На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ затрат на производство продукции (работ, услуг)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агенство по образованию
     ФГОУ  ВПО «Чувашский государственный  университет им. И.Н.Ульянова»
     Кафедра инновационной экономики 

     Дисциплина: «Экономический анализ» 
 
 

     Курсовая  работа
     на  тему:
     «Анализ затрат на производство продукции (работ, услуг)» 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка группы ФЭМ 61-04
     Федорова  А.В.
     Научный руководитель: Бабешкова  Е.В. 
 
 

     Чебоксары 2007
 

      Содержание
     стр.
Введение
I. Затраты на производство продукции, их формирование и учет
  1.1. Классификация затрат и ее использование в процессе формирования затрат и управления предприятием
  1.2. Принципы формирования и учета  затрат по  центрам ответственности,  факторы, влияющие на уровень затрат
II. Анализ и основные характеристики финансово-хозяйственной деятельности предприятия «ЧЭАЗ»
  2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика ОАО «ЧЭАЗ»
   2.2.  Общая оценка финансово – экономического состояния ОАО «ЧЭАЗ»
   2.3. Структура затрат на производство продукции по основной деятельности и себестоимость продукции
III. Пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности для ОАО «ЧЭАЗ»
Заключение
Список  использованной литературы
Приложение
 

      Введение 

     Важнейший показатель экономической деятельности любого предприятия –  прибыль, она  зависит, в основном, от цены продукции  и затрат на ее производство.
     В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать  такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально  возможной прибыли, которая зависит  прежде всего от цены продукции предприятия  и затрат на ее производство и реализацию, что нашло отражение в трудах различных авторов:
     И.Н  Чуев., Л.Н Чечевицына. «Экономика предприятия»1.
     В.И. Стражев «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности».2
     Г.В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК».3
     Н.П. Любушин « Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».4
     И.А. Либерман «Управление затратами».5
     В.Э. Керимов «Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях».6
     Цена  продукции на рынке складывается чаще всего (кроме услуг естественных монополий) как результат взаимодействия спроса и предложения. В самом общем случае уровень цен на продукцию предприятия является внешним фактором, влиять на который предприятие не в состоянии.
     В отличие от цены, затраты предприятия, формирующие себестоимость продукции, могут снижаться или, наоборот повышаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов,  организационно-технического уровня производства и других факторов. Следовательно, менеджеры  предприятия располагают множеством рычагов снижения затрат, которые  они могут использовать при умелом руководстве.
     Существующий  уровень цен формирует выручку  предприятия от реализации (продажи) продукции. Но цена продукции складывается на внешнем рынке, как результат  взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного  ценообразования, цена продукции не может, как правило, повышаться по желанию  производителя – ее уровень устанавливается  автоматически. 
     Другое  дело затраты, формирующие себестоимость  продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости  от объема потребленных ресурсов, уровня технического оснащения предприятия, организации производства и других факторов.
       Целью данной курсовой работы является исследование факторов, влияющих на формирование затрат, а также определение возможных путей  снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия. При этом была рассмотрена возможность применения  ряда сравнительно новых для нашей экономики методов, применительно к ОАО «ЧЭАЗ»
     В процессе достижения указанной цели были сформулированы и решены следующие  задачи:
    выбран объект исследования – ОАО «ЧЭАЗ»,
    проведен анализ финансового состояния предприятия, и на его основе  даны рекомендации по его улучшению;
     3) рассмотрены возможности применения  рыночных методов управления  затратами на исследуемом предприятии;
 

    Затраты на производство продукции, их формирование и учет
 
     
      Классификация затрат  и ее использование  в процессе формирования затрат и  управлении предприятие
 
