Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Архитектура Перми XX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА»
(НОУ  ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь 

                Экономический факультет
                Специальность «Финансы и кредит»
                           Кафедра  ______________________ 
             
             
             
             
             
             
             

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                по дисциплине: «  Уральский регион: Культура » 

                Название темы: «Архитектура Перми XX  века» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил(а):
                студент(ка)    II   курса,
                группы    ЭФ - 2010
                Ризванова  Ольга Сергеевна
                                      (ф.и.о.)
                Проверил(а):
                        к.и.н. Кальсина  А.А.        
                                                                                               (звание, должность научного руководителя)
                                                           ___________  ________________
                               (личная подпись)  (расшифровка подписи) 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2011 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………..…….3
Архитектура Перми  XX века…………………………………………..……6
Прогулка по городским горкам……………………………………………13
Под куполом  неба…………………………………………………………..16
От Цирка к  главной площади………………………………………….…..17
Взлет………………………………………………………………….……..19
Королевские номера………………………………………………….…….21
Торговый дом  Ижболдиных…………………………………………….…21
Пермская соборная мечеть………………………………………………...26
Пермский Академический  театр «Театр»………………………………...27
Речной вокзал………………………………………………………………31
Пермская ярмарка………………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………35
Список используемой литературы и источников………………………..37 
 
 
 

 

Введение
      Говоря  об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного  живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново. Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво. Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть — в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной формы. Модерн явился средством преодоления эклектизма и преследовал цель создания современного, нового, универсального синтетического стиля.
Архитекторы модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли  на применение ассиметричных решений  в группировке объемов и архитектурных  деталей. Применялись манерные, абстрактные  и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В раннем модерне легко утрируется форма, применяется порой чрезмерная декорировка. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к более логичным, простым и четким конструкциям. Модерн периода декаданса переходит в свою позднюю стадию. Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, выявлению назначения здания и особенностей стройматериалов. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре. Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов.1
     Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться. Подъем строительства начался с 1924г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре.
     Одно  из главных достижений архитектуры  этого времени — попытки решения  проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность  с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не
Развитие  архитектуры в послевоенное время  осуществлялось подлозунгом «новой архитектуры», вобравшей в себя передовые  направления предыдущих лет, как  универсального «интернационального» стиля, стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.2
     В СССР в послевоенное время в архитектуре  существовала одна глобальная проблема — проблема обеспечения жителей жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в быстрорастущих городах и строительство новых городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации, однообразию в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов (типовые застройки) не только в СССР, но и в европейских странах социалистического блока.
 

Архитектура Перми XX века.
     Формирование  нового сознания, возможность проектирования и строительства целых городов  привели к возникновению невиданных ранее образований. Состоящие, зачастую, из весьма неприглядных домов-«кирпичиков» эти образования несут огромную историческую информацию. Самым ярким примером этого является Рабочий поселок в Мотовилихинском районе, соединивший несколько идей, архитектурных и градостроительных школ. Так, развиваясь из старого заводского поселка в современную «фабрику жизни» он приобрел уникальные черты. Впервые в Перми проектирование и строительство велось не выборочно на маленьких площадках, а целым микрорайоном. Поэтому проект академика Чернышева 1920-х годов и построенные по нему кварталы «социалистического города», хоть и состоят из внешне невзрачных кирпичных параллелепипедов, сообщают нам сведения философского, технического, культурного характера. Продолжением этой истории становится включение в ансамбль уже чисто конструктивистских объектов и дальнейшее развитие микрорайона с привлечением известнейших архитекторов (таких как Х. Майер). Идеи конструктивизма откровенно не соответствуют наиболее распространенному представлению о красоте, но вместе с тем они насыщены эмоциями, стремлением возвеличить человека с его торжествующим разумом. Геометризм, динамика форм в образах конструктивизма заставляют сильнее биться сердца, добавляют энергии. Динамика Дома техники (Политехнический колледж им. Н. Г. Славянова) и звучащий с ним в унисон аккорд Фабрики-кухни (ресторан «Горный хрусталь») создают своеобразный архитектурный «Марш энтузиастов» в сердце рабочей Мотовилихи. И не даром наиболее значимые произведения конструктивизма не только приобретают имена собственные в силу своего назначения, но и закрепляются в сознании людей, в городском фольклоре. «Именных» домов не так и много – Дом чекистов, Дом горсовета, Дом ученых, Дом грузчика.3
     Не  все они в полной мере соответствуют  озвученным выше идеям, но все стали прорывом в строительстве индустриального города – первыми многоэтажками в бывшем чиновничьем, патриархальном городе. Конечно, некоторые из них («семиэтажка», Дом горсовета) разрушили привычный образ города, но они все равно оставались ориентированными на человека с его пропорциями, физическими и эмоциональными запросами, психологией и эстетикой.
