На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополия и конкуренция в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства РФ
ФГОУ  ВПО
 «Бурятская  государственная сельскохозяйственная  академия
им. В.Р.Филиппова» 
 
 
 
 
 
 

Кафедра экономики 

Курсовая  работа 

Тема: Монополия и конкуренция
в рыночной экономике 
 
 

Экономический факультет, Финансы  и кредит 

студент 2 курса гр.№5207 
 
 
 

                                                                    Выполнил: Чагдуров О.П.
                                                                   Проверила: Очирова Е.Л. 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ
2010 г.
План: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Когда автор выбирал тему для курсовой, он пытался выбрать такую, которая была бы ему максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. И он выбрал. Тему эту считает очень интересной, потому что современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием – рынок.
     Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.
     Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.
     В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
     По  определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.
     По  Карлу Марксу, конкуренция – это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.
     Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
     Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Конкуренция
     как основа рыночного  механизма 
 

      Понятие и условия возникновения  конкуренции.
 
     Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
     Она способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
     Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
     Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
       Основные условия возникновения конкуренции:
         1. полная хозяйственная (экономическая)  обособленность каждого товаропроизводителя;
         2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
         3. противостояние всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.
     Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.  
 
 

     1.2. Функции конкуренции. 

     1. Функция размещения (аллокационная) – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
     2. Инновационная функция – стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
     3. Распределительная функция – создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
       2. Контрольная функция – инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
     Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов
     Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько  капитала они должны вложить в  производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
     Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнительницей цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
     При противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.  

     1.3. Виды конкуренции.
       
 

     По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
     Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
     Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
     По  отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
     Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
     Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
     По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
     Совершенная конкуренция -  свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
     Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Модели рынков
     совершенной и несовершенной  конкуренции. 

     Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка:
       
 

     1. Совершенная (чистая) конкуренция. 

     К совершенной (чистой) конкуренции относятся:
      внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары;
      межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
     По  количеству производителей и покупателей  на рынке, типу продукции, возможности  контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки  несовершенной конкуренции.
     Совершенная (чистая) конкуренция  – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
     Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
      на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
      тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
      свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
      наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
     Позитивные  явления конкуренции:
    снижение издержек;
    быстрое внедрение НТП;
    гибкое приспособление к спросу;
    высокое качество продукции;
    препятствие к завышении цен.
         Негативные  явления конкуренции:
    разорение многих субъектов рыночной экономики;
    анархия и кризис производства;
    чрезмерная эксплуатация ресурсов;
    экологические нарушения.
     Кривая  спроса отдельной фирмы на таком  рынке совершенно эластична и  совпадает с кривой и предельного  дохода (рис. 1.1.)
      .
     
     Рис. 1. График предельного и совокупного  дохода
     Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль
      .
     Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства
      .
     1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 1.2.).
     2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 1.3).
     3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 1.4).
     4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 1.5).
     5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 1.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.
     
     Рис. 1.2. Максимизация прибыли      Рис. 1.3. Равновесие фирмы в длительном периоде
     
     Рис. 1.4. Минимизация издержек      Рис. 1.5. Выход фирмы из отрасли в  короткий период
     Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.
     На  рис. 1.6 и 1.7 треугольники В и С  отражают полные убытки, связанные  с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.
     
     Рис. 1.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня      Рис. 1.7. Убытки производителя и потребителя  при ценах (Р2) выше равновесного уровня
     Недостатки  рынка совершенной  конкуренции
        – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; 
        – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; 
        – не может распространяться на производство общественных благ; 
        – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

     2. Монополистическая конкуренция.
     Монополистическая конкуренция –  это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
     Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
     Основные  характеристики монополистической  конкуренции:
    относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
    эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
    сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
     Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
     Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.
     Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.
     Теория  монополистической  конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
     Спрос в условиях монополистической конкуренции  является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного  более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.
     
     Рис. 1.8. Выбор оптимального объема
     На  рис. 1.8, а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.
     Если  же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.
     На  долговременном этапе получение  экономической прибыли будет  стимулировать вступление на рынок  других фирм. Это приведет к следующему:
     – спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;
       – приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.
     Этот  процесс будет продолжаться до тех  пор, пока не останется экономических  прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис.1.8,б). В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin. 

     3. Олигополия. 