     В экономической литературе и нормативных  документах применяются такие понятия  как «издержки», «расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые  авторы считают эти термины различными7, а другие – синонимами8.
     Термин  «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные  жертвы предприятия, связанные с  выполнением определенных операций9. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки.
     Явные (бухгалтерские) издержки – это выраженные в денежной форме траты предприятия, обусловленные приобретением и  расходованием разных видов экономических  ресурсов в процессе производства и  обращения продукции, товаров, работ  или услуг.
     Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную  выгоду предприятия, которую оно  получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и  т.д.
     Поэтому под затратами целесообразно  понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия.
     Термин  расходы означает уменьшение средств  предприятия или увеличение его  долговых обязательств в процессе хозяйственной  деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних  организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. На таком понимании указанных терминов ориентирует международный стандарт МСФО 18 «Выручка»10.
     Таким образом, можно сказать, что понятия  «издержки», «затраты», «расходы» прямыми  синонимами не являются.
     Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость  продукции. В нем как в синтетическом  показателе отражаются многие стороны  производственной и финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. От уровня себестоимости  продукции зависят объем прибыли  и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация  использует трудовые, материальные и  финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного  процесса, тем больше будет прибыль.
     Исчисление  себестоимости продукции предприятию  необходимо для:
     -  оценки выполнения плана по  данному показателю и определению  его динамики;
     - определения рентабельности производства  и отдельных видов продукции;
     -    выявления резервов снижения  себестоимости продукции;
     -    определения цен на продукцию;
     -   обоснования решения о производстве  новых видов продукции и снятии  с производства устаревших изделий  и т.д.
             Себестоимость продукции является объективной экономической категорией, однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции в настоящее время регулируется государством11.
     Воздействие государства на процесс формирования себестоимости продукции проявляется  следующим образом:
     - разделение затрат предприятий  на текущие затраты производства  и долгосрочные инвестиции;
     - разграничение затрат предприятий  на относимые в себестоимость  продукции и возмещаемые за  счет других источников финансирования;
     - установление норм амортизации  основных средств, тарифов отчислений  на социальные нужды и налогов,  включаемых в себестоимость.
     Кроме того, необходимо иметь в виду, что  на предприятиях часть затрат, хотя и включается в себестоимость  продукции в фактически произведенной  сумме, но для целей налогообложения,  размеры затрат корректируются с  учетом утвержденных в установленном  порядке лимитов, норм, нормативов и  ставок (командировочные расходы, представительские  расходы, расходы по оплате процентов  по кредитам и займам и др.)
     Выделяют  следующие направления и признаки классификации затрат в зависимости  от процессов хозяйственной деятельности предприятия:
     - принятия управленческих решений  – затраты явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные,  эффективные и неэффективные;
     -  прогнозирования – затраты краткосрочного  и долгосрочного периодов;
     -    планирования – затраты планируемые  и непланируемые;
     -  нормирования – затраты в пределах  установленных стандартов, норм  и смет и по отклонениям  от них;
     -  организации – затраты по местам  и сферам их возникновения,  функциям деятельности и центрам  ответственности;
     -  учета – затраты в разрезе  экономических элементов и статей  калькуляции, одноэлементные и  комплексные, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые  и косвенные, текущие и единовременные;
     -   контроля – затраты контролируемые  и неконтролируемые;
     -   регулирования – затраты регулируемые  и нерегулируемые;
     -   стимулирования – затраты обязательные  и поощрительные;
     - анализа – затраты фактические,  плановые, стандартные и нормативные,  полные и частичные, общие и  структурные.
     Важным  моментом в управлении предприятием является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика  и стратегия развития предприятия. При этом прежде всего имеет значение подразделение затрат на явные и  неявные (альтернативные).
     Явные затраты – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.
     Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду. Когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные затраты равны нулю.  Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.
     В зависимости от специфики принимаемых  решений затраты целесообразно  подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.
     На  результаты принимаемых решений  существенное влияние может оказать  деление затрат на эффективные и  неэффективные.
     Эффективные затраты – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. 
     Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве, к которым относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат позволяет не допустить проникновения потерь в планировании и нормировании.
     Чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны, необходимо сделать так, чтобы принимаемые решения были ориентированы на  минимизацию затрат. Где важную роль играет процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия, по критерию временного лага,  рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Это обусловлено тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации.
     К таким отличиям относятся:
     - в краткосрочном периоде организация  не может изменить свои производственные  мощности, а в долгосрочном периоде  такая возможность имеется;
     - в краткосрочном периоде отсутствует  возможность свободного доступа  новых фирм в отрасль и на  рынок, т.е. число функционирующих  экономических единиц, как правило,  не меняется; в долгосрочном периоде  такая возможность возникает;
     - в краткосрочном периоде можно  выделить постоянные и переменные  затраты. В долгосрочном периоде  все затраты становятся переменными  в связи с изменением масштабной  базы12.
     Принятые  управленческие решения не могут  быть осуществлены, если они не будут  иметь непосредственные связи с  процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные  с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются  с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты предприятия  необходимо подразделять на планируемые  и непланируемые.
     Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения  к действующим на предприятии  нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.
     По  составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.
     Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.
     Комплексными  считаются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
     По  экономическому содержанию затраты  классифицируют по экономическим элементам  и статьям калькуляции.
     Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.
     Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат, включающий в себя следующие затраты: материальные, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.
     Группировка затрат по экономическим элементам  является объектом финансового учета  и используется при составлении  годовой бухгалтерской отчетности. Данная группировка дает возможность  устанавливать потребности в  основных и оборотных фондах, определении  фонда оплаты труда и т.д.
     Однако  классификация затрат по экономическим  элементам не позволяет исчислить  себестоимость отдельных видов  продукции.
     Для решения этой задачи применяют классификацию  затрат по статьям калькуляции. Она  позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над  ними, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей  снижения затрат, На основе этой группировки  строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости  отдельных видов продукции.
     В коммерческих организациях данная группировка  затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики  каждой отрасли.
     При установлении системы учета затрат можно выделить группировку затрат по отношению к изменениям объема производства. По данному признаку затраты разделяются на постоянные и переменные.
     Постоянными считаются затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства, например, общехозяйственные расходы.
     Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.
     Особое  значение для учета и управления затратами имеет способ включения  затрат в себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия  разделяются на прямые и косвенные.
     Прямыми называются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов.
     Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства.
     Косвенные расходы сначала собирают на отдельных  счетах учета, а затем включают в  себестоимость конкретных изделий  с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения  обусловливается отраслевыми особенностями  предприятия.
     Важное  значение в процессе управления затратами, имеет группировка затрат по их роли в технологическом процессе. По данному признаку затраты предприятия делятся на основные и накладные.
     Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.
     Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, эффективности менеджмента и других факторов.
     Большую роль в управлении затратами имеет  группировка затрат в зависимости  от времени их возникновения и  отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие и будущих периодов.
     Текущими называются затраты по производству и реализации продукции данного отчетного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
     Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды.
     Немаловажное  значение в управлении затратами  имеет система контроля, которая  обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности  производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые.
     Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления.
     Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например, переоценка основных средств увеличивает суммы амортизационных отчислений.
     При построении эффективной системы  контроля затрат на предприятии, необходимо выделить центры ответственности, где  формируются затраты, классифицировать затраты а затем организовать управление затратами. В результате руководитель предприятия получит  возможность своевременно выделять «узкие места» в формировании затрат и принимать соответствующие  решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
     Степень регулируемости затрат зависит от специфики  конкретного предприятия, поэтому  универсальной методики классификации  затрат по этому признаку не существует.
     Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах  по центрам ответственности. Это  позволит выделить сферу ответственности  каждого менеджера и оценить  его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.
     Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли. 

