Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Проблемы  и перспективы  привлечения иностранных  инвестиций в Россию.
 
    Введение.
    Актуальность  использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня  очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности  национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.
    Привлечение иностранных инвестиций важно для  России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы приносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.
    По отношению  иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного  климата в России. В отличие  от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.
    Зачем же российской экономике нужны иностранные  инвестиции?
    Очевиден  тот факт, что объем привлекаемых иностранных инвестиций, их структура  и динамика определяются прежде всего  привлекательностью той или иной страны как для отечественных, так и иностранных инвесторов, то есть состоянием инвестиционного климата в стране. Вот уже несколько лет ведутся непрекращающиеся разговоры о том, что в России надо улучшать инвестиционный климат. Сегодня под инвестиционным климатом подразумевают, прежде всего, финансовые, политические и другие условия, оказывающие влияние на активность инвестиций в экономику страны. 
 
 
 

    Понятие иностранных инвестиций. Виды иностранных инвестиций.
    Становление и развитие системы рыночных отношений  в экономике такого масштаба, как  народное хозяйство Российской Федерации, предполагает поиск многообразных  путей оптимизации этих процессов.
    Среди ряда подобных направлений значительный интерес представляют научные исследования и практическая деятельность, объединяемые понятием инвестиционная сфера экономики.
    Продуманное и обоснованное инвестирование позволяет  решать целый комплекс социально-экономических задач на макро- и микроуровнях и создавать благоприятные условия для реформирования экономики и ее реструктуризации. Таким образом, целесообразно признать инвестиционную деятельность элементом поддерживающей системы в развитии экономики в России.
    Сдвиги  в структуре поступающего в Россию иностранного капитала можно интерпретировать таким образом, что иностранные инвесторы, как и раньше, не доверяют российской экономике и скептически оценивают ее нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития (главным образом в качественном, а не количественном плане). Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компаний. Последнее подтверждается и повышением кредитных рейтингов России на мировых финансовых рынках, позволяющим ей привлекать иностранный капитал на несколько более выгодных финансовых условиях, чем прежде.
    В последние  десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных  связей торговлей товарами и услугами все большее значение приобретает  движение капитала в различных формах. Но в отличие от мировой торговли, которая устойчиво характеризуется ежегодным ростом, в динамике иностранных прямых, портфельных и ссудных инвестиций наблюдаются - при преобладающей тенденции к увеличению размеров экспорта и импорта капитала - значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния и развития мировой общехозяйственной конъюнктуры. Однако в целом динамика роста объема зарубежных капиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира.
    Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций.
    Сегодня, конечно, не помешала бы вполне последовательная политика избирательного заманивания  иностранного капитала, особенно крупнейших транснациональных корпораций, как  носителей самых передовых технических  знаний и технологий, особенно с  учетом нацеленности нашей страны на скорейшее вступление в ВТО.
    Такой приток капитала помог бы нам в  создании новых высокотехнологичных  отраслей экономики, в активной политике импортозамещения в условиях возрастания  конкуренции импорта, и, одновременно, в решении проблем устойчиво  высокой занятости населения. Можно  при этом рассчитывать также на повышение  эффективности госинвестиций при  создании СП с участием госкапитала, на ускорение процесса консолидации промышленных капиталов и активов, повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, на расширение налоговой базы, на ускорение научно-технического прогресса в стране, на прекращение утечки умов из страны, на финансовое оздоровление предприятий.
    Допустимо, конечно, усмотреть в активизации  иностранных инвестиций и создание более плодотворной конкурентной среды в стране, рассматривать это явление как антимонопольную меру.Государственная политика по привлечению и защите иностранных инвестиций должна учитывать соответствующие настроения отечественных промышленников и предпринимателей. Они могут ожидать от масштабного пришествия крупного зарубежного капитала не только новых широких перспектив повышения своей конкурентоспособности, поднятия эффективности своих инвестиций, вытеснения импорта с российских рынков, выхода на внешние рынки, приобщения к передовым ноу-хау и технологиям, расширения ресурсов технического перевооружения производства, но и рассчитывать на либерализацию антимонопольной политики, быстрейшую консолидацию отечественных капиталов, на облегчение налогового бремени, на новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские меры государства, на отказ от политики укрепления рубля.
    Вместе  с тем возникнет угроза быстрого банкротства многих предприятий, их полного разорения или перехода в руки иностранцев. Сузится рынок  труда, особенно возрастет дефицит высококвалифицированной рабочей силы и профессионалов, быстро начнет увеличиваться стоимость рабочей силы, обострится дефицит топлива и энергии, маломощные отечественные товаропроизводители начнут быстро терять внутренние рынки.
    Учитывая  это, государству следовало бы адекватно  регулировать приток иностранных инвестиций в те или иные отрасли и производства, в те или иные области, края и республики РФ, особенно с помощью избирательного бюджетного поощрения конкретных инвестиционных проектов.Должна учитываться и позиция не только работодателей, но и работников, а также потребителей, т.е. всего населения. Конечно, наиболее мощный и конкурентоспособный зарубежный капитал сулит наемному труду, хотя бы части его, более высокую заработную плату, может быть на европейском уровне, живучесть связанного с иностранными владельцами производства, надежное, в связи с этим, сохранение рабочих мест на модернизированных производствах. Население, возможно, получит выгоду от качества, цены, разнообразия продукции, способной вытеснить импорт.
    Профсоюзы, с приходом новых, более прагматичных хозяев, могут надеяться на рост своего влияния в рабочей среде  в результате активизации борьбы за экономические права трудящихся и на увеличение отчислений членов профессиональных союзов.
    Вместе  с тем работникам нужны гарантии и защитные меры не только со стороны  профсоюзов, но и государства. В этой ситуации возрастает роль социальной политики государства, обеспечения пособиями армии безработных, мер по охране здоровья населения, методов влияния государства на коллективные трудовые соглашения. Необходимо также реанимировать систему профессиональной подготовки рабочих и повысить качество высшего и среднего специального образования в рамках более действенной и соответствующей времени и обстоятельствам кадровой политики.
    Следует особенно отметить, что проблемность вовлечения в наше производство крупнейших компаний промышленно развитых стран с их инвестиционными ресурсами, ноу-хау и мощнейшим интеллектуальным капиталом во многом обусловлена тем, что транснациональные корпорации являются, прежде всего, важнейшими игроками на мировых рынках товаров и услуг. Для них российский рынок и Россия, как объект приложения капиталов,- это частность, причем во многих случаях не очень существенная на глобальном фоне. Они смотрят на собственные инвестиции в Россию, прежде всего, с точки зрения усиления своей конкурентоспособности в противостоянии с себе подобными в ходе борьбы за передел основных рынков сбыта продукции в масштабах всей планеты.
    Итак, инвестиционная привлекательность каждой компании - потенциального объекта инвестиций определяется как ее материально-техническим  и финансовым потенциалом, так и  эффективностью его использования, “прозрачностью” финансов и менеджмента, политическим и инвестиционным климатом в стране. Для любого инвестора, в том числе и банка, важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Международные инвесторы придают большое значение положению акций компании на фондовом рынке. Инвесторы готовы платить больше за акции компаний, дающих меньшую прибыль, но работающих в условиях низких управленческих рисков. Этот тезис весьма неблагоприятен для российских предприятий, где, как показали расчеты, степень реализации и окупаемости проектов обратно пропорциональна их технологической сложности. Названная тенденция кажется особенно тревожной, если учесть высокую динамику зарубежных фондовых рынков, позволяющих обеспечить для инвестора при умелом формировании портфеля до 30% годовых. Отсюда вытекает первостепенная задача - стабилизация и развитие фондового рынка в России, закрепление наметившихся положительных тенденций.
    Как показывает практика, норма прибыли на капитал, который инвесторы готовы вкладывать в акции российских компаний, существенно выше соответствующего показателя для зарубежных фирм. Помимо стабилизации политической и экономической ситуации в стране, важной предпосылкой привлечения инвестиций является обеспечение “прозрачности” деятельности этих компаний, а также гарантирование защиты прав и интересов акционеров. В данной связи, определенный оптимизм внушают развитие методологии оценочной деятельности и принятие новых международных стандартов. Речь идет о важнейшем условии привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику - гармонизации международных стандартов по различным направлениям профессиональной экономической деятельности, прежде всего оценочной, бухгалтерской и инвестиционной.
    Очень актуален аспект создания не индивидуальных условий, а комплекса единых экономических параметров инвестиционного развития. Главное - обеспечить условия для эффективного функционирования рыночного механизма в целом. Среди них важную роль играет регулирование системы собственности и контроля. Инвестор хочет достоверно знать, кто является основным собственником предприятия, иметь возможность занять свое место в структуре собственности объекта инвестиций, а при необходимости - выйти из нее. Что касается самих предприятий как объектов инвестиций, то не только финансовые показатели и открытость отчетности, но и маркетинговые возможности предприятия становятся все более актуальными с точки зрения привлечения инвестиций. 
 

