На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие  и нормативно-правовое регулирование  нелегальной ми-    грации……………………………………………………………………………….5
  §1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5
  §2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9
  §3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-
ции………………………………………………………………………………….11
        а) Международные договоры………………………………………………..11
        б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12
      в) Федеральное законодательство…………………………………………..13
Глава 2. Нелегальная  миграция в России………………………………………..15
  §1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15
  §2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19
         а) Административное выдворение…………………………………………22
         б) Депортация………………………………………………………………..23
  §3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...30
Библиография……………………………………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Актуальность  темы. В последнее время о проблеме нелегальной миграции можно услышать все чаще. При переходе к социально ориентированной эконо-мике, в погоне за потенциальным электоратом власти развитых стран стали закрывать свой рынок труда для иностранцев. Возрождаются националисти-ческие лозунги. В этой среде, да еще на фоне огромной пропасти между разви-тыми и развивающимися странами, легальные миграционные потоки все чаще превращаются в нелегальные. В нашей стране явление нелегальной миграции подтолкнул распад СССР и образование СНГ с “прозрачными” границами между странами. Нормативно-правовые акты устарели, и потребовалось совер-шенно новое законодательство, чтобы остаться “на плаву”.
   Регулирование процессов миграции и борьба с  нелегалами – важная задача каждого  государства. Европейские страны уже  обожглись на либеральном от-ношении к привлечению рабочей силы из стран третьего мира и ужесточают иммиграционную политику. И в России исследователи не раз указывали на уг-розу со стороны нелегальных мигрантов при нашем демографическом спаде и нестабильной экономике. Чтобы победить врага – надо его знать. И если у РФ хватит сил перевести незаконную миграцию в законную и поставить ее на службу интересам экономики и народа - это даст большой потенциал для раз-вития гражданского общества и правового государства.
   Цели  и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
   — определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;
   — выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;
   — рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;
   — выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
   Методологическая  база исследования. При написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализирова-лось законодательство о нелегальной миграции, проблемы и предпосылки это-го явления. На основе формально-юридического метода были даны общее оп-ределение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использо-вался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей процесса. Широко применялся статистический метод, приведено большое количество статистической информации. Частично в данной работе отражен
метод социологического опроса общественного мнения.
     В ходе написания работы применялись и иные методы исследования.
   Структура работы представляет собой две главы. В первой главе дается определение нелегальной миграции, выявляются ее причины, оценивается закрепление данной категории в международных актах и российском законо-дательстве, выявляются сходства и различия. Во второй главе дается общий анализ российской нелегальной иммиграции, выявляются предпосылки и про-блематика этого явления, разбираются действующие административные и уго-ловно-правовые меры борьбы с незаконными мигрантами, указываются недо-статки российского законодательства и правоприменительной практики в этой сфере, а также дается анализ существующего на данный момент положения в стране.
   Степень исследованности  темы. С недавних пор ученые и практики всерь-ез занялись проблемой нелегальной миграции в Россию. Они выявляли недора-ботки и противоречия законодательства и предлагали свои пути решения дан-ной проблемы. Например, В.Г. Громов проанализировал факторы, влияющие на миграционные процессы в России, В.А.Орешкин дал оценку ситуации в стране в настоящее время, С.Ягодин выявил недостатки современного россий-ского миграционного законодательства и обрисовал, какие именно правовые акты необходимы. Мнения этих и других авторов будут представлены в курсо-вой работе.
   Широко  в работе используются и правовые акты, начиная с международных  и кончая подзаконными. Они помогают обнаружить статику и динамику неле-гальных миграционных процессов, увидеть недостатки и положительные мо-менты нашего иммиграционного законодательства и более полно охватить за-трагиваемую проблему.
   Практические  данные были получены у начальников паспортно-визовых служб Вологодской и Архангельской областей, а также в результате общения с работниками данных правоприменительных органов. Там же была получена и статистика по нелегальной миграции. Она позволяет сравнить теоретическое и реальное положение дел в данной сфере. 
   Практическое  значение работы. В современных условиях нелегальная миграция становится реальной угрозой для народов и государств. Многие страны, прежде всего развитые, всерьез заняты проблемой нелегалов, и выде-ляют на решение этой проблемы немалые силы и средства. Наша же страна пока с большим скрипом двигается в этом направлении. Нет четкой Концеп-ции миграционной политики, законодательство в этой сфере довольно проти-воречиво, правоохранительные органы действуют не совсем эффективно.
   В данной работе сделана попытка показать полный обзор глубинных при-чин  и предпосылок возникновения  нелегальной миграции в Россию, выявить  недочеты и “белые пятна” нашего законодательства в этой области, показать возможные  пути решения данной проблемы.
   Возможно, выводы, полученные в ходе написания  данной курсовой, помо-гут лучше  понять поднятую проблему, осознать ее важное значение для нашей страны и выбрать наиболее оптимальный  путь для ее разрешения.
Глава I. Понятие и нормативно-правовое регулирование
нелегальной миграции
§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной  миграции
    
