На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Глава 2. Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века
   2.1. Приватная жизнь горожан
     Познакомившись  в предыдущей главе с внешним  и внутренним устройством города, а также с его населением, стои перейти к более пристальному  изучению повседневности горожан. Многие исследователи повседневности (к примеру, Ю.А.Поляков, А.Б.Каменский) считают важным изучение проблем брака, семьи, сексуальной жизни и т.д. Без всякого сомнения, интимные отношения, браки, разводы, взаимоотношения поколений – моральные, материальные; воспитание детей и т.д. – все это должно служить предметом исследований, т.к. является неотъемлемой составляющей нашей жизни. А.Б. Каменский отмечает, что традиционно изучают время вступления мужчин  и женщин в брак, количество детей, брачные связи, т.е. кто на ком женился, кто за кого выходил замуж.1 Изучение, так сказать, приватной жизни москвичей XVI-XVII века, особенно важно для нас, так как в средневековом обществе семья и все что с ней связанно грали важнейшую роль. Об этом мы сейчас и поговорим.
     В центре жизни москвичей, да и всего  русского народа находилась семья. Она  играла очень важную роль в русском  обществе. В Домострое, важнейшем  русскоязычном источнике XVI века, в самом начале можно найти очень интересное высказывание: « в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и детьми и с домочадцами…».2 Даже из этой фразы становится видно, что мужчине жить нужно именно с женой и детьми, иначе мужчина не является социально полноправным членом общества, он остается при отчем доме. Только совместно муж и жена составляют «дом». К тому же оставаться бобылем или засидеться в девках не приветствовалось. К таким людям относились с предубеждениями. Их положение в обществе было ниже, чем у людей, находившихся в браке. Вне семьи же жизнь человека была неполноценной.  Н.Л.Пушкарева говорит по этому поводу так: «в народе издавна считалось, что не выходят замуж лишь физические и моральные уроды».3
     Обычно  брак у русских заключался по воле родителей. Этому есть свидетельства и у иностранных  гостей. А.Лизек говорит, что брак у русских заключается по воле родителей. При этом жених и невеста не знают друг друга.4 А А.Олеарий дополняет его, говоря, что «Молодым людям и девицам не разрешается самостоятельно знакомиться, еще того менее говорить друг с другом о брачном деле  или совершать помолвку».5 Так оно и было в XVI веке, и даже в XVII. Но постепенно происходит изменения в особенностях выбора женихов и невест. В нормативных памятниках канонического происхождения содержатся косвенные свидетельства о том, что приходилось все же учитывать порою и волеизъявления молодых. Дело в том, что если происходило самоубийство одного из потенциальных супругов из-за брака поневоле, то с родственников взимались пени за это. А заключение брака между вступающими в него во второй раз могло происходить и без участия родственников.6 Для заключения брака необходимо было соблюдать ряд правил. Сначала было принято смотреть невесту - зачастую при смотре невесты могли обмануть – привести на смотр другую, более лучшую девушку. За смотром следовал сговор – первая часть брачного торжества; родители жениха, он сам и его близкие родственники ехали в дом невесты, где составлялся письменный уговор и писалась рядная запись – о сроках женитьбы, приданом и других условиях. От самого жениха ничего не требовалось. Невесты же при сговоре не было.7 И только после этого совершается свадьба. Свадьба сопровождалась множеством обрядов, как народных, так и церковных. Важно обратить внимание на то, что при заключении  браков, учитывалось родство брачующихся -  запрещались браки с родственниками. Этому есть свидетельства и у иностранных гостей. Сигизмунд Герберштейн сообщает нам, что в брак было ринято вступать таким образом, чтобы не сочетаться с родственником или свойственником четвертой степени. «Они считают ересью, если родные братья женятся на родных же сестрах. Равным образом, никто не посмеет взять в жены сестру свояка»8. Ему вторит А. Мейерберг, говоря о запрете соединяться брачными узами родственникам в 4 колене, а также крестным  и крестникам.9 Эти запреты существовали в действительности и выполнялись строго. В сообщениях иностранных гостей нет ни слова о том, что были браки между родственниками.