    Перспективы привлечения иностранного капитала
    В новой  среднесрочной программе экономического развития России на ближайшую перспективу, несмотря на приоритет использования внутреннего экономического потенциала, важное значение придается созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в различных формах. При этом особое значение придается привлечению прямых иностранных инвестиций.
    Для преодоления  кризисных явлений, поддержания  наметившегося роста экономики, проведения структурных реформ, выхода на устойчивый экономический рост России необходимо ежегодно от 20 до 40 млрд. долл. новых капиталовложений. При этом около половины этих средств может приходиться на прямые иностранные инвестиции.
    Чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат. Многие конкуренты России на мировом рынке капитала, особенно после мирового финансового и биржевого кризиса, уделяют большое внимание совершенствованию либерализации внутренних инвестиционных режимов, тем самым, привлекая предпринимательские капиталовложения, на которые могла бы претендовать Россия.
    В российской экономике, где существует значительное число потенциально высокодоходных проектов, предприниматели сталкиваются с чрезмерно высокими системными рисками. Благодаря этому обстоятельству Россия проигрывает конкурентам на рынке мирового капитала, что проявляется в незначительном притоке капитала и намного превосходящем его оттоке. Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении нашей страны без изменения имиджа России, либерализации инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.
    Для повышения  эффективности вложений необходимо направлять прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе на реализацию инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, ориентированных на внешний рынок, наукоемкие отрасли, проекты на условиях соглашения о разделе продукции и концессионных договоров. 
 
