На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Экономике предприятий"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                    Работу выполнила  студентка группы 649
                                                                                                        Маммедовой Гюнель 
 
 
 

Темы: 

    Оценка  экономической эффективности инвестиционных вложений
    Организационная структура управления предприятием
    Особенности процесса концентрации и его показатели
    Ценообразование на предприятии
    Факторы и пути повышения рентабельности производства
    Виды издержек производства
 
 
 
 
Оценка  экономической эффективности  инвестиционных вложений 
 
 

При оценке экономической  эффективности акцент делается на потенциальную  способность инвестиционного проекта  сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста. Данный анализ строится на определении различных показателей эффективности инвестиционных проектов, которые являются интегральными показателями.
Методы  оценки эффективности  инвестиционных вложений
Методы оценки эффективности инвестиций подразделяются на две группы:
    простые (статические) методы;
    методы дисконтирования.
1. Показатели, не  предполагающие использования концепции  дисконтирования:
    простой срок окупаемости инвестиций;
    показатели простой рентабельности инвестиций;
    чистые денежные поступления;
    индекс доходности инвестиций;
    максимальный денежный отток.
2. Показатели, определяемые  на основании использования концепции  дисконтирования:
    чистая текущая стоимость;
    индекс доходности дисконтированных инвестиций;
    внутренняя норма доходности;
    срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования;
    максимальный денежный отток с учетом дисконтирования.
Методы, входящие в первую категорию, оперируют отдельными, "точечными"  значениями исходных показателей. При их использовании  не учитываются вся продолжительность срока жизни проекта, а также неравнозначность денежных потоков, возникающих в различные моменты времени. Тем не менее, в силу своей простоты и иллюстративности, эти методы достаточно широко распространены, хотя и применяются, в основном, для быстрой оценки проектов на предварительных стадиях разработки.Во второй группе собраны методы анализа инвестиционных проектов, оперирующие понятием "временных рядов" и требующие применения специального математического аппарата и более тщательной подготовки исходной информации.
Абсолютная  и сравнительная  эффективность инвестиционных вложений
На всех стадиях  инвестиционного планирования и  проектирования целесообразно выполнять  расчеты экономической эффективности  капитальных вложений.Показатели и  порядок расчета экономической эффективности капитальных вложений установлены Типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений.Согласно Типовой методике эффективность капитальных вложений определяется на всех стадиях планирования. При проектировании объектов эффективность определяется двумя видами показателей (коэффициентов) - общей (абсолютной) экономической эффективностью и сравнительной экономической эффективностью капитальных вложений.Общая (абсолютная) экономическая эффективность представляет собой относительную величину - отношение эффекта к необходимым для его получения затратам.Этот показатель рассчитывается для определения эффективности капитальных затрат по:
    отдельным проектам строек, объектов, по предприятиям;
    отраслям, хозяйственным объединениям;
    народному хозяйству в целом.
По отдельным  предприятиям, стройкам и объектам, отдельным мероприятиям для определения  экономической эффективности капитальных  вложений исчисляются следующие  показатели:
1. Коэффициент  экономической эффективности капитальных вложений (Экп). Он определяется как отношение прибыли к объему капитальных вложений по формулам
Экп = П/К (общая), или Экп = (Ц - С) / К (в сфере  производства);
Экп = (Н - И) / К (в  торговле), где П - годовая прибыль за планируемый период
К - капитальные вложения в строительство объектов Ц - стоимость годового выпуска продукции в оптовых ценах предприятия ;С - себестоимость годового выпуска продукции;Н - сумма торговых надбавок;И - сумма издержек обращения.
2. Срок окупаемости  капитальных вложений (Ткп). Он определяется как отношение объема капитальных вложений к прибыли по формулам:
Ткп = К /П (общая для всех предприятий  строек и объектов);
или:            Ткп = К / (Ц - С) (в сфере производства);       Ткп = К / (Н - И) (в торговле).
По отдельным  отраслям и подотраслям, ведомствам, хозяйственным объединениям при использовании собственных средств и кредитов банка исчисляются следующие показатели:Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (Эко). Он определяется как отношение прироста прибыли к капитальным вложениям, вызвавшим этот прирост, по формуле
Эко = П / К, где П - прирост годовой прибыли, вызванный капитальными вложениями;
К - капитальные  вложения в строительство объектов.
Срок окупаемости  капитальных вложений .Он определяется как отношение капитальных вложений к приросту годовой прибыли по формуле:     Тко = К / П
При расчетах экономической  эффективности вложения средств  в отдельные объекты, предприятия следует учитывать то, что манат, вложенный в текущем году, через 3-5 лет будет иметь иное значение. С течением времени деньги теряют свою ценность.Поэтому, когда принимается решение по вложениям средств в конкретный объект, предприятие должно учитывать фактор времени и оценивать такие факторы, как объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль и рентабельность с учетом изменений по времени. Такую операцию называют дисконтированием.
Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в текущем году для инвестора обладает меньшей ценностью.Если в текущем году направить определенную сумму денег в оборот и "заставить" приносить доход, то через 3-5 лет она не только сохранится, но и увеличится. Дисконтирование дает возможность определить денежный эквивалент суммы, которая будет получена в будущем. Для этого следует ожидаемую к получению в будущем сумму уменьшить на доход, нарастающий за определенный срок по правилу сложных процентов.
Будущую стоимость  определяют по формуле:
БС = НС (1 + ПС)t , где БС - денежная сумма, которая будет получена через t лет ;НС - начальная стоимость;ПС - процентная ставка или норма доходности;t - число лет, за которое производится суммирование дохода.
Сравнительная экономическая эффективность капитальных  вложений служит для выявления экономичного  варианта решения конкретных хозяйственных и технических задач Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении нескольких вариантов проектов либо при выборе новой техники.Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является минимум приведенных затрат.Преимуществом обладает тот вариант, который дает наибольшую эффективность, наиболее благоприятное сочетание капитальных вложений и текущих затрат. Сравнительная экономическая эффективность рассчитывается по следующей формуле:
Сi + Эн Ч Кi = минимум,где Кi - капитальные вложения по каждому варианту;Сi - текущие затраты по тому же варианту;Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Предпочтение  отдается тому варианту, который имеет  минимум затрат. 
 

