На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Вятский Государственный  Гуманитарный Университет.
Юридический факультет. 
 
 

                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Реферат по учебной дисциплине
«Особенности расследования некоторых категорий уголовных дел» 
 

Тема: Особенности расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
 
 
 
 
                      студент 6 курса ОЗО отделения
                      Тучков  Александр Николаевич 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Преподаватель: Губерман О. В. 
 
 
 
 

Киров 2009. 
 
 

ПЛАН. 

Введение.
_ I. Обстоятельства совершения транспортных преступлений.
1. Причины ДТП, краткая характеристика.
2.  Механизм ДТП.
_ II. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от  исходных следственных ситуаций.  
1. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций.
2. Типичные следственные ситуации.                                      
_ III. Первоначальный этап расследования.   
1. Неотложные следственные действия на первоначальном этапе. 
2. Проведение осмотра. 
3. Проведение допроса.                
_ IV. Последующий этап расследования.
1. Дальнейшие следственные действия.
2. Экспертизы по делам о ДТП.
Заключение.
    Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Обеспечение транспортной безопасности остается для  Российской Федерации весьма актуальной проблемой.
    К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся  нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
    Значительный  рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству. 

      Обстоятельства  совершения транспортных преступлений.
 
    Причины ДТП, краткая характеристика.
 
    Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) это нарушение  нормальной работы транспорта при его  передвижении по дорогам, повлекшее  различные вредные последствия. В зависимости от последствий  различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
    В число наиболее распространенных видов  ДТП входят:
    1) наезд транспортного средства  на пешехода, велосипедиста, животное;
    2) столкновение транспортных средств  между собой;
    3) опрокидывание транспортных средств;
    4) наезд транспортного средства  на препятствие. Случается и  такая разновидность ДТП, как  выпадение пассажиров из транспортного  средства.
    По  причинам возникновения ДТП можно  подразделить на происшествия:
    1) возникшие по вине водителей,  управляющих транспортом в состоянии  алкогольного или наркотического  опьянения, при сильном утомлении,  несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;
    2) возникшие по причине неправильных  действий пешеходов: неожиданное  появление на дороге из-за препятствия  (например, стоящего на остановке  автобуса или троллейбуса, автомобиля  у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного  средства, движущегося в попутном  или встречном направлении; непредсказуемое  поведение (пешеход, явно пережидавший  проезд автомашины, вдруг кинулся  ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
    3) происшедшие в результате нарушений,  допускаемых лицами, ответственными  за техническое состояние и  эксплуатацию транспортных средств  (нарушение правил технического  обслуживания и выпуск на линию  неисправного транспорта), а также  вследствие нереагирования дорожного  надзора на состояние дорожного  полотна, плохой организации регулирования  уличного движения. 

    Механизм  ДТП.
 
    Практика  показывает, что в подавляющем  большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.
    Несмотря  на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что  зачастую они результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и  пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем  и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь  данных причин.
    Выяснить  криминалистически значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых  преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель автомобиль дорога окружающая среда". Механизм это система временных, динамических и иных связей отдельных  этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих  объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет  определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут  способствовать установлению объективной  истины по делу.
    В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.
    Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного  движения должны немедленно принимать  все меры для предотвращения ДТП  или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.
    Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения  транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и  пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке  дороги. Когда в происшествии участвуют  десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.
    Необходимо  учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим  состоянием транспортных средств, личностными  свойствами участников. При этом между  ними имеются обратные связи, поэтому  механизм происшествия формируется  под воздействием всех названных  факторов.
    Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.
    В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно  установить механизм и причины произошедшего  ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность  для очевидцев и участников происшествия, а как следствие кратковременность  его восприятия. В результате объем  воспринятой информации бывает весьма незначителен.
    На  характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также  неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная  освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние  стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления  всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.
    Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные  за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в  форме преступной самонадеянности  или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том  числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.
    ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия. 
 

II. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. 

    Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости  от исходных следственных ситуаций.
 
    Поводами  для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.
    В большинстве случаев уголовные  дела о ДТП возбуждают следователи  органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования  подлежат установлению следующие обстоятельства:
    1. Каков характер ДТП было это  преступление, несчастный случай  или действие непреодолимой силы?
    2. Где и когда произошло ДТП,  какова его обстановка: тип и  состояние дорожного покрытия, ширина  проезжей части, обзорность, видимость,  метеорологические условия и  др.
    3. Кто виноват в случившемся?
    4. Есть ли причинно-следственная  связь между нарушениями правил  безопасности движения и эксплуатации  транспорта и наступившими последствиями?
    5. Каков механизм ДТП?
    6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)?
    7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного?
    8. Кто конкретно виноват в совершении  преступных нарушений правил  безопасности движения и эксплуатации  транспорта?
    Следователь должен установить и такие специфические  обстоятельства, как квалификация и  стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к  административной или уголовной  ответственности за нарушения правил дорожного движения.
    Содержание  исходных следственных ситуаций зависит  от очевидности или неочевидности  ДТП, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и  предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного и  др.
    Анализ  следственной практики позволяет назвать  такие исходные следственные ситуации:
    1) водитель, автомобиль и потерпевший  находятся на месте происшествия;
    2) водитель скрылся, оставив на  месте происшествия автомобиль  и потерпевшего;
    3) водитель скрылся, оставив на  месте происшествия потерпевшего;
    4) водитель скрылся с места происшествия  и увез потерпевшего.
    В первом случае обстановка на месте  происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:
    а) происшествие стало результатом  нарушения правил дорожного движения водителем;
    б) причина происшествия грубое нарушение правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.);
    в) происшествие результат выпуска  в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным  за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы);
    г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.
    Во  втором и третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в  первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места  ДТП (эта ситуация характерна для  серьезных вредных последствий  или совершения ДТП в состоянии  алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты  и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.
    Если  обстановка на месте происшествия сознательно  изменена его участниками (четвертый  случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение  обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено  уничтожение материальных следов, указывающих  на виновность кого-либо из участников происшествия. 

