На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Выездные налоговые проверки: оформление и рассмотрение результатов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                            

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: «Выездные налоговые проверки: оформление и рассмотрение   
       результатов» 
 
 
 

                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Содержание
         
          Введение....................................................................................................3
          Глава I
          Теоретические аспекты оформления и рассмотрения  результатов                             
          выездной налоговой проверки................................................................5
          1.1 Понятие выездной налоговой проверки, порядок её   
         проведения и критерии отбора налогоплательщиков......................5        
    1.2 Оформление  результатов выездной налоговой  проверки.............14
    1.3 Рассмотрение  материалов выездной налоговой  проверки
          и принятие решения..........................................................................24
    1.4 Привлечение  налогоплательщика к ответственности  за 
          совершение налоговых правонарушений.......................................29
          Глава II
          Практика проведения ВНП и оформления их результатов на примере         
          ИФНС России по г. Сургуту....................................................................38
           2.1 Основные направления деятельности ИФНС России по
                 г. Сургуту...........................................................................................38
           2.2 Порядок оформления и рассмотрения результатов выездной      
                 налоговой проверки на условном примере....................................45
           2.3 Методы формирования доказательной базы, используемые в
                 практике  работы ИФНС по г. Сургуту...........................................46
           2.4 Анализ проблем, возникающих у сотрудников ИФНС России по
                 г. Сургуту при проведении выездных налоговых проверок и    
                 предложения по их устранению......................................................50
          Заключение...............................................................................................52
          Список литературы..................................................................................53
          Приложения..............................................................................................55
                                                                                                                                
                                                   Введение 

Выездные  налоговые проверки являются важнейшей  формой налогового контроля, поскольку в результате их проведения складывается наиболее верное представление о деятельности налогоплательщика, а процесс оформления результатов выездной налоговой проверки имеет множество тонкостей и сложностей. Именно поэтому актуальность исследуемой темы сложно переоценить.В последние годы появился ряд работ ученых и специалистов-практиков – Пархачевой М.А., Караханян С.Г., Баталовой И.С., Евгений Сивкова , в которых исследуются проблемы практической деятельности налоговых органов, и, тем не менее, многие проблемы проведения выездных проверок изучены недостаточно и в современных условиях также требуют дальнейшего исследования.
Цель  работы:
- изучение теоретических разработок и практического опыта оформления и рассмотрения результатов выездной налоговой проверки;
- выявление  проблем, возникающих при проведении  ВНП и рассмотрении её результатов;
- разработка  предложений по устранению выявленных  в ходе исследования проблем.
Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть  понятие выездных налоговых проверок;
- выделить  основные критерии отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
- изучить порядок проведения проверки, оформления и рассмотрения результатов проверок;
- ознакомится с основными направлениями деятельности отделов ИФНС России по г. Сургуту;
- раскрыть  порядок документального оформления  выездной проверки на условном  примере;
- выявить  и проанализировать проблемы, возникающие у сотрудников ИФНС России по г. Сургуту при проведении выездных налоговых проверок;
Объектом  исследования являются оформление и рассмотрение  результатов выездных налоговых проверок.
   В курсовой работе были использованы следующие методы исследования:    анализ, сравнение, изучения нормативно-правовой базы, статистический, обобщения и др.
Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первый раздел — теоретический,  состоит из четырёх параграфов. Второй раздел, также включает в себя четыре параграфа. Работа иллюстрирована таблицами, схемами и  13 приложениями. При написании курсовой использовались внутренние документы ИФНС России по г. Сургуту, в частности должностные регламенты и статистические данные.
Список  используемой литературы состоит из 20 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Глава I
                 Теоретические аспекты оформления и рассмотрения               
                          результатов выездной налоговой проверки
1.1 Понятие выездной  налоговой проверки, порядок её   
  проведения и критерии отбора налогоплательщиков    