      Миграция - неотъемлемая характеристика образа жизни современного об-щества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире раз-витие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствую-щей модели международной миграции выражается в огромном размахе неле-гальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миг-рации вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечива-ет функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономи-ческого порядка.
     Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение да-но в Большой Советской Энциклопедии1. Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: “Миграция населения – пере-мещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переме-ной места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев”2.
     Развитие интеграции в современном мире резко усиливает миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими из-менениями, произошедшими за последнее десятилетие.
   Происходящие  миграционные процессы как в мире, так и в России неодно-родны. В этой связи в юридической литературе делались попытки классифици-ровать миграцию по тем или иным родовым признакам. Наиболее полная и объективная классификация, на мой взгляд, дается Л.В.Андриченко и В.О.Еле-онским3. Исходя из определения основных направлений миграционных пото-ков, они различают миграцию по причинам (добровольная, вынужденная и принудительная), по типу (внешняя и внутренняя), по временным критериям (возвратная и безвозвратная). Также они выделяют индивидуальную, семей-ную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.
   Наиболее  тяжелые как для личности, так и для общества, государства по-следствия, по мнению указанных авторов, несет вынужденная миграция. Так же, как и добровольная, она может иметь различные характеристики. Вынуж-денная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные

1 См.: Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т.16. / Под ред. А.М.Прохорова. - 3-е изд. – М., 1974. – С. 208.
2 Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. – М., 1985. – С. 254.
3 См.: Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодатель-
ства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2003. - №4. – С. 3.
переселенцы), возвратной и безвозвратной, легальной и нелегальной и т.д.
В данной работе я бы хотел поговорить о миграции нелегальной.
     Нелегальная миграция по определению не может быть количественно точно отражена на официальном уровне. Например, по статистическим данным МОТ 2000 года, нелегальная миграция в Россию составляет от 700 тысяч до 1.2 млн. человек. Это число включает трудящихся мигрантов, а также лиц без граждан-ства1. По экспертным оценкам Федеральной миграционной службы МВД РФ,
Госкомстата, пограничной  и налоговой служб, на настоящий момент в стране
проживает от 3 до 10 млн. мигрантов2, прежде всего из республик СНГ, Китая,
Вьетнама, КНДР, Афганистана, африканских государств, и число их постоянно растет. По этому показателю (количеству нелегальных  мигрантов) наша страна занимает второе место в мире (после США). Анализ миграционных процессов в РФ за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незакон-ной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представ-ляют и угрозу национальной безопасности государства (например, угроза  рос-сийскому Дальнему Востоку со стороны китайских иммигрантов).
     Во всем мире помимо количественного роста незаконной миграции (с уче-том невозможности получить точные данные количество экономически актив-ных лиц, вовлеченных в процесс незаконной миграции, оценивается от 25 до 40 миллионов) наблюдается также изменение самой природы этого процесса. Нелегальная миграция не только превращается в хорошо организованную ком-мерческую деятельность на международном уровне, но и с недавнего времени зачастую соседствует с другими видами международной организованной прес-тупности (торговля наркотиками, оружием, “живым товаром”)3.     
     По мнению Андриановой М.А., выработка “сбалансированной политики для повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией, с одной сто-
роны, и в то же время для недопущения нарушения  основных прав трудящихся
-мигрантов - с другой, - один из актуальных  вопросов, требующих всесторон-
него изучения. Сам вопрос признания незаконных мигрантов носителями ка-
ких бы то ни было прав до сих пор не поднимался. Изучение опыта, наработан-
ного в рамках международных организаций, а также  в зарубежном законода-тельстве, может  оказать серьезную помощь в формировании позиции России по основным вопросам регулирования внешней трудовой миграции (в том чис-ле нелегальной)”4.
     Кто же такие “трудящиеся-мигранты” и что означает термин “нелегальный мигрант”?
     До настоящего времени не существует юридически устоявшихся понятий “мигрант” и “трудящийся-мигрант”. В действующих правовых актах России употребляется только термин “иностранцы”, “беженцы”, ”перемещенные ли-

1 Улучшение методов миграционной статистики в Центральной и Восточной Европе // Издание Бюро МОТ в Москве. – М., 2000. - С. 33.
2 См.: Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и междуна-родные отношения. – 2004. - №3. – С. 77.
3 См.: Travailleurs - migrants. – BIT, Geneve, 1999. - P. 115.
4 Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию // Юрист. – 2002. - №7. – С. 54. 

