На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………….….…….………3
1.   Потребление как ключевой элемент макроэкономического  анализа. ………………………………………….…………..............................................5
      Функция потребления Дж.Кейнса и ее характеристики…. . . . . . . . . . . . . . . .…………………………………………………. . . . .  5
      Предельная склонность к потреблению …..…….….…..............8
      Средняя склонность к потреблению ………………....................9
      Определение факторов влияющих на потребление и графическая иллюстрация их действия на потребительские расходы ………………………………………………………….10
    Исследование потребительских расходов за 2000-2010 гг. ……………………………………………………………………………..12
      Изменение средней и предельной склонности к потреблению за 2000-2010гг.…………………………………………………...…12
      Тенденция развития структуры потребления домашних хозяйств ………………….............................................................12
      Исследование доли потребления в ВВП РФ (%) и определение факторов, влияющих на динамику потребительских расходов………………………………………...………………..14
      Исследование взаимосвязи потребительских расходов в РФ с динамикой реального ВВП и их графическая иллюстрация . Вывод…………………………………………………………….18
      Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ за период 2010-2012гг и доли потребления в объеме  ВВП России как ключевого элемента совокупных расходов общества ………………………………20
    Заключение ………………………...………………………...27
Список  используемой литературы…………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России.  Как свидетельствует статистика, потребление составляет большую часть совокупного дохода общества. Потребительские расходы оказывают влияние на национальный объем производства, уровень цен и занятость. Рост потребления стимулирует расширение производства, увеличивает совокупный спрос, и стимулирует снижение уровня безработицы.
Колебания в потреблении являются важнейшими причинами циклических колебаний  в экономике, поэтому изучение данной темы помогает выявить  основные закономерности макроэкономики.
      Актуальность  темы заключается в том, что на основе статистических данных о состоянии  потребительских расходов можно  проанализировать состояние экономической  системы в целом, уровень жизни  населения, а так же рассмотреть  тенденции дальнейшего развития и спрогнозировать изменения  в потреблении отдельных групп  населения и страны в целом  на ближайшие годы.
     Предмет исследования – потребительские  расходы домашних хозяйств.
Объект  исследования – динамика и структура  потребительских расходов.
    Целью данной работы является  определение  тенденции изменения  структуры и динамики потребительских  расходов в РФ.
    Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи :
1.    Рассмотреть потребление как  ключевой элемент макроэкономики.
2.    Исследовать динамику потребительских  расходов за 2000-2010 гг.
3.    Исследовать структуру потребительских  расходов за 2000-2010 гг.
4.  Попытаться спрогнозировать изменение структуры потребительских расходов домашних хозяйств и доли потребления в объеме ВВП на 2010-2012 гг.
      Основными источниками при написании курсовой работы  явились учебники по экономической теории, раскрывающей затронутую в работе проблему, таких авторов, как: Ю. И. Хаустов, Н. Г. Менкью, К. Р. Макконнелл , Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина,  Э. Дж. Долан, С. Л. Брю, Т. Ю. Матвеева, В. В. Матершева , С. П. Клинова , Б. А. Соловьев и др.  а также сайт Росстата России и некоторые другие источники, которые более подробно описаны в списке использованной литературы. 
 
 
 

