На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                   Введение
     Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
     Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний на данном этапе отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
     Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.
     Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливо-сберегающим технологиям и снизить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.
   Учитывая  двойственный характер монополистических  объединений, правительства стран  с развитой рыночной экономикой стараются  в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
   Проблемами  монополии и её регулирования занимаются такие экономисты как Розанова Н., Балацкий Е., Авдашева С., Шаститко А.,Ситников П.С., Мельникова Т.А. и многие другие.
   Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.
     Исходя из цели, можно выделить  следующие задачи работы: изучить  причины возникновения монополий,  рассмотреть общие понятия монополий,  их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
    Теоретические аспекты анализа монополии
 
      Понятие и виды монополий
 
   Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой  экономической теории есть даже такое  понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:
    с точки зрения рыночной структуры
    с точки зрения рыночного поведения
    с точки зрения рыночных итогов.
   Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
   Здесь, так же будет уместным привести ещё  одно определение монополии:
   “Монополия  – это такое явление, при котором  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают”.
   Давая же определение монополии с точки  зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама,…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
   Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги  связаны со следующими факторами:
    монопольно высокими ценами;
    ограниченной готовностью монополии к инновациям.[19]
   Но  так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы, необходимо, описать  это понятие более детально.
   Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
   Создание  крупных корпоративных структур и их транснационализация тесно связано с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и в них до недавнего времени видели больше негативного, огранивающего свободную конкуренцию, чем позитивного, способствующего союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
   Так же при анализе монополии важно  учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно» - одно, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов.
   Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности  реализуются в тех случаях, когда  такое ускорения способствует извлечению монопольно – высоких прибылей. Крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упорядочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом, но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут и задерживать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.[16]
   Существует  два способа образования монополий: посредствам капитализации прибыли  или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.
   Важнейшая сторона развития монополий связана  с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. От концентрации производства и капитала постоянно усиливалась необходимость расширения роли банков. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.
   Так как понятие монополии очень  важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, рассмотреть виды монополий.
   Виды  монополий зависят от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют следующие виды монополий: естественная, административная, закрытая, открытая, экономическая.
     Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.[4]
     С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.[5]
     Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
     Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
     Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.[9]
     Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
   Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные  барьеры, защищающие закрытые монополии  от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
   Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт  свой продукт по одной и той  же цене своим покупателям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Положительные и отрицательные стороны монополии. Необходимость регулирования монополии

   Процесс монополизации имеет свои положительные  и отрицательные стороны.

   Положительные стороны монополии:

