На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особые экономические зоны России и проблемы их развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУВПО  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
Особые  экономические зоны России и проблемы их развития
по дисциплине «Мировая экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 214 гр.
специальности «НиН»
Наумов  А.В.
Проверила: Балмаева А.М.                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саранск 2011
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 
     На  сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С  наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
       Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Сущность  и основные цели ОЭЗ
 
     Что же такое ОЭЗ или ОЭЗ? Экономический словарь даёт следующее определение этому понятию:
      Особая экономическая зона - (Free economic zone; Free economic area) ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Особая экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Особые экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
      Под особой экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в ОЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. В то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. Поэтому такие зоны следует называть не свободными, а специальными экономическими зонами.
       Создание и становление ОЭЗ направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.
      Создание особых экономических зон связано с тремя основными задачами:
      - стимулированием промышленного  экспорта и получением на этой  основе валютных средств;
      -   ростом занятости;
      - превращением зон в полигоны  по опробованию новых методов  хозяйствования, полюса роста национального  хозяйства.
      Выделяют следующие цели, которые может преследовать страна, создающая на своей территории особую экономическую зону:
      Во-первых, главной целью создания ОЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идёт об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции  на экспорт и обеспечение таким путём роста их валютных поступлений.
      Во-вторых, ОЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка, заинтересованной страны, высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами.
      В-третьих, организация особых экономических зон предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что также ведёт к увеличению валютных поступлений.
      В-четвёртых, ОЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.
      В-пятых, одной из целей создания особых экономических зон для развивающихся стран является  обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.
      В-шестых. Важная цель организации ОЭЗ – стимулирование экономического развития какой-либо территории или конкретной отрасли производства.
      Наконец, в-седьмых, в отдельных странах ОЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях её перехода от административных принципов функционирования к рыночным.

2. История развития ОЭЗ в России

 
 
     ОЭЗ использовались ещё правительством Российской империи для освоения Северного Причерноморья в XIX веке, а одним из самых известных «особых портов» была Одесса.
     Первые  ОЭЗ как таковые на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.
     ОЭЗ рассматривались в то время как  способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР.
     К сожалению, сама идея ОЭЗ с трудом укладывалась в русло тогдашних  экономических представлений. Поэтому  советская концепция «зон совместного  предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования особого предпринимательства в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).
     Второй  этап развития особых экономических  зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и  правительством решений о создании зон особого предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.
       Процесс образования особых экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:
       - отсутствием четкого понимания  реальных целей и задач ОЭЗ;
       - огромностью отводимых территорий  для ОЭЗ: на долю формально созданных "особых зон" приходилось более одной трети территории России;
       - массовой раздачей льгот и  привилегий зонам и лоббированием  их интересов в Правительстве  РФ;
       - стремлением местных властей к суверенитету через создание ОЭЗ.
       Вступивший в силу в сентябре 1991г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону особые экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. Устанавливаются льготы: для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в ОЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне ОЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров и др.; валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.
       Коренные  экономические реформы, начатые в 1992г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации ОЭЗ в России. В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.
       Стала заметной тенденция закрытия ранее  созданных особых экономических. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности ОЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:
      опасениями, что будет образовано слишком большое число различных ОЭЗ;
        особые экономические зоны - это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;
        уменьшением управляемости ОЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.
       Несмотря  на сдерживание процессов развития особых экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких особых экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации. Закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации
       Усилилась тенденция по созданию "налоговых  убежищ". В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года.
       К концу 90-х годов особые экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода ОЭЗ) по-прежнему находились как бы на полулегальном положении.
       Несмотря  на некоторые неблагоприятные условия, всё же существовали перспективные  ОЭЗ. К числу таких примеров можно отнести ОЭЗ "Находка". На территории особой экономической зоны "Находка" было зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной экономической зоны в 1995г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт.
       Отмечая факты успешной работы некоторых  особых экономических зон России, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. Так, практика свободной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. При проверке внешнеэкономической деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около трех лет, ОЭЗ "Алтай" была ликвидирована.
     31 мая 1999 года был принят закон  о создании Особой экономической  зоны в Магаданской области.  Срок жизнедеятельности этой зоны был определен до 31 декабря 2014 года.
     Представляется, что существенной слабостью особых экономических зон является увлечение гигантскими масштабами территории, нечеткость механизма предоставления льгот, что может приводить к злоупотреблениям. Кроме того, нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что в конечном счете, не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ.
     Пересмотр подхода к ОЭЗ и учет ранее совершенных ошибок привел к решению о создании на территории Российской Федерации разновидности ОЭЗ, приспособленных к специфике отечественной действительности — ОЭЗ. Президент РФ подписал и обнародовал Федеральный закон от 22 июля 2005г. № 116-ФЗ „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“, разработанный Правительством РФ. Федеральный закон определил правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил особенности ведения в ОЭЗ предпринимательской деятельности. ОЭЗ признается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ создается на 20 лет, и срок ее существования продлению не подлежит. С 27 августа 2005г. было прекращено существование других созданных до этого ОЭЗ (за исключением двух ОЭЗ — в Калининградской и Магаданской областях). 