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных  учетных и иных бухгалтерских  документов налогоплательщика, регистров  бухгалтерского учета, бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка проводится на основании  решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация  или индивидуальные предприниматели  и налоговый орган (его должностные  лица). Однако в выездных проеврках  могут быть задействованы и другие лица, например, эксперты, переводчики, но приглашение таких лиц, как правило, бывает обусловлено инициативой налогового органа.
Цель  выездной налоговой проверки практически  такая же, как и камеральной: осуществление  контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
Срок  проведения выездной налоговой проверки определяется как период времени с даты вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до даты составления справки о проведенной проверке. Хотя законодатель ограничил срок между этими двумя действиями налогового органа, он, тем не менее, предусмотрел для налогового органа возможность приостановить и продлить проверку. Согласно статье 89 пункту 6 НК РФ продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать два месяца. Важно отметить , что как уже говорилось выше, существует возможность увеличения этого срока до четырёх месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Для наглядной демонстрации данной нормы закона можно привести условный пример :
ИФНС по г. Сургуту 1 сентября (вторник) вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика.  
Порядок исчисления срока проведения выездной налоговой проверки:  
   1)началом проведения выездной налоговой проверки является дата вынесения решения,  т.е. 1 сентября (вторник);                
  2)поскольку течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало, двухмесячный срок для проведения проверки начинает течь со 2 сентября(среда);  
    3)два месяца, отведенные для проведения выездной налоговой проверки, заканчиваются 1 ноября (воскресенье);       
  4)поскольку последний день срока приходится на выходной день (воскресение 1 ноября), окончанием срока является первый рабочий день после выходного, т.е. 2 ноября (понедельник). В этот день должна быть составлена справки о проведенной проверке.

Необходимо  обратить внимание на то, что срок проверки течет непрерывно от момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента составления справки. При этом течение срока никак не связано с фактическим нахождением проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, он определяется по двум датам: дата решения о проведении проверки  и дата составления справки [16].
С учетом возможности приостановления и  продления выездной налоговой проверки ее максимальный срок может составить 15 месяцев (2 месяца на проведение проверки плюс 9 месяцев ее приостановки плюс 4 месяца срок для ее продления). Если налогоплательщик не имеет дела с иностранцами, максимальный срок проверки с учетом ее приостановки составляет 1 год.
Выездная  налоговая проверка может быть приостановлена по решению о приостановлении  проведения выездной налоговой проверки, принимаемому руководителем налогового органа или его заместителем, а  затем – возобновлена (п. 9 ст. 89 НК РФ). На этот период приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой, а также – их действия по истребованию документов у налогоплательщика. Более того, на этот период ему должны быть возвращены все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Возобновление проведения выездной налоговой проверки осуществляется на основании решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки.    
Приостановка  возможна только в следующих четырех  ситуациях:  
   1) при необходимости истребования от третьих лиц документов или информации о проверяемом налогоплательщике или информации о конкретных сделках , причем в этом случае приостановка допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого документы (информация) истребуются;  
  2) при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;  
     3) при необходимости привлечения экспертов для проведения экспертиз;               

4) при  необходимости привлечения переводчика  для перевода на русский язык  документов, представленных налогоплательщиком  на иностранном языке.                 
Иных оснований для приостановления выездной налоговой проверки у налогового органа нет.[9,c.120]