    эффективность производства. Отношение общества и государства к различным формам  несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны.  С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного  положения  на рынке,  что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов.  Монополия,  безусловно,  снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции. С другой же стороны,  существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что и  позволило  им  завоевать господствующее положение на рынке (кроме,  однако,  "естественных монополий",  не всегда по праву получающих  доступ  к той или иной деятельности на рынке).  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок. Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий  в обеспечении  научных исследований и опытно - конструкторских разработок.  Практика свидетельствует,  что  многие  крупные открытия  в  науке и технике осуществляются сравнительно небольшими,  так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть)  компаниями.  На  этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft,  имевшая в 1981 году численность  100 сотрудников в США,  ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах,  рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.). Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить ресурсы.  Так,  повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК  крайне  негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности.  Лишь использование крупными компаниями  результатов научных исследований позволило перейти к топливо-сберегающим технологиям и снизить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод,  мгновенно ставший известным завод холодильников  "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым  сдерживая спад производства и безработицу. Учитывая двойственный характер монополистических объединений,  правительства всех стран с капиталистически ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
    Влияние на  конкуренцию. Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
    Снижение цен. Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.[18]
    Развитие малого и среднего бизнеса.
   В США мелкими и средними фирмами  производится около половины валового национального продукта (ВНП), они  создают больше половины рабочих  мест. Их продукцию закупают крупные  монополии, предпочитающие не рисковать  при освоении новинок науки и  техники. Таким образом, монополии  содействуют развитию малых предприятий.
   Отрицательные стороны монополии:
    Влияние на рыночные отношения. Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.
   Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация  к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции  производства, что в конечном итоге  приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия  тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя. В нашей стране исследования проблем монополии и путей ее ликвидации находятся на первоначальном этапе. Отсутствуют какие- либо масштабные работы по данной проблеме.
    Монопольная цена. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря  - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении. Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества. Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции. Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.[9]
   Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно  отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию  книгоиздательства на реализацию учебников  и т.д.
   Монополии стремятся также быть единственным  покупателем определенного продукта. Искусственно ограничивая на какое-то время свои закупки, они добиваются того, чтобы предложение товаров ей стороны продавцов превышали спрос со стороны монополий. Это  позволяет устанавливать монопольно низкие цены, уровень которых не достигает общественно необходимых  затрат труда. В этом случае монопольный доход представляет разницу между стоимостью (или равновесной ценой товара) и монопольно низкой ценой. Другими словами, он является   вычетом из нормального дохода продавцов. Именно  таким путем происходит ограбление  капиталистических предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки:  иностранные монополии,   закупают у них дешевое сырье, монополии добиваются такой   динамики цен, чтобы увеличивался разрыв между ценами  на   продаваемые и покупаемые товары, именуемый  «ножницами цен».
