На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Нижегородский  государственный  университет им. Н.И. Лобачевского»
Финансовый  факультет
Дневное отделение
Специальность «Систем налогооблажения» 

Курсовая  работа
по дисциплине Экономическая теория
на тему «Предпринимательство: особенности  развития в современных условиях» 
 
 

Выполнила студентка группы 13.111
Бондаренко  Н.В.
Руководитель: Мухин П.В. 
 
 
 
 

    Нижний Новгород, 2010 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….3-4
Cущность предпринимательства………………………………..4-7
Виды и формы  предпринимательства…………………………..7-9
Этапы развития предпринимательства в  России………………10-12
Особенности предпринимательства в России и  за рубежом….12-27
Значение предпринимательства в социально-экономической
 жизни  России…………………………………………………….27-37
Заключение………………………………………………………..38-40
Список  использованных источников и литературы…………...41-42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Основу  рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
       Предпринимательство как одно  из конкретных форм проявления  общественных отношений способствует  не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации  способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению  нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.
     Статистика  показывает, что в развитых странах  на долю их производства приходится более  половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо  ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования,  высокой  налоговой нагрузки и т.д.
     Важность  развития  предпринимательства в  России нельзя переоценить.
     Во-первых,  предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
     Во-вторых, он способен не только быстро заполнять  ниши, образующиеся в потребительской  сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
       В-третьих, создавать атмосферу  конкуренции. В-четвертых, он создает  ту среду и дух предпринимательства,  без которых рыночная экономика  невозможна.
     Важной  функцией  предпринимательства является его социальная функция, связанная  с возможностью поглощать большую  часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической  безработицы, экономических кризисов.
     Экономически  выгодно и актуально, чтобы появление  большого числа в России малых  фирм привело к созданию новых  рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.
          Но предпринимательству также нужна поддержка, для чего необходимо:
    качественное улучшение информационно-методической базы;
    проведение инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий;
    разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами  предпринимательства;
    обеспечение правовых и организационных основ участия субъектов предпринимательства в приватизации федерального имущества.
          Во всем вышесказанном и заключается актуальность избранной нами темы исследования.
     Основная  цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство  в России на современном этапе  его развития, выявить его специфические  особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным  бизнесом.  
 
 
 
 

     1.Сущность предпринимательства
     Предпринимательство - одна из важнейших составляющих  экономики.  В  странах рыночной экономики предпринимательство получило  широкое  распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм  организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и  собственников.  В связи с приватизацией за государством  осталась  лишь  часть  организаций и предприятий, а остальные  перешли  в  частное  владение.  Основную   часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. 
     Главной задачей предпринимателя является управление предприятием,  которое  включает в  себя  рациональное  использования  ресурсов,  организацию   процесса   на инновационной основе и  хозяйственном  риске,  а  также  ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает  не  только  деятельность участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие в общественном  хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные  признаки. Совокупность таких условий   составляет   среду предпринимательства, важнейшими элементами  которой  являются  экономическая свобода  и  личная  заинтересованность.   Экономическая   свобода   является определяющим  признаком  предпринимательской  среды.   Для   предпринимателя наличие экономической свободы – это не  только  возможность  заниматься  тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но  и морально-этическая  санкционированность  предпринимательской   деятельности.
     Личная  заинтересованность выступает  движущим  мотивом  предпринимательства, поэтому  обеспечение  условий   для   присвоения   полученных   результатов, извлечения   и   накопления   дохода    является    определяющим    условием предпринимательской среды.
         Движущим мотивом предпринимательской  деятельности является прежде  всего получение предпринимательского  дохода, который идет на развитие  этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.
         Какими же качествами должен  обладать предприниматель, чтобы  успешно выполнять предпринимательские  функции, вытекающие из данного  выше определения?
         Прежде всего среди таких субстанциональных  качеств нужно назвать следующие  умения (способности):
    принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и    особенно   в неопределенных ситуациях;
    генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;
    оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности;     оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;
    рисковать;
    анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной  конъюнктуры выводы.
         Эти способности предпринимателя  реализуются в совокупности основных  его практической деятельности. Среди них:
    изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;
    определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;
    выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам;
    выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления;
    организация и управление производством товаров, намеченных к продаже.
         Исходя из предложенной характеристики  понятия "предприниматель"  и из выше приведенного перечня  функций, которые он выполняет  в ходе своих практических  действий, и попытаюсь определить  сущность такого экономического  явления, как предпринимательство  (ибо сущность в практике хозяйственной  деятельности проявляется именно  через функции, выполняемые субъектом  предпринимательской деятельности, т. е. предпринимателем).