    3. Основные формы и виды ОЭЗ

 
 
      В России существуют зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны.
      Теперь более подробно рассмотрим виды особых экономических  зон, созданных на территории России.
        Промышленно-производственные ОЭЗ.
      В настоящее время существуют следующие ОЭЗ промышленно-производственного типа:
          Особая экономическая зона в Липецкой области («Липецк») 
        Особая экономическая зона в Республике Татарстан, г.Елабуга («Алабуга»)
      Характеристика  ОЭЗ такого типа следующая: здесь  должны размещаться объекты промышленного назначения, площадь зоны – не более 20 кв. км, зона не может располагаться на территории нескольких муниципальных образований, а также не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Срок существования такой зоны – не более 20 лет. Капитальные вложения должны составлять не менее 10 млн. €, в том числе в первый год – не менее 1 млн. €. На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается:
    размещение объектов жилищного фонда;
    разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
    переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
    производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) и др. условия.
        Технико-внедренческие ОЭЗ.
      В настоящее время существуют следующие  ОЭЗ технико-внедренческого типа:
    Особая экономическая зона в г. Санкт-Петербурге
    Особая экономическая зона в Зеленоградском административном округе г. Москвы
    Особая экономическая зона в г. Дубне (Московская область)
    Особая экономическая зона в г.Томске (Томская область)
      Характеристики  данного типа ОЭЗ, в общем, такие же, как и характеристики промышленно-производственной зоны (условия расположения, срок создания, недопущения), но здесь также ведётся технико-внедренческая деятельность, зона создаётся не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трёх квадратных километров.
        Туристско-рекреационные ОЭЗ.
      В настоящее время существуют следующие  ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
        Особая экономическая зона в Калининградской области («Куршская Коса»)
          Особая экономическая зона в Краснодарском крае («Новая Анапа»)
        Особая экономическая зона в Ставропольском крае («Гранд Спа Юца»)
          Особая экономическая зона в Алтайском крае («Бирюзовая Катунь»)
          Особая экономическая зона в Республике Алтай («Алтайская долина»)
          Особая экономическая зона в Республике Бурятия
          Особая экономическая зона в Иркутской области
      Характеристика  ОЭЗ туристско-рекреационного типа отличаются от двух предыдущих: они создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ, могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а также могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда. Здесь производится оказание туристических и оздоровительных услуг.
      Недопущения на территории данной ОЭЗ такие же, как и в двух предыдущих типах.
      Под туристско-рекреационной деятельностью  понимается:
    деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
    туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
      Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон» предусматривается возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон.
      Портовые ОЭЗ
      Целью создания портовых особых экономических зон является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
      Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:
    погрузочно-разгрузочные работы;
    услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;
    снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;
    ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;
    переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;
    работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);
    простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
    оптовая торговля товарами;
    обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.
      Для портовых особых экономических зон  предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня  в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.
      Длительный  период окупаемости портового хозяйства, высокая стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, предусматривает срок создания портовых ОЭЗ до 49 лет.
      Вне вышеперечисленных видов ОЭЗ  выделяют:
    Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
    Особая экономическая зона в Магаданской области. Особенность статуса этой зоны заключается в действующих на её территории льготах по налоговым и таможенным платежам для участника Особой экономической зоны.
 
      4. Анализ современного состояния ОЭЗ 

      Мировой опыт показывает, что ряд фундаментальных проблем, стоящих перед российской экономикой, может быть разрешен с помощью особых экономических зон, предоставляющих благоприятный инвестиционный режим для работающих в них организаций. Эти проблемы включают и изменение структуры экономики на основе смещения инвестиционных приоритетов в сторону высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности; и создания рабочих мест. Таким образом, путем создания особых экономических зон государство может решать не только сугубо экономические вопросы, но и смягчать социальную напряженность. Однако, по мнению некоторых экономистов, создание ОЭЗ на территории РФ влечёт за собой немало негативных последствий.
      Вот мнение Вячеслава Володина, первого заместителя руководителя фракции «Отечество — вся Россия», члена Комитета по законодательству: «Особая экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе. К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в определенном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия — как экономические, так и социальные  — для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...».
      В России выделяют следующие условия  прекращения существования ОЭЗ:
      Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
      Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:
      это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
      в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
      в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.
      Управление особыми экономическими зонами в России возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы, а также наблюдательный совет особой экономической зоны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.