На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состовляющая професиональная культура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  План.
    Профессиональная культура и ее составляющие
    Технократический и гуманитарный стиль мышления  и его влияние на формирования профессиональной культуры
    Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Профессиональная  культура и ее составляющие
   Из  теории культуры и из понимания профессионализма следует, что данным социальным явлениям суждено находиться друг подле друга, причем их союз, «тесный и неразрывный», рожден системой трудовой деятельности и социальных отношений. Профессионализм  и культура встречаются на «поле» деятельности и отношений, и на этой «почве» произрастает новый социальный феномен, который называется «профессиональная  культура».
   Профессиональная  культура – это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том  виде деятельности, где он чувствует  себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощено. Ее понимают и определяют по-разному, в зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли, характера и интереса (см.: Модель И. М. Профессиональная культура муниципального депутата. Екатеринбург, 1993. С. 26–27). Действительно, профессиональная культура рождается, живет и совершается в «живом огне» деятельности и вне ее не может реализоваться. Стремясь овладеть профессией, т.е. участвуя в каком-то виде трудовой деятельности, человек одновременно с этим приобщается и к общей культуре; именно в этом слиянии, соединении профессионализма и общей культуры появляется на свет и культура профессиональная, которая служит мерой, степенью и качеством самой деятельности человека, объективным показателем участия его в общественном развитии и совершенствовании всего социального организма. Как субъект деятельности участвует в прогрессе общества, так и культура (общая и профессиональная) способствует интеллектуальному росту самого индивида, подъему его сил и способностей.
   Таким образом, профессиональная культура является объективным качественным индикатором  формирования и субъекта деятельности, и среды его обитания; по характеру профессиональной культуры можно в целом судить и о самом обществе, и о его многочисленных составляющих: сферах, элементах, частях. одним из главных показателей профессиональной культуры является культура общения как средство обеспечения эффективности трудовой деятельности, теплоты человеческих связей как на работе, так и вне ее, взаимопонимания, соблюдения общего и служебного этикета, норм и правил человеческого общежития и поведения. Социальное и профессиональное общение отражает уровень состояния культуры, все ее достижения и недостатки. В профессиональной культуре, где необходима совместная деятельность, «посредством общения ценностные ориентации отдельных работников трансформируются в единство целей, достижение которых гарантируется соответствующей модификацией поведения людей» (Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1983. С. 15).
   Профессиональная  культура, будучи качественным индикатором  отношения человека к труду, к  сотоварищам, является сгустком культуры общения, общей культуры. Последняя создает базовый уровень и культуры общения, и профессиональной культуры. Все характеристики и требования общечеловеческой культуры распространяются на ее виды и сферы. Это, конечно, закон, которому подчиняется частное проявление его, устанавливая связи, единство, взаимозависимость и целостность историко-культурного процесса. Завершая рассмотрение профессиональной культуры, необходимо сделать вывод о том, что ее важнейшими слагаемыми являются: освоение общей культуры, приобщение к ее достижениям, овладение профессиональным мастерством, полная творческая реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность в своем виде деятельности, грамотное, эффективное использование средств и методов при достижении цели, рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы, возможность предвидения результатов труда, – великий дар прозрения, свойственный людям; и в первую очередь тем, кто «прозревает внутренние достоинства» предметов и вещей; далее, важными составляющими, профессиональной культуры являются способность и желание передать свои умения, знания, навыки, а также культура общения и, главное, нравственно-профессиональная этика. У профессионала его занятие, его созидательный труд служит критерием личной нравственности, соблюдения высокого принципа благоговения перед жизнью. Профессиональная культура, соединенная с нравственными нормами, профессиональная компетентность, сращенная с моральными установками, заставляют человека стремиться к более полному профессиональному и личностному, гражданскому самовыражению.
Таблица. Разделы культурологии 
  