1  Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа
     Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России. Упрощенная модель кругооборота денежных средств, наглядно демонстрирует, что в экономике совокупные расходы общества должны соответствовать совокупным доходам общества. Т. е. создаваемые экономические блага должны использоваться на потребление и сбережение инвестиций. Человек, как существо биосоциальное, не может жить не потребляя.
     Потребление –это экономический процесс, связанный  с индивидуальным и современным  использованием потребительских товаров  и услуг, с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.
     Потребитель - это главное действующее лицо в рыночной экономике, поэтому необходимо знать как можно больше о том, сколько он потребляет и на сколько склонен увеличивать свое потребление, если его доход увеличится. Чем богаче общество, тем больше оно имеет возможности для развития, а чем больше развито общество, тем более высокий уровень потребления его населения. От доходов потребителя зависит спрос на товары и услуги1. Потребление населения — один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. В стоимостной форме — это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах—это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой, где формируется потребление является семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.
     1.1  Функция потребления Дж.  Кейнса и ее характеристики:
Одним из главнейших во всей макроэкономике является функция потребления Дж. Кейнса. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта2. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики .Уровень потребления прежде всего зависит от уровня личного располагаемого дохода. Дж. Кейнс выявил характер зависимости потребления домохозяйств и абсолютной величины личного располагаемого дохода. Функция потребления раскрывает взаимосвязь между величиной расходов потребления и объемом используемого личного дохода. Функция потребления Дж. Кейнса занимает ключевое положение в макроэкономическом анализе. Рассмотрим, как Дж. Кейнс понимал функцию потребления3 .Во-первых. Он предположил, что значение предельной склонности  к потреблению (MPC) т. е. доля потребления в каждой дополнительной денежной единице  дохода, находится между нулем и единицей. И он установил, что « основной психологический закон »состоит в том, что «Люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той, же мере в какой растет доход»4. Во-вторых, отношение потребления к доходу (средняя склонность к потреблению АРС) уменьшается по мере дохода. Он полагал, что сбережения считаются престижным товаром, и поэтому с ростом дохода население пытается реализовать свое стремление стать богаче, увереннее в будущем. Он считал, что сбережение - это роскошь, и поэтому  богатые семьи склонны сберегать большую часть своего дохода, чем бедные. В-третьих, Дж Кейнс считал что доход является основным фактором, определяющее потребление и полагал, что процентная ставка не играет значительной роли. Он писал, что “главный вывод, который как мне кажется, вытекает из предшествующего  опыта, состоит в следующем: применительно к короткому периоду влияние процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим”5 . На основании трех этих догадок, функция потребления записывается так :
CCy ?;  C> 0;  0 < C< 1  (1)
где,
 C0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления;
 Cy - предельная склонность к потреблению, которая показывает, как изменяются потребительские расходы при минимально возможном изменении текущего дохода;
? - располагаемый доход;
 CC/ ?
Из «основного психологического закона» следует, что эта формула определяет объем потребления отдельного человека.
?=Yd располагаемый доход
?=Y-T=Yd ; T=tY
где,
T – Налоговая функция;
 t – Ставка налогообложения;
Y – Личный доход;
Графически, функция  потребления отражает отношение  потребительских расходов к доходу.
Рис.1. Функция  потребления
 
Главным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (C0), при увеличении которого кривая сдвигается вверх. Пересечение данной линии в точке А с функцией планируемых расходов  изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину показывает величину национального дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.   Если объем производства ниже равновесного (слева от точки А) — это означает , что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем фирмы производят, т.е. AD > AS. Фирмы начинают снижать запасы и наращивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И, наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справа от точки А) фирмы столкнутся с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания AD и AS.
Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос, тем больше равновесный объем национального дохода (продукта), т.е. того объема производства, к которому тяготеет национальная экономика.
 
     1.2 Предельная склонность к потреблению:
 Домашние хозяйства принимают самостоятельные решения о направлении использования не всего, а только располагаемого дохода. Поэтому можно ввести понятие «предельная склонность к потреблению располагаемого дохода» Выраженная в процентах доля любого данного общего дохода, которая идёт на потребление, называется средней склонностью к потреблению (APC),
 

То есть:
Предельная склонность к потреблению (MPC) – доля прироста расходов на потребительские товары и услуги при любом изменении  располагаемого дохода.
MPC = ?C/?Y,
 ?C – прирост  потребительских расходов;
 ?Y – прирост  предполагаемого дохода.  
Если MPC = 0, то всё приращение дохода будет сберегаться.  
Если MPC = ?, то увеличение дохода разделится поровну между потреблением и сбережением.  
Если MPC = 1, то всё приращение дохода будет потребляться.

Предельная склонность к потреблению МРС, отражает размер дополнительного потребления, вызванного дополнительным доходом. На графике это выражается в наклоне кривой потребления: крутой наклон означает высокую МРС, а плавный наклон — низкую МРС. МРС есть не что иное, как выражение крутизны наклона линии потребления. Возвращаясь к графику потребления, можно сделать заключение, что чем больше склонность к потреблению, тем больше линия потребления будет приближаться к линии 45° и, соответственно, наоборот, чем ниже склонность к потреблению, тем дальше линия потребления от линии 45
Чем больше располагаемый  доход, тем больше потребление и  сбережения. При малом располагаемом  доходе сбережения могут быть нулевыми или отрицательными, когда потребление  больше располагаемого дохода (жизнь  в долг). Минимальный же уровень  потребления существует всегда. 
Величины потребления и сбережения относительно стабильны, если государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через налогообложение.
 

  1.3 средняя склонность к потреблению.
Средняя склонность к потреблению (APC) – доля располагаемого дохода, которую домашние  хозяйства используют на потребление ресурсов. APC = C/ Y.  
Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал   средней склонностью к потреблению (apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) – средней склонностью к сбережению (average propensity to save – aps):  (0< apc < 1);  (0< aps < 1).

    Сумма средней склонности к потреблению  и средней склонности к сбережению равна 1:
    APC + APS = 1
    Рис.2. Предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению
 
.

