На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

Введение  ….............................................................................................................
Глава I Общие теоретические аспекты проблемы
1.1. Традиции  и подходы к изучению социально-психологической  готовности к труду в отечественной  и зарубежной психологии..............
1.2. Методы  исследования и определения социально-психологической  готовности к труду........................................................................................
Глава II Анализ социально-психологической  готовности к труду выпускников  СПО
2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................
2.2. Описание  исследуемой возрастной группы  ……...........….…............
Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»
3.1. Результаты  исследования психологической готовности  к труду студентов-выпускников  ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..
3.2. Общие  выводы и рекомендации ……………….............................….
Заключение  …............................................................................................................
Список  используемой литературы….......................................................................
Приложения  …..........................................................................................................
 


     Введение 

     Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой  степенью динамизма, быстрыми темпами  перемен, что способствует выдвижению новых требований к специалистам на всех уровнях профессионального  образования.
     Успешное  формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к  профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая  понимается учеными как комплексное  психологическое образование, как  сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
     В условиях смены образовательных  парадигм, новых социально-экономических  условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы  личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями  психологической готовности специалиста.
     В отечественной и зарубежной психологии недостаточно разработана проблема социально-психологической готовности человека к труду, хотя имеется определенный потенциал теоретических и практических исследований конкретных форм готовности: установки (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте (А. И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М. И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л. С. Нерсесян и др.).
     Большинство авторов объясняли готовность к  труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и  волевых качеств личности, общее  психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Вместе с  тем, проблема сохраняет свою актуальность и сегодня и требует новых  подходов к решению.
     Цель  дипломной работы: теоретическое  и практическое исследование социально-психологической  готовности к труду выпускников  СПО, обучающихся по специальности  «Менеджмент».
     Задачи  дипломной работы:
    Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
    Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
    Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
    Провести эмпирическое исследование и представить результаты.
     Объект  дипломной работы – выпускники СПО, обучающиеся по специальности «Менеджмент»
     Предмет - социально-психологическая готовность к труду выпускников.
     В данной дипломной работе были использованы методы теоретического и практического  анализа документации, сравнения  и сопоставления, методы анкетирования  и тестирования.
     Практическая  значимость дипломной работы состоит  в том, что предлагаемые методики оценки, могут быть рекомендованы для исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ФГОУ СПО «Тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса». 
 

 


     Глава I. Общие теоретические аспекты проблемы 

     1.1. Традиции и подходы  к изучению социально-психологической  готовности к труду  в отечественной  и зарубежной психологии.
     Между понятиями «готовность» и «социально-психологическая  готовность», существует родовидовое  отношение, поэтому, чтобы выявить  сущность категории «социально-психологическая  готовность», необходимо исходить из категории  «готовность». Проанализируем несколько  дефиниций понятия «готовность». Изучение общей проблемы готовности к труду началось в 50-е годы в  связи с необходимостью профессионального  обучения людей различным видам  труда. Готовность - это условие успешного  выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и  совершенствоваться человеком.
     Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области  труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев  определяет, как «проявление способностей» [1].
     В литературе рассматриваются различные  аспекты понятия «готовность».
     К. К.Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре  готовности выделяет кроме моральной  готовности, психологическую и профессиональную. Данное понятие он рассматривает  как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение  между психическими процессами и  свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются  процессы, необходимые для обеспечения  результативности профессиональной деятельности» [24].
     По  мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [11], готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.
     М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности.
     На  основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих  задач деятельности. Временное состояние  готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических  возможностей для успешных действий в данный момент.
     Ситуативная готовность — это динамичное целостное  состояние личности, внутренняя настроенность  на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.
     Будучи  целостными образованиями, общая и  ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:
     а) мотивационные (потребность успешно  выполнить поставленную задачу, интерес  к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
     б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств  достижения цели, представление вероятных  изменений обстановки);
     в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
     г) волевые (управление собой и мобилизация  сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление  сомнений, боязни).
     В.А. Крутецкий [16] определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность. В понятие «готовность» В.А. Крутецкий вкладывает также наличие определенного запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области.
     Подчеркивая важность личностного подхода к  изучению состояния готовности, П.А. Рудик [27] рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.
     Л.В. Кондрашова [14] считает, что готовность к деятельности предполагает образование  таких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые  обеспечивают будущему специалисту  возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески  выполнить свои профессиональные функции  и обязанности.
     Как видно из вышеприведенных и других нам известных определений понятия  «готовность» различные исследователи  раскрывают отдельные признаки рассматриваемого понятия. По моему мнению, все они  многословны. В данных определениях присутствуют такие понятия как  «настрой», «установка», «приспособление», «психическое состояние», «свойство, качество», «склонность» и т.д., которые усложняют  понимание сущности этого понятия.
     В рамках данного исследования мной принято  следующее определение «готовности  к профессиональной деятельности». Готовность к профессиональной деятельности - это способность субъекта результативно  выполнять свои профессиональные функции. Понятие «способность» в данном контексте имеет разностороннюю функциональную значимость, зависящую  от вида деятельности. Выявляя основные видовые признаки понятия «социально-психологическая  готовность», мы опирались на это  рабочее определение.
     Психологическая готовность к труду является обязательным условием не только её начала, но и эффективного решения.
     Состояние психологической готовности к труду  следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой  существуют функциональные зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определённую цель и достигает  результата.
     В.И. Байденко и Б. Оскарссон говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, используют понятие "базовые навыки" как "личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости" В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к креатическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка [4].
     Одним из признаков психологической готовности к труду является, согласно Н.В.Кузьминой, наличие у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему  осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и  техники [17].
     Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется: в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает); в виде профессионально-личностной готовности к самореализации [15].
     В рамках данного исследования под  социально-психологической готовностью  к труду мы понимаем направленность, соответствующая предрасположенность, позволяющая субъекту результативно  выполнять свои профессиональные функции. Исходя из такого понимания, выделены следующие критерии социально-психологической  готовности:
    сформированность внутренних мотивов учебной деятельности;
    выраженность профессионально важных качеств;
    удовлетворенность теми сторонами учебной деятельности, которые наиболее значимы для становления профессионала.
 
