На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство в аграрной сфере

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение .                                                                                                 стр.3 - 4                    

Глава  1. Сущность  аграрных  отношений.                                                      
            1.1. Сельское хозяйство  -  важнейшая   отрасль                                    народного  хозяйства.                                                                              стр.5 - 6
            1.2. Особенности  земли  как  средства    производства
 и  предмета  труда.                                                                                  стр.6 - 8                                                     
            1.3. Аграрные  отношения  как   составляющая  системы  экономических   отношений  общества.                                                стр.8 - 10 

Глава  2. Формы  хозяйствования  в  аграрном  секторе  Украины.
            2.1. Аграрные  реформы  в   Украине  в  20  веке.                     стр.11 - 14
            2.2. Формы  хозяйствования.                                                      стр.14 - 16
            2.3. Особенности  развития  сельскохозяйственного 
 производства.                                                                                          стр.17 - 18 
 

Глава  3. Агропромышленный  комплекс.
            3.1. Сущность  АПК.                                                                    стр.19 - 20
            3.2. Структура  АПК  в  Украине.                                               стр.20 - 22
            3.3. Государственная  политика  регулирования  и  
поддержки  сельскохозяйственного  производства  в  Украине.         стр.23 - 26  
 

Заключение.                                                                                              стр.27 - 28 
 

Литература.                                                                                               стр. 29  
 

Приложение.                                                                                             стр.30 - 31 
 
 
 
 
 
 

                              
 

                                             ВВЕДЕНИЕ 

    Целью  данной  курсовой  работы  является  изучение,  на  основе  теоретических  и  практических  материалов,  предпринимательства в аграрной  сфере,  обоснование механизма организации,  эффективного  функционирования  разных  форм  хозяйствования  и рыночных  отношений в аграрной  сфере. Одной  из  важнейших  составных  в  развитой   рыночной   экономике  является  предпринимательство.   
    Анализ  сельскохозяйственного  производства  свидетельствует,  что производственно  технологические  и  социальные  структуры  колхозов  могут  отвечать  требованьям  рыночной  экономики.  Им  присущ  высокий  потенциал  конкурентности,   а  со  стороны  экономического  содержания  они  требуют  кардинального  реформирования.  Главная  цель  реформирования –  создание  новых  форм  хозяйствования,  в  основе  которых  присутствует  частный  собственник  земли  и  имущества.
      Как  известно,  в  селе  реально  сосуществуют  несколько  форм  организации  производства,  которые  отличаются  формами  собственности  на  способы  производства  и  земельных  отношений.  Рядом  с  коллективными  сельскохозяйственными  предприятиями,  возникли  фермерские  хозяйства,  частно-арендные  коллективы,  увеличили  свои  приусадебные  хозяйства  колхозники  и  другие  жители  села.  Возникает   вопрос,   какая же  из  известных сегодня форм  организации сельскохозяйственного производства  станет  основой  агропромышленного производства?  Опыт  большинства стран мира  показал,  что именно  кооперативная идея  может противостоять хаосу.  Настоящие кооперативы действуют самостоятельно  в рыночной  среде,  и не  поддаются влиянию административных  государственных структур.
      За  время  рыночной  трансформации   сложились  основные  условия   для  формирования  аграрного   предпринимательства,  что  стало  основой  для  стабилизации  отечественной  экономики  и  её  дальнейшего  роста.  Но  в аграрной  сфере отечественной экономики прослеживается  разбалансированность,  отсутствие  надлежащего доверия населения к   предпринимательской  деятельности, что тормозит  развитие  новых форм  хозяйствования  и неблагоприятно  сказывается на  функционировании  аграрного сектора.
    Исследование  роли  предпринимательства  в  аграрной  сфере  определяет  необходимость  изучения  таких  вопросов:
    -  сельское  хозяйство  как  важнейшая  отрасль  народного  хозяйства;
    - обеспечение продуктами  питания в Украине;
    - история развития  сельского хозяйства;
    - земля  как  средство  производства  и  предмет  труда;
    - особенности  развития  сельскохозяйственного  производства;
    - влияние аграрных  отношений на  экономические отношения общества;
    -  формы  собственности  в   сельском  хозяйстве  Украины;
    -  преобразование отношений собственности;
    -  оценка  эффективной  деятельности  различных  форм  хозяйствования;
    -  структура  и  сущность  агропромышленного  комплекса.
    В  отечественной  экономической  науке  проблемы  формирования  предпринимательства  в  аграрной  сфере  исследованы  еще  не  достаточно.  В частности,  мало  исследовано  аграрное  предпринимательство  как  категория  экономической  науки,  не проанализировано  развитие  предпринимательства  в аграрной  сфере,  его роль  в функционировании  переходной  и в формировании  рыночной  экономики.  Чувствуется недостача опыта внедрения предпринимательских отношений в аграрном  секторе  стран,  которые  начали  экономические  преобразования  несколько  быстрее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  1. Сущность  аграрных  отношений. 
 