     У Петра Петрея есть достаточно верное описание свадебного церемониала, его сообщение весьма любопытно. Желающий жениться и посватать за себя чью-нибудь дочку, не важно беден ли он или богат, какое у него происхождение, не может свататься сам и лично переговорить с девушкой – это считалось бы позорным для него. Наоборот, отец взрослой девушки, желая выдать ее замуж, идет к знакомому ему молодцу, за которого он бы охотно выдал свою дочку, и говорит с ним в таких словах: «Твои родители, мой друг, мои хорошие приятели; ты, твой нрав и приемы мне очень понравились; имя у тебя честное; все тебя любят, потому-то мне и хочется выдать за тебя свою дочку, если только она тебе полюбится. Приданого за нею столько-то в разных вещах: в серьгах, …. и другом домашнем имуществе».
     Если сойдутся они, молодец отвечает, согласен он или нет, а уж если согласен, то все равно о заключении брака стоило спросить у родителей. Когда его родители узнают об этом сватовстве и дают на то свое согласие, речь заходит о том, сколько отец должен дать приданого за дочерью и, покончив это, назначают день свадьбы. Заранее было запрещено видеть невесты, ее могли смотреть по особому сговору только родственники жениха, да и то их могли обмануть. Именно поэтому,- объясняет автор,-женихи и берут за приданое колченогих, слепых и отвратительных женщин, меж тем как желают взять других, прекрасной наружности. И именно вследствие этого часто приходилось видеть большие ссоры и равнодушие между супругами, потому что они большею частью не знакомы между собою, никогда не видались прежде, а отданы друг другу и обвенчаны вместе. ….
     Когда наступит день свадьбы, его играли с изобилием в кушаньях и напитках. При этом многие гости сильно напивались. 10
     В первый день обычно происходило венчание молодых в храме. Однако, стоит  подчеркнуть тот факт, что первый день женитьбы начинался с обряда народного. В этом мы можем просмотреть проявление языческих верований в народе, которые, несмотря на прошедшие несколько столетий оставались живучими, да и существуют и в наши дни. Без учатсия церкви, а также соблюдения описанных правил сватания и заключения договора брак не считался действительным.
     Во  время венчания лицо у невесты обычно закрывалось фатой и открывалось только после венчания. После этого все шли из церкви в дом. Там веселились, забавлялись, ели, пили, плясали целую ночь. Свадебное празднество продолжалось, как правило, три дня, в богатых домах свадьбы гулялись по нескольку дней.11
     Женились  русские рано. Для женщин возраст  вступления в брак был таков – 13-14 лет, для мужчин – 15 лет. Но это  были лишь приблизительные рамки. Могли выдать и раньше. Поэтому в 1551 году Стоглав определил возраст заключения браков для девушек 12 лет, для мужчин – 15 лет.12 В реальной жизни возрастной ценз мог не соблюдаться. Кроме того, если ранее были запрещены браки с иноверцами, то в исследуемый нами период наличие и количество национально и религиозно смешанных браков заставило духовенство идти на уступки: нормой стали призывы обращать супругов и супруг-иноверцев в православие, но ненасильственно.
     Но  вот брак уже заключен, и теперь необходимо посмотреть, как строились внутрисемейные отношения. При этом в первую очередь нужно изучить взаимоотношения между мужем и женой. В «Домострое» главенствующая роль в семье отводится мужчине. Взять, к примеру, такое высказывание из него: «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить не лгать, не клевать, не завидовать…»13. Становится видно, что вся ответственность за благополучие семьи лежит на мужчине. В иностранных источниках, эта ситуация выражается через положение женщины. С.Герберштейн пишет, что положение женщин весьма плачевно. Москвичи не верили в честь женщины, если она не жила взаперти дома или не находилась под охраной.14  О том же говорит и Марко Фоскарино: «женщин, жен своих они держат не в таком почете, как другие народы: напротив, они обращаются с ними немного лучше, чем с рабынями»15.  Для XVI века эта ситуация была типичной в семье знатных людей. Женщины не занимались домашними делами, а отдавали распоряжения слугам. Однако совсем по-другому обстояло дело в семьях простых горожан, где женщины должны были выполнять все домашние дела и заниматься воспитанием детей. Женщины простого звания, - по словам П.Петрейя, мещанки и крестьянки выполняли по дому и на поле обычно большие и трудные работы. Работали они зачастую наравне с мужчинами, а иногда даже и больше их. В круг их обязанностей входило: варить, мыть, прясть и шить, также носить дрова и воду, изготовлять и доставать все нужное для домашнего хозяйства.16 Действительно, рядовые горожанки трудились от рассвета до заката. Вставали они рано, в трудовых семьях все успевали  лишь перекреститься на образ и приступали к привычной работе. Завтрака не было, питались остатками вчерашней пищи. 17