     Дома  без всякой архитектуры. В любом большом городе, у которого есть хоть какая-то история, «старая» и «новая» архитектура существуют вместе. Всегда в ансамбле. Только ансамбли бывают разные. Одни – продукт творчества архитекторов и градостроителей. Другие – продукт истории. Со временем любое разностилье, жуткое и нелепое сочетание различных форм переживается и воспринимается жителями как нечто целое, сообразное, необходимое и даже эстетически привлекательное. Просто со временем все эти здания, ограды, ротонды, памятники обрастают мифами, становятся чем-то дорогим, важным. Обретают дополнительный смысл. С точки зрения сугубо профессиональной Пермь не обладает архитектурным единством. Старинные дома можно пересчитать по пальцам. А для того, чтобы увидеть в них архитектурные шедевры, нужно быть горячим патриотом своего города. В общем, их слишком мало, чтобы из них сложилось некоторое ядро городской застройки. Пермь всегда была сугубо провинциальным чиновничьим и мещанским городом. Его обыватели были людьми, как правило, простыми и бережливыми. Место дворянских гнезд занимали заводы. И что с того, что владельцы заводов – люди с громкими фамилиями: Строгановы, Всеволожские, Демидовы? В Перми они не жили и наведывались сюда редко. Жили в городе управляющие, чиновничья мелочь, купцы. Под стать им была и архитектура. Пермские обыватели знали – кто по слухам, кто воочию, – что Петербург – это дворцы и набережные, проспекты и великолепие, но еще лучше знали: перенести все это на Урал нельзя – не по чину и не по карману. Буржуазный расцвет начала XX века обошел город стороной, так что приходится нам восхищаться домом Грибушина, вспоминать про купчиху Любимову. Бесспорно, на фоне «хрущевок» или поставленных «на попа» спичечных коробок-домов эти архитектурные памятники выглядят оригинально. А вот с точки зрения архитектурных стилей XIX столетия подобные здания – ширпотреб, простодушные постройки…
     Старая  пермская архитектура (автор имеет в виду постройки XIX века; более ранние не сохранились после больших пожаров и всевозможных перестроек) разностильна. В начале XX века в Перми с настоящими архитектурными постройками тоже было не слишком хорошо: пожалуй, ни одно здание того времени не вошло в историю российской архитектуры. Новый «ансамбль» – плановая застройка советских времен. Поэтому стиль Перми – это смешение стилей. Главный, конечно, стиль производственный. Лицо Перми советской – заводы, закрывшие Каму от горожан. 4
     Пермь – город, отвернувшийся от Реки. Когда много безвкусия, единого  стиля быть не может. Так что проблемы сосуществования «старой» и «новой»  архитектуры тоже нет. Конечно, архитектурные  памятники можно покрасить, отреставрировать и они будут выглядеть куда лучше современных. Будут что-то оттенять, что-то предъявлять из той жизни. И все-таки образ города создают не они. Его делают девяти-, пятиэтажки и административные корпуса, построенные в советские семидесятые. Вспомним меткое определение Ф. М. Достоевского – «дом без всякой архитектуры». Дело в том, что в XX веке проявлять вкус можно было только в 1920— 1930-е годы. Тогда был Корбюзье и его ученики, и именно в эти годы в Свердловске построены здания, вошедшие во все архитектурные энциклопедии. Пермь в то время была лишь окружным центром. Не было ни денег, ни иных ресурсов для масштабного строительства. А когда Пермь стала областным центром, все архитектурные поиски закончились, и началась типовая застройка, в рамках которой всегда получается то, что получается.5
