На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
Агентство по образованию
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал  в г. Барнауле
Кафедра Истории, философии и права 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социология»
на тему: 
 

Эмиль Дюркгейм и его  теория эволюционного
развития  общества 
 
 

Преподаватель       

Работа  выполнена:    
                                          Учетно-статистический ф-т,
                                          Группа 
                                          № личного дела:  
 
 
 
 

БАРНАУЛ 2009
Содержание
Введение 3
    Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4
    Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое
в развитии общества 9
    Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? 14
Заключение 20
Список  использованной литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Влияние Эмиля Дюркгейма на западную социологию в настоящее время общепризнанно. Он обратил внимание на многие ключевые, фундаментальные проблемы социологической науки – и этим можно объяснить его популярность во Франции конца XIX – первой трети XX в., распространение влияния его идей в других странах Европы и Америки, а также интерес, ими в настоящее время.
     До  настоящего времени не потеряли актуальности критика Э. Дюркгейма биологического и психологического редукционизма, указание на необходимую связь социологии и философии, критика абстрактных умозрительных спекуляций и не направляемого теорией манипулирования эмпирическими фактами.
     Цель  данной работы состоит в том, что бы изучить Теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма.
     Для выполнения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
    описать учения Э. Дюркгейма и концепции социального факта;
    раскрыть взгляд Э. Дюркгейма на социологию как науку;
    изучить «социальные факты» и их основные признаки;
    рассмотреть содержание теории «социальной солидарности».
     Работа  состоит из следующих частей:
    Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма;
    Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
    Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
 
 
 