Разделы культурологии Сферы исследований
Фундаментальная культурология
Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования 
Онтология культуры Многообразие  определений культуры и ракурсов познания, социальных функций  и параметров
Гносеология культуры Основания культурологического  знания и его место  в системе наук, внутренняя структура  и методология
Морфология  культуры Основные  параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального  опыта
Культурная  семантика Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации
Антропология  культуры Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры
Социология  культуры Представления о социальной стратификации  и пространственно-временной  дифференциации культуры, о культуре как  системе социального  взаимодействия
Социальная  динамика культуры Представления об основных типах  социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем
Историческая  динамика культуры Представления об эволюции форм социокультурной организации
Прикладная  культурология
Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике 
Прикладные  аспекты культурологии Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и  методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия
 
 
 
 
 
 
      Технократический  и гуманитарный стиль мышления  и его влияние на формирования профессиональной культуры
 
 Становление профессиональной культуры, адекватной современному состоянию техногенной цивилизации, связано с радикальным изменением доминирующего в социуме стиля мышления. Превалирующее в доиндустриальных формациях чувственное мировосприятие в течение длительного времени трансформировалось в рационалистическое  осмысление действительности. Если умы античных мыслителей занимала общая картина мироздания, и для этого необходимы были интегральные познавательные процедуры, то теперь узкопрактическая потребность углубленного, но фрагментарного исследования потребовала преимущественно аналитических методов. Естествознание и математика триумфально лидируют в науке по строгости аргументации, четкости суждений, определенности выводов. Непостижимым образом ученые находят эмпирическое подтверждение своим умозрительным конструктам.
 В свою очередь, новые инженерные технологии, упрощенно  перенесенные в сферу познания человеческих отношений, еще более укрепляют  веру во всемогущество рационалистических методов. На неблагоприятном фоне девальвации  духовных ценностей сложился особый технократический стиль мышления, оказавший  заметное влияние и на гуманитаристику, где вскоре обнаружились его односторонность и неплодотворность. В суете и погоне за прибылью, в самодовлеющем практицизме и конъюнктуре категории нравственности оказываются порой низведены до норм юридического права, добро отождествлено с выгодой, счастье подменено обладанием. “При всяких состязаниях на механическую скорость, при всяких премиях и бессмысленных изобретениях однодневных королей и королев совершенно отодвигается на второй план примитивное соображение об искусстве мышления, которое дало столько непревзойденных, замечательных школ древности”, - напоминал Н.К. Рерих.
 Новая ситуация потребовала пересмотра отношения  к существованию универсальных ценностей. “Возникает угроза, что в искусстве исчезнет не только дисциплинирующее, но и содержательное ремесленное образование, в науке - опирающееся на смысл целого обучение в области знания и исследования; в философии - передающаяся от лица к лицу традиция веры. Вместо всего этого сохранится традиция технической рутины, умения и форм, усвоения точных методов и, наконец, ни к чему не обязывающая болтовня”, - предупреждал К. Ясперс.
 Адекватная  современной стадии социального  развития новая образовательная  парадигма требует ясного осознания  различий между полярными типами культуры, которые условно обозначим  как техногенный и мифологемный. Мифологемность означает в данном случае образно-символическое восприятие мира, слияние реальности воспринимаемой и воображаемой, рационально познанной и интуитивно полагаемой.
Сравним основные характеристики названных  типов 
Таблица. Сравнение техногенного и мифологемного типов культуры 
  
ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ
ТИП КУЛЬТУРЫ
Техногенный Мифологемный
Ядро  мировоззрения Цивилизация Духовная  культура
Отношение к природе Покорение Соответствие
Экономические интересы Личное  или коллективное благополучие, обладание Совершенствование образа жизни
Мораль(внешние регулятивы поведения) Управление, подчинение Согласие, сотрудничество
Нравственность (внутренние регулятивы поведения) Закон, норма Любовь, симпатия
Знание (способы достижения истины) Рационализм, прагматизм, доказательство Интуитивизм, иррационализм, вера
Стиль мышления Рассудок Разум
Метод познания Анализ Синтез
Логика  изложения Дедукция Индукция
Область творчества Технологии  деятельности (наука, техника, духовная практика) Символическое освоение мира (художественное, религиозно-мистическое)
Характер  деятельности Целеустремленность, дифференциация, специализация Созерцательность, интеграция, универсализация
   
