Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная политика государства. Значение и функции социальной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и науки Российской Федерации
   ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ имени первого  президента России Б.Н. Ельцина»
                                                                          
 

            Факультет экономики                                                     Кафедра
                    и управления                                          общей экономической теории
         
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА 

       на  тему: Социальная политика государства 

   по  дисциплине: Экономическая  теория 

   Нормоконтроль:
   Научный руководитель:   Бучинская Ольга Николаевна             _____________
                                                Подпись 

   Курс, группа: 1 курс, ЭУ-190202
   Студент:     Беринцева Анна Алексеевна                                        _____________
                                                                                                                                                                   Подпись 

   Работа  защищена на оценку:       ______________________________________
   Члены комиссии:     _______________________________            _____________
                                                                                                                                                               Подпись
                                      _______________________________             _____________
                                                                                                                                                               Подпись 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Екатеринбург
   2010
   Содержание:
   Введение  …………………………………………………………………...3 – 5
   §1 Значение и функции социальной политики ………………………….6 – 10
   §2 Основные проблемы соц. сферы России:
     2.1. бедность, доходы населения ………………………………………11 – 13
     2.2. инфляция …………………………………………………………...13
     2.3. валовой национальный продукт …………………………………..14
     2.4. ЖКХ …………………………………………………………………15 – 16
     2.5. политика государства на рынке труда …………………………….17 – 20
     2.6. гос. соц. гарантии и страхование…………………………………...20 – 26
   §3 Меры по модернизации соц. сферы России:
     3.1. сравнение социальной политики Медведева и Путина ……………27 – 29
     3.2. меры по улучшению соц. политики…………………………………29 – 34
   Заключение…………………………………………………………………….35
   Приложения…………………………………………………………………..36 – 37
   Список  использованной литературы………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
  В любой  стране, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.
  В странах  с рыночной экономикой степень вмешательства  государства и его органов  в экономическую деятельность предприятия  и предпринимателей меньше, чем в  странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер. 
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций и т.д. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена частной, акционерной, коллективной собственностью на средства производства, включая землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления. 
Государственное регулирование экономики может быть направлено на ограничение или подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности (например, производство и торговля наркотиками, оружием) и может быть направлено на поддержку некоторых форм предпринимательства (содействие фермерским хозяйствам, поддержка малых форм экономической деятельности, освобождение от налогов благотворительных пожертвований). 
В широком смысле слова социальным называют все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Также существует более узкая область экономики, которая связана с социальными явлениями, называемая социальной сферой. К ней относятся экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с образом жизни людей, потреблением населения материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, общества в целом. 
Уже из этой общей характеристики социальной сферы видно, что социальная экономика чрезвычайно многогранна, охватывает обширный круг экономических объектов и процессов. Прежде всего, эта часть экономики связана с потреблением благ и услуг.

  В зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоёв и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая, в первую очередь, денежные доходы населения – это всё вопросы социальной экономики. 
Мера соответствия доходов и расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляет предмет социальной экономики.

  Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; укрепление здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.
  Социальная  политика и социальная работа взаимосвязаны  и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.
  И в настоящее  время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное  состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему  «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной России было прогрессивным).
  И так  как я хочу, чтобы страна, в  которой я живу, была высокоразвитой во всех смыслах, в том числе и  в социальном плане (хотя в принципе одно без другого невозможно), я решила всесторонне изучить данную проблему, выбрав для этого тему социальной политики для своей курсовой работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Значение и функции соц. политики
   Социальная  политика – это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий, с учетом особенностей различных групп населения страны, проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку. Социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
    Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Социальная политика может быть слабой, деформированной, потому что в широком смысле социальная политика – это система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества. Цель этих взаимодействий – благосостояние человека, его социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
    Т.е., социальная политика – это многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС) – систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:
    отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
    рынок труда, занятость, безработица;
    социальное партнерство;
    социальная защита;
    оплата и охрана труда;
    социальное страхование;
    пенсионная система и др.
 