     Говоря  о том, что русские женщины  находятся не в почете, иностранцы были частично правы, а частично нет. Они видели лишь внешнюю сторону семейной жизни горожан, от них порой ускользал тот момент, что женщины могли влиять на мужчин, прямо или косвенно, как в общественной жизни, так и в повседневной. Не стоит упускать из внимания и тот факт, что к XVII веку происходят изменения в положении женщин. Они постепенно упрочняют свои права. Происходит некоторое отступление от принципов строгого подчинения жены главе семьи, а также начинает цениться то, что ранее было недопустимо, к примеру, стала учитываться житейская мудрость жены, ее красота, общительность, умение со всем управляться и т.д.18 Ведь не даром появилась поговорка «Бес там не сообразит, где баба доедет». В XVII  веке идеальным супругом был мужчина, который умел доверять и верить своей избраннице. По словам Пушкаревой Н.Л., в памятниках XV- XVI веков – роль женщины в семье оценивалась, как вспомогательная, а в XVII веке определена как дополняющая.19 Даже в «Домострое» содержится глава о том, как «мужу с женой советоваться об устроении домашнем»20, не жене с мужем, а наоборот, что подтверждает возросшую роль женщины в семье. Кроме того, как отмечает В.Иваницкий, в семье функции между мужским и женским разделялись не столько по роду, сколько территориально. Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине – внешнее. И это делало хозяйку сильной фигурой, т.к. мужчины могли часто отсутствовать (война, служба, торговые поездки и т.п.).21
     В «Домострое» мы можем встретить  разделение жен на «добрых» и «злых». В нем рассказывается, какими должны быть добрые жены  - делающие «мужу своему жизнь благую», чтобы он не печалился о доме своем. 22От доброй жены ожидали готовность много работать, житейскую мудрость, умение вести дом, быть верной и целомудренной,  а также!!! равнодушно внимать изменам мужа во имя сохранения семьи и не держать ревности.
     В повествованиях иностранцев часто можно встретить сведения, касающиеся нравственного поведения простых горожанок. В большинстве случаев перед читателями источников рисуется плохое представление о них. Марко Фоскарини говорит, что «другие женщины совращаются за дешевую плату, чрезвычайно  расположены к иноземцам, охотно ложатся с ними и отдаются, лишь бы только попросили их».23  И таковые сообщения не являются единичными. Вне всякого сомнения, что изменяли своим женам и мужья, однако для них последствия были не столь серьезны, как для женщин. Возможно, это происходило потому, что любви между супругами зачастую просто не было, оттого, что браки заключались между женихом и невестой, которые ранее не виделись.24  Возможно, в этом и кроется одна из причин измены.
     В XVI веке выходить замуж или жениться несколько раз не приветствовалось. Но, тем не менее, такая практика имела место. Но в XVII происходят изменения по отношению к супружеству. Это подтверждают и слова  А.Олеария, который говорит, что у русских имеется правильный брак, в котором каждому разрешается иметь только одну жену. Если жена у него умирала, мужчина имел право жениться вторично и даже в третий раз, но в четвертый раз ему уже не давлали на это разрешения25. Жан Маржерет пишет о том же: «У этого Ивана Васильевича было 7 жен, что противоречит их религии, не позволяющей жениться более трех раз…»26Становится видно, что ко второму и последующим бракам стали относиться терпимее. Обычно заключали повторный браки, если один их супругов уходил в мир иной, или в случае разводов. Развод был нежелательным, это было вопреки христианской вере. Обычно разводы  происходили, если в браке долго не было детей, если один из супругов изменял. В более невыгодном положении была женщина.  Мужчины же могла разводиться, отправляя жен в монастырь, причем это могло происходить насильно. Тому свидетельство мы встречаем у Жана Маржерета, который сообщает нам, чтто муж разводился с женой под любым предлогом , при этом жена против воли уходила в монастырь.27  Мужчины же изменяли значительно чаще своих жен, но для них разврат не считался таким преступлением как для женщин. Зачастую развод был вызван, как ранее сообщил нам Петрей отсутствием любви между супругами и равнодушием.