             1.1. Сельское хозяйство -  важнейшая отрасль           народного  хозяйства. 
 

    Аграрное  производство  относится  к  той  сфере  трудовой  деятельности,  которая  прямо  связана  с  производством  благ  и  жизненного  фонда,  что  и  определяет  ее  особую  роль  в  эволюции  человеческого  общества.  Аграрный  труд  –  исходное  и  определяющее  начало  всего  общественного  производства.  По  отношению  к  обществу  он  целиком  является  необходимым  трудом,  создающим  продукт,  удовлетворяющий  первичные   потребности.
    В  современном  аграрно-промышленном комплексе сосредоточено почти треть основных  производственных  фондов,  работает  четвертая часть населения,  занятого  в народном  хозяйстве,  производится  около 20%  валового  национального продукта  и треть национального дохода,  формируется 70%  розничного  товарооборота.
    Для большинства населения планеты сельское хозяйство остается наиболее важной отраслью народного хозяйства. Из 6 млрд. населения земного шара в слаборазвитых странах мира сегодня голодает около 1 млрд. чел. Проблема нормального обеспечения продуктами питания достаточно остро стоит для сотен миллионов людей в различных странах, в том числе и в Украине. Сельское хозяйство является важной сырьевой базой для пищевой и легкой промышленности. Кроме того, в этой отрасли происходит непосредственное взаимодействие человека с природой, от которого в значительной  мере зависят здоровье человека, его психологическое, нервное, эмоциональное состояние.
    Сельское  хозяйство  возникло  на  заре  человечества.  На  низших  стадиях  эволюции  общества  люди  добывали  себе  пищу  собирательством,  охотой,  рыболовством,  а  накапливать  ее  не  умели.  На  определенной  стадии эволюции  человечество  попало  в экологическую катастрофу,  которая чуть  не  уничтожила  его:  рост  численности  населения  превысил  воспроизводственные  возможности  его  естественной  пищевой  базы.
    Человечество  спасло  себя,  сумев  перейти  от  присваивающего  хозяйства  к  производящему.  Перейдя  от  собирательства  к  земледелию,  от  охоты  к  скотоводству  человечество  спасло  себя  от  голодной  смерти,  и положило  начало  эволюции  человека  как существа  социального.
      Наиболее быстрыми темпами  сельское  хозяйство  стало развиваться в последние два столетия. Если в середине XVIII в. в сельском хозяйстве на планете было занято около 80% совокупной рабочей силы,  то в конце XIX — начале XX в. в развитых странах мира  в этой отрасли трудилось уже около 40% населения, а примерно 35% — в промышленности. В конце 90-х годов XX в. в передовых странах мира в сельском хозяйстве было занято около 5% трудоспособного населения, а в США — только 1,5%. В Украине этот показатель составляет 17% населения. Резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве в развитых странах мира обусловлено значительным ростом производительности труда в этой отрасли, что позволяет меньшим количеством работников прокормить основную часть населения. Например, в США один занятый в сельском хозяйстве обеспечивает едой 139 жителей страны, а в Украине — только 12—13.
    Сельскому хозяйству Украины был нанесен  огромный ущерб во время насильственной коллективизации 1929—1932 гг., искусственного голодомора непродуманной аграрной политики во времена господства административно-командной системы, реформ 90-х гг. XX в. — начала XXI в. Вследствие этого самая богатая черноземом страна мира, которая, по оценкам специалистов, может прокормить не менее 250 млн. чел., не в состоянии пока обеспечить продовольствием собственное 50-миллионное население. При этом потенциал украинских черноземов используется приблизительно на треть.[ 17, с.352]. 
 

    1.2. Особенности земли как средства  производства  и предмета  труда. 
 

