На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ использования материальных ресурсов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение………………………………………………………………………..2
 Анализ использования материальных ресурсов………………………….....4
    Задачи анализа материальных ресурсов и источники их информации……………………………………………………………...6
    Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами………………………………………………………………...9
    Показатели использования материальных ресурсов…………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………....24 Приложения…………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Экономический анализ – комплексное экономическое  исследование хозяйственной деятельности, которое является, во-первых, инструментом изучения действия экономических законов  в конкретных условиях функционирования предприятия и, во-вторых, средством  контроля за хозяйственной деятельностью.
      Предмет экономического анализа – хозяйственная  деятельность, то есть совокупность всех хозяйственных процессов, происходящих на предприятии и выраженных в  конкретном числовом измерении, изучаемых  на базе всех видов учета и внеучётной информации.
     Также анализ хозяйственной деятельности является одной из основных функций системы управления экономикой и занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений.
Задачами  комплексного экономического анализа  являются:
    Контроль, оценка выполнения планов по всем показателям, изучение развития хозяйства в динамике.
    Выявление и количественное измерение влияния отдельных факторов на показатели хозяйственной деятельности предприятий.
    Изучение обеспеченности и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств.
    Поиск и использование резервов повышения эффективности хозяйствования.
    Разработка обоснованных, напряженных планов и нормативов.
    Обоснование управленческих решений и содействие их успешной реализации.
    Для того чтобы комплексная оценка была действенным орудием хозяйственного управления, необходимо разрабатывать практические методы ее конструирования, которые можно было бы использовать в ежедневной работе экономистов-аналитиков. 
      В данной курсовой работе будет рассмотрен такой раздел анализа, как анализ использования материальных ресурсов, показатели их использования, структурно-логическая модель факторного анализа влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат, так как в материалоемких отраслях промышленности обеспеченность материалами в разрезе их видов имеет большое значение для выполнения производственной программы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  использования материальных ресурсов.
     Эффективность использования материальных ресурсов характеризуется их материалоотдачей и материалоемкостью продукции. Исчисление показателей интенсивного использования материалов основывается на применении двух стоимостных показателей: выручки от продажи продукции  и материальных затрат, характеризующих  себестоимость заготовления материалов, участвующих в создании проданной  продукции. Материалоотдача рассчитывается как отношение выручки от продаж к материальным затратам, связанным  с производством и продажей продукции. Материалоёмкость продукции является обратным к материлоотдаче показателем  и определяется как отношение  материальных затрат к выручке от продаж. Каждый из них имеет преобладающее  применение в разных сферах хозяйственной  деятельности организаций.
      Эффективность использования материалов в производственном процессе, ее взаимосвязь с объемом  и структурой выпускаемой продукции  можно определять как при помощи материалоотдачи, так и материалоёмкости. Мы будем использовать показатель материалоёмкости.
      Показатель  материалоёмкости широко используется в расчетах потребности в отдельных  видах материалов для выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции и формированию нормативного запаса.
     В систему показателей эффективности  материалоемкости входят:
     1. общая материалоемкость всех материалов, участвующих в создании продукции
     2. материалоемкость материалов, участвующих в создании группы однородных видов продукции
     3. материалоемкость материалов, участвующих в создании отдельных видов продукции
     4. материалоемкость материалов, участвующих в создании единицы определенного вида продукции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Задачи  анализа материальных ресурсов и источники  их информации.
 
     Задачи  особой направленности анализа определяют состав и вид используемой информации. Глубина анализа материалов в современных условиях зависит от возможности использовать данные оперативного и бухгалтерского учета, поскольку ресурсы часто составляют значительную часть себестоимости изготавливаемой продукции, уровень которой является коммерческой тайной конкретного предприятия. Основные источники информации  показаны в таблице 1.
      Задачи  анализа обеспеченности и использования  материальных ресурсов:
    Оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объём производства продукции, её себестоимость и другие показатели;
    Оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;
    Выявление резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.
      Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются: план материально-технического снабжения, заявки, договора на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании  материальных ресурсов и о затратах на производство, оперативные данные отдела материально-технического отдела, а также материалы отдела снабжения, сведения бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов.
      В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших  видов сырья и материалов нормативному. Для этого по данным о фактическом наличии материалов в натуральном выражении и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативными.
      Важным  условием бесперебойной работы предприятия  является полная обеспеченность предприятия  материальными ресурсами и источниками  их покрытия. В настоящее время  разделяют внутренние (собственные) и внешние источники покрытия потребности в материальных ресурсах. К внутренним источникам относятся  ожидаемые остатки материальных ресурсов с учетом незавершенного производства на начало анализируемого периода, отходы, вторично используемые материалы, материалы  собственного изготовления и сэкономленные  материалы. К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступающие  от поставщиков по заключаемым договорам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. Источники информации для анализа обеспеченности и использования материалов.
     