     1.2. Методы исследования  и определения  социально-психологической  готовности к труду.
     Для практического исследования социально-психологической  готовности к труду различными авторами использовались методики направленные на изучение:
     - социально-психологических установок  (Узнадзе Д. Н., М. Краснорядцева, Л. В. Кондрашова, Г. Олпорт, Д. Майерс и др.). [32],[14], [20],[23].
     - коммуникативных навыков (Г.В.  Шавырина, Я. Л. Коломинский), [7], [8].
     - мотивационно - ценностной структуры  личности (М. Г. Рогов, С. А.  Рубинштейн, Одинцова Л. А., Завицкая С. В., В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.).[26], [28],[22],[2], [17],[24].
     Для диагностики социально-психологической  готовности к труду возможно использование  следующих психологических методик:
      Методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.
     Позволяет выявить степень выраженности социально-психологических  установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»:
     - ориентация на процесс;
     - ориентация на результат;
     - ориентация на альтруизм;
     - ориентация на эгоизм;
     - ориентация на труд;
     - ориентация на деньги;
     - ориентация на свободу;
     - ориентация на власть.
     2. Тест оценки коммуникативных  умений.
     Включает  в себя оценку собеседника, определение  его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.
     3. Ценностный опросник С. Шварца.
     Тест  включает в себя оценку по шкалам: наслаждение; достижения; социальная власть; Самоопределение; стимуляция; конформизм; социальность; безопасность; зрелость; поддержка традиций; социальная культура; духовность.
    Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич).
     Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и  составляет основу ее отношений к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии  жизни".
    Изучение мотивации профессиональной деятельности (методика К.Замфир в модификации А.Реана)
     Методика  может применяться для диагностики  мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о  внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует  говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.
    Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)
     Методика  позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили  личности. На основе соотношения показателей  всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.
     Типы  мотивационного профиля: прогрессивный, регрессивный, импульсивный, экспрессивный, уплощенный. Типы эмоционального профиля: стенический, астенический, смешанный стенический, Смешанный астенический.
    Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина) [30]
     Предлагаемый  опросник жизненных ценностей предназначен для исследования терминальных ценностей. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Перечень жизненных ценностей включает: развитие себя; духовное удовлетворение; креативность; активные социальные контакты; собственный престиж; высокое материальное положение; достижение; сохранение собственной индивидуальности.
     Для определения социально-психологической  готовности к труду выпускников  СПО в данной работе я буду исследовать  мотивационно - ценностную сферу личности, т. к. определив жизненные ценности и движущие мотивы я смогу определить готовность к труду и делать прогнозы на будущую трудовую деятельность.
     Проведя теоретический анализ методик диагностики  мотивационно – ценностной сферы  я определила, что использование  проективных методик является трудоемкой процедурой. Кроме того, разрешающая  способность большинства проективных  методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение  тех или иных черт.
     Психосемантическая диагностика мотивации включает в себя выбор и формулирование оцениваемых понятий и оценочных признаков, сбор, обработку и интерпретацию данных. Однако неудобство и сложность обработки полученных результатов предполагает использование компьютерной техники, что не всегда представляется возможным.
     Поэтому для диагностики мотивационной  сферы и ценностных ориентаций личности мной используется тестирование, методики направленные на выявление движущих мотивов в жизнедеятельности  личности. 