     Что оказало влияние на Пермь? Автор  пытается выделить то, что отличает его от других подобных городов России. У них есть много одинаковых черт, которые автор подразумеваю как  данность и не выделяю специально. Так что же сформировало наш город? Помимо реки и Татищева? Пермь – традиционно закрытый город с непонятной и неизвестной простому обывателю «оборонкой». Ему не была присуща парадность, и не требовалось делать из него «потёмкинскую деревню». Доминирование промышленных предприятий ещё с «первых пятилеток», усугубленное эвакуацией, породило их приоритет и в пространстве города. Затем сделали плотину. Появилось водохранилище с затоплением территорий. Эксперимент с нехорошими последствиями. Затоплены памятники Усолья. Меняется экология из-за изменения ландшафта. Образовалась опасность подтопления из-за разрушения плотины. Невозможность застройки Камской долины. На определённом рубеже город лишился доминант. Борьба с религией – уничтожение церквей, размещение в них складов, тюрем, конюшен и т. д. Репрессии интеллигенции, в их числе архитекторов, нанесли удар по кадровому составу инженерных работников. Преследованиям подвергалось поголовно население страны, и атмосфера страха укоренилась надолго. Дома из дерева. Большое количество деревянных зданий, уничтожаемых пожарами, грибками, водой и воздухом. Набережная оказалась отрезанной от жилых кварталов. Железная дорога вдоль Камы – постройки начала двадцатого века. Снос целых кварталов исторических зданий в центре и близко к нему с целью массовой (микрорайонной) застройки.6 Строительство бараков для расселения рабочих и служащих в годы великих пятилеток. Строительство стратегически-важных объектов промышленности – 1930-е, 1940-е, 1950-е годы. Сталинское украшательство. Типовое строительство Хрущева, Брежнева и т. д. 7
     Холодные  зимы – сохранение тепла, защита от осадков. Толстые стены. Тройное  остекление, двойные тамбура, пространства для размещения теплоносителя. Огромное количество снега – 320 кг на квадратный метр. Утяжеление конструкций. Наличие  лагерей, много мест, где работают «химики». Криминогенная обстановка. Низкие зарплаты, нищета, малая мобильность населения. Плохие почвы, болота, выработки. Удорожание строительства. Давление промышленных предприятий на инфраструктуру, ухудшение экологии, приоритет промышленности, следующий еще из сталинских установок.
     В чём же необычность Перми? В чём  заключается её уникальность и неповторимость?
       Перми сохранилась застройка  прошлого – двадцатого, и позапрошлого  – девятнадцатого века. Правда, среди  зданий позапрошлого века много деревянных построек, и они быстро разрушаются. Главенство улиц Перми подчиняется тоже особенной логике. Их иерархия различна относительно реки. Застройка перпендикулярных и параллельных к реке улиц различалась. Отражалось это и в их наименованиях: улицы, идущие перпендикулярно реке, носили имена уездных городов, входящих в состав губернии. Они подобно рёбрам примыкали к хребту, которым служила река Кама. Главная артерия города – её природная доминанта – река. Раз есть река, то мелкие водостоки, пробиваясь к ней, прорыли колоссальные овраги, которые как черви выели городскую ткань и нарушили понятную и чёткую структуру. Овраги – рельеф Перми, её особенность. Река же – главная артерия запад–восток. Возможно, это и вена, через которую город получал свою дозу необходимых веществ. Пустота – ключевая категория пермского ландшафта. Город пронизан ею. Квинтэссенция этого явления – эспланада. Ее протяженность около километра. Вообще, все не так однобоко. Пустотность в Перми многообразна и причудлива. Она предстает в виде пустырей – это банально, в виде оврагов – они глубоки, извилисты, разнообразны. Пермская пустота распространилась даже под землю. Старые выработки, шурфы, карстовые и прочие вымоины, геологические сдвиги, и связанные с ними щелеватость и пустотность почвы. Все это подземное дополнение надземной картины. Рассмотрим повнимательнее овраги, так называемые «лога» – в них своя жизнь, они не скучны. Но для города это «зараза», вроде голубей и тополей, это «ублюдочные» территории, в которых нет ни настоящей природы, ни настоящей цивилизации. Они застроены дачными сарайчиками, с вкраплениями «дурацких» особняков на более-менее ровных и больших участках. Самострой.8
