На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Сарапульский  Политехнический Институт
(филиал) Государственного образовательного  учреждения
Высшего профессионального образования
«Ижевский Государственный Технический Университет» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по экономической теории 
 

На тему: «Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

 Введение………………………………………………………………………...3 

1.Сущность налогов……………………………………………………………..5
   1.1.Понятие и роль налогов………………………………………………….5
   1.2.Классификация налогов………………………………………………….5
   1.3.Функции налогов…………………………………………………………7 

2. Современная налоговая система России…………………………………….10
   2.1.Общая характеристика налоговой системы РФ………………………..10
   2.2.Проблемы налоговой системы РФ……………………………………...19 

3. Совершенствование налоговой системы в современной России………….24
   3.1.Основные направления совершенствования налоговой системы…….24
   3.2.Некоторые проекты по реформированию налоговой системы в РФ…26
       3.2.1.Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В….26
       3.2.2.Модель налоговой реформы Черника Д.Г………………………27
       3.2.3.Налоговая реформа Сорокина А.В………………………………29
       3.2.4.Проект налоговой реформы Похмелкина В.В…………………..29
       3.2.5.Проект ассоциации «Налоги России»…………………………...30 

Заключение………………………………………………………………………33 

Библиографический список…………………………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые  государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
    В современном обществе налоги - это  основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и  местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции  налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
    Регулирующая  функция налогов не менее важна, чем задача наполнения бюджета. Специалисты прекрасно понимают, что налоги не должны носить исключительно фискальный характер. Так, снижение налогов не должно быть благотворительной по отношению к кому-то акцией, а служить мерой, направленной на расширение налоговой базы с целью улучшения общих финансовых результатов национального хозяйства. Менее очевидно, что снижение налогов - не всегда благо. При определенных условиях эта мера может нанести немалый ущерб экономике, а следовательно, всему обществу.
    При создании или реформировании налоговой системы главный предмет работы - не снижение (или повышение) налогов, а их гармонизация. Налоговая система должна оптимально соответствовать уровню экономического развития страны.
    Налоговая система в Российской Федерации  начала создаваться в 1991 году, когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).
    Следует отметить, что в основе доходов  бюджета лежат, прежде всего, налоговые  поступления (Приложение 1). В последнее  время наблюдается недостаток средств в государственном бюджете, что говорит о несовершенствовании налоговой системы и проводимой налоговой политике.
    Цель  моей курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию и функции налогов, её характеристику и различные точки зрения по реформированию налоговой системы в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность налогов
1.1. Понятие и роль налогов. 

    Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что  «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
    Налоги  играют важнейшую роль среди государственных  доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
    В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.
    Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности  методами государственного принуждения  и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
    Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также  форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.[1, с.9] 

1.2. Классификация налогов. 

    Поскольку в XVII у государств Европы стала появляться острая нужда в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше – прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важнейших оснований современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие налоговую систему.
    При  многочисленности и разнообразии налогов  классификация позволяет устанавливать  их сходство и различия. Особенности  отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.[2, c.26]
    По  способу взимания различают:
    Прямые  налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества(дохода). Эти налоги подразделяются на:
    реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
    личные прямые налоги, которые уплачивают с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика;
    Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
    косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
    косвенные универсальные, которыми облагаются большинство товаров и услуг;
    фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
    таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
    В зависимости от органа, который устанавливает  и имеет право  изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
    Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;
    Региональные  налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
    Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне и поступают только в местные бюджеты.
    По  целевой направленности введения налогов различают:
    Абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    Целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
    В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
    Налоги, взимаемые с физических лиц;
    Налоги, взимаемые с предприятий и  организаций;
    Смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
    По  уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
    Закрепленные  налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
    Регулирующие  налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
    По  порядку введения налоговые платежи делятся на:
    Общеобязательные  налоги – взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
    Факультативные  налоги – предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание в компетенции органов местного самоуправления.
    По  срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
    Срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
    Периодично-календарные  налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
    По  характеру отражения  в бухгалтерском  учете различают налоги:
    Включаемые  в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
    Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
    Уплачиваемые  за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
    Уплачиваемые  за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
    Включаемые  в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
    Удерживаемые  из доходов работника (налог на доходы физических лиц). 