ца”. Российская Федерация вступила в третье тысячелетие, не имея обоснован-ной государственной  миграционной политики и соответствующей  правовой базы. Вопрос на уровне страны остается неурегулированным.
     В различных международных документах, как на универсальном, так и на региональном уровне приводится несколько определений трудящегося-ми-гранта. Принятая в 1990 году ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей1 определяет термин “трудящий-
ся-мигрант” следующим  образом: “это лицо, которое будет  заниматься, зани-
мается или  занималось оплачиваемой деятельностью  в государстве, граждани-ном которого он или она не является”.
     Статья 11 Конвенции МОТ №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения2 гласит: “В целях применения настоящего раздела Конвенции термин “трудя-щийся-мигрант” означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта”.
     В ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и соци-
альной защиты трудящихся-мигрантов3 под “трудящимся-мигрантом (или ра-
ботником)” понимается “лицо, постоянно проживающее на территории Сторо-ны выезда, которое  на законном основании занимается оплачиваемой деятель-ностью в Стороне трудоустройства”.
     В российской же науке трудящимся-мигрантом называют “любое лицо, ко-торое в иностранном государстве занято законной экономической деятель-
ностью или  работает за вознаграждение”4. Но, на мой взгляд, последнее опре-
деление несколько  заужено.
    В ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции”5 предлагается определение “иностранного работника”: “иностранный ра-ботник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Феде-рации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность”. Определение, предлагаемое в законе, представляет собой своеобразное толко-вание понятия “трудящийся-мигрант”, однако так же, как и приведенные ранее примеры, сужает понятие иностранного работника до легально занятого ми-гранта, что в сочетании с отсутствием определения нелегального мигранта ве-дет к появлению группы людей с неопределенным статусом.
     По моему мнению, определение, данное в Конвенции ООН 1990 года, пред-ставляется наиболее адекватным. Аналогичный вывод можно сделать исходя из анализа текста Рекомендации №100 о защите трудящихся-мигрантов в сла-

1 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г. //
Советский журнал международного права. – 1991. - №3 - 4. –  С. 136.
2 Конвенция Международной организации труда от 24.06.1975 г. №143  “О злоупотреблениях в области ми-грации и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения” // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. -  С. 195.
3 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №47. – Ст.5299.
4 Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть: В 2 т. Т. 2. – М.: БЕК, 2000. - С. 608.
5 Федеральный закон от 25 июля  2002 г. № 115-ФЗ “О правовом  положении иностранных граждан в Россий-
 ской Федерации” // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
боразвитых странах  и территориях1, который предлагает распространять тер-      
мин “трудящийся-мигрант” одинаково как на трудящегося, уже  поступившего на работу, так и на трудящегося, который ищет работу или  который собирается начать работу, о которой он уже договорился, независимо от того, принял ли он просто предложение поступить на работу или заключил трудовой договор. Этот термин означает также любого трудящегося, возвращающегося временно
или окончательно во время или после периода  работы (в российских источни-
ках подобных уточнений не встречается).
     Чтобы исключить возможность искажения смысла Конвенции, существует
понятие “нелегальная миграция”. Важно заметить, что предусматриваются  в Конвенции не только меры по пресечению нелегальной миграции, но и меры минимальной защиты мигрантов, находящихся или получивших работу без
законных на то оснований на территории государства  иного, чем государство их гражданства.
    Анализируя документы, регулирующие миграцию, выработанные в рамках МОТ, стоит отметить, что сфера их применения определяется, главным обра-зом, полномочиями, признаваемыми за организацией, которые состоят в защи-те прав и свобод трудящихся. Другими словами, данные акты прежде всего от- 
носятся к работникам-мигрантам, в противопоставление к мигрантам  вообще.
Положения конвенций  и рекомендаций применяются к  беженцам и переме-щенным лицам лишь постольку, поскольку они будут  вовлечены в трудовые отношения  вне страны их постоянного места  жительства. Стоит подчеркнуть, что  Конвенция регулирует трудовую миграцию международного характера и не относится к миграции в пределах одного государства. По смыслу части II Конвенции №143, термин "трудящийся-мигрант" включает всякое лицо, до-пускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта.
     Таким образом, нелегальная трудовая миграция не регулируется данными
нормами, однако часть I Конвенции №143 и ряд положений  иных документов
специально посвящены  пресечению незаконной миграции.
     Теперь рассмотрим, что же такое “нелегальная миграция”.
     Термин “незаконный мигрант” определяется национальным законодатель-ством, регулирующим миграцию, поэтому в разных странах в эту категорию могут попадать различные группы мигрантов. Но в нашем законодательстве, как уже упоминалось, вообще нет понятия “незаконный мигрант”. Определе-ние “незаконный мигрант” прописано лишь в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией2, подписанном
6 марта 1998 года  в Москве. Соглашение определяет  незаконных мигрантов как “граждан  третьих государств и лиц без гражданства, нарушивших правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории Сторон, а также граждан Сторон, нарушивших правила пребывания на территории од-ной из Сторон, установленные ее национальным законодательством”. На мой

