На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Преимущества и недостатки в функционировании рыночного механизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

«ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС - ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА»

Факультет Управления Бизнесом 

    Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит 
     

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине: 

Экономическая теория 

Тема: « Преимущества и недостатки в функционировании 
рыночного механизма»
 

Выполнил студент
1 курса группы ДБ (2В)-09
Краморова Е.В..
 
 
 
 
 
              «Допущена к защите» 
                 Руководитель:  
                 
                 _____________________________
                           (подпись)
                 «_____»_______________ 2010 г. 
                 
                 
                 
                 
МОСКВА  2010
 
 


Оглавление 

Введение                                                                                                       3
Глава 1. Рынок и рыночный механизм                                                      4
1.1 Понятие и функции рынка                                                                   4
1.2 Функционирование рыночного механизма                                         7
1.3 Преимущества рыночного механизма                                                  9
1.4 Недостатки рыночного механизма                                                      15
Глава 2. Рыночная экономика                                                                    20
2.1 Государство и рыночный механизм                                                    20
2.2.Современная рыночная экономика                                                      22
Заключение                                                                                                   25
Список литературы                                                                                      27
 


Введение 

      Направление развития экономики формируется в процессе решения вопросов о структуре производства, об использовании новейших технологий и методов производственной и организационной деятельности, о реализации и распределении произведенных  товаров и услуг.
      Современная рыночная система наиболее приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном итоге, для более полного удовлетворения потребностей общества.
      Каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему1. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. Решение этих проблем заставляет общество развивать соответствующие составляющие экономики: обеспечивать занятость населения, экономический рост, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.
      Лежащий в основе современной экономики рыночный механизм обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
 

      
Глава 1. Рынок и рыночный механизм
1.1 Понятие и функции рынка 

      Рынок - многогранное понятие, включающее в себя разные уровни представления сложного механизма его формирования и функционирования. Исходя из этого существует множество определений рынка, каждое их которых либо пытается охватить всю полноту и выразить самую суть понятия, либо выделить из его составляющих основное звено..
      Рынок - это форма организации общественного хозяйства в условиях товарного производства, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением, распределение ресурсов в интересах собственников этих ресурсов. Производители от участия в рынке добиваются прибыли (как минимум, возмещения понесенных затрат), а потребители -- удовлетворения своих потребностей (в рамках платежеспособного спроса), т. е. максимизации полезности. При этом участники рынка действуют на основе свободного выбора, взаимного соглашения об условиях сделок, максимально возможной информации и конкурентности
      Рынок - это тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
      Экономико-математический словарь трактует понятие рынка как «Совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги)» или «Абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), а также способ этого взаимодействия»2.
      П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара3. Американский экономист Ф.Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек (1899-1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов
       Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
           Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное сборище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. На аукционе встречаются покупатели с продавцами предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Развоз или разнос товара по домам и квартирам в удобное для хозяев время - это тоже рынок. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.
      Возникший в глубокой древности рынок на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости, как существование всего живущего по законам естественного отбора.
      Определение «рынок» чаще всего используют в более широком его смысле - как синоним определения «рыночное хозяйство», механизма взаимодействия продавцов и покупателей в ходе процесса купли - продажи товаров и услуг
           Рынок выполняет определенные функции:
           - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
           - уравновешивает спрос и предложение;
           - обеспечивает сбалансированность экономики;
           - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утвержде-нию нового, прогрессивного в жизни общества;
           - это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
           - объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисципли-нирует субъекты рыночных отношений.
      На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг. 

1.2 Функционирование рыночного механизма 

      Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.
      Рыночный механизм -- это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
      Рыночный механизм сравнивают с непрерывным референдумом, в котором «суверенные» потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара4. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот. При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.
      Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующей силой.
      Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос -- на предложение, а предложение -- на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.
      В рыночной экономике производители и потребители в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
      Подход к рыночному механизму предполагает уяснение тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, падающего спроса, изменения предложения, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др.
      Колебания прибыли -- барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельности руководствуется интересами увеличения прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов. Характер нацеленности предприятий на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда появляется коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется.
      В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, которые реализуются через различные типы цен: цены эквивалентного обмена (определяемые не только полезностью, но и затратами, которые общество должно заплатить за производство того или иного товара или услуги), равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены
      Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике. 

1.3 Преимущества рыночного механизма 

      Достоинства рыночной механизма находят подтверждение в самом его  функционировании.
      Основное преимущество рыночного механизма в том,  что он способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука конкуренции"  таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество  производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся  ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую  эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет  большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным
      Рынок обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов.
      Рыночный механизм создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством. Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами.
        Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является то, что рынок обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей. Одна из  фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать  экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что  существует два способа осуществления такой координации: один - это  централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное  сотрудничество через посредничество рыночной системы.
      Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства и выбора;  естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы  обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо  всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они  свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно,  вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.
      Рынок нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.
      Рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей
      В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна).
      Как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить?
      На вопрос «что производить?» рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.
      В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров.
      Как справедливо подчеркивает американский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.
      Ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможность производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера5, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.
      На вопрос «как производить?» рынок также дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.
      Наконец, на вопрос «для кого производить?» рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.
      Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.
      Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.
      На первый взгляд кажется, что, поскольку каждый стремит продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723-1790), естественной ценой6. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров. 

1.4 Недостатки рыночного механизма 

      Наряду с массой достоинств рыночной системы и в связи с каждым из вышеуказанных преимуществ выделяются недостатки рыночного механизма.
      Ориентируясь на потребности общества, стремясь в конкурентной борьбе к более быстрому и полному удовлетворению меняющихся потребностей с целью получения большей прибыли за счет экономии на издержках производства, производители не заинтересованы в защите окружающей среды, сохранении невоспроизводимых ресурсов (лесов, диких животных, рыбных запасов морей и океанов), ведь на эти цели уйдет часть полученной прибыли. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара. И только вмешательство государства, законы и увеличивающиеся налоги могут заставить производителя «потерять» часть доходов.
      Механизм "невидимой руки" рынка также не улавливает проблему долгосрочного развития экономики7. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены. Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. На внедрение достижений научно-технического прогресса в производство товаров и услуг, управленческую сферу, производители, просчитав размеры грядущей выгоды, готовы тратить значительные средства. Однако на развитие фундаментальной науки, на долгосрочные  научные исследования, на практическую реализацию их результатов нужны солидные ассигнования. Рыночная саморегуляция по самой своей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.