На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ   работа 
 
 

на тему: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
по дисциплине: Семейное право 
 
 
 
 
 

Исполнитель
студент      
 
 
 

Благовещенск  2011

 
      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      Введение       1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения роди-
         телей
         1.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения           
               родителей
      2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей
        2.1 Усыновление (удочерение) детей
        2.1 Опека и попечительство над детьми
        2.3 Приемная семья
      Заключение
      Библиографический список
      
2 
4 

4 

7
9
14
23
26
29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      ВВЕДЕНИЕ 
 

     В последние годы в России наблюдается  устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК, п. 3 ст. 31 ГК).
     К примеру, в 2001 г. выявлено 128100 детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997–2000 гг. этот показатель составлял соответственно 105534, 110930, 113913 и 123200 детей. Их общее количество составляет около 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т.е. являются сиротами при живых родителях, в этом заключается актуальность выбранной темы.
     Основными причинами увеличения числа детей-сирот  при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.
     Предметом изучения являются дети, оставшиеся без попечения родителей.
     Объектом  изучения – формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
     В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
     Для преодоления социального сиротства  правительством Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов, создана система профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, и контроля за устройством детей, оставшихся без родительского попечения.
     Цель  работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:
    Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;
    Изучить и проанализировать специальную литературу.
     Основное  внимание было уделено изучению семейных форм воспитания детей (усыновление, опека  и попечительство, приемные семьи), так как этим формам отдается безусловное  предпочтение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕ-   
         ЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 
 

     1.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
     Федеральной целевой программой «Дети России»  на 2003–2006 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 г., №732 и ее подпрограммой «Дети-сироты» на 1998–2001 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г., №1207 предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Также многие гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ.
     В Семейном Кодексе (далее СК) общие  положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы и т.д.)
     СК  определено, что защита личных и  имущественных прав и интересов  детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими ряда функций:
     а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
     б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;
     в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
     Органами  опеки и попечительства является одно из подразделений органов местного самоуправления.
     СК (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении подборе детей).
     Несмотря  на то что деятельность других юридических  и физических лиц по выявлению  и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).
     При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.
     Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен федеральным законом от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
     В государственном банке данных о  детях, оставшихся без попечения  родителей, содержится документированная информация об этих детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка, приметы ребенка, состояние здоровья, особенности характера и т.д.).
     Государственный банк данных о детях, оставшихся без  попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина). Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной.
     С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Данные контакты в обход органов опеки и попечительства привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в семью и создали угрозу появления рынка коммерческих услуг по подбору детей для передачи на усыновление или воспитания в иной форме. 
 
 
 
 
 

     2 ФОРМЫ УСТРОЙСТВА (ВОСПИТАНИЯ) ДЕТЕЙ,  БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ             
        РОДИТЕЛЕЙ 
 