Камеральные проверки проводятся по каждой сданной  налогоплательщиком декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), а отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок производится по следующим критериям, указанным в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок:
 1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности) .
    2. Отражение в бухгалтерской или  налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых  периодов .
    3. Отражение в налоговой отчетности  значительных сумм налоговых  вычетов за определенный период .
    4. Опережающий темп роста расходов  над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
    5. Выплата среднемесячной заработной  платы на одного работника  ниже среднего уровня по виду  экономической деятельности в  субъекте РФ .
    6. Неоднократное приближение к  предельному значению установленных  НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы .
    7. Отражение индивидуальным предпринимателем  суммы расхода, максимально приближенной  к сумме его дохода, полученного  за календарный год .
    8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) .
    9. Непредставление налогоплательщиком  пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
    10. Неоднократное снятие с учета  и постановка на учет в налоговых  органах налогоплательщика в  связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми  органами) .
    11. Значительное отклонение уровня  рентабельности по данным бухгалтерского  учета от уровня рентабельности  для данной сферы деятельности  по данным статистики .
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.[19]
   Важно отметить, что с помощью критериев оценки рисков Концепция системы планирования выездных налоговых проверок предлагает налогоплательщикам систематически самостоятельно проверять риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности и с их учетом своевременно уточнять свои налоговые обязательства (разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок).
    Следует подчеркнуть, что критерии носят  рекомендательный характер и не обязательны  для использования налогоплательщиками. Ведь такая обязанность не предусмотрена налоговым законодательством (п. 1 ст. 4 НК РФ).
    Поэтому уточнять налоговые обязательства  необязательно. Но периодически оценивать  риск включения в план выездных проверок, лишним для налогоплательщика не будет.
    По  общему правилу выездную проверку проводит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).
    Исключений  из этого правила два:
    1) проведение выездной проверки  в отношении крупнейшего налогоплательщика.
    В этом случае решение о проведении проверки выносит соответствующая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
    2) проведение самостоятельной выездной  проверки филиала или представительства  организации.
    Здесь решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).
    Согласно  законодательству, выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ).
    Однако  из этого правила есть исключение. Если налогоплательщик не может предоставить инспекторам помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ). Примером данного исключения может служить например такая ситуация: офис налогоплательщика состоит из одного помещения небольшого размера, в котором просто невозможно разместить группу проверяющих инспекторов.
    Кроме того, налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться со всеми документами, которые связаны с исчислением и уплатой проверяемых налогов. При этом подлинники документов в такой ситуации он должен представить непосредственно в налоговый орган (п. 12 ст. 89 НК РФ).
    Важной  особенностью является запрет на проведение более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года:
    - в отношении налогоплательщика  в целом (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ);
    - в отношении филиала или представительства  налогоплательщика-организации (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ). В данном случае имеются в виду самостоятельные выездные проверки указанных обособленных подразделений.
    Налоговым кодексом РФ предусмотрены исключения из этого правила. Третья выездная проверка в течение года будет законной, если:
    1) это повторная выездная проверка  (п. 10 ст. 89 НК РФ).
    2) это выездная проверка в связи  с ликвидацией или реорганизацией  налогоплательщика-организации (п. 11 ст. 89 НК РФ);
    3) это общая проверка налогоплательщика-организации,  которая следует за самостоятельной  проверкой филиала (представительства) данной организации, или наоборот (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ);
    4) это выездная проверка резидента  Особой экономической зоны в  Калининградской области по налогу  на прибыль и налогу на имущество,  которая проводится в связи  с исключением его из единого реестра резидентов, при условии, что проверка назначена не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующих налогов (п. 16.1 ст. 89, п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
      решение о необходимости проведения проверки сверх ограничения принято руководителем ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). С чем может быть связана такая необходимость, НК РФ не определяет.
            Как было указано выше, выездная проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Независимо от того, когда налоговые органы непосредственно приступили к проведению проверки.
    Начинается  проверка с предъявления проверяющими решения о проведении проверки и служебных удостоверений. На основании этих документов налоговые работники получают доступ на территорию (в помещения) (ст. 91 НК РФ).
    Налогоплательщик должен предоставить проверяющим помещение. Если это невозможно, то следует их об этом уведомить. В этом случае выездная проверка может быть проведена по месту нахождения инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
    Однако  важно помнить, что это приведет к некоторым неудобствам, связанным с представлением документов в инспекцию, особенно если их большое количество. На практике довольно часто налогоплательщики арендуют для проверяющих соседний офис или офис в здании неподалеку. Во-первых, это снимает напряжение от постоянного присутствия проверяющих, а во-вторых, избавляет от транспортировки документов в налоговую инспекцию.
    В ходе проверки изучаются нужные документы, производится опрос налогоплательщика, его работников (в том числе руководителя организации и главного бухгалтера). Проверка может быть как выборочная (проверяющие смотрят только определенные документы), так и сплошная.
    Проверяемый налогоплательщик обязан выполнять законные требования налоговых органов при проведении выездной проверки. Также запрещается какими-либо действиями препятствовать законной деятельности налоговых инспекторов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
    В частности, в обязанности проевряемого лица входит обеспечение инспекторам доступ ко всем документам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, в том числе и к подлинникам (Письма Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228, от 25.03.2009 N 03-02-08-20). Важно иметь в виду, что с подлинниками налоговые работники должны знакомиться только на проверяемой территории. Исключение - ситуация, когда выездная проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 12 ст. 89 НК РФ).
    В ходе выездной проверки проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 89, 90 - 97 НК РФ):
    - истребование документов у налогоплательщика,  а также у его контрагентов  и иных лиц, которые обладают  необходимыми документами или  информацией о деятельности налогоплательщика;
    - допрос свидетелей;
    - назначение экспертизы;
    - выемка документов и предметов;
    - осмотр;
    - инвентаризация имущества;
            -привлечение специалиста, переводчика.
          Подробная информация о содержании каждого мероприятия налогового контроля представлена в Приложении 1.
    Сбор  данных заканчивается в последний день срока проверки. Проверяющие составляют и выдают проверяемому лицу справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). Интересная особенность заключается в том, что налгоплательщик не обязан выполнять требования налоговых органов по представлению документов, полученные после даты составления справки. 

