На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа СЭЗ как инструмент развития экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли  в мировую хозяйственную практику и функционируют во многих странах  мира, в том числе в странах  «ближнего зарубежья» и бывшего  соцлагеря. В настоящее время, по различным данным, в мире от 2 до 4 тыс. Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России не утихают и сейчас. Рассмотрение, как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России. Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже многих лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших сегодняшних условиях?     
     Цель  работы: Цель данной работы заключается в том, чтобы определить роль свободных  экономических зон в развитии экономики страны.  В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи: рассмотреть виды свободных экономических зон; оценить состояние и проблемы свободных экономических зон в РФ; оценить недостатки российских СЭЗ.    
Таким образом, объектом исследования является свободные экономические зоны. Предметом исследования - проблемы связанные с развитием экономических зон в Российской Федерации.
     1.СЭЗ  как инструмент развития экономики
     1.1 Сущность и классификация СЭЗ
     Осо?бая, cвобо?дная или специа?льная экономи?ческая зо?на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Одной из таких зон является город Тольятти в Самарской области.
 Классификация свободных экономических зон
     СЭЗ — суверенная территория государства (-в), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественных экономических отношений производства и распределения и способных диффузиозно к расширению и распространению ее границ.      Классификация СЭЗ:
по видам деятельности:
торгово-складские  зоны — зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Ее признаки:
        они создаются для обслуживания мирового рынка
        на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения
        на них не распространяется государственное регулирование внешней экономической связи.
В составе торгово-складской зоны выделяют:
        зоны внешней торговли
        свободные таможенные зоны
        свободные беспошлинные зоны
        свободные порты
Такие зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров, но и для осуществления операций по распространению потребительских свойств товаров, организации выставочной деятельности, организации торгов, предоставление банковских и страховых услуг.
     Свободные порты выполняют также погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещают на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов.
     
Экспортно-производственная зона. Такого рода зоны распространены весьма широко по сравнению с торгово-складскими зонами. В них создаются промышленные предприятия «отверточного типа», которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят продукцию для экспорта. Они имеют льготный, валютно-финансовый и правовой режим. Кроме того, эти зоны обеспечивают не только поступление капитала, но и новые технологии и создание новых рабочих мест. В этих зонах существует полное освобождение от пошлины тех машин, сырья и компонентов, которые завезены для организации производства. 

     

     
Научно-технические  зоны (НТЗ)
     На их территории объединяется научная и производственно-техническая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных вокруг крупных НИИ или университетов.
     Цель  создания НТЗ — мобилизация всех доступных материальных и трудовых ресурсов для ускорения передачи новых технологий.
     НТЗ делятся на 3 типа:
     инновационный центр — экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная для маленькой, только что созданной компании.
     научный парк — большая территория, где размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющие развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок.
     исследовательский парк — здесь НТ новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа.
     По виду деятельности можно также выделить страховые зоны, оффшорные зоны. В реальной жизни присутствуют комплексные зоны, которые сочетают торговые, таможенные, производственные и исследовательские функции.
     В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования:
     
Анклавные зоны (замкнутые). Они полностью ориентированы на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно-конвертируемой валюте.
     
Интеграционные зоны — зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, которые имеют свободный режим функционирования. В них устанавливается унифицированный экономический и правовой бюджет.  В зависимости от территории выделяют микрозоны, а также зоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона.
     В зависимости от того, на территории скольких стран расположена СЭЗ выделяют мононациональные и интернациональные зоны.
     Оффшорные зоны — особый класс среди СЭЗ. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основной признак — 1. льготный режим налогообложения. Оффшорные компании обязаны платить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор. 2. Запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации.
     Льготный  режим в оффшорной зоне предполагает отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибыли, отсутствие таможенных пошлин для иностранных инвесторов и низший уровень уставного капитала. От традиционных СЭЗ оффшорные зоны отличаются: институциональную основу возглавляет банковский сектор, а в обычных СЭЗ центром выступают страховые, инвестиционные, холдинговые, муниципальные компании.
     Налог на прибыль в оффшорной зоне отсутствует, либо составляет 2%. Вместо этого обычно взимается ежегодный годовой сбор, устанавливаемый в разных оффшорных зонах от 50 до 1000 долларов в год. В оффшорной зоне упрощена процедура регистрации, не требуется ни предоставления отчета поведения счетов ни налоговых деклараций. Существует единая форма отчетности — ежегодный финансовый отчет.
     Отрицательные моменты: недоверие государственных  властей в оффшорную зону.
     Классификация в зависимости от характера деятельности:
    промышленно-производственные СЭЗ: импортные, экспортные, экспортно и импортно-замещающие. Особенности: основываются не только на льготном, налоговом, таможенно-торговом, валютном режимах, но и на льготном финансировании и налогообложении.
    комплексные зоны: зоны свободного предпринимательства, особые экономические зоны, специальные зоны. Особенности: для них характерно использование элементов разных зон.
     Через СЭЗ мировой экономики проходит около 10% мирового товарооборота и занято 3 млн. человек.
           Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях
     Неотъемлемой  частью международных экономических в отношении второй половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
     Со  времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
     Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона— это в той или иной степени обособленная географическая территория.
     В научных публикациях и отчетах  международных организаций для  характеристики разного рода зон  используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
     Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными в  смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и  др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".
     Для чего создаются свободные экономические  зоны. Почему они получили такое  распространение в мире?
     Цели  создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.
     Фактически  они представляют своеобразные ловушки  для мигрирующих в масштабах  мирового хозяйства капиталов. 

