На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование внешней торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение
     Государственное регулирование внешней торговли
      Законодательная база внешнеторговой деятельности России
      Современная внешнеторговая политика России
      Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
      Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли
     Заключение
     Список  использованной литературы
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Усиление  интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию  в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.
     В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством  международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно меняющиеся условия межстранового торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.
     Острота данных проблем особенно велика для стран, экономика которых переживает трансформационные изменения. Социально-экономические противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают активные научные дискуссии о целях, форме и содержании, методах и способах оптимального внешнеторгового режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует поиск практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики.
     Таким образом, вопросы стимулирования экономического развития на этапе перехода к рыночным отношениям при помощи инструментария государственной внешнеторговой политики имеют актуальное, научно-практическое значение.
     Целью исследования является анализ влияния  государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и  обоснование комплекса мер, способных  обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
     Достижение  указанной цели предполагает решение  следующих задач:
     на  основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать  основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;
     обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений;
     обосновать формальные и содержательные изменения в процессе генезиса внешнеторговых отношений и системы их государственного регулирования в России.
     Объект  исследования - процесс воздействия  государственной политики внешней торговли на макроэкономическую динамику хозяйства, его обусловленность характером развития транзитивных экономик.
     Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие в процессе реализации внешнеторговой политики государства в странах с трансформируемой хозяйственной системой.
     Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные концепции  и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных  и зарубежных ученых.
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 

     1. Законодательная база внешнеторговой деятельности России 

     В настоящее время основу российского  законодательства составляют законы:
     - "О таможенном тарифе";
     - "О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами";
     - "О военно-техническом сотрудничестве  Российской Федерации с иностранными  государствами";
     - "О координации международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации";
     - "Об экспортном контроле";
     - Таможенный кодекс;
     - "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности"; 
- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

     Таможенный  кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации.
     В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает  таможенные режимы, порядок таможенного  оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены специальными разделами.
     В Таможенном кодексе даются определения  основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются  такие вопросы, как страна происхождения товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.
     В Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли. 
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

     Участники внешнеторговой деятельности:
     - внешнеторговые фирмы разных  форм собственности, которые выступают  главными субъектами внешнеторговых  связей;
     - государственные внешнеторговые  организации -правопреемники общесоюзных  внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных предприятий;
     - участники мелкооптовой торговли.
     Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер. 
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:

     - таможенно-тарифное регулирование;
     - методы нетарифного регулирования;
     - запреты и ограничения внешней  торговли;
     - меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности1.
     В данном законе зафиксировано также  положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.
     Специально  сформулированы положения о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
 

      2. Современная внешнеторговая политика России 

     Реформирование  внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось более решительно и последовательно.
     Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:
     - сокращение научно-технического  потенциала экономики страны;
     - сохранение "утяжеленности" структуры  экономики (низкий удельный вес  производства современной наукоемкой продукции);
     - недостаточная инвестиционная активность  на внутреннем рынке;
     - рост издержек производства и  транспортных издержек;
     - слабое развитие сферы услуг;
     - активизация дискриминационных  мер против российских экспортеров.
     В результате сохраняются преимущественно топливно-сырьевая направленность российского экспорта и его слабая диверсификация в товарном и страновом отношении.
     Поэтому внешнеторговая политика должна тесным образом увязываться с внутренней экономической политикой страны, с одной стороны, и с ее обшей внешней политикой, с другой. В настоящее время, например, достаточно очевидна иллюзорность точки зрения о том, что экономика России может долго успешно развиваться на основе наращивания экспорта главным образом сырьевых и энергетических ресурсов, не решая при этом проблем перехода к инновационной модели развития. 
При реформировании своей внешнеторговой политики руководство России должно учитывать следующие обстоятельства:

     - несмотря на видимую самообеспеченность, степень зависимости России от мирохозяйственных связей в целом высока;
     - перед Россией стоят общие  фундаментальные за задачи более  эффективного включения в современные  мирохозяйственные связи (с тем,  чтобы не оказаться "сырьевым  придатком" по отношению к  группе ведущих стран);
     - решение проблем реализации эффективной  внешнеторговой политики России  тесно связано с решением задач  позитивных изменений в ее  общем экономическом положении;
     - внешнеторговая политика страны  объективно является составной  частью общей внешней политики страны вообще.
     Реформирование  внешней торговли и внешнеэкономической  деятельности в целом связано  в первую очередь с переходом  к открытой экономике и отменой  государственной монополии в  этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
     Однако  увеличение степени открытости экономики  страны не может быть непродуманным  и спонтанным. При либерализации  внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная  международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой "правила игры" определяют крупнейшие ТНК.
     Формирование  внешнеэкономической политики, законодательной  и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.
      3. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 

     Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией. Как известно, наилучшая организационная структура та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности.
     Понятие организации как процесса означает, с одной стороны, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением, а с другой стороны, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
     В понятии «организация» отражаются закономерности системы, относящиеся к функционированию и взаимодействию ее частей.
     Исследуя  организацию государственного регулирования внешнеторговой деятельности, можно выделить два ее аспекта — упорядоченность и направленность.
     Направленность  отражает результирующий вектор реформирования системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, учитывающий  важнейшие факторы, уже не раз упоминавшиеся в настоящем исследовании, — курс России на вступление в ВТО и приведение российского механизма внешнеторгового регулирования в соответствие с правилами и стандартами этой международной организации, проводимые в нашей стране крупномасштабные реформы — административная, муниципальная, реформа федеративного устройства.
     Упорядоченность проявляется, прежде всего, в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
     Организация государственного регулирования внешней торговли означает систематическую координацию в решении важнейших задач внешнеторговой политики, которые стоят перед субъектами и институтами, составляющими институциональную подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
     Исследование  организационных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает необходимость изучения, во-первых, системы органов, участвующих  в механизме государственного регулирования, во-вторых, распределения между ними полномочий в сфере внешнеторгового регулирования и, в-третьих, организации координации и взаимодействия между этими органами.
     Формирование  механизма государственного регулирования — это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей.
     За  последнюю четверть века, ознаменовавшую собой переход от монополии государства на внешнюю торговлю к современному состоянию внешнеторгового регулирования, до неузнаваемости изменился субъектный состав отношений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии была представлена соответствующим отраслевым министерством и небольшим количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществлявших внешнеторговые операции, то в современном внешнеторговом механизме задействованы десятки различных субъектов (участников).
     Система органов, участвующих в процессе внешнеторгового регулирования, является объективно обусловленной и определяется конкретно-историческими условиями развития внешней торговли в конкретной стране.
     Монополии внешней торговли в СССР соответствовала одна структура управления внешнеторговым комплексом — строго централизованная, со сравнительно небольшим числом органов управления на общегосударственном уровне (в регионах такие органы вообще отсутствовали). Отмена монополии повлекла за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов, муниципальных образований и непосредственных участников внешнеторговой деятельности, смещения регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой, контролирующей и координирующей функции.
     В ее нынешнем виде система органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.
     Основные  итоги организационных преобразований в этой сфере нашли свое отражение в нормативных актах, закрепивших результаты административной и федеративной реформ, а также перестройки самого механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Речь идет в первую очередь об актах, принятых в период 2003—2005 гг.,  — О Таможенном кодексе Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 N 165-ФЗ, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N116-ФЗ и, наконец, об Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 N 314, в котором были закреплены основные идеи и параметры административной реформы в Российской Федерации2.
     Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня — федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:
     1) федеральных органов государственной  власти;
     2) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;
     3) органов местного самоуправления.
     В этой связи следует сделать одно важное терминологическое уточнение. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года органы местного самоуправления в Российской Федерации были выведены за рамки системы государственных органов. С формально-юридической позиции эти органы не являются государственными, а осуществляемая ими деятельность не может определиться как государственная.
     Следовательно, говоря о системе регулирования внешнеторговой деятельности, в которой участвуют органы местного самоуправления, осуществляющие регулятивную функцию и наделенные соответствующими властными полномочиями, следовало бы использовать термин «публичное регулирование», а не «государственное регулирование». Для сравнения отметим, что, определяя финансовую систему Российской Федерации, которая включает в себя и местные (муниципальные) финансы, уже говорят не о государственных финансах, а о публичных финансах, имея в виду тот факт, что муниципальные финансы не принадлежат более государству и находятся в муниципальной собственности (собственности соответствующих муниципальных образований).
     Мы  будем использовать термин «государственное регулирование», в том числе применительно к деятельности органов местного самоуправления с учетом сделанной выше оговорки. Принимая такое решение, автор руководствовался желанием обеспечить некое терминологическое единообразие, сложившееся в современной российской науке и законодательстве (имеется в виду терминологический аппарат Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который не содержит понятия «публичное регулирование», а оперирует исключительно понятием «государственное регулирование»)3.
     На  федеральном уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.
     Органы  общей компетенции — это органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в формировании и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации. К ним относятся  Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Встречаются исследования, в которых в систему государственного регулирования экономической, в том числе внешнеторговой, деятельности включаются и судебные органы. Автор не разделяет такой точки зрения и считает, что судебные органы осуществляют в государственном механизме свою основную и единственную функцию — отправление правосудия. И в этом смысле они не могут участвовать непосредственно в осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности, но осуществляют функцию контроля за соблюдением законности и обеспечения правопорядка в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Кроме того, государственные органы общей компетенции, как уже отмечалось, участвуют в формировании и реализации внешнеторговой политики. Что же касается судебных органов, то специфика выполняемых ими задач исключает саму возможность участия в политике: отправление правосудия должно быть деполитизировано.
     В целях осуществления государственного управления в сфере внешней торговли создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. В результате административной реформы, начавшейся в Российской Федерации в 2004 году, систему таких органов составляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
     Минэкономразвития России является «профильным» федеральным министерством в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Минэкономразвития России является правопреемником Министерства внешней торговли СССР и министерств, ведавших государственным регулированием внешней торговли в Российской Федерации (Министерство внешнеэкономических связей РФ, Министерство промышленности и торговли РФ). Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443).
     В сфере государственного регулирования  внешнеторговой деятельности Минэкономразвития  России выступает как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.
     ФТС России является федеральным органом  исполнительной власти, находящимся в ведении Минэкономразвития России и осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. 
Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429).