2.Виды и формы предпринимательства.

     В наше время существует  множество  предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть  различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство  может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики. В соответствии с этим различают государственное и  частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства  имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают: и в том, и  в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
     Государственное предпринимательство – это форма  осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно  реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий  – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных  средств и других источников.
     Частное предпринимательство – форма  осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное  предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.
     Вместе  с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных  выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости  от функций, которые предприниматель  принимает на себя, вступая в предпринимательское  пространство.
     Согласно  этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую  деятельность (последняя включает в  себя действия посредника, агента, оптовое  купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство  в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую  деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица:
Виды  предпринимательства Основные  функции Организационные формы
Промышленное Производство  промышленных товаров, работ, оказание услуг Производственно-коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании
Торговое Купля-продажа  товаров и услуг Торгово-коммерческие организации, товарные биржи
Банковое Купля-продажа  валюты, ценных бумаг, кредит, работа с  вкладами Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые  компании
Аграрное Производство  сельскохозяйственной продукции и  ее сбыт Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства
Консультативное (консалтинг) Консультативные услуги Консультативные организации, фирмы, компании
Силовое Защитные функции Вневедомственные  охранные фирмы и т.п
 
 
 
 
   3.Этапы развития предпринимательства в России
     Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для  российского предпринимательства.
     В рассматриваемый период, особенно в  первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности  государство впервые признает ее равноправие со всеми другими  формами собственности и декларирует  свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных  актов, закладывающих основы новой  смешанной экономики, для которой  характерен плюрализм форм собственности  и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.
     Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки  новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в  декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).    
     В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности  на средства производства в целях  создания эффективной, социальной ориентированной  рыночной экономики.  
     Приняты также законы "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", "Об ограничении  монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.  
     Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и  других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ  и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных  коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.
     Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой  мысли о возможностях создания бирж.    
     1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость.
     19 мая 1990 г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.        
     Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и  Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок  ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи  по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.          
     Однако  надо отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в  их классическом виде. Предстояла большая  работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.     
     В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в  основном централизованно-фондовая система  распределения ресурсов. Решение  этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной  собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.  
     Освобождение  цен в условиях сохранявшейся  предельной монополизации производства сразу же привело к резкому  взлету всех без исключения цен. Поскольку  либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без  того скудные сбережения оказались  фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно  получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось  вкладывать в акции некоторых  предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более  раз ниже официальной стоимости  в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.
4.Особенности развития предпринимательства
в России и за рубежом
     Малые предприятия играют важную роль в  механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран и Российской Федерации. Это обусловлено их тесными  связями с крупным бизнесом как  по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта  нового продукта, требующие крупных  капиталовложений, соответствующих  производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они  передают их для внедрения крупным  фирмам.
     Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство  новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних  фирмах. Малые предприятия впервые  разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда  США в расчете на 1 доллар, вложенный  в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и  в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия  по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.
     Особенностью  малого бизнеса в развитых странах  в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой  интеграции являются финансируемый  лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты  на
поставки  комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х  годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд. долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн. долл.
     Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых  предприятий служат непременным  условием их последующего выхода на арену  самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации  и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.
     Охарактеризуем  некоторые страны с рыночной экономикой по степени развития предпринимательства.
     В 1993 г. в США было создано 630 тыс. новых  фирм, а в 2003 г., согласно аналитикам, в мелких компаниях трудилась  более 70% американских рабочих и  служащих. Вопросами  предпринимательства  в США занимается Комитет  предпринимательства  в Сенате США; Администрация  предпринимательства США–АМБ; Министерство торговли США.