№  п/п Показатели Источники информации
1.  
Планируемый объем  выпускаемой продукции в натуральном  и стоимостном выражении. Обобщенные  данные договоров-заказов на поставку готовой продукции.
2.  
Фактический объем  выпускаемой продукции в натуральном  и стоимостном выражении. Первичные и  бухгалтерские документы по регистрации  и обобщению выпуска продукции  в соответствии с договарами о  поставках продукции.
     3.  
 
 
     
Фактические материально-производственные запасы. Бухгалтерский баланс, раздел 2 «Оборотные активы», статья «Запасы», в том числе «сырье, материалы и другие ценности, данные об остатках и движении материалов в разрезе отдельных видов в оборотных ведомостях.
4. Норматив материально-производственных запасов Расчетный показатель, определяемый на основе данных о выпуске  отдельных видов продукции в  натур.измерителях в соответствии с заключенными договорами о поставках  и расходе материалов.
5.  
Плановые и  факт.данные о расходе материалов при производстве отдельных видов  продукции, с/с заготовления материалов. План. и факт. калькуляции отдельных видов  продукции, данные синтетических и  аналитических калькуляционных  счетов об уровне с/с заготовления отдельных  видов материалов.
6. Факт.общая стоимость израсходованных в процессе производства материалов. Форма № 5 «Приложение  к бухгалтерскому балансу»
      

 
        Анализ  обеспеченности предприятия  материальными ресурсами.
 
     При анализе обеспеченности предприятия  материальными ресурсами в первую очередь проверяют качество плана материально-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.
     Важным  условием бесперебойной работы предприятия  является полная обеспеченность потребности  в материальных ресурсах источниками  покрытия. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступающие  от поставщиков в соответствии с  заключенными договорами. Внутренние источники - это сокращение отходов  сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.
     Реальная  потребность в завозе материальных ресурсов со стороны - это разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных  внутренних источников ее покрытия.
     Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение  предприятия сырьём и материалами  необходимого ассортимента и качества.
      Рост  потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением  большего количества материалов) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).
     Проведем  экономический анализ показателей использования материальных ресурсов на примере предприятия по изготовлению мебели для производственных и офисных помещений, производящего монтаж и сборку мебели и послепродажное сервисное обслуживание. Численность рабочего персонала на предприятии 12 человек.
     Специфика выпускаемой продукции анализируемого нами предприятия сказывается на составе и структуре заготавливаемых  материалов.
Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукции.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная  продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем производства. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
    Таблица 2. Анализ объема производства и реализации продукции
      
Показатели За прошлый  год По плану  на отчетный период По отчету Изменения по сравнению с прошлым годом Отклонение  от плана
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
1.Реализованная  продукция, тыс. р. 72506 94800 130,7 101579 29073 40,1 6779 7,15
2.Товарная  продукция, тыс. р.
74708 98100 131,3 104334 29626 39,7 6234 6,35
3. Валовая продукция,
тыс. р.
85895 99200 115,5 107923 22028 25,6 8723 8,79
 