Организационная структура управления предприятием 
 

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают следующие типы организационных структур, характерных для предприятий сферы сервиса, линейные, функциональные, линейно-функциональные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.
Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления.Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.Линейная структура является логически стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Она используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.Такой тип структуры характерен для малых и средних предприятий сервиса: парикмахерских, ателье, мастерских по ремонту бытовых приборов, кафе или небольших столовых и др.
Функциональная структура управления предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения. Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.При такой структуре управления специалисты одного профиля объединяются в подразделения Функциональное управление существует наряду с линейным. При этом вместо универсальных менеджеров, которые должны выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. В рамках функциональной структуры управления обычно организована работа районных поликлиник, средних отелей, магазинов. Такая специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности предприятия.
Линейно-функциональная структура управления позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб — подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В связи с этим остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Поэтому важно, чтобы структура управления соответствовала ряду требований .
Требования к структуре управления

Организационная структура управления предприятием не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. В практике сервисного обслуживания разные типы организационных структур, рассмотренные выше, могут пересекаться, дополнять друг друга. Одни из составных единиц организации сервисного предприятия остаются стабильными; другие могут создаваться или упраздняться по мере необходимости.
Данные структуры  отличаются большим разнообразием  и определяются, следующими факторами  и условиями:масштабы бизнеса ; производственные и отраслевые особенности предприятия:сфера деятельности фирм; уровень механизации и автоматизации управленческих работ;квалификация работников. Можно отметить следующие характеристики организационной структуры малых, сверхмалых и частично средних предприятий сервиса:
    низкая степень разделения труда, работники нередко перегружены из-за совмещения множества служебных функций;
    руководитель непосредственно участвует в сервисном производстве;
    почти не встречается разделение на отделы;
    преобладают короткие прямые информационные каналы связи между работниками;
    доминируют неформальные отношения между сотрудниками;
    координация работы осуществляется непосредственно сотрудниками путем прямых согласований и договоренностей;
    перечисленное выше предполагает высокую степень организационной гибкости и реактивности на изменения спроса и др.
Высокоэффективная организация сервисного производства способна обеспечить качественный сервис. Все это заставляет практиков сервисной деятельности обращать особое внимание на совершенствование организационных аспектов обслуживания.Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов:
    соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
    единство структуры и функций управления;
    первичность функций и вторичность органа управления;
    рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
    соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
    комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
    соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.
Основное правило, которое необходимо соблюдать при  проектировании структуры управления, — вовлекать наименьшее число  уровней управления и создавать  кратчайшую цепь команд. 
 