   Социальная  политика по конституции РФ (часть 1, статья 7):
    1. Российская Федерация - социальное  государство, политика которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.
    2. В Российской Федерации охраняются  труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер  оплаты труда, обеспечивается  государственная поддержка семьи,  материнства, отцовства и детства,  инвалидов и пожилых граждан,  развивается система социальных  служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии  социальной защиты.
    Социальная  политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется "лицо в лицо с конкретным человеком", как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.
    На  уровне органов управления городами и районами субъектов Федерации  накоплен колоссальный банк идей, предложений и рекомендаций по стратегии и тактике проведения социальных реформ, эффективной реализации социальной политики.
    Баланс  социальной и экономической политики представляет собой соотношение  целей развития общества и средств  их достижения. Конкретными формами  этого баланса являются соотношения  между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.
    Объектом  социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.
    Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, она способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114, пункт 1в) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. 

   Основные  функции соц. политики:
    обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций;
    обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических периодах. Суть в том, чтобы распределить участие социальных классов в политических решениях, так, чтобы оно удерживало доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти, и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти;
    обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел;
    налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки – эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение;
    обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
    обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§2 Основные проблемы соц. сферы России
   2.1. Бедность, доходы  населения
Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Причины возникновения бедности:

    экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
    социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),
    демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),
    социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),
    образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
    политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
    регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Направления и механизмы снижения уровня бедности