 

     
      . Принципы формирования  и учета затрат  по центрам ответственности,  факторы, влияющие  на уровень затрат
 
     Управление  экономикой предприятия представляет собой целенаправленный процесс  формирования затрат предприятия, исчисления себестоимости продукции, определения  продажных цен и, следовательно, рентабельности  производства и  реализации, как всей продукции, так  и отдельных ее видов, выявление  резервов экономии производственных ресурсов, обеспечение контроля за выполнением  бюджетных (плановых) нормативов.
     При большом разнообразии затрат на разных уровнях управления предприятием, сложности  их связей с различными управленческими  функциями, выполняемыми организацией, крайне важны общие принципы формирования затрат предприятия, руководствуясь которыми можно определять, за счет каких  источников и в каких пределах могут быть произведены те или  иные затраты.
     В затраты предприятия входят:
    затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг). К ним относятся материальные затраты и затраты на оплату труда;
     2) расходы на подготовку и освоение  производства, которые включают  затраты: на освоение новых  производств, цехов и агрегатов,  подготовку и освоение выпуска продукции;
     3) затраты некапитального характера,  связанные с совершенствованием  технологии и организации производства, улучшением качества продукции,  повышением ее надежности, которые  осуществляются как правило в  ходе производственного процесса;
     4) затраты на обслуживание процесса  производства: обеспечение указанного  процесса материальными ресурсами,  проведение всех видов ремонта  активной части основных средств;
     5)  затраты на управление производством:  расходы на содержание и материально-техническое  обеспечение административного  персонала, содержание и эксплуатацию  технических средств управления, представительские расходы и  др.;
     6)  амортизация основных средств  и нематериальных активов: сумма  амортизационных отчислений, определяемая  на основании балансовой стоимости  и установленных норм;
     7) расходы на продажу: упаковку, транспортировку, хранение, расходы  на рекламу и др.;
     8) прочие затраты, не отнесенные  к ранее перечисленным, в частности  оплата сертификации продукции,  организация сторожевой и пожарной  охраны;
    непроизводительные затраты, в частности: потери от брака, простоев, расходы на гарантийный ремонт, недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц и др.
     Для того, чтобы полнее выявить затраты  предприятия, определить себестоимость  отдельных видов продукции с  учетом особенностей организации и  технологии производства необходимо правильно  определить объекты формирования и  учета затрат.
     Выбор объекта формирования и учета  затрат зависит от возможности влиять на процесс формирования затрат, выявлять слабые места в производстве и  управлении, прилагать усилия к достижению наибольших финансово-производственных результатов при оптимальных  затратах.
     Учетная система обеспечивающая регистрацию, накопление, анализ и предоставление информации о затратах и результатах и позволяет оценить деятельность отдельных менеджеров, что превращает ее в систему учета по центрам ответственности.
     Концепцию учета по центрам ответственности  впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс. Обосновывая необходимость  такой системы учета, он писал, что  учет затрат по центрам ответственности  – это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются на определенных уровнях управления. С именем Джона Хиггинса также связано его знаменитое правило: «Каждую структурную единицу предприятия обременяют те, и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует».
     Центрами  ответственности называют  структурные  подразделения, по которым контролируются как произведенные затраты, так  и полученный доход и возглавляемые  руководителями, несущими ответственность  за результаты их работы.
     Деление предприятия на центры ответственности  должно отвечать следующим основным требованиям:
    центры ответственности должны быть увязаны с производственной и организационной структурой предприятия;