  Данная  схема не претендует на полноту  информации и может быть продолжена  за счет иных параметров. Кроме  того, некоторые ценности приведены  без последующего обоснования  в качестве темы для самостоятельного  размышления.
 Разумеется, не существует "чистого" типа культуры. Речь идет о доминирующих ценностных ориентациях или “ядерных” отношениях, определяющих главные тенденции становления цивилизации. В идеале необходима гармонизация названных альтернативных систем ценностей, что в итоге должно быть отражено в новых концепциях образования.
 Главные черты  гуманистического типа мышления - осмысление и жизненное воплощение нравственных принципов, органичное сочетание логики и здравого смысла, чувства и разума, веры и научной аргументации. Этим искусством владеют люди с высоким культурным потенциалом, талантливые и образованные, волевые и деликатные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Проблема  профессионализма и профессиональной культуры
 в современной  жизни 
 Чем более мощной по степени своего воздействия  на природу становится техносфера, тем более строгие требования предъявляются к профессиональным качествам человека. Чтобы производственная деятельность существенно не нарушала экологический баланс, от специалиста сейчас, как минимум, требуется четкое выполнение технологических стандартов. В этих целях разрабатываются все более точные и сложные алгоритмы управления производством — своеобразный "юридический" кодекс общения человека с машиной. Для апробации новых научно-технических идей создается особая экспериментальная база, вследствие чего инновационная и репродуктивная деятельность оказываются разведенными в разные социальные ниши. В прошлом, в далекой предыстории техногенной цивилизации, такой дилеммы не возникало. Свидетельство тому — античная интерпретация древнегреческого термина "техне".  "Техне" — это, в понимании древних, и мастерство, и искусство, и знание. Так, античный мастер выступал одновременно в разных ролях: творца идеи и ее технического разработчика; художника, рисующего в своем воображении эстетический облик будущего предмета; и ремесленника, воплощающего свой идейный замысел в природном материале. Его талант был многогранен, но оценивался по красоте, практичности и качеству создаваемых им вещей. Рукотворное искусство древности известно нам по предметам гончарно-
 29
 го, оружейного и ювелирного дел 
 а, храмам и  скульптурам, парусникам и приборам наблюдения, по многим другим памятникам старины. Часто безымянные, они сохранили  неповторимую индивидуальность авторского почерка, стиля, композиции. Правда, порою  сокрытым от нас остался сам процесс  создания шедевра.
 Отношение к  технологическим инновациям, к выбору приоритетов цивилизационного прогресса зависит от типа культуры, национальных традиций, условий жизни. Природная склонность к философии или изящным искусствам одних народов, темпераментность или рассудительность других, практицизм или созерцательность третьих, а возможно, и какие-то другие особенности национального менталитета оказали решающее влияние на структуру и динамику техносферы.
 Многое написано об особом месте России в мировой  культуре. И в наши дни не затихают по этому поводу научные, политические, философские дискуссии. Соединяя в своем географическом пространстве Восток и Запад, наша страна исторически была открыта к различным культурным веяниям, повлиявшим на своеобразие национального характера. Это нашло свое отражение в философских размышлениях героев классических романов, лиризме художественных полотен, в мистицизме и религиозности, в пролетарской революционной патетике и купеческом меценатстве.
 К сожалению, многие современные проблемы российской действительности порождены некомпетентностью  и дилетантством, вероятно, тоже имеющими достаточно глубокие исторические корни. Непрофессионализм, бесцельность и элементарную лень невозможно победить властным усилием. Предъявляемые к человеку требования в лучшем случае регламентируют его работу в меру собственного понимания и представления об ответственности. Ответом на дисциплинарное давление извне может стать личностная безответственность и стремление не столько быть, сколько выглядеть.
 Ясно, что  чем с большей некомпетентностью  мы соприкасаемся, тем квалифицированнее  должны быть сами. Нужен профессионализм  высокого класса, чтобы одолеть слепую, но п
 орою весьма агрессивную стихию элементарной безграмотности. Необходимо научиться подчинять интересам дела свои мысли и поступки. В таком самоограничении, как писал выдающийся русский философ В. Розанов, воля находит для себя закон, а с ним и твердость действия, которой не знала прежде1. Целеустремленность, собран-
 ность, четкость решений и действий не только характеризуют степень профессионализма, но и придают жизни уверенность и оптимизм.
 Итак, появление  мощных технологий изменило понятие  профессионализма: глобальный характер технического действа не позволяет  двигаться эмпирическим путем —  методом проб и ошибок. Негативные последствия неверных шагов или  непродуманных решений необратимы. Профессиональный уровень специалистов — их знания, квалификация, мастерство — служат гарантом надежности, стабильности и перспективности технических  систем.
 Не претендуя  на исчерпывающую характеристику, отметим, что профессионализм — это:
 — практическая адаптация работника к производственной системе, дисциплинированность, овладение  технологическими операциями;
 — способность  обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность;
 — совершенное  знание предмета, свободная ориентация в потоке технической информации;
 — корректное принятие решений в проблемных ситуациях.
 Профессионализм составляет необходимое, но не достаточное  условие профессиональной культуры. Различие названных качеств напоминает отношения мастера и подмастерья, когда один, располагая большей свободой выбора целей и способов деятельности, поручает другому более стандартную и технически регламентированную работу.
 Культура  специалиста развивается через  практический опыт, но интеллектуальные основы профессионализма формируются  образованием, главная цель которого — достижение профессиональной компетентности. Данное понятие включает: во-первых, широкий информационный кругозор по избранной специальности; во-вторых, аналитический склад ума, способный  устанавливать соответствия между  практическими и познавательными  принципами; в-третьих, знание общих  естественнонаучных законов и свойств природных материалов.