1 Рекомендации Международной организации труда от 22.06.1955 г. №100 “О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях” // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конферен-цией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1124 - 1137.
2 Соглашение о сотрудничестве стран – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998 г.  //  Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1998. – № 1. – С. 83.
взгляд, данное определение довольно конкретно, и  с ним следует согласиться. Но, как видно, это понятие действует  уже на межгосударственном уровне.
     Существует еще одно законное определение понятия “нелегальный ми-грант”. Оно прописано, правда, довольно расплывчато, в факультативном Про-
токоле против незаконного ввоза мигрантов  по суше, морю и воздуху1. Пункт а ст. 3 этого документа определяет “незаконный ввоз мигрантов” как обеспече-ние, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или
иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо Государство -
- участник любого лица, которое не является его гражданином или не прожива-ет постоянно на его территории. Т.е. данный документ определяет нелегально-го мигранта довольно конституционально, приравнивая к ним всех неграждан. Это служит подтверждением того, насколько важно урегулировать данный во-прос в собственном законодательстве.
     Таким образом, нелегальная, в т.ч. трудовая, миграция на сегодняшний день представляет собой очень актуальную проблему, т.к. ее масштабы постоянно увеличиваются. В то же время трудно говорить о сотрудничестве в противо-стоянии этому явлению, хотя бы потому, что в международном праве не су-ществует четкой формулировки понятия “нелегальный мигрант”. Говоря о нелегальных мигрантах, в данной работе я буду подразумевать нелегальное
проникновение на территорию страны, нарушение правил пребывания и неле-
гальный выезд. 

§2. Причины нелегальной миграции
    
     В последнее время происходит постепенная трансформация характера ми-грации: из рефлекторной, вызванной конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюцион-ную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами. Среди них выделяются, например, экономические причины, отсутствие перспектив тру-доустройства, обнищание населения, дискриминационный характер законода-тельства по отношению к отдельным категориям лиц, несоблюдение прав че-ловека и др.
     Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прош-лом государства – Союза ССР, вопросы миграции населения являются осо-бенно актуальными. Строительство новых межгосударственных отношений как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этни-ческой, политической и экономической основе, резкий переход к политике “открытых дверей” при одновременном снижении пограничного и иммиграци-онного контроля – эти и другие факторы сделали российскую территорию до-статочно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.   
     Также следует учитывать, что, несмотря на многочисленные пессимисти-ческие оценки, наша страна остается, в своем регионе, экономически довольно

1 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15.11.2000 г. (не опубликован).
сильной и после  распада Советского Союза стала  более притягательной для на-
родов других республик, входивших в состав СССР. Обладая  суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспе-чить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существования. В сравнении с этими государствами, в которых произошел развал крупных промышленных пред-приятий (особенно в высокотехнологичных отраслях) и, как следствие, эконо-мики, Российская Федерация смогла обеспечить своим гражданам более проч-ное экономическое положение и более высокий уровень жизни. Например, в 2002 г. среднемесячная заработная плата (при расчете по обменным курсам) в Азербайджане равнялась 64.8 долл., в Армении – 46.1 долл., в Молдавии 50.2 долл., в Украине – 70.5 долл., в России – 141.2 долл.1 Сделать это наша страна смогла за счет развития в результате экономических реформ на рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности и т.д. Обратной стороной медали как раз и стал огромный поток мигрантов, в том числе нелегальных, которые, пользуясь слабостью российского законода-тельства,“прозрачностью” наших границ и некомпетентностью правоохрани-тельных органов, “хлынули в нашу страну и затопили ее”. В нашей стране, как впрочем и в других, уже сформировались отрасли труда, в которых работают практически только гастарбайтеры. Это происходит из-за нехватки рабочих отдельных профессий и специальностей, а также из-за нежелания местного на-селения выполнять предлагаемую работу (при довольно высоком уровне без-работицы в стране). Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Например, по оценкам экспертов, субъек-ты РФ нуждаются примерно в 1 млн. рабочих ежегодно, т.к. местные жители не хотят работать дорожными строителями, каменщиками, разнорабочими, во-дителями общественного транспорта и т.д. В 2001 году в Россию прибыло око-ло 500 тыс. мигрантов, в 2002 году – около 700 тыс., а в 2003 году – только 230 тысяч. Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе за столь короткий промежуток времени так резко снизиться не могла, следова- тельно, ряды рабочих были наверняка пополнены за счет нелегальных мигран-тов2.
     Не следует сбрасывать со счетов и теневую экономику, включая и ее крими-нальную составляющую, которая предъявляет все возрастающий спрос на не-законных мигрантов (например, подпольные швейные мастерские из китай-ских нелегалов).
     Другая группа причин включает недостатки законодательства и правопри-менительной практики. Например, во многих европейских странах процедура получения разрешения на работу является очень тяжелой и длится много меся-цев. Если речь идет, например, о сезонной работе, для мигранта она вообще теряет смысл. В России для получения разрешения на легальное трудоустрой-