   В  нашей стране «ножницы цен» использовались в период индустриализации и технического перевооружения промышленности. Государство  устанавливало относительно высокие  цены на промышленные товары и низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, что   нанесло большой ущерб экономике села. Высокий уровень монополизации во всех сферах народного хозяйства противодействует созданию механизма рыночного ценообразования. Это наглядно проявилось в условиях либерализации цен, которые оказались на словах свободными, а на деле монопольными, которые вышли из-под контроля.[16]
   При несовершенной конкуренции экономика теряет множество положительных черт и качеств, свойственных ей при конкуренции совершенной. Существование рынков несовершенной конкуренции (в первую очередь монополий и олигополии) обуславливает и недопроизводство, и завышение цен, и неэффективное производство, и т. п. Так, по приблизительным оценкам, потери, связанные с деятельностью монополий и олигополии, составляют, например, для США порядка 0,5—2 % производимой в обществе продукции. Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC (Рисунок 1).[10] 

   
     S?ABС= S?ACE+ S?BCE, где S?BCE — потери излишка потребителя (ренты потребителя), которые возникают вследствие существования монополии, причем это прямые потери, которые никому не достаются — ни монополисту, ни потребителям. S?ACE — потери излишка производителя (ренты производителя, которая также никому не достается).
   Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с  плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную  опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.
   Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости  их сглаживания государством посредством  регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование  направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Подчеркнем, что в большинстве случаев  речь идет не о борьбе с монополиями  как таковыми, а именно об ограничении  монополистических злоупотреблений.
   Наиболее  простым способом предотвращения негативных последствий монополий может  показаться вариант простой демонополизации  — путем принудительного дробления  крупной компании на несколько мелких фирм. В этом случае монополизированная отрасль превращается в конкурентную. На самом деле такой вариант в большинстве случаев невозможно реализовать, поскольку подобным преобразованиям будет препятствовать положительный эффект масштаба производства. Иными словами, мелкие фирмы не смогут производить данный товар столь же эффективно (с наименьшими издержками), как это делает крупная компания (в данном случае речь идет об естественных монополиях).
   Одной из основных мер антимонопольного регулирования  становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что  сегодня нет ни одной страны, где  бы отсутствовало антимонопольное  законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее, некоторые его общие черты выделить можно:
   • обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение  производства и торговли каким-либо товаром;
   • запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияниями фирм;
   • запрещается так называемая ценовая  дискриминация потребителей по какому-либо признаку;
   • запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка  какого-либо другого;
   • запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции  в отрасли;
   • запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными  компаниями, конкурирующими на рынке (здесь  речь идет о переплетении с конкурентами, носящим характер сговора);
   • запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках  одной фирмы;
   • разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;
   • прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление Предприятия-монополиста  на множество самостоятельных конкурирующих  фирм (в случаях, когда это возможно сделать).[14]
   Применение  тех или иных мер антимонопольной  политики зависит от каждого конкретного  случая. Если давать общую оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная  практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а  также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая — в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.
   Особо подчеркнем, что выше речь шла о  формах государственного регулирования  искусственных, или предпринимательских, монополий. Такая монополия возникает  обычно в отраслях, где функционирует  единственный производитель, не обладающий повышенной эффективностью по сравнению  с конкурирующими фирмами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Эффективность регулирования монополии  в России
 