 
 
 

    Формы и способы повышения  активности иностранных  инвесторов в России
    Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику - жизненно важное направление деятельности руководящих органов России. Одним из таких направлений является страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по страхованию инвестиций (МИГА), осуществляющих их страхование от политических и других некоммерческих рисков.
    Другое  направление - это улучшение правового  обеспечения, позволяющего иностранным инвесторам сохранить их вклады в российскую экономику и обеспечить приемлемые формы получения прибыли на вложенные средства. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет по-прежнему совершенствоваться. Некоторые из намеченных мер приведены ниже. 

    Для создания благоприятного инвестиционного климата  в России следует: 

      законодательно  обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях льготный, правовой режим для иностранных вкладчиков; предоставить гарантии права собственности иностранного инвестора, а также права беспрепятственного распоряжения своей долей прибыли;
      упростить нормативную базу проведения денежной приватизации, чтобы обеспечить реальный доступ иностранного капитала на рынок недвижимости;
      создать соответствующие экономические предпосылки, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику в сравнении с организациями других стран;
      установить приоритеты направления иностранных инвестиций в приватизируемые предприятия тех отраслей, в которые страна-импортер обладает значительными преимуществами;
      создать понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие и одинаковые правила для его участников;
      наладить стабильную и качественную работу банков;
      ежегодно выделять перечни приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиции на правительственном и региональных уровнях;
      обеспечить прозрачность российских субъектов хозяйствования.
 
    Низкая  инвестиционная активность в России - следствие известных объективных  факторов. Но есть и субъективные факторы, которые можно устранить без существенных затрат сил и средств. Из них можно отметить следующие:
    - помощь  организациям по приведению в  соответствие формата изложения  инвестиционного предложения современным западным стандартам,
    - совершенствование  законодательной базы в части  гарантирования возвратности иностранных инвестиций,
    - помощь  организациям в продвижении их  инвестиционных проектов к потенциальным  иностранным инвесторам,
    - создание  системы, обеспечивающей информационную  поддержку организаций реального сектора экономики при реализации ими всех этапов инвестиционных проектов,
    - организацию  обучения разработчиков и исполнителей  инвестиционных программ и проектов. 

    Для решения  перечисленных выше проблем сформированы и начали работать следующие структуры в Росси:
    1. Институт  фондового рынка и управления  совместно с Центром инвестиционного  анализа Национального агентства оценки наряду с другими организациями разрабатывают информационные банки данных, способствующих привлечению реальных инвестиций.
    2. Национальное  агентство оценки совместно с  Институтом фондового рынка и управления и фирмой «Про-Инвест Консалтинг» разрабатывают базу данных по инвестиционным проектам предприятий регионов с подключением ее к международным информационным сетям.
    3. Министерство  экономики РФ совместно с компанией  «Про-Инвест Консалтинг» организовало постоянно действующий семинар «Подготовка предприятий к привлечению прямых инвестиций».
    4. Агентство  деловых связей совместно с  журналом «Рынок ценных бумаг»  инициировало проект «200 предприятий, готовых к привлечению инвестиций».
    5. Институт  фондового рынка и управления  по инициативе ФКЦБ России  разрабатывает и реализует обучающую  программу по развитию инвестиционного  проектирования.
    6. Институт  фондового рынка и управления  разрабатывает итеративную информационно-обучающую  систему (на компакт дисках). 

    Правительство РФ для привлечения иностранных  инвестиций планирует:
    -стимулирование  прямых иностранных инвестиций;
    -принятие  нового закона об иностранных  инвестициях;
    -упростить  процедуры оформления договорных  отношений в сфере зарубежного  инвестирования;
    -повысить  эффективность хозяйственной деятельности  предприятий; внедрить международные стандарты бухгалтерского учета, усилить работу по информационному обеспечению иностранных инвесторов;
    -решить  проблему гарантирования рисков  иностранных инвесторов. Намечается  создать государственное Агентство  гарантирования инвестиций.
    -проведение  переговоров с правительствами  развитых стран и крупнейшими  прямыми инвесторами о создании  на многосторонней или двусторонней  основе международного фонда поддержки инвестиций в России;
    -расширить  и углубить работу Консультативного  совета по иностранным инвестициям  в России с целью помощи  по самоорганизации иностранных  инвесторов.
    При осуществлении  вышеперечисленных мер можно  будет привлечь в реальный сектор экономики России до 4 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Статистические  данные притока иностранных  инвестиции в РФ.
       Иностранные инвестиции в РФ в 2007 году.
      Показатели к данному разделу взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
    По состоянию  на конец 2007г. накопленный иностранный  капитал в экономике России составил 220,6 млрд.долларов США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим  периодом 2006 года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном  капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 50,2% (на конец 2006г. - 49,1%), доля прямых инвестиций составила 46,7% (47,5%), портфельных - 3,1% (3,4%).
    Основные  страны-инвесторы в 2007г. - Соединенное  Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0% от общего объема накопленных иностранных  инвестиций, на долю прямых - 84,0% общего объема накопленных прямых иностранных  инвестиций.
    В 2007г. в экономику России поступило 120,9 млрд.долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. Объем инвестиций из России, накопленных  за рубежом, на конец 2007г. составил 32,1 млрд.долларов. В 2007г. из России за рубеж направлено 74,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 43,6% больше, чем в 2006 году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 58,5 млрд.долларов, или на 29,4% больше, чем в 2006 году.
    Иностранные инвестиции в РФ в 2008 году. Показатели к данному разделу взяты с  официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
    По состоянию  на конец сентября 2008г. накопленный  иностранный капитал в экономике  России составил 251,3 млрд.долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7% (на конец сентября 2007г. - 53,5%), доля прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных - 2,4% (2,1%).
    Основные  страны-инвесторы в январе-сентябре 2008г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных  инвестиций, 81,1% общего объема накопленных  прямых иностранных инвестиций.
    В январе-сентябре 2008г. в экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2008г. 48,1 млрд.долларов, или на 20,7% больше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%). Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2008г. составил 52,7 млрд.долларов. В январе-сентябре 2008г. из России за рубеж направлено 91,3 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 68,6% больше, чем в январе-сентябре 2007года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 81,5 млрд.долларов, или на 96,9% больше, чем в январе-сентябре 2007 года. 