      Сбережение  – это экономический процесс, связанный с инвестированием: часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения характеризуют непотребленную часть дохода общества.
 Каким образом доход распределяется на потребление и сбережение? Отвечая на этот вопрос, важно, прежде всего, дать характеристику общих свойств функции потребления. Она показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении.
Предположим, что  весь располагаемый доход население  тратит на потребление и сбережение.
         Y = C + S отсюда, S =Y - C
т е между  потреблением и сбережением существует прямая зависимость . Данное уравнение показывает, что часть доходов (Y) идет на личное потребление С , а избыток принимает форму сбережений S. Исследованиями установлено, что потребление и сбережение движутся в том же направлении, что и доход. Изменения величины потребления и сбережения по мере роста дохода характеризуются понятиями «средняя склонность к потреблению и сбережению» и «предельная склонность к потреблению и сбережению». Однако доход не является постоянным, он меняется, поэтому потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС). 
 

1.4 Определение факторов влияющих на потребление и графическая иллюстрация их действия на потребительские расходы: 
К факторам , влияющим на потребление относятся : доход домашних хозяйств, богатство, уровень цен, ожидание населения , потребительская задолженность , налогообложение и т д. 6

Рис.3. Изменение  потребления
 

Рис.4. Изменение  сбережения
 

 
1) богатство, т.е. накопленное  имущество и финансовые активы. Чем больше богатство, тем меньше  стимул к его увеличению, т.е.  накоплению. График потребления  будет сдвигаться вверх, а сбережения — вниз; 
2) уровень цен. Повышение цен уменьшает долю дохода, идущего на потребление, и увеличивает сбережения и наоборот; 
3) ожидания домохозяйств, связанные с будущими доходами, ценами, наличием товаров, например, ожидания инфляции, увеличат потребление; 
4) потребительская задолженность. При высокой потребительской задолженности домохозяйства будут сокращать потребление, а при низкой  увеличивать; 
5) налогообложение. Рост налогов вызовет падение дохода, а следовательно, снижение потребления и сбережений. Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расходами на потребление, Дж. Кейнс отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода.

   Теперь аргументировано доказать, что центральным фактором, влияющим на их уровни, является доход. Как правило, по мере роста дохода растет потребление, населения. При этом в условиях стабильного экономического роста МРС имеет тенденцию к снижению, a MPS — к росту. В условиях же инфляции наблюдается иной процесс, а именно МРС приобретает тенденцию к увеличению, a MPS — к уменьшению. При нестабильности экономического положения, отсутствии защищенности вкладов от инфляции население начинает увеличивать потребление, особенно товаров длительного пользования. Своеобразным видом сбережения в таких условиях является приобретение населением таких товаров, как ювелирные изделия, меха, машины, дачи и т.п.
Помимо этих факторов на потребление могут влиять:
Рост налогов, который сокращает потребление ;повышение цен (вызывает разную реакцию в потреблении у групп населения с различными доходами);рост отчислений на социальное страхование (может вызвать сокращение  сбережений); ажиотажный спрос (может способствовать резкому росту потребления); рост предложения на рынке (способствует сокращению сбережений); рост доходов (оказывает влияние на рост потребления и сбережений).7 
 

2 Исследование потребительских расходов за 2000-2010 гг.
      2.1 Изменение средней и предельной склонности к потреблению .
Основным фактором, влияющим на уровень совокупного  потребления С, является доход населения. Располагаемый доход DI (доход после  уплаты налогов) распадается на потребление  и сбережения. Поэтому, изучая причины, изменяющие уровень потребления, мы одновременно исследуем и факторы  воздействия на сбережение и наоборот. Взаимосвязь располагаемого дохода, совокупного потребления и сбережения можно выразить в виде формул 
DI= C+S, С= DI S,S = DIC. 
 
Чем больше располагаемый доход, тем больше потребление и сбережения. При малом располагаемом доходе сбережения могут быть нулевыми или отрицательными, когда потребление больше располагаемого дохода (жизнь в долг). Минимальный же уровень потребления существует всегда. 
Доля дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблению АРС, доля дохода, которая сберегается, — средней склонностью к сбережениям APS: 
АРС = C/DI, APS = S/DI. 
 
Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а средняя склонность к сбережению возрастает. Подобно тому, как потребление и сбережения в сумме дают располагаемый доход, так и сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна единице: 
APC+APS= 1.

Вывод: потребляемая доля общего дохода после уплаты налогов  снижается и возрастает по мере его  увеличения. Поскольку доход после  уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается, сумма потребляемой и сберегаемой частей должна поглотить  всю величину дохода любого уровня (APC + APS = 1).
      2.2. Тенденция развития структуры потребления домашних хозяйств.
Потребление домохозяйств — это сумма денежных расходов, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Оно составляет две трети совокупного спроса. 
 

