Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бюджетный дефицит, методы его покрытия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
                                                                       Стр.
Введение            3
1.Роль бюджета в общественном воспроизводстве    5
2. Понятие бюджетного дефицита         11
3. Методы покрытия бюджетного дефицита     16
Заключение          20
Список используемых источников       21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     17 июля 1998 года впервые в истории новой России был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил устройство бюджетной системы страны и принципы ее организации в его современном виде. Там же дано и законодательное определение бюджета - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
     Как экономическая категория государственный  бюджет – это более широкая  категория, он выражает систему экономических  отношений между государством, предприятиями  и населением по поводу распределения  и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
     Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
   - носит  ярко выраженный балансовый характер;
   - формирование  и использование бюджета базируется  на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
    Бюджет, являясь частью финансов, характеризуется  теми же чертами, которые присущи  финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
    государственный бюджет является особой экономической формой отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
    с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, (реже — национального богатства) между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
    пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
    область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
 
 
 


    Роль бюджета  в общественном воспроизводстве
     Как уже отмечалось выше одно из основных назначений Государственного бюджета – это создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач. И здесь необходимо отметить, что это тончайший инструмент, можно сказать камертон который в умелых руках сможет задать ту или иную тональность общественно-политической жизни, ее экономического содержания. 
     Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
     Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
     Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием  национального дохода страны и его  перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1) образование  и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную  стоимость, платежи в социальные  внебюджетные фонды);
2) организация  налогов; 
3) финансирование  отраслей народного хозяйства;
4) формирование  и использование общественных  фондов потребления, страховых и резервных фондов.
     Во  всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета  государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возложенных на них функций.
     Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.
Бюджет выполняет  следующие задачи:
а) перераспределение национального дохода;
б) государственное регулирование и стимулирование экономики;
в) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
г) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
а) Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
     Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие  одновременно и непрерывно стадии:
1) образование  доходов бюджета; 
2) использование  бюджетных средств (расходы бюджета).
б) В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
     Доходы  бюджета - это экономические отношения  между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
     В процессе образования доходов бюджета  происходит императивное изъятие в  пользу государства части национального  дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с  предприятиями и населением.
     Бюджет  активно участвует в распределении  прибыли предприятий и хозяйственных  организаций. Существует известная  зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.
     Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.
     Путем централизации в бюджете части  финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
в) Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.
     Путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.
     Огромную  роль играет поддержка за счет бюджета  реализации важных общественно-политических проектов поднимающих престиж нашей страны на международной арене (в частности можно отметить проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году, проведение Зимней Олимпиады в 2014 году и другие проекты).
     Необходимо  отметить привлечение средств из бюджета  к реализации серьезных инфраструктурных проектов, что стимулирует привлечение инвестиций и дает возможность создавать материальные объекты длительного использования, что создает поступательное движение для развития нашей экономики.
     Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения  национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т. е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.
     Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
     Все это позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально  размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
     Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное  регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в  широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение  необходимыми источниками доходов  региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.
Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный  бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.
     Средства, мобилизуемые через государственный  бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).
     Основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и другие вопросы.
     Бюджет  составляется на основе народнохозяйственного  плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.
г) И наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране. 
 

 


    Понятие бюджетного дефицита
     Как уже отмечалось ранее, одна из черт, которая характеризует Государственный бюджет – это его ярко выраженный балансовый характер, т.е. превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Как правило, он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом. Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.
    Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.
    По  природе своего происхождения различают циклический и структурный бюджетный дефицит.
    Циклический дефицит — результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики.
    Структурный дефицит — это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.
    В качестве критерия разграничения циклической  и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом “вменяется” циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета, и наоборот.
    В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.
    Активный  дефицит обусловлен финансовой политикой  государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
    Пассивный дефицит вызывается сокращением  государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
    Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно  воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются сокращение расходов, денежная эмиссия, включающая кредитные деньги, государственные заимствования.
    Сокращение  расходной части бюджета связано  с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т. д.
    По  степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания  дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.
    По  продолжительности бюджетный дефицит  можно подразделить на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его существования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.
     В отличие от хронического, временный  дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления, так как в его основе лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин. Задача органов власти заключается в недопущении трансформации временного дефицита в хронический путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.
     Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. Это относится в большей степени к хроническому дефициту, чем к временному. Такой дефицит бюджета называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, а за счет других источников (например, реализации государственной собственности и государственных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации экономики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного дефицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется непереложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитного финансирования, которые бы не обременяли жизнь будущих поколений.
      Наличие бюджетного дефицита не считается однозначно отрицательным показателем дел в экономике, но при условии нахождения его в количественно допустимых границах. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.
       Также можно называть и использовать  в качестве ориентира получивший международное признание опыт Германии в обеспечении инвестиционной ориентации бюджетной системы, за счет соблюдения так называемого «золотого правила». Согласно этому правилу (кстати, оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренную в бюджете. Это говорит о том, что заемные средства должны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на инвестиционные цели (создание будущей доходной базы бюджетов), что, как уже отмечалось, снижает и негативные последствия государственных заимствований для будущих поколений.
      В настоящее время в Российской Федерации предельные размеры дефицита бюджета ограничены законодательно. В бюджетном кодексе РФ указаны нормативные документы, устанавливающие ограничения на его размер для каждого уровня бюджета (таблица 1).
     В дальнейшем предполагается дифференцировать требования к предельному размеру дефицита бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также объему государственного долга в зависимости от уровня дотационности указанных бюджетов.
     По  бюджетному законодательству наличие  дефицита бюджета предполагает в обязательном порядке определения в законе(решении) о бюджете источников его финансирования.
                                                           Таблица 1
Показатель       Российская  Федерация Субъекты РФ Муниципальные образования
Документ, устанавливающий пределы 
     
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год Закон субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год Правовой акт  органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год
 
Размер  дефицита бюджета
 
Не может  превышать суммарный объем инвестиций и расходов на обслуживание долга
 
Не более 15% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета
 
Не более 10% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ
Предельный  размер долга Предельный  объем государственных внешних  заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ Не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
Предельный  объем расходов на обслуживание долга в текущем финансовом году Не установлен 15% объема  расходов бюджета
 
 
 
 
    Методы  покрытия бюджетного дефицита
     Методы  покрытия бюджетного дефицита делятся  на две крупные группы: за счет внешних источников и за счет внутренних источников.
     Классификация видов дефицита бюджета, анализ его  причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.
     В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).
     Внутренние  источники покрытия бюджетного дефицита имеют следующие формы:
кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в  валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;
бюджетные ссуды  и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;
поступления от продажи имущества, находящегося в  государственной собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным  запасам и резервам;
изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.
     К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
государственные займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 

кредиты правительства  иностранных государств, банков и  фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ.
     В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные  внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета.
     Управление  средствами финансового резерва  осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестоящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта РФ;
бюджетные ссуды  и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в  государственной собственности субъекта РФ;
изменение остатков средств на счетах по учету средств  бюджета субъекта РФ.
     Источниками финансирования дефицита местного бюджета  могут быть следующие внутренние источники:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска  муниципальных ценных бумаг от имени  муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные ссуды  и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.