1 См.: Содружество независимых государств в 2002 году. – М., 2003. – С.134.
2 Телепрограмма “Времена” на ОРТ. – 1 февраля 2004 г.
ство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десят-ков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д1. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов.
     Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в нашей стране сло-жилась благоприятная ситуация для нелегальной миграции. Не только эконо-мические, но в большой степени и политические причины, а также внутренняя ситуация в стране “подпитывают” нелегальную миграцию. Только после лик-видации данных причин мы сможем контролировать миграционные потоки в Россию. 

§3. Международное и  российское законодательство о нелегальной  миграции 

   Передача  МВД РФ функций Министерства по делам  федераций, националь-
ной и миграционной политики РФ совпала с определением новых подходов к
миграционной  политике. Вместе с тем ее концепция  дорабатывается неоправ-данно долго, не определены новые ориентиры борьбы с миграцией, в том чис-ле нелегальной. Следует учитывать, что миграционная политика в РФ в насто-ящее время проводится в достаточно узком коридоре возможностей, обуслов-ленном рядом ограничений. Основные из них – экономические, значительно сужающие “социальную” составляющую миграционной политики и ограниче-ния, вытекающие из интересов обеспечения национальной безопасности госу-дарства.
   Все это  потребовало выработки адекватного  законодательства, направлен-ного на преодоление  негативных последствий миграционных процессов. Раз-работка такого законодательства преследует еще одну важную цель, которая заключается в создании условий для беспрепятственной реализации прав ми-грантов, установлении соответствия их международным стандартам и взятым Российской Федерацией на себя обязательствам в этой сфере, вытекающим из действующих на ее территории международных актов.
  В настоящее  время государственное регулирование  процессами миграции (в том числе  нелегальной) осуществляется на основе:
  1. Международных  договоров, участником которых  является Россия;
  2. Международных  договоров, соглашений и других видов обязательств РФ в рамках СНГ;
  3. Федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов.
  а) Международные договоры
  Россия  за последние десять лет стала  участником большинства междуна-родных актов в той или иной степени  затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.
  В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ “общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются сос-тавной частью ее правовой системы.” 

1 Приказ Управления по делам миграции ГУВД МО от 26 марта 2003 г. №12 “Об организации работы по прие-му заявительских материалов и оформлению разрешений на работу иностранных граждан” (Приложение №2).
     В нее входит, например, Всеобщая декларация прав человека, Международ-ная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их се-мей, Конвенции МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспече-нии трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения и т.д. Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав незаконных мигрантов, открывают им возможности для легализации и вступления в граж-данское общество с условием выполнения предъявленных к ним условий. Без таких документов не обойтись, т.к. бороться с нелегальной миграцией исклю-чительно силовыми методами невозможно.
     Напротив, к актам непосредственного противодействия нелегальной мигра-ции можно отнести, например, Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года1 и два факультативных протокола к ней: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, мо-
рю и воздуху, непосредственно касающийся незаконного  ввоза, въезда и пре-
бывания мигрантов  на территории Государства-участника, и Протокол о пре-дупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.2 И Конвенция, и Протоколы были подписаны Президентом РФ 12 декабря 2000 г. и позднее ратифицированы3 Федеральным Собранием Российской Федерации.
     Итак, как видно, наша страна постепенно координирует свои действия по борьбе с нелегалами с иностранными государствами. Появляются первые рост-ки сотрудничества, хотя говорить о крупных успехах в этой области пока рано-вато. Что же, будем надеяться, что все еще впереди.
б) Обязательства РФ в рамках СНГ
   В целях  создания единого для государств СНГ правового поля Главами го-сударств Содружества в 1994 г. было подписано  Соглашение о сотрудничестве в области  трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов. Позже, в 1998 г. – Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией, в котором дается определение незаконного мигранта и разрабатываются основные направления деятельности в этой сфере.
   В 2003 г. Высший Государственный Совет Союзного государства России и Республики Беларусь утвердил Концепцию социального развития Союзного государства до 2005 года4. В ней прописаны приоритетные направления поли-тики Союзного государства, в том числе установление единых социально-тру-довых гарантий трудящимся-мигрантам и членам их семей - гражданам обоих государств с одновременной разработкой мер противодействия нелегальной

1 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. (не опубликована)
2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (не опублик.)
3 Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. №26-ФЗ “О ратификации Конвенции ООН против транснациональ-ной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по су-ше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее” // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №18. – Ст. 1684.
4 Постановление №3 Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20.01.2003г. "О Концепции социального развития Союзного государства до 2005 года" // Документы, принятые на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. – 2003. - №1. - С. 57 - 91. 

