На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность инновационной политики государства. Функции государства в инновационной сфере

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Сущность инновационной  политики государства.  Функции государства
в инновационной сфере 

       Цели  государственной инновационной  политики обусловлены ведущей функцией государства в условиях рыночных отношений – защитой свободы  личности, собственности и предпринимательства. Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.
       Эти задачи определяют и функции государства  в инновационной сфере:
       - аккумулирование средств на научные  исследования и инновации;
       - координацию инновационной деятельности;
       - стимулирование инновационной активности  и конкуренции на рынке инноваций;
       - страхование инновационных рисков;
        - создание правовой базы инновационных процессов;
       - кадровое обеспечение инновационной  деятельности;
       - формирование инновационной инфраструктуры;
       - регулирование региональных, общенациональных и международных аспектов инновационной деятельности.
       К формам государственной поддержки  инноваций относятся:
       - законодательное регулирование  инновационной деятельности, трансферта технологий, малого и среднего бизнеса; нормативно-правовое создание условий для благоприятного инновационного климата;
       - разработка долгосрочной стратегии  инновационной деятельности: определение  инновационных приоритетов, выбор  основных направлений государственного  регулирования инноваций, разработка  инновационных программ, пользующихся государственной поддержкой;
       - прямое участие государства в финансировании инновационных программ, конверсии военных технологий;
       - содействие формированию венчурных фондов для финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса, вложение в эти фонды государственных средств;
       - дополнительные меры поддержки  малого и среднего бизнеса,  создание государственных фондов  поддержки малого предпринимательства
       - налоговые и таможенные льготы для инвесторов инновационных программ, трансферта технологий;
       - содействие развитию инновационной инфраструктуры – технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, центров трансферта технологий, банков данных по инновациям и др.;
        - содействие развитию  международного сотрудничества  в области инноваций и трансферта технологий;
       - защита интеллектуальной собственности  и защита интересов участников  инновационной деятельности;
       - подготовка и переподготовка  кадров для инновационной деятельности, реализации инновационных программ  и развития инновационной инфраструктуры.
       К основным принципам инновационной  политики большинства развитых стран  мира относятся:
       - принцип переноса центра тяжести  в экономической стратегии на  базисные инновации (освоение  новых поколений техники и  технологий);
       - принцип опережающего роста инвестиций в базисные инновации;
       - принцип подготовки и реализации  технологического прорыва в тех  узких сферах, где есть инновационный  потенциал и предпосылки для  освоения рыночных ниш;
       - принцип всемерной поддержки  малого и среднего бизнеса  как основных агентов технологического прорыва;
       - принцип социальной и экологической  направленности государственного  регулирования инновационной деятельности.
       Для реализации инновационной политики государства в Российской Федерации  создан организационный механизм (рис. 4.1).  
 

  
  Рис. 1. Структура механизма  государственного регулирования  инновационной деятельности в Российской Федерации
       К внебюджетным мерам государственной  поддержки инноваций, помимо правовой защиты и поддержки, кредитных, таможенных, амортизационных и арендных льгот инноваторам, относятся обеспечение инновационного менеджмента информацией, государственными стандартами, методиками, инструкциями и др. документами, а также оказание помощи в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции.
       Государственное регулирование инновационной деятельности учитывает специфику конкретной отрасли народно-хозяйственного комплекса, ее производственно-экономический  потенциал и уровень конкурентоспособности  основной продукции (табл. 4.1).
       Таблица 4.1
Классификация отраслей народно-хозяйственного комплекса России
по  конкурентоспособности  продукции 

Ранговое положение
группы
Отрасли, входящие
в группу
Основания отнесения
к группе
Основные направления
стратегии
1. Имеющие мировую конкурентоспособность Топливно-энегретический комплекс, химическая и алюминиевая  промышленность Большой конкурентоспособный  капитал, длительное и устойчивое пребывание на мировом рынке  Постоянное повышение  своего производственно-экономического потенциала для сохранения положения на мировом рынке
2. Потенциально  конкурентоспособные на мировом  уровне 
Оборонная промышленность, машиностроение и др. Многие параметры  продукции близки к мировым, что  дает возможность выхода и закрепления  на мировом рынке Наращивание потенциала и совершенствование качества при определенной поддержке и помощи государства
3. Неконкурентоспособные  Агропромышленный  комплекс, легкая и пищевая промышленности, промышленность строительных материалов и др. Низкая котировка  продукции на мировом рынке, ориентация на внутренний российский рынок, низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, низкая рентабельность Новая кадровая политика, значительные инвестиции
 
