На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общие черты информационной формации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

реферат по предмету 
Информационная Экономика

«оБЩИЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФОРМАЦИИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил:
                                                студент группы 301К 

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Симферополь, 2008г.
 

Что такое общественно - экономическая формация? 

    Размышляя над судьбой человека в прошлом, настоящем и будущем, о его  положении в обществе и отношения  к окружающему миру, мы сталкиваемся с огромным разнообразием исторических событий, человеческих поступков, с  возникновением, развитием и даже гибелью целых народов и государств. Можно ли за всем этим увидеть некоторые общие законы, столь же объективные, как и законы природы? Вплоть до возникновения социальной философии марксизма все попытки найти такие законы заканчивались безуспешно.
    Понадобился подлинно революционный переворот в понимании общества, чтобы под внешней пестротой и быстрой изменчивостью исторических событий и поступков людей найти нечто общее, нечто такое, что объединяло бы и объясняло саму возможность тех, а не иных события и видов деятельности. Это общее и получило название общественно-экономической формации.
    Под общественно-экономической формацией понимают совокупность объективных устойчивых общественных отношений, процессов, учреждений и социальных групп, а также всех видов и форм общественного сознания, возникающих и развивающихся на базе господствующего в определенную историческую эпоху способа производства.
    Общественно-экономическая  формация, следовательно, представляет собой чрезвычайно сложную систему. В каждую историческую эпоху может существовать не один, а несколько способов производства, например в капиталистическом обществе наряду с господствующим капиталистическим могут существовать мелкотоварное производство, патриархальное, то есть натуральное, производство, а также пережитки феодального производства. Такие не господствующие способы производства обычно называются укладами. Особенно разнообразны они в периоды перехода от одной формации к другой. Однако сами уклады подчиняются господствующему способу производства, зависят от него. Поэтому именно он и определяет все основные отношения, процессы, учреждения и формы сознания, образующие базис и надстройку данной формации. Общество, как единая социальная система, или, говоря словами В. И. Ленина, «социальный организм», состоит из ряда взаимосвязанных подсистем. Эти подсистемы связаны друг с другом. К числу подобных подсистем относятся, например, классы, политические партии, государство, церковно-религиозные организации, семья и т. д. Однако все они в конечном счете зависят от способа производства (204—209). Связь различных подсистем, входящих в данную формацию, со способом производства не простая, а сложная и осуществляется через различные отношения и зависимости.
    «Общественно-экономическая  формация» — это категория, отражающая наиболее общие, объективные и необходимые черты и свойства, определяемые данным господствующим способом производства, но по-особому проявляющиеся в разных конкретных странах. Такие особенности зависят от национальных и исторических условий, от того, когда и при каких обстоятельствах возникла данная формация.
    Учение  об общественно-экономических формациях  наносит сокрушительный удар по всем разновидностям исторического идеализма. Поэтому идеологи современной буржуазии, особенно последователи немецкого  социолога, философа и историка М. Вебера (1864—1920), стремясь опровергнуть это учение, называют общественно-экономические формации «идеальным типом», то есть воображаемой моделью общества, не существующей в объективной исторической действительности. Возражая идеалистам, В. И. Ленин писал, что понятие «общественно-экономическая формация» дает возможность «перейти от описания (и оценки с точки зрения идеала) общественных явлений к строго научному анализу их, выделяющему, скажем для примера, то, что отличает одну капиталистическую страну от другой, и исследующему то, что обще всем им». Одна и та же формация, например капиталистическая или коммунистическая, может по-разному проявляться и развиваться в различных странах, но наличие общих черт, устойчивых и необходимых связей позволяет сформулировать общие для всех стран и народов законы функционирования той или иной формации и законы перехода от одной формации к другой. 
 