 


     Глава II. Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО 

     2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.
     Обратимся к истории создания образовательного учреждения. Приказом Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию от 28.05.87 г. №193 в Туле было открыто профессиональное училище  №37. В 1994г., присоединив к себе Тульский филиал Калужского торгово-экономического колледжа, оно было реорганизовано в Тульский индустриально-педагогический колледж. Приказом Федерального агентства  по образованию от 24.01.07 г. №146 он был  преобразован в ФГОУ СПО ТКПТС "Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса". В состав колледжа входят Новомосковский филиал и представительство в городах Кимовск и Белёв, а также пос. Волово.
     Руководит колледжем директор Савушкин Н.Н., кандидат педагогических наук, заслуженный учитель  профтехобразования РФ, почетный работник СПО, доцент.
     Федеральное государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования "Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса" действует  на основании Устава, зарегистрированного  Главным управлением образования  Управы г.Тулы №376 от27.11.1998г. (дополнение и изменение 11.2.3.4.5 в Уставы внесены 11.09.2007г.)
     Образовательную деятельность колледж осуществляет на основании лицензии серии А  №216416 (регистрационный номер 0415/02505) от 11118.12.2007., выданной Департаментом  образования Тульской области . В  соответствии с лицензией колледж  имеет право на ведение образовательной  деятельности по 19 профессиональным программам профессиональной подготовки и по 12 основным профессиональным программам начального профессионального образования (далее НПО), а также на оказание дополнительных образовательных услуг а профессиональной подготовке рабочих и повышении квалификации (переподготовка работников и специалистов по специальностям и специализациям колледжа). Полный список специальностей указан в приложении к лицензии А 216416 (регистрационный номер 0415/02505) от 11118.12.2007. Предельная численность обучающихся в колледже согласно лицензии -1960 человек.
     В соответствии с конституционными и  законодательными нормами в 2008 году колледжем была разработана, согласована , утверждена и принята к исполнению Программа развития колледжа на период 2008-2010 гг., которая соответствует  приоритетным направлениям развития системы  образования РФ на период до 2010 года. Она направлена на реализацию основной цели федеральной целевой программы  развития образования: создание условий  для повышения качества человеческого  капитала страны и конкурентоспособности  страны, что достигается посредством  следующих задач:
     -совершенствование  содержания и технологий образования;
     -развитие  системы обеспечения качества  образовательных услуг;
     -повышение  эффективности управления;
     -совершенствование  экономических механизмов.
     В соответствии с программой колледж  имеет стратегию развития, основной целью которой является: обеспечение  эффективной адаптации образовательной  системы колледжа к изменениям внешнего окружения, поиск новых возможностей в рыночных условиях ,отслеживание изменений в окружении и адаптации  к ним.
     Колледж формируется как профессиональное многоцелевое образовательное учреждение. Его основные функции:
     -профессиональное  обучение на среднем базовом  профессиональном уровне с целью  трудоустройства и с целью  получения практического опыта;
     -профессиональное  обучение на повышенном уровне  среднего профессионального образования  для удовлетворения кадровой  потребности практико-ориетированых специалистов;
     -предварительная  профильная подготовка учащихся  с целью выбора профессиональной  деятельности;
     -дополнительная  подготовка смежных профессий  и специальностей, курсовая подготовка  по рабочим профессиям с целью  повышения квалификации по рабочим  специальностям;
     -профессиональная  переподготовка и повышение квалификации  специалистов по специальностям, специализациям и дисциплинам  колледжа.
     Миссия  колледжа: содействие социально-экономическому развитию региона путем удовлетворения потребностей личности в качественных профессиональных образовательных услугах, обеспечивающих высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, а также конкурентоспособность выпускников, ориентированных на требования современного рынка.
     Такими  услугами в колледже являются:
