На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рентабельность и прибыль предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 
 

     Прибыль и рентабельность одни из основных экономических показателей оценки хозяйственной деятельности предприятий.
     Основная  задача торгового предприятия –  закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
     Результат деятельности предприятия оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
     Прибыль, как экономическая категория, характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
     За  счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организаций, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
     Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что организация акционерной, арендной, частной или другой формы предпринимательства, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
     По  прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций.
     Но  не всегда прибыль может дать характеристику эффективности деятельности того или иного предприятия. Более точные сведения об эффективности дают показатели рентабельности, которые характеризуют прибыльность финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Зная уровень рентабельности, инвестор может рассчитать ту прибыль, которую он может получить, инвестируя его.
     Актуальность  темы изучения прибыли и рентабельности заключается в том, что экономическая ситуация в стране постоянно меняется и с тем самым меняется и роль прибыли. Нестабильность рыночных отношений, несовершенство налоговой системы, постоянно меняющиеся нормативные акты – те условия, которые в настоящее время характеризуют экономическую ситуацию в стране. Существование торгового предприятия и его развитие  обусловлено использованием собственных заработанных средств. Поэтому большое значение имеет исследование закономерностей формирования основного источника дохода предприятия – прибыли и оценки эффективности его работы, то есть рентабельности.
     Целью же курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ прибыли и рентабельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики. 

 

     
     I. Теоретическая часть 
 

     1.Экономическая сущность прибыли и её функции 
 

     Эффективная работа предприятий - важнейшее условие  благосостояния нации и процветания государства. Ведь предприятия являются основными налогоплательщиками, пополняют доходную часть государственного и местных бюджетов.
     В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения прибыли. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации  товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом,  в течение которого происходит это обесценивание.
     Прибыль сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый – экономист Самуэльсон прибыль определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию [1]. 
     С развитием рыночных отношений все  чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством). 
     Все вышеназванные источники связаны  между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам  будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя  стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности  и даже к банкротству.
     Внедрение инноваций как источник прибыли  предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.
     Продолжительность притока прибыли от внедрения  инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.
     Бывают  ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и  убытка пассивна. Такие ситуации порождены характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).
     Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями  и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
     Прибыль характеризует производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.
     Прибыль – это особый систематически воспроизводимый  ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.
       Сущность рассматриваемой экономической  категории заключается в том,  что необходимый уровень прибыли  – это:
     - основной источник текущего и долгосрочного развития организации;
     - главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
     - индикатор кредитоспособности организации;
     - главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
     - индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
     - гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.
     Однако  финансовым результатом может выступать  не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких  затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса.
       В упрощенном виде прибыль -- это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской  (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.
     Получение наибольшей прибыли является мотивационным  стимулом для:
      - повышения заинтересованности  предприятия и трудового коллектива  в эффективном хозяйствовании, так как от конечных результатов зависят доходы предпринимателей и работников;
     - конкуренции между хозяйствующими  субъектами; в этой борьбе побеждает наиболее финансово устойчивые и рентабельные предприятия, способные при необходимости расширять свою деятельность, маневрировать своими ценами
     Следовательно, в рыночных условиях успешно развиваются  лишь те предприятия, которые руководствуются в своей деятельности мотивом максимизации прибыли. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и концернов (холдингов).
     Прибыль как важнейшая категория рыночной экономики выполняет ряд функций:
     - Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия. От размера прибыли зависит доля доходов учредителей и собственников на вложенный капитал, размеры дивидендов и других доходов. От величины прибыли зависит рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала в целом и каждой акции в отдельности.
     - Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Именно за счет прибыли предприятием может производиться: премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования; выплата материальной помощи; оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством; выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия; предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания; оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи. Однако иногда стимулирующая функция начинает играть негативную роль в деятельности предприятия. Это бывает в том случае, когда стремление получить максимальную прибыль превращается в самоцель для предприятия. При этом для достижения данной цели часто используется применение недопустимых методов, таких как необоснованный   рост   цен,   увеличение   выпуска   более   дорогой    высокорентабельной продукции вместо низкорентабельной, но имеющей спрос у покупателей. Кроме того, иногда в ущерб производственному и социальному развитию предприятия большая часть чистой прибыли направляется на увеличение оплаты труда, премирование работников, то есть в фонд потребления, а не в фонд накопления. Все эти негативные моменты приводят к ухудшению экономической ситуации в стране, росту темпов инфляции, снижению эффективности производства.
     Таким образом, стимулирующая функция  прибыли имеет двойственное воздействие на   хозяйственную   деятельность предприятия.
     - Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником благотворительной деятельности фирмы, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи некоторым категориям граждан.
     Говоря о функциях прибыли, нужно упомянуть, что она является главным источником возрастания рыночной стоимости организации. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной фирмой прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно, и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
     Так же прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим от угрозы банкротства. Хотя угроза банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности организации, но при прочих равных условиях фирма намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. За счет капитализации полученной прибыли фирма может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать резервные финансовые фонды. 
 