          1.2 Оформление результатов выездной налоговой проверки 

  Порядок оформления результатов проверки приведен в статье 100 НК РФ. Любое отступление от этого порядка позволяет налогоплательщику требовать в суде признать недействительным решение, принятое налоговой инспекцией по результатам проверки.                    
   После окончания проверки сотрудник налоговой инспекции составляет справку о проведенной проверке. В ней указываются предмет проверки и сроки ее проведения. Составление справки означает, что проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и не имеют прават далее требовать от него представления документов, проводить допрос свидетелей и осуществлять другие мероприятия налогового контроля на основании решения о проведении данной выездной проверки.[19]

    В то же время необходимо иметь в виду, что отдельные мероприятия могут проводиться и после окончания проверки. Так, при рассмотрении материалов проверки руководитель инспекции (его заместитель) может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). С таким решением налогоплательщика должны ознакомить прежде, чем проводить дополнительные мероприятия.
После получения справки фирма вправе отказаться представлять проверяющим  любые дополнительные материалы, так  как проверка уже закончена.
Форма справки о проведенной выездной налоговой проверке утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ .
    Составляет  и подписывает справку руководитель проверяющей группы. Если проверку осуществляет один проверяющий, он и  указывается в справке как  руководитель проверяющей группы.
    По  закону в справке должны фиксироваться предмет и сроки проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Приказ  устанавливает также дополнительные требования к содержанию справки. Так, в справке должны содержаться  общие сведения о проведенной  проверке: кого проверили, кто проверял и за какой период.
    Все указанные сведения должны соответствовать  данным из решения о проведении выездной проверки.
    Единственное  новое сведение - дата составления  справки. Необходимо обратить внимание на то , что эта дата должна фиксировать последний день выездной проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Поэтому в справке должна быть указана именно дата, когда налоговые работники фактически прекратили проверочные действия.
    При составлении справки существует вероятность допущения ошибок. Важно отметить, что сами по себе нарушения, допущенные при составлении справки, не могут быть основанием для отмены решения по итогам проверки. Ведь п. 14 ст. 101 НК РФ не относит такие нарушения к числу безусловных оснований для отмены решения . Более того, такие нарушения никак не влияют на результаты проверки. Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является необеспечение налоговыми работниками права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Но некоторые из них, если не будут исправлены налоговыми работниками и перейдут в акт выездной проверки, а затем в решение по итогам проверки, могут быть основанием для его отмены.
    Речь  идет о нарушениях по существу, которые  допущены налоговыми работниками в ходе проведения проверки и затем отражены в справке. К таким нарушениям относится в том числе незаконное расширение предмета и периода проверки. Наглядным примером такого нарушения может служить данный пример: согласно решению о назначении проверки ее предметом являются полнота и своевременность уплаты налога на прибыль. В ходе проведения проверки налоговый инспектор выявил нарушения в отношении НДС.
    В справке о проведенной проверке он обозначил предмет как "полнота  и своевременность уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость".
    Если  налогоплательщик заметил в справке такую ошибку, то лучше указать на нее проверяющим.[8,c.206]
    Во-первых, может оказаться, что в справке  допущена опечатка и инспектор успокоит вас, а справку поправит. Во-вторых, инспектор может принять к сведению информацию о том, что решения в подобных ситуациях суды отменяют, и не станет включать свои выводы по другим налогам и периодам в акт проверки. При этом  налогоплательщику необходимо сохранять бдительность в отношении акта проверки - не исключено, что нарушения, не относящиеся к предмету или периоду проверки, все-таки будут внесены в него.
    Особая  ситуация складывается, если налоговый инспектор неверно указал дату справки и (или) дату окончания проверки. Напомним, что дата справки фиксирует окончание проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). С этой даты налоговые работники не имеют права проводить мероприятия налогового контроля в рамках данной проверки без нового решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 6 ст. 101 НК РФ). Следовательно, она должна совпадать с датой окончания проверки.