    Учение  о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма
     На  рубеже XIX и XX столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов Общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.
   Дюркгейм  Эмиль (1858–1917) – французский философ  и социолог, создатель французской социологической школы и концепций "социального факта", "общественной солидарности" и "социологизма". Он полагал, что социология должна изучать социальные факты, которые отличны от физических, экономических, психологических и т.п. фактов действительности, обладают особыми характеристиками. Они объективны, существуют независимо от индивида (имеют принудительный характер). Знание конкретного содержания социальных фактов дает возможность регулировать общественное поведение людей. Первый профессор социологии во Франции (1887). Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).
     Социальные факты, по Дюркгейму, делятся на две группы – морфологические и духовные. К первым он относил то, что составляет "материальный субстрат" общества – характер поселений, наличие дорог между ними, интенсивность общения людей, плотность населения, его демографический состав, экологические условия жизни и т.п. Вторая группа состоит из традиций, обычаев, обрядов, правил поведения людей, их морали, религиозных и иных "коллективных представлений".
     Разнообразные социальные факты составляют систему  социальной реальности, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязи могут быть органическими (взаимодополняющими и взаимоусиливающими друг друга) и механистическими. На основе первого типа социальных взаимодействий образуется "общественная солидарность" – основа наилучшего общественного устройства. Социология, познавая содержание социальных фактов, имеет возможность содействовать созданию "общественной солидарности" и призвана служить этой цели.
     Э. Дюркгейм предложил свое понимание  не только предмета (социальные факты) и предназначения социологии (достижение социальной солидарности), но и основного метода социологического анализа. Он назвал этот метод социологизмом, а суть его видел в необходимости изучения "социального через социальное", т.е. в признании социальной реальности в качестве особой и автономной сферы общества. Реализация этого метода, по Дюркгейму, предполагает соблюдение принципов объективизма и эмпиризма. Сочетание данных принципов возможно на основе сформулированного им правила: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи". Заметим, что Дюркгейм дал многочисленные образцы применения этого правила в исследованиях религии и суицида (самоубийств).
     Одна  из важнейших тем, поднятых Дюркгеймом, а позднее развитых другими авторами, состоит в том, действительно ли общества, объединяющие нас как своих членов, накладывают социальные ограничения на нашу деятельность. Дюркгейм утверждал, что общество имеет приоритет над индивидом. Оно есть нечто большее, чем просто сумма индивидуальных актов, поэтому, исследуя социальную структуру, мы наталкиваемся на характеристики, имеющие “жесткость” или “твердость”, сравнимые со структурами материальной среды.
    Данная  точка зрения выражена Дюркгеймом в  его знаменитом замечании: «Когда я осуществляю свой долг брата, мужа или гражданина, то я исполняю обязательства, установленные законом и обычаем и являющиеся внешними по отношению ко мне и моим действиям... Сходным образом верующий с самого рождения обнаруживает в уже готовом виде верования и практику религиозной жизни, и, раз они существовали до него. следовательно, они существуют вне его. Система знаков, которую я использую для выражения своих мыслей, денежная система, которой я пользуюсь для уплаты долгов, кредитные механизмы, которые я применяю в своей коммерческой деятельности, процедуры, которым я следую в силу своей профессии, — все эти и подобные им вещи функционируют вне зависимости от моего пользования. В свою очередь, если обратиться к каждому члену общества, то указанные замечания справедливы в отношении каждого из них».
    В теории социологизма Э. Дюркгейм различил два взаимосвязанных аспекта: онтологический и методологический.
    Сущность  онтологического аспекта социологической  теории может быть выражена в следующих  теоретических положениях:
    Социальная реальность включена в универсальный природный порядок;
    Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой;
    Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: «индивидуальные факты» - «социальные факты», «индивидуальные представления» - «коллективные представления», «индивидуальное сознание» - «коллективное сознание»;
    Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная;
    Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество – из индивидов. Первичность общества имеет два смысла: 1) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; 2) логический приоритет объекта социальных феноменов, состоящих из фактов.
     Методологический  аспект социологизма состоит в следующем:
    Социология не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет собой самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами;
    Социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляются социальные факты;
    В основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому социальные факты рассматриваются как вещи. Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: социальные факты не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: «Рассматривать факты определенного порядка как вещи – не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать  по отношению к ним определенную мыслительную позицию».
     Дюркгейм  подчеркивал, что социальные факты  не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им:
    Социальные факты выступают как  внешние по отношению к индивидам, поскольку они  заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным созданиям. Но это вовсе не означает, что они выступаю в качестве внешних по отношению к созданию коллективному.
    Социальные факты состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия.
    Социальные факты составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в дюркгеймовском смысле – как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: «…когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, реальность остается все-таки объективной, т.к. я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию».
    Социальные факты (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда человек добровольно сообразуется с ними, он не замечает их принуждающего влияния, но принуждения появится тот час же, как только человек попытается сопротивляться.
     Один  из основных выводов, соединяющих онтологию  и методологию Дюркгейма: категорию фактов «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. социальные факты составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.
     Определение социальных фактов в дюркгеймовском варианте гласит: «социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления».
     Из  признания специфики социальной реальности (социальных фактов) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии.
     Дюркгейм  подразделяет социальные факты на два  типа:
    Морфологические, имеющие материальный субстрат – плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.
    Духовные, нематериальные факты – коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание. Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам: религия, мораль, право.
 