 
 

Особенности процесса концентрации и его показатели 

Концентрация производства является важнейшей формой общественной организации производства.. Концентрация производства - закон развития общественного производства, хотя её проявление не столь прямолинейно в отдельные периоды времени и ряде отраслей, однако в длительной перспективе  это несомненно так.
Концентрация  производства - это сосредоточение производства во все более крупных  предприятиях. Из определения концентрации производства следует её экономическая  сущность, которая представляет двусторонний процесс:
1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производства отрасли.
2. Рост размеров  самих крупных предприятий. 
Процесс концентрации производства связан со стремлением  получить максимальную прибыль. Он реализуется  либо путем собственного расширения предприятия, увеличения размеров или количества его учреждений, либо путем более или менее тесной интеграции с другими предприятиями. Укрупненные предприятия могут принимать различные формы - трестов, картелей, концернов, конгломератов, холдингов .
Процесс концентрации производства, по-разному проходящий в различных секторах экономики и в разных странах, не является, тем не менее, бесконечным. Прежде всего у него есть технических предел: в рамках того или иного данного рынка рациональное сочетание факторов производства предполагает наличие некоего оптимального размера предприятия, превышение которого влечет за собой снижение рентабельности в результате появления и нарастания негативных явлений.Кроме того, правительства могут быть вынуждены приостановить или ограничить процесс концентрации производства, когда он сопровождается тенденциями к монополизации.Погоня за максимальной прибылью, по сути, заставляет предприятия извлекать всю возможную выгоду из рынка и в то же время на определенном этапе процесса концентрации производства подчинять его себе, уменьшая тем самым влияние конкуренции и даже полностью ее устраняя. Вот почему существует антимонопольное законодательство.
     В капиталистических странах процесс  концентрации производства принял международный  размах и привел к образованию объединений, для которых не существует границ и которые сегодня обычно называют транснациональными корпорациями. Особенно ярким их примером служат нефтяные тресты.
     Процесс концентрации производства может иметь 2 формы:
    горизонтальная концентрация, при которой объединяются предприятия, действующие на одной и той же стадии данного процесса производства;
    вертикальная концентрация, при которой объединяются предприятия, включающиеся в дело на различных стадиях процесса производства или занимающиеся разными, но взаимодополняющими видами деятельности.
Концентрация  производства как процесс имеет  определенный уровень и динамику. Уровень и динамика концентрации производства полно и всесторонне  характеризуется системой показателей. Основным показателем уровня концентрации производства является удельный вес крупных предприятий в общем объеме производства отрасли:

где Ук - уровень  концентрации, %
Ок - объем производства крупных предприятии
Оо - общий объем  производства.
В зависимости  от отрасли и производимой на её предприятиях продукции объем производства может исчисляться в натуральном, условно-натуральном и денежном измерении. Для промышленности и  пищевой промышленности в целом используется денежная оценка продукции – товарная продукция. Этот основной показатель дополняется показателем доли крупных предприятий в элементах производства - средствах труда, предметах труда , численности персонала, в суммарной мощности отрасли и др. Процесс концентрации производства в динамике достаточно точно характеризует показатель роста средних размеров предприятий.
Концентрация  производства осуществляется в двух формах: отраслевой и межотраслевой.
При отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли.
Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно доля этих предприятий в общем объеме производства растет. Это - не что иное как вариант диверсификации производства в условиях жестких требований  рынка. Ведь в рынке значимость концентрации производства существенно возрастает. В жесткой конкурентной борьбе при прочих равных условиях более масштабное производства удешевляет производимый продукт, а значит это крупное предприятие будет более конкурентоспособным. Вот почему в развитом рынке превалировать будут крупные предприятия, а остальные так или иначе приспосабливаться к ним, обслуживая их, занимая свои ниши, но будучи зависимыми от крупных. Закон есть закон. А концентрация производства - закон развития, товарного  производства.
Все это делает своеобразным осуществление концентрации производства в пищевой промышленности. Простая форма концентрации производства пищевых продуктов возможна только в мощных сырьевых зонах или районах  с массовым потреблением - крупных и крупнейших городах, густонаселенных территориях. Во всех остальных случаях закон концентрации производства в пищевой промышленности реализуется в межотраслевой форме.  
 