    К  особенностям  сельскохозяйственного  производства  принадлежит  исключительная  роль  земли  как  фактора  производства.  В  других  областях  (в  промышленности, на  транспорте)  земля  не  берет  непосредственного  участия  в  производстве  продукта.  Она  является  лишь  простором, на  котором  размещается  то  или  иное  производство.
    При  этом  следует  учитывать,  что  при  исполнении  функции  предмета  труда  земля  не  рассматривается  как  материальный  субстрат,  вещество  природы,  которому  в  процессе  труда  предстоит  изменить  лишь  фору.  В  роли  предмета  труда  она  выступает  на  подготовительных  стадиях  аграрного  производства,  когда  труд  направлен  на  то,  чтобы  подготовить  почву  к  исполнению  функции  средства  производства:  придании  почве  свойств,  необходимых  для  выращивания  растений,  подготовка  семян  к  посеву  и  высадка  их  в  почву,  уход  за  растениями  и  т.д.
    Следовательно,  с  одной  стороны  земля –  это  предмет  труда, а  с  другой  стороны – средство  производства, поскольку  плодородность  почвы  люди  используют  для  производства  необходимой  продукции.  В  отличии  от  других  средств  производства  земля  не  только  не  теряет  своих  полезных  свойств, но  и  при  правильном  использовании  она  постоянно  возобновляет  свое  плодородие,  более  того,  качественно  улучшается.
    На  сегодняшний  день  земельный  фонд  Украины  составляет  60,4 млн. га.  Значительная  часть  земельной  площади  (69,3%,  или  41,8 млн. га.)  -  это  сельскохозяйственные  угодья,  в  структуре  которых  80%  -  это пашня,  все остальное это многолетние насаждения 2,7%,  сенокосы  5,1%  и пастбища  11,4%. (рис.1.) 
 

      100  
      80  
      60      
      40    
      20    
          0        
           
 
                                    пашня           другие  с/х  угодья 
                                                                                                                                       
      Рис.1. Пашня в структуре сельскохозяйственных  угодий, %
        
      Земельные  ресурсы  Украины   характеризуются  высокими  биопродуктивными  особенностями.  С помощью   исследований  грунтового  слоя  установлено,  что  среднее  содержание  гумуса  в  пашне  составляет  3,2%  (124,8 т  на  1 га).  По  оценкам  ученых,  при  оптимальном  землепользовании,  и  определенном  уровне  землеобработки государство способно  прокормить  300  -  320 млн. человек.   [6, с.323].   
    Но  земельные  ресурсы  как  средство  производства  лимитированы  тем,  что  распределяются  на  различные  фонды  по  целевому  назначению:  земли  сельскохозяйственного  назначения;  земли  населенных  пунктов;  земли  промышленности,  транспорта,  связи  и  оборонного  пользования;  земли  природоохранного,  оздоровительного,  рекреационного  и  историко-культурного  назначения;  земли  лесного  фонда;  земли  водного  фонда;  земли  запаса.  Следует  помнить,  что ограниченность  земли в качестве  средства  производства  создает дополнительные  условия для возникновения монополии в сфере землевладения и землепользования.
      Владение  - это ещё не  полная  собственность.  Объекты собственности в отношениях  владения  фигурируют  не  как объекты непосредственного присвоения,  а как условия хозяйствования.  Землепользование  включает  два момента:  применение  земли как средства  производства  и присвоение  создаваемого  продукта.  Владение  и пользование составляют  то,  что необходимо  для хозяйствования  на  земле,  независимо  от  формы собственности на  землю.
    В  настоящее  время  собственность  на  землю  в  разных  странах  имеет  такие  формы  (рис.2). 

        ФОРМЫ  СОБСТВЕННОСТИ  НА   ЗЕМЛЮ
    
 
  Государственная      
       Муниципальная      (коммунальная)
   
