На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенная и несовершенная конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
     Федеральное государственное  образовательное  учреждение
     высшего профессионального  образования
     «Санкт-Петербургский  государственный  университет водных коммуникаций»
 
Кафедра экономической теории
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
На тему:
 
«Совершенная  и несовершенная конкуренция»
 
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель Исполнитель
      студент группы ЭФ-11
Соруководитель 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2010 г
 
Оглавление
 


Введение

 
     Цель  данной работы - рассмотреть понятие  конкуренции, ее влияние на поведение  фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
     В первом разделе будет расмотрены основные понятия, формы,виды конкурнециии и так далее.
     Во  втором разделе я постараюсь уже на конкретных примерах описать работу системы в целом, что и как происходит, и с какими проблемами обчно сталкиваются.  

Глава 1. Классификация  рынков. Совершенная  и несовершенная  конкуренция

1.1 Совершенная конкуренция

     Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.
     Совершенная конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».
     Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застаёт уже сложившийся уровень цен, и изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на рыночных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создаёт условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количество производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Обычно  выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:
    множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;
    свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);
    полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
    отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;
    наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;
    отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;
Наряду  свыше перечисленными условиями на совершенно-конкурентных рынках действуют и другие, а именно:
    существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
    отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
    исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
    предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.
Рыночная  конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
создает условия по оптимальному использованию  научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
обеспечивает  свободу выбора и действий потребителей и производителей;
нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
Недостатки:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
отрицательно  сказывается на защите окружающей среды;
не обеспечивает развитие производства товаров и  услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
не гарантирует  право на труд, на доход на отдых;
не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
     Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.
     В реальной экономической действительности рынок совершённой конкуренции  в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, который реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но всё-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико, что за редким исключением не один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отельным видам ценный бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причём товары на этих рынков у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Всё это подтверждает необходимость использование для такого рынка особой – «биржевой» - формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При наличии  конкуренции на рынке производители  с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создаётся возможность снижения цены, что увеличивает объём продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использования научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что кок раз и ведёт к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.
     Конкуренция создаёт у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширения ассортимента предлагаемой продаже продукции происходит как за счёт создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счёт дифференциации отдельного продукта.
     Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемирно и всесторонне изучает потребительский спрос и создаёт новые формы и методы реализации товара. Всё это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания, потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом. 

1.2 Несовершенная конкуренция

     Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда  на рынке присутствует продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.
     Существуют  следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточностью рыночной информации, а также условиями входа на рынок и выхода рынка.
Рыночные  структуры
Виды  рыночных структур Количество  и размеры фирм Характер продукции Условия входа  и выхода в отрасль Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Однородная  продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
монополия Одна фирма Уникальная  продукция Практически не преодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения
Монополистическая конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
олигополия Число фирм не велико, есть крупные фирмы Разнородная или  однородная продукция Возможны отдельные  препятствия при входе Некоторые ограничения
     Совершенная конкуренция и монополия представляет собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью  соответствующим параметрам этих структур, реально просто не существует.
     Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки). 