 

Социальная Революция 

    В процессе общественного развития формации не только функционируют, но и сменяют друг друга, и притом в определенной, объективной, закономерной последовательности. Процесс перехода от одной формации к другой называется социальной революцией. Чем же определяется эта закономерность, от чего она зависит?
    Смена общественно-экономических формаций определяется сменой господствующих способов  производства.
    В разных странах, в разные исторические периоды переходы от одной формации к другой могут происходить различными путями. Иногда они длятся десятилетиями  и даже веками. Важно понять, что  социальная революция определяется не тем, совершается ли она мирным или вооруженным путем, не продолжительностью или краткостью, а тем, что в ходе ее происходит смена способов производства и прежде всего экономических базисов. Эту смену базисов, как показал К. Маркс, можно констатировать с естественнонаучной точностью. В процессе социальной революции происходит также сложная и многотрудная смена всех этажей общественной надстройки. Коренным образом меняется классовая структура общества. Поэтому в классовых формациях такая смена сопровождается ожесточенной классовой борьбой. В процессе перехода от одной формации к другой меняется и содержание различных форм общественного сознания. Искусство, религия, мораль и сама философия начинают отражать новое общественное бытие, новые отношения между людьми, новую систему государственной власти и политических партий. К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории». Этим он хотел сказать, что изменения в способе производства и во всех общественных отношениях, в базисе и надстройке в период таких революций происходят в десятки и сотни раз быстрее и охватывают более глубокие слои общественной жизни, чем в период спокойного развития в рамках предшествующей общественно-экономической формации. Ломка традиционных отношений, способов деятельности, образов мышления, изменение психологии и идеологии общества, короче, коренная ломка всей прежней жизни происходит в ожесточенной борьбе социальных сил, расчищая путь для новой формации. Такая ломка и составляет важнейшую предпосылку и условие развития последней. Поэтому социальные революции представляют собой объективную историческую необходимость. Переход к следующей, более высокой, исторически более развитой формации без социальной революции невозможен.
    Вместе  с тем было бы сильным упрощением рассматривать социальные революции как процессы, жестко отделяющие одну формацию от другой. В процессе развития самих формаций могут также в силу различных причин, прежде всего под воздействием объективных социально-экономических закономерностей, происходить глубокие, революционные, по существу, изменения, не уступающие по важности, глубине и широте своих последствий социальным революциям. Примером подобного рода может служить глубокая и всесторонняя перестройка нашего общества, начавшаяся во второй половине 80-х годов. Она охватывает все стороны его экономической, производственно-технической, социальной, духовно-культурной, нравственно-психологической и политической жизни. Ее назначение — путем радикальной экономической реформы, демократизации общества, расширения гласности создать предпосылки и условия для ускорения социально-экономического прогресса. Будучи революционной по своему существу, такая перестройка отличается от социальной революции тем, что ее осуществление не приводит к возникновению новой общественно-экономической формации и отмене социализма. Напротив, она служит усилению социалистических тенденций, торжеству демократии, социальной справедливости и гуманизма. Но при этом радикальная социально-экономическая перестройка революционизирует жизнь всего общества, давая новые импульсы индивидуальной и коллективной инициативе и содействуя переходу общества на новый, качественно более высокий уровень его развития. 
 
 