          Частная
 
Рис.2.  Формы собственности на  землю
    Наличие  разных  форм  собственности  на  землю  является  основой  разнонаправленности сельского хозяйства.  Международная практика  показывает,  что  в  аграрном  секторе  эффективно  функционируют  разные  по  размерам  и  форм  собственности  виды  предприятий – мелкие, средние и большие,  созданные  на полной  собственности на  землю,  частичной собственности и аренды;  семейные  фермы,  сельскохозяйственные  кооперативы и кооперации.  Все они имеют одинаковые  права  в отношениях  с государством,  другими аграрными и несельскохозяйственными предприятиями и организациями. 
    В  Украине  в  результате  проведения  поэтапной земельной реформы происходили коренные,  необратимые преобразования  земельных отношений.  Одним из  главнейших является  преодоление монополии государственной собственности на  землю и введение  института частной собственности.  Согласно  с новым Земельным кодексом,  принятым  в октябре 2001 р.  Парламентом Украины,  субъектами  права собственности на  землю являются: 
    -   граждане  и юридические лица – на  земле частной собственности;
    -  органы  местного  самоуправления  – на  земле  коммунальной  собственности;
    -  государственные  органы –  на  земле  государственной   собственности.
    Реформирование  земельных  отношений  привело  к  существенным  социально-экономическим  изменениям  в  селе – создание  новых  разных  субъектов  хозяйствования  в  сельском  хозяйстве  и экономического  подспорья  для активизации их  деятельности.  [6, с.322], (приложение 1).
    Успех развития предпринимательства в аграрной сфере находится в тесной взаимосвязи с ходом земельной реформы в Украине, что определяется процессами реформирования земельных отношений, развитием отношений собственности на землю, становлением рынка земли, повышением эффективности государственного контроля за использованием земель, формированием системы кредитования сельскохозяйственных предприятий, совершенствованием правовой системы.   
 

    1.3. Аграрные  отношения   как  составляющая  системы  экономических    отношений   общества. 
 

    Специфика  сельскохозяйственного  производства  выражается  в  аграрных  отношениях. Слово  «аграрный» в  переводе  с  латинского  обозначает  «земельный».
    Аграрные  отношения – это составная экономических отношений,  которые возникают в сельском хозяйстве по  поводу  владения  и использования земли как главное средство  сельскохозяйственного производства,  а также производства,  распределения,  обмена  и потребления сельскохозяйственной  продукции и услуг. 
    Аграрные  отношения во многих странах Европы в XIX — начале XX в. характеризовались господством крупного землевладения. Так, в Англии в 70-х годах XIX в. 250 землевладельцам принадлежало больше половины всей земли.
    Значительное  распространение в этот период получило фермерское хозяйство. Например, в Англии во второй половине XIX в. в найме у фермеров, арендовавших землю у лендлордов, было около 1 млн. чел. В Германии в конце XIX в. 3 млн. хозяйств имели менее 2 га земли. Основная часть владельцев этой земли превратилась в наемных работников с наделом и арендаторов.