Вывод: в ходе проведенного анализа было выявлено, что реализованная продукция по отчету составила 101579 т. р., по плану – 94800 т.р., за прошлый год – 72506 т.р. Таким образом, реализованная продукция по сравнению с прошлым годом увеличилась на 29073 т.р. (40,1%), по сравнению с планом увеличилась на 6779 т.р. (7,15%). Товарная продукция по отчету составила 104334 т.р., по плану – 98100 т.р., за прошлый год – 74708 т.р. Таким образом, товарная продукция по сравнению с прошлым годом увеличилась на 29626 т.р. (39,7%), по сравнению с планом – на 6234 т.р. (6,35%). Валовая продукция по отчету составила 107923 т.р., по плану – 99200 т.р., за прошлый год – 85895 т.р. Таким образом, валовая продукция по сравнению с прошлым годом увеличилась на 22028 т.р. (25,6%), по сравнению с планом – на 8723 т.р. (8,79%).
      Для оценки выполнения плана реализации необходимо выяснить влияние на фактический  объем реализации отклонения от плана  нереализованных остатков продукции.
    Таблица 3. Анализ выполнения плана по реализации продукции
Показатели По плану По отчету Отклонение (+,-)
абсолютное  относительное, %
1.Объем  реализованной продукции, тыс.  р. 94800 101579 6779 7,15
2.Выпуск  товарной продукции, тыс. р. 98100 104334 6234 6,35
3. Остатки  товаров отгруженных, тыс. р.: а) на начало года
б) на конец  года
 
 
0 0
 
 
0 0
 
 
0 0
 
 
0 0
4.Остатки  готовой продукции на складе, тыс. р.: а) на начало года
б) на конец  года
 
 
7800 9400
 
 
14822 17577
 
 
7022 8177
 
 
190 187
 
     Вывод: в ходе проведенного анализа было выявлено, что объем реализованной  продукции по отчету составил 101579 т.р., а по плану – 94800т.р., т.е. увеличился на 6779 т.р. На объем реализованной продукции влияют остатки готовой продукции на складе, которые на начало года по отчету составили 14822 т.р., по плану – 7800 т.р., т.е. увеличились на 7022 т.р., и на конец года по отчету – 17577 т.р., по плану – 9400 т.р., т.е. увеличились на 8177 т.р. Так же на объем реализованной продукции влияют остатки товаров отгруженных на начало и конец года, но у нас они нулевые.
     Далее проводится анализ выполнения плана  по структуре выпуска товарной продукции, анализ ритмичности производства товарной продукции в течение отчетного  периода, изучается выполнение плана  выпуска продукции по ассортименту, рассчитываются коэффициенты ритмичности, аритмичности, коэффициент вариации и средний процент выполнения плана по ассортименту, а также  определяется количество недополученной продукции, который является резервом выпуска продукции.
 
Таблица 4. Структурный состав продукции
Вид продукции В соответствии с договорами Фактически  за отчетный год
тыс. р. удельный вес, % тыс. р. удельный вес, %
Секционная  мебель 53260 54,3 58234      55,8
Офисная мебель 44840 45,7 46100 44,2
Итого 98100 100 104334 100
 
     Вывод: в ходе проведенного анализа было выявлено, что в соответствии с договорами секционная мебель занимает 1-ое место и составляет 54,3% (53260 т.р.), офисная мебель – 2-ое место – 45,7% (44840 т.р.). Фактически за отчетный год секционная мебель занимает 1-ое место и составляет 55,8% (58234 т.р.), а офисная мебель занимает 2-ое место и составляет 44,2% ( 46100т.р).
 
Анализ выполнения плана по ассортименту базируется на сравнении фактического и планового  выпуска продукции по изделиям, которые  включены в основной перечень.
 
Таблица 5. Выполнение плана по ассортименту продукции
Вид продукции По плану, тыс. р.
По отчету, тыс. р.
Выполнение  плана, % Засчитывается в выполнение плана, тыс.руб.
Секционная  мебель 53260 58234 109,3 53260
Офисная мебель 44840 46100 102,8 44840
Итого 98100 104334 212,1 98100
 
 
     Выполнить задание по ассортименту – значит выпустить изделия по заданной номенклатуре.
     Проведём  анализ выполнения плана. Один из способов оценки – способ наименьшего процента. В нашем случае он составляет 102,8%. То есть по офисной мебели план выполнили на 102,8 %, а по секционной мебели на 109,3.Основные причины перевыполнения плана по предприятию, можно отнести хорошее техническое состояние оборудования, отсутствие большого количества простоев и аварий.
     Рассчитаем  средний процент выполнения плана  по ассортименту:
          СР% = (109,3+102,8)/2 = 106,05 (%)
     План  по ассортименту перевыполнен на 112,1%.
     Анализ  затрат на производство производится путём сравнения удельных весов  фактических затрат по экономическим  элементам отчётного года с аналогическими показателями предыдущего года; это  позволяет изучить структуру  затрат на производство продукции. Обратимся к данным таблицы 6
 