    Приток  иностранных инвестиций в 2008 году.
    Показатели  к данному разделу взяты с  официального сайта Федеральной  службы государственной статистики www.gks.ru
    В 2008 году валовый внутренний продукт за первые три квартала составил 30759,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 7,3 % в реальном исчислении.
    При сохранении в целом относительно высоких  темпов экономического развития, начиная с середины II квартала отмечается постепенное замедление экономического роста. Если в I квартале ВВП вырос на 8,5% к соответствующему периоду предыдущего года, во II квартале - на 7,5%, то в III квартале, по оценке Минэкономразвития России, - на 7,1%, в целом за январь-сентябрь - на 7,7 процента. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный прирост составил 0,8% и 0,5% в I и II кварталах и 0,4% - в III квартале. Наиболее заметное замедление происходило в июне и июле 2008 года, когда среднемесячные приросты составили 0,2%, в августе - 0,5%, в сентябре - 0,4 процента.
    Общеэкономическая динамика складывается под влиянием сохраняющихся высоких темпов потребительского спроса при замедлении роста промышленного  производства (прежде всего обрабатывающих производств), инвестиций в основной капитал и заметном снижении помесячных темпов роста строительства.
    Ухудшение внешних конъюнктурных условий  из-за снижения цен на нефть и  продолжающегося замедления роста мировой экономики в целом еще не отразилось на развитии внешней торговли России. Экспорт товаров, по оценке Банка России, в январе-сентябре 2008 г. составил 372 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,5 раза (в январе-сентябре 2007 г. - на 9,5 процента). Доли стран дальнего зарубежья и СНГ в общем объеме экспорта России в январе-сентябре 2008 г. сохранились практически на уровне аналогичного периода 2007 года и составили соответственно 84,7% и 15,3 процента. Темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья и страны СНГ были близки - 151,9% и 150,8% (в январе-сентябре 2007 г. - 109,5% и 117,7% соответственно). Ускоренный рост экспорта был обусловлен ростом цен на основные товары российского экспорта.
    Импорт  товаров в январе-сентябре 2008 г. составил, по оценке Банка России, 218,7 млрд. долларов США и увеличился по сравнению  с соответствующим периодом 2007 года в 1,4 раза (в январе-сентябре 2007 года - на 37 процентов). Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта  России увеличилась с 85,2% до 85,7%, стран  СНГ соответственно снизилась с 14,8% до 14,3 процента. Рост импорта стимулировался ростом инвестиционной активности, расширением  внутреннего спроса населения.
    Сальдо  торгового баланса в январе-августе 2008 г. было положительным и составило150,8 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,6 раза. Рост торгового сальдо в целом происходил в результате увеличения положительного сальдо сырьевых товаров, занимающих большой удельный вес во внешней торговле России. Одновременно увеличилось отрицательное сальдо в торговле машинами и оборудованием.
    Несмотря  на относительно высокие темпы роста  инвестиций в основной капитал в  январе - сентябре 2008 г. к соответствующему периоду 2007 года (113,1), в III квартале происходит существенное замедление темпов роста (109,9% к соответствующему периоду 2007 года против 119,1% - в I квартале), при этом среднемесячный прирост составил лишь 0,2% против 2,4% в I квартале. Замедление темпов прироста по строительным работам во II и III кварталах сопровождается в августе и сентябре 2008 года отрицательными темпами прироста с исключением сезонного и календарного факторов (-0,9% и -0,7%). В результате в III квартале объем строительных работ лишь на 9,5% превысил уровень 2007, тогда как в I квартале превышение составляло 28,9 процента.
    Наиболее  существенными причинами замедления инвестиционной и строительной динамики являются, прежде всего, увеличение оттока капитала из частного сектора и сдержанность финансовой системы в кредитовании реального сектора экономики. В наибольшей степени это проявилось в сентябре 2008 года. Так, значительно возросла стоимость заемных средств, и сократились сроки предоставления кредитов. Ряд крупнейших банков приостанавливают финансирование строительства объектов из-за возрастания рисков значительного изменения цен на рынке недвижимости. Это может повлечь дальнейшее замедление темпов роста инвестиций к концу 2008 года и, в особенности, в строительном сегменте.
    Значительно замедлилось жилищное строительство. В сентябре 2008 г. ввод в действие жилых домов составил лишь 97,9% к  сентябрю предыдущего года. По итогам 9 месяцев 2008 г. было введено 35,2 млн. кв. м. общей площади жилых домов, что только на 3,9% больше, чем в  аналогичном периоде прошлого года (в 2007 г. данный показатель превышал 30 процентов).
    После июньского спада в июле произошло  некоторое ускорение роста промышленного  производства. Однако с августа продолжилось помесячное замедление роста промышленного  производства с исключением сезонной и календарной составляющих (июль - 0,6%, август - 0,3%, сентябрь - 0,1%). В сентябре спад отмечается в сфере деятельности «обрабатывающие производства» (июнь - 1,3%, июль - 0,9%, август - 0,3%, сентябрь - -0,6 процента). В наибольшей степени спад затронул производство пищевых продуктов (-0,9%), химическое производство (-0,7%), производство строительных материалов (-0,6%). В сфере «добыча полезных ископаемых» и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в сентябре рост производства с исключением сезонной и календарной составляющих продолжился и составил 1,3% и 0,5%, соответственно.
    Темпы расширения потребительского спроса весь год оставались на высоком уровне. Прирост оборота розничной торговли в январе-сентябре 2008 г. составил 15,0% к аналогичному периоду 2007 года. Вместе с тем на фоне ускорения инфляционных процессов на потребительском рынке и торможения роста реально располагаемых денежных доходов населения динамика продаж замедлилась. Среднемесячный прирост с исключением сезонной и календарной составляющих составил в III квартале 0,8% (в том числе в июле - 1,2%, в августе - 1,1%, в сентябре - 0,1 процента).
    За девять месяцев 2008 г. объем платных услуг  населению увеличился на 6.0% относительно января-сентября 2007 г., что на 1,2 п.п. ниже января-сентября 2007 года из-за роста цен на платные услуги и замедления динамики реальных располагаемых денежных доходов населения. В III квартале прирост составил 5,6%, в том числе в сентябре - 6,0 процента.
    В январе-сентябре 2008 г. реальные располагаемые доходы увеличились к аналогичному периоду 2007 года на 7,8 процента. Однако это заметно  ниже динамики января-сентября 2007 года (10,4%), что во многом связано с более  высоким уровнем инфляции в 2008 году. В III квартале прирост составил 7,1%. С  исключением сезонного и календарного факторов наблюдалось падение среднемесячных темпов прироста в сентябре (-0,5%). За девять месяцев 2008 г. реальная заработная плата увеличилась на 12,8%, в том числе в III квартале - на 12,4% и в сентябре - на 12,5 процента.
    По расчетам Минэкономразвития России, за сентябрь 2008 года реальное ослабление рубля  к доллару составило 3,7%, к швейцарскому франку - 0,9%, к японской йене - 6,1%, укрепление к евро - 0,4%, к фунту стерлингов - 0,9%. В целом за январь-сентябрь (из расчета сентябрь 2008 г. к декабрю 2007 г.) реальное укрепление рубля к доллару составило 3,15%, к евро - 6,7%, к фунту стерлингов - 16,5%, к швейцарскому франку - 3,45%, ослабление к японской иене - около 0,1 процента. По оценке Банка России, укрепление реального эффективного курса рубля составило за первые девять месяцев 2008 года 3,3 процента.
    В сентябре при снижении ценовой конъюнктуры  на основные товары российского экспорта и в условиях падения российских фондовых индексов, связанных с выводом нерезидентами капитала из России, международные резервы сократились на 25,569 млрд. долл. США. В целом за январь-сентябрь 2008 года прирост составил 78,179 млрд. долл. США (в январе-августе 2007 г. - 121,646 млрд. долл. США). На 1 октября 2008 г. объем международных резервов составил 556,069 млрд. долл. США, к 17 октября они уменьшились до 515,7 млрд. долл. США.
    По предварительным  данным, профицит федерального бюджета  на кассовой основе в январе-сентябре 2008 г. составил 2521,39 млрд. руб. (104,84 млрд. долл. США), или 8,14% ВВП.
    При этом доходная часть бюджета составила 7151,31 млрд. руб. (297,351 млрд. долл. США), или 23,08% ВВП, а расходы бюджета (на кассовой основе) - 4629,92 млрд. руб. (192,512 млрд. долл. США), или 14,95% ВВП. Непроцентные расходы  сложились в объеме 4499,05 млрд. руб. (187,07 млрд. долл. США), или 14,52% ВВП, а обслуживание государственного долга (процентные расходы) - 130,86 млрд. руб. (5,441 млрд. долл. США), или 0,42% ВВП. 