    создание  условий для роста производства и, соответственно, тем самым для  увеличения денежных доходов населения,
    поддержание макроэкономической стабильности,
    проведение антиинфляционной политики,
    установление минимального размера оплаты труда,
    разработка социальных программ и механизмов их реализации.
  Всемирный банк (ВБ) 22 сентября 2004 года представил свой «Доклад по оценке бедности» в России. По его оценкам, за период с 1997 по 1999 год бедность в России выросла с 24,1 % населения (35,3 млн. человек) до 41,5 % (60,5 млн.). Затем, с 1999 по 2002 год, России удалось сократить бедность более чем вдвое — до 19,6 %. Безработица за это время сократилась с 13,2 до 8,2 % трудоспособного населения, а средняя зарплата выросла на 15 %. Бедные в России — это чаще всего трудоспособные жители сёл и маленьких городов, имеющие детей. Очень высока доля проживающих ниже официальной черты бедности среди работников образования, культуры и здравоохранения. По данным ВБ, лишь 8 % транспортных субсидий достаётся 20 % беднейших граждан страны, тогда как 20 % богатейших получают 30 % таких субсидий. А объём жилищных пособий, получаемых самыми богатыми, в 2,1 раза больше помощи, достающейся беднякам. Одной из существенных проблем современного российского общества является большое различие в доходах граждан. В таблице №2 приведены данные по соотношению 10 % самых богатых к 10 % самых бедных (децильный коэффициент):
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение. Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Динамика средней заработной платы и прожиточного минимума в России отображена в таблице 1.
Доходы  жителей России.
  В России, по данным Boston Consulting Group, в 2006 году было 440 000 домохозяйств с активами более 100 000 долларов, общее богатство домохозяйств увеличивается в среднем на 22,5 % в год, по итогам 2006 года составило 540 млрд. долларов[180]. 60,1 % активов российские домохозяйства держат в денежной форме (португальские — 59,5 %, чешские — 62,5 %, венгерские — 72 %).
  По данным «Ренессанс капитал управление инвестициями»  ранее публиковавшиеся данные говорят, что в России около 7 млн. домовладений имеют доход более 30 000 долларов в год, их доходы выросли за прошлый год на 65 %, доходы домохозяйств-миллионеров росли несколько быстрее. Для богатых домохозяйств в России характерно консервативное инвестирование средств, доля рискованных инвестиций не превышает 30 %.
  В 2007 году «Росгосстрах» опубликовал исследование доходов обеспеченных жителей России. Согласно этому исследованию, в России жило 5 млн. семей с доходом свыше 30 тысяч долларов в год. Если считать, что средний размер семьи в России составил 2,7 человека, то, следовательно, было около 13,5 млн. жителей России с высокими доходами. Семей-миллионеров было 160 тысяч, а семей с доходом свыше 5 млн. долларов — 12 тысяч. 80 % семей-миллионеров жило в Москве и Московской области. Всего обеспеченных россиян за 2006—2007 стало больше на 60 %, заметнее остальных выросла группа с доходом 30—100 тысяч долларов — на 71 %, самая высокодоходная группа — с доходом свыше 5 млн. долларов, увеличилась наполовину.
2.2. Инфляция
  Инфляция — процесс общего роста цен, приводящего к снижению покупательной способности номинальной денежной единицы. Различают медленную инфляцию (обычно при этом индекс цен растет в пределах 4—6% в год), ускоренную инфляцию (ее называют еще инфляция двузначных процентов) и гиперинфляция. Примером последней было катастрофическое обесценение рубля вначале 20-х гг.
  В период с 1999 года по 2009 год инфляция в России неуклонно снижалась с 36 % до 8,8 %, за исключением 2008 года, в который она составила 13,3 %. Экономист Андрей Годзинский в феврале 2006 года заявил, что инфляция в январе 2006 года является следствием действий правительства и ЦБ РФ.
  2.3. Валовой национальный  продукт
  Валовой национальный продукт (англ. Gross National Product), общепринятое сокращение — ВНП (англ. GNP) — совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Иными словами, ВНП – это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг. ВНП, наряду с валовым внутренним продуктом, является базовым, наиболее целостным и обобщающим макроэкономическим показателем, поскольку объёмы производства позволяют оценить экономическую мощь данной страны. Чем выше ВНП, тем, следовательно, больше продукции выпускают отрасли народного хозяйства.
  Номинальный ВНП есть ВНП в текущих (абсолютных) ценах, он не позволяет делать различия между изменением физического выпуска  и изменением цен. Реальный ВНП есть ВНП в постоянных ценах (ценах базового года).
  В России за 1991-96 гг. реальный ВНП упал примерно вдвое, тогда как номинальный ВНП рос гигантскими шагами, что является следствием значительной инфляции. ВНП часто пересчитывают на душу населения. В 1989 г. этот показатель составлял 3300 долл. для России. В России теневая экономика достигает 40%. Теневая экономика – это экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. В ВНП входят: потребление и сбережения населения, налоги, государственные расходы (государственные закупки товаров и услуг + трансферты), инвестиции.
  2.4. ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство)
  Жилищно-коммунальное хозяйство — комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
  ЖКХ подразумевает:
    Водопровод — устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды
    Канализация — отведение сточных вод
    Капитальный ремонт зданий
    Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
    Теплоснабжение — обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
    Сбор, вывоз и утилизация мусора
    Содержание придомовых территорий (благоустройство)
    Электроснабжение.
    Реформа ЖКХ:
  проводится  правительством России; подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Предпосылками к реформе является высокий физический износ котельных (55 %), коммунальных сетей водопровода (65 %), канализации и тепловых сетей (63 %), электрических сетей (58 %), водопроводных насосных станций (65 %), канализационных насосных станций (57 %), очистных сооружений водопровода (54 %) и канализации (56 %). Невозможность содержать ЖКХ заставляет власти переложить бремя расходов на население. Стоимость реформы оценивают в 3 триллиона рублей. Смысл реформы заключается в том, что власти пытаются сбросить с себя ответственность за состояние ЖКХ.
  Реформа направлена на:
    перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения;
    привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий;
    модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства;
    сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.
  По новому Жилищному Кодексу с 1 марта 2005 г. оплата жилищно-коммунальных услуг в РФ осуществляется в 100 % объёме, что в среднем по Российской Федерации влечет увеличение расходов населения примерно на 20—25 %.
   В начале 2006 г. «в регионах России началась всероссийская акция протеста против повышения цен на услуги ЖКХ, организованная КПРФ совместно с 30 другими политическими и общественными движениями. В Красноярске на улицы вышли около пяти тысяч человек, митинг в Хабаровске собрал примерно полторы тысячи участников. Акции прошли во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском», сообщает телеканал НТВ. «Митинговавшие потребовали ограничить плату за жилье и жилищно-коммунальные услуги 10 процентами суммарного семейного бюджета, а также отремонтировать жилой фонд, подъезды, системы тепло- , водо- и электроснабжения за счет бюджета, прежде чем передавать их на баланс жильцам», агентство «Интерфакс». Заместитель председателя ЦК КПРФ, руководитель объединенного штаба протестных действий Владимир Кашин сообщил, что на основе резолюций митингов организаторы акции составят петицию и направят ее президенту и правительству России. Кашин не исключил, что в дальнейшем выступления против повышения цен на услуги ЖКХ примут более радикальные формы.
   Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса сегодня обусловлено неэффективной системой управления, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. 
   Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. В то же время капитального ремонта требует все больше многоквартирных домов во всех регионах России, и год от года увеличивается число зданий, относящихся к ветхому и аварийному жилищному фонду. И если уже сегодня не принимать мер по сохранению построенного жилья, общее состояние сектора будет ухудшаться.