Таблица 6. Анализ затрат на производство
Элементы  затрат Затраты на производство, тыс. р. Структура затрат на производство, % Отклонение  фактических затрат от
Пред. год по Плану Фактически Предыдущий  год По плану Фактически предыдущего года плана
тыс. р. % тыс. р. %
1.Материальные 31416 35480 37857 48,8 46,2 40,7 6441 20,5 2377 6,7
2.Трудовые 16590 19200 23107 25,8 25 24,9 6517 39,3 3907 20,3
3.Отчисления 6961 8100 10179 10,8 10,6 10,9 3218 46,2 2079 25,7
4.Амортизация 238 216 213 0,4 0,3 0,2 -25 -10,5 -3 -1,4
5. Прочие 9184 13804 21614 14,2 17,7 23,3 12430 135,3 7810 56,6
Всего 64389 76800 92971 100 100 100 28581 - 16171 -
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.1 Фактическая структура затрат на производство продукции за отчетный год.
 

 

В ходе проведенного анализа было выявлено, что материальные затраты по факту составили – 37857т.р., по плану –  35480т.р., за предыдущий период – 31416. Произошло увеличение материальных затрат: по сравнению с планом на 2377 т.р. (6,7%), по сравнению с предыдущим годом на 6441 т.р. (20,5%). Трудовые затраты по факту составили – 23107 т.р., по плану – 19200 т.р., за предыдущий год – 16590 т.р. По факту произошло увеличение трудовых затрат: по сравнению с планом на 3907 т.р. (20,3%), по сравнению с предыдущим годом - на 8937 т.р. (87,6%). Отчисления по факту составили – 4975т.р., по плану – 3907 т.р., за предыдущий год – 6517 т.р. По факту произошло увеличение отчислений: по сравнению с планом на 2079 т.р. (25,7%), по сравнению с предыдущим годом  - на 3218 т.р. (46,2%). Амортизация по факту составила – 213 т.р., по плану – 216 т.р., за предыдущий год – 238 т.р. Амортизация по сравнению с планом увеличилась на 70 т.р. (8,6%), по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 25 т.р. (10,5%). Прочие затраты составили по факту – 21614т.р., по плану – 13804 т.р., за предыдущий год – 9184 т.р. Произошло увеличение прочих затрат: по сравнению с планом на 7810 т.р. (56,6%), по сравнению с предыдущим годом на 12430 т.р. (135,3%).
В структуре  затрат первое место занимают материальные затраты – по факту – 40,7%, по плану – 46,2%, за предыдущий год – 48,8%. Затем трудовые затраты – по факту – 24,9%, по плану – 25% , за предыдущий год – 25,8%. Далее идут отчисления и прочие затраты. Отчисления по факту – 10,9 %, по плану – 10,6%, за предыдущий год – 10,8%. Прочие затраты – по факту 23,3%, по плану 17,7%, за предыдущий год – 14,2%. И доля амортизации в структуре занимает последнее место – по факту – 0,2%, по плану – 0,3%, за предыдущий год – 0,4%.
Затраты на 1 рубль  произведённой продукции – очень  важный обобщающий показатель, характеризующий  уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален  и может рассчитываться в любой отрасли производства и, во – вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к стоимости произведённой товарной продукции. При его уровне ниже 1 производство является рентабельным, при уровне выше 1 – убыточным.
Для этого мы составляем таблицу 7.
 
 
 
 
 
 
     Таблица 7. Анализ затрат на 1 р. товарной продукции
Показатели Сумма, тыс. р.
Объем товарной продукции по плану 98100
Себестоимость товарной продукции по плану 76800
Объем товарной продукции фактический 104334
Себестоимость товарной продукции фактическая 92971
Фактический выпуск в ценах, принятых при составлении  плана 101209
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.