    Типичные  следственные ситуации.
 
    Наиболее  типична первая ситуация, когда потерпевшим  причиняются легкие или средней  тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование  водителя, назначение судебно-медицинской  экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований.
    Вторая  следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением  потерпевшему тяжких телесных повреждений  или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев  и других осведомленных лиц, назначить  судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего  и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
    Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений  средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются  и допрашиваются очевидцы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя.
    При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в  осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений  органам дознания произвести оперативно-розыскные  мероприятия. При обнаружении трупа  потерпевшего назначается судебно-медицинская  экспертиза, а при обнаружении  автомобиля криминалистические экспертизы.
    При третьей и четвертой ситуациях  исключительно важное значение имеет  розыск скрывшегося водителя и автомобиля, которым он управлял. Прежде всего о случившемся должны быть немедленно информированы отдел ГИБДД и соседние территориальные органы милиции. В результате будут перекрыты возможные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, организовано преследование по "горячим следам".
    Производится  обследование автопредприятий и  автосервисов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаружения  искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и водителя обычно отправляется от следов и других исходных данных, выявленных на месте ДТП, марки и  типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах  или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания  очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возможности местной прессы, радио, телевидения, привлекать представителей общественности.
    В результате предпринятых мер исходная следственная ситуация становится более  простой, если водитель и транспортное средство установлены; либо остается прежней, если этого сделать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом случае включает допросы водителя, потерпевшего и других осведомленных лиц, проведение следственных экспериментов, назначение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз.
    При втором варианте развития событий следователю  необходимо всячески стимулировать  оперативно-розыскные мероприятия  по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществляемые работниками ГИБДД и других служб  милиции. 

III. Первоначальный этап расследования. 

    Неотложные  следственные действия на первоначальном этапе.
 
    Деятельность  по расследованию ДТП не может  быть целенаправленной и эффективной, если она не будет спланирована и  организована. На основании первоначально  полученных фактических данных составляется план расследования, в котором с  учетом выдвинутых версий отражается последовательная система следственных действий и оперативно-розыскных  мер, направленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транспортного средства.
    В плане первоначального этапа  расследования нужно предусмотреть  соответствующие следственные осмотры; установление личности виновного; выявление  очевидцев и иных свидетелей, их допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; назначение и проведение необходимых  экспертиз.
    К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте  ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых  у водителя, медицинское освидетельствование  водителя и потерпевшего (для определения  состояния алкогольного или наркотического опьянения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев  и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания (если личность погибшего не известна). При необходимости могут быть назначены другие экспертизы (автотехническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и др.
    Осмотр  места происшествия почти всегда предшествует другим следственным действиям  и является одним из основных способов собирания доказательств по делам  данной категории. В любую погоду и любое время суток выезд  на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо  ДТП чаще случаются на дорогах  с интенсивным движением, нередко  при неблагоприятных метеорологических  условиях (дождь, снег, туман, гололед  и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро изменяется. Нужно учитывать  также, что несвоевременным прибытием  следователя на место происшествия может воспользоваться виновный водитель транспорта для уничтожения  следов происшествия, повреждения узлов  автомобиля, чтобы потом заявить  о его внезапном выходе из строя. 

    Проведение  осмотра.
 
    Осмотр  места ДТП. Когда поступает сообщение  о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смерти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений  и значительного материального  ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в  составе следователя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП  со смертельным исходом, а также  происшествиях с участием иностранцев  осмотр всегда проводит следователь.
    Следует учитывать определенную специфику  осмотра места происшествия по делам  данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее  освободить проезжую часть дороги для  обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно  отметить места нахождения трупа, транспортного  средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.
    Важным  обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются дорожные условия. Поэтому необходимо определить качество дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они имеют протяженность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут быть обнаружены следы торможения, капли масла, тосола, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы лакокрасочного покрытия и т.п.
    Определенные  особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д. Далее изучается расположение транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части, элементам дороги (обочине, разделительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.).
    Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется  увеличивать как в сторону движения автомобиля, так и в противоположную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств относительно элементов проезжей части и ее границы.
    Поскольку определение скорости движения автомобиля нередко имеет для расследования  решающее значение, нужно очень ответственно отнестись к выяснению длины  и характера тормозного пути. Эти  параметры с учетом свойств дорожного  покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изношенности протектора, состояния  тормозов, а иногда и силы ветра  важны для установления скорости движения в момент, предшествующий торможению. Для определения скорости используются: специальные таблицы  и формулы, предложенные специалистами-автотехниками, а также производство следственного  эксперимента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.