Года 2000 2002 2004 2006 2007 2008 2009 2010
Расходы на продовольственные товары 51,9 49,1 46,4 45,6 41,7 38,9 36,6 33,6
Расходы на непродовольственные товары 34,3 36,6 38,7 32,2 35,4 38 38,9 40,9
Расходы на услуги 13,8 14,3 14,9 22,2 22,9 23,1 24,5 25,5
 
Из данной таблицы следует, что за период 2000-2010 г.г. на  рынке России произошли изменения в сфере структуры потребления домашних хозяйств.
Расходы на покупку  непродовольственных товаров имеют  динамику, практически обратную продовольственным: падение с 38,7% в 2004 году до 32,2% в 2006 г., с постепенным ростом до 40,9% в 2010 г. Однако эта доля остается существенно ниже, чем 15 лет назад, за счет сильного увеличения расходов на оплату услуг в общем бюджете домохозяйств. Так, с 2000 по 2010 год в 8,5 раза увеличилась доля расходов на оплату услуг ЖКХ
 
Выделяют следующие  факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ: 
1) доход от участия в производстве, 
2) налоги и трансфертные платежи, 
3) размер имущества, 
4) доход с имущества, 
5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6) численность  населения.
 
Два первых фактора объединяются в  понятие «располагаемый доход». Два  последних в коротком периоде  являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно  построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая  называется «функцией потребления».

       2.3 Исследование доли потребления в ВВП РФ (%) и определить факторы, влияющие на динамику по требительских расходов.
Макроэкономический  анализ предполагает использование  множества экономических показателей, которые предоставляются статистикой. И, в частности, системой национальных счетов  (СНС).
      Одним из основных макроэкономических показателей , оценивающих результаты экономической  деятельности является валовой внутренний  продукт ( ВВП).Его динамика используется для оценки общей эффективности  функционирования экономики и , следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер  экономической политики, проводимой правительством.
      ВВП8 измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени.
      Конечными товарами и услугами являются те из них, которые используются на потребление , сбережение и экспорт .
      Исследуем долю потребления  в ВВП в РФ за 1990-2010 9 года и определим факторы, влияющие на динамику потребительских расходов:
Года 2000 2002 2004 2006 2007 2008 2009 2010
ВВП (в трлн. р) 7305,6 10819,2 17027,2 26917,2 33247,5 41216,8 38786,4 44939,2
Потребительские расходы(в трлн. р) 6428,4 9628,9 14932,6 23633,1 26963,7 24647,2 19625,9 21570,7
Доля  потребления в РФ (в %) 88,5 89,1 87,7 87,8 81,1 59,8 50,6 48,9
 
Из нашей таблицы видно, что за период 2000-2010 года произошли изменения в доли потребления ВВП РФ.

 Доля потребления сильно снизилась к 2010 году на это повлияли следующие неценовые факторы:
1. Потребительские  вкусы. Они достаточно динамично изменяет объем спроса. На потребительские предпочтения и их изменение в свою очередь оказывают влияние мода, технический прогресс, семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей и их выборе вызовут увеличение спроса при любой цене. В результате неблагоприятного изменения во вкусах и предпочтениях потребителей относительно данной продукции приведут к снижению спроса на нее, а кривая спроса сместиться влево.
2. Число покупателей.  Очевидно, что уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса на этот товар.
3. Доход. Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
4. Цены на сопряженные  товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукт (товаром-субститутом), дополняющие ему ( комплиментарным товаром) или независимым товаром. Под взаимозаменяемыми подразумеваются товары, способные удовлетворить одни и те же потребности покупателей. В этом случае, они как бы конкурируют одни с другими. Поэтому, если на один товар цена возрастет, то увеличится спрос на другой товар. Тоже самое происходит при росте цен на продукцию высшей категории. При этом спрос на нее падает, а спрос на продукцию низшей категории возрастает. Таким образом, взаимозаменяемыми можно назвать товары, когда между ценой на один товар и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие - это товары, один из которых дополняет другой, удовлетворяя одну потребность покупателя. В общем случае, при прочих равных условиях, цена на одни (основные) товары и спрос на другие (дополняющие) находятся в обратной зависимости, т.е. при росте цены на основной товар, упадет спрос на дополняющий.Таким образом в нашей ситуации произошло снижение доли потребления ВВП .
5. Процентные ставки по вкладам. Если банки и финансовые компании проводят политику индексации вкладов, повышения по ним процентных ставок, то при превышении размера индексации вклада над индексом цен может начаться снижение спроса, особенно на товары длительного пользования, в настоящем периоде, поскольку накопления могут осуществляться с целью последующей покупки более дорогостоящего товара.
К ценовым факторам относят:
    Эффект процентной ставки (r)– показывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Повышение уровня цен вызывает увеличение спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения приводит к повышению процентной ставки, что влечет за собой снижение объема инвестиций и общего уровня расходов в экономике. Таким образом, повышение процентной ставки приводит к сокращению расходов экономических агентов (инвестиционных и потребительских расходов) и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.