     Предпринимательство США составляют высокий процент  в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая  и пластмассовая (23%), обувная (23%).
     Теперь  считаем нужным перейти к целям  и основным направлениям государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства за рубежом.
     Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная  поддержка малого предпринимательства  опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему  и систему различных исследований.
     Особый  интерес государство проявляет  к той части малого бизнеса, которая  ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов  одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют  крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.
     Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет  целью:
    создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
    реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
    реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
    оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
    применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
    упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
    снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
    поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
    интенсификацию инвестиционных процессов;
    стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.
     В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства  опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные  государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной  поддержки:
    законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
    включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.
     В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса.
     Особое  место в государственной политике США уделяется развитию экспортных возможностей сектора предпринимательства. Для этого, был разработан ряд  программ финансовой и технической  поддержки экспортно-ориентированных  предпринимательства. Вопросами развития экспортных возможностей предпринимательства  занимаются 16 федеральных министерств  и ведомств, в их числе: Комитет  предпринимательства в Конгрессе  США;
     Наиболее  широкими возможностями в поддержке  и развитии в секторе предпринимательства  обладает АМБ, в которой был создан Департамент международной торговли – OIT, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей пре в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи1. Общий объём экспортных кредитов АМБ по этим программам в 2003 г. составил $700 млн. Программа поддержки АМБ приведена в таблице 5 (См. Приложение).
     Создание  новых производств за рубежом  требует крупных инвестиций и  для этого Правительство США  создало в 1971 г. «Корпорацию частных  зарубежных инвестиций» - OPIC)2. Благодаря комплексной государственной поддержке, в течение ряда лет обеспечивается устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МП (на уровне 10-12% в год), при возрастании экспортных продаж примерно на 14-15%, тогда как рост экспорта США за последние 4 года удерживается на уровне 10-13%3.
     В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других.
     Развитие  инновационного и экспортного потенциала сектора малого и среднего бизнеса  в Японии  приведено в таблице 8 (См. Приложение).
     Министерство  экономики, торговли и промышленности Японии является разработчиком государственной  стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю  национальную систему поддержки  и развития предпринимательства. Последствия  экономического спада, начавшегося  после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения  сектора малого и среднего бизнеса. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малого и среднего бизнеса, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны.
     Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о  малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малого и среднего бизнеса к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением  конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора малого и  среднего бизнеса как источника  динамичного развития национальной экономики4.  Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малого и среднего бизнеса (переоснащение современны оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.
     Значительную  информационную, консультативную и  техническую поддержку экспортерам  оказывает государственная «Японская организация внешней торговли». JETRO была создана в 1958 г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским предприятиям частного бизнеса в развитии их экспортного потенциала.
     Уже в 2004 г. экспорт японских товаров  и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд.
     В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
     В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий, что свидетельствует  о неуклонном росте  предпринимательства  в этой стране.
     Государственная стратегия развития промышленности, поддержки малого и среднего бизнеса  и расширения экспорта разрабатывается  Министерством торговли и промышленности. Начиная с 2000 г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы  предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью.
     SBS объединяет деятельность всей  национальной инфраструктуры поддержки  предпринимательства включая сеть  «Деловых связей» и координирует  реализацию всех программ развития  малого и среднего бизнеса,  стремясь к созданию благоприятных  условий для роста этого сектора  экономики. Благодаря целенаправленной  государственной политике, Великобритания  занимает 6-е место в мире по  общему объёму экспорта, а по  объёму экспорта услуг вышла  на 2-е место, что в значительной  мере связано с развитием экспортных  возможностей малого и среднего  бизнеса. 
     Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:
    создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
    использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
    обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
    создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
    осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
    разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
    оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
    предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
    содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
     Мы  рассказали о малом бизнесе за рубежом, теперь считаем целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства  в некоторых зарубежных странах.
     Показатели  развития предпринимательства
Страны Кол-во малых  и средних предприятий (тыс) Кол-во малых  и средних предприятий на 10 тыс.жителей Занято на малых  и средних предприятиях (млн.чел) Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятий (%) Доля малых  и средних предприятий в ВВП(%, оценочно)
Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53
Германия 2290 370 18.5 46 50-52
Италия 3920 680 16,8 73 57-60
Франция 1980 350 15,2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 450 68.0 72 63-67
США 19300 742 70.2 54 50-52
Япония 6450 496 39,5 78 52-55
 