    во главе каждого центра должно быть ответственное лицо – менеджер;
    менеджер должен отвечать только за те показатели, которые он может контролировать;
    должны быть установлены формы внутренней отчетности для каждого центра.
     Решающее  значение на создание центров ответственности  оказывают производственная и организационная  структуры предприятия.
     Традиционной  является увязка построения центров  ответственности с организационной  структурой предприятия. При этом появляется возможность связать деятельность любого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты работы каждого подразделения и  определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия. В принципе, разделение затрат предприятия по центрам  ответственности представляет собой  группировку затрат по руководителям  различного уровня.
     Практическая  организация учета затрат по центрам  ответственности производится по следующим  принципам:
    определяется конкретный перечень ресурсов, формирующих затраты, за которые отвечает руководитель;
    руководителем центра ответственности составляются бюджеты (сметы) на определенный период и представляется отчетность по фактическим результатам их выполнения.
     На  основе указанной информации должны приниматься соответствующие управленческие решения.
     Центры  ответственности, исходя из объема полномочий и ответственности подразделяются на центры затрат, продаж и прибыли.
     Центр затрат – это структурное подразделение  предприятия (производственный участок, цех, конструкторское бюро), руководитель которого отвечает только за затраты. При этом затраты можно детализировать и тем самым усилить контроль за их рациональным формированием. В  рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат с целью  контроля, анализа и управления факторами  производства. Практическая системная  организация центров затрат на уровне ниже цеха возможна только на основе широкой  компьютеризации производства.
     Центры  затрат подразделяются на центры регулируемых и произвольных затрат.
     Для центра регулируемых затрат устанавливается  оптимальное соотношение между  затратами и объемами выпуска  продукции. Управление затратами таких  центров осуществляется с помощью  гибких бюджетов. Руководитель центра отвечает прежде всего за минимизацию  затрат на единицу выпуска, его деятельность оценивается путем сопоставления  плановых и фактических затрат на единицу продукции.
     Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами  и результатами деятельности не существует. Величина затрат таких центров принимается  как заданная величина.
     В коммерческих организациях немаловажное значение имеет подразделение центров  ответственности исходя из выполняемых  ими функций на основные и вспомогательные.
     Основные  центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием  услуг для потребителей. Их затраты  напрямую списывают на себестоимость  продукции. К таким центрам, например, можно отнести участки и цехи основного производства, отдел сбыта.
     Вспомогательные центры ответственности существуют для обслуживания основных центров  ответственности. Затраты этих центров  сначала распределяют по основным центрам  ответственности, а уже потом  в составе суммарных затрат центров  включают в себестоимость продукции, работ, услуг. К таким центрам  можно отнести административно-хозяйственный  отдел, отдел технического контроля, ремонтный цех и т.д.
     Следует отметить, что центры ответственности  – это не только центры затрат. Также  на предприятии  могут быть организованы центры продаж, прибыли и инвестиций13. Рассмотрение особенностей организации таких форм центров ответственности в цели настоящей работы не входит.
     Центры  ответственности  (затрат) – это  определенное учение, новая психологическая  трактовка учета формирования затрат, направленная на организацию поведения  менеджеров. Ее цель – не столько  контроль, сколько помощь менеджерам в организации самоконтроля, ибо  предполагается, что ни один человек  не станет нарушать выгодные для него цели и критерии14.
 

