиях могла быть проведена окружным судом.
     Мировые судьи (низшая судебная инстанция) избирались уездными земскими собраниями и городскими думами[7, с. 9].
     Мировые судьи делились на две категории: участковых и почётных [12, c. 41].
     Следом  за ними шли уездные съезды мировых  судий, затем шли окружные суды в  губерниях и межгубернские судебные палаты, которые подчинялись непосредственно Министерству юстиции [12, c. 345].
     Однако  наряду с подготовленностью почвы для судебных преобразований существовали и факторы, ведущие к ограничению реформы. Прежде всего, это оппозиционность пропольски настроенной шляхты западной губернии новой власти. Другим фактором было недостаточное количество русских помещиков на территории края. Поэтому сразу предлагалось ограничить выборное начало при определении мировых судей и присяжных заседателей, что было серьёзным отступлением от принципов судебной реформы[1, c. 35].
     Закон чётко определял юрисдикцию и  подсудность мировых судов [12, c. 42].
     Волостные суды.
     Довольно  распространенными судебными учреждениями были сельские суды, которые назывались также крестьянскими или волостными судами. Их образование предусматривалось принятым 19 февраля 1861 года Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. К этим судам относились, прежде всего, волостные суды, состоявшие из председателя и не менее чем двух членов, которые избирались из числа грамотных домохозяев, достигших 30 лет и соответствовавшие многочисленным требованиям,  в частности, не были судимы, не подвергались порке по решению волостного суда, имели российское подданство и др. Избирались они по многоступенчатой системе: сначала сельские сходы избирались по одному выборщику из ста жителей, а затем эти на своем собрании избирали из числа самих выборщиков председателя и нужное количество членов волостного суда. Срок их полномочий – три года.  Волостные суды рассматривали мелкие имущественные споры и дела о проступках членов сельских общин. Они могли приговорить к штрафу, обязанности загладить вред, причиненный противоправным деянием, аресту до трех суток и розгам. Их приговоры и решения проверялись верхними сельскими судами, состоявшими из председателей всех волостных судов. Эти суды контролировались мировыми судьями – где они были, земскими начальниками, уездными съездами и губернскими присутствиями. Например, приговор, предусматривавший применение розги, мог быть приведен в исполнение лишь с разрешения от земского начальника, который давал согласие на исполнение после проверки законности приговора и состояния здоровья осужденного.
     Все старые суды были закрыты и вместо них открылись новые, действовавшие на совершенно новых основаниях [8, c. 113].
     Окружные  суды.
     Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат. Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены этих судов назначались императором по представлению министра юстиции, который, представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать  назначаемому. К претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и многочисленные требования как образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность репутации и т.д.. Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался.
     В составе окружных судов образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия, в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-где шесть и более. Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлений – дела  о преступлениях, которое не могли рассматриваться местными судебными установлениями. К основному их полномочию относилось  рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Иногда окружные судам приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.
     В зависимости от особенностей конкретного  дела, опасности и сложности преступления закон предусматривал возможность образования коллегий в разных составах. В одних установленных законом случаях дела рассматривались в окружных судах коллегиями в составе трех профессиональных судей, в других - профессиональными судьями с участием сословных представителей, а в третьих - профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.
       Суд  сословных представителей.
     Суд с участием сословных представителей – суд  сословных представителей – был одним из весьма наглядных проявлений непоследовательности судебной реформы 1864 года. "Замахнувшись" на множественность судов создавшихся для "обслуживания" дворян, купцов, ремесленников, крестьян и других сословий, власти не решились полностью изолировать суды от влияния сословных интересов. Были выделены категории преступлений, рассмотрение дел, о которых ставилось под контроль представителей основных сословий. К таким преступлениям относились, например, дела о государственных преступлениях, о "преступлениях по должности". При их разбирательстве к профессиональным судьям присоединялись предусмотренные законом четыре сословных представителя - губернский и уездный предводители дворянства, городской голова и волостной старшина, допускалось некоторое изменение такого состава сословных представителей: в рассмотрении дела мог участвовать не сам губернский предводитель дворянства, а кто-то другой, кому доверялось выполнить эту миссию от имени дворянского собрания. Сословные представители участвовали в вынесении приговоров, пользуясь теме же правами, что и профессиональные судьи: при постановлении приговоров они заседали все вместе и все вместе решали вопрос как о том, виновен ли данный подсудимый в совершении преступления, в котором его обвинили, так и о том, подлежит ли он наказанию, а если подлежит, то какому. Рассмотрение уголовных дел с участием сословных представителей осуществлялось не только в окружных судах, но и в судах других инстанций общих судебных установлений - в судебных палатах и Правительствующем сенате.
     Суд присяжных.
     Суд с участием присяжных заседателей - суд присяжных - значительно более  прогрессивное явление для того времени, чем суд с участием сословных представителей. К середине XIX века, когда велась подготовка российской реформы 1864 года, суд присяжных пережил период своего наибольшего расцвета и признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение к отправлению правосудия представителей народа. Суд присяжных рассматривался как эффективное средство, позволяющее отказаться от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции, как некий катализатор, стимулирующий состязательность судопроизводства, право обвиняемого, подсудимого на защиту, как способ обеспечения презумпции невиновности. Присяжные участвовали при рассмотрении наиболее сложных уголовных дел, по которым уголовное положение предусматривало меры наказания, связанные с лишением или ограничением прав состояния [1, c. 22].
     Суд присяжных – это не просто более  широкое вовлечение представителей общества в отправление правосудия по наиболее серьезным уголовным делам, вместо объединенных в одну коллегию с судьей двух народных – двенадцать независимых присяжных заседателей. Это новая форма судопроизводства, радикально менявшая сущность и содержание всего уголовного процесса. Судья становился беспристрастным арбитром, он больше не был обязан в ходе судебного разбирательства восполнять пробелы и исправлять ошибки следствия. В суде присяжных не связанных профессиональными навыками и привычками, знаниями материалов дела, оценивающих фактическое обстоятельства дела и выносящие на их основе вердикт – виновен или не виновен подсудимый, иной смысл приобретает принцип состязательности, уравниваются возможности сторон, обвинения и защиты, в процессе, подлежат исключению из судебного разбирательства доказательства, добытые в ходе следствия с нарушением закона, через всю процедуру красной нитью проходил принцип презумпции невиновности. Было известно, что суд присяжных успешно функционирует в стабильном обществе, требует высокого профессионализма от работающих в его условиях юристов. Вердикты присяжных могут зависеть от случайных факторов. Присяжные заседатели вправе признать человека невинным при доказанности события преступления и причастности к его совершению подсудимого. Ощущая на себе в повседневной жизни экономические трудности, социальную несправедливость, политическую нестабильность, не будучи связанным профессиональными знаниями, чувством служебного долга, присяжные были вправе выразить в вердикте свое отношение к существующей действительности: оправдывая подсудимого, тем самым они могли обвинять общественный и государственный порядок, власть. Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (2 года)[7, с. 9]
     Таким образом, суд присяжных – это  был институт, меняющий уголовный процесс, исключавший возможность приобщения доказательств, добытых с нарушением закона, гарантировалась нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон. Суд присяжных обозначил серьезные и глубокие перемены в праве. Введение суда присяжных в Российской империи было встречено неоднозначно. Одни восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро. Среди последних были не только консерваторы и реакционеры, но и такие признанные всеми выдающиеся мыслители, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Недостатки суда присяжных проявили себя несколько позже. При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей- профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям, возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д. Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили их к присяге – отсюда их наименование. Дав присягу, они начинали участвовать в разбирательст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.