     Говоря  о взаимоотношениях в семье между  мужчиной и женщиной, не  стоит  забывать и о детях. В исследуемый нами период во всех русских семьях обычно рожали помногу детей. Естественно, что воспитанию в таком случае не уделяли много внимания, но, тем не менее, правила воспитания существовали. В XVI-XVII веках между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложною святостью патриархальных отношений. Почтение к родителям считалось по нравственным понятиям ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни.  Все воспитание детей было основано на религии, именно поэтому. Чем благочестивее был родитель, тем суровее он обращался с детьми.28 «Домострой» призывает любить и беречь детей, но вместе с тем и «страхом спасать, уча и наказуя».29
     Как только рождался ребенок его непременно крестили, так как некрещеный, с точки зрения религии, не имел никаких прав — даже права на погребение.  Здорового ребенка в XVI—XVII вв. полагалось крестить в церкви на восьмой день после рождения. Если имя ему давали иногда и в самый день рождения, то при этом называли обычно в честь одного из святых, которых поминали на восьмой день после рождения.30 Еще до крестин выбирали крестных отца и мать ребенка — кума и куму. Рассказ П.Петрея это подтверждает: «С новорожденным младенцем поступают следующим образом: только что он родится, приводят священника, который читает сперва какие-то молитвы перед домом, где находится родильница, несколько раз опускает вниз голову, велит родителям отнести в церковь и крестить младенца и потом идет своей дорогой, пожелав родильнице здоровья, с обыкновенными у них обрядами. Родители сейчас же посылают за тремя мужчинами и тремя женщинами, которые должны быть кумовьями и свидетелями, что дитя крещено»31
     По  существовавшим у всех христиан обычаям  кум и кума играли большую роль в судьбе своего крестника в течение всей его жизни. Они считались «восприемниками», покровителями новорожденного не только церковью (рассматривавшей их участие как ручательство к тому, что крещаемый ребенок верит), но и широкими кругами населения.32
     Что касается воспитания ребенка, то до семи лет было принято учить ребенка произносить хорошие и чистые слова, то есть заботиться об их моральном воспитании, а после учить ребенка делу. В «Домострое» есть этому подтверждение: «и по времени, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию: отцу сыновей, а матери дочерей; кто чему достоин, каков кому смысл Бог даст;».33 Девочек обычно учили вежеству и рукоделию, для того, чтобы они к своей свадьбе готовили уже приданное. Мальчиков обучали мастерству – благо в Москве было огромное количество ремесел. Согласно тогдашним правилам, начиная уже с семи лет, ребенок должен был ходить на исповедь и причащаться Святых Тайн.  
     Примерно  с пятнадцати лет дети служилых людей  шли на службу, дети купцов – в лавки, а дети ремесленников – за верстак или наковальню. Девушек к этому времени должны были выдавать замуж.34 
     Раз уж речь зашла о воспитании ребенка, необходимо сказать и об его образовании  и обровательной системе в  целом.
   В XVI-XVII века уровень грамотных и образованных людей был не велик. Но, тем не менее, в этой сфере происходили изменения к лучшему. По сообщениям иностранцев образование как такового горожане не получали. Гости столицы, приезжая в город  ощущали существенную разницу между своим народом и горожанами.
   Джованни  Паоло Компании, побывавший в Москве в 1581 году говорит, что «В Московии нет  ни одной  гимнасии, в которой  юношество обучалось бы свободным наукам»35. Дж.Флетчер делает достаточно верное замечании по поводу того, что «они (русские) обладают хорошими умственными способностями...», однако не имеют тех средств, какие есть у других народов, для развития своих дарований воспитанием и наукой. Также автор данного источника считает, что происходит это потому, что образованные граждане не нужны в стране с таким правлением, как в Московии. 36Жан Маржерет вообще говорит, что в Москве не было ни одной школы и ни одного университета. А молодежь читать и писать учили священники, однако это привлекало немногих37. Для западных гостей столицы это было удивительно и непривычно. Обучение грамоте, в большей степени, было доступно детям высшей аристократии, духовенства и состоятельных горожан, поэтому-то грамотных было немного. Не стоит также забывать, что именно в Москве появился в 1553 году первый печатный двор, а уже в следующем году вышла  первая печатная книга «Апостол». До этого момента книги писались и переписывались от руки. Это говорит все же о наличии спроса, хоть и небольшого на литературу. Такая ситуация с образованием горожан была в XVI веке. Но уже в XVII столетии ситуация стала меняться.