      II. Анализ и основные характеристики финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ЧЭАЗ» 

     2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика
     ОАО «ЧЭАЗ» 

     Открытое  Акционерное общество «Чебоксарский электроаппаратный завод» (ОАО «ЧЭАЗ») зарегистрировано Постановлением главы администрации Ленинского района города Чебоксары № 380 от 7.06.94г.
     Уставный   капитал   общества   составляет    27 779 752  руб.   и   разделен  на 55 559 504 обыкновенных именных акций. Номинальная стоимость акции  составляет 0,50 руб. Учет прав на акции ОАО «ЧЭАЗ» осуществляет регистратор Филиал «ОРК - Чебоксары» ЗАО «Объединенная регистрационная компания»  лицензия ФКЦБ  № 01146.
     Таблица 2.1
     Уставный  капитал между акционерами распределяется следующим образом: %%
    
                  2003 г. 2004 г. 2005 г.
         Юридические лица        80,74  80,53 89,38                                      
         Физические  лица             19,26  19,47 10,62
           
             Таблица 2.2
     Сведения  о доходах по ценным бумагам общества
    
           2003 г. 2004 г. 2005 г.
Уставный  капитал,  тыс. руб. 27779,8 27779,8 27779,8
Количество  акций, шт. 55559504 55559504 55559504
Количество  акционеров 11065 10998 6480
Номинальная стоимость акции, руб. 0,50 0,50 0,50
Рыночная  стоимость акции, руб. 1,0 1,0-2,5 2,5
Чистая  прибыль на одну акцию, руб. 0,52 1,72 2,24
Дивиденды на одну акцию, руб. 0,05 0,10 *)
     % к номиналу 10,0 20,0  
     *) Размер дивидендов будет утвержден  на Общем Собрании акционеров  ОАО «ЧЭАЗ» по рекомендации  Совета директоров.
     Общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров в следующем составе:
    Алексеев Константин Валерьевич – член Совета директоров, зам. Председателя Правления АКБ «Транскапиталбанк», г. Москва;
    Березов Владимир Владимирович - член Совета директоров, директор по развитию ООО ”Торговый Дом ЧЭАЗ”;
    Варганов Геннадий Петрович  - член Совета директоров, директор Конструкторско-Испытательного Центра ОАО «ЧЭАЗ»;
    Иванов Павел Николаевич - член Совета директоров, директор ООО «Торговый Дом ЧЭАЗ»;
    Лещинский Алексей Алексеевич - член Совета директоров, генеральный директор ООО «Внешторгсервис» г. Москва;
    Ткачук Владимир Михайлович - член Совета директоров, зам. генерального директора ООО «Ви-Стронг» г. Москва;
    Рольф Юхансон - член Совета директоров, председатель по технической политике Союза промышленных предприятий Швеции;
    Степанов Виктор Борисович- член Совета директоров, генеральный директор ООО «ЭЛПРИ»;
    Шурдов Михаил Аркадьевич - председатель Совета директоров, генеральный директор ОАО «ЧЭАЗ».
     Виды  деятельности акционерного общества:
     Текущая деятельность.
     К основному виду текущей деятельности относится производство и реализация комплектных низковольтных устройств, низковольтной аппаратуры, товаров народного потребления, оказание услуг промышленного характера.
     Неосновные  виды деятельности - розничная торговля, общественное питание, услуги автотранспорта, аренда и другие составляют  незначительный удельный вес в общем объеме продукции и услуг.
     Инвестиционная деятельность связана в основном с капитальными  вложениями в основные фонды и нематериальные активы по программе технического перевооружения.
     В структуру общества по состоянию на 1.01.06 г. входят:
    Основные производства:
      «РЗА»
      «Контакт»»
      «Реконт»
      «НКУ»
        Вспомогательные производства:
          Инструментальное производство (ИП)
          Служба главного механика (ОГМ)
          Служба главного энергетика (ОГЭ)
          Транспортный цех (ТЦ)
          Цех отгрузки готовой продукции (ЦОГП)
            Управления:
          Управление финансово-экономического планирования (УФЭП)
          Управление закупок (УЗ)
          Управление безопасности (УБ)
          Управление качеством (УК)
          Управление документационного обеспечения (УДО)
          Управление электроавтоматики (УЭА)
          Инженерное управление по микропроцессорной технике (ИУ МПТ)
          Инженерное управление низковольтных комплектных устройств (ИУ НКУ)
            Испытательный центр (ИЦ)
            База отдыха «Дубки»
     Кроме того, имеется 41 подразделение общехозяйственного назначения.
     ОАО «ЧЭАЗ»  является учредителем дочерних обществ ООО «ЭЛПРИ», ООО «СТОСМА», ООО «ИЗВА»,  ООО ”ЦентрЭнергоКомплект”, ООО «Торговля и питание», ОАО «Канашский завод электропогрузчиков" и зависимого общества ООО «Электро-Импульс».
     Видами  деятельности дочерних и зависимых  обществ является производство и реализация продукции  производственно-технического назначения, потребительских товаров, выполнение работ и оказания услуг в соответствии со специализацией Общества на договорной основе, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, торгово-закупочная и посредническая деятельность, дилерские услуги.
     Общество  является участником  следующих  коммерческих организаций: ЗАО «Союзэлектроавтоматика», ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республики», а также членом следующих некоммерческих организаций: Некоммерческое партнерство ”Чебоксарский центр РЗА” (г. Чебоксары), Негосударственная некоммерческая организация ”Торгово-промышленная палата Чувашской Республики” (г. Чебоксары), Некоммерческое партнерство ”Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Чувашской Республики” (г. Чебоксары), Некоммерческая организация ”Чувашский Союз пользователей больших ЭВМ” (г. Чебоксары), Некоммерческое партнерство ”Производители электрической низковольтной аппаратуры” (г. Чебоксары). 

