На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..2 

Глава1.Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..5
§1.1.Понятие Конституционного Суда РФ……………………………………..5
§1.2  Правовые позиции Конституционного Суда……………………………..9
§1.3. Статус Судьи Конституционного Суда…………………………………11 

Глава2.Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.............................................................................14
§2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ………………………………14
§2.2.  Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ………..16
§2.3. Организация  деятельности и структура Конституционного Суда РФ…19
§2.4. Процедура  рассмотрения дел в Конституционном  Суде Российской Федерации………………………………………………………………………24 

Заключение  ………………………………………………………………………27
Список  используемой литературы……………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     На  переходном этапе современного развития Российской Федерации в рамках процесса демократических преобразований происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства. Значимый вклад в этот процесс вносит суд, роль которого в правовом государстве сводится не только к отправлению правосудия, но и участию в правотворческой деятельности.
     В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально  новый конституционно-правовой институт - Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля.Учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции Российской Федерации в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права, и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.
     Такое соединение противоположных конституционных  установлений было выражением не социального  компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а  незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.
Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы - социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», развивающий положения статьи 125 Конституции Российской Федерации, принят Федеральным Собранием в 1994 г. Он стал первым Конституционным законом после вступления в силу Конституции 1993 г.
     И это знаменательно, так как Конституционный Суд - орган, который призван обеспечить эффективную охрану Конституции, всего конституционного законодательства в целом. За прошедшие годы накоплен определенный опыт конституционного контроля, выявлены его сильные и слабые стороны, видно его влияние на правовые процессы. Все это делает актуальным исследование института конституционного контроля в России.
     Объект  исследования – Конституционный суд в Российской федерации. Предмет – правовой статус Конституционного суда.
     Цель  работы - определить правовую характеристику Конституционного Суда Российской Федерации.
     Для успешной реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть  понятие Конституционного Суда;
2. Определить  статус судьи Конституционного  Суда РФ;
3. Выявить  порядок формирования и состав  Конституционного Суда;
4. Проанализировать  поводы и основания к рассмотрению  дела в Конституционном Суде 
5. Уточнить  процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;
6. Охарактеризовать  решения Конституционного Суда  и их виды.
     Методологические  основы исследования. Для решения  поставленных исследовательских задач использовалась: принципы сравнительно-исторического, системного и структурно-функционального анализа. В ходе работы применялся комплекс исторических, социологических, юридических и описательных методов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.
§1.1. Понятие Конституционного суда Российской Федерации.
     Согласно  статье 1 Федерального Конституционного Закона от 24 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации» Конституционный  Суд - это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и государственной власти основывается на положениях Конституции. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление судами государственной власти предусматривается и ч. 1 ст.11 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г., Федеральный Конституционный Закон был принят 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации» т.е. практически спустя полгода после Конституции Российской Федерации, а Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации», к примеру, был принят 31 декабря в 1996 г (спустя 3 года) после Конституции Российской Федерации. Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда?
     Во-первых, сама Конституция Российской Федерации  предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно федеральным конституционным  законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой Федеральный Конституционный Закон необходимо получить его одобрение не менее чем 2/3 голосов Федерального собрания Российской Федерации, в которое входят Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона акта, регулирующего деятельность (правовой статус) Конституционного Суда Российской Федерации, объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
     Во-вторых, причина такого скорейшего принятия Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде в Российской Федерации» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени
     Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный  Суд, как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции Российской Федерации на всенародное голосование между авторами - составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который на основе ст. 128 Конституции Российской Федерации установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного .
     Статья 1 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда Российской Федерации - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда Российской Федерации: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление
судебной  власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.
     Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции Российской Федерации и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим Федеральным Конституционным Законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией комментируемый Федеральный Конституционный Закон от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не использует термин «высший» при определении Конституционного Суда1.
     И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией. Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд Российской Федерации все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией Российской Федерации, как вершиной правовой системы и Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации определена непосредственно и развернуто в Конституции Российской Федерации.
     Конституционное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности конституционных  судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства - устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции Российской Федерации, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции Российской Федерации.
     Итак, Конституционный Суд Российской Федерации, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, учрежден относительно недавно, но достаточно быстро занял прочное место в системе демократических институтов российской государственности. Сегодня очевидно, что Конституционный Суд представляет собой действенный механизм защиты Конституции Российской Федерации.
 