     Первой  большой градостроительной работой  в Перми следует считать проектирование архитектором С. Е. Чернышевым в середине 1920-х годов социалистического городка в Мотовилихинском районе (Рабочий поселок). Поселок строили около промышленных предприятий. Сложный рельеф участка и ветровой режим требовали разместить жилье в достаточном, по санитарным условиям, удалении от заводов. Необходимо было отделить его и от района дореволюционной застройки. Выбор пал на сравнительно ровный участок вблизи деревни Горы, расположенный вдоль магистрали, идущей в центр города. Рабочий поселок – принципиально новый по тому времени планировочный организм. Основу жилой застройки составили кварталы благоустроенных многоэтажных кирпичных домов с квартирами большой площади. По конструктивной схеме – это здания с продольными несущими стенами, что позволило создать жилые пространства из двух типов квартир со сквозным проветриванием. При проектировании были учтены ориентации квартир, облучение их солнцем, проветривание внутриквартирных пространств. Вместе с жильем возводились обслуживающие предприятия: фабрика-кухня, гостиница, баня, больница, гараж. К проектированию отдельных зданий города были привлечены крупные советские специалисты. Так, архитектор П. А. Голосов выполнил проект Дома техники. Здание выстроено в стиле конструктивизма. Учебный корпус (техникум), кабинеты, выставочные и лекционные помещения, их внутреннее оборудование определили функциональное построение плана. Здание развернуто на узком, вытянутом вдоль улицы участке. Четкое функциональное деление плана на зоны и форма участка предопределили решение внешнего облика Дома техники в виде двух монолитов, сдвинутых относительно друг друга. Это придало зданию объемность, которую еще более подчеркивало северное крыло, пристроенное перпендикулярно к улице.
     Первые  двухэтажные деревянные дома в Рабочем  поселке будущего соцгородка появились в 1927 году. Однако уже на следующий год началось строительство четырехэтажных каменных жилых домов с большими коммунальными квартирами и маленькой кухней на несколько семей. Кухонные плиты работали на дровах, но в целом отопление и водоснабжение жилых домов было уже централизовано. В 1920-х – 1930-х годах на карте Рабочего поселка появляются важнейшие градообразующие и социальные объекты, ставшие замечательными памятниками архитектуры конструктивизма: Дом техники, ныне политехнический колледж имени Н. Г. Славянова.9
     Значительным  событием в жизни Мотовилихи стало  открытие нового терапевтического корпуса  больничного городка на улице  Грачева. Это большое и сложное  в плане здание имело важное значение для всей теоретической концепции соцгородка. Для полноты картины социалистических преобразований в Рабочем поселке в дореволюционный период отметим постройку профессионального технического училища № 3 (ФЗО) на улице Р. Землячки, д. 11, и общежития на улице Уральской рядом с нынешним цирком. Эти здания также прекрасно отражают эпоху. Примечательно то, что они (как и Дом специалистов) не ориентированы на улицу Уральскую. Дело в том, что первоначально план застройки имел другую сетку улиц и главных магистралей. Однако утвердился тот вариант, который исторически сложился. Главной градообразующей и транспортной магистралью осталась улица Уральская. Вероятно, это решение было принято в связи с тем, что ее роль как основной транспортной линии с центром города только возрастала. В июне 1926 года в Перми появились автобусы.
     Вопрос  слияния Мотовилихи с Пермью становился все более и более актуальным. И такое решение в 1927 году постановлением ВЦИК РСФСР было принято. Однако в 1931 году постановлением Уральского исполкома  Мотовилиха было вновь отделена от Перми. И только с образованием 3 октября 1938 года Пермской области с центром в Перми Мотовилиха окончательно становится районом города. Рост промышленного и культурного потенциала города требовал кардинального осуществления генплана Перми и промышленного района. Поэтому в 1931 году горисполком заключил с Ленинградским институтом проектирования городов (Ленгипрогор) договор о проекте районной планировки. В этой работе должны были получить решение вопросы экономического профиля промышленного узла. Предстояло определить его границы, выявить внутренние и внешние экономические связи, продумать трассировку дорог и характер городского транспорта.