2.Виды  прибыли и факторы, влияющие на её формирование 
 

     Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
     Прибылью  для торговли служит разница между  продажной ценой товаров и  ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
     Виды  прибыли в зависимости от источника  формирования представлены на рисунке 1.
     

     Рисунок 1.Виды прибыли в зависимости от условий её формирования.
     - Валовая прибыль.
     Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации товаров, продуктов, работ и услуг и  их себестоимостью. Под выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг понимается объем товарооборота за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей, а под себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг - покупная стоимость проданных товаров. Валовая прибыль, отраженная в отчете о прибыли и убытках, по существу представляет собой величину валового дохода от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
     Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
            , (1)
       где ВР – выручка от реализации;
     С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.
     - Прибыль от реализации товаров (или прибыль от торговой деятельности).
       Прибыль (убыток) от реализации  товаров определяется как разность  между валовым доходом от реализации  товаров (без учёта налога на  добавленную стоимость) и ИО. Фактически, прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) является финансовым результатом от основной деятельности предприятия, которая осуществляется в любых видах, в установленном законом порядке. Если предприятие имеет несколько видов деятельности, то финансовый результат определяется по каждому виду деятельности отдельно.
     Прибыль от реализации товарной продукции в  общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение  объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо; тарифы на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.)
     В формульном виде прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) можно представить так:
            , (2)
     где Пвал – валовая прибыль;
     ИО  – издержки обращения.
     - Прибыль до налогообложения.
     Прибыль до налогообложения с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Эта прибыль на практике отражает экономическую категорию “прибавочная стоимость”, которая и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом. На прибыль до налогообложения влияют все факторы определяющие прибыль от продаж и дополнительно факторы изменения прочих финансовых результатов [2]. Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
            , (3)
     где Ппр- прибыль от реализации продукци;
     Прд-прочие расходы;
     Прр – прочие расходы.
     Операционные  доходы и расходы – это поступления и платежи банков, компаний, предприятий, связанные и обусловленные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам, поступление арендных платежей, комиссионные сборы и другие денежные поступления. Операционные расходы включают денежные затраты на производство товара, его продажу, управление компанией, выплату процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплату налогов, административные и прочие расходы.
     Внереализационные доходы и расходы - часть доходов и расходов организации. Внереализационными доходами являются: 1. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; 2. активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; 3. поступления в возмещение причиненных организации убытков; 4. прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; 5. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; 6. курсовые разницы; 7. сумма дооценки активов; 8. прочие внереализационные доходы. Внереализационными расходами являются: 1. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; 2. возмещение причиненных организацией убытков; 3. убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; 4. суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; 5. курсовые разницы; 6. сумма уценки активов; 7. перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; 8. прочие внереализационные расходы [3].
     - Чистая прибыль.
     Чистая  прибыль -- это та часть прибыли до налогообложения, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
             (4)
     где Пч – чистая прибыль,
     Пн – прибыль налогооблогаемая.
     Чистая  прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.
     Чистую  прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:
     - Фонд накопления (реинвестируемая прибыль) используется на развитие предприятия, создание резервного фонда, инвестирование и др.
     - Фонд потребления используется для выплаты владельцам, акционерам, материальные поощрения персоналу по результатам работы, решения социальных проблем, благотворительность [4].
     Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни - положительно, другие - отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
     Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.
     Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль.
     Наряду  с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.
     Внешние и внутренние факторы тесно связаны  между собой. Но внутренние факторы  напрямую зависят от организации  работы самого предприятия.
     Важным  фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли.
     Другим  существенным фактором является применяемый  порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени.
     Также очевидно, чем большей суммой оборотных  средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия.
     Следующим значительным фактором, тесно связанным  с ценообразованием, является уровень  издержек обращения. Известно, что при  неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.
     Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы. 
 