i) Монополия

     В экономической жизни монополия  выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами. Монополия – рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.
     Термин  «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях этот термин используется для обозначении различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.
     Критерием оценка степени монополизации в  настоящее время служит доля хозяйственной  единицы в производстве. В соответствии с законодательством ФРГ, например, доминирующее положение предприятия или группы предприятии на рынке. В США в течении нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырёх крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70%. Степень монополизации для предприятий, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцированно. В частности, выделяются их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учётом его географических границ.
     До  начала XX века монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными. Это связано с условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.
     Фирма имеет монопольную власть тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объёмы его  предложения. Степень этой власти зависит  от наличия товаров-заменителей  доли в общих продажах на рынке.
     Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объём продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить объём продаж по более низким ценам. Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и придельного дохода.
     Выделяют  низкие и высшие формы монополии. Низшие формы – временные союзы и соглашения, возникающие для достижения конкретного проекта. Высшими формами монополии являются картель, синдикат, трест, концерн.
     В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.
     Естественная  монополия – это ситуация, когда, единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение). Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определённых факторов и условий производства, в частности, природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привелегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.
     Организационная монополия – объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации)
     Технологическая монополия (техническая, производственная) – разновидность естественного монополизма. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определённой продукции. Специфика технологии производства такой продукции обуславливает крупные размеры предприятия.
     Экономическая монополия возникает либо путём договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.
     На  практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищённая юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).
     Предпринимательская монополия – рынок, при котором одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.
     Двухсторонняя монополия представляет собой рыночную ситуацию, на которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монополист).
     Государственная монополия – рынок, когда государство является единственным продавцом какой либо продукции на территории страны.
     Монополии устанавливают монопольные цены, - которые состоят из издержек и  монопольной прибыли. В структуре монопольной прибыли можно выделить: среднюю прибыль, избыточную прибыль и монополистическую сверхприбыль. Первую присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Вторая представляет собой разницу между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Третья – специфическая форма, когда в пользу монополии через монопольную цену присваивается часть прибыли, создаваемой на других предприятиях.
     Монопольная цена не произвольна. Она определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателях, то есть проводят ценовую дискриминацию.
     Для проведения ценовой дискриминации  необходимы следующие условия:
      Продавец должен быть монополистом;
      Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы;
      Невозможность перепродажи товара;
      Обладание монопольной властью, то есть способностью контролировать производство и ценообразование.
     Различают три вида ценовой дискриминации:
      Непреднамеренная, или совершенная, - когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса;
      Установление ценовых скидок;
      Разделение покупателей на отдельные группы и установление соответствующих цен.
     Важное  экономическое последствие монополизма  состоит в том, что монополист считает более выгодным продать  меньший объём продукции по более  высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально чем конкурирующая фирма.
     Монополия – это, как правило, крупная фирма, по этому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта) но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать её деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрить новые технологии по этому го фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются и во многом благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, мешающих проникновению в отрасль других компаний.
     Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста  полностью использовать имеющиеся  оборудования ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что имея огромные финансовые средства, монополия распологает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.
     Негативные  последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры для вхождения в отрасль что при отсутствии конкуренции может привести к задержки научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику. 

ii) Монополистическая конкуренция

     Идея  монополистической конкуренции  принадлежит английскому экономисту П.Стаффу, который сформулировал  её в ещё 20-е годы XX века. Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы Э.Чемберленом (США) и, Д.Робинсоном (Великобритания). Эта теория обосновывает устранение барьера между конкуренцией и монополией, соединения их друг с другом, не уничтожая, впрочем, различий между ними.
     Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большее число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию.
     Монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для неё характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает минимум 25 субъектов (хотя чётких границ здесь не существует). Однако каждое предприятие в определённых рамках обладает контролем за ценой.
     Поскольку монополистическая конкуренция  включает в себя переплетение моделей  совершенной конкуренции и монополии, можно выделить следующие её признаки:
      Как и при совершенной конкуренции, в отрасли действует много фирм;
      Все фирмы имеют определённую возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая фирма реализует продукт, отличный от товаров других фирм;
      Производство дифференцированного продукта (частично либо полностью заменяемого) позволяет фирме установить на него цену и изменять её в зависимости от действий конкурентов, производящих товары – субституты;
      Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;
      Ограниченный контроль над ценами;
      Невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен;
      Отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;
      Самостоятельность фирм в определении своей структуры;
      Свобода входа и выхода фирм из отрасли.
     В условиях монополистической конкуренции  получают развитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажная обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям саамы разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшения качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий.
     Приспосабливать потребительский спрос к продукту призвана реклама. В отношении её существуют разные суждения. Одни экономисты утверждают, что огромные расходы  на рекламу (в США – 100 млрд. долларов в год в мире – 500 млрд. долларов в год) носят расточительный характер и ослабляют конкуренцию. Реклама довольно часто вводит в заблуждение покупателей, ставит средство массово информации в зависимости от рекламодателей, что ведёт к искажению объективности передаваемой информации. Другие экономисты считают, что реклама позволяет покупателям узнать о новых товарах, производителях, направлениях моды. Она стимулирует повышение уровня эффективности производства, обостряет конкурентную борьбу, препятствует монополизации рынков благодаря передачи информации о новых производствах и продуктах.
     Применение  ценовых методов соперничества  в условиях монополистической конкуренции  обусловлено невозможностью тайного  сговора между фирмами по вопросу  уровню цен, так как предполагаемая продукция дифференцированная, хотя и взаимозаменяемая.
     Последствия монополистической  конкуренции. В условиях монополистической конкуренции новые фирмы появляются до тех пор, пока из производства извлекается прибыль. Появление на рыке новых фирм снижает спрос и предельный доход. Следовательно, принцип максимизации прибыли регулирует не только действие фирм в области фирм и ценообразования, но и в сфере приложения капитала в национальной экономике.
     В краткосрочном периоде фирма  будет максимизировать прибыль  и минимизировать убытки при производстве такого объёма продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Вследствие высоких издержек или малого спроса фирма может нести убытка.
     Долгосрочное  равновесие достигается в случае, если цена покрывает издержки производства на единицу продукции. Следовательно, при монополистической конкуренции не достигается ни эффект использования ресурсов (цена больше предельных издержек), ни производственная эффективность (цена больше минимальных средних издержек).
     Не  эффективность рыночного механизма монополистической конкуренции связан с двумя моментами. Первый – равновесная цена на таком рынке превышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определённые убытки. Второй момент обусловлен достижением такого объёма производства, который меньше масштаба производства обеспечивающего минимизацию средних общих издержек. В реальной ситуации это может проявиться в неполной загруженности имеющихся производственной мощности. Такая неэффективность ухудшит материальное положение покупателей в результате установления высоких цен и сокращения предложения товаров. Однако отмеченная выше не свидетельствует о том, что монополистическая конкуренция не желательна. Можно выделить следующие положительные черты монополистической конкуренции:
      Дифференциация продукта в определённый момент времени;
      Улучшения продукта с течением времени;
      Монопольная власть отдельных фирм весьма не велика, а следовательно, убытки от такой власти не значительны;
      Возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок.
На практике предприниматель, действующий в  условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, объёма производства и стимулирующий сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия, где много возможностей изменения товара (его модификации качества, внешнего вида и т.д.). 