       Значительную  роль в государственной поддержке инноваций играют внебюджетные фонды, союзы и ассоциации по поддержке инновационной деятельности, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции. Суммы отчисленных средств включаются в себестоимость продукции. Кроме того, освобождена от налогообложения прибыль предприятий (организаций), направленная на проведение ими научно-исследовательских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технического развития (но не более, чем в общей сумме 10% налогооблагаемой прибыли). Не производят отчислений во внебюджетные фонды предприятия, изготавливающие продукцию для государственных нужд, если ее финансирование производится за счет бюджетных ассигнований.
       Внебюджетные  фонды не имеют прав юридических  лиц и действуют от имени органов, в которых образованы. Такие фонды  имеют более чем 20 федеральных  министерств. Средства этих фондов направляются на финансирование НИОКР, работ по стандартизации, сертификации, охране труда, разработке научно-технической документации.
       Для реализации российской инновационной  политики введена система возвратного  финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых  за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе.
       Еще одной формой финансовой поддержки  инноваций стало создание Федеральных  центров науки и высоких технологий. Этот статус с 1999 г. присваивается Правительством РФ научным хозяйствующим субъектам, осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Российское государство берет на себя финансирование Федеральных центров науки и высоких технологий при условии результативной их работы.
       Примером  долговременной инновационной политики, направленной на решение отраслевых задач, может служить "Концепция  инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005 гг." Документ предполагал решение ряда задач:
       - разработку и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;
       - создание системы комплексной  поддержки инновационной деятельности  со стороны не только государственных  и муниципальных органов власти, коммерческих структур, финансовых  учреждений, но и общественных организаций на федеральном и региональном уровнях;
       - развитие инфраструктуры инновационных  процессов;
       - развитие малого инновационного  высокотехнологичного предпринимательства;
       - совершенствование системы конкурсного  отбора инновационных проектов и программ.
       В качестве задач, имеющих особое значение в связи со спецификой российской экономики, выделены следующие:
       1. Реализация так называемых критических  технологий. Это предполагает выбор  относительно небольшого числа  важнейших базовых технологий, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики на общенациональном и региональном уровнях. Критические технологии должны способствовать переходу экономики страны к новому технологическому укладу.
       2. Использование технологий двойного назначения, применимых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
       Еще одной задачей, характерной для  России, выступает обеспечение востребованности достаточно высокого инновационного потенциала отечественных исследований и разработок, формирование мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способу конкурентной борьбы.
       На  муниципальном уровне политика поддержки  инновационных предприятий разрабатывается  и реализуется в рамках задачи развития предпринимательства в системе местного самоуправления. Органы местного самоуправления, как правило, не выделяют инновационную политику в отдельное направление своей социально-экономической деятельности. Некоторое исключение составляет тип моногорода, сложившегося вокруг крупного научно-исследовательского центра (академгородки или наукограды). Поэтому функции поддержки инноваций берут на себя структуры, способствующие развитию малого бизнеса (табл. 4.2). 
 
 
 
 

       Таблица 1
Поддержка инновационной деятельности предприятий малого бизнеса
на  муниципальном уровне 

Формы поддержки инновационной
деятельности
малого бизнеса
 
Виды деятельности
1. Управление  содействия малому бизнесу администрации Проведение инвестиционных конкурсов. Разработка общей стратегии  и координация действий инновационных предприятий малого бизнеса
2. Ассоциация  поддержки малого бизнеса Проведение инвестиционных конкурсов. Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных  предприятий малого бизнеса. Поиск  партнеров
3. Региональный фонд поддержки предпринимательства Проведение инвестиционных конкурсов. Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных  предприятий малого бизнеса. Поиск  партнеров
4. Инновационный  фонд Финансирование инновационной  деятельности. Финансирование и проведение конференций и симпозиумов.
5. Технопарк Маркетинговые исследования рынка. Разработка и экспертиза инновационных  проектов и бизнес-планов. Поиск  партнеров. Финансирование инновационной  деятельности
6. Информационно-аналитический фонд Сбор и предоставление статистической информации. Издание  методической литературы и реклама. Социологические и маркетинговые  исследования рынка. Экспертиза инновационных  проектов и бизнес-планов. Поиск  партнеров
 