     1.2 Цели и задачи создания СЭЗ 

     Цели  стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.
     Экономические:
    более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
    привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
    использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;
    увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
     Социальные:
    комплексное развитие отсталых регионов;
    увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
    обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
    насыщение национального рынка высококачественными товарами.
     Научно-технические:
    использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
    приобщение к новым формам управленческого труда;
    привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
    повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
 
 Условия функционирования СЭЗ.
     Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе  условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В  этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
    политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
    наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
    наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
    очень важным условием является природно-географическая среда;
    благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.
 
     Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые  прежде чем вкладывать капитал заинтересованно  изучают предоставляемые им условия  льгот.
     Каждая  страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и связана с  реализуемыми на ее территории программами  и проектами. Однако в экономической  литературе называют четыре основные группы льгот:
     фискальные  льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
     финансовые  льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
     административные  льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
     внешнеторговые  льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.
     Все указанные льготы, как показала мировая  практика, могут применяться в  самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           2. СЭЗ в РФ
     2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России 
     Практика  создания имеющихся и проекты  будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости  от целей и задач их можно разделить  на следующие основные типы:    
       комплексные зоны производственного  характера;     внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);      функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
     Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются  и на ограниченной территории, и  в границах областей и других территориальных  образований. В них создаются  условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием  необходимой инфраструктуры.
     К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том  числе - СЭЗ в Находке, Калининградской  области, Санкт-Петербурге и др.
     Внешнеторговые  зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных  складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
     К внешнеторговым зонам относятся, в  частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного  порта.
     Отраслевые  зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
     К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в  Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики  и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования  в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".
     На  выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для  транспортных, экспортно-импортных  зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным  сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.  
 

     2.2 Свободные экономические зоны в России: современное состояние
       Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
     Если  в самом начале (еще на этапе  существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия  союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения  руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало  средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.
     В отношении вопроса о свободных  зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство  СЭЗ, организованных в начале 2000г, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.
     Вместе  с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения  регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции  о роли СЭЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.
     Устройство  свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а  не постоянно меняющимися решениями  исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу  о зонах правовых решений (будь то президентские указы, постановления  правительства или даже парламентские  акты) будет неизбежно упираться  в приоритетность более общих  норм регулирования хозяйственной  деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило  бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный  раздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы  законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.). те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным.
     Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации  в целом, так и ее субъектов, можно  считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.
       2.3 Проблемы развития российских СЭЗ 
     При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой  насущной задачей для развития зональной  практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему.
     Функционирование  СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство  регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает  под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально  не ясна сегодня даже в отношении  небольших участков государственной  территории РФ (площадью в несколько  кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку  Конституция Российской Федерации  запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и  финансовых средств". Исключения допускаются  лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей". Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных  СЭЗ на территории России.
     Вторая  проблема состоит в отсутствии четко  сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам  регионов, так и Федерации в  целом. Руководители регионов видят, как  правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот  по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ  помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических  проблем. И при этом не думают о  том, кто же тогда в такую "свободную  зону" придет со своим капиталом?
     Между тем, система предоставляемых свободной  зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных  преимуществ данной территории, а  не механизмом компенсации имеющихся  недостатков или отсутствующих  здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах  распространения свободных зон  в мировом хозяйстве налоговые  льготы - далеко не главный стимул для  притока в зону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут  оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могут  привлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных  проектов".
     В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ  стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем  хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для  нормального обустройства 1 квадратного  километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-15. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс.кв.км, или Алтайский край - 262 тыс.кв.км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территории России.)
     Вот почему большая часть действующих  в мире СЭЗ ограничена пределами  предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
     В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и  частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны.
     В результате, в настоящее время  из 18 формально учрежденных в  России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской  области и Находке. Да и то не как  экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья. 
 
 
 
 

     Заключение
     Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы  у свободных экономических зон  в России - может быть положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
     · формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
     · разработки и принятия соответствующей  законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
     · организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение  принципа единого экономического пространства страны;
     · взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
     · возможности (и готовности) федеральных  органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
     · создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего  процессы создания СЭЗ и осуществляющего  контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
     · предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной  деятельности, чем те, которые они  имеют за рубежом и на остальной  территории Российской Федерации.
     Как видно, здесь нет принципиально  невыполнимых условий. Проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон. Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.