    Господствующей  формой аграрных отношений фермерское хозяйство было в США. В начале XX в. тут насчитывалось 5,8 млн. ферм, которые образовались преимущественно в результате выкупа земли у государства и крупных землевладельцев, а также ее аренды. Так 35% фермерских земель были арендованы, 25% отданы в залог страховым компаниям, а 40% были собственностью фермеров. 1 млн. фермерских хозяйств, или 17% их общего количества, развивались как капиталистические хозяйства, в них работало около 60% сельскохозяйственных рабочих, производивших свыше 50% всей продукции. Средняя площадь крупной фермы в 1910 г. составляла 2 тыс. га земли, малой — 1,5 га.
    В Украине на протяжении первой половины XIX в. в сельском хозяйстве господствовала панщинная система. Подавляющее большинство государственных крестьян в Восточной Украине имели наделы от 0,5 десятины на одну душу в Полтавской губернии, до 8,2 десятины — в Херсонской губернии. В Западной Украине минимальный надел составлял 3,9 десятины, а для обеспечения потребностей семьи и уплаты налогов необходимо было иметь не менее 5 десятин земли на одну ревизскую душу. Поэтому большинство крестьян Украины не могли обеспечить свой прожиточный минимум, и вынуждены были искать дополнительных заработков.
    В XX в. развитие аграрных отношений в капиталистических странах происходило преимущественно путем создания крупных капиталистических ферм, коллективных хозяйств, сокращения численности фермерских хозяйств, расширения арендных отношений. Так, в Англии традиционно сдается в аренду унаследованная еще со времен феодализма земельная собственность титулованной аристократии.[17, с.354].
    Но  земельные  отношения – это  лишь  одна  сторона  аграрных  отношений. Другая  сторона  связана  с  процессами  агропромышленной  интеграции, когда  развитие  продуктивных  сил  закономерно  ведет  к  переплетению  связей  по  горизонтали  и  вертикали, как  в  сельском  хозяйстве, так  и  между  сельским  хозяйством  и  взаимосвязанными  с  ним  отраслями. Это,  прежде  всего те  сферы производства  и те  предприятия, которые изготавливают для него  средства  производства  или перерабатывают  сельскохозяйственную  продукцию,  занимаются  ее хранением и реализацией. На этом  пути  постепенно  создается агропромышленный  комплекс,  который позволяет увеличить эффективность производства  конечной продукции,  стабильно  обеспечивает  население  продуктами  питания,  а  промышленность – сырьем.  Поэтому  аграрные  отношения  следует  рассматривать  как  аграрно-промышленные.
    Основными  в  системе  аграрных  отношений  выступают отношения собственности,  которые определяют  характер  всей  совокупности  экономических отношений.  В современной экономической литературе  аграрные  отношения рассматривают не  как земельные отношения,  а как экономические отношения.
      То  есть  аграрные  отношения – это  совокупность  экономических  отношений,  которые  возникают  между  владельцем  средств     производства  (в том числе и в лице  государства)  и общества  в целом,  сельскохозяйственными или промышленными арендными коллективами,  государственными  предприятиями,  отдельными  работниками и другими землепользователями  по  поводу  производства,  разделения,  обмена  и потребления созданного  в отраслях  агропромышленного комплекса продукта.[9, с.246].
    Субъектами  экономических  отношений  в  аграрном  секторе  являются (рис.3):
    - общество  в  целом  в   лице  государства;
    - сельскохозяйственные  предприятия;
    - индивидуальные  производители   сельскохозяйственной  продукции  (фермеры,  семейно-индивидуальные  хозяйства). 
 