      Правовую  основу инновационной политики российского государства, помимо "Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005 гг.", составляют следующие нормативно-правовые акты:
       - Федеральный закон от 23 декабря  1999 года № 535-СФ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике";
       - Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2010 года  и дальнейшую перспективу;
       - Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с последующими  изменениями);
       - Положение о государственной  системе научно-технической информации. Утверждено Постановлением Правительства  РФ от 24 июля 1997 г.;
       - Концепция научной, научно-технической  и инновационной политики в  системе образования Российской  Федерации на 2001-2005 гг. Приказ Министерства образования РФ от 6 июня 2000 г., № 1705;
       - Постановление  Правительства   Российской Федерации  от  18  июня 1999
 №  651 "О формировании федеральных центров науки и высоких технологий";
       - Федеральный закон "О статусе  наукограда Российской Федерации";
       - Федеральный закон от 23 августа  1996 г. № 127-ФЗ "О науке и  государственной научно-технической  политике" (с изменениями и  дополнениями от 19 июля, 17 декабря  1998 г., 3 января, 27,29 декабря 2000 г.);
       - Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге".
       Кроме этого, к нормативной базе инновационной  политики относятся авторское и  патентное право Российской Федерации. 

2. Мировой опыт государственного  регулирования инновационной 
деятельности 

       В мировой практике накоплен значительный опыт по государственному регулированию инновационной деятельности. Его формы и методы определяются уровнями экономического и научно-технологического развития страны, приоритетами ее общенациональной политики, инновационным потенциалом. Можно выделить три модели научно-инновационного развития промышленно развитых стран (табл. 4.3).
       Рассмотрим  особенности инновационной политики государства стран технологического ядра – США и Японии, а также  стран в составе Евросоюза. 

    Таблица 4.3
Модели  научно-инновационного развития промышленно развитых стран 

Название  стран Ведущие черты инновационной  политики государства
1. США, Англия, Франция Ориентированы на лидерство  в науке с опорой на научно-инновационный  потенциал оборонного сектора. Реализуют  крупномасштабные целевые проекты, охватывающие все стадии инновационного цикла
2. Германия, Швеция, Швейцария Ориентированы на распространение  нововведений, создание благоприятной  инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики
3. Япония, Южная Корея Стимулируют нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к  достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных  секторов в области науки и  технологии
 
       Государственная инновационная политика США. Страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности. Это обусловлено не только мощным научно-техническим потенциалом, но и отработанным механизмом развития внутренней и международной конкуренции. Расходы на НИОКР в США за последние годы составляют в среднем более 2,5% от ВВП. Источники финансирования составляют: около 50% – частные фирмы и организации, 46% – федеральное правительство, остальное – университеты, колледжи и неправительственные организации. К органам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:
      - Американский научный фонд (курирует  фундаментальные исследования);
      - Американский научный совет (курирует  промышленность и университеты);
       - Национальное космической агентство  (НАСА);
       - Национальное бюро стандартов;
       - Министерство обороны; 
       - Национальный центр промышленных  исследований;
       - Национальная академия наук;
       - Американская ассоциация содействия  развитию науки.
       К характерным чертам государственной  инновационной политики в США  относятся:
       1. Мощная система стимулирования создания и деятельности венчурных фирм и исследовательских центров. Наиболее эффективные из них первые 5 лет могут полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Кроме венчурных фирм, государство поддерживает фирмы "спин-офф" (дочерние фирмы, отделившиеся от вузов, государственных исследовательских центров и лабораторий крупных промышленных предприятий). Они субсидируются из крупных некоммерческих научных центров.
       2. Наиболее наукоемкие, эффективные  и перспективные исследования государство полностью финансирует из федерального бюджета. К примеру, государство финансирует до 70% всех исследований по проблемам управления персоналом в стране. Лицензии на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований (являющиеся собственностью государства), выдаются бесплатно.
       3. Эффективно осуществляется программа  поддержки инновационных предприятий  малого и среднего бизнеса.  Деятельность инвестиционных фондов  по поддержке мелких фирм инноваторов и изобретателей-одиночек носит филантропический характер. Национальный научный фонд США не только кредитует малые инновационные фирмы, но и выдает им гранты – безвозмездные целевые субсидии. Некоммерческая ориентация государственных фондов проявляется в предпочтении разработок, имеющих высокую степень коммерческого риска. В результате этого направления государственной политики за три последние десятилетия ХХ в. инновационные предприятия с численностью до 500 человек реализовали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого, чем крупные корпорации.
       4. Среди прямых форм государственной  поддержки особое место занимает  формирование государственной инновационной  инфраструктуры: сети центров распространение  инноваций, консультационных центров.  Государство выступает активным агентом рынка инноваций, осуществляет мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, организует государственную экспертизу инновационных проектов.
       5. Еще одной особенностью государственной  инновационной политики США является низкая ведомственная концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов. И развитая система межведомственной и независимой экспертизы проектов.
       Государственное управление инновационной  политикой в Японии имеет организационную структуру, представленную на рис. 4.2
  