   В XVII веке русская культура постепенно освобождалась из-под влияния церкви, продолжавшей претендовать на исключительную власть над умами. К знаниям начинают тянуться представители разных слоев населения. Среди торгово-промышленного люда Москвы в течение XVII века существенно возросло число грамотных, судя по собственноручным подписям под приговорами некоторых слободских сходов, а также при судебном разбирательстве. Обучение грамоты обычно проходило в домашних условиях, но уже в середине XVII века стали появляться учебные заведения.38 За вторую половину XVII века Печатный двор издал до 450 тыс. букварей и других учебных книг, не считая обширной церковной литературы. Популярен был букварь В.Бурцова, в 1648 году вышла «Грамматика» М.Старицкого, а в конце века – «Азбуковник» К. Истомина, облегчавший усвоение грамоты благодаря обилию умело подобранных иллюстраций.
   Потребность же в более систематическом образовании  привела к возникновению в 1687 году в Китай городе Славяно-греко-латинская академии. Первыми студентами были ученики типографской школы и молодые люди из знатных боярских и дворянских родов.
   Среди москвичей имели успех литературные произведения в прозе и стихах. Чтение «житий святых» не могло уже  вполне удовлетворять любознательного москвича, хорошо знакомого с жизнью родного города, с его бедами и радостями.
     Но, все-таки, в основной массе своей, население города все-таки  было необразованным.
     Говоря  о приватной жизни,  стоит затронуть  такую ее сторону как здравоохранение. Дело в том, что в исследуемое время больниц, аптек, и образованных врачей практически не было. Они стали появляться только в XVII столетии. Поэтому население обычно лечилось народными методами или пользовалось услугами знахарей и лекарей. Ну а теперь поговорим обо всем этом поподробней.
     У иностранцев в своих сочинениях находятся интересные сведения о том, как лечились горожане от болезней. Большинство стран западной Европы в XVI-XVII века находилось на более высоком уровне развития, и, естественно, что система здравоохранения была развита намного лучше, чем в Московском государстве. О чем, собственно говоря, сообщают нам источники. Так, французский капитан Жан Маржерет, описывающий Московское государство начала XVII века, говорит, что москвичи, да и весь русский народ, не знали, что такое врач. Врачи были лишь у царя и некоторых главных вельмож. Многие методы медицины, используемые для лечения больного, они даже считали нечистыми, неохотно принимали таблетки другое тому подобное. «Но если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни».39 Такие же сведения приводит и А.Олеарий, который говорит, что лучшим лекарством среди народа в большинстве случаев были водка и чеснок.в то время как знатные господа обращались к совету немецких докторов и к настоящим лекарствам.40 Эти два автора, кроме того, отмечают, что народ вообще здоровый и болезням подвергаются только старые люди. Дело в том, как отмечает Н.И. Костомаров, что русские, лишенные удобств жизни,  с детства приучались переносить голод и стужу, юношам считалось неприличным спать на постели, а простой народ вообще не знал, что такое постель. Посты же приучали народ к простой и скудной пище. Из болезней только эпидемические наносили значительное опустошение, потому что меры против них были слабы. 41 А вообще от болезней искали средств более всего в церковных обрядах и прибегали также к травникам, составлявшим класс самоучек-лекарей. Ученые медики были иностранцы и находились они только при царском дворе, и то в небольшом количестве. То, что врачей не было  в XVI веке, подтверждает и «Домострой». В нем говорится, что если Бог пошлет на кого болезни или какую скорбь, то лечиться от этого нужно Божьей милостью, слезами, молитвой, постом да истинным покаянием42… - и ни слова о врачах или знахарях. Несмотря на это, в Москве были частнопрактикующие лекари и лекарки. Рядовые жители обычно прибегали к средствам народной медицины, но нередко призывали и всякого рода «чародеев и кудесников и волхвов».43
     Первая  больница появилась в Москве в 1654 году во время эпидемии чумы. Она была открыта на частные средства и находилась близ Красной площади. Ко второй половине XVII столетия относится и появление первой городской аптеки. В ней продавались лекарства, приготовленные из трав и растений. Открытие аптеки имело целью подорвать деятельность многочисленных знахарей и «ведунов», продававших множество «непотребных трав и зелий».44
     Так была устроена частная жизнь горожан. Несомненно то, что семья играла важнейшую роль в повседневности москвичей, да и всего русского народа. Вне семьи жизнь человека – независимо – мужчины или женщины – была неполноценной. В ней господствующее место по-прежнему занимал мужчина, но к XVII века женщины упрочняются в своих правах и играют большую роль в семейных отношениях, чем прежде. Но и семейные практики – взаимоотношения между супругами, с детьми были подчинены религиозным правилам. Детей воспитывали в строгом подчинении родителям, уже с ранних лет их обучали полезному делу, в зависимости от пола. Обучение еще не было особо распространено в среде рядовых горожан, поэтому многие были неграмотными. Что касается лечения заболевших, то здесь в большей мере господствовали методы народной медицины, к профессиональной помощи врачей в городе стали прибегать лишь в середине XVII века.  