    На фоне продолжающегося снижения цен на плодоовощную продукцию и наблюдаемого снижения цен на бензин, рост общего уровня потребительских цен в сентябре текущего года был достаточно существенным. Индекс потребительских цен увеличился на 0,8%. относительно августа 2008 года, а за период с начала года накопленная инфляция составила 10,6 процента.
                Приток иностранных  инвестиций в 2009 году.
    Все показатели в данном разделе взяты из мониторинга  Федеральной службы государственной статистики «Информация о социально-экономическом положении России - 2009год»
    Приток  иностранных инвестиций в РФ в 2009 году превысил 40 млрд долларов. Последствия мирового финансового кризиса сделали 2009 год сложным для отечественной экономики, и для зарубежных инвесторов. Тем не менее приток иностранных инвестиций в Россию не прекращался. Их общий объем в 2009 году, по предварительным оценкам, превысил 40 млрд долларов. За девять месяцев 2009 года объем иностранных инвестиций в РФ составил 35 млрд долларов.
    Приток  прямых иностранных инвестиций в  Россию в 2009 году сократился на 41%. В  связи с этим было принято решение о необходимости разработать меры, которые повысят инвестиционную привлекательность страны. Это касается ликвидации квот по найму иностранных специалистов, своевременного возвращения НДС, облегчения процедуры таможенного оформления для машиностроительных предприятий.
    По данным Конференции ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД), объем прямых иностранных инвестиций в экономику РФ по итогам 2009 года уменьшился на 41,1%. В среднем по миру этот показатель снизился на 38,7%. Лидером падения стала Великобритания, потерявшая 92,7% от объема иностранных инвестиций, зафиксированного в 2008 году. На 57% сократились вложения нерезидентов в экономику США. Приток зарубежных инвестиций в Китай, Индию и Бразилию в 2009 году уменьшился на 2,6%, 19% и 49,5% соответственно. 
 