миграции из других стран. Для последнего создается  единый банк данных на нелегалов и  координируются усилия для более  эффективного противодействия 
незаконным мигрантам.
     Также следует отметить, что до выхода из Соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участ-ников1 (т.е. до декабря 2000 г.) Россия заключила со всеми странами СНГ мно-госторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках
граждан. Введены  ограничения на передвижение только с Туркменистаном и Грузией.
     Особый интерес сейчас вызывает Федеральный закон “О ратификации Про- токола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Россий-ской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года”2, внесенный Прави-тельством РФ. Документ предусматривает освобождение на взаимной основе
от регистрации  по месту пребывания граждан государства одной стороны, вре-менно пребывающих на территории государства другой стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда. Этот, доволь-но неожиданный акт, принес украинцам регистрационную выгоду, поставив их в России в особо привилегированное положение.
     И т.к. решение о ратификации было принято депутатами единогласно, мож-но утверждать, что они явно не рассчитывали на “помаранчевую” революцию.
    Итак, сотрудничество с СНГ существует, хотя все чаще раздаются высказы-вания о том, что содружество изжило себя и его пора менять на иное объедине-ние, возможно и без РФ. Будем надеяться, что пока этого не произойдет, и в рамках СНГ продолжится общая борьба с нелегалами.
   в) Федеральное законодательство
   В работе уже отмечалось, что в настоящий  момент в нашей стране не су-ществует четкого и эффективного законодательства в области регулирования нелегальной  миграции, хотя, безусловно, решительные  шаги в этом направле-нии уже принимаются (например, ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”). Нужно отметить, что законодательство в области регулирова-ния миграционных отношений вообще первоначально развивалось достаточно
хаотично. Причины  этого носили во многом объективный характер и были
обусловлены необходимостью принятия срочных мер на законодательном
уровне в силу специфики проблемы (массовое перемещение  населения в стра-
ну из государств - бывших республик СССР; социальная напряженность, имев-
шая место в Северо-Кавказском регионе; изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.). В этот период (начало 90-х годов) действовал Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР”3 и Закон РФ “О граж-

1 Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников от 9 окт. 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 10.
2 Федеральный закон  от 18 ноября 2004 г.  № 140-ФЗ “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 года” // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 47. – Ст. 4571.
  3 Закон СССР от 24 июня 1981 г. №5152-Х “О правовом положении иностранных граждан в СССР” // Ведо-мости ВС СССР. – 1981. - №26. – Ст. 836.
данстве Российской Федерации”1. К сожалению, они не в полной мере обеспе-чивали ни интересы государства, ни права отдельных нелегалов, и не смогли остановить поток незаконных иммигрантов в нашу страну.
     Принимались также отдельные акты подзаконного уровня, например, Указ Президента РФ “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы”2. Но и они были малоэффективны.
     В настоящее время ситуация в определенной степени меняется, что выража-ется прежде всего в имеющем место обновлении законодательства. Так, в 1996 году был принят ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”3. В 2002 году вступили в силу ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”4 и ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. На последний закон возлагались особенно большие надежды, но в свете последних событий многие ученые, в частности Ю.Г.Звягин, В.А.Орешкин и др., отмечают его недоработанность, “несоответствие сегодняшним реалиям”. Это подтверждается вносимыми в Закон изменениями, направленными на уже-
сточение иммиграционного  контроля, на снижение потока нелегальных  ми-
грантов. Недоработки  Закона объясняются, в первую очередь, его молниенос-
ным принятием. Важнейший для страны закон был  рассмотрен в авральный срок, все  три чтения прошли всего за две  недели (6-21 июня), поправки практи-чески  не вносились, несмотря на протесты депутатов (О.В.Шеин). Проект был подготовлен в недрах Правительства РФ и Администрации Президента РФ, в его рассмотрении, по словам председателя Комитета Госдумы по государ-ственному строительству В.В. Гребенникова, “участвовала межведомственная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства при Президенте РФ, т.е. Виктор Иванов – высший авторитет в этой области, плюс практики из МВД РФ, научные кадры и многие, многие другие”.
     Заметим: к чему тут еще обсуждать то же самое с депутатами!
   И вот  теперь исправляем собственные ошибки.
     Параллельно с законами разработано несколько правовых Положений: “О миграционной карте”, “О миграционной квоте”, “О трудовой миграционной пошлине”; Указом Президента утверждено Положение о Федеральной мигра-ционной службе5; продуктивно работает МВД РФ, издавая Приказы в области противодействия нелегальной миграции (например, Приказ МВД РФ “Об орга-низации деятельности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства”6). Но все это подзаконные ак-