     Олигополия  – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
     Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей – продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
     Характерная особенность олигополистического  рынка – взаимосвязь фирм: любой  из олигополистов находится под  существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
     В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно менее эффективны. Между предприятиями  существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
     Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта  масштаба снижаются.
     Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую  политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
     В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
     Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные  вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.
     При олигополистической конкуренции фирма  в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену. 

     4. Чистая монополия. 

     Чистая  монополия – это  рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
     Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой  – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.
     Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
     Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают во – первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во – вторых, - положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
     Цель  монополии – получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и  объемом производства на монополизированном рынке.
     Основные  черты чистой монополии:
      единственный продавец – производитель;
      товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров - заменителей;
      продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
      очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.
     Различают несколько типов монополий:
        естественная монополия. Ею обладают  частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)
        искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.
     В результате концентрации производства могут  возникнуть разные организационные  формы монополии: картель, синдикат, трест  и т.д.
     1. Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами
     2. Синдикаты - (от гр. syndikos -действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бурс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.
     3. Трест -  форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
     4. Концерн -  (от англ, concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмену результатами НИОКР между подразделениями и т. п.
     5. Пул  получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
     6. Холдинг - (англ, holding) -акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный. Деятельность холдинга не ограничивается управлением пакетами акций, сбором дивидендов от биржевых и других операций, но и дает возможность назначать необходимых лиц в правление, совет директоров и другие органы подконтрольных компаний.
     7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, аторские права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки – это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Монополия в рыночной экономике. 

     2.1. Сущность и виды монополии.
      Монополия является полным антиподом совершенной  конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
      Монополия - это рыночная структура, в которой  одна, фирма
является  поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких
субститутов.
      В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.
      Стремление  монополиста к максимизации прибыли  путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влияет на цену.
Существует  три вида монополии:
      1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
      2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
      3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
      Такая классификация монополии на три  категории весьма условна. Некоторые  фирмы могут принадлежать сразу  к нескольким видам монополии. К  их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи,, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.
      Фактически  все монополии могут считаться  открытыми.
      Модель  монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию  по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией
      Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую  абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.
      Монополия, возникающая со стороны спроса, когда  на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.
      Чистая  монопсония не менее уникальное явление, чем монополия. 
 
 

      2.2. Ведущий монополист России «Газпром».
      ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»), крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes 2000 (2010 год), «Газпром» по выручке занимает 24-е место среди мировых компаний. Согласно рейтингу Fortune Global 500, по итогам 2009 года Газпром стал самой прибыльной компанией в мире, опередив американскую Exxon Mobil, заняв при этом 50-е место по общему объему выручки. Компания занимает общее 22 место в Fortune Global 500 (2009 год).
      Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Газпром»; предыдущее название — Российское акционерное общество «Газпром». Зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания — Газпром (ГАЗПРОМ) и Gazprom (GAZPROM). Штаб-квартира — в Москве.

      История

      Открытие  больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 г. образовано Министерство газовой промышленности, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 ставшее РАО «Газпром»). Главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин.
      В 1991 в результате развала СССР «Газпром» потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.
      5 ноября 1992 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании государственного концерна «Газпром» в РАО «Газпром», и 17 февраля 1993 года РАО «Газпром» было учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ. Тем же постановлением был утверждён устав РАО «Газпром».
      В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина Премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.
      В октябре 1996 «Газпром» продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 — облигации на сумму 2,5 млрд долларов.
      В 1998 Борис Ельцин освободил Виктора Черномырдина от должности Премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты многомиллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковывать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки.
      В 20012003 годах Владимир Путин активно реформировал руководство «Газпрома». Этим реформам активно помогали бывший министр финансов России Борис Фёдоров и директор Hermitage Уильям Браудер.
      К началу 2004 Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров. В 2004 Президент России Владимир Путин пообещал присоединить к «Газпрому» государственную компанию «Роснефть». Это довело бы долю государства в «Газпроме» до более 50 %, после чего все ограничения по продаже акций «Газпрома» за рубеж были бы сняты. «Газпром» не сумел купить обанкротившуюся компанию ЮКОС, вместо этого его купила «Роснефть». Причина была в том, что 15 декабря 2004 года ЮКОС объявил себя банкротом в Хьюстоне, штат Техас, США, после чего покупка этой компании стала противоречить американским законам. Боясь американских санкций, «Газпром» отступил, в результате чего 19 декабря ЮКОС (вернее, 76,79 % акций «Юганскнефтегаза» — основной компании ЮКОСа) был продан малоизвестной компании «Байкалфинансгруп». Через 3 дня, 22 декабря, «Байкалфинансгруп» была продана «Роснефти».Тем не менее, в 2004 государство довело свою долю в акциях «Газпрома» до более 50 %, купив недостающую часть акций «Газпрома».
      9 декабря 2005 депутаты Госдумы 335 голосами «за» (80 — «против») приняли в третьем чтении поправки к закону «О газоснабжении в РФ», направленные на либерализацию рынка акций «Газпрома». Согласно принятым изменениям доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций «Газпрома».