  Рис. 2 Структура механизма  государственного регулирования  инновационной деятельности в Японии 

       Основной  задачей иннновационной политики Японии является превращение страны из импортера  лицензий в экспортера. Традиционно Япония вытесняла конкурентов с существующих рынков за счет высокого качества и низких цен продукции. В последние годы японское правительство провозгласило задачу самостоятельного формирования новых рынков, прежде всего, в сферах информатики, интегральных схем и электронной техники. Государственные расходы на НИОКР в Японии составляют до 3,5% ВВП. Значительная часть их направляется на фундаментальные исследования и генерирование новых идей. Приоритетными направлениями являются информационная сфера, новые материалы, био- и лазерные технологии.
       Характерными  особенностями японской государственной  инновационной политики выступают:
       1. Ключевая роль Министерства внешней торговли и промышленности, которому подчинена Ассоциация промышленных технологий, занимающаяся импортом и экспортом лицензий. Его деятельность отличается значительной долей косвенных средств регулирования инноваций: целевым распределением в приоритетных областях финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками; содействием предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии; контролем за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
       2. В Японии действует технополисная  модель интеграции науки и  производства. Строительство городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое производство, – одна из целей государственной программы технологического лидерства Японии. Создание сети региональных центров высшего технологического уровня (совместно с задачей по получению за государственный счет к 2010 г. высшего образования всеми рабочими высокотехнологичных производств) должно обеспечить интеллектуализацию всего японского хазяйства.
       Активная  инновационная политика обеспечила Японии мировое лидерство по темпам экономического роста среди промышленно  развитых стран, уровню ВВП на душу населения и эффективности использования ресурсов.
       Инновационная политика стран Евросоюза определяется особенностями европейских стран, задачами интеграции и кооперации в сфере инноваций, а также растущей конкуренцией со стороны США и Японии (табл. 4.4). 

       Таблица 4.4
Инновационная политика стран Евросоюза 

Особенности стран, входящих  в Евросоюз
Основные направления Нормативно-правовые основы сотрудничества
1. Дороговизна рабочей силы и  природных ресурсов 2. Высокий  технологический уровень производства и информатизации
3. Государственное  регули-рование цен на важнейшие  производсвтенные товары
4. Применение  в управлении и производстве  междуна-родных и европейских  стандартов
5. Высокий  уровень концентрации и коопе-рирования  производства
6. Индикативное планиро-вание инновационной дея-тельности
1. Выработка  еди-ного антимонопо-льного законода-тельства 2. Льготное  нало-гообложение НИОКР
3. Использование  системы ускорен-ной амортизации  оборудования
4. Поощрение  на-укоемкого малого бизнеса
5. Прямое финан-сирование инно-вационных пред-приятий
  
1. План развития  международной инфраструктуры инноваций  и передачи технологий 2. Программа  "ВЭЛЬЮ" по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР
3. Программа  "ЭСПРИТ" - Европейская стратегическая  программа научных исследований в сфере технологии информационных систем (действует с 1984 г.)
4.  Программа  "РАСЕ" по исследованию передовых  способов связи в Европе 
5. Комплексная  программ "ЭВРИКА" по стимулированию  создания мощных альянсов между  европейскими странами для противодействия американской и японской конкуренции
 
        Основными объектами  координации усилий стран Евросоюза  в области инноватики являются мощные лазеры и ЭВМ, программное обеспечение, ускорители частиц, новые материалы, оптическая техника. Основные усилия направлены на:
       - ускорение и упрощение процессов  воплощения результатов научных  исследований в готовых продуктах;
       - содействие распространению инноваций  в странах Евросоюза;
       - постоянное совершенствование патентной  системы, ее унификацию и стандартизацию;
       - повышение инновационного потенциала  наименее развитых стран (Греции  и Ирландии).
       Ведущими  странами Евросоюза выступают Германия, Англия и Франция. Вместе с США  и Японией они входят в технологическое  ядро мирового развития. По абсолютной величине затрат на НИОКР они занимают 3, 4 и 5-е места соответственно (2,3 %, 2,3 % и 2,2 % ВВП). Финансирование НИОКР из федерального бюджета составляет 35-45 %. Результатами инновационной политики ведущих стран Евросоюза стали высокий удельный вес продукции, направляемой на экспорт (до 25 % ВВП), успешное развитие наукоемких отраслей хозяйства, высокое качество жизни населения.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.