     Теперь  переходим к непосредственному  рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих  в связи с этим проблем.
     Малый бизнес - разнородное и исторически  обусловленное социально-экономическое  явление, суть которого (не говоря уж о  частных проявлениях) нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места  и времени его формирования. При  наличии общих генетических и  видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, скажем, в США  и во Франции различается не столько  количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической  мотивации), то, например, в Москве и  в Московской области, в Республике Татарстан - и качественно, и количественно.
     Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и  позитивно оцениваемую обществом  форму организации хозяйственной  деятельности в любой отрасли  экономики и социальной сферы  с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
     "Западные" малые предприятия обычно узко  специализированы, но сохраняют  потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной  кооперации с крупными фирмами  и корпорациями, используя, в частности,  выгоды современного посредничества  в их материально-техническом  обеспечении и в сбыте продукции,  ориентированы в зависимости  от производственной специализации  на национальный, региональный, местный  или мировой рынок и пользуются  узаконенной поддержкой общегосударственных,  региональных и местных властей5.
     Что же касается малого предпринимательства  в постсоветской России, то его  приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения6.
     Для этой формы характерны:
      1) редкое использование начального  заемного капитала;
      2) высокие административно-управленческие  издержки;
      3) слабое задействование преимуществ  быстрого перепрофилирования;
     4) диспаритетные (зачастую - просто  дискриминационные) отношения с  посредниками по сбыту продукции;
      5) исключительно сильная зависимость  от местной власти и от местного  рынка;
      6) особые "теневые" стороны  деятельности (прежде всего в  сфере трудовых отношений).
       Российскому малому бизнесу, как  уже отмечалось, свойственны и  существенные региональные различия  в отраслевой структуре, масштабах  и в других параметрах. При  этом он явно недостаточно  охвачен официальными статистическими  наблюдениями.
     Указанные особенности (коих на самом деле больше 5, мы отметили лишь основные) требуют  если не обязательного учета при  разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный  учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.
     Итак, приведем статистические данные, характеризующие  уровень развития предпринимательства  в России.
     Факты таковы, что занятость на одном  малом предприятии в среднем  по России колеблется в интервале  от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости  от типичного размера добавленной  стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.
     Исходя  из этих средних цифр логично предположить, что максимум производительности труда  в малом бизнесе типичен для  регионов, где преобладают малые  предприятия промышленности, строительства  и транспорта. На уровне федеральных  округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в  Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре  промышленного и строительного  комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными  различиями в выпуске продукции  однопрофильными малыми предприятиями  с примерно равной численностью занятых.
     Оказывается, что наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия  работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс.). В сельском хозяйстве  лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а аутсайдером - Дальневосточный округ (213,6 тыс.). В  строительстве показатели различаются  от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия  функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.) округах. Значительно меньшая  дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в  Центральном округах.
     Абсолютным  лидером по среднему объему производства на одном промышленном малом предприятии  является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим  отрывом следуют Коми-Пермяцкий  автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). Показатели этих регионов в несколько раз превосходят среднероссийский уровень.
     На  другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия  действуют в двух республиках  Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и  Ингушетии (241,2 тыс.). Во всех этих регионах показатели в несколько раз ниже среднероссийского уровня.
     По  среднему объему производства на одном  малом предприятии строительного  профиля со значительным отрывом  лидируют два автономных округа Тюменской  области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и  Ханты-Мансийский (5,1 млн.). Более чем  втрое выше среднероссийского уровня данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). Аутсайдерами являются Ненецкий, Эвенкийский и Усть-Ордынский  автономные округа, где, согласно данным Госкомстата России, в 2000 г, малых  стройпредприятий не было вообще. Среди  остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).
     Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах  Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и  Таймырском (11,3 млн.), причем эти показатели могут быть завышенными из-за практики округления статистических данных по подобным округам. Более достоверным  является показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие  в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах  Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят среднероссийский более  чем втрое.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.