      Недостатки  антимонопольного регулирования  в России
 
   Естественно, любое, даже сколь угодно развитое антимонопольное  законодательство не свободно от недостатков. Некоторое проблемы, связанные с  неэффективностью антимонопольной  политики вне зависимости от особенностей национального законодательства, а  также механизмов, обеспечивающих его  соблюдение, были суммированы Р. Крэндаллом и К. Уинстоном. В их числе:
    слишком большая длительность судебных процессов по антимонопольным делам (проблема дисконтирующих эффектов, особенно в специфических во времени видах трансакций);
    большие трудности с определением мер, которые предотвращали бы негативные последствия монополизации, что отчасти связано с проблематичностью идентификации соответствующих шагов для того или иного случая;
    значительные издержки разграничения слияний (сделок экономической концентрации), повышающих эффективность использования ресурсов, и слияний, ограничивающих конкуренцию, ведущих к снижению благосостояния потребителей;
    сложности, связанные с формулированием и реализацией мер антимонопольного регулирования в условиях «новой экономики», которая характеризуется динамичной конкуренцией, быстрыми технологическими изменениями, высоким значением интеллектуальной собственности;
    существенное влияние политической составляющей на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства (в том числе злоупотребление правом);
    неширокое поле для антимонопольной политики, если учесть силу рынков в развитии конкуренции и блокировании антиконкурентных злоупотреблений.[2]
   Проблемы, связанные с разработкой и  применением антимонопольного законодательства, обусловлены рядом обстоятельств, которые далеко не всегда являются прямым отражением столкновения различных  групп интересов. Цель антимонопольного законодательства – предотвратить  ограничивающие конкуренцию действия. Однако уже в самой постановке вопроса содержится несколько проблем. Общая для хозяйственного законодательства в системе кодифицированного  права проблема состоит в необходимости  совместить богатство хозяйственной  практики, которую должны регулировать нормы законодательства, с юридической  четкостью и точностью самих  норм. Но в аспекте разработки антимонопольного законодательства есть своя специфика.
     Во-первых, само понимание конкуренции, а, следовательно, и антиконкурентных действий, допускает различные интерпретации. Если использовать понимание конкуренции исключительно как «процесс открытия новых способов использования ограниченных ресурсов», то многие действия, признаваемые в большинстве стран незаконными, сложно будет отнести  к антиконкурентным. Возьмем, например, отказ монополиста – оператора газопроводного транспорта предоставить возможность использовать газопровод независимому поставщику газа. Строго говоря, монополист не создает препятствий строительству альтернативного газопровода или изобретению альтернативного способа транспортировки газа, поэтому и антиконкурентным это действие назвать нельзя.
   Во-вторых, хозяйственная практика, оказывающая  отрицательное воздействие на конкуренцию, многообразна, поэтому законодатель вынужден группировать возможные антиконкурентные действия. Закон не может содержать исчерпывающий перечень всех возможных действий участников рынка и поэтому применяющие закон органы всегда стоят перед сложной проблемой квалификации поведения продавцов.
   В-третьих, хозяйственная практика, оказывающая отрицательное воздействие на конкуренцию, может одновременно положительно влиять на эффективность. Так, соглашение компаний о совместных исследованиях и разработках и их последующем использовании, безусловно, может не только повышать эффективность инвестиций  в разработки, но и ограничивать при этом конкуренцию на рынке конечной продукции. Не менее показательным является пример с вертикальными ограничивающими контрактами. Например, предписание в контракте рамок цены перепродажи со стороны производителя может ограничивать конкуренцию, не может и стимулировать неценовую конкуренцию между участниками рынка. Поэтому антимонопольное законодательство в большинстве случаев предусматривает сопоставление антиконкурентных эффектов хозяйственной практики с положительным воздействием этой практики на эффективность в рамках так называемого «взвешенного подхода» в отличие от применения закона «по букве».
   Однако  здесь возникает  существенная проблема, связанная с издержками правоприменения. Практически любая хозяйственная  практика, ограничивающая конкуренцию, сопровождается каким-то дополнительными выигрышами. Требование сопоставлять  положительные и отрицательные эффекты хозяйственной практики в каждом случае обусловливало бы слишком высокие издержки участников правоприменения – рыночных агентов, судов и антимонопольных органов. Поэтому законодатель вынужден проводить границу между теми типами хозяйственной практики, которые анализируются в рамках «взвешенного подхода», и теми, к которым закон применяется «по букве». Как правило, в последнем случае законодатель утверждает не то,  что хозяйственная практика  никогда не может сопровождаться положительными эффектами, а то, что сопоставление положительных и отрицательных эффектов в каждом конкретном случае окажет худшее воздействие на благосостояние, нежели её запрещение. Стремление ограничить сферу применения «взвешенного подхода» связано и с тем,  что анализ влияния конкретной хозяйственной практики на конкуренцию требует значительных экспертных ресурсов, а выводы такого анализа  всегда носят  предположительный характер. Кроме того, в ряде случаев это обусловлено и желанием ограничить  «поле свободы» органов исполнительной власти как источник коррупции.[7]
   Таким образом, ни одна система норм,  нацеленных на защиту конкуренции, и ни один антимонопольный  орган не могут полностью  избежать в своей деятельности так называемых ошибок первого и второго рода: признания законной практики, ограничивающей конкуренцию и не компенсирующей  при этом потери  благосостояния,  с одной стороны, и признания незаконной практики, которая не ограничивает конкуренцию либо компенсирует потери благосостояния – с другой. Целью дизайна законодательства может быть лишь минимизация подобных ошибок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Эволюция антимонопольной политики в современной экономике
 