     ФТС России возглавляет единую систему  таможенных органов, в которую помимо ФТС России входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
     Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было учреждено в качестве подведомственного Минэкономразвития России федерального органа исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 22.07.2005 N 855).
     Характеризуя  институциональную составляющую механизма  государственного регулирования внешнеторговой деятельности на федеральном уровне, отметим две, на наш взгляд, существенные тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга субъектов, взаимодействующих с органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях реализации задач внешнеторговой политики.
     Специфика объекта государственного регулирования — сфера внешней торговли — предполагает активное взаимодействие Минэкономразвития России с другими федеральными министерствами: во-первых, с Министерством иностранных дел и, во-вторых, с рядом отраслевых министерств по профилю внешнеторговой деятельности (например, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов и т.д.). Курируя сферу таможенного дела, Минэкономразвития осуществляет ряд полномочий совместно с Министерством финансов Российской Федерации (например, определение порядка расчета таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей и т.д.). Важное значение имеет также сотрудничество с налоговыми органами (Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами) для осуществления совместных мероприятий по налоговому регулированию экспортно-импортных операций.
     Вторая  тенденция состоит в усилении того влияния, которое оказывают общественные организации и институты на процесс государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
     Решения, принимаемые в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, должны быть не только легальными, то есть формируемыми в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с установленными процедурами, но и легитимными. Легитимным будет являться такое управленческое решение, которое опирается на широкие слои общественности, получает поддержку со стороны деловых и предпринимательских кругов. Государство охотно идет на контакт с бизнесом и предпринимательскими кругами при формировании важнейших решений, связанных с формированием ориентиров и приоритетов российской внешнеторговой политики. Организационные формы такого сотрудничества могут быть самыми различными — от участия представителей бизнеса и предпринимательских кругов в обсуждении важнейших вопросов в рамках заседаний государственных органов до делегирования отдельным общественным организациям (например, Торгово-промышленной палате Российской Федерации) ряда полномочий по государственному регулированию внешнеторговой деятельности.
     Региональный  уровень институциональной составляющей механизма государственного регулирования  внешнеторговой деятельности так же, как и федеральный, представлен государственными органами общей компетенции (глава субъекта Российской Федерации, законодательное собрание, региональная администрация — правительство субъекта Российской Федерации) и органами специальной компетенции (министерства или комитеты, наделенные правительством субъекта Российской Федерации полномочиями по внешнеторговому регулированию).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.