    Но  на практике возможны расхождения. Например, может быть указана более ранняя дата справки, чем дата окончания  проверки, или наоборот. Или эти  даты могут совпадать, но не соответствовать фактической дате окончания проведения проверки. Конечно, все перечисленные случаи, если это не просто опечатка, свидетельствуют о нарушении нормы Налогового кодекса РФ (п. 15 ст. 89 НК РФ). Однако такое нарушение само по себе, тем не менее, не ведет к отмене решения по результатам проверки (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ).
    Ведь  срок проверки исходя из существующей судебной практики не признается пресекательным. А значит, даже в том случае, если налоговый инспектор будет проводить проверочные действия после зафиксированной в справке даты окончания проверки или после даты самой справки, решение по итогам проверки суд будет рассматривать по существу. И если доначисления, пени и штрафы назначены обоснованно, то решение, скорее всего, оставят в силе.
    Составленную  справку проверяющие должны вручить  налогоплательщику или его представителю  лично (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). Формой справки  предусмотрено поле, в котором  налогоплательщик ставит отметку о  получении справки, в случае если справка вручается непосредственно ему, а не отправляется почтой.
    Справка вручается в тот же день, когда  составляется, т.е. в последний день проведения проверки (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ).
    Например, 30 сентября 2010 г. руководитель группы проверяющих В.А. Листов составил справку о проведенной выездной налоговой проверке. В тот же день справка была вручена руководителю проверяемой организации Н.П. Каменских, что подтверждается подписью Н.П. Каменских в справке.
    В случае если налогоплательщик (его  представитель) уклоняется от получения справки, она должна быть направлена по почте заказным письмом (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае наличия подписи налогоплательщика (его представителя) на справке не требуется.
    Какие действия налогоплательщика следует  расценивать как уклонение от получения справки, не определено ни в Налоговом кодексе РФ, ни в разъясняющих письмах контролирующих органов.
    В общепринятом значении под уклонением понимается намеренное действие (бездействие). Поэтому можно предположить, что  налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, в том случае, если он знает, в какой день налоговый инспектор попытается вручить ему справку, и намеренно избегает с ним встречи.
    Следовательно, если уполномоченное лицо не может  получить справку в день ее составления (по причине, например, отпуска, командировки, болезни), это не означает, что налогоплательщик уклоняется от получения справки.
    Кроме того, возможна ситуация, когда налогоплательщик отказался от получения справки. Налоговый кодекс РФ такой вариант действий отдельно не рассматривает. Полагаем, что такое поведение налогоплательщика может быть приравнено к уклонению от получения справки. Следовательно, в случае отказа налогоплательщика от получения справки она также может быть направлена по почте. В других случаях отправка справки по почте будет неправомерной (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ).
    Однако  на практике справка, которую налогоплательщик по каким-то причинам не смог получить, будет направлена ему по почте  независимо от того, намеренно ли он уклонялся от ее получения или просто не смог явиться за ней по уважительной причине.
    Такое нарушение законодательства, к сожалению, не повлечет за собой серьезных правовых последствий. Ведь нарушение порядка  вручения справки о проведенной  выездной проверке не является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Более того, даже если налогоплательщик совсем не получит справку на руки или получит ее с существенным опозданием, это тоже не будет основанием для отмены решения, принятого по итогам проверки.
    На  практике случается, что налоговые органы вручают налогоплательщику копию справки, а оригинал оставляют у себя. Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ вручению подлежит справка. В данной норме нет упоминания о копии справки. Отсюда можно сделать вывод, что налогоплательщику должен быть вручен оригинал. Кроме того, законодательство не содержит прямых указаний на то, как должна быть заверена копия справки об окончании выездной налоговой проверки.
    В то же время справка о проведенной  проверке прилагается к акту выездной налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе (абз. 13 п. 1.14 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@). При этом в требованиях к составлению акта налоговой проверки не уточняется, остается на хранении в налоговом органе копия справки или ее оригинал.
    В свете сказанного представляется верным составление проверяющим двух экземпляров  справки, один из которых вручается  налогоплательщику, а второй - хранится в налоговом органе, проводившем проверку.