Прогулка  по Городским Горкам
     Покажите  приезжему человеку подробную карту  Перми, и попросите найти центр  города. Скорее всего, он укажет на Городские Горки. Это место, где Пермь в разные времена начиналась и заканчивалась; место, связавшее два мира: патриархальный губернский город и бунтарскую Мотовилиху; место, которому на роду было написано стать центром Перми. Прогуляемся по этому микрорайону, заглянем в его потаенные уголки, приоткроем завесы легенд и слухов. Начнем прогулку на старом трамвайном мостике в Разгуляе. Мост вообще – место особое, соединяющее несоединимые доселе пространства. Завершим путешествие на мосту «Средняя дамба», неподалеку от трамплинного комплекса, где панорама города открывает свой лучший вид – это хорошее место для беседы с городом. Ну что ж, делаем первый шаг навстречу истории. Трамвайный мостик в Разгуляе. Можно не знать многого о Перми, но о том, что история города начинается в Разгуляе, знает, пожалуй, каждый пермяк. Мы с вами – на старом трамвайном мостике, связавшем однажды Мотовилиху с Пермью и навсегда сделавшем их частью одного большого городского организма. Если встать лицом к Мотовилихе, то можно увидеть место, которому народная молва и документальные источники приписывают сакральный смысл. Говорят, что однажды октябрьским днем, за несколько лет до строительства Егошихинского завода, крестьянину деревни Горки явился святой Евстафий Плакида. Святой мученик простер свою руку вдаль и указал в сторону Разгуляя, предсказав, что в будущем это место будет обитаемо и заселено. В память об этом явлении крестьянин установил деревянный столб с иконой, который после был перенесен в первый деревянный храм Перми – Собор Петра и Павла. Вскоре всё так и случилось: на месте, указанном святым, началось строительство Егошихинского медеплавильного завода, давшего жизнь целому городу.
     Обернемся ненадолго и посмотрим на Разгуляй. Откуда такое название? Большинство версий связано с любовью русского народа погулять, «разгуляться» на полную катушку. Говорят, что здесь находился один из первых питейных домов Перми; неподалеку располагались камские пристани, где пропивали свои деньги грузчики. Некоторые исторические строения Разгуляя до сих пор несут следы былого размаха: трамвайное депо, сооруженное в 1917 году, а также двухэтажный особняк, принадлежащий теперь фирме ритуальных услуг. Без сомнения, это самое красивое строение на бывшей Разгуляевской площади. Его нынешнее мрачноватое предназначение чуть приглушает картину «веселящегося» разгуляйского прошлого – но, как это ни странно, подобная близость смерти у колыбели города не производит угнетающего впечатления: даже сейчас, попадая в Разгуляй, вы окунаетесь в неторопливую патриархальную атмосферу старого города, чей уютный жизненный круговорот не боится смерти. Кстати, это едва ли не единственное здание в округе, работающее в бесконечные новогодние и майские праздники. Работает еще, пожалуй, в доме напротив, пункт приема стеклотары и вторсырья.
     Незаметно мы подошли к самому обрыву над  Камой. Именно здесь, вопреки общепризнанному  «Разгуляевскому следу», скорее всего  и начиналась история Перми. Как  пишет исследователь-краевед Б. Кириллов в своей книге «Рассказы о Мотовилихе», «некогда в IX веке в устье речки Ягошихи на высоком берегу, на месте нынешней улицы Красновишерской, располагалось древнее городище ломоватовской и родановской культур – предков нынешних коми-пермяков. В археологии этот памятник известен под названием «Пермская вышка». Просуществовало оно до XV в. … Городище явилось предшественником Брюхановского починка, названного в 1692 г. деревней Егошихой, Егошихинского завода, а затем Пермью». О, если бы только берег здесь был не такой крутой, жизнь деревни Горки могла бы круто измениться. Дело в том, что во времена Екатерины II, когда Пермь превратилась в губернский город, было задумано строительство Кафедрального собора. И изначально этот собор должен был смотреть на Каму с деревни Горки. Однако судьба распорядилась иначе, и Спасо-Преображенский собор (нынешняя Художественная галерея) возвели на горе Слудке. Так Городские Горки впервые лишились возможности стать центром губернского города Пермь. Сегодня это – так называемый «тихий центр» города. Высота горы и вид на реку определили роль района как место для элитной застройки. Хотя, строится этот элитный комплекс (как рассказывают жители местных хрущевок) прямо на шахтах старой горной выработки. Слухи ходят разные. Людей пугает находящаяся рядом высоковольтная линия электропередачи. Пущенная не так давно в эксплуатацию башня – антенная опора, а в народе «Вышка УСИ», тоже окутана легендами: про небывалое излучение, про «заряженную воду», про то, что башня раскачивается на ветру… 10
     Но  до чего красива вышка УСИ в темное время суток! Опоясанная неоновыми огнями башня, инфернальное свечение луны, очертания раскинувшегося во тьме города – вот она, воспетая великим поэтом «ночная мифология Перми» – приобретшая слегка гламурный вид.