       
             Субъекты  аграрных отношений     

 
 
 
 Государство     
  Сельскохозяйственные  предприятия, кооперативы, товарищества   Индивидуальные  производители(фермеры, семейно-индивидуальные  хозяйства
 
    Рис.3.    Субъекты  аграрных отношений. 

    Поэтому, аграрные  отношения  являются  составной  частью  общей  системы  экономических  отношений  в  обществе. 
 
 
 
 
 
 

Глава  2. Формы  хозяйствования  в  аграрном  секторе 
      

              2.1. Аграрные  реформы   в  Украине   в  20  веке. 
 

    В СССР эволюционный (поступательный) путь развития аграрных отношений прервала насильственная коллективизация, результатом которой стало массовое создание колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства были ликвидированы, а наиболее трудоспособная и наиболее активная (потому и более зажиточная) часть крестьян попала в разряд кулаков и была репрессирована.
    В ходе коллективизации происходило  насильственное обобществление средств  труда, скота и т. п. Не желая вступать в колхозы, крестьяне массово  вырезали скот. Поэтому количество лошадей с 1929 по 1935 г. сократилось с 32,6 млн. до 14,9 млн., примерно в два раза уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, остановился рост валовой продукции сельского хозяйства.
    В последующие десятилетия большинство  колхозов и совхозов были убыточными. В них утверждалось внеэкономическое принуждение к труду, возрождались феодальные методы эксплуатации, на фоне искусственного навязывания двух форм собственности — коллективной и государственной — происходило волюнтаристское вытеснение других форм собственности, прежде всего частной. Численность убыточных хозяйств значительно сократилась лишь в 60—80-е годы.
    В действительности же коллективная форма  собственности в сельском хозяйстве была квазиколлективной, огосударствленной, управление ею осуществлялось административно-командными методами. В течение нескольких десятилетий через механизм «ножниц цен» (завышенных на товары промышленности и заниженных на сельскохозяйственную продукцию) весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта изымались из села. Вследствие такого грабежа крестьян росло отчуждение сельскохозяйственных работников от земли и других средств производства, утрачивались стимулы к труду. Кроме того, проводилась политика ускоренного уменьшения колхозов и увеличения количества совхозов.
    После распада СССР перед независимыми государствами встал вопрос о  радикальной перестройке аграрных отношений.
    За  годы экономического кризиса сельское хозяйство Украины, как и других стран, бывшего СССР и Восточной Европы, понесло значительный ущерб. Украина по объему производства многих видов сельскохозяйственной продукции оказалась отброшенной почти на 40 лет назад.
    Главная причина аграрного кризиса в  Украине — отсутствие рациональной аграрной политики и нарушение закона стоимости в сельском хозяйстве. Это означает отсутствие паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и на промышленные товары для аграрного производства. Во многих развитых странах мира существует такая форма государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, как паритетные цены. В  Украине  в  1998 – 1999 гг. сельскохозяйственные предприятия  вследствие  диспаритета цен потеряли  более 95 млрд.  грн. Чтобы купить трактор «Т – 150К» в 1990 г. Необходимо было продать 57 т пшеницы, в 1998 г. – 364 т пшеницы, комбайн «Нива» - соответственно 45 и 1300 т. Кроме того, из каждой заработанной гривны государство в форме  налогов  изымает 87 коп.[17, с.356].
    Еще  одной  важной  причиной  аграрного  кризиса  в  Украине  явилось  снижение  спроса  на  сельскохозяйственную  продукцию  вследствие  либерализации  цен,  что  привело  к  их  чрезмерному  росту.  Аграрный кризис обусловлен и потерей значительной части внутреннего рынка сбыта, энергетическим кризисом, нерациональной политикой государства в аграрном секторе, технической и экономической отсталостью перерабатывающей промышленности и др.  Все вышеизложенное и обусловливает необходимость проведения в Украине радикальных аграрных реформ.
    Аграрные  реформы — это процесс трансформации экономических отношений, прежде всего отношений собственности, в сельском хозяйстве. Поскольку составляющими экономических отношений являются технико-экономические, организационно-экономические отношения и отношения экономической собственности, то материальной основой аграрной реформы выступают в первую очередь изменения в технологическом способе производства: внедрение новой техники, культуры земледелия, новых форм организации производства и труда и т. д.
    В условиях НТР радикальные преобразования в технологическом способе производства в сельском хозяйстве возможны на пути интенсивного развития биотехнологии, в частности генной и клеточной инженерии, которая создает условия для развертывания «биологической», «биотехнологической» революции. Так, с помощью генной инженерии создаются новые организмы с наперед заданными свойствами, изменяются наследственные качества сельскохозяйственных растений и животных.
    Чтобы не отставать от развитых стран мира в этой сфере, Украина должна значительно оживить работу в области селекции и осеменения.
    Важным  направлением аграрных реформ является преобразование экономической и юридической собственности в селе, следствием которого станут изменения социальной структуры.
    Трансформация экономической собственности требует, прежде всего, смены ее субъектов. Это предусматривает разгосударствление и приватизацию земельной собственности, возрождение частной собственности и утверждение реального плюрализма различных форм собственности. Что касается преобразований колхозно-совхозной системы, то проведение аграрной реформы предполагает наделение колхозников и работников совхозов земельными паями и приходящейся им долей основных средств производства, создание агрофирм, добровольных сельских союзов, кооперацию и другие меры.