 
 
 

Заключение 

    В настоящее  время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень не большим и явно не удовлетворяющим  потребности российской экономики.
    Рассмотрев  основные аспекты, связанные с иностранными инвестициями в России, я пришла к выводу, что привлечение иностранных  инвестиций должно идти рука об руку с  реформированием всей экономической системы. Очевидно, что для стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата. Основными направлениями государственной политики в качестве первоочередных представляются следующие: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса; ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленном на создание в стране цивилизованного рынка, снижение уровня инфляции, доработка налогового законодательства; мобилизация свободных средств предприятия и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции. Все это должно способствовать созданию в России благоприятного инвестиционного климата и притоку иностранного капитала. Сегодня становится очевидным, что иностранные инвестиции могут способствовать осуществлению долговременных стратегических целей формирования в России сильной цивилизованной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Информационное  обеспечение инновационного процесса
 
    ВВЕДЕНИЕ 
    В последнее  время к числу важнейших факторов развития экономики вполне обоснованно  стали относить инновационную деятельность, которая базируется на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом.
    Инновационная активность реального сектора отечественной  экономики крайне низка. По различным  оценкам, в России используются от 8 до 10% инновационных идей и проектов, в то время как в Японии -95, в  США - 62%. Только одно из 500 запатентованных  в России изобретений находит применение в промышленности. На долю России приходится более 10% всех ученых мира, но сегодня её доля на мировом рынке наукоемкой продукции не превышает 0,3% от его объема, хотя по оценке аналитиков, она могла бы составлять 10-12%.
    На расширение масштабов инновационной деятельности направлены основные положения Закона "Об инновационной деятельности", Разрабатываются Программы инновационного развития .Одним из базовых условий успешной реализации мероприятий, предусмотренных в этих документах, является их своевременное и в полном объеме информационное обеспечение.  Система информационного обеспечения инновационных процессов, должна состоять из взаимосвязанных секторов, по видам информации: для специалистов (научно-техническая, правовая, медицинская, архивная, экологическая), деловой и финансовой сфер (экономическая, социальная и политическая, массовая и потребительская).   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Информационное обеспечение 
    ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ — это информация, необходимая для управления экономическими процессами, содержащаяся в базах данных информационных систем.     
    Информация  есть предмет, средство и продукт  управленческого труда. Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность (и достоверность), своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации.
    Информация  является основой процесса управления, труд управляющего и состоит в  ее изучении и обработке. От уровня организации сбора, обработки и  передачи информации зависит эффективность управления.
    Управленческая  информация имеет  ряд особенностей:
    большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки;
    исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных производственных точек зрения и с учетом требований потребителей;
    исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время.
    Выполнить эти требования к управленческой информации способна лишь компьютерная техника с ее быстродействием  и большой емкостью памяти. Оптимальный  способ хранения производственной информации – создание баз и банков данных, т. е. функционально организованных массивов компьютерной информации, осуществляющих централизованное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. При этом способе создания и использования массивов информации, когда одна группа специалистов обрабатывает и вводит в банк данных информацию, а другие специалисты ее используют в различных производственных аспектах, обеспечивается интерактивный, т. е. активный с обеих сторон режим работы. Информационные базы данных обычно формируются путем объединения первичных статистических показателей деятельности предприятия в укрупненные файлы с необходимыми реквизитами. Базы данных постоянно обновляются в соответствии с ходом технологического процесса и с учетом требований потребителей информации, решающих большой комплекс информационно связанных управленческих задач.  
 