     Под куполом неба.
     В начале XX века на высокой Егошихинской горе (примерно там же, где несколько веков назад явился Святой Евстафий Плакида) стоял профессор Казанского университета Слугинов, и наблюдал отсюда солнечное затмение. Говорят, что именно этот факт стал решающим при постройке здесь первого и единственного на Урале планетария. В 1960-х годах строительство планетария было более чем обоснованно. Первый полет человека в космос, тысячи детей, мечтающих стать космонавтами – планетарий был нужен городу. Местность выбирали с астрономической точки зрения: возвышенность с обзором на южную сторону, с которой хорошо виден небосклон. Городская легенда гласит, а старая карта местности (чудом сохранившаяся у методиста планетария Нины Неверовой) подтверждает, что в округе задумывался парк «Городские горки». Представим на минуту, что парк был построен, и попробуем прогуляться по его аллеям. Нижняя граница его могла бы пройти там, где когда-то внизу разворачивался трамвай. Слева и справа нас окружили бы зеленые насаждения (часть из них успели посадить). Мы бы прошли мимо шикарной лестницы. Непременно бы наткнулись на солнечные часы, и вышли на планетарную астрономическую площадку, место которой сегодня занимает департамент агропромышленного комплекса и продовольствия, в народе получивший разнообразные названия: «Ступени», «Дом-лестница», «Мавзолей». Местные жители острят, называя его по-современному «Паруса над Егошихой». По каким-то неизвестным причинам (небесное ли покровительство св. Евстафия?) Агропром не достроили. Но всё же астрономической
     площадки парк «Городские горки» был лишен. Перед открытием в 1968 году планетарий посетили Леонов и Беляев – знаменитые космонавты, почетные граждане Перми. Это было целое событие для города!
     От  цирка к главной  площади.
     Цирк  – своего рода визитная карточка Мотовилихи. Впервые пермяки познакомились с цирком в 80-е годы XIX века, когда в город на гастроли стали наведываться труппы известных тогда циркачей Труцци, Боровского… Регулярные цирковые гастроли в Перми начались в 1905 году – на Дровяной площади (между «Детским миром» и ПГТУ), на рыночной площади в Мотовилихе (ныне площадь Восстания). Цирк служил потехой, в основном, для купечества, рабочего люда, среднего сословия. Наибольшей популярностью пользовалась борьба. В 1932 году одновременно со строительством Рабочего посёлка было построено первое постоянное здание Пермского цирка. Оно сгорело весной 1942 года. С тех пор в Перми почти 30 лет проходили гастроли только передвижного цирка – шапито, раскидывавшего свой шатёр, по разным воспоминаниям, то на месте нынешнего цирка, то на месте площади Дружбы. Современное здание пермского государственного цирка (архитектор Г. В. Напреенко) было открыто в 1971 году. При его строительстве – и это уже не пересуды горожан, а реальный факт – десятками тонн бетона пришлось заполнить пустоту старой горной выработки. Здесь, стоя лицом к площади Дружбы, пришла пора рассказать о том, насколько (согласно комплексному проекту планировки Перми, выработанному в 1928–1929 годах) Городские Горки, соединяющие Пермь и Мотовилиху, были реально близки к тому, чтобы стать официальным Центром Города. Как писала газета «Звезда» 11 августа 1937 года, «нет сомнения, что в недалёком будущем возникнет необходимость в строительстве крупных зданий административно-общественных организаций города. Это будут Дом городского совета, Дом партийных организаций, Дом печати, Дом Красной Армии, Дом техники и проч. Чрезвычайно выгодным для осуществления этого строительства является территория на Городских Горках у берега Камы. Великолепный вид на это место открывается и из