   2.2. Условия жизни: одежда и пищевая культура горожан
   В нашей  первой главе мы частично затронули  условия жизни городан, теперь же дополним эту картину, изучив особенности одеяний горожан, а также их пищевую культуру.
   Прежде  чем говорить о том, что носили рядовые москвичи, необходимо представить себе, что представлял собой среднестатистический житель столицы. Начнем сначала с физических данных, так как о них содержится много информации в источниках иностранного происхождения, и в основном она схожа. Дж.Флетчер в своем произведении повествует нам о том, что «они(русские) чаще всего роста высокого и очень полны, почитая за красоту дородность, и вместе с тем стараются опускать и растить длинную и вместе с тем окладистую бороду». Схожее, но более полное сообщение о физических данных русского человека и его внешних особенностях можно встретить у А.Олеария, долгое время находившегося в столице. Согласно ему, русские мужчины - большей частью рослые, крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с другими европейцами. Они носят длинные бороды и у многих есть толстые животы. Те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом. Усы у них свисают низко надо ртом. Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко острижены45. Также он сообщает, что, если кто погрешит перед его царским величеством, или впадет в немилость, то тот должен отпускать волосы до тех пор, пока длится немилость. Схожие данные содержатся у Дж.Турбервилля:
      Русские люди полнотелы, 
      'Большинство имеет животы, скрывающие талии,  
      С плоскими головами и лицами, ничего не выражающими,  
      Но коричневыми из-за близости очага и воздействия воздуха.  
      У них есть обычай обривать или стричь волосы на голове. Никто не носит в этой стране вьющихся локонов,  
      Кроме тех, кто имеет нерасположение от господина своего.  
      Тогда он больше не обрезает свои волосы, пока его не простят46.

   Петр  Петрей также сообщает нам, что русские обыкновенно высокие, крепкие, дородные и статные молодцы.47 Эти сообщения очень похожи, что дает нам основание принять их за действительность. Тем более, что, находясь длительное время в столице, невозможно было упустить такие повсеместные черты русского человека из внимания. 
   Что касается внешнего вида женщин, то по этому поводу А.Олеарий  говорит, что они обычно бывают «среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом…»48. Однако, многие иностранцы отмечают, что русские женщины очень много красятся, что идет им не на пользу. Было это и в XVIв., и в XVIIв. Дж. Флетчер говорит, что русские женщины белятся и румянятся так много, что каждый может это заметить. Однако москвичи не обращали на это внимания, потому что таков был обычай. Мужья же сами позволяли покупать своим женам и дочерям белила и румяна для крашения лица, таким образом «из страшных женщин они превращаются в красивых кукол. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют».49 В записках француза Де ла Невилля мы читаем о том же самом: «Безрассудство женщин доходит до того, что они красят себе лицо, бреют брови, места коих раскрашивают в разнообразные цвета»50. Схожие сведения мы можем встретить и у А.Олеария51. Однако он признает, что это русский обычай, а также то, что русские женщины от природы красивые. И если женщина не будет краситься, то это будет отклонение от общепризнанных норм.
   Таковыми  по телосложению представлялись мужчины  и женщины приезжим гостям. Это были достаточно крепкие и, в общем, неплохо сложенные люди в основной своей массе.