 
 

Ценообразование на предприятии 
 

Цена — это  количество денег, уплачиваемое за единицу товара. В ценовом механизме следует выделять две взаимосвязанные части. Во-первых, это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Во-вторых, ценообразование как способ установления новых цен и изменения действующих.
Основные виды цен на продукцию предприятии  делятся по ряду признаков. По степени и способу регулирования различают: Регулируемые цены. Их величина регулируется государственными органами. Однако регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется путем воздействия на спрос и предложение.
Фиксированные, твердые цены. Устанавливаются органами ценообразования или другими  государственными учреждениями. Они  назначаются по ограниченному кругу  товаров.Договорные цены. Это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
Свободные цены. Освобождены от ценового вмешательства  государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.
Внутренние цены используются для оборота средств  внутри предприятии, являются основным инструментом внутрихозяйственных  отношений.Внутренние цены предприятия делятся на следующие виды:
    Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия.
    Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия осуществляют поставки внутри объединения.  
    Трансфертные — внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.
Внутрихозяйственная цена — это сумма переменных расходов и прибыли подразделения предприятия. Внутрифирменная цена включает переменные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы. Трансфертная цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.
Отпускная (оптовая) цена выступает верхним пределом внутренней цены, определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.Наряду с внутренними ценами предприятия в зависимости от характера оборота выделяются закупочные цены, по которым реализуются сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям. 

Методы  ценообразования 

Методы расчета  цен весьма многообразны. Рассмотрим, прежде всего, затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продаж-ной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себе-стоимости их производства какой-то конкретной величины. Э.А.Уткин подразделяет данную совокупность методов на:  
а) метод “издержки плюс”;  
б) метод минимальных затрат;  
в) метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней;  
г) метод целевого ценообразования .  
 
Метод “издержки плюс”.Один из наиболее распространенных - метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли. Этот метод ценообразования активно ис-пользуется при формировании цены по товарам самого широкого круга отрас-лей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня доба-вочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все ме-няется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраиваю-щий продавца, может быть не принят покупателем.  
Обычно под издержками понимаются затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную еди-ницу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж. Многие менеджеры предпочитают устанавливать относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, ко-гда объемы продаж относительно невелики.  

Метод минимальных затрат.Еще один метод - минимальных затрат. Данный метод предполагает уста-новление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат. Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохра-нить объем сбыта на определенном уровне. Подобная политика ценообразования рациональна также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда следует ожидать значи-тельного увеличения объемов продаж указанного товара в результате предло-жения его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расши-рению сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов сбыта. Но при неумелом использовании рассматриваемой методики фирме грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко отказывается приобре-тать данный товар. Поэтому столь важно установить цену на уровне, обеспечи-вающем определенную величину прибыльности для фирмы (чуть выше пре-дельных затрат), умело сочетать целевую прибыль с формированием условий для принятия данной цены целевым рынком. 
 
 
 

Факторы и пути повышения  рентабельности производства 
 
 

Рентабельность (нем. Rentabel ) - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

где Р - рентабельность, %
П - сумма прибыли, ман.
ОФ - стоимость  основных фондов, ман  .
ОС - стоимость  оборотных средств, ман 
Период функционирования  предприятия может быть разным - месяц, квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал и за год. В отраслевой экономике различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически совпадает с ранее определенной рентабельностью:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.