  Тарифы  на электроэнергию, цены на природный  газ, тепло и воду определяют тенденции  и наглядно отражают состояние российской и любой другой экономики. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в 2009 году выросли на 19,6% при инфляции 8,8%, об этом свидетельствует данные Росстата, опубликованные на официальном сайте.
  В декабре  тарифы на услуги ЖКХ выросли на 0,2%.
  Более всего  в 2009 году подорожало электроснабжение — на 24,9%. Также значительный рост продемонстрировали горячее водоснабжение (24,3%), вывоз мусора (24,2%) и газоснабжение на (24,1%). 

   2.5. Политика государства на рынке труда
  Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
  На  современном этапе развития экономики  рынок труда представляет собой  систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
   Оценка  государственной политики и программ на рынке труда.
  Поскольку и по сей день существуют «провалы рынка», государству приходится вмешиваться в процессы, которые протекают в экономике. Ситуация на рынке труда всегда была далека от желаемой, поэтому и существуют государственные программы, направленные, например, на снижение безработицы или улучшение условий для молодежи, пенсионеров и т.д. И все эти программы нуждаются в оценке, которая не только бы предоставляла чиновникам информацию по возможному проведению новых программ, но и корректировала бы текущие.

Виды государственных  программ:

    Чаще всего, программы на рынке труда разделяют  на две категории:
    «Пассивные» программы (passive labour market policy). Подобного рода программы включают в себя такие аспекты, как: изменение уровня поддержки со стороны государства (социальные выплаты, пособия по безработице), изменение периода выплат и т.д.
    «Активные» программы (active labour market policy). Это меры, предпринимаемые государством для того, чтобы помочь безработным найти работу на постоянной основе. Сюда относят государственную службу занятости, различные программы по профессиональной подготовке безработных, а также субсидии, стимулирующие занятость (налоговые льготы или субсидии для компаний).

Специфика проведения оценки

Эконометрические  методы в оценивании программ:

    Метод средних – происходит сравнение среднего значения некоторой характеристики участников программы и тех, кто в ней не участвовал. Недостатком этого метода является выбор контрольной группы: не всегда правильно выбирается группа, сравнение с которой могло бы отразить влияние программы.
    Метод наименьших квадратов (МНК) – стандартная регрессия, метод наименьших квадратов. Выбор индивидов, которых можно соотнести по формальным характеристикам. В отличие от предыдущего метода предполагает контроль значений переменных. В данном случае происходит "уравнивание" индивидов в группе, что не отражает реальной ситуации. Недостатком этого метода, как и других, является наличие ненаблюдаемых переменных (переменные, которые не влияют на участие в программе, но влияют на результат). Кроме того, ненаблюдаемые переменные иногда сильно различаются у людей, входящих в группу участников и тех, кто туда не входит.
    Метод подбора контрольной группы (matching) – проведение сравнения по аналогии: показатели человека из группы участников сравниваются с аналогичными человека из тех, кто не принимал участия в программе. При этом у сравниваемых должны быть сопоставимые характеристики. Например, это люди, занятые в одной отрасли, одного возраста, один из которых почему-то не участвовал в программе. Недостаток данного метода - статистическая сложность самой процедуры (особенно если большая база данных).
    Метод регрессии с переключением режимов – для группы участников и тех, кто не участвовал в программе, задается система из трех уравнений: первое - определение вероятности участия в программе, второе и третье - зависимость наблюдаемого показателя от некоторых характеристик. Такой метод позволяет определить влияние ненаблюдаемых характеристик

Ситуация в  России.