   Кроме того, по данным археологии и из сообщений иностранных гостей можно представить, как одевались жители столицы. Особенно в данном случае будут интересны рассказы гостей столицы, так как приезжим людям с другой культурой было сложно не заметить различия и особенности одежды.
    Одежда  была не только средством защиты  от внешних воздействий среды,  но и играла в средневековом  обществе роль  социального «паспорта», отражавшего сословную принадлежность, состоятельность, семейное положение  ее владельца52.
   У Турбервилля мы можем найти такое сообщение об одеяниях горожан:
   «Одежда их невесела и неприятна для глаз.
   Шапка  возвышается над головой, она  торчит очень высоко.
   Колпак  называют они ее. Они совсем не носят  брыжи.
   Знать имеет воротники, украшенные жемчугом, рубашка называют.
   У русских  длинные рубахи, они их вышивают по низу
   И на рукавах  цветными шелками на ширину более  двух дюймов.
   Поверх  рубахи надевают они одежду жакет
   Под названием  однорядка; вокруг толстой талии  завязывают
   Свои  портки, на место славных бриджей.
   Одежда  их вся из льна, нет никаких вариантов.
   Пару  вязанных носков, чтобы сохранить  тепло,
   Вместе с башмаками носят в России: их каблуки подбиты
   Пластинками из железа, а носок заострен.
   Поверх  всего надевается шуба меховая, так  ходят русские.
   Пуговицы на шубе – по положению:
   У кого из шелка и серебра, а у беднейших
   Нет вовсе  шуб, они носят большие одеяния,
   Закрывющие  их до икр, которые зовутся армяк-
   Так одеваются  русские…»53
    В  целом стоит сказать, что данное  автором описание, верно. Содержатся  у него и названия русских одежд. Но есть и неточности: кроме льна одежду желали еще из шерстяных тканей. По этому поводу стоит сказать, что  простые горожане носили одежды преимущественно из тканей местного производства, выделанные подмосковными крестьянами в ремесленных свободах Москвы или даже вытканные на дому. Что касается цветовой гаммы, то цвета одежд не были «невеселы» для глаз. Наоборот, особенно по праздникам люди любили приодеться, и здесь в большинстве случаев господствовал красный цвет.
   А.Олеария  говорил, что одежда мужчин очень похожа на греческую. 54 Носили они сорочки, которые были длиной чуть наже пояса, у некоторых из них клинышки под мышками.У богатых вороты и места вокруг кистей рук сорочек обычно были вышиты пестрым крашеным шелком, золотом или жемчугом. Ворот был на застежке. Если это богатый и знатный человек, то вместо пуговичек использовались жемчужины или золотыми и серебряными застежками. Это была исподняя одежда, которая называлась зипуном. Штаны или портки, обычно были сверху широкими, а при помощи ленты, могли по желанию суживаться и расширяться. Поверх штанов и рубахи было принято одевать еще три одежды: одна на другую. На исподнюю одежду одевали обычно кафтан, или чугу, или ферязьи либо омяк, тегиляй, терлик. Но это было еще не все одежды, на все это одевли еще длинные одеяния, спускающиеся до ног и в таком виде выходили на улицу. Верхние или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезея, шуба. Они были предназначены для различных сезонов года Как пишет Н.И.Костомаров исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на нее другая; третья была накидная для выхода.55 На голове обычно носили шапки, сделанный из меха или материала подастатку своего хозяина. Простые граждане обычно летом носили шапки из белого войлока, а зимой из сукна, подбитые простым мехом. Обувь была по преимуществу кожаная. Она делалась из телячьей кожи, коровьего опойка, из конской кожи. Она была разного вида: сапоги, башмаки, ичетыги. Сапоги были чаще всего красные или желтые, но встречались и зеленые, голубые, лазоревые, белые и т.д., они могли расшиваться золотом или жемчугом. Делались они в самой Москве, т.к. сапожное мастерство к тому времени было на достаточно высоком уровне. Стоит отметить, что горожане одевались значительно скромнее, чем люди с достатком. Их повседневная одежда редко украшалась золотом, серебром и жемчугами. Если рубаха богатого человека была шелковая, то у простонародья они были холщевые, это касалось головных уборов и обуви.
   Теперь  же обратим наш взгляд на женские  одеяния. Обычно женщины носили длинные ру
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.