     -оказание  образовательных услуг в рамках  основных профессиональных программ  среднего и начального профессионального  образования на бюджетной основе;
     -оказание  платных образовательных услуг  в рамках основных образовательных  программ профессионального образования;
     -оказание  платных образовательных услуг  в рамках дополнительных образовательных  услуг;
     -оказание  платных образовательных услуг  по повышению квалификации и  переподготовки курсов;
     -оказание  услуг с использованием множительной  т оргтехники;
     -услуги  по организации общественного  питания;
     Согласно  лицензии в колледже ведется образовательная  деятельность по специальностям:
     -08110 Экономика и бухгалтерский учет, квалификация Бухгалтер;
     -080501 Менеджмент (по отраслям), квалификация  менеджер с углубленной подготовкой  в хозяйственно-правовой деятельности;
     -100108 Парикмахерское искусство, квалификация  Технолог;
     -100109 Косметика и визажное искусство, квалификация Технолог-эстетист с углубленной медицинской подготовкой;
     -100106 Организация обслуживания в общественном  питании, квалификация Менеджер;
     -260502 Технология продукции общественного  питания, квалификация Технолог;
     -Моделирование  и конструирование швейных изделий,  квалификация Конструктор-модельер;
     В образовательном процессе используется 18 специальных кабинетов и 10 комплексных  лабораторий и учебных мастерских, спортивный зал, 5 учебно-производственных мастерских. Имеющаяся база позволяет  проводить лабораторно-практические работы, предусмотренные учебным  программами.
     Обучение  студентов в колледже осуществляется на сегодняшний момент по очной форме (1186человек) и по неочной (546).Контингент обучающихся на 01.01.2011 составил 1732 человека.
     ФГОУ  СПО ТКПТС представляет собой  учебное заведение Федерального подчинения. Учредителями является Министерство по образованию и науке Российской Федерации, и функции управления делегируются руководителям и педагогическому  составу колледжа в, соответствии с  Законом об образовании, коллективным договором между учредителями и  трудовым коллективом колледжа и  другими нормативными документами (типовыми положениями о ССУЗе, Уставом колледжа и т.д.). Анализ исходного состояния образовательной системы колледжа осуществим на основе внутренней (студенты, родители, педагоги колледжа) и внешней (работодатели, социальные партнеры, учебные заведения) профессиональной экспертизы (таблица 1)
     Таблица №1. SWOT-анализ развития колледжа
Оценка  актуального состояния внутреннего  потенциала Оценка  перспектив колледжа в соответствии с изменением внешней среды
Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Риски
-достаточное  качество образования; -стабильные  высокие результаты участия студентов колледжа в различных конкурсах и олимпиадах;
-невысокая стоимость  образовательных услуг;
-большой выбор  специальностей для малого и  среднего бизнеса;
-отслеживание  карьерного роста;
-формирование  имиджа колледжа как современного  прогрессивного образовательного учреждения СПО ведущего активную деятельность в регионе;
-создание информационной среды колледжа;
-внедрение в  образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий ;
-организация  экспериментальной работы;
-разработка  мониторинга инновационно-методической деятельности;
-создание системы  непрерывного образования.
-недостаток  развития нормативно-правовой базы; -проблема несоответствия  структуры спроса и предложения  на рынке труда;
-ухудшение демографической ситуации;
-нехватка квалифицированных кадров по ряду дисциплин;
-недостаточная  роль ПЦК в учебно-воспитательном процессе;
-недостаточная  работа по организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.
-кадровая неудовлетворенность в регионе; -заинтересован-
ность работо-дателей в подготовке кадров;
-возможность  инвестиций в образовательные  услуги;
-внедрение современных  педагогических технологий;
-повышение эффективности научно-методической работы;
-укрепление  партнерских взаимоотношений в рамках образовательного пространства региона;
-развитие рыночных отношений и активное взаимодействие с предприятиями малого и среднего бизнеса, заинтересованными в специалистах;
-развитие форм  подготовки, переподготовки, повышения квалификации взрослого населения, расширения спектра образовательных программ.
-недобросовест-ность конкурентов; - принятие в  Налоговый кодекс поправок, касающихся  предпринимательской деятельности учреждения;
-низкий рейтинг  отдельных образовательных программ.
 