1.3. Функции налогов. 

Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется  в их функциях, т.е.  в основных направлениях воздействия налогов  на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
    Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного(через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
    С этих позиций налогообложение выполняет  четыре важнейших функции, каждая их которых реализует то или иное практическое назначение налогов.[2, с.24]
    Фискальная  функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
    Перераспределение средств с помощью фискальной функции с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства.
    Социальная  функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной(социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
    Регулирующая  функция нацелена на решение тех или задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.
        Суть регулирующей функции заключается  в том, что налогами облагаются  ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:
    стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;
    дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.
    воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.
    Налоговое регулирование несет нагрузку и  контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется  на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.
    Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
    Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современная налоговая  система России
2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ 

    Анализ  налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют  в своем составе (структуре) сходные  элементы, хотя и в разных сочетаниях.[3, с.57]
    Элементами  любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:
    виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
    субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
    органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
    законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.
    Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.
    В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложения, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
    Законодательные органы субъектов Федерации принимают  законы о налогах и сборах и  иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.
    Органы  местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
    Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Основным документом, определяющим систему налогообложения является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из частей I и II.
    Частью  I НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
    Часть II НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов (федеральных, региональных, и местных), а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ.
    Налоговый кодекс РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.
    Согласно  законодательству РФ налоговая система  является трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов (см. рисунок).
    Уровни  законодательной  базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
    В зависимости от классификационных  признаков все платежи подразделяются на виды (см. табл. 1), ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.
    Субъекты  налога. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.
    Налоговые органы. Действующим законодательством предусмотрено, что налоговые органы РФ представляют собой систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых сумм в соответствующие бюджеты. Налоговые органы России представлены Федеральной налоговой службой с ее структурными подразделениями, входящими в состав Министерства финансов РФ, Федеральной таможенной службой РФ с ее структурными подразделениями, входящими в состав Министерства экономического развития и торговли РФ, органами государственных внебюджетных фондов, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами, насчитывающими 180 тыс. налоговых служащих. 
 
 