Молотово, а особенно с Камы». Так в начале 1930-х годов началось выполнение проекта «Соцгород Горки». Авторами плана были немецкий эмигрант, архитектор Ханнес Мейер и группа специалистов Ленинградского института планирования городов (Ленгипрогор). В ходе строительства успели воздвигнуть несколько жилых домов на улице Землячки и Уральской. Это нынешнее общежитие Славяновского колледжа (справа от Цирка) и «Дом специалиста» (ост. Дворец Ленина). Был заложен фундамент и построен первый этаж Дома Советов (на месте школы № 97, ул. Ким, 90). Однако планы прервала война. После войны заселение города стало вестись не в сторону Мотовилихи, а в южном направлении. Вдоль Героев Хасана, вдоль Сибирского тракта: Владимирский, Крохалевка. Предположения на этот счет ходят разные: возможно, потому что там проходил Казанский тракт (Шоссе Космонавтов) – тогда это была главная дорога на Москву. Плюс огромное количество заводов – люди селились неподалеку в разного рода временном жилье: землянках, бараках, «засыпухах». В Мотовилихе в послевоенные годы был отстроен комплекс зданий, который мы сегодня можем наблюдать напротив Цирка, – большой квартал: от ул. Надежды Крупской до ул. Розалии Землячки. С надеждами же на центральный статус месту пришлось попрощаться на неопределенный срок. Соединению несоединимого на Горках, кажется, подчинено всё. На 122-милиметровое орудие, собранное мотовилихинцами в годы войны и установленное на почетном высоком месте над егошихинским логом уже в мирное время, любят взбираться дети (а иногда и взрослые). В чудесной березовой роще воинского кладбища («Как в раю тут солдатики наши лежат», – сказал один из пермяков) те же дети зимой носятся на лыжах. Вокруг – память: прошлого, войны, детства. Наша следующая остановка будет, пожалуй, самой высокой точкой этой прогулки – гора «Северный склон». Даже если не брать в расчет дела спортивные (а сколько историй существует про пермских горнолыжников!), а просто забраться повыше на гору, то мы поймем, что Северный склон – одна из лучших открытых смотровых площадок нашего города. Вид на несколько районов Перми, на Закамск. Внизу простирается лес, загораживающий от глаз старинное кладбище. Огибающая его речка Егошиха в народе зовется Рубикон – граница, разделяющая «до» и «после»… А тем временем нас ждет центральная площадь Городских горок – площадь Дружбы. Дружба. Так в народе называется этот мини-район в микрорайоне Городские Горки. Можно услышать: «Я живу на "Дружбе"». В своё время здесь раскидывал свой шатер цирк-шапито, и для детворы всей Мотовилихи это был настоящий центр города. В обычные дни это была рыночная площадь. А где рынок – там центр. Неофициальный.
     Взлет.
     Стоя  на мосту, мысленно проводим речку Егошиху  до открывающихся взору трамплинов, расположенных лесенкой. Самый высокий  из них – 60-ти метровый – еще год  назад был на тридцать метров выше. Примерно высота его равнялась соседней новостройке по бульвару Гагарина, 26 – можно прикинуть и оценить, какой площадки мы лишились. «Макушка» трамплина стала представлять опасность для жизни людей. С неё сыпались гвозди и доски, а на реставрацию денег не было – пришлось снести. А прежде девяностометровый трамплин был одной из наивысших точек города. Сюда часто наведывались телевизионщики, чтобы заснять, к примеру, сюжет для прогноза погоды. Здесь наша прогулка подходит к финалу. Высшая точка трамплина – место отрыва – и... мы возвращаемся туда, где всё это время и стояли – на мост «Средняя дамба». Здесь нам открывается современный урбанистический пейзаж, а неподалеку, по слухам, собираются строить новое здание администрации. 11
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.