Глава 2. Модели Рынков

2.1 Совершенная конкуренция

    Основные  черты рынка совершенной  конкуренции
 
     Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции  не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия  совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.
     Рассмотрим  последовательно основные черты  совершенной конкуренции.
При совершенной  конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
При этом совершаемые  потребителем покупки (или продавцом  продажи) настолько малы по сравнению  с совокупным объемом рынка, что  решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки этого напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».
Для того чтобы  конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию  однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении  покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.
В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить  гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для существования неценовой конкуренции.
Действительно, трудно представить, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке  сможет навязать покупателям более  высокую цену на свой товар, если соблюдаются  прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много, и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец «получает цену», сложившуюся на рынке.
     Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).
     В наше время схожие процессы идут в  криминализированных сферах бизнеса, что, к сожалению, можно наблюдать  на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель — заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок.
Напротив, типичное для совершенной конкуренции  отсутствие барьеров или свобода  входить на рынок (в отрасль) и  покидать его значит, что ресурсы  полностью мобильны и без проблем  перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.
Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует  его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
     Последнее условие существования рынка  совершенной конкуренции состоит  в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.
     Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
Оказывать же влияние  на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции  могут только тогда, когда действуют  в согласии. То есть тогда, когда  какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента — сахар, соль, муку и т.п. Хотя повышение цен было экономически не обоснованным (эти товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль), продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции.
Фирмы, функционирующие  в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень  равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ. price — цена, take — принимать) в отличие от фирм — прайс-мэйкеров (mаkе — делать), которые влияют на уровень рыночных цен.
В качестве примера  рынка, который по своим условиям близок к условиям совершенной конкуренции, может служить мировой рынок мороженой рыбы. На долю одной фирмы, занимающейся уловом рыбы, приходится 0,0000107% мирового улова рыбы. Это значит, что увеличение объема добычи рыбы одной фирмой даже в 2 раза привело бы к снижению мировой цены на рыбу всего на 0,00254%, т. е. практически не повлияло бы на ее уровень. Сельское хозяйство также считают одной из отраслей, наиболее близких к совершенной конкуренции. 

2.2 Монополистическая конкуренция

    Общие черты несовершенной  конкуренции
Подавляющее большинство  реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
    значительная доля рынка у отдельных производителей;
    наличие барьеров проникновения в отрасль;
    неоднородность продуктов;
    несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
     Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и  все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства  спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.
Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции  объем выпуска продукции фирмы  не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 3).
Экономический смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
Действительно, при совершенной конкуренции  цена остается одинаковой, сколько  бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.
     Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.
 
    Основные  черты рынка монополистической  конкуренции.
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной  конкуренции. Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
     Прежде  всего обращает на себя внимание сам  термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной  конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды. Не случайно они проводят активную рекламную политику.
     Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены; клиент парикмахерской также не покинет «своего» мастера в подобном случае. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.
На рынке действует  множество фирм, причем среди них  либо вообще нет крупных, либо они  не имеют решающих преимуществ над  мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
Почему же при  столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция  все же не является совершенной? Причина  кроется в разнообразии, дифференциации продукта.
Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает определенной властью на рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.