Таблица 1
Виды  налогов Российской Федерации
    и их налоговые ставки 

№ п/п Виды налогов  и сборов РФ Налоговые ставки
Федеральные налоги и сборы
1 Налог на добавленную  стоимость (НДС) Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.): 0% - на  отдельные виды товаров, топлива,  ГСМ, работ и услуг, связанных  с перевозом через таможенную  границу, добычей драгоценных  металлов в Гохран, перевозкой  пассажиров и др.;
10% - при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.;
18% - при  реализации товаров, работ и  услуг, не указанных выше.
Налог засчитывается целиком в федеральный  бюджет.
2 Акцизы на отдельные  виды товаров и минерального сырья Определяется  от реализованной (произведенной) стоимости  или объемов товаров (работ, услуг) в размере: От 0 до 3629 руб. за единицу измерения, в зависимости  от вида подакцизного товара (алкогольной  продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.)
20-80% - при  реализации алкогольной продукции,  вводимой на территорию РФ.
В федеральный  бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов  сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, природному газу; 95% по углеводородным видам продуктов, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов, 40% по бензину и дизельному топливу.
3 Налог на прибыль (доход) организаций Исчисляется из сумм налогооблагаемой прибыли в  размере: от 0 до 24%. Из них:  Для  российских организаций:
24% - на  прибыль от доходов по основной  деятельности, из которых 6,5% перечисляется  в федеральный бюджет, 17,5% в бюджеты  субъектов РФ, которую регионы  могут понизить до 13,5%;
15% - по  доходам, полученным по дивидендам  от иностранных организаций, по процентам отдельных видов ценных бумаг и облигаций;
9% - по  доходам, полученным по дивидендам  от российских организаций и  физических лиц, по процентам  отдельных видов ценных бумаг  и облигаций;
0% - по  доходам от процентов по отдельных  видам облигаций и займов;
4 Налог на доходы физических лиц Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 до 35%, в том числе: 13% - от  общей суммы дохода за отчетный  период с учетом льгот, вычитаемых  из налогооблогаемой базы в  размерах: стандартных вычетов-от 300 до300 руб.; социальных вычетов – 38 000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе или проходящего лечение; имущественных вычетов – от 125 000 до 1 000 000 руб.; профессиональных вычетов - от 20 до 40 % от расходов, которые не подтверждаются документально;
13% - от  дохода, полученного от экономии  на процентах за пользование  кредитами;
35% - от  суммы дохода за выигрыши, призы,  страховые выплаты по договорам  и вкладам в банки;
30% - от  доходов, субъектов налога, не  являющихся налоговыми резидентами;
9% - от  доходов долевого участия в  деятельности организаций, полученных  в виде дивидендов или в  виде процентов по облигациям;
6% - от  доходов долевого участия в  деятельности организаций, полученных  в виде дивидендов.
Налог в целом засчитывается в бюджеты субъектов РФ.
5 Единый социальный налог (взнос) Исчисляется от общей годовой суммы выплат работником организаций или сумм дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, приходящейся на одного работника и распределяются в федеральный бюджет, фонд обязательного медицинского страхования и/или фонд социального страхования РФ. Например, при годовой налоговой базе на одного работника в 280 тыс. руб. – налоговая ставка равна 26%, из которых 20% перечисляется в федеральный бюджет; 3,2% - в фонд социального страхования РФ; 0,8 – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Если  налоговая баз превышает 280 тыс. руб., но не превышает 600 тыс. руб., то устанавливается определенная общая сумма плюс процентная доля сверх минимума налоговой базы в 280 тыс. руб., которая также распределяется по бюджету и фондам. Аналогично, если налоговая база превышает 600 тыс. руб.
6 Государственная пошлина Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги: - по  делам, рассматриваемым в судах  общей юрисдикции, ставки установлены  в размерах от 100 до 20 000 руб., которая может быть снижена на 50% в зависимости от вида услуг;
- по  делам, рассматриваемым в арбитражных  судах, ставки установлены в  размерах от 100 до 100 000 руб., которая может быть понижена на 50% в зависимости от вида услуги;
- по  делам, рассматриваемым в конституционных  судах, ставка установлена в  размере от 200 до 4500 руб.;
- при  совершенствовании нотариальных  действий, ставки установлены в  размерах от 20 до 1 млн. руб.;