Структура социальной революции 

    Социальная  революция, в результате которой возникает новая общественно-экономическая формация, охватывает все стороны общественной жизни и имеет сложную структуру.
    Процесс разрушения старого и возникновения  нового способа производства называется экономической революцией. Ее основная задача — замена старых производственных отношений новыми, соответствующими характеру и уровню развития производительных сил.
    Процесс смены юридической и политической надстройки, состоящий в том, что  старые правовые и политические организации, входившие в состав прежней формации, заменяются новыми, соответствующими базису повой формации, называется политической революцией. В. И. Ленин настоятельно подчеркивал, что ее главным вопросом является захват государственной власти, слом старой государственной машины и создание новой. И так как государственная власть — важнейший инструмент решения экономических и социальных проблем, то борьба за государственную власть и создание нового государства образует своего рода ядро, сущность каждой социальной революции. Именно эту сторону дела стараются затушевать представители реформизма и ревизионизма. Они пытаются представить дело так, будто бы важнейшие проблемы социальной революции, особенно революции социалистической, можно решить без слома старого государства, путем его усовершенствования. Тем самым реформисты и ревизионисты затушевывают классовую природу государства. Буржуазное государство, являющееся инструментом политического подавления трудящихся, по самой сути своей не может устранить антагонистических противоречий, ликвидировать частную собственность на средства производства и содействовать построению бесклассового общества. Поэтому замена буржуазной государственной машины государством трудящихся при руководящей роли рабочего класса есть исторически необходимое условие социалистической революции, которая является по сути наиболее глубокой в ряду всех социальных революций.
    В процессе перехода от одной формации к другой происходят также глубокие качественные изменения в общественном сознании и всей духовной культуре общества, включая изменения в идеологии. Право, мораль, искусство, философия и т. д. наполняются новым социальным и идеологическим содержанием, отражающим новое общественное бытие и активно воздействующим на его развитие. Меняется культурный облик общества. Этот процесс называется культурной революцией. Особенно глубокие изменения в духовном, культурном облике общества происходят в период революционного перехода от капитализма к социализму. Социалистическая культурная революция делает высшие культурные ценности достоянием всего народа и включает широчайшие народные массы в процесс культурного творчества, превращая последнее в один из важнейших видов общественной деятельности в рамках коммунистической формации.
    Экономическая, политическая и культурная революции  являются важнейшими сторонами, элементами социальной революции. Они осуществляются в тесной взаимной связи. Иногда время их осуществления пересекается, совпадает; в зависимости от конкретной исторической обстановки одни из этих революционных процессов могут предшествовать другим, растягиваясь на более или менее значительный промежуток времени. Но при всех обстоятельствах социальная революция оказывается завершенной лишь после того, как решены задачи, поставленные общественным развитием в области экономики, социально-политической жизни и культуры. Решение этих задач и означает создание новой общественно-экономической формации.
    Развитие общества через последовательную смену социально-экономических формаций и глубокие социальные революции является объективным законом истории. Социальные революции исторически необходимы лишь в определенных условиях. С исчезновением этих условий исчезает объективная необходимость в социальных революциях как форме перехода от одной формации к другой. Отличительной коренной чертой революционных преобразований, происходящих в рамках данной формации, преобразований, подобных нашей перестройке, является то, что они не приводят к слому данной общественной системы и существующей государственной машины. Как правило, такие преобразования осуществляются по инициативе «сверху» и связаны с осознанием необходимости радикальных перемен в существующих механизмах социально-экономического развития. Такие преобразования, хотя и в меньших масштабах, совершались иногда и в прошлом, но никогда еще они не проводились с таким размахом, энергией, последовательностью и в интересах всех членов общества, всех его социальных групп и классов. Чтобы понять, как действуют объективные законы функционирования и смены формаций, следует рассмотреть основные этапы развития человеческого общества — от его возникновения до современной эпохи. 
 
 

Становление человеческого общества 

    Процесс, в ходе которого какое-либо явление возникает, складывается, формируется, но еще не сложилось и не сформировалось окончательно, не обрело своих подлинных черт, называется становлением. Относительно явления, находящегося в процессе становления, нельзя с уверенностью утверждать, что оно не существует, и в то же время неверно утверждать, что оно существует и полном, развитом виде. Понятие становления является философской категорией, применимой к изучению всех развивающихся явлений, особенно на начальной стадии их возникновения. Рассмотрим теперь процесс становления человеческого общества.
    Мы  знаем о начальном периоде  возникновения человечества благодаря археологическим раскопкам. За последние четверть века были обнаружены останки древнейших предшественников человека. По своим биологическим характеристикам они были близки к животным, но вместе с тем впервые начали пользоваться простейшими каменными орудиями для добывания пищи и изготовления различных предметов. Ученые называют эти существа «предлюдьми». Они вели образ жизни, близкий к стадному образу жизни животных. Их мозг по объему и структуре едва превосходил мозг высших человекообразных обезьян. В стадах «предлюдей» еще не существовало производственных отношений в точном смысле слова, а следовательно, не было и других общественных отношений и учреждений, характерных для человеческого общества. «Предлюди» возникли около 5,5 миллиона лет назад, и последующий период, примерно 3,5 миллиона лет, можно считать эпохой становления человеческого общества. На протяжении этого времени усовершенствование орудий труда и развитие производственной деятельности происходили крайне медленно, стихийно, методом проб и ошибок. Однако к концу данного периода производительные силы общества все же развились настолько, что их дальнейший рост потребовал определенной организации всех трудовых и общественных процессов. Так благодаря развитию производительных сил были созданы предпосылки для экономической деятельности человека, для возникновения общественных, и прежде всего производственных, отношений. Бытие человека превратилось в общественное, и на его основе начало формироваться общественное сознание.
    Процесс становления человеческого общества закончился примерно 1 — 1,5 миллиона лет назад, когда появились древнейшие первобытные люди — питекантропы (от греч. pithekos — обезьяна, anthropos — человек). Их называют также древними людьми, или палеантропами. По своей физической организации они еще значительно отличаются от современного человека, но еще больше отличаются от «предлюдей» и животных. Становление человечества завершается возникновением первой общественно-экономической формации — первобытнообщинного строя. 
 