1 Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 “О гражданстве Российской Федерации” // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - №6. – Ст. 243.
2 Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г.  №2146 “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабо-чей силы” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. - №51.- Ст.4934.
3 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114 -ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №34. – Ст.4029.
4 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” // Собрание законода-тельства РФ. - 2002. - №22. – Ст.2031.
5 Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. №928 “Вопросы Федеральной миграционной службы” // Российская газета. – 2004. – 21 июля.
6 Приказ МВД РФ от 26 августа 2004 г. №533 “Об организации деятельности органов внутренних дел и Феде-ральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностран-
ных граждан  или лиц без гражданства” // Российская газета. - 2004. – 2 октября.
ты, и они не должны подменять собой законы.
     Подводя итог, можно сказать, что России в настоящее время просто необхо-димо определиться с тем, какой миграционной политики она будет придержи-ваться в ближайшие несколько лет, и закрепить, по возможности более кон-кретно, свою позицию на законодательном уровне. Ведь важно не только пере-крыть границу для нелегалов, но и попытаться использовать их на благо нашей страны, экономики и всего народа. Ведь, цитируя С.В.Соболеву1, “миграция, грамотно регулируемая государством, ничего, кроме пользы, нашей стране принести не может”. 

Глава II. Нелегальная миграция в России
§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России
(проблемы  и предпосылки)
    
     В науке различают три составляющие нелегальной миграции: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальную занятость.  
     Под нелегальным въездом понимается незаконное проникновение на тер-риторию страны иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществля-емое с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или не-

действительными документами. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с дей-
ствующими правилами  использования труда иностранных  работников. Неле-гальный выезд - нарушение порядка пересечения границы при выезде из
страны. Различают  также нелегальную иммиграцию - нелегальный въезд ино-странцев в страну, и нелегальную эмиграцию - нелегальный выезд из страны с целью переселения в другую.  
     Кто же такие нелегальные мигранты? Что ими движет?  
     Нелегальные мигранты представляют собой не очень широкий спектр лю-дей. По большей части, это молодые люди 20-34 лет. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших горо-дов (около 25%), мигрантов из села мало (не более 15%)2.  
     В намереньях мигрантов можно выделить две основные стратегии:  
   1. Остаться в стране прибытия на постоянное место жительство, попытаться легализоваться в ней.  
   2. Оставаться в стране короткий или средний по продолжительности период

времени с целью  заработка.
     Около 90% потоков незаконной миграции в Россию идет из стран СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:  
а) на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-мон-гольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воз-душные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;  
б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, гра-


1 Соболева С.В. Иностранные мигранты на российском рынке труда // Эко. – 2003. - №1. – С. 77.
2 Там же. – С. 68-70.
ница с государствами  Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и  Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию  идет через границу с Казахстаном.  
     Основные источники нелегалов - бывшие советские республики, среди ко-

торых лидируют Украина и Азербайджан. Страны исхода дальневосточной не-
легальной миграции - Бангладеш, Шри-Ланка, Индия, и особенно Китай и
Вьетнам.
     В.Г.Громов в своей работе “Факторы, влияющие на миграцию в России”1 попытался выделить основные предпосылки для миграции в РФ, в том числе и нелегальной. К ним он относит следующие:  
  1. Затянувшийся  процесс разгосударствления промышленных  предприятий, “заказные” банкротства  и недобросовестная приватизация, приведшие к кризи-су в промышленности и дефолту 1998 года.
2. Провалы в  сельском хозяйстве и обеспечении  населения с/х продукцией, породившие  огромное количество маломощных  фермерских хозяйств, не спо-собных  обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важней-ших продуктов – хлеба, мяса, птицы. Вопросы подъема урожайности, произво-дительности труда решаются с помощью гастарбайтеров – корейцев, китайцев
и т.д., и уровень  нелегалов среди них составляет приблизительно 8-10%.
    3. Криминализация экономики: до 40-45% внутреннего валового продукта
приходится на теневую экономику, а примерно половина от этого – на неза-конную деятельность.
  4. Политическая нестабильность в стране, включающая и грязные техноло-гии в борьбе за власть, лоббирование криминальных интересов, коррумпирова-нность государственных чиновников, и фактическое замещение в регионах, от-раслях, различных структурах реального влияния легитимных государствен-ных и иных политических органов и должностных лиц влиянием лидеров кри-минальной среды с шантажом и устранением неугодных.
  5. Возникновение  существенных перекосов в представлении  функций и за-дач, стоящих перед  правоохранительной системой. Автором приводится ряд аргументов: высокий уровень латентной преступности; рост количества нару-шений законности со стороны сотрудников ОВД; снижение уровня раскрывае-мости зарегистрированных преступлений; недоверие населения к ОВД и пра-воохранительной системе в целом и т.д. По данным социологического фонда “Общественное мнение”, лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% уверены, что сегодняшнее состояние этих органов представляет для них угрозу. Только 23% опрошенных считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранитель-ных структур.2
  6. Невиданный  размах организованной и транснациональной  преступности, оказывающей существенное  влияние практически на все  сферы жизни общест-ва.
    