    В Украине целью аграрной реформы  являются устранение государственной  монополии на землю, формирование рачительного хозяина земли, оптимальное использование различных форм собственности — государственной, коллективной и частной.
    Аграрные  реформы в сфере экономической  собственности предусматривают  реформу ценообразования, налогообложения, рентных платежей, заработной платы, т. е. всей совокупности отношений собственности во всех сферах общественного воспроизводства.
    Аграрные  реформы в сфере  юридической собственности означают изменения в землевладении, землепользовании и землераспоряжении. Проведение земельной реформы в Украине в этой сфере предусматривает:
      - признание права собственности на землю и имущество каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия;
      - создание возможности формирования из распаеванных предприятий частной собственности на имущество;
      - утверждение права распоряжаться землями, переданными в коллективную собственность, и предоставление земельных участков членам коллектива, которые пожелали выйти из коллективного сельскохозяйственного предприятия;
    - упрощение процедуры передачи земельных участков в коллективную собственность в постоянное пользование.
    Аграрные  реформы в сфере организационно-экономических отношений предусматривают качественное улучшение управления сельскохозяйственными предприятиями, изучение и использование передового опыта и т. п.
    Одним  из первых  законов, принятых в  Украине  по  аграрным  вопросам,  был  Закон  «О  крестьянских  хозяйствах»  от  20  декабря  1991 г. Кроме  разрешения  на  вечное  наследственное  право  на  индивидуальное  хозяйство,  этот  закон  допускал  частную  собственность  на  участок  земли  после  шестилетнего  срока  с  момента  его  занятия. Закон «О  формах  собственности  на  землю», введенный  с  30  января  1992 г., установил  частную  и  коллективную  формы  собственности  в  Украине  на  равных  правах  с  государственной,  не  конкретизировав  вопрос  о  сельскохозяйственных  и  других  землях (под строениями,  предприятиями  и  т.д.)  и  не разрешив  куплю-продажу земли.
    Земельный  кодекс  от  13  марта  1992 г.  разъяснил  и  расширил  положение  Закона  «О  крестьянских  хозяйствах». Он  разрешил  частным  собственникам  сдавать  в  аренду  свою  землю  для  целей  сельскохозяйственного  производства  на  срок  до  трех  лет.
    Согласно  Закона  Украины  от 5 мая  1993 г. для ведения  крестьянского (фермерского)  и  личного  подсобного  хозяйства,  садоводства,  строительства  и  обслуживания  жилых строений  и  удовлетворения других  потребностей,  предусмотренных  законом    гражданам  предоставляется  земля  в  вечное  наследственное  владение.
    Согласно  Закону  Украины « О  плате  за  землю»  плата  взимается  в  виде  земельного  налога  или  арендной  платы,  которые  определяются  в  зависимости  от  качества  и  местоположения  земельного  участка,  исходя  из  кадастровой оценки  земель.
    В  результате завершения первых  двух  этапов  земельной реформы почти все  хозяйства  страны  получили государственные акты  на  право коллективной  собственности  на  землю.  Соответствующие  государственные  структуры согласно Указу Президента Украины «О порядке  паевания  земель,  переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям  и  организациям» от  8  августа  1995 г. провели  паевание  земель  и  имущества  с  выдачей  земельных  и  имущественных  сертификатов.[10 c.352].
    Если  на 1 января 1990 г. в аграрном секторе  не было ни одного фермерского хозяйства, то в 2000 г. их насчитывалось 37,6 тыс. Кроме того, 11 млн. семей имели приусадебные участки, общая площадь которых составляла 3,7 млн. га (3,3 млн. пашни). В собственность негосударственных сельскохозяйственных предприятий было передано 29,5 млн. га земли. В целом, вместо колхозов и совхозов на начало 2001 г. было создано 14,9 новых агроформирований, сертификаты на земельный пай получили 6,5 млн. человек, 5,6 млн. крестьян сдали свои паи в аренду.[15, №12].
    Однако  фермерские хозяйства работали хуже, чем колхозы и совхозы. В 1998 г. они произвели около 2% общего объема сельскохозяйственной продукции (без  учета продукции, произведенной на приусадебных участках).
    Более высокую эффективность частные  хозяйства в Украине показывают только при выращивании отдельных видов сельскохозяйственных растений.  В то же время неэффективным оказалось расширение личных подсобных хозяйств. Так, площадь этой категории хозяйств возросла в 2,5 раза, а объем сельскохозяйственной продукции лишь на 15%. Поэтому обнадеживающим является создание на начало 2001 г. в Украине на базе колхозов и совхозов преимущественно коллективных хозяйств: около 7 тыс. хозяйственных (акционерных обществ), 3,5 тыс. сельскохозяйственных кооперативов и лишь 2,9 тыс. частных хозяйств с арендными отношениями и 1,2 тыс. фермерских хозяйств.[17, с.359].
    Основной  текущей  задачей  аграрной  политики  ныне  является  остановка  негативных  процессов  в  этом  секторе  экономики  и  обеспечение  условий  для  наращивания  производства  сырья  и  производственных  ресурсов.  В  связи с этим  на  современном этапе проведения  аграрной  реформы особенно  необходимо  ее  научное,  правовое,  методическое,  финансовое  и материально-техническое обеспечение.  В этом - залог успеха  реформы,  поскольку альтернативы  ей  нет,  реформа должна  осуществляться  в интересах крестьян  и самими  крестьянами. 
 