   Появление хозяйственных объединений различного масштаба, укрепление деловых связей между некоторыми представителями  бизнеса, косвенная, а в некоторых  случаях и прямая поддержка со стороны государства, реализация схем монополизации и концентрации капиталов  искажают необходимую справедливую составляющую конкурентного рынка. Государство, как верховный арбитр национальной экономики, вмешивается  в рыночное функционирование с тем, чтобы устранить превосходство, в главной степени, искусственного, хищнического, заговорщицкого характера  отдельных участников конкурентной, монопольной гонки за прибылью и  восстановить паритет социально-экономической  ответственности бизнеса перед  обществом, интересов потребителя  и производителя.
     В России проблема защиты конкуренции активно стала обсуждаться с момента начала проведения перестроечных реформ и развала СССР. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности  на товарных рынках» 1991 г. положил основу  демонополизации «молодого» рынка России. Разрабатывался закон на основе опыта,  накопленного США и странами ЕС, а также национального законодательства начала века, периода формирования крупных хозяйственных структур.[1]
   Реально оградить конкуренцию от монополистической  дискриминации не получилось. Монополистические  объединения в сырьевых отраслях и сферах услуг, имея сильную  поддержку  со стороны власти, лоббирующей интересы «большого бизнеса», уходили от наказаний  в первые годы структурных реформ России.
   Затем с целью развития конкуренции в национальном масштабе принимается федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  главными целями которого стали: контроль за доминирующими  компаниями отраслей (доминирующее положение может занимать компания с долей рынка не более 35%, а также не в доминирующем  положении может находиться компания  с долей рынка  более 50%); развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции; ограничение, регулирование и пресечение деятельности  существующих монополий, жесткий контроль за появлением новых; недопущение дискриминации цен, установления монопольно низкой и высокой цены; защита прав потребителей; осуществление государственной и муниципальной помощи.[17]
   Институциональная среда антимонопольного регулирования  также дополнилась законами №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», №38-ФЗ «О рекламе», №147-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», №94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд». Все перечисленные  акты по средствам процесса унификации законодательства, направленного на построение,  защиту и развитие конкуренции  на национальном рынке РФ, устанавливают  правила  делового поведения хозяйствующих  субъектов независимо от отрасли, размеров бизнеса, страны юридической регистрации, доли рынка и т.д.
   Огромное  внимание уделялось опыту США  и стран ЕС в генерации антимонопольного «порядка», которые очень активно  к тому времени реализовали стандарты  защиты конкуренции и недопущения  монополистической дискриминации  рынков.
   Примером  действенности конкурентного  законодательства может быть дело «Microsoft», в котором эта американская компания обвинялась Комиссией по конкуренции ЕС в доминирующем положении и ограничении справедливой конкуренции. За противозаконные действия «Microsoft» заплатила 1,7 млрд. евро. В 2007 г. в союзный бюджет Европы  было привлечено 3,3 млрд. евро (4,75 млрд. долл.) за счет штрафов с нарушителей антимонопольного порядка.
   В РФ антимонопольное регулирование  находится в зачаточном состоянии  в силу различных причин, одной  из которых является лоббирование в  правительственных кругах интересов  крупного бизнеса, другой же – несовершенство конкурентного законодательства. Не всегда и все корпорации несут ответственность за ценовую дискриминацию, за злоупотребление доминирующим  положением на рынке, за недобросовестную конкуренцию, за обман потребителей.
   Не  функционирует система гибкой и  своевременной реакции на нарушение  конкурентных отношений. Усугубляется  это связью бизнеса и власти, их общих интересов. Страдает, в первую очередь,  малый и средний бизнес, отсюда вытекает проблема инновационного застоя, сжатия объемов предпринимательского капитала в масштабах всей страны,  рентабельность увеличивается  не за счет сокращения себестоимости и  роста производительности труда, а за счет проворности монополистического механизма.
     Национальная конкурентоспособность хромает, что позволяет импортным товарам успешно конкурировать на внутреннем национальном рынке России и не дает повода даже помышлять о конкуренции товаров нашего реального сектора экономики на внешних рынках.
   Лишь  в последние годы создались прецеденты наказуемости за нарушение закона «О  защите конкуренции». Рекордные штрафы по национальным меркам в разы отличаются от западных: «ЛУКОЙЛ» заплатит 1,4 млрд. руб., а «Роснефть» - 1,5 млрд. руб.
   Зачатками глобальной системы мер по контролю за деятельностью монополий можно считать антитрестовское законодательство США начала CC в. Затем необходимость в упорядочивании конкурентных отношений возникла у стран ЕС в середине CC в., чье антимонопольное законодательство опиралось на опыт США. Еще через сорок лет новая Россия начала структурную перестройку экономики, формат которой «подстегнул» развитие законодательной регламентации деятельности монополизированных компаний, оставшихся в наследство от предыдущей системы планового управления и административного хозяйствования.
   Осуществлялась  глобальная преемственность регулирования  монополистических структур в рамках национальных рынков. Учитывались  историко-географические  и социально-экономические  особенности при выборе вектора  развития антимонопольной политики, а также брался в расчет опыт пионеров в данной области – США и  Европы. Проводился анализ, проектировались  последствия, что привело к избранному построению подхода к поддержанию  конкурентных отношений.
   Сложившиеся в периоды становления антимонопольной  политики жесткие и строгие подходы  к деятельности монопольных и  потенциально монопольных структур впоследствии начали принимать курс на либерализацию в мировом масштабе в той или иной её степени в  различных государствах. Это обусловлено, прежде всего,  развитием мирового и региональных  рынков, усилением  конкуренции из-за рубежа и внутри стран, повышением национальной конкурентоспособности.
   Также стоит отметить, что на стадии экономической  глобализации общества протекает постепенной  процесс становления единого  подхода (унификации) к антимонопольной  политике. На данном этапе провайдерами этой тенденции являются транснациональные  компании.[15]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Совершенствование форм и методов  регулирования монополии
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.