   Оценка  эффективности государственных  программ на рынке труда в России, безусловно, есть. Но пока только на региональном уровне. Так, например, в Воронеже и Челябинске была проведена оценка программ переподготовки безработных, в Ростове-на-Дону - оценка программ профессионального обучения и переподготовки безработных с использованием квазиэкспериментальных структур оценки. Однако, как можно заметить, программы эти кусочные, т.е. охватывают только отдельные аспекты реализации программ. Возможно, в скором будущем будет выработан единый механизм, как на региональном, так и на федеральном уровне, который позволит встроить систему оценки в процесс принятия решений относительно проводимых программ.
   2.6. Гос. соц. гарантии  и страхование

Социальные  гарантии (фр. garantie, лат. garantir — обеспечить, охранять) –

материальные  и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества. К основным С.г. относятся право на труд, отдых, жилище, образование, медицинскую помощь. С.г. призваны компенсировать в той или иной мере неблагоприятные особенности жизненного положения отдельных категорий работников и членов их семей, таких социально-демографических групп, как женщины, молодежь, пенсионеры и др. Одна из основных форм реализации С.г. в период экономического кризиса — социальная защита наиболее уязвимых слоев и групп населения. Система С.г. включает в себя три основные структурные подсистемы. Это гарантии человека (работника, индивида) в процессе:  
а) производства (обеспеченность работой, право на предпринимательство, на собственность, охрана труда и т.д.);  
б) распределения (минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, ликвидация монополизма в ценообразовании, те или иные льготы и привилегии, связанные с характером и содержанием труда);  
в) потребления (доступ к социально-минимальным благам, пособия, дотации, право на получение благотворительной помощи, реабилитационной поддержки и т.д.).
   Необходимость социальных гарантий и, соответственно, социальной защиты населения обусловлена  развитием общества, действием имманентной  ему сложной совокупности факторов объективного и субъективного порядка, формирующих социальную составляющую данного общества.
Законодательно  определены основные гарантии в области  условий и охраны труда, в том числе 40-часовая продолжительность рабочего времени и 5-дневной рабочей недели, продолжительность отпуска, нормы выдачи специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты; порядок и размеры возмещения вреда, причиненного работнику увечьем или профзаболеванием и др.
Приняты важные нормативные документы: Федеральный  Закон “О прожиточном минимуме в  Российской Федерации” от 24 октября 1997 года (с изм. от 27 мая 2000 года). Федеральный  Закон “О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации” от 20 ноября 1999 года, Федеральный Закон “О государственной социальной помощи” от 17 ноября 1999 года и др.
Функционирует система исполнительных органов  социального страхования, система пенсионного и других видов социального обеспечения; законодательно определены социальные гарантии в области образования, здравоохранения и культуры.
Одиннадцати категориям граждан, в том числе героям войны  и труда, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств, блокадникам Ленинграда и другим установлены социальные гарантии, льготы и выплаты вне зависимости от среднедушевого дохода получателей.
Для двадцати восьми категорий граждан, в том числе  инвалидов всех групп, ветеранов труда, детей, беременных женщин определены меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации. Наряду с этим 36 категориям лиц предоставляются льготы по профессиональному признаку.
Создана и функционирует  система государственных органов, регулирующих социально-трудовые отношения, а также система органов и механизмов социального партнерства (профсоюзы и союзы предпринимателей), включая трехсторонние комиссии, генеральные, отраслевые и региональные соглашения и коллективные договоры на предприятиях и в учреждениях.
Но все это  пока не отвечает требованиям уровня и качества жизни граждан социального государства…
Конечно, решение  социальных задач можно осуществлять только при наличии сильной и  эффективной социальной рыночной экономики. Но социальные задачи не должны решаться по остаточному принципу и откладываться  на потом, когда экономика накопит  ресурсы.
Социальная и  экономическая политика взаимосвязаны, взаимообусловлены, а человеческий фактор при этом является приоритетным и для вложения инвестиций, и для оживления, и для подъема экономики. И в этом суть и особенность социального государства, которое не отдает организацию и устройство социальной и экономической жизни на откуп рыночной стихии, не уходит из этого поля и не занимает позиции “ночного сторожа”, а присущими государству правовыми, экономическими мерами и действиями следит за индексом активности в этих сферах, не допуская, чтобы эгоизм и стяжательство, недобросовестная конкуренция, теневая экономика, социальное неравенство, обнищание и другие пороки утверждались в обществе, а лишались бы питательной среды правовыми мерами и личным примером государственных служащих всех рангов и уровней.
     Страхование – это  отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
    Обязательное  страхование – это такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. ГК РФ (ст. 927) предусматривает обязательное государственное страхование, которое осуществляется страховыми организациями за счет средств государственного бюджета, и обязательное страхование, которое должно осуществляться за счет иных источников. Например,
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.