            2.2. Формы хозяйствования. 
 

    Переход  экономики  Украины  на  рыночные  отношения  сопровождается  формированием  новых  форм  хозяйствования,  к  которым  относятся:
    - кооперативное  предпринимательство;
    - акционерные  товарищества;
    - государственное  предпринимательство.
    Акционерное  товарищество – это хозяйственное товарищество,  которое имеет уставный  фонд,  разделенный на  определенное  количество  акций одинаковой  номинальной стоимости,  и несет ответственность за  обязательствами только  имуществом  товарищества,  а акционеры несут риск  убытков, связанных с деятельностью товарищества,  в размерах  цены  принадлежащих им  акций.
    В Украине  на  01.01.2005 г.  было  зарегистрировано  всего  1023396  предприятий  и  организаций;  из  них  34571  акционерных  товариществ;  302942  товариществ  с  ограниченной  ответственностью.
    Акционерная  форма  хозяйствования  имеет  большие  преимущества:
    - финансовые - акционерное товарищество  создает механизм  оперативной мобилизации больших инвестиций  и регулярного получения доходов в виде  дивидендов  от  акций;
    - экономические – акционерный капитал способствует  становлению гибкой  системы производственно-хозяйственных связей, которые оформляются в виде  перекрестного или цепного владения  акциями;
    - социальные – распродажа  и раздача акций содействует изменению государственной собственности и привлечению к собственности широких слоев населения.
    Акционерные  товарищества  делят  на  два  вида:
    - акционерные  товарищество  открытого   типа,  акции  которого  могут   распространяться  путем  открытой  подписки  и  купли-продажи   на  биржах;
    -  акционерные  товарищество  закрытого   типа,  акции распределяют  между   основателями  или  среди   предварительно  определенного   круга  лиц  и  не  могут   распространяться  путем  подписки,  покупаться  и  продаваться   на  биржах. Акционеры  закрытого   товарищества  имеют  преимущественное  право  на  приобретение  акций,  которые  продаются другими   акционерами  товарищества.
    Главным  атрибутом  акционерного  товарищества  является  акция.  Акция – ценный  документ  без установленного  срока обращения,  который свидетельствует про частичное участие в уставном  фонде акционерного  товарищества,  подтверждает  членство  в акционерном товариществе  и право на  участие в управлении  им,  а также дает  право его участников  на  получение части доходов в виде  дивидендов  и на  участие в разделении  имущества в случае  ликвидации  товарищества.
    Современная  экономическая  реформа,  которая  поставила  себе  цель  реконструировать  отношения  собственности  и  форм  хозяйствования,  практически  началась  в  нашей  стране  с  провозглашения  возрождения  принципов  кооперации.  Кооперативный  сектор  должен  был  стать  тем  экспериментальным  полем,  где  бы  проверялись  и  употреблялись  в  экономику  потерянные  элементы  предпринимательства  и  рыночных  механизмов.  Прежде  всего,  через  кооперацию  ставилось  задание  открыть  процесс  формирования  многослойной  экономики.  Сегодня  в  Украине  деятельность  кооперативов  регулируется  Законом  Украины  «Про  кооперацию»  № 1087-4  от  01.10.2003 года.
    Кооперативы как добровольные  объединения граждан с целью совместного решения ними  экономических,  социально-бытовых и других  вопросов  могут создаваться в разных  отраслях  (производственные,  потребительские,  жилищные  и др.)
    В  экономике  Украины  функционирует  два  основных  типа  кооперативов:  производственный  и  потребительский.
    Производственным  кооперативом обозначается  добровольное  объединение граждан на  условиях членства  с целью совместной  производственной  или хозяйственной деятельности,  что основывается  на  личном  трудовом  участии и объединении имущественных паевых    взносов,  участии в управлении  предприятием  и разделении  дохода  между членами кооператива соответственно  с их  участием  в его деятельности.
    Высшим  органом  управления  производственного  кооператива  являются  общие  сборы  кооператива.  К  органам  управления  кооператива  относят  правление  (глава)  кооператива  и  ревизионная  комиссия  (ревизор)  кооператива.
    Потребительская  кооперация  в Украине – система самоуправленческих  организаций граждан (потребительских товариществ,  их  союзов,  объединений),  а также предприятий и учреждений  этих  организаций,  которая является  самостоятельной организационной формой  кооперативного  движения.
    Первичным  звеном  потребительской  кооперации  является  потребительское  товарищество – самоуправленческая  организация  граждан,  которые  на  основе  добровольного  членства,  имущественного  участия  и  взаимопомощи  объединяются  для  общей  хозяйственной  деятельности  с  целью  коллективного  организованного  обеспечения  своих  имущественных  интересов.  Каждый  член  потребительского  товарищества  имеет  часть  в  его  имуществе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.