 Отмечая замкнутость  профессионала на непосредственном предмете своих занятий и возникающие  в результате тупиковые ситуации, известный немецкий философ и  социолог Т.Адорно писал, что лучшей реакцией на этот страх была бы попытка как-то содействовать становлению общества, отвечающего человеческому достоинству1.
 С. 370.
 Розанов В. Цель человеческой жизни //Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской  мысли. М., 1994. С. 43.
 30
 Адорно Т. В. О технике и гуманизме //Философия техники в ФРГ. М., 1989.
 31
 Социологи считают, что интеллектуальные и технические  инновации — это ответ на запросы  общества. И в самом деле, социальные интересы и ценности, настроения и  предпочтения, нормы и традиции явно или неявно стимулируют прогресс одних и сдерживают становление  других направлений деятельности, оказывают  влияние на темпы роста и приоритеты. "Люди и техника, потребности и  вещи взаимно структурируют друг друга — к лучшему или к  худшему. В ареале той или иной цивилизации структуры индивида и общества связаны с технико-функциональными  особенностями едва ли не универсальным  законом"1, — отмечал Жан Бодрийяр.
 В техносфере продолжается вся гамма естественных человеческих возможностей — физической силы, чувств, интеллекта. Между тем, как самокритично писал Т. Адорно, социологи слишком мало смыслят в технике, а техников требования сегодняшнего дня обязывают лишь изредка задумываться о подобных вещах. Особенно недостает, — подчеркивал он, — "общественного изучения самих процессов
 технического  производства, а следовательно^того способа, каким общественные мотивации входят в конкретный образ технических операций. И наоборот, новейшее социально-психологическое развитие оказывается весьма зависимым от сегодняшних форм технического производства, что относится к наиболее роковым аспектам научного разделения труда, но именно эти взаимосвязи все еще достаточно не проанализированы"2.
 Развитие  новых технологий по мере их усложнения обретает относительную автономию  за счет появления внутренних творческих импульсов, рождающих оригинальную техническую идею.Что-бы предотвратить рассогласование целей, недостаточно ориентироваться только на актуальные потребности общества или на конъюнктуру. Надо знать и понимать законы, динамику развития конкретного социума, прогнозировать его будущее.
 Чем более  высокое место в профессиональной пирамиде занимает специалист, тем  существеннее влияние принимаемых  им решений на социальную организацию, образ и качество жизни, образование  и ценностные приоритеты. Это означает, что собственно профессиональной компетентности может оказаться недостаточно, необходима компетентность социальная. Именно она  становится исходной предпосылкой профессиональной культуры специалиста. Итак, овладение  профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам.
 aaan 8. Почему возникла альтернатива
 технократического и гуманитарного 
 стилей мышления? aaak
 sssn Становление профессиональной культуры, адекватной современному состоянию техногенной цивилизации, связано с радикальным изменением доминирующего в социуме стиля мышления. Превалирующее в доиндустриальных формациях чувственное мировосприятие в течение длительного, измеряемого столетиями времени трансформировалось в рационалистическое (в его крайнем проявлении — формально-логическое) осмысление действительности. Если умы античных мыслителей занимала общая картина мироздания, и для этого необходимы были интегральные познавательные процедуры, то теперь узкопрактическая потребность углубленного, но фрагментарного исследования привела к доминированию аналитических методов. Естествознание и математика триумфально лидируют в науке по строгости аргументации, четкости суждений, определенности выводов. В красивых "орнаментах" абстрактных логических символов воспроизводятся структуры реального мира. Непостижимым образом ученые находят эмпирическое подтверждение своим умозрительным конструктам.
 В свою очередь, новые  инженерные технологии, упрощенно перенесенные в сферу познания человеческих отношений, еще более укрепляют  веру во всемогущество  рационалистических методов. На неблагоприятном  фоне девальвации  духовных ценностей  сложился особый технократический стиль мышления, оказавший  заметное влияние  и на гуманитаристику, где вскоре обнаружились его односторонность и неплодотворность. В суете и погоне за прибылью, в самодовлеющем практицизме и конъюнктуре категории нравственности оказываются порой низведены до норм юридического права, добро отождествлено с выгодой, счастье подменено обладанием. "При всяких состязаниях на механическую скорость, при всяких премиях и бессмысленных изобретениях однодневных королей и королев совершенно отодвигается на второй план примитивное соображение об искусстве мышления, которое дало столько непревзойденных, замечательных школ древности" ,— напоминал Н. К. Рерих.
 Новая ситуация потребовала  пересмотра отношения  к существованию  универсальных ценностей. "Возникает  угроза, что в искусстве  исчезнет не только дисциплинирующее, но и содержательное
  Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и  характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность.
  Уточним, что именно является особенно ценным и  необходимым для  культурологического  подхода. Если иметь  в виду, что профессиональная деятельность - это  специализированная сфера культуры, то культурологический уровень изучения предполагает исследования ее ценностно-нормативных параметров, выходящих за пределы узкой специальности. Эти параметры:
  - нормируют и регулируют  ее по критериям  социальной приемлемости  тех или иных  способов ее осуществления;
  - устанавливают пороги  допустимости социальной  цены и социальных  последствий этой  деятельности,
  - аккумулируют и  канонизируют исторический  опыт подобной  деятельности в  плане ее социальной  эффективности;
  - формируют "классические" требования к технологиям  и нормам обучения по специальности;
  - формируют этику  профессионального  взаимодействия специалистов;
  - создают специальные  внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания;
  - разрабатывают иерархию  критериев определения  социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п.
Таким образом, можно ввести понятие культурологии техники Таблица. Культурология техники 
  