    Однако  и в том случае, если налоговики вручили копию, а не оригинал справки, оспорить решение по итогам выездной проверки только на этом основании  не удастся - права налогоплательщика  не были нарушены. Ведь указанное нарушение не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).
    Налогоплательщик должен получить справку о проведенной налоговой проверке (непосредственно от проверяющих лиц или по почте). В то же время бывают случаи, когда налоговый инспектор по какой-либо причине не предъявляет справку налогоплательщику в нарушение норм Налогового кодекса РФ либо вручает ее не в день окончания проверки, а позже. Зачастую справку получает лицо, которое не имеет на это права.
    По  закону любое нарушение норм Налогового кодекса РФ при проверке может  быть признано основанием для отмены решения налогового органа по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Но на практике отменить решение только потому, что вам не вручили справку (вручили с нарушениями), вряд ли получится.
    Прежде  всего, такое нарушение норм Налогового кодекса РФ не мешает налогоплательщику  участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения. А значит, не является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).
    По  итогам проведенной выездной проверки составляется акт (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.
    Акт составляется в любом случае, даже если нарушений не обнаружено. Этот вывод следует из положений п. 1 и пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ и подтверждается налоговыми работниками (Письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@). В этом случае указывается на отсутствие нарушений налогового законодательства.
    Если  же акт не будет составлен, то решение  по результатам проверки не может  быть принято на законных основаниях. Такой вывод следует из анализа  п. 1 ст. 101 НК РФ, согласно которому решения по результатам проверки выносятся руководителем инспекции (его заместителем) после рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки. Акт составляют уполномоченные сотрудники налоговой инспекции, проводившей проверку (п. 1 ст. 100 НК РФ). По смыслу п. 2 ст. 100 НК РФ уполномоченными являются те инспекторы, которые проводили проверку в соответствии с решением о ее проведении, поскольку именно они подписывают акт.
    Форму акта и требования к его заполнению определяет ФНС России (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства России от 30.09.2004 N 506). Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утверждены форма акта выездной проверки.
    В п. 3 ст. 100 НК РФ перечислены обязательные требования к содержанию акта выездной проверки. Этот перечень существенно дополнен в требованиях к составлению акта налоговой проверки.
    Согласно  указанным нормам акт выездной проверки составляется с учетом следующих  правил.
    1. Акт составляется на бумажном  носителе и должен иметь сквозную  нумерацию страниц (п. 1.2 Требований  к составлению акта налоговой  проверки).
    2. В акте допускаются только исправления, оговоренные и заверенные подписями как проверяющего, так и проверяемого (п. 1.3 Требований к составлению акта налоговой проверки).
    3. Акт составляется на русском  языке, все использованные аббревиатуры  и сокращения должны быть расшифрованы (п. п. 1.2, 1.5 Требований к составлению акта налоговой проверки).
    4. Ко всем стоимостным показателям  в иностранной валюте обязательно  должны быть приведены рублевые  эквиваленты по курсу ЦБ РФ (п. 1.4 Требований к составлению  акта налоговой проверки).
    5. Если проверке подвергалась организация, включая ее обособленные подразделения, то факты, относящиеся к этим подразделениям, отражаются в акте в виде отдельных разделов (абз. 3 п. 1.1 Требований к составлению акта налоговой проверки).
    По  содержанию акт делится на три части: вводную, описательную и итоговую (п. 1.6 Требований к составлению акта налоговой проверки). Подробное содержание каждой из этих частей представлено в Приложении 2.
    Иногда  работники налоговых органов  допускают ошибки и нарушения  при составлении акта выездной проверки. В таких случаях решение по результатам проверки можно успешно оспорить только в том случае, если ошибка из акта повторена и в решении. Сам акт обжалованию не подлежит. И если при составлении решения ошибку исправили, оснований для отмены решения нет. Ведь решение верно по содержанию, и существенных нарушений процедуры проверки налоговые работники не допустили .
      Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся:
    - обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
    - обеспечение возможности налогоплательщика  представить объяснения.
    Все прочие нарушения в ходе проверки могут, но не обязательно являются основанием для отмены решения.