     2.2. Финансовое состояние ОАО «ЧЭАЗ» 

     Главной целью финансовой политики ОАО «ЧЭАЗ» в  2005 году являлась реализация инвестиционной программы и улучшение финансового состояния общества, основанное на более эффективном распределении и использовании всех ресурсов предприятия.  Основные усилия были направлены  на обновление основных средств, нематериальных активов,  жесткий контроль за нормируемыми оборотными средствами, оптимизацию затрат, что и было достигнуто: нематериальные активы увеличились на  15,2 млн. руб., вложения в основные средства составили 35,5 млн.руб.,  запасы сырья, материалов, незавершенного производства значительно снизились – на 42,2 млн. руб. и 10,6 млн. руб. соответственно. 
     За  отчетный год в балансе активов  и пассивов общества произошли следующие изменения (рис. 1).
     Стоимость имущества увеличилась на 78,2 млн. руб. или на 10,4%. Внеоборотные активы увеличились на 24,8 млн. руб. или на 6,3%, в том числе за счет роста нематериальных активов на 15,2 млн. руб. (в 32,8 раза), долгосрочных вложений в  дочерние и зависимые общества (ОАО «Канашский завод Электропогрузчиков», ООО «ТиП») на 27,5 млн. руб. (108,1%).  
     
     Рис. 2. 1. Динамика статей баланса
     Оборотные активы в целом выросли на 53,4 млн. руб. или на 15%, в т.ч.  запасы готовой продукции и товаров для перепродажи на 24,6 млн. руб. (68,1 %), краткосрочные финансовые вложения на 19 млн. руб. (выдан займ ОАО «Канашский завод Электропогрузчиков» 13,7 млн. руб.). Дебиторская задолженность увеличилась на  69,6 млн. руб. (119%), в т.ч.  покупателей и заказчиков  на 54,1 млн. руб. (149,2 %).  Рост дебиторской задолженности (219%) и запасов готовой продукции (168,1%) превышал рост объема продаж.
     Значительно снизились запасы сырья, материалов – на 42,2 млн. руб. (31,2%) и незавершенного производства – на 10,6 млн. руб. (16,2%).
     Динамика  структуры оборотных активов  характеризуется:
     - ростом удельного веса задолженности  покупателей и заказчиков с  10,2 п. до 22,1 п.;
     - ростом удельного веса краткосрочных  финансовых вложений с 0,5 п.  до       5 п.;
     - снижением доли запасов сырья,  материалов с 38 п. до 22,7 п.;
     - снижением доли затрат в незавершенном  производстве с 18,3 п. до 13,4 п.;
     - снижением доли денежных средств  с 9,3 п. до 7,2 п.;
     - снижением доли авансов выданных  с 5,1 п. до 3,8 п.
     В результате опережающего роста оборотных  средств над ростом внеоборотных активов, доля оборотных активов в имуществе предприятия увеличилась за год с 47,3% до 49,3%. Соответственно доля внеоборотных активов снизилась на    2 п., несмотря на их абсолютный рост.                  
     За 2005 год произошел рост чистых активов - показателя, характеризующего  стоимость бизнеса  - на 116,3 млн. руб. за счет роста прибыли.
     Собственный капитал общества возрос на  116,3 млн. руб. (18,6%), в т.ч. за счет чистой прибыли  отчетного года на 124,5 млн. руб., начисленные  дивиденды по итогам 2003года  уменьшили  собственный капитал  на 5,4 млн. руб. За счет роста собственного капитала  собственные оборотные средства увеличились на  91,5 млн. руб. (39,9 %), что составило 171,2% всего прироста оборотных средств.
     Заемный капитал за 2005 год уменьшился на 38 млн. руб. (30,2%), в т.ч. за счет погашения краткосрочного кредита банка - на 20 млн. руб.
     За 2005 год кредиторская задолженность снизилась на 18,5 млн. руб. (18%),  при росте объема продаж, что свидетельствует об улучшении платежной дисциплины Общества. Снижение кредиторской задолженности произошло в основном за счет уменьшения кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 7,5 млн. руб. (24,5%), в т.ч.  за счет снижения задолженности перед дочерними предприятиями на 17,3 млн. руб. (96,4%), задолженности перед бюджетом на 9,2 млн. руб. (42,1%), авансов полученных на 11,2 млн. руб. (53,3%). Следует отметить, что общество не имеет просроченной задолженности перед бюджетом и персоналом.
     Динамика  структуры заемных средств характеризуется:
     - снижением доли задолженности  по кредитам банков с 16 п.  до 0 п.;
     - снижением доли задолженности  перед бюджетом с 17,5 п. до 14,7 п.;
     - снижением доли авансов полученных  с 16,8 п. до 11,4 п.;
     - ростом доли задолженности перед  поставщиками и подрядчиками  с 24,4 п. до 26,8 п.;
     - ростом доли задолженности по  оплате труда с 11,7 п. до 17,2 п.;
     - ростом доли задолженности перед  внебюджетными фондами с 5,3 п.  до     8,8 п. 
     Доля  собственного капитала в общем итоге  баланса увеличилась с 83,2% до 89,4% при уменьшении доли заемных средств  с 16,8% до 10,6%.
     На 1.01.06г. дебиторская задолженность выше кредиторской задолженности, т.е. бесплатные кредиты, выданные Обществом другим организациям, превышают кредиты для Общества. Величина превышения на 1.01.2006г. составила 51,9% (43,7 млн. руб.) от объема кредиторской задолженности (рис. 2).
     
Рис. 2.2. Динамика дебиторской  и кредиторской задолженности

     При среднегодовом росте имущества  общества на 16,5% выручка от реализации увеличилась  на 18,9%, а чистая прибыль выросла на 30,1% по сравнению с прошлым годом.  Это свидетельствует о более эффективном использовании активов общества, росте показателей рентабельности по сравнению с 2004г.  (таблица 2.3).
     Таблица 2.3
     Показатели  рентабельности и эффективности  деятельности
    
Наименование  показателя 2003 год 2004 год 2005 год
     1      2      3      4
Рентабельность  продаж (ROS), %
8,6 11,9 12,1
Рентабельность  всего капитала (ROA), % 7,4 18,7 21,6
Рентабельность  собственного капитала (ROE), %
8,9 21,9 25,0
Рентабельность  всей деятельности по прибыли до налогообложения, %
5,5 10,6 11,8
 
     Превышение  темпов роста выручки (на 18,9%) над  темпами роста активов (на 10,6%) по сравнению с уровнем 2004 года привело к росту оборачиваемости активов, основных средств и нематериальных  активов,  материальных оборотных средств (таблица 2.4). 
     Таблица 2.4
     Оборачиваемость капитала
    