1 Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. – 2004. - №12. – С. 36-38.
2 См.: Степанков И. Милицейский произвол в зеркале социолога // Российская газета. – 2003. - 15 октября.
Существуют и  другие предпосылки, но они менее  значительны.
   Таким образом, можно сделать вывод  о том, что для решения такой  пробле-мы, как нелегальная миграция, требуется приложить немало усилий и со сто-роны государства, и со стороны  населения. Это касается, в том  числе, и повы-шения уровня правосознания в стране, и выработки новой общегосударствен-ной цели, т.к. выдвигаемые нашим руководством глобальные задачи типа “построение правового государства” и “удвоение ВВП” не разрешают пробле-мы, поскольку готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.
   Теперь  хотелось бы поговорить о негативных сторонах такого явления, как нелегальная  миграция.
   Во-первых, это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения за-падной валюты с последующим ее переводом на родину. Так, по словам главы Федеральной миграционной службы Андрея Черненко, в 2002 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4.5 млн.1 Заместитель руководителя администрации президента Вик-тор Иванов по этому поводу приводит следующие данные. Государство полу-чает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 рублей нало-говых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из РФ мигрантами не-которых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их нацио-нальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) заня-то в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачи-ваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов2.
     Во-вторых, это формирование “иноземных” этнических анклавов в регио-нах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы Рос-сии – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам. Уже возникает опасность для наших границ и безопасности всего государства. Вот, например, что гово-рит об этом заместитель начальника Управления мониторинга миграционных процессов администрации Краснодарского края Е.С.Иванченко: “В силу уни-кальных природно-климатических условий Краснодарский край всегда был привлекателен для мигрантов. В течение последних десяти лет миграция стала носить обвальный характер и составила свыше миллиона человек. То есть каж-дый пятый житель края – мигрант…
     Миграция носит многонациональный характер. В крае за счет нее произо-шел интенсивный рост практически всех этнических групп. Большинство из них пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной гра- ницы. Здесь образуются компактные поселения этнических мигрантов, что

1 См.: Экономика и жизнь. – 2002. - №39. – С. 59.
2 См.: Эксперт. – 2002. - 27 авг. – С. 29. 
приводит к  нарушению исторически сложившегося этнодемографического ба-ланса…
   По  периметру Краснодарского края проходит более полутора тысяч кило-метров государственной границы. Здесь  находятся незамерзающие порты, единственный выход России к теплым морям. Наш регион – территория, с ко-торой, как свидетельствует история государства российского, неоднократно исходила угроза безопасности страны, поэтому он должен быть надежным стратегическим пространством, от стабильности которого во многом зависит безопасность России на ее южных рубежах”.1
   В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утя-желяет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и не-гласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям
нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать  недвижимость, землю и т.п.
     В-четвертых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и кри-минального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каж-
дого россиянина, и т.д. Список можно продолжать и  продолжать.
   Нельзя  сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы расширяются  официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны (а наши власти хотят комплектовать Вооруженные силы контрактниками из СНГ с последующим, по окончании службы, предоставлением им российского гражданства!). Нако-нец,тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссий-ски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближ-него Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного тер-роризма против РФ (добавлю, что, по данным Федеральной службы по контро-лю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, размещение военных баз США в среднеазиатских республиках не стало преградой для нар-котрафика в нашу страну). Плюс следует учесть, что закавказские и среднеази-атские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Пакис-таном, Ираном, Китаем и в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества этот режим по сути автоматически распространяется и на Россию
   И, наконец, особая проблема, имеющая тревожные перспективы обостре-ния, - неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Ки-тая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные “чай-на-тауны” возникли практически во всех крупных городах России.
     Соседство Китая с его более чем миллиардным населением, бурно развива-ющейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и при- 

1 Звягин Ю.Г. Становление миграционной политики России // Журнал российского права. - 2003.- №4. - С.119.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.