 

Первобытнообщинная формация 

    Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность  на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники  стрел, копья и т.п.), орудия из кости  животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Такой характер производительных сил предопределял и тип производственных отношений. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями. Из родовых общин образовались впоследствии племена и племенные союзы.
    Первобытный человек был крайне слаб перед  лицом стихийных сил природы. Противостоять им люди могли лишь коллективно. Добытые в совместном труде продукты распределялись между  всеми членами рода или племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью и распределение находились в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил. Этим производственным отношениям соответствовала надстройка первобытнообщинной формации. Во главе рода и племени стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть была выборная. Иногда она передавалась по наследству от отца к сыну. Все члены общины принимали посильное участие в труде, собирании кореньев, охоте и т. д. Все взрослые физически здоровые мужчины одновременно были воинами. Поэтому никаких внутренних социальных противоречий между членами первобытного коллектива не было. Их сознание формировалось в борьбе с суровой природой. Объяснение природных явлений, непонятных и грозных сил (гром, молния, зной, холод, наводнение и т. п.) принимало мифологическую форму. На основе подобного объяснения мира возникли различные формы ранней первобытной религии. Вместе с тем в общественное сознание входили простейшие нормы и правила обязательного для всех поведения. Это были зачатки первобытной нравственности и морали. Любые их нарушения строго преследовались. Возникло также первобытное искусство. До наших дней сохранилось немало образцов наскальной живописи и рисунков, изображавших эпизоды охоты, земледелия, боевые схватки, элементы религиозного культа и т. д.
    Величайшим  шагом вперед в развитии первобытной  техники и всего производства явилось использование огня. С  его помощью люди научились не только приготавливать пищу, но и обогревать жилье, изготавливать гончарные изделия, а затем выплавлять металлы и создавать железные и бронзовые орудия труда и оружие. Это привело к гигантскому скачку в развитии производительных сил. Одним из его следствий явилось быстрое расселение людей из областей их первоначального обитания в теплом тропическом поясе по всей поверхности земли, включая суровые и труднодоступные области.
    Развитие  производительных сил сопровождалось разделением труда. Появились племена, занимавшиеся по преимуществу охотой или собиранием растительной пищи. Произошло разделение скотоводческого и земледельческого труда. Выделились ремесла: оружейные, гончарные, сапожные и т. д. В результате этого между различными первобытными общинами возник обмен продуктами труда.
    Около 6 тысяч лет назад развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить несколько больше продукции, чем необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в пище, одежде и жилье. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки. Они сосредоточивались в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки для накопления богатств и возникновения имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а это означало, что возникли зачатки новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала свои возможности, и объективный ход истории подвел человечество к новым рубежам. Возникло деление на классы и классовое общество. 
 
 