    Основное  содержание социологической  теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое развитие в общества.
     Рассмотрение  социальных фактов приводило Дюркгейма  к выводу о необходимости установления в обществе социальной солидарности. По его утверждению существует два  ее вида: механическая и органическая. Механическая доминировала в архаических обществах, была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Здесь индивиды еще не дифференцированы, похожи друг на друга, испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, признают одно и то же священным. Органическая солидарность характерна для современного общества и основана на разделении труда. Здесь сплоченность коллектива рождается вследствие дифференциации. Индивиды не похожи, а различны, во многом зависят от других. Основная функция разделения труда – интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности.
     В последнем случае определяющую роль Дюркгейм придавал корпорации, которая должна, по его мнению, стать четко организованной группой, общественным институтом. В ней должны вырабатываться профессиональная мораль и право. Важна также роль профессиональной группы, которая должна быть связана с экономическим окружением. По мере развития корпорации и профессиональных групп социальная организация, имеющая основой территориальные группы (деревня, город, округ, провинция), все более теряет свое положение. Поэтому основным элементом социальной структуры должна быть корпорация.
     «Каждый тем теснее зависит от общества, - утверждал Э. Дюркгейм, - чем более разделен труд. Чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами, чем ближе к наивысшим социальным типам, отличающимся друг от друга, тем более развито разделение труда».
     Разделение  труда солидаризует не потому только, что оно делает из каждого индивида участника обмена, а также потому, что создает между людьми целую  систему прав и обязанностей, надолго  связывающих их друг с другом. Разделение труда ставит друг против друга не индивидов, а социальные функции. Существование общества как целостности зависит от них и зависит тем теснее, чем они более разделены.
     Разделение  труда – признак высоко развитого  общества. Вследствие все увеличивающейся  специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Солидарность в развитом обществе - естественное следствие разделения производственных ролей.
     Отталкиваясь  от типичной для социологии XIX века идеи конструирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм строит дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи.
     Солидарность, господствующая в неразвитых архаических обществах, он называет механической по аналогии с той связью, которая существует между молекулами неорганического вещества. Солидарность в таких обществах определяется сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых этими индивидами общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт.
     Для механической солидарности характерно репрессивное право, в котором выражается сила коллективного сознания и задача которого – строго наказывать индивида, преступившего обычай или закон.
     Развитое  общество, в котором каждый индивид  выполняет какую-либо специальную  функцию в соответствии с разделением  общественного труда, напоминает организм с его различными органами, поэтому  Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающей в нем, органической солидарностью. Разделение труда обуславливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Каждый индивид – теперь личность. Сознание того, что каждый зависит от другого, что все связаны единой системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувство зависимости от друг от друга, солидарности, своей связи с обществом. «Так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно вместе с тем становится основанием морального порядка».
     Органической  солидарности соответствует так  называемое восстановительное право, функция которого состоит «в восстановлении прежнего порядка вещей, в приведении нарушенных отношений к их нормальной форме».
     Коллективное  сознание при органической солидарности принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, становясь только очень узкой частью развитых обществ; его интенсивность и степень определенности также уменьшаются. По мере развития разделения труда коллективное сознание становится все слабее и неопределеннее.
     По  содержанию коллективное сознание все  более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида. В то же время Дюркгейм утверждал, что общему сознанию не угрожает опасность «совсем исчезнуть».
     Дюркгейм  подчеркивал и выделял аспект солидарности при разделении труда в современном обществе, отодвигая на задний план проблему антагонизма труда и капитала, «принудительного характера труда», морального и экономического кризисов общества. Анализируя эти проблемы в конце своей книги «Разделение труда», он был склонен рассматривать их как результат недостаточной отрегулированности отношений между главными классами, как нездоровый элемент в жизни общества, которое в целом рассматривалось как солидарное, сохранившее свойственные предшествующим эпохам единство, цельность. Разделение труда, согласно Дюркгейму, – это как раз тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного, религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, классовую солидарность, якобы компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией. Так понятие солидарности становится осью, вокруг которой строится весь анализ разделения труда, определение его функций.
     Солидарность  рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребность в общественном порядке, гармонии, солидарности «всеми считается за моральную» – морально и само разделение труда. Так, дюркгеймовская концепция служила «определению условий сохранения общества» – той главной задаче, которую он ставил перед социологической наукой. Разумеется, всеобщность признания общественной солидарности высшей ценностью только постулировалась, а не доказывалась.
     Причиной  разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий  интенсивность социальной жизни. Возрастание  «физической плотности», а также «объема» обществ было неразрывно связано, по его мнению, с увеличением уровня социального взаимодействия, которое приводит, в конечном счете, к разделению труда. С ростом населения увеличивается и борьба за существование, в этих условиях разделение труда – единственное средство сохранения и поддержания данного общества, создания общественной солидарности нового типа, представления обществу возможности развиваться в прогрессивном направлении.
     Существуют  и другие пути смягчения борьбы за существование, такие, как миграция, физическое устранение слабых, гражданская  война, преступления, но они предполагают ценностную переориентацию индивидов. Эти способы избежания уничтожения общества в борьбе за существование затрагивают общую систему ценностей с общественным благом на ее вершине. Только профессионализация и специализация функций, по мнению Дюркгейма, сохранят и усиливают ценностную ориентацию на сохранение и общества и его членов.
     Дюркгейм  далее усложнял свой анализ, обращаясь  к вопросу о множественности причин и условий. Кроме необходимых факторов он искал вторичные факторы или ограничивающие условия, которые либо ускоряют, либо замедляют развитие данного социального явления. Они делают возможным развитие разделения труда, хотя сами не являются его причинами.
     Вывод Дюркгейма состоял в том, что  причинно-следственные отношения не являются простыми и однолинейными, а включают множество переменных, что причинное объяснение социальных фактов не должно полностью игнорировать ценностный аспект социальной жизни, хотя и не может всецело на нем базироваться. Тот факт, что Дюркгейм настаивал на постулате объяснения социального социальным, не позволил ему выйти за рамки констатации взаимодействия между факторами и установить истинную причинную зависимость явлений. Последняя могла быть установлена только в сфере более глубокого анализа, поскольку только подход к обществу как взаимодействию различных сторон единой общественно-экономической формации позволяет установить зависимость между ними как между определяющей причиной и произведенными следствиями.
     Дюркгейм  же исходил из философского принципа, что явления одного уровня не возникают из явления другого уровня. Эта его установка принципиально исключала возможность обращения при объяснении социальных явлений к явлениям другого, более высокого порядка, к явлениям более фундаментальным, т.е. экономическим явлениям общества. Поэтому Дюркгейму и не удалось собственно-причинное объяснение разделения труда. Он коснулся лишь взаимодействия различных факторов в пределах социальной сферы, не восходя к тому уровню, на котором только и можно найти истинные причины разделения труда.
     Последнее следовало искать, прежде всего в условиях экономической жизни классового общества, в конкретном характере его производственных отношений, которые и детерминируют процесс разделения труда. Дюркгейм отрицал прочность и устойчивость экономических связей, их способность создавать общество, определять его характер и обеспечивать длительность существования. Поэтому он и исследовал разделение труда  не с экономической, а с моральной точки зрения, считая разделение труда, которое он отождествлял с ростом специализации, – основным фактором, создающим общественную солидарность, т.е. общество. 