«Газпром» в 2006 году

    Декабрь — «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» подписали протокол о вхождении «Газпрома» в «Сахалин Энерджи» (компания-оператор нефтегазового проекта «Сахалин-2»), в результате чего «Газпром» получит 50 % плюс одну акцию в проекте. У «Шелл» останется 27,5 % минус одна акция, у «Мицуи» — 12,5 %, у «Мицубиси» — 10 %. За акции «Сахалин Энерджи» «Газпром» суммарно заплатит 7,45 млрд долл.
    Декабрь — «Газпром» подписал соглашение с Болгарией, которым предусмотрен отказ от бартерных схем расчётов за транзит российского газа в Турцию, Грецию и Македонию взамен на очень медленный переход на рыночные цены — цена российского газа для Болгарии вырастет в 2007—2012 гг. с $91 до $245 за 1 тыс. кубометров.

  «Газпром» в 2007 году

      В начале февраля 2007 «Газпром» и Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым в течение первого полугодия 2007 года эти компании создадут совместное предприятие, в которое внесут электроэнергетические и угольные активы. Ожидается, что «Газпром» получит в новом предприятии 50 % плюс одну акцию, а СУЭК — 50 % минус одну акцию. Наиболее вероятно, что в качестве вклада в СП Сибирская угольная энергетическая компания отдаст все основные энергетические и угольные активы (за исключением сетей), а газовый концерн — пакет акций в РАО «ЕЭС России».
      В 2007 году «Газпром» впервые вошёл в ежегодный список ста самых уважаемых фирм и компаний мира по версии еженедельника Barron’s (100-е место).
      В 2007 году «Газпром» разрабатывал проект завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской области, который входит в план мероприятий по освоению рынка сжиженного природного газа Атлантического бассейна, выход который запланирован в 2012 году.

  «Газпром» в 2008 году

В мае 2008 года «Газпром» обошёл «Чайна Мобил» и «Дженерал Электрик» и стал третьей компанией мира по капитализации.
9 июня 2008 года было объявлено об отказе  от объединения активов «Газпрома»  и СУЭК.

  «Газпром» в 2009 году

      23 сентября 2009 года ОАО «Газпром»  завершило сделку по приобретению 51 % ООО «СеверЭнергия». Сумма сделки составила порядка $1,6 миллиарда
      30 октября 2009 года Председатель  Правления ОАО «Газпром» Алексей  Миллер и Председатель Правления  E.ON Ruhrgas AG Бернхард Ройтерсберг подписали  сертификат о закрытии сделки  обмена активами по проекту  освоения Южно-Русского нефтегазового месторождения. В результате сделки «Газпром» получил 49 % в ЗАО «Геросгаз», владеющем 2,93 % акций ОАО «Газпром»..

      Собственники и руководство

Собственники:

По данным на 26 октября 2006 года, акционерами компании являлись государство в лице Росимущества (38,37 %) и «Роснефтегаза» (10,74 %); НПФ «Газфонд» (3,02 %), Газпромбанк (0,37 %), фонд Vostok Nafta (1,3 %). E.ON Ruhrgas (дочерняя компания E.ON) контролирует 6,43 % акций «Газпрома», компании, дружественные Алишеру Усманову, — 1,5 %, ГНК «Нафта-Москва» — 4,5 %, «Интеко» — около 1 %, Deutsche UFG — около 3 %. Акционерами «Газпрома» также являются его председатель правления Алексей Миллер (0,0027 %), а также топ-менеджеры Александр Ананенков (0,002 %), Богдан Будзуляк (0,004 %).
Государству принадлежит 50 % плюс 1 акция «Газпрома» (апрель 2006, до 2004 — лишь 38,37 %). Согласно списку аффилированных лиц «Газпрома», на 31 декабря 2005 аффилированным с ним компаниям принадлежало 7,79 % акций, из них на балансе «Газфонда» — 3,16 %, Газпромбанка — 1,1 %. У «Нафта-Москвы» — 5,3 %, E.ON Ruhrgas контролирует 6,5 %, клиенты Deutsche Bank и ОФГ контролируют более 3 %, фонд Vostok Nafta — 1,3 %.
Капитализация «Газпрома» на 8 мая 2008 составила $347,6 млрд (третья по этому показателю публичная компания в мире на тот момент). К 9 сентября 2008 года капитализация компании снизилась до $191,76 млрд. 1 сентября 2009 года капитализация «Газпрома» составила $122,0 млрд.
Всего в обращении находится 23 673 512 900 обыкновенных акций.

Корпоративное управление

Высшим  органом управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно  собранию акционеров подчиняется совет директоров, который осуществляет общее руководство, и правление, которое имеет функции исполнительного органа.

      Совет директоров

    Виктор Алексеевич Зубков — первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель совета директоров
    Алексей Борисович Миллер — заместитель председателя совета директоров
Члены совета директоров:
    Александр Георгиевич Ананенков
    Буркхард Бергманн
    Фарит Рафикович Газизуллин
    Елена Евгеньевна Карпель
    Валерий Абрамович Мусин
    Эльвира Сахипзадовна Набиуллина
    Михаил Леонидович Середа
    Сергей Иванович Шматко
    Игорь Ханукович Юсуфов
Председатели  совета директоров РАО  «Газпром», с 1998 года ОАО «Газпром»
    Рэм Иванович Вяхирев (1993—1996, 2001—2002)
    Александр Иванович Казаков (1996—1998)
    Фарит Рафикович Газизуллин (1998—1999)
    Виктор Степанович Черномырдин (1999—2000)
    Дмитрий Анатольевич Медведев (2000—2001, 2002—2008)
    Виктор Алексеевич Зубков (с 2008)

Правление

    Алексей Борисович Миллер — председатель правления
    Александр Георгиевич Ананенков — первый заместитель председателя правления
Заместители председателя правления:
    Елена Александровна Васильева
    Валерий Александрович Голубев
    Александр Николаевич Козлов
    Андрей Вячеславович Круглов
    Александр Иванович Медведев
    Сергей Фёдорович Хомяков
Члены правления:
    Олег Евгеньевич Аксютин
    Ярослав Ярославович Голко
    Николай Николаевич Дубик
    Виктор Васильевич Илюшин
    Ольга Петровна Павлова
    Влада Вилориковна Русакова
    Кирилл Геннадьевич Селезнёв
    Игорь Юрьевич Фёдоров
    Всеволод Владимирович Черепанов
Председатели  правления РАО  «Газпром», с 1998 года ОАО «Газпром»
    Рэм Иванович Вяхирев (1993—2001)
    Алексей Борисович Миллер (с 2001)

Деятельность

Запасы

      По  результатам оценки DeGolyer & MacNaughton, на конец 2005 доказанные и вероятные  запасы газа «Газпрома» составили 20,7 трлн м?, газового конденсата — 690,5 млн т, нефти (без учета «Газпром нефти») — 299,5 млн т. Это более чем на 10 % больше, чем годом ранее.

Добыча и распределение природного газа

      На  долю Газпрома приходится 70 % российской добычи газа. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе. Газпром производит более 8 % российского внутреннего валового продукта. Газпром почти полностью удовлетворяет потребности в газе всего бывшего СССР, восточной и центральной Европы.
      Добыча  газа в 2005 составила 547,2 млрд куб. м, из них на внутренний российский рынок поставлено 286 млрд куб. м (при этом общее потребление газа составило 386 млрд куб. м), а 151 млрд куб. м экспортировано в Европу. В 2006 году организации «Газпрома» продали российским потребителям 316,3 млрд куб. м газа. По состоянию на начало 2009 года более 80 % добычи «Газпрома» приходилось на месторождения, запущенные ещё в годы существования СССР.
      На 2004 год Газпром был единственным поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию, Финляндию, Македонию, Молдавию и Словакию, поставляет 97 % газа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.