Рабовладельческая формация 

    Первой  общественно-экономической формацией, в которой господствовали частнособственнические производственные отношения, стало рабовладельческое общество. Древнейшие рабовладельческие общества появились примерно в III—II тысячелетии до н. э. в Древнем Египте, в Месопотамии, в Индии и Китае, в конце II тысячелетия до н.э.— в Древней Греции, а в I тысячелетии до н. э.— и в Древнем Риме. Источником рабства были войны, а также долговая кабала. Если в первобытном обществе пленников делали членами своего племени, убивали или возвращали за выкуп, то в рабовладельческом обществе стало выгодным превращать их в рабов. Ведь рабский труд при данном уровне производительных сил мог создавать избыточные продукты труда.
    Возникновение рабовладельческого способа производства привело к расколу общества на непримиримые классы: рабовладельцев и рабов. Борьба между ними, в свою очередь, привела к созданию особого общественного института — рабовладельческого государства. Это государство было орудием политического угнетения эксплуатируемых, прежде всего рабов, в интересах сохранения экономического и политического могущества господствующего рабовладельческого класса.
    Уже на ранних этапах рабовладельческого общества общие для этой формации черты в зависимости от конкретных исторических условий начали проявляться  в особых формах. Так, в Египте, Вавилоне, Ассирии и других государствах, в которых требовалось проведение гигантских осушительных и обводнительных каналов, необходимых для земледелия, преобладало государственное рабовладение. Восточный царь-деспот правил единолично, защищая интересы совокупного господствующего класса. Одновременно с этим процветало и семейное, патриархальное рабовладение. Напротив, в Древней Греции и Риме преобладало индивидуальное рабовладение. Рабы трудились в мастерских — эргастериях, в рудниках, при прокладке дорог, в строительстве и т. д. На определенных стадиях развития в Древней Греции и Риме распространились демократические рабовладельческие республики. Но демократия и политическое равноправие существовали в них лишь для свободных граждан, а не для рабов.
    Несмотря  на некоторые различия азиатских  и европейских государств, общие черты рабовладельческой формации характерны для всех государств древнего мира.
    Труд  рабов освобождал рабовладельцев от тяжелой повседневной производственной работы. Это позволяло представителям господствующего класса уделять  много внимания развитию искусства, литературы, живописи, философии, науки и т. д. Господствующая идеология оправдывала рабство. Рабы, утверждал Аристотель,— это просто говорящие орудия. Здесь хорошо видно, как сознание данной эпохи определяется ее общественным бытием.
    В рабовладельческом обществе духовная деятельность и управление были привилегией  господствующего класса, физический же труд — уделом рабов и бедноты. Поэтому физический труд презирался, достойной свободного человека считалась  лишь духовная деятельность. Презрение к физическому труду есть исторический продукт раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.
    Рабы  и беднейшие слои населения не раз восставали против своих угнетателей. Эти восстания жестоко подавлялись. Но даже в тех редких случаях, когда они завершались победой рабов, это не означало конца рабства. Победители сами становились господами, превращая своих противников в рабов. Иной возможности при тогдашнем уровне развития и характере производительных сил просто не было.
    Лишь  постепенно в ходе крайне медленного совершенствования средств производства сложились объективные условия для возникновения новой, феодальной общественно-экономической формации. 
 
 

Феодальная формация 

    Слово «феодализм» имеет сложное происхождение: позднелат. feodum, feu-dum, древнегерм. fihu, fehu — поместье, имущество, скот, деньги, od — владение. В основе феодальных производственных отношений лежит полная частная собственность на важнейшие средства производства, главным образом землю, и неполная собственность на производителя — крепостного. Такая форма собственности стала постепенно возникать еще в недрах древнеримского рабовладельческого общества, а также некоторых восточных рабовладельческих государств. Рабы могли трудиться лишь при помощи очень грубых орудий и выполнять в основном примитивную, малопроизводительную работу. Они ненавидели подневольный труд и не были заинтересованы в его результатах. По мере усовершенствования средств производства стало выгодно применять не рабский труд, а труд зависимых производителей. Начали складываться новые производственные отношения, при которых собственник земли и орудий отдавал их в пользование производителя и тем самым ставил его в зависимость от себя. Заинтересованность в труде у такого юридически зависимого работника, не являвшегося, однако, полной собственностью хозяина и могущего присваивать себе часть произведенных продуктов, была больше, чем у рабов. Развитию новых производственных отношений в Европе способствовало нашествие варварских племен, хлынувших из Азии в III— V вв. н.э. Разрушив рабовладельческую Римскую империю, эти народы создали на ее развалинах ряд своих государств. Во главе их стояли военные вожди: короли, герцоги и бароны. Они находились в зависимости друг от друга, старшие по положению раздавали своим воинам земельные участки — феоды, последние же становились вассалами и обязывались нести военную повинность. Эта система зависимостей была очень сложной, многоступенчатой, или иерархической. На верхней ступени стояли императоры и короли, их вассалами были герцоги, те, в свою очередь, имели вассальных графов, баронов и т. д. На низшей ступени находились труженики, крепостные. Основу феодализма составляло сельское хозяйство, однако феодальные отношения укрепились и в городах и привели к созданию средневековых ремесленных организаций — цехов. В них также существовали сложные иерархические отношения.
    Феодалы всех уровней образовали новый господствующий класс, а крепостные крестьяне и  беднейшие ремесленники — эксплуатируемый  класс. Крестьяне и беднейшие ремесленники вели ожесточенную борьбу с феодалами и не раз поднимали вооруженные восстания. Эти восстания заканчивались поражением трудящихся, так как отсутствовали необходимые для их победы объективные и субъективные условия.
    Феодальное общество характеризуется крайней государственной раздробленностью. Каждый феодал стремился к политической независимости. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Все это тормозило развитие производительных сил и совершенствование производственных отношений. Феодальное общество было очень консервативным, застойным, медленно развивающимся. Однако полного застоя и приостановки общественного развития не было и тогда.
    Это развитие проявлялось прежде всего  в медленном, но безостановочном  совершенствовании орудий труда и ремесел, следствием чего было расширение меж- и внутригосударственной торговли. Феодальная раздробленность, отсутствие единой денежной системы, путей сообщения, пестрота законодательства и т. д. постепенно стали препятствовать развитию производства и торговли. Поэтому дальнейшее объективное развитие производительных сил и формирование нового способа производства требовали коренной перестройки базиса общества и надстроечных явлений.
    В XV—XVII веках в государствах Западной Европы начал складываться новый, капиталистический способ производства. Благодаря созданию различных механических устройств, машин, усовершенствованных инструментов и т. д. труд крепостных и цеховых ремесленников стал невыгодным. Феодальные общественные отношения превратились в тормоз развития общества. Поэтому новый эксплуататорский класс — буржуазия, заинтересованная в эксплуатации наемных рабочих и утверждении нового, капиталистического способа производства, возглавила борьбу против феодализма. В результате ряда буржуазных революций XVII—XVIII веков, активное участие в которых приняли народные массы, феодальный общественный строй во многих странах Европы и Америки был разрушен, феодальное государство уступило место буржуазному. Господствующими в системе производства стали производственные отношения, основанные на частнокапиталистической форме собственности. 
 