- при  государственной регистрации актов  гражданского состояния ставки  установлены в размере от 100 до 500 руб.;
- при  совершении действий по приобретению гражданства и выезду (въезду) за пределы РФ ставки установлены в размере от 10 до 3000 руб.;
- при  совершении действий государственными  учреждениями ставки установлены  в размере от 20 до 100 тыс. руб.
7 Сбор за право  пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Ставки сбора  за каждый объект животного мира,, в  зависимости от вида, установлены  в размере от 20 до 15 тыс. руб. При  изъятии молодняка (до 1 года возрастом) диких копытных, ставки уменьшаются  на 50%. Ставки могут быть равны 0%, если пользование такими объектами осуществляются в целях охраны здоровья населения, регулирования видового состава и т.д.
Ставки  сбора за каждый объект (тонну) водных биоресурсов установлены с учетом района водного бассейна и вида ресурса в размере от 20 до 100 тыс. руб., а за одно млекопитающие – от 150 до 30 тыс. руб. Ставка может быть равна 0 %, если пользование такими водными ресурсами осуществляется в целях охраны здоровья населения, регулирование видов и т.д.
Вся сумма  сборов поступает в федеральный бюджет. 
8 Водный налог Ставка налога за забор 1 тыс. куб. м воды для технологических  нужд из поверхностных водных объектов установлена в размере от 246 до 480 руб., из подземных водных объектов – от 300 до 678 руб. в зависимости  от бассейна озера, реки экономического района морской воды от 4,32 до 14,88 руб. Ставка  налога при использовании акватории  рек и морей установлена в  размере от 14,04 до 49,8 руб. за 1 кв.км в  год с учетом акватории морского бассейна и экономического района.
Ставка  налога при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики  установлена в размере 4,8 до 13,7 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии.
Ставка  налога при использовании водных объектов для лесосплава установлена  в размерах от 1183,2 до 1705,2 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км. Сплава.
Вся сумма  налога поступает в федеральный  бюджет.
9 Налог на добычу полезных ископаемых Ставки налога за добычу полезных ископаемых установлены  в размере от 0 до 17,5 от налогооблагаемой базы: 0% - при  добыче попутного газа, подземных  вод, минеральных и др.;
3,8% - при  добыче калийных солей;
4% - при  добыче торфа, каменного угля  и сланцев;
5,5% - при  добыче радиоактивных металлов, горно-химического сырья, бокситов  и др.;
6% - при  добыче неметаллического сырья, битумных пород;
6,5% - при  добыче сырья, содержащего драгоценные  металлы;
7,5% - при  добыче минеральных вод;
8% - при  добыче руд цветных и редких  металлов, алмазов и др.;
16,5% - при  добыче углеводородов и нефти;
17,5% - при  добыче газового конденсата;
135 руб.  – за добычу 1 тыс. куб. м  газа.
Сумма налога засчитывается в федеральный  бюджет.
10 Налог на наследование или дарение Ставка налога установлена в размере 10-30% от стоимости  имущества (недвижимости, денежных средств, драгоценностей и т.д.) в зависимости от возраста и степени родства наследников.
Региональные  налоги и сборы
11 Налог на имущество  организаций Устанавливается законом субъекта РФ. 2,2% от среднегодовой  стоимости имущества. Налог засчитывается  в бюджет субъекта РФ.
12 Транспортный  налог Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в  зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и категории  средства в расчете на 1 л с. Мощности двигателя, одну регистровую тонну  или единицу транспортного средства и устанавливается в размере от 2 до 200 руб., которые могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ. Налоговая ставка может быть увеличена законом субъекта РФ, но не более чем в 5 раз.
13 Налог на игорный  бизнес Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 000 до 125 000 руб. за один игорный стол, автоматы, кассу тотализатора. Если ставки налога не установлены законом субъекта РФ, то они отчисляются в размере от 1500 до 25000 руб. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.
Местные налоги и сборы
14 Земельный налог Устанавливается НК РФ и законодательными актами органов  местного самоуправления в размере: - 0,3% от  кадастровой стоимости земельного  участка, отнесенного к землям
- сельскохозяйственного  назначения, занятых жилищным фондом и инфраструктурой ЖКХ;
- 1,5% от  кадастровой стоимости земельного  участка иного назначения.
Налог засчитывается в местный бюджет.
15 Налог на имущество  физических лиц Ставка налога установлена с учетом суммарной  инвентаризационной стоимости в размере от 0,1 до 2%. Налог засчитывается в местный бюджет.
 