     Наименование показателя 2003 год 2004 год 2005 год
     1      3      4      4
 
Коэффициент общей оборачиваемости активов
1,32 1,72 1,76
Коэффициент оборачиваемости основных средств  и нематериальных активов 2,64 3,61 4,19
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 3,25 3,93 3,63
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств 4,08 4,65 4,95
Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах 15,1 23,5 14,89
 
     Замедление  оборачиваемости текущих активов  в целом за счет снижения оборачиваемости средств в расчетах, при ускорении оборачиваемости текущих пассивов, повлекло  увеличение  финансового  цикла (времени, в течение которого собственные  средства отвлечены из оборота) на 7 дней (таблица 2.5).
     Таблица 2.5
     Длительность  финансового цикла
     Дни
    
     Наименование  показателя 2003 год
2004 год
2005 год
Изменение
Продолжительность операционного цикла 112 93 97 4
Продолжительность оборота кредиторской задолженности 30 27 24 -3
Продолжительность финансового цикла 82 66 73 7

     На 1.01.05г. все показатели ликвидности превышают рекомендуемые значения. За 2004 год коэффициент текущей ликвидности увеличился с 2,84 до 4,75 (рекомендуемое значение 2) за счет роста дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений при снижении кредиторской задолженности. Коэффициент абсолютной ликвидности за отчетный год повысился с 0,28 до 0,58 (рекомендуемое значение 0,2-0,3) за счет роста краткосрочных финансовых вложений. Участие собственных ресурсов в формировании оборотных активов выросло - коэффициент обеспеченности собственными средствами увеличился с 0,65 до 0,78, что значительно превышает рекомендуемый уровень 0,1 (таблица 2.6).

     На 1.01.06г. относительные показатели финансовой устойчивости значительно выше рекомендуемых значений, что свидетельствует о финансовой устойчивости общества (таблица 2.7).

     Таблица2.6
     Показатели  ликвидности баланса
    
Наименование  показателя на 1.01.2003 на 1.01.2004 на 1.01.2005 на 1.01.2006
Коэффициент текущей ликвидности 1,89 3,28 2,83 4,75
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,47 0,70 0,65 0,78
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,08 0,24 0,28 0,58

     Таблица 2.7

     Показатели  финансовой устойчивости

     Показатели на 1.01.2003
на 1.01.2004
на 1.01.2005
на 1.01.2006
Коэффициент автономии 0,78 0,88 0,83 0,89
Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами 0,67 0,92 0,88 1,39
Коэффициент маневренности  собственного капитала 0,32 0,31 0,37 0,43
 
     Общество  обладает достаточной финансовой независимостью: коэффициент автономии за отчетный год увеличился  с 0,83 до 0,89, что  значительно превышает   минимальное  пороговое значение  0,5.  Участие  собственного капитала в формировании запасов – коэффициент обеспеченности запасов - превысил норматив 1, составив на 1.01.2006г. 1,39. Коэффициент маневренности собственного капитала (доля собственных средств предприятия, находящихся в мобильной форме – собственных оборотных средствах) увеличился с 0,37 до 0,43, превысив рекомендуемое значение  0,15.
     Значительная  часть выручки была направлена в  бюджет и внебюджетные фонды в  виде налогов и обязательных платежей. Общая сумма  начисленных налогов и платежей составила 336,2 млн. руб., что на 19,9 %  выше уровня  2004 года (таблица 2.8). Налоговое бремя (доля налогов в выручке от реализации продукции с НДС) составило 20,8% при 20% за прошлый год. Выше уровня 2004 г. налог на прибыль на 15 млн.руб. за счет роста прибыли до налогообложения,  НДС на 19 млн.руб. за счет роста выручки от реализации, земельный налог на 0,8 млн.руб. за счет роста ставки налога. Ниже уровня 2004 г. налог на имущество на 3 млн.руб. за счет изменения базы налогообложения. В связи с увеличением фонда оплаты труда подоходный налог вырос на 8,3 млн. руб., отчисления во внебюджетные фонды на 16 млн.руб.
       Данные по видам налогов и  платежей представлены в таблице:
     Таблица 2.8
     Налоговые платежи ОАО «ЧЭАЗ»
    
       2004 год, тыс. руб. Уд.вес, % 2005 год, тыс. руб. Уд.вес, %
     1      2      3      4      5
Выручка от реализации продукции  по оплате с НДС, доходы от операционной  и  внереализационной деятельности  
1 401 215
 
100
 
1 619 858
 
100
Налоги, поступающие в бюджет - всего 186 816 13,3 226553 14,0
    в том числе:                            
налог на добавленную стоимость 98 176 7,0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.