 
 

3.Рентабельность  как показатель эффективности работы торгового
предприятия 
 

     Коммерческая  деятельность любой торговой организации  должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты.
     Прибыль - это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
     Для оценки эффективности работы организаций  недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности  той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель -  уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные  по своим аналитическим возможностям.
     Рентабельность  – это обобщающий показатель, характеризующий  качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы  получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.
     Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.
     В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.
     Повышение рентабельности по понятным причинам является целью любого
     предприятия. Пути повышения рентабельности вытекают из её определения. Следует отметить, что если повышение некоторых  других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (прибыль, выручка, объём производства и др.) может осуществляться как экстенсивными (количественными), так и интенсивными мерами, то пути повышения рентабельности – это в основном интенсивные меры, которые в большей мере направлены на улучшение качества производства. К таковым можно отнести:
     - Расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции;
     - Уменьшение затрат путём внедрения новых, ресурсосберегающих  техник и технологий;
     - Рациональное использование материальных, трудовых и иных ресурсов;
     - Рост производительности труда;
     Значимость уровня рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
     Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового  положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев -  это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.
     Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к организации других  потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает.
     Кредиторов  и заемщиков денежных средств  уровень рентабельности  и его  изменение интересует с точки  зрения реальности получения процентов  по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности  клиента  и возможностей для дальнейшего его развития.
     Динамика  рентабельности организаций изучается  также налоговыми службами, фондовыми  биржами, профессиональными  ассоциациями.
     Таким образом, рентабельность является одним  из основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.
     К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:
     - Рост объема производства продукции;
     - Снижение ее себестоимости;
     - Сокращение времени оборота основных производственных фондов и        оборотных средств;
     - Рост массы прибыли;
     - Лучшее использование фондов;
     - Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;
     - Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.
       Для достижения высокого уровня  рентабельности необходимо планомерно  и систематически внедрять передовые  достижения науки и техники,  эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды. 
     В зависимости от целей расчета  рентабельность торгового предприятия  определяется посредством процентного отношения прибыли к показателям товарооборота, издержек обращения и так далее.
     Расчет  общей экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется по формуле:
            , (5)
     где Рп – общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;
     П – сумма прибыли (валовой или чистой);
     ТО – объем товарооборота. 
     Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам.
             К внешним факторам относятся:
     - природные условия;
     - государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.;
     - политическая стабильность;
     - состояние экономики;
     - демографическая ситуация;
     - конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
     - темпы инфляции;
     - ставка процента за кредит.
     Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать  значительное влияние на величину прибыли.
       Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
     Экстенсивные  факторы воздействуют на процесс  получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и  предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.
     Интенсивные факторы воздействуют на процесс  получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
     К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и  природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др.
     При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все эти  факторы находятся в тесной взаимозависимости [5].
     Для оценки эффективности работы предприятия только показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, то есть основных производственных фондов и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше.
     В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и так далее.
     Наиболее  распространенными в практике отечественных  торговых предприятий показателями рентабельности  являются рентабельность продаж, рентабельность основных производственных фондов(капитала) и рентабельность продукции .
     1.Рентабельность  продаж (товарооборота).
     Наиболее  распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
     Рентабельность  продаж рассчитывается по формуле
     
                          
                   (6)                                           

     В экономическом анализе этот показатель характеризует норму общей прибыльности.
     Использование данного коэффициента позволяет  сделать некоторые выводы о поведении  компаний в области ценообразования и их способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
     Показатель  рентабельности продаж может служить  ориентиром в оценке конкурентоспособности предприятия: снижение рентабельности товарооборота означает, как правило, падение спроса на товары. Следовательно, добиться роста рентабельности можно либо повышением цен при неизменных издержках, либо снижения издержек при сохранении цен.
     Для оценки рентабельности товарооборота  лучше использовать показатель прибыли  от реализации товаров, поскольку он напрямую зависит от изменения объема товарооборота. Показатель рентабельности продаж применяется в процессе внутрифирменного планирования прибыли от реализации товаров, так как торговая надбавка должна обеспечивать не только покрытие всех издержек, но и получение известной прибыли.
     Следует, однако, иметь в виду, что величины этой теоретически «нормальной» прибыли и фактической чистой прибыли совпадают сравнительно редко. Кроме того, принимаемая компанией «норма» прибыли зачастую диктуется рыночными условиями, а не выбирается произвольно.
     2. Рентабельность основных производственных фондов(капитала).
     В определении рентабельности деятельности предприятий приоритетным направлением является изучение показателей результативности использования инвестированного капитала, поскольку уровень рентабельности продаж, исчисленный с любой точки зрения, не дает оценки эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия, для достижения желаемого результата (прибыли).
     
  (7)

     Коэффициент рентабельности активов (return on assets – ROA) показывает способность компании использовать оборотный и необоротный капитал и сколько единиц денежных средств необходимо предприятию для получения единицы прибыли. При сравнении с общеотраслевыми показателями коэффициент применяется для определения конкурентоспособности компании. В активы включаются средства как собственников предприятия, так и кредиторов.
      Коэффициенты рентабельности собственного и заемного капитала показывают эффективность использования собственного и заемного капитала, т.е. сколько единиц прибыли получено компанией за счет собственных и заемных средств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.