Разделы культурологии техники Сферы знания
Фундаментальный аспект
Цель: теоретическое познание феномена культуры в условиях техногенной цивилизации, разработка категориального аппарата и методов исследования 
Онтология инженерной культуры Разнообразие  определений культуры и ракурсов познания, социальных функций  и параметров
Гносеология профессиональной культуры Основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе  наук, внутренняя структура  и методология
Морфология  профессиональной культуры Основные  параметры функциональной структуры инженерной культуры как системы  форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального  опыта
Семантика инженерной культуры Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного  взаимодействия
Антропология  инженерной культуры Представления о личностных параметрах культуры, об инженере как "производителе" и "потребителе" техносферы
Социология  культуры Представления о социальной стратификации  в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе  социального взаимодействия
Социальная  динамика профессиональной культуры Представления об основных типах  социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем
Историческая  динамика профессиональной культуры Представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности
Прикладной аспект
Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в практике техносферы 
Прикладные  аспекты культурологии техники Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, разрабатывает  методы, основания  и технологии прогнозирования, проектирования и  регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой
 
 
  Следовательно, предметом культурологического анализа специализированной, в частности, инженерной, деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования; а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Используемая  литература:
    Гуверевич П. Философия культуры. М., 1994.
    Библер В. Мышление как творчество. М., 1994
    Динамика культурных и социальных связей. М., 2005
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.