     Анализ  состояния образовательной системы  колледжа выявляет его основные конкурентные преимущества, среди которых:
     -высокий  авторитет образовательного учреждения  в окружающем социуме;
     - эффективное государственно-общественное  управление;
     -высокий  уровень преподавательского состава,  способствующий достижению высоких  результатов обучения и воспитания  молодежи.
     Вместе  с тем прослеживаются следующие  противоречия, на разрешение которых  направлена Программа развития колледжа на 2008-2010гг., а именно между:
     -необходимостью  совершенствования содержания образования  и недостаточностью ресурсов  по внедрению инновационных технологий;
     - необходимостью повышения эффективности  управления и недостаточностью  нормативно- правового обеспечения  совершенствования экономических  механизмов;
     -информационной  насыщенностью образовательной  среды и недостаточной подготовленностью  педагогических кадров к работе  в данных условиях.
     Таким образом, ориентирами, которые задают направление развитие образовательной  среды колледжа в среднесрочной  перспективе (до 2010.), являются:
     -обеспечение  доступности к качественному  образованию (обеспечение каждому  человеку доступности к образованию  и возможности формирования и  реализации своей индивидуальной  образовательной траектории сообразно  собственным потребностям и жизненным  планам в соответствии с развитием  рыночной ситуации);
     -ориентация  на рынок труда, интересы ключевых  потребностей (граждане, государство,  экономика и бизнес);
     -повышение  эффективности управления образовательным  учреждением через создание многоуровневой  системы подготовки кадров для  обеспечения экономического роста  региона.
     В колледже действует эффективная  система внутрифирменного управления, позволяющая быстро реагировать  на изменения внешней среды: рынка  труда, нормативной базы, рынка образовательных  услуг, демографической ситуации.
     Скелетом  организационной структуры являются четыре основных подразделения колледжа, выполняющие главную функцию  учебного заведения – подготовку специалистов для различных отраслей индустрии и сфер деятельности через реализацию разнообразных образовательных программ:
     -отделение  предпринимательства;
     -технологическое  отделение;
     -отделение  сервиса;
     -отделение  неочных форм обучения.
     К вспомогательным подразделениям, обеспечивающим работу основных учебных отделений  и функционирование учебного заведения  в целом, относились:
     -финансово-экономическая  служба;
     -служба  безопасности и хозяйственной  деятельности;
     -служба  учебно-производственной деятельности;
     -инновационно- методический отдел;
     -отдел  информационно -программного обеспечения;
     -отдел  воспитательной работы;
     -отдел  маркетинга и содействия трудоустройству  выпускников;
     -отдел  по работе с персоналом и  ДОУ;
     -библиотека;
     -общежитие;
     -здравпункт.
     Ряд вспомогательных подразделений  принимал непосредственное участие  в реализации образовательных программ в колледже, другие подразделения  обеспечивали развитую инфраструктуру учебного заведениями.
     Непосредственное  управление деятельностью колледжа осуществляет директор, назначенный  учредителем. Все остальные сотрудники действуют согласно функциональным (должностным) обязанностям, определяемым непосредственным руководителями и  утверждаемым директором колледжа после  согласования с советом трудового  коллектива.
     Заместители директора, возглавляющие различные  службы, и начальники отделов несут  полную ответственность как за работу вверенных им функциональных подразделений (основных и вспомогательных), так  и за координацию определенных направлений  работы по своему колледжу (воспитательная, методическая, компьютеризация колледжа и т. д.) 