§1.2.Правовые позиции Конституционного Суда.
     Конституционный Суд России является одним из ведущих  элементов механизма правовой охраны Конституции Российской Федерации и важным звеном системы сдержек и противовесов.
     Результаты  властной деятельности Конституционного Суда воплощаются в его решениях, обладающих свойствами общеобязательности, окончательности и непреодолимости. Все больше современных исследователей склоняются к тому, что деятельность Конституционного суда похожа на европейскую модель конституционного контроля.
Одной из форм реализации правотворческой  функции Суда является формулирование им правовых позиций, которые являются главными в его решениях.
     Исследование  правовых позиций Конституционного Суда России важно и научной, и  с практической точки зрения. Необходимо осмысление как самого явления правовой позиции в его многочисленных связях с другими формами проявления права, так и реализации конкретных позиций Суда, с помощью которых происходит процесс непосредственного применения Конституции Российской Федерации, внедрения конституционных положений в деятельность государственных и муниципальных органов власти, ликвидации конституционно-правовых коллизий.
     Правовые  позиции Конституционного Суда России претворяются в жизнь в деятельности властных органов. Особенно заметно  их влияние на функционирование российских судов, которые занимают значительное место в механизме обеспечения конституционности действующего законодательства.
     Понятие «правовая позиция Конституционного Суда РФ» появилось в конституционном  праве сравнительно недавно. В юридической  литературе эта проблема стала широко обсуждаться с середины 90-х гг. двадцатого столетия и продолжает оставаться дискуссионной до настоящего времени.
     На  обязательность правовых позиций обращает внимание Конституционный Суд. Юридическая  сила правовых позиций, как считает  Суд, аналогична силе его решения. Правовые позиции в соответствии со ст.ст. 6, 79, 80 и 87 Закона о Конституционном Суде являются общеобязательными и действуют непосредственно. Они обязательны для всех государственных органов и должностных лиц, а также, в силу ст.6. п. 3 ч. 1 ст. 43 и ч.1,2 и 4 ст. 79 Закона о Конституционном Суде, для всех правоприменителей.
     Действительный  смысл оспариваемой заявителем нормы  не может быть выявлен вне ее связи  с конституционными положениями, без  учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.* При разрешении дела Конституционный Суд обязан, как следует из предписания ч.2 ст.74 Закона о Конституционном Суде, исходить из ранее сформулированных правовых позиций, которые имеют значение для разрешения дела, определяя при этом пределы их необходимого использования.
     Общеобязательность  правовых позиций Конституционного Суда предполагает, что они должны отвечать требованию ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
     В соответствии со ст. 78 Закона о Конституционном  Суде постановления и заключения Суда подлежат незамедлительному опубликованию  в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Определения о разъяснении решений Конституционного Суда, излагаемые в виде отдельного документа, подлежат опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 Закона о Конституционном Суде). Официальными изданиями для них являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Вестник Конституционного Суда РФ». Вопрос об официальном опубликовании иных определений решается самим Конституционным Судом. 

§1.3.Статус Судьи Конституционного Суда .
     Судьей  Конституционного Суда Российской Федерации  может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента.
     Согласно  ст.11 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.
     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не вправе осуществлять защиту или  представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
     Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
     Согласно  ст.13 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи2.
     Далее, независимость судей - главное условие  существования в стране самостоятельной  и авторитетной судебной власти, способной  объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Это означает, что все другие нормативные и законодательные акты страны не могут быть положены судьями Конституционного Суда РФ в основу своих решений. Судьи Конституционного Суда РФ должны осуществлять конституционный контроль в стране, поэтому они при принятии решений руководствуются только Конституцией РФ.
     Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным  конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
     Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.
Глава 2.Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.
§2.1.Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
     В соответствии со ст. 3 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ полномочия Конституционного Суда Российской Федерации  определяются в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации:
1. Разрешает  дела о соответствии Конституции  Российской Федерации
a. Федеральных  законов, нормативных актов Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации
b. Конституций  республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
c. Договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  договоров между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации
d. Не  вступивших в законную силу  международных договоров Российской  Федерации
2. Разрешает  споры о компетенции:
a. Между  федеральными органами государственной  власти
b. Между  органами государственной власти  Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов Российской Федерации
c. Между  высшими государственными органами  субъектов Российской Федерации
3. По  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, применённого  или подлежащего применению в конкретном деле
4. Дает  толкование Конституции Российской  Федерации
5. Дает  заключение о соблюдении, установленного  порядка, выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или  в совершении иного тяжкого преступления
6. Выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения
7. Осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеральным договором  и Федеральными Конституционными  законами
Может также пользоваться:
· Правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции  Российской Федерации
· Договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
     Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путём внесения изменений в настоящий Федеральный Конституционный закон. Федеральный Конституционный Закон от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
     Конституционный Суд Российской Федерации при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
     По  вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент  Конституционного Суда Российской Федерации 

§2.2 Состав и порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации.
     Действующая Конституция по сравнению с предыдущей увеличила численный состав Конституционного Суда Российской Федерации с 15 (фактически были избраны и работали 13) до 19 судей. Это обусловлено как усложнением задач, стоящих перед Конституционным Судом в современный период, так и стремлением обеспечить посредством назначения новых судей (прежние сохранили свои полномочия) баланс в составе Суда представителей различных профессиональных и жизненных ориентаций и убеждений.
     Конституция Российской Федерации определяет порядок  назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 128), который  конкретизирован в ст. 9 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде». Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч. 1 ст. 9 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде».
     Палаты  равноправны. Этому принципу в наибольшей степени соответствовало бы их образование с равным числом судей. Однако идея образования палат возникла уже после того, как общее число судей Конституционного Суда было определено в Конституции Российской Федерации. Поэтому в палаты входят соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда. Председатель и заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.
     Важной  гарантией независимости Конституционного Суда, равенства прав судей являются положения данного Закона об избрании самими судьями из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда. Пленарные заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, а заседания палаты - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
     Осуществление конституционного судопроизводства посредством пленарных заседаний и заседаний палат потребовало разграничить компетенцию Конституционного Суда между ними. Закон установил, что в пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Вместе с тем имеются вопросы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.