    Права и обязанности налоговых органов  в укрупненном виде можно изложить следующим образом:
1.Требовать  от налогоплательщиков документы,  подтверждающие правильность исчисления  и уплаты налогов в установленные сроки.
2. Проводить  налоговые проверки в порядке,  определенном НК РФ.
3. Производить  выемку документов при проведении  налоговых проверок у субъектов  налога, свидетельствующих о налоговых  правонарушениях.
4. Вызывать  на основании письменного уведомления в налоговые органы субъектов налога для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой и по другим мотивам, установленным законодательством РФ.
5. Приостанавливать  операции по счетам субъектов  налога в банках и налагать  арест на имущество, предусмотренным НК РФ.
6. Определять  суммы налогов, подлежащие внесению  субъектами налогов в бюджет, расчетным путем на основании  имеющейся информации.
7. Требовать  от налогоплательщиков устранения  выявленных нарушений законодательства  о налогах (сборах) и взыскивать недоимки и пени по налогам в порядке, установленном НК РФ.
8. Выполнять  иные действия, предусмотренные  НК РФ, вплоть до предъявления  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды исков по  вопросам применения налогового  законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. Структура  налоговой системы РФ 



 
 
 

      
 
 
 
 

    
    
      
 
 

Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений.
    Наибольший  удельный вес в налоговых доходах  федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса (см. табл.2). 
 

    Таблица 2 

Динамика  налоговых поступлений  за 2004-2007 гг.
( в %  к общей сумме доходов) 

                                  2004                 2005             2006                   2007  

Налог на прибыль            7.0                    7.1                 6.5                      6,0  

НДС                                  31.2                  35.0               26.9                    29,0  

НДПИ                               12.4                 14.4                18.3                    18,0  

Акцизы                              6.0                   2.6                 1.8                       2,2  

Таможенные пошлины    23.2                 25.3               35.7                    33,8  

ЕСН                                   14.1                  5.2                 4.7                      4,4  

    Укрепление  доходной базы государства достигается  во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых  налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов  налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов (см. табл.3).
Таблица 3
Прогноз налоговых поступлений
(в числителе  - млрд. руб., в знаменателе - % доходов) 

                                          2006 г.              2007 г.                 2008 г.          2009 г.  

Налог на прибыль        444,4/7,2         571,0/8,2                   539,0/7,8           560,2/7,5            
организаций 
ЕСН                             310,4/5,0        368,8/5,3                   422,1/6,1           475,5/6,4 
НДС                          1534,5/24,9        2071,8/29,7                 2168,5/34,0        2797/40,5
Акцизы               107,5/1,7        126,7/1,8                   140,1/2,0            155,8/2,1 
Налог на добычу        1127,7/18,3      1037,7/14,9                  905,4/13,1         806,1/10,8 
полезных  ископаемых 
Внешние таможенные 1935,9/31,4       1998,8/28,7       1681,8/24,4       1494,1/20,0 
пошлины 
Ввозные таможенные    325,6/5,3            395,3/5,7         475,7/6,9           559,1/7,5 
пошлины  
 

    В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб. Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
    Утверждение федерального бюджета в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций. 