     2.2. Описание исследуемой  возрастной группы
     Студенчество  объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - обучением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным  уровнем, период существования которых  ограничен временем (в среднем 5 лет).
     Согласно  общепринятой периодизации, по Б.Г. Ананьеву ссылка, студенческий возраст выделяется в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность и раннюю зрелость. Однако отмечается, что чаще всего студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20–40 лет).
     Становление будущего специалиста как высококвалифицированного, по мнению В.А. Якунина, Н.В. Нестеровой ссылка, возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении.
     Н.Б. Нестерова, анализируя психологические  особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, она разделяет  весь период обучения на три этапа:
     I этап (I курс) Характеризуется высокими  уровневыми показателями профессиональных  и учебных мотивов, управляющие  учебной деятельностью. Вместе  с тем они идеализированы, так  как обусловлены пониманием их  общественного смысла, а не личностного.
     II этап (II, III курс) Отличается общим  снижением интенсивности всех  мотивационных компонентов. Познавательные  и профессиональные мотивы перестают  управлять учебной деятельностью.
     III этап (IV-V курс) Характеризуется тем,  что растет степень осознания  и интеграции различных форм  мотивов обучения. [49].
     Авторы  занимающиеся изучением студенчества попытались выделить критерии типизации  студентов. Так, Э.Ф. Зеер ссылка выделяет следующие типы студентов по профессиональной направленности:
     I тип– студенты с положительной  профессиональной направленностью,  которая представляет ситуацию  соответствия личности выбранной  профессии, что предполагает связь  между доминирующих, ведущих мотивов  с содержанием профессиональной  деятельности.
     II тип– студенты окончательно не  определившиеся в своем выборе  профессии. Для них приемлем  компромисс между неопределением, иногда негативным отношением к профессии и продолжением обучения в ВУЗе, перспективой в дальнейшем работать по этой профессией.
     III тип– студенты с негативным  отношением к профессии. Мотивация  их выбора обусловлена общественными  ценностями высшего образования.  Они имеют слабое представление  о профессии. Здесь ведущий  мотив выражает потребность не  столько в самой деятельности, сколько в различных связанных  с ней обстоятельствах.
     А.А. Вербицкий и Т.А. Платонова считают, что «усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже  не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». это позволяет  говорить о том, что во время обучения в колледже у студентов формируется  основа трудовой, профессиональной деятельности, а именно – готовности к ней [5].
     О.С. Гребенюк, изучая формирование готовности к учебной и трудовой деятельности у учащихся СПО, выделил уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности:
     I уровень (низкий) характеризуется  малочисленными положительными  мотивами учебной и трудовой  деятельности. В основном это  мотивы избегания неудобств, дискомфорта  или узколичные. Познавательные  интересы аморфны, ситуативны.
     II уровень – проявляется интерес  к учебному материалу, все положительные  мотивы связаны лишь с результативной  стороной, ориентированы на успех,  достижение результата, учение выступает  в качестве средства достижения  цели.
     III уровень – сформированность всех компонентов, мотивация четкая, направленность познавательных мотивов устойчивая.
     IV уровень – отличает глубокое  осознание мотивов, общая целеустремленность [10].
     Психологическое содержание юности связано с развитием  самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются  познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность  строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность  личности, выбор жизненного пути.
     А.В. Толстых ссылка подчеркивает, что в молодости легче всего приобретаются все необходимые знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).
     Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую  сферы психики. Они проявляются  и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере. К новообразованиям юности И. Кон ссылка относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску. Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе.
     Смысл жизни – это важнейшее новообразование  ранней юности.
     С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни .
     Время учёбы в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.) ссылка. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.
     Повышается  интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия  своих поступков, в основе которых  могут быть не всегда достойные мотивы - это возраст бескорыстных жертв  и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
     В связи с этим особую актуальность приобретает анализ психологической  готовности выпускников к профессиональной деятельности и труду.
     Особенности профессиональной сферы студентов, обучающихся по специальности «Менеджер  по продажам» заключается в том, что он призван осуществлять связь  между покупателями и торговыми  и производящими организациями. Одним словом, необходимо, сделать  все, чтобы клиенты не пожалели о  сделанной покупке и обращались в фирму снова и снова.
     Даже  на начальных позициях менеджер по продажам, прежде всего, занимается сбором и анализом информации, презентацией проектов, разработкой документации, заключением договоров, работает на выставках, отслеживает, чтобы товар  был доставлен вовремя. Для некоторых  менеджеров необходимо владение специализированными  ПО (например: 1С 8.0 «Управление торговлей»), обязательное знание иностранного языка  и хороший уровень пользователя компьютерными программами.
     Набор необходимых профессиональные знаний, навыков, умения и компетенций менеджера  по продажам в значительной степени  зависят от той или иной отрасли  или сферы их будущей деятельности и конкретных задач, которые решают руководители бизнеса.
     Профессиональный  менеджер по продажам должен быть активным и очень коммуникабельным. Он должен также иметь грамотную устную речь, и презентабельную внешность, поскольку ему часто приходится общаться и вести переговоры с  первыми лицами компаний-клиентов.  