    Рассмотрим, какие нарушения при составлении  акта судебная практика признает основаниями  для отмены решения по итогам выездной проверки.
    1. Фактические ошибки. Речь идет  о ситуациях, когда в акте, а затем и в решении по итогам выездной проверки:
    - искажены факты, свидетельствующие  о совершении налогового правонарушения;
    - не учтены обстоятельства, которые  опровергают совершение налогового  правонарушения;
    - неверно сделаны выводы;
    - сделаны выводы по тем налогам или за те периоды, которые не подлежали проверке согласно решению о проведении выездной проверки;
    - неверно применены или вовсе  не применены нормы права;
    - неверно рассчитаны суммы недоимки, пени, штрафа
    - и т.п.
    То  есть допущены ошибки по существу, когда на самом деле налогоплательщик не совершал вменяемого правонарушения, или совершил, но не виноват, или виноват, но должен бюджету меньше, чем ему доначислили, или налоговики в принципе не могли проверять этот налог или период, и т.п.
    Если  фактические ошибки, допущенные в  акте, не были выявлены и учтены при  рассмотрении материалов проверки и  оказались в решении по итогам проверки, то такое решение можно  успешно оспорить. Такие ошибки могут  быть учтены на стадии рассмотрения материалов выездной проверки.
    2. Формальные нарушения - это нарушения  нормативных требований к содержанию  и оформлению акта.
    Общее правило состоит в следующем: нарушения требований к содержанию акта выездной проверки не являются нарушениями  существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не могут выступать безусловным (единственным) основанием для отмены решения, принятого по итогам проверки. Поэтому, если налоговый орган допустил нарушение требований к содержанию акта выездной проверки, данное обстоятельство будет основанием для отмены вынесенного решения только в совокупности с другими, более существенными обстоятельствами.
    Однако  среди требований к содержанию акта выездной проверки судебная практика выделяет те из них, нарушение которых влечет за собой отмену решения налогового органа (существенные формальные нарушения).
    2.1. Существенные формальные нарушения  влекут отмену решения независимо  от того, прав ли налогоплательщик  по существу или действительно  допустил нарушение налогового законодательства.
    2.2. Несущественные формальные нарушения.  Акт выездной проверки может  содержать опечатки в сведениях  об организации, данных о проверяющих  лицах и налоговом органе, цифрах  и др., может не содержать некоторых  сведений, которые предписаны формой, и т.п.[16]
    Согласно  п. 1.12 Требований к составлению акта налоговой проверки акт выездной проверки составляется в трех экземплярах:
    - один хранится в налоговой  инспекции;
    - другой вручается налогоплательщику;
    - третий направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.
    В скольких экземплярах должен быть составлен  акт, в случае если проверка проходила  без привлечения работников органов  внутренних дел, в Требованиях к  составлению акта налоговой проверки не сказано. Очевидно, что двух экземпляров в такой ситуации достаточно: экземпляр налоговой инспекции и экземпляр налогоплательщика.
    При проведении повторной проверки в  порядке контроля за деятельностью  налогового органа акт составляется в трех экземплярах (по экземпляру для вышестоящего, нижестоящего налогового органа и налогоплательщика). Если же к повторной проверке привлекались сотрудники органов внутренних дел, то потребуется, соответственно, четыре экземпляра акта (абз. 2 п. 1.12 Требований к составлению акта налоговой проверки).
    В любом случае один экземпляр акта налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику.
    Например, налоговая инспекция совместно  с органами внутренних дел провела  выездную проверку организации "Бета". По результатам проверки был составлен  акт в количестве трех экземпляров. Один экземпляр был вручен организации "Бета", второй - оставлен на хранение в налоговой инспекции, третий - направлен в адрес органа внутренних дел, участвовавшего в проведении проверки.
    Поскольку проверяющими изготавливается несколько экземпляров акта проверки, то  они должны быть идентичными, включая все приложения к акту. Поэтому при подписании акта целесообразно проверить идентичность его экземпляров.[19]
    Акт вручается под расписку или передается иным способом, удостоверяющим дату его получения (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ).
    При личном вручении, как правило, это  оформляется следующим образом. На последней странице экземпляра акта, хранящегося в налоговом органе, делается запись о дате вручения акта налогоплательщику (его представителю). Эта запись заверяется налогоплательщиком (представителем) (п. 1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки). Зачастую на практике такая отметка делается на всех экземплярах акта. 