 

Капиталистическая формация 

    Капиталистический способ производства первоначально  возник в качестве особого уклада в недрах феодализма. Превратившись  в основу новой общественно-экономической формации, он привел к коренной перестройке всех общественных отношений. Основными классами стали наемный рабочий класс и буржуазия. По мере развития производительные силы изменяют свой характер. Машинное производство требует коллективного, совместного труда. Общественный характер производительных сил приходит во все более острое противоречие с частнокапиталистической собственностью на средства производства. Это противоречие проявляется в обостряющейся классовой борьбе. Развитие капитализма ведет к быстрому росту рабочего класса, к увеличению его удельного веса в жизни общества. Растет и классовое сознание пролетариата. Промышленное производство требует от пролетариата большой сплоченности, организованности, согласованности действий, высокого уровня профессиональной подготовки и знаний. Капитализм уничтожил феодальную раздробленность, сложную иерархическую организацию общества, пестроту в законодательстве и создал единый всемирный рынок труда и капитала. Все это облегчило рабочему классу осознание коренной противоположности своих интересов интересам буржуазии. Росту классовой сознательности пролетариата способствовало создание К. Марксом и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма — учения о революционном преобразовании существующей системы и построении бесклассового общества. Соединение научного социализма с рабочим движением осуществляется с помощью партий рабочего класса. Внося научный социализм в массы, они помогают росту революционной сознательности, а это ведет к расширению и углублению классовой борьбы.
    Уже в конце XIX и начале XX века в системе  капитализма произошли весьма существенные изменения. Глубокое противоречие между  частнокапиталистическими производственными  отношениями и общественными  по своему характеру производительными  силами привело к тому, что последние начали развиваться медленнее, чем могли бы расти при устранении частнокапиталистической собственности. Наступила новая стадия развития капитализма — империализм.
    Империализм характеризуется господством монополий, приходом к власти промышленно-финансовой верхушки (олигархии), борьбой за перераспределение колоний, обострением классовой борьбы, усилением эксплуатации трудящихся, неравномерности экономического и социального развития и т. д. Как показала первая мировая война (1914—1918), капитализм на стадии империализма не в состоянии обеспечить мирное прогрессивное развитие человечества. Его социальные противоречия обострились до предела. В России, оказавшейся наиболее слабым звеном в системе империализма, произошла Октябрьская социалистическая революция 1917 года, под руководством революционного рабочего класса и его авангарда — Коммунистической партии началось строительство социализма. Это был первый этап общего кризиса капитализма, распада мировой капиталистической системы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.