 


     Глава III. Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент» 

     3.1. Результаты исследования  психологической  готовности к труду  студентов-выпускников  ФГОУ СПО ТКПТС.
     Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении  ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации  труда и частичном участии  в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми  условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных  групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и  поиск смысла жизни, стремление к  новым идеям и прогрессивным  преобразованиям.
     Исследуемая выпускная группа П-845, обучающаяся  на предпринимательском отделении, по специальности «Менеджмент в  торговле» с углубленным изучением  хозяйственно-правовой деятельности, с получением профессии менеджер.
     В группе учится 24 студента, из них 20 девушек, и 4 парня (рис.1).
     
     Среди опрошенных студентов: 45% 20-летнего  возраста, 35% 19-летние, 20% 18-летние (рис.2).
     
     Анализ  основных жизненных ценностей в  сфере профессиональной жизни студентов  проводился по методике В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.
     В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.
     Испытуемым  предлагается 112 утверждений, которые  необходимо оценить по 5бальной шкале, где 5 – очень важно, а 1 – совсем не важно.
     По  данным проведения МТЖЦ (Что это?)оказалось, что среди выбора жизненных ценностей у выпускников СПО преобладают эгоистично – престижные, это такие ценности как: достижения, материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, а также собственный престиж.
     Средние показатели эгоистично-престижных ценностей  у парней больше показателей нравственно-деловых  ценностей на 38%, а у девушек  на 10%.
     Из  полученных результатов видно, что  наиболее важными жизненными сферами  для выпускников СПО являются (рис.3):
     Сфера общественной жизни – 60%,
     профессиональная  сфера – 58%, а также 
     сфера обучения и образования – 58%.
       

     Высокие показатели выраженности профессиональной направленности, а также направленности на обучение и образование у выпускников  СПО свидетельствуют о высокой  степени социально-психологической  готовности к будущей трудовой деятельности.
     Для определения параметров психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент в торговле», была использована типовая должностная инструкция  менеджера по продажам, которая представлена ниже. 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ менеджера по продажам  29.04.2008 № 28
УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                        Директор   Пашук  Г.В. Пашук
 
     I .Общие положения
     1. Менеджер по продажам относится  к категории руководителей. 
     2. На должность менеджера по  продажам назначается лицо, имеющее  (высшее; среднее) профессиональное (экономическое) образование, подготовку  по менеджменту и стаж работ  в торговле не менее (1 года, 3 лет, 5 лет, др.)
     Менеджер  по продажам должен знать:
     3.1. Законы и нормативные правовые  документы, регламентирующие осуществление  предпринимательской и коммерческой  деятельности.
     3.2. Рыночную экономику, предпринимательство  и основы ведения бизнеса. 
     3.3. Конъюнктуру рынка. 
     3.4. Ассортимент, классификацию, характеристику  и назначение товаров. 
     3.5. Методы ценообразования, стратегию  и тактику ценообразования. 
     3.6. Основы маркетинга (концепцию маркетинга, основы управления маркетингом,  способы и направления исследований  рынка, способы продвижения товаров  на рынок).
     3.7. Закономерности развития рынка  и спроса на товары.
     3.8. Теорию менеджмента, макро- и  микроэкономики, делового администрирования. 
     3.9. Формы и методы ведения рекламных  кампаний.
     3.10. Порядок разработки бизнес-планов  и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов.
     3.11. Психологию и принципы продаж.
     3.12. Технику мотивации клиентов к  покупкам.
     3.13. Этику делового общения. 
     3.14. Правила установления деловых  контактов. 
     3.15. Основы социологии, психологии и  мотивации труда. 
     3.16. Иностранный язык.
     3.17. Структуру управления предприятием.
     3.18. Методы обработки информации  с использованием современных  технических средств коммуникации  и связи, компьютера.
     Назначение  на должность менеджера по продажам и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия  по представлению _________________________________________.
                                                     (коммерческого директора; иного должностного лица)                    
     Менеджер  по продажам подчиняется непосредственно _________________________________________.
     (коммерческому  директору; иному должностному  лицу)  