    Что такое парадигма  в социологической  интерпретации? Какие  парадигмы можно выделить в социологии?
     В течение XX века Западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему  идей, концепций, теорий и методов.
     Социология  Запада в процессе развития прошла ряд своеобразных  «точек роста», которые правомерно рассматривать  как революции парадигмального порядка. Имеется в виду возникновение и распространение функционалистских, конфликтологических, интеракционистских ориентаций, а так же включение в число ведущих социологических подходов теорий обмена, феноменологической, этнометодологической парадигм.
     Происхождение термина «парадигма» связано с исследованием американским историком Томасом Куном характера изменений в науке. Согласно Куну, парадигмы – это общие способности видения мира, база, на основании которой определяется, какого рода научные теории являются приемлемыми для исследований. В социологии та или иная парадигма характеризует определенную социологическую школу. Каждая школа является относительно самодостаточной и использует собственные методы и теории.
     Все социологические теории подразделяются на две большие группы: первую образуют макросоциологические  парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого, вторые – это микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия.
     К основным макросоциологическим парадигмам относятся функционализм и конфликтная социология. Наиболее известные микросоциологические парадигмы – символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология.
     Разграничение между макро- и микросоциологическими парадигмами весьма условно, попытка ликвидировать различия между структурными парадигмами и парадигмами социального действия предпринимается в теории структурации Э. Гидденса.
     Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, предполагавших системное исследование общества. Элементы общества выделялись по принципу органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Многие черты функционального подхода можно найти уже у Платона и Аристотеля, а также у Конта, Спенсера и Дюркгейма.
     Важным  этапом истории функционалистских  представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Т. Парсонса и Р. Мертона.
     Названные авторы, опираясь на достижения математики, кибернетики, бионики и др. современных им наук, предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой (индивиды, группы, коллективы и др.) находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.
     Большим влиянием долгое время пользовалась концепция Т. Парсонса, который стремился обосновать центральную идею своего учения, «идею социального порядка», при котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Консенсус в отношении общепринятых социальных ценностей обеспечивает основу порядка в обществе. По мнению Парсонса, есть два пути достижения равновесия в обществе: 1) социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому (например, в семье); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.
     Теория  Парсонса оказала значительное влияние  на западную социологию, в том числе на эмпирические исследования, хотя и подвергается критике за ее усложненность, неоправданный оптимизм, игнорирование социальных конфликтов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.