            1.3  Рассмотрение материалов  выездной налоговой проверки
                                             и принятие решения 

    Если  налогоплательщик не согласен с актом выездной проверки, то он может подать письменные возражения на него (п. 6 ст. 100 НК РФ) или изложить доводы в свою защиту непосредственно при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
    Налогоплательщик  имеет право представлять налоговым  органам пояснения по актам проверок . В частности, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, которые содержатся в акте выездной проверки, он может представить в налоговый орган свои письменные возражения .
    Представление возражений - право, а не обязанность  налогоплательщика. Поэтому налогоплатнльщик может и не подавать возражения. Это не лишит его права участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять свои объяснения . Более того, если в дальнейшем налогоплательщик будет обжаловать решение налогового органа по результатам проверки в суде, то он имеет право представить свои аргументы и в судебном заседании. При этом не имеет значения, возражал налогоплательщик налоговому инспектору до принятия решения или нет (ст. 41 АПК РФ).
    К возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие документы  или их заверенные копии . Это право налогоплательщика. Прилагать документы он не обязан.
    Однако, если налогоплательщик подает возражения, значит, хочет попытаться отстоять свои права на стадии вынесения решения по результатам проверки. Следовательно, лучше документы представить. Это сделает его аргументы более обоснованными. Налоговый кодекс РФ никак не ограничивает перечень подтверждающих документов. Налогоплательщик может представить любые документированные доказательства, которыми он располагает. Как правило, речь идет о документах (в первую очередь первичных), оформляющих ту или иную сделку или операцию налогоплательщика, которые по каким-либо причинам не обнаружены налоговыми инспекторами в ходе проверки.
    Возражения  представляются в налоговый орган, проводивший проверку. Руководитель налогового органа (или его заместитель) наряду с другими материалами проверки рассматривает поданные возражения. После этого он принимает решение по результатам проверки. Следовательно, представлять возражения в вышестоящий налоговый орган не следует. Они не будут рассмотрены, поскольку это не предусмотрено процедурой проведения проверки и принятия решения по ее результатам . Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ на представление возражений налогоплательщику отведено 15 дней со дня вручения акта. Отсчет указанного срока начинается со дня, следующего за датой вручения акта. Срок исчисляется в рабочих днях.
    В соответствии с положениями ст. 100 НК РФ налоговые органы обязаны прикладывать к акту проверки материалы, которые  были собраны при ее проведении. К акту должны быть приложены протоколы допросов, заключения экспертов, другие документы, которые подтверждают выявленные нарушения налогового законодательства. Исключение предусмотрено для документов, полученных непосредственно от проверяемого лица: их прикладывать к акту не обязательно (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Таким образом, у налогоплательщиков есть возможность ознакомиться с материалами проверки до того, как их рассмотрит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и по ним будет принято решение. Соответственно, налогоплательщики могут учесть эти материалы при подготовке возражений на акт проверки. В силу п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) материалов выездной проверки.
    Этому праву корреспондирует обязанность налогового органа уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки.[10,c.270]
    Если  же налоговый орган не обеспечил  проверяемому лицу право на участие в рассмотрении материалов проверки, то его решение подлежит отмене на основании абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ. Из этого исходит и судебная практика (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07, ФАС Московского округа от 15.07.2009 N КА-А40/6438-09).
    До  рассмотрения материалов выездной проверки по существу налоговый орган обязан разъяснить налогоплательщику его права и обязанности (пп. 4 п. 3 ст. 101 НК РФ). Соответственно, у него есть право требовать это от налогового органа. В противном случае налоговый орган нарушит процедуру рассмотрения материалов выездной проверки. В то же время к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки такое нарушение не относится. Поэтому оспорить решение по итогам выездной проверки на данном основании не получится.  Решение по результатам налоговой проверки подлежит безусловной отмене, если проверяющие нарушили право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения.
    В ходе рассмотрения материалов выездной проверки руководитель налогового органа до вынесения итогового решения по ее результатам может вынести одно из следующих промежуточных решений:
    1) решение об отложении рассмотрения  материалов налоговой проверки;
    2) решение о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля;
    3) решение о продлении рассмотрения материалов налоговой проверки.
Из пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ следует, что налоговые работники обязаны ознакомить налогоплательщика с такими решениями.
  По итогам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    Налоговые органы обязаны вручить налогоплательщику копию соответствующего решения. Если они этого не сделают, решение не вступит в силу (п. п. 9, 13 ст. 101 НК РФ). Следовательно, в такой ситуации налогоплательщик может его не исполнять.
    При этом решение должно быть вручено  в течение пяти рабочих дней с  момента его вынесения (подписания). Однако нарушение этого срока никак не влияет на правомерность решения и вашу обязанность его исполнить. Ведь решение вступит в силу по истечении 10 дней с момента вручения. Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщикам право на обжалование ненормативных актов налоговых органов. К таким актам относится и решение, которое руководитель налогового органа (его заместитель) принимает по итогам рассмотрения материалов выездной проверки. Право на обжалование данного решения налогоплательщик должен реализовывать с учетом особенностей, установленных  ст. 101.2, 137 - 139 НК РФ.
    Подпункт 9 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщику  право получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов. Из пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ следует, что налоговые работники обязаны представить налогоплательщику копии акта и решений налогового органа на основании его заявления (см. также Письмо Минфина России от 20.11.2008 N 03-02-07/1-468).
    При этом факт ознакомления налогоплательщика  с актом налоговой проверки и (или) решениями налогового органа не лишает его права на получение копий указанных документов. Таким образом, даже если налогоплательщика уже ознакомили с актом проверки (решением налоговой инспекции) и вручили его экземпляр или копию, он вправе обратиться в инспекцию повторно за копией соответствующего документа. В то же время на итоги проверки нарушение вашего права получить копии акта или решений проверяющих никак не повлияет. Ведь безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является только нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения. 
 
 
 
 

        1.4 Привлечение налогоплательщика к ответственности
                              за совершение налоговых правонарушений 

После истечения пятнадцатидневного срока, отведенного налогоплательщику для представления возражений по акту, все материалы по проверке передаются руководителю (заместителю руководителя) налоговой инспекции. В течение 10 рабочих дней он должен рассмотреть их и принять решение. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте  рассмотрения материалов налоговой  проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.      
  Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.[16]        
    Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. Если налоговая инспекция этого не сделала, налогоплательщик может в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение его прав и выиграть спор.

По результатам  рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции или его  заместитель может принять следующие  решения: 
     - привлечь налогоплательщика к ответственности за выявленные нарушения; 
- не привлекать налогоплательщика к ответственности; 
        - провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения  факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. 
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

В решении  о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности  лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверк
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.