     На  время отсутствия менеджера по продажам (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его  обязанности выполняет лицо, назначенное  в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие  права и несет ответственность  за ненадлежащее исполнение возложенных  на него обязанностей.
     II. Должностные обязанности
     Менеджер  по продажам:
     Разрабатывает схемы, формы, методы и технологии продаж товаров, продвижения товаров на рынок.
     Разрабатывает и организует проведение предпродажных  мероприятий по созданию условий  для планомерной продажи товаров, удовлетворения спроса покупателей  на товары.
     Осуществляет  контроль за разработкой и реализацией  бизнес-планов и коммерческих условий  заключаемых соглашений, договоров  и контрактов, оценивает степень  возможного риска.
     Изучает рынок товаров (анализирует спрос  и потребление, их мотивацию и  колебания, формы деятельности конкурентов) и тенденции его развития, анализирует  рыночные возможности.
     Организует  сбор информации о спросе на товары, причинах его изменения (повышения, понижения), анализирует потребности  покупателей.
     Выявляет  наиболее эффективные секторы рынка  продаж товаров, разрабатывает комплекс мероприятий по использованию возможностей рынка товаров.
     Разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий  по организации и созданию сети сбыта  товаров (разработка и построение каналов  движения товаров к потребителям; построение отношений с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, иными посредниками; развитие дилерских  отношений).
     Выявляет  потенциальных и перспективных  покупателей товаров (оптовых и  розничных торговых предприятий, иных посредников, пр.) и устанавливает  деловые контакты.
     Проводит  переговоры по продажам с покупателями по следующим направлениям: представление  общих сведений о товарах и  их свойствах; введение значимых для  продажи критериев оценки товаров; устранение сомнений в невыгодных свойствах  товаров; информирование о спросе на товары и отзывах потребителей о  товарах; выявление потенциальных  потребностей покупателей; пр.
     Принимает участие в ценообразовании, прорабатывает  психологические аспекты переговоров  о цене, определяет способы обоснования  цены, определяет формы расчетов по договорам (расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассо, расчеты по открытому счету, банковскими  переводами, по товарному кредиту, платежными поручениями, пр.), разрабатывает и  применяет схемы скидок в зависимости  от различных факторов.
     Организует  преддоговорную работу (выбор вида договоров: дистрибьюторский, купли-продажи, пр.; определение способов и форм исполнения обязательств, разработка преддоговорной документации, согласование разногласий, анализ документации покупателей, пр.) и заключает договоры (купли-продажи, поставки, пр.).
     Руководит организацией работ по доставке или  отгрузке товаров покупателям по заключенным договорам.
     Контролирует  оплату покупателями товаров по заключенным  договорам.
     Организует  сбор информации от покупателей о  требованиях к качественным характеристикам  товаров (сроке службы, правилах пользования, упаковке, др.), а также о требованиях  к послепродажному обслуживанию.
     Анализирует причины направления покупателями претензий, рекламаций по заключенным  договорам.
     Создает и обеспечивает постоянное обновление информационных баз о покупателях (организационно- правовые формы, адреса, реквизиты, номера телефонов, фамилии  руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок, объемы продаж, своевременность и  полнота исполнения обязательств, др.).
     Поддерживает  контакт с постоянными клиентами, перезаключает договоры с ними.
     Анализирует объемы продаж и подготавливает отчеты по результатам анализа для представления  вышестоящему должностному лицу.
     Организует  и руководит проведением мероприятий  по формированию потребительского спроса на товары, стимулированию продаж, координирует проведение отдельных видов рекламных  кампаний, обеспечивает участие предприятия  в презентациях товаров, в проводимых ярмарках, выставках.
     Принимает участие в решении вопросов формирования и изменения направлений развития товарного ассортимента.
     Осуществляет  подбор и обучение персонала по продажам (торговых представителей, консультантов  по продажам, мерчандайзеров, торговых агентов, иных работников), определяет задачи подчиненным работникам и контролирует их выполнение.
     III. Права
     Менеджер  по продажам имеет право:
     Самостоятельно  определять формы продаж товаров  и установления деловых связей с  покупателями.
     Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
     Знакомиться с документами, определяющими его  права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
     Запрашивать лично или по поручению непосредственного  руководителя от руководителей подразделений  предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для  выполнения своих должностных обязанностей.
     Вносить на рассмотрение руководства предложения  по совершенствованию работы, связанной  с предусмотренными настоящей инструкцией  обязанностями.
     Требовать от руководства торгового предприятия  обеспечения организационно-технических  условий и оформления установленных  документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
     IV. Ответственность
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.