    2 Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций.
    Инновации становятся информационно насыщеннее, затрагивающими интересы большего числа звеньев внутренней и внешней среды. Инновационный процесс требует изменения принципов обмена стратегической информацией. Стратегическая информационная потребность участников инновационного процесса – формирование прогнозных служб технико-технологической и маркетинговой направленности  для создания информационных банков, аккумулирующих внутреннюю и мировую информацию о темпах и результатах НИОКР
    На стадии появления идеи об инновации большее  значение имеет внешняя информация. Источники такой информации находятся, как правило, вне предприятий. Для  инноваций типа "новая продукция", особенно в пищевой и легкой промышленности, источниками информации являются результаты маркетинговых исследований. Информация становится таким же товаром, как и сама продукция предприятий.  На стадии принятия решения об инновации роль информационной поддержки этого процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты и других качеств информации, используемой при принятии решения. На этой стадии внешняя информация об инновации должна быть увязана с внутренней. Желаемые параметры нововведения должны быть соизмерены с возможностями предприятия, его готовностью к инновации. Возможности предприятия - это его производственный потенциал, кадровый потенциал, положение на рынке, финансовое состояние и др.
    В материалах исследований имеются примеры инноваций, когда недостаток информации внешнего характера и трудности ее получения (Деталь) привели к принятию необоснованного  решения, так как не были учтены особенности  технологии литья для нового вида продукции. В результате от инновации пришлось отказаться. В связи с неполной информацией о нововведении в процессе разработки выявляются побочные эффекты, которые приводят к дополнительным затратам или к изменениям технологии (Огни). Можно привести и другие примеры.
    Внутренняя  информация, связанная с оценкой  собственных возможностей предприятий, на стадии принятия решения также  имеет большое значение. Предприятия, на которых внедрены компьютеризированные системы управления, в этом смысле оказываются в более выгодном положении. Действующие информационные технологии позволяют в короткий срок получить полную и достоверную информацию о состоянии производства, поставщиках, потребителях, наличии ресурсов и др. Из обследованных предприятий настоящая компьютеризация управления внедрена на немногих предприятиях. Ярким примером может служить "Полотно", где последовательно внедряется комплексная автоматизированная система. На большинстве предприятий автоматизированы отдельные функциональные области управления, то есть компьютеризация носит прикладной характер (от слова приложение - задача). Как правило, отдельные приложения информационно между собой не связаны, часто информация, поступающая из разных приложений, противоречива. Внутренняя информация служит для оценки затрат предприятия на инновации, источников и способов финансирования нововведения, расчетов сроков окупаемости и эффективности проектов.
    На стадии внедрения инноваций также возникают  проблемы с недостатком информации. Для технологических и технических инноваций при освоении новой техники и технологии возникает много проблем при наладке оборудования и доведением технологии. Как отмечается в некоторых случаях, раньше можно было съездить на другие предприятия, поделиться опытом, позаимствовать идеи, узнать технологические параметры, режимы обработки и т.п. Сейчас это стало практически невозможно, или вообще не пускают на предприятие, или "будут косо смотреть". В некоторых случаях привлекаются специалисты НИИ на договорной основе. Предприятия заинтересованы в распространении информации о своей продукции, возможностях производства. Для этого используются многие информационные каналы. Выпускается рекламная продукция (буклеты, каталоги и др.), даются рекламные объявления в газеты, журналы  на телевидении, в Интернете  размещают свою информацию. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.
    Обеспечение информационной поддержки инновационной  деятельности.
      Включает  в себя:
    · создание и пополнение банков данных научно-технических  результатов и потенциальных  возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;
    · осуществление  связи с удаленными информационными  центрами и базами данных, в том  числе зарубежными, с использованием украинских и иностранных телекоммуникационных систем;
    · обеспечение  доступа заинтересованных организаций  и лиц к информационным базам  данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной  деятельности;
    · поиск  и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;
    · создание и пополнение банков данных о потребительских  свойствах товаров ведущих фирм и т.п.
    В ходе разработки и реализации инновационных  проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих в их реализации, а также отдельным физические лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (научно-технической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной и др.).
    При этом необходимо обеспечить:
    возможности  для каждого из участников  инновационного процесса получать как общую, так и специальную  (соответствующую решаемым им задачам) информацию;
 
    
    возможность  наращивания сведений о научно-технической  разработке (создание и хранение  истории разработки начиная от  получения полезной идеи до  осуществления выпуска новой  продукции и сфер ее применения);
    обеспечение доступа к различным источникам информации, необходимым для принятия решения, а при ее отсутствии - к потенциальным контрагентам, которые могут располагать или подготовить данную информацию;
 
    
    наличие  сведений о потенциальных партнерах  по осуществлению инновационного процесса на всех этапах его осуществления в разрезе основных функций (от инновационного менеджмента до оказания содействия использованию новой продукции/услуги конечным потребителем);
    выполнение  некоторых “интеллектуальных”  функций.
 
    Последнее предполагает, что при отсутствии в базах данных объектов с параметрами, необходимых участнику инновационного процесса, выдавать не только отрицательный  ответ, но давать также:
    · перечни  объектов частично соответствующих  запросу (по отдельным параметрам или их сочетаниям);
    · разработки с близкими к запрашиваемым значениями параметров объектов;
    · адреса субъектов, которые могут осуществить  разработку подобных объектов.  