     Каждый  ребенок имеет право жить и  воспитываться в семье, насколько  это возможно. Поэтому СК (ст. 123) установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.
     Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания.
     Из  всех видов семейного воспитания наилучшем является усыновление, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанном на родстве.
     Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста только с их согласия). Причем общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения.
     Семейным  кодексом (ст. 123), предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения.
     Помимо  государственных и муниципальных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, могут создаваться в  установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения.
     Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.
     В целях устройства детей, находящихся  в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается  краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до семи суток (не считая времени нахождения в пути).
     Перечень  форм устройства детей, оставшихся без  попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может  быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).
     До  определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать  в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь. В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
     2.1 Усыновление (удочерение) детей
     В Российской Федерации усыновление  является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
     Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет), не могут быть усыновлены.
     Под интересами детей при усыновлении  следует понимать создание для них  благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для  воспитания и всестороннего развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении, максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124 СК).
     СК (п. 4 ст. 124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями – иностранными гражданами.
     Усыновление детей иностранными гражданами или  лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Данные ограничения соответствуют ст. 21 Конвенции о правах ребенка.
     Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
     Как установлено п. 1 ст. 126 СК, учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения. Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» такой учет осуществляется путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который состоит из регионального и федерального банков данных.
     Орган опеки и попечительства изучает  представленные заявителем документы и проводит детальное обследование условий его жизни. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и последующем. Не случайно, что он включен законом в число документов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об усыновлении (ст. 272 ГПК).
     На  основании заявления и приложенных  к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение о его возможности быть усыновителем.
     В соответствии с п. 1 ст. 127 СК усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК), поскольку установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности. Закон (ст. 127 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, в возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей имеются по соответствующим причинам серьезные и веские сомнения.
     Федеральным законом от 27 июня 1998 г. №94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» для усиления гарантий соблюдения законных прав и интересов усыновляемых детей к лицам, которые не могут быть усыновителями, были также отнесены:
     а) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего  усыновляемому ребенку прожиточный  минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).
     б) лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома на праве собственности или на праве найма) для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством;
     в) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. В российском уголовном  праве судимость – юридическое последствие осуждения за преступление, один из элементов уголовной ответственности.
     Итак, право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если они не входят в число  лиц, которым запрещено быть усыновителями. Усыновителями могут быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка. Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей.
     СК  не только требует, чтобы усыновители  были совершеннолетними дееспособными гражданами, но и устанавливает, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128 СК). Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п. 1 ст. 128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.
     К условиям усыновления ребенка закон  относит получение согласия установленного круга лиц:
     а) родителей ребенка или лиц, их заменяющих;
     б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет;
     в) супруга усыновителя, если ребенок  усыновляется одним из супругов.
     В ряде случаев, прямо предусмотренных  законом (ст. 130 СК), допускается усыновление детей без согласия их родителей (если родители неизвестны, недееспособны, лишены родительских прав и т.д.)
     Согласно  ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Именно поэтому их согласия на усыновление ребенка не требуется.
     Не  требуется согласие родителей ребенка  на его усыновление в случаях, если они лишены судом родительских прав. Закон допускает усыновление  ребенка без согласия родителей в случаях, если они: во-первых, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком; во-вторых, уклоняются от его воспитания и содержания; в-третьих, пренебрегают своими родительскими обязанностями по причинам, признанным судом неуважительными. Все три обстоятельства, как следует из содержания ст. 130 СК, должны быть в совокупности.
     В соответствии со ст. 125 СК усыновление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного законодательства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
     По  просьбе усыновителя может быть изменена дата рождения усыновленного ребенка. Время рождения усыновленного ребенка может быть указано ранее или позднее его действительного рождения, но в пределах трехмесячного срока.
     Изменение даты рождения ребенка производится только:
     а) в целях обеспечения тайны  усыновления;
     б) при усыновлении ребенка в  возрасте до одного года.
     В частности, возраст усыновляемого  ребенка может быть изменен: в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье ребенка, возраст которого отличается от возраста усыновленного менее чем на девять-десять месяцев; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка путем изменения даты рождения усыновленного ребенка в пределах установленного трехмесячного срока.
     В целях обеспечения тайны усыновления  может быть изменено и место рождения усыновленного ребенка
     При вынесении решения об усыновлении  суд одновременно должен принять положительное или отрицательное решение по просьбе усыновителей (усыновителя) об изменении даты и места рождения ребенка (п. 2 ст. 135 СК), о чем указывается в резолютивной части решения об усыновлении.
     На  основании полученной копии решения  суда об усыновлении ребенка и  соответственно об изменении даты и (или) места рождения усыновленного ребенка орган загса вносит необходимые изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдает новое свидетельство о его рождении.
     Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (п. 1 ст. 136 СК). В отдельных случаях судом может быть отказано усыновителям в такой просьбе.
     2.2 Опека и попечительство над детьми
     Институт  опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123, 145 СК, п. 1 ст. 35 ГК, ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
     Институт  опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В ГК (гражданском кодексе) нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В СК соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
     Основанием  установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими  по тем или иным причинам родительского  попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.