2.2. Проблемы налоговой системы РФ 

    Анализ  структуры налоговой системы  России и виды налогов свидетельствует, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
    Множество льгот по видам налогов для  различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и  изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе и с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной.
      Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.[3, с.209]
    В современной налоговой системе РФ выделяется ряд причин реформирования налоговой системы:
    1. Переоценка роли налога на  прибыль, от уплаты которого  возможно уклониться, зная особенности  налогообложения, условия и механизм  его назначения и уплаты. В  частности, в зависимости от вида и формы предприятия, политики руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.
    2. Сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, формирование фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов и неналоговых поступлений, и в принципе их формирование производится из одних и тех же налоговых источников. Этого можно избежать, если в бюджете предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда в бюджете будет определенная статья, насчет которой законом предусматривается перечисление S суммы средств. В данном случае:
    не нужно будет содержать огромное количество лишних служащих, что приведет к упрощению налоговой и бюджетной систем и их экономичности;
    уменьшится число инструкций и писем соответствующих органов, упростится информационная база налоговой и бюджетной систем;
    упростятся функции отдельных органов власти и бюрократические процедуры внутри налоговой и бюджетной систем;
    появится возможность упростить процесс автоматизации, что повысит экономичность налоговой и бюджетной систем.
    3. Неоправданное принижение роли  и значения налогов, взимаемых  с физических лиц. Как показывает анализ, в РФ доля подоходного налога в Консолидированном бюджете РФ колеблется на уровне 9,6-10,6% и более, в Федеральном бюджете РФ – 0,5-1,0%, региональных бюджетах – от 9,2 до 9,8%, местных бюджетах – от 19 до 19,5% от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета.
    4. Принижение роли налога на  имущество физических и юридических  лиц. Из анализа собираемости  налогов в РФ следует, что  нельзя принижать роль и значение  данного вида налога в общем  бюджете государства. На его долю приходится в среднем 6,7% в общем Консолидированном бюджете РФ, 0,1-0,2% в федеральном, 9% в региональных и до10% в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Несомненно, доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается в зависимости от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9%, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3% - физическими лицами.
    5. В законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальные прибыли. Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.
    6. Налог не является добровольным  отчуждением части своего дохода  в пользу государства. Это не только принудительное изъятие части дохода налогоплательщика в доход государства с учетом взимания штрафов в случае несвоевременной уплаты налогов, но и привлечение налогоплательщика к административной или уголовной ответственности в случаях нарушения законодательства.
    7. Необоснованно высокие размеры  санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка  на учет в налоговом органе  влечет за собой штрафные санкции  в размере от 5000 до 20000 руб., непредоставление  налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяцев по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40% от суммы неуплаты налога и т.д.
    8. Необоснованное количество видов  налогов и сборов. В РФ установлено  15 видов налогов, в США –  20, во Франции – 26, в Германии  – 13, в Японии – 10, в Казахстане  – 11, в Кыргызстане – 21, в Украине – 33, в Молдавии – 23 и т.д. Вместе с тем анализ свидетельствует, что все налоги по своему предназначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним видом налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, что не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.
    9. Взимание одновременно нескольких  видов налогов с одного объекта  налога. Например, с товара, продаваемого  на рынке, изымается НДС и акциз. Их природа одна и та же, но налог изымается дважды, что противоречит принципу двойного налогообложения.
    10. Необоснованность достаточно высоких  налоговых ставок на отдельные  виды налогов и сборов. В частности,  налоговая ставка на НДС в  ряде государств колеблется в пределах от 18 до 30%, в том числе в РФ от 28 к 18%  и т.д.
    11. Необоснованность введения и  взимания НДС со всех видов  товаров, работ и услуг с  достаточно большой налоговой  ставкой в 18%. Например, покупка  изделий из драгоценных металлов  не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.
    12. Бессистемность и поспешность  внесения изменений, поправок, введения  или отмены новых видов налогов  и сборов характеризует налоговую  систему как самую нестабильную  и непредсказуемую, что делает  непредсказуемый бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и , следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт не дает новый слой коррупционеров. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарда рублей, что отрицательно скажется на обеспеченности граждан, но никоим образом не приведет к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога приведет к отмене льгот, в том числе пенсионеров.
    13. Налоговая система является сложной,  противоречивой, запутанной, отягченной  огромным числом налогов, сборов  и платежей, огромным числом чиновников  всех рангов и к тому же  малоэффективной и неэкономичной.
    14. Налоговая система РФ не имеет национальной окраски, копирует западные модели, хотя и имеет свои отличительные особенности:
    не обеспечивает максимально благоприятный налоговый режим для вложения инвестиций в экономику не только частных лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в целом;
    не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство, и реинвестируемую прибыль;
    стимулирует уход субъектов налога от налогового бремени, что приводит к снижению социальных платежей и пополнению внебюджетных фондов;
    из-за низких доходов большинства населения (30% населения проживает за чертой бедности и 40% - на уровне прожиточного минимума) не происходит формирования среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и не способствует ее развитию;
    неправомерно и неравномерно распределяется налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными субъектами налога;
    ежемесячная и ежеквартальная система уплаты налогов и сборов по большинству видов платежей приводит к «вымыванию» собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, не давая им возможности к развитию;
    противоречивость, сложность и запутанность многочисленных инструкций, указаний и разъяснений налоговой и таможенной служб усложняет работу финансовых и бухгалтерских служб предприятий;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.