    3. Состав информации, которой должны быть обеспечены участники инновационного процесса
    Состав  внешней (не формируемой в рамках самого инновационного процесса) информации, которой должны быть обеспечены эти  участники инновационного процесса , определяется несколькими группами факторов.
    Во-первых, это типы задач, решаемых участниками  инновационного процесса. В составе задач, решаемых участниками инновационных процессов, могут быть многократно решаемые и разовые задачи. Информационная система должна быть способной непосредственно обеспечивать внешней информацией задачи, многократно (постоянно) решаемые участниками инновационных процессов и обращение к иным источникам информации для решения разовых (специальных) задач.
    Во-вторых, это характер вырабатываемых участниками  решений. Решаться могут как “рутинные”, присущие большинству инновационных процессов задачи, так и уникальные задачи. Для первого типа задач, как правило, отработаны процедуры принятия решений, определен перечень условий и состав параметров, необходимых для принятия соответствующих решений. Соответственно в рамках информационной системы для обеспечения решения данных задач могут формироваться и поддерживаться соответствующие базы данных и “прецедентов” решения подобных задач, создаваться алгоритмы и программные комплексы, формализующие процедуры получения необходимых данных.
    Для решения  второго типа задач могут быть использованы специальные методы, и  каждый раз требуется уникальный набор показателей, обеспечивающий принятие обоснованных решений.
    В-третьих, это зависимость информационных потребностей участников инновационного процесса от применяемых ими методов решения задач. У каждого из участников инновационного процесса на момент подготовки решений существует определенный набор доступных ему методов решения соответствующих задач, который определяется:
    · наличием готовых к практическому применению методик решения задач;
    · характеристиками, имеющихся у него программных продуктов и технических средств, позволяющих реализовать существующие методики решения задач;   
    · уровнем  его подготовки (квалификации);
    · временем, которое он может затратить (располагает) для получения решения поставленных задач;
    · требуемым  качеством получаемых решений (точное или приближенное решение задач).
    В-четвертых, это возможности участников самостоятельно создавать и поддерживать необходимые  им специальные базы данных. При создании отдельными участниками инновационного процесса таких баз данных информационная система может выполнять либо функции пополнения этих баз за счет предоставления имеющейся в ней информации (корректировка имеющихся данных, дополнение информационных массивов и т. п.), либо функции доступа к иным информационным системам, содержащим необходимые участникам инновационного процесса “внешние” данные.
    При этом в рамках системы в первую очередь  должны формироваться информационные массивы, позволяющие решать задачи нескольким различным участникам инновационного процесса.
    В условиях современной рыночной экономики, когда  информация является одним из важнейших  видов товаров, решение проблем  информационного обеспечения участников инновационного процесса во многом зависит от их финансовых возможностей.
    Для многих из них практически невозможно получение  полных массивов необходимой информации и самостоятельное осуществление  поиска нужных данных.
    Вместе  с тем, участникам инновационных  процессов необходимы сведения, имеющиеся в различных базах данных.
    Для стадии фундаментальных исследований это  базы данных о:
    · направлениях фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые  могут быть положены в основу прикладных разработок в определенных (заданных) областях (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные теоретические и прикладные результаты);
    · полученных в ходе фундаментальных исследований по конкретным их направлениям полезных идеях, моделях, эффектах и т.п. 

    Для стадии прикладных исследований и разработок это базы данных о:
    · направлениях поисковых и прикладных исследований, направленных на определение конкретных применений полученных полезных идей, моделей, эффектов (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные результаты);
    · разработках  по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы  новых товаров, их лабораторные модели или экспериментальные образцы (состояние  исследований, период их осуществления, участники, цели разработок и полученные результаты);
    · степени  защищенности проводимых исследований и разработок (закрытие сведений о  разработках, подача заявок на патенты, полученные патенты или иные документы  о праве на объекты интеллектуальной собственности). 

    Для стадии опытно-конструкторских работ это  базы данных о:
    · применяемых  схемно-компоновочных и иных конструктивных решениях;
    · материалах, деталях, узлах, комплектующих и  других компонентах, которые могут  быть использованы при производстве и применении новых товаров;
    · технологиях  производства товаров, аналогичных  или подобных новым товарам инновационного предприятия;
    · технических, экологических и иных условиях, которым  должны обладать производимые новые  товары и технологии (в т. ч. и находящиеся  в стадии разработки и обсуждения);
    · степени  защищенности имеющихся конструктивных и технологических решений и  правообладателях;
    · потенциальных  исполнителях конструкторско-технологических  разработок и иных потенциальных  участников инновационных процессов.
    · появляющихся на рынках новых продуктах, услугах, технологиях (а также готовящихся  к производству в предстоящие  периоды), возможностях (каналах) их получения  и сервисе;
    · возможных  источниках и условиях финансирования применения новых товаров;
    · схемах финансирования для предприятий, осуществляющих применение новых товаров.
    Следует отметить, что часть данных этих баз фактически используется не только на указанной стадии, но также и  на других стадиях инновационного процесса, поскольку в отношении одних  и тех же объектов на разных стадиях могут приниматься предварительные, промежуточные и окончательные решения.
    Выходом из положения, когда невозможно прямое получение полного объема необходимой  информации значительной частью участников инновационного процесса, является разделение информационного пространства на два уровня:
    - общая  информация о направлениях исследований, научно-